282
РЕЦЕНЗИИ
«(Методология и методы изучения миграционных процессов»: междисциплинарное учеб. пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М.: ФГУП ««Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2007. 370 с.
Современные демографические процессы диктуют необходимость поиска новых путей реализации политики в сфере занятости. В связи с этим актуальными становятся исследования характера влияния миграционных процессов на формирование рынка труда. Миграция как социальное явление всегда была в центре внимания исследователей, определяющих ее место в системе общественных отношений, и актуализировала различные подходы к способу исследования этого процесса. В этом отношении можно приветствовать выход в свет издания под редакцией известных российских ученых.
Авторы рецензируемого издания затрагивают актуальную проблему методологии анализа миграционных процессов, так как современная демографическая ситуация определяет поиск новых подходов в регулировании миграции населения. Книга состоит из введения, двух частей, одна из которых, что особенно ценно для публикаций такого рода, — это статьи зарубежных и российских ученых по теоретическим аспектам изучения миграционных процессов. Предваряет главы книги предисловие создателей пособия, в котором поднимается вопрос о необходимости преподавания миграционной проблематики в высших учебных заведениях, включения специальных курсов в образовательные программы и учебные планы по подготовке специалистов по социальным професси-
ям. Одновременно авторы отмечают существующий дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы компетентно разбираться в миграционных процессах, понимать специфику работы с мигрантами, формировать миграционную политику. Подобный посыл определяет ценность учебного пособия для создания механизма регулирования миграции, основанного на теоретических и практических разработках ученых и специалистов в данной области знания.
Социологический анализ явления требует проработки основных понятий в категориях консенсуса и конфликта, что позволяет сравнить теоретические подходы к определению миграции населения в системе общественного устройства, а рассмотрение подходов микро- и макроуровней поможет определить социологические подходы к изучению этого социального явления. Вопросам определения понятий посвящена первая часть учебного пособия, в которой на основе обобщения западной литературы осуществлен анализ миграционных процессов, определяются методология и основные методы сбора данных.
Авторы пособия акцентируют внимание на необходимости поиска точек соприкосновения в изучении основных критериев миграции, междисциплинарном ее исследовании.
Кризисная демографическая ситуация предполагает поиск источника трудоспособного населения в по-
токах миграции, поэтому необходим критический анализ современной миграционной ситуации. С позиции конфликтологического направления исследователи рассматривают в рецензируемом учебном пособии миграцию как следствие неравномерного распределения ресурсов, вследствие чего человек принимает решение о переезде для улучшения своего благосостояния. Вместе с тем миграция является причиной усиления конфликтной ситуации, когда мигранты становятся объектом угнетения, находясь в бесправном положении, относительно условий и оплаты труда. Так, в пособии миграция рассматривается как режим, обеспечивающий современный экономический порядок. Особое внимание уделяется качественной трансформации миграционных процессов и превращению миграции в механизм распространения эксплуатации дешевого труда мигрантов.
Определяются характеристики современного миграционного режима, обеспечивающего функционирование современного экономического порядка, отличительными чертами которого являются массовая нелегальная миграция, торговля людьми, развитие сексуальной занятости мигрантов на рынках труда принимающих стран, низкая оплата труда мигрантов. Делается вывод о неэффективном и иррациональном развитии миграции в мире, корректировке миграционного режима в рамках концепции миграционного менеджмента, предполагающего делегирование государством функций управления миграцией бизнес-структурам и гражданскому обществу. С нашей точки зрения, здесь уместно добавить социальную работу в сфере
миграционной политики и подготовки соответствующих специалистов в этой области.
Предлагается два возможных сценария развития России в условиях демографического кризиса: без иммиграции (итогом такового предполагается социальная дестабилизация, обострение политической обстановки) и сценарий, допускающий замещающую миграцию, итогом которого предполагается экономический рост, сопряженный с возможным ростом конфликтов на этнокультурной почве. Оба варианта неизбежно влекут за собой рост социальной напряженности, но конфликтная плоскость различна, в первом случае — это линия «богатые — бедные», во втором случае ведущим будет этнический фактор.
В пособии четко делается акцент на необходимости анализа аспектов успешной интеграции мигрантов в новый социум, первостепенными полагаются вопросы интолерантности принимающего населения, предпосылок самоизоляции мигрантских общин, дискриминационных социальных практик. Это направление исследования миграционных процессов является чрезвычайно важным для российского социума, так как успешная интеграция мигрантов в новое социокультурное окружение, готовность принимающего населения к неизбежным изменениям позволят избежать возможных негативных последствий миграции населения.
В первой части рецензируемого пособия составителями предлагаются теоретические разработки западных исследователей, анализирующих миграцию. Убедительно звучат доводы авторов о необходимости разработки научной дисциплины по
исследованию миграции на основе интеграции имеющегося опыта в различных социальных науках. Статьи российских авторов представляют собой критический подход к анализу миграционной ситуации в стране, сформулированы выводы о необходимости корректировки государственной миграционной политики с учетом перспектив демографического развития.
Вторая часть учебного пособия предлагает вниманию читателя анализ миграции в различных социальных науках: демографии, социологии, экономики и политологии. Авторы дают политическую оценку миграционным процессам, акцентируют свое внимание на первостепенном значении экономических факторов в исследовании миграции, ее влиянии на экономику принимающей стороны.
В статье о социологических подходах к изучению миграции сделана попытка сравнения перспектив применения качественных и количественных методов социологического исследования миграционных процессов. В ходе анализа специфики методологических подходов в исследовании миграции авторы статьи подробно описывают применяемые методы и методологию социологического исследования. В данном
случае авторы, на наш взгляд, несколько увлекаются методической частью, что в некоторой степени уводит читателя от основной темы учебного пособия.
Основным вопросом авторов учебного пособия является рассмотрение миграции в рамках преподавания в высших учебных заведениях. Примечательно, что учебные пособия, выделяющие миграцию как объект социального анализа, в последние годы появляются чаще, что свидетельствует о возросшем интересе исследователей к этому вопросу. Забота о повышении грамотности населения в проблемах миграции реализуется через институт образования, что вызвано необходимостью выделения миграции в отдельную дисциплину преподавания в высших учебных заведениях. Значение поднимаемых в учебном пособии вопросов определяет необходимость формирования междисциплинарной учебной дисциплины, анализирующей миграцию, которая позволит подготовить соответствующие кадры.
В. Н. ЯРСКАЯ,
доктор философских наук, профессор (г. Саратов), И. В. СОСНИНА (г. Саратов).
КАШИРИН В.И., КАШИРИНА О.В. Социальное время-ведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 112 с.
Пронизывая все уровни социальной сферы на микро-, мезо- и макроуровнях, время актуализирует проблемы эволюции культур, взаимосвязи социального времени и жизни человека, темпоральной идентификации человека. В контексте последнего высвечиваются особенности переживания и восприятия человеком экзистенциальных, социальных и глобальных событий. Разрыв во времени, неустойчивость и нестабильность влекут за собой не только трансформацию в социальной структуре общества, подвергается изменению и жизнь отдельного человека.
Оригинальную точку зрения на проблему социального времени предлагают авторы рецензируемой монографии. Они рассматривают социальное время в аспекте образовательного пространства, в частности, общеевропейской интеграции высшего образования. Во введении авторы обосновывают актуальность исследования, выделяя основные аспекты этой темы: недостаточную информационную поддержку правительственных мер по реализации Болонского процесса, сохранение опыта российской естественной и гуманитарной науки и первостепенное значение временного фактора, предполагающего способность организовать время обучения самими студентами и организаторами учебного процесса. Выделение этих обстоятельств дает возможность исследователям сформулировать
оригинальную теорию социального времяведения. Немаловажно, что эта проблема наиболее деполитизирова-на и деидеологизирована.
Монография состоит из восьми параграфов, послесловия и библиографии. Обсуждение исследователями теории социального времяведения начинается с раскрытия и определения терминов «времяведение» и «социальное время». Для обозначения науки о социальном времени исследователи используют термин «времяведение», введенный английским ученым Э. Авени. Данный термин сопоставляется с термином «науковедение», примененным В. И. Вернадским. Таким образом, с точки зрения авторов, социальное времяведение интерпретируется как «та область знания, которая охватывает энергию человеческой культуры и механизм действия антропного принципа на Земле».
Во втором параграфе рассматривается российский период в учении о времени. Для рассмотрения этого периода авторы обращаются к теоретическим воззрениям В. И. Вернадского, В. Н. Муравьева, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского. Анализируя взгляды русских космистов на проблему времени, авторы выделяют два аспекта время-ведения: философско-умозрительный и научно-сравнительный. При этом уделяется внимание так называемой «диалектико-триалектической парадигме» социального времяведения. Однако, на наш взгляд, в данном
контексте социальная сущность времени остается в тени, если вовсе не исчезает. Получается, что этот подход исключает социологическую рефлексию проблемы, которая на современном этапе науки играет интегрирующую роль в структуре различных научных теорий. Более того, без привлечения средств социологии возникает опасность гносеологической фрагментарности в построении всей проблемы времени.
Последующие четыре параграфа составляют основу авторской теории социального времяведения, включающую гипотезу о метавреме-ни культуры, концепцию культуры времени, философский диагноз времени, профессиональное самосознание науки. Понятие «метавремя культуры» авторы рассматривают как объективное человеческое время. Опорными принципами гипотезы о метавремени культуры и социального времяведения являются принципы бесконечноподобия-вре-мяподобия и пространство-подобия. Эта гипотеза выдвигается на основе идеи существования в философии принципов «бесконечноподобия», использованные В. И. Вернадским применительно к научному знанию и Н. Н. Моисеевым применительно к «естественному телу».
Второй компонентой авторской теории социального времяведения является концепция культуры времени, рассмотрению которой посвящен четвертый параграф монографии. Исследование культуры времени основывается на диалектико-три-алектической парадигме, которая включает в себя изучение социокультурной реальности, ее целостности и цивилизационного субъекта. Не до конца проясненным остается
определение понятия «культуры времени». Последняя понимается как «социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания». Представляется, что каждое из этих понятий нуждается в дополнительном разъяснении, индивидуальной трактовке, поскольку понятие «время культуры» можно рассматривать и как форму объективного времени, связанную с эволюцией культур и их типов. Понятие «культура времени» в свою очередь подразумевает как субъективный, так и объективный аспекты восприятия, освоения, конструирования фактора времени индивидом, группой, обществом.
Третьей частью социального вре-мяведения выступает философский диагноз времени, который рассматривается в пятом параграфе рецензируемой монографии. В авторской теории социального времяведения философский диагноз времени является важнейшей частью этой теории и служит для распознавания настоящего, современности. Интересна авторская позиция по отношению к этой части теории социального времяведения: акцент делается на отличии философского диагноза времени от темпорального анализа. При этом авторы отмечают, что философский диагноз времени является обобщением достижений темпоралистики, а также науки как диалектики внутреннего и внешнего. Таким образом, через выделение философского диагноза в качестве распознавания современности авторы подходят к рассмотрению вопроса истинного предназначения человека на Земле, которое включает в себя умение различать прошлое, настоящее и будущее.
В шестом параграфе «Профессиональное самосознание науки: метарефлексия и метаобразование» авторами выделяются категории социального времяведения. Разработка этих категорий ведется через рассмотрение времени человека как индивида, цивилизационного субъекта истории, а понятие «метареф-лексия» определяется как свойство коллективного самосознания. Взяв за основу естественно-научную ме-тарефлексию, авторы рассматривают современную картину мира.
Исследовательская точка зрения о диалектичности содержания современной картины мира строится на том, что единство мира раздваивается на бытие и небытие, включает в себя взаимодействие материальной и идеальной реальностей. Такое взаимодействие в авторской концепции порождает функциональную триаду материального, духовного и виртуального бытия / небытия. Здесь стоит отметить, что диалектичность картины мира определяется как формальная действительность, а триалектичность интерпретируется как актуальная действительность. Преодолев успешно барьеры метафизичности, авторы не забывают и о студентах, предлагают вузовскую программу учебного курса метообразования.
В седьмом параграфе изложены основы социального времяведе-ния, его структура и программные принципы. В заключении авторы излагают структуру учебного курса «Основы социального времяведения». Формирование единой программы преподавания учебного курса «Основы социального времяведения», считают авторы, будет способствовать вхождению России в обще-
европейское пространство высшего образования.
Предложенная смелая авторская концепция проблемы социального времяведения, хотя и не до конца расстается с натурфилософией, в целом следует принципам Вернадского и Моисеева, осуществляя попытку синтеза естественно-научного и гуманитарного знания о времени. В контексте философского анализа проблемы времени, в котором социальное времяведение выступает как синтез научно-философского знания, социолог может взгрустнуть: ведь отчасти теряется социальный статус фундаментальной категории времени. В результате этого теория выглядит своеобразным продолжением ряда исследований в духе позитивизма, в то время как социологический дискурс позволяет зафиксировать время в социальных изменениях, рассмотреть контексты личного существования, социальной идентичности. Однако общее впечатление свежести, смелости высказываний остается надолго.
Кроме того, в монографии высказывается актуальная идея о создании международного учебника «Основы социального времяведения», который, на наш взгляд, может способствовать осознанию студентами важности фактора времени в повседневных и глобальных процессах, единстве природы и общества, культур.
И. В. БАБАЯН
(г. Саратов)