Научная статья на тему 'Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь, 2006. 112 с'

Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь, 2006. 112 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь, 2006. 112 с»

Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь, 2006. 112 с.

Книга представляет собой обоснование оригинальной авторской теории, которая имеет в качестве стратегической цели выход на очень важный аспект социальной практики - актуали-зациию процесса гуманизации науки и вузовского учебного процесса. Авторы утверждают, что только при условии гуманизации высшей школы вхождение в общеевропейское пространство высшего образования будет эффективным и перспективным для Российской Федерации.

В своих рассуждениях они опираются на представления В.И. Вернадского о науке и ее основных измерениях. В частности, считают, что фундаментальной категорией науки является «время», а раздел науковедения, связанный с исследованием этой стороны науки, можно определить как времяведение. Раскрывая его содержание, ставропольские авторы используют собственную трактовку социального времени. Это понятие вошло в обиход научного сообщества благодаря книге П. Сорокина и Р. Мёртона «Социальное время: методологический и функциональный анализ», вышедшей в 1937 г. Однако только с конца XX в. социальное время стало объектом размышлений социологов и философов. В русле этого все усиливающегося интереса написана и рецензируемая работа, что подчеркивает ее актуальность в научном отношении. В ней социальное время впервые предстает как форма существования социального самосознания человека. Эта форма органично включает в себя диалектику геологического времени неживой природы, триалектику биологического времени живой материи, развитие обозначено диалекти-ко-триалектическим взаимодействием энергии коллективно-пространственной горизонтали (ци-вилизационного выбора) и синергии индивидуально-временной вертикали (информационного отбора) в цивилизационном времени субъекта.

На основе этого тезиса авторы дают определение времяведению как области знания, которая изучает энергию человеческой культуры и механизм действия антропного принципа на планете Земля. Таким образом, они выводят свои теоретические рассуждения в область социальной практики. С их точки зрения времяведение может служить укреплению связи между теорией и практикой, философией и наукой, естественными, техническими и гуманитарными науками, между личностью и обществом, государствами и цивилизациями на основе создания единого,

всем понятного языка не только в лингвистическом, но и в научно-философском смысле.

В.И. Каширин и О.В. Каширина полем социальной практики избрали учебный процесс, определяя социальное времяведение приоритетным вектором развития высшей школы. В качестве основного аргумента они используют итоги проведенного сравнительного анализа природы социального пространства и социального времени. Любое социальное пространство (структура-состояние), в том числе и образовательное, обладает лишь субстанциональной (пассивной) первичностью. Социальное же время (структура-процесс) характеризуется функциональной (дея-тельностной) первичностью. Модель высшего образования, построенного на применении данной теории, позволяет согласиться с тем, что социальное времяведение должно стать стержне -вой основой процесса функционирования высшей школы. Авторы предлагают также средства реализации социального времяведения как в профессиональном самосознании любой учебной дисциплины, так и в виде специального гуманитарного цикла «Основы социального времяведения».

Для российского читателя привлекательна попытка ученых рассмотреть вклад России в учение о времени в контексте мировой науки. Они убедительно показали, что отечественная наука и образование имеют достаточный опыт и теоретические разработки, позволяющие равноправно войти в общеевропейское пространство высшей школы. В частности, раскрыли суть гуманизации науки и образования в нашем обществе. Приоритет гуманизации национальной высшей школы позволяет России оговаривать условия вхождения в Болонский процесс.

Главным из них авторы называют гуманитар-но-компетентностный подход в отличие от господствующего на Западе компетентностного подхода. Исходя из идей русского космизма, они убеждены, что для мировой общественности необходимо понимание гуманитарно-компетентностного принципа как базы для дальнейшего развития высшего образования как в Европе, так и во всем мире.

Инструментом достижения общеевропейским высшим образованием гуманитарно-

компетентностого уровня в монографии определяется социальное времяведение, которое, основываясь на синтезном мышлении, должно стать гуманитарной составляющей высшего образования всей Европы, ориентированной на цивилиза-

ционные и общечеловеческие ценности. Более того, авторы предлагают конкретную форму этой составляющей - организовать обязательную учебную дисциплину «Основы социального вре-мяведения» и создать единый Международный учебник для университетов и отраслевых вузов по социальному времяведению. В книге излагаются авторская концепция, структура и содержание такого учебника. Исследователи рассматривают новый курс как обязательную учебную дисциплину для технических и естественнонаучных специальностей и рекомендуют его изучение студентам, аспирантам и преподавателям по социальной и русской философии, организаторам науки и образования, наконец, специалистам по Болонскому процессу.

Преимущества такого курса авторы видят в том, что он может включить в себя в интегрированном виде не только гуманитарные и философские науки, но и зафиксировать профессиональное самосознание естественных и технических наук. План дальнейшей разработки этой учебной дисциплины основывается на собственном педагогическом, социальном и научном опыте. Ученые предлагают выделить в ней пять разделов: 1) дидактика социального времяведения; 2) гипотеза о метавремени культуры; 3) концепция культуры времени; 4) философский диагноз времени; 5) профессиональное самосознание науки. Отличной экспериментальной площадкой для введения учебного курса по социальному времяведению представляются в первую очередь естественнонаучные (негуманитарные) специальности классического университета, каким является СГУ. В то же время это может быть один из ставропольских технических вузов. Наряду с учебником по «Основам социального времяведения» В.И. Ка-ширин и О.В. Каширина предлагают создать учебник по «Профессиональному самосознанию науки».

О взвешенности и осторожности в применении теоретических построений на практике свидетельствует предложение о введении и учебно-методическом обеспечении такой интегративной дисциплины в виде эксперимента. Только такой подход поможет выявить эффективность и просчеты предлагаемого курса. С другой стороны, в условиях нарастания информационных потоков научная идея дает толчок поиску структурирования этой растущей в геометрической прогрессии информации. Очевидно, что упорядочение информационных потоков связано с необходимостью структурирования времени. В современном обществе и в образовании в частности наиболее острым дефицитом являются время и гуманизм. Таким образом, простое увеличение номенклатуры гуманитарных дисциплин и времени на их изучение является экстенсивным средством, не-

приемлемым для нашей эпохи. По мнению авторов, в современных условиях интенсификация учебного процесса возможна только через структурирование информации: философско-гуманитарной - при помощи преподавания «Основ социального времяведения», естественнонаучной - при помощи профессионального самосознания науки, которое философы рассматривают как метаобразование.

Убедительно мнение авторов о том, что удачно проведенный эксперимент по интенсификации учебного процесса даст возможность быстрого вхождения российских вузов в общеевропейское пространство на региональном уровне с собственным гуманитарно-компетентностным подходом к высшему образованию. Важной формой сближения российского и общеевропейского образовательного пространства - времени может стать и создание международных учебников. Как показал эксперимент по муниципальному самоуправлению, проведенный на Ставрополье, подобный опыт способствовал росту авторитета края в общероссийских рамках.

Обширной базой для эксперимента может стать инновационной образовательный комплекс, который создается в Ростове-на-Дону, где, согласно Указу Президента РФ, формируется Ростовский национальный университет. Надо заметить, что содержание эксперимента авторы исследования видят не только во введении новой учебной дисциплины и обеспечении ее учебниками, но и в создании в вузах, определенных как экспериментальные площадки, кафедр социального вре-мяведения. Эти кафедры рассматриваются в будущем как координаторы в преподавании гуманитарных циклов для технических и естественных специальностей с тем, чтобы учебный процесс был приведен в соответствие с международной практикой. Вместе с тем ученые полагают, что их идеи позволят организаторам и управленцам российской системы высшего образования найти общую парадигму в работе с коллегами европейских стран, что поможет признать отечественный опыт интеграции гуманитарного знания.

Обращает на себя внимание предупреждение авторов об опасности риска запоздать при ответе на вызов времени в условиях глобализации социальной практики. Привлекает искренний и озабоченный тон книги, написанной неравнодушными к проблемам нашего образования и будущего России учеными-педагогами. Открытость их идей дает возможность продолжения разговора в профессиональной и широкой общественной среде. Как работников высшей школы их волнует судьба гуманитарного образования в мире и России. В монографии отчетливо отражается осознание ими того, что механический возврат

старой системы высшего образования в современных условиях глобализации и локализации невозможен. Вместе с тем современное состояние гуманитарного знания в европейском и отечественном образовательном пространстве не может быть дальше терпимо. Поэтому авторы предлагают собственный вариант научного решения задачи повышения статуса гуманитарного знания в высшей школе, который содержит ряд рациональных идей.

Безусловно, что перед нами - только первые шаги на пути разработки нового научного направления, которым является социальное время-ведение. Речь идет скорее о постановке научной

и социальной проблемы, которая нуждается в широком обсуждении в среде гуманитариев: философов, историков, социологов, культурологов, педагогов. Остро, например, стоит вопрос о научных и педагогических кадрах для реализации предложенного проекта. В более широкой научной аргументации нуждается ряд тезисов предложенной теории, для чего необходима междисциплинарная дискуссия. Тем не менее мы присоединяемся к пожеланию ученых, высказанному ими в послесловии, чтобы их идеи о социальном времяведении были востребованы как научным сообществом, так и современным российским социумом.

Т.А. Булыгина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.