Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь, 2006. 112 с.
Книга представляет собой обоснование оригинальной авторской теории, которая имеет в качестве стратегической цели выход на очень важный аспект социальной практики - актуали-зациию процесса гуманизации науки и вузовского учебного процесса. Авторы утверждают, что только при условии гуманизации высшей школы вхождение в общеевропейское пространство высшего образования будет эффективным и перспективным для Российской Федерации.
В своих рассуждениях они опираются на представления В.И. Вернадского о науке и ее основных измерениях. В частности, считают, что фундаментальной категорией науки является «время», а раздел науковедения, связанный с исследованием этой стороны науки, можно определить как времяведение. Раскрывая его содержание, ставропольские авторы используют собственную трактовку социального времени. Это понятие вошло в обиход научного сообщества благодаря книге П. Сорокина и Р. Мёртона «Социальное время: методологический и функциональный анализ», вышедшей в 1937 г. Однако только с конца XX в. социальное время стало объектом размышлений социологов и философов. В русле этого все усиливающегося интереса написана и рецензируемая работа, что подчеркивает ее актуальность в научном отношении. В ней социальное время впервые предстает как форма существования социального самосознания человека. Эта форма органично включает в себя диалектику геологического времени неживой природы, триалектику биологического времени живой материи, развитие обозначено диалекти-ко-триалектическим взаимодействием энергии коллективно-пространственной горизонтали (ци-вилизационного выбора) и синергии индивидуально-временной вертикали (информационного отбора) в цивилизационном времени субъекта.
На основе этого тезиса авторы дают определение времяведению как области знания, которая изучает энергию человеческой культуры и механизм действия антропного принципа на планете Земля. Таким образом, они выводят свои теоретические рассуждения в область социальной практики. С их точки зрения времяведение может служить укреплению связи между теорией и практикой, философией и наукой, естественными, техническими и гуманитарными науками, между личностью и обществом, государствами и цивилизациями на основе создания единого,
всем понятного языка не только в лингвистическом, но и в научно-философском смысле.
В.И. Каширин и О.В. Каширина полем социальной практики избрали учебный процесс, определяя социальное времяведение приоритетным вектором развития высшей школы. В качестве основного аргумента они используют итоги проведенного сравнительного анализа природы социального пространства и социального времени. Любое социальное пространство (структура-состояние), в том числе и образовательное, обладает лишь субстанциональной (пассивной) первичностью. Социальное же время (структура-процесс) характеризуется функциональной (дея-тельностной) первичностью. Модель высшего образования, построенного на применении данной теории, позволяет согласиться с тем, что социальное времяведение должно стать стержне -вой основой процесса функционирования высшей школы. Авторы предлагают также средства реализации социального времяведения как в профессиональном самосознании любой учебной дисциплины, так и в виде специального гуманитарного цикла «Основы социального времяведения».
Для российского читателя привлекательна попытка ученых рассмотреть вклад России в учение о времени в контексте мировой науки. Они убедительно показали, что отечественная наука и образование имеют достаточный опыт и теоретические разработки, позволяющие равноправно войти в общеевропейское пространство высшей школы. В частности, раскрыли суть гуманизации науки и образования в нашем обществе. Приоритет гуманизации национальной высшей школы позволяет России оговаривать условия вхождения в Болонский процесс.
Главным из них авторы называют гуманитар-но-компетентностный подход в отличие от господствующего на Западе компетентностного подхода. Исходя из идей русского космизма, они убеждены, что для мировой общественности необходимо понимание гуманитарно-компетентностного принципа как базы для дальнейшего развития высшего образования как в Европе, так и во всем мире.
Инструментом достижения общеевропейским высшим образованием гуманитарно-
компетентностого уровня в монографии определяется социальное времяведение, которое, основываясь на синтезном мышлении, должно стать гуманитарной составляющей высшего образования всей Европы, ориентированной на цивилиза-
ционные и общечеловеческие ценности. Более того, авторы предлагают конкретную форму этой составляющей - организовать обязательную учебную дисциплину «Основы социального вре-мяведения» и создать единый Международный учебник для университетов и отраслевых вузов по социальному времяведению. В книге излагаются авторская концепция, структура и содержание такого учебника. Исследователи рассматривают новый курс как обязательную учебную дисциплину для технических и естественнонаучных специальностей и рекомендуют его изучение студентам, аспирантам и преподавателям по социальной и русской философии, организаторам науки и образования, наконец, специалистам по Болонскому процессу.
Преимущества такого курса авторы видят в том, что он может включить в себя в интегрированном виде не только гуманитарные и философские науки, но и зафиксировать профессиональное самосознание естественных и технических наук. План дальнейшей разработки этой учебной дисциплины основывается на собственном педагогическом, социальном и научном опыте. Ученые предлагают выделить в ней пять разделов: 1) дидактика социального времяведения; 2) гипотеза о метавремени культуры; 3) концепция культуры времени; 4) философский диагноз времени; 5) профессиональное самосознание науки. Отличной экспериментальной площадкой для введения учебного курса по социальному времяведению представляются в первую очередь естественнонаучные (негуманитарные) специальности классического университета, каким является СГУ. В то же время это может быть один из ставропольских технических вузов. Наряду с учебником по «Основам социального времяведения» В.И. Ка-ширин и О.В. Каширина предлагают создать учебник по «Профессиональному самосознанию науки».
О взвешенности и осторожности в применении теоретических построений на практике свидетельствует предложение о введении и учебно-методическом обеспечении такой интегративной дисциплины в виде эксперимента. Только такой подход поможет выявить эффективность и просчеты предлагаемого курса. С другой стороны, в условиях нарастания информационных потоков научная идея дает толчок поиску структурирования этой растущей в геометрической прогрессии информации. Очевидно, что упорядочение информационных потоков связано с необходимостью структурирования времени. В современном обществе и в образовании в частности наиболее острым дефицитом являются время и гуманизм. Таким образом, простое увеличение номенклатуры гуманитарных дисциплин и времени на их изучение является экстенсивным средством, не-
приемлемым для нашей эпохи. По мнению авторов, в современных условиях интенсификация учебного процесса возможна только через структурирование информации: философско-гуманитарной - при помощи преподавания «Основ социального времяведения», естественнонаучной - при помощи профессионального самосознания науки, которое философы рассматривают как метаобразование.
Убедительно мнение авторов о том, что удачно проведенный эксперимент по интенсификации учебного процесса даст возможность быстрого вхождения российских вузов в общеевропейское пространство на региональном уровне с собственным гуманитарно-компетентностным подходом к высшему образованию. Важной формой сближения российского и общеевропейского образовательного пространства - времени может стать и создание международных учебников. Как показал эксперимент по муниципальному самоуправлению, проведенный на Ставрополье, подобный опыт способствовал росту авторитета края в общероссийских рамках.
Обширной базой для эксперимента может стать инновационной образовательный комплекс, который создается в Ростове-на-Дону, где, согласно Указу Президента РФ, формируется Ростовский национальный университет. Надо заметить, что содержание эксперимента авторы исследования видят не только во введении новой учебной дисциплины и обеспечении ее учебниками, но и в создании в вузах, определенных как экспериментальные площадки, кафедр социального вре-мяведения. Эти кафедры рассматриваются в будущем как координаторы в преподавании гуманитарных циклов для технических и естественных специальностей с тем, чтобы учебный процесс был приведен в соответствие с международной практикой. Вместе с тем ученые полагают, что их идеи позволят организаторам и управленцам российской системы высшего образования найти общую парадигму в работе с коллегами европейских стран, что поможет признать отечественный опыт интеграции гуманитарного знания.
Обращает на себя внимание предупреждение авторов об опасности риска запоздать при ответе на вызов времени в условиях глобализации социальной практики. Привлекает искренний и озабоченный тон книги, написанной неравнодушными к проблемам нашего образования и будущего России учеными-педагогами. Открытость их идей дает возможность продолжения разговора в профессиональной и широкой общественной среде. Как работников высшей школы их волнует судьба гуманитарного образования в мире и России. В монографии отчетливо отражается осознание ими того, что механический возврат
старой системы высшего образования в современных условиях глобализации и локализации невозможен. Вместе с тем современное состояние гуманитарного знания в европейском и отечественном образовательном пространстве не может быть дальше терпимо. Поэтому авторы предлагают собственный вариант научного решения задачи повышения статуса гуманитарного знания в высшей школе, который содержит ряд рациональных идей.
Безусловно, что перед нами - только первые шаги на пути разработки нового научного направления, которым является социальное время-ведение. Речь идет скорее о постановке научной
и социальной проблемы, которая нуждается в широком обсуждении в среде гуманитариев: философов, историков, социологов, культурологов, педагогов. Остро, например, стоит вопрос о научных и педагогических кадрах для реализации предложенного проекта. В более широкой научной аргументации нуждается ряд тезисов предложенной теории, для чего необходима междисциплинарная дискуссия. Тем не менее мы присоединяемся к пожеланию ученых, высказанному ими в послесловии, чтобы их идеи о социальном времяведении были востребованы как научным сообществом, так и современным российским социумом.
Т.А. Булыгина