Научная статья на тему 'Метаобразование: экспери- мент и социальная технология цивилизационнго выбора молодежи'

Метаобразование: экспери- мент и социальная технология цивилизационнго выбора молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SOCIAL TECHNOLOGY / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / METAEDUCATION APPROACH / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР / CIVILIZED CHOICE / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯВЕДЕНИЕ / SOCIAL TIME THEORY / METAEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширина О. В., Захарин А. Н.

Статья посвящена исследованию идеи метаобразования в качестве инновационной образовательной стратегии и социальной интеллектуальной технологии, которая основана на современном российском патриотизме, социальном времяведении, культурно-временном и метапредметном подходах. Рассмотрены пути дальнейшего решения проблемы выработки Общенациональной программы метаобразования как интеллектуальной технологии социальной ориентации и цивилизационного выбора молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaeducation: Experiment and Technology of the Youth's Civilized Choice

The article investigates the idea metaeducation as an innovative educational strategies, and social intellectual technology, which is based on modern Russian patriotism, social time theory, cultural, temporal and metaeducation approach. Discussed ways to further address the problem of making national program metaeducation as intellectual technologies of the social orientation and the Youth's Civilized Choice.

Текст научной работы на тему «Метаобразование: экспери- мент и социальная технология цивилизационнго выбора молодежи»

УДК 130

МЕТАОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРИМЕНТ И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА МОЛОДЕЖИ

О.В. Каширина, А.Н. Захарин

Метаобразование (meta - между, после, через) понимается как глобально-цивилизацион-ный подход к образованию и интеллектуальная технология социальной ориентации и ци-вилизационного выбора молодежи. Автор идеи метаобразования в российской философии культуры Л.В. Скворцов исходит из фундаментального конфликта информационного общества - возникновение в массовых масштабах упрощенных форм самоидентификации, ведущих к "упрощению" личности, эрозии ее духовного измерения. "Простота" самоидентификации, определяемая наличием кредитной карточки, величиной счета в банке, наличием внешних признаков принадлежности к определенным видам сообществ, сводит специфику индивида к цифрам и документальным различиям. Поэтому Л.В. Скворцов предлагает новую моральную парадигму, в которой формирование алгебры моральных отношений невозможно без учета нового критерия истинности жизни. Им становится подлинность самореализации личности. Это альфа и омега нового понимания целостности смысла [1].

В такой постановке проблема мета-образования прочно увязывается с проблемой самоидентификации, цивилизационного выбора и самореализации личности. Подлинность самореализации как новый критерий истинности жизни проявляется в целостности смысла жизни (духовного измерения личности), формирование которого происходит при помощи метаобразования как социальной технологии цивилизационного выбора.

Каширина Ольга Валерьевна - доктор философских наук, доцент, кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, e-mail: [email protected], т. 8(8652)752865;

Захарин Андрей Николаевич - ассистент кафедры гражданского и трудового права Ставропольского института им. В.Д. Чурсина, аспирант кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, e-mail: [email protected], т. 8(8652)354033.

Социальная технология метаобразования, по нашему определению, - это целостная деятельность системы образования и воспитания в обществе, под воздействием которой происходит цивилизационный выбор, культурно-личностная идентификация и самоидентификация, формируется целостность смысла жизни, образ будущего в культуре самосознания человека, определяющей его культуру индивидуального поведения и коллективной деятельности. Как и всякая социальная технология, в практическом плане она является решающим фактором изменения всех сторон общественной жизни, обнаруживая свой подлинный универсальный всеобщий характер во всех сферах. Однако в научном плане ее универсальность и всеобщность проявляется в переходном (промежуточном) характере от науки к практике. Совмещая прогностическую экспертную функции науки с экспертной и экспериментальной функциями практики, она возлагает на себя ответственность за эффективность новых педагогических методов (в частности, метапредметного подхода к преподаванию, профессионального самосознания науки и др.) и за идеологическую безопасность их внедрения в практику образования и воспитания молодежи. По существу, она обеспечивает целостность культуры самосознания, манифестирующей себя подлинностью цивилизационного выбора, трактуемой как целостность смысла жизни - духовного измерения личности.

Olga Kashirina - doctor of philosophy, assistant professor of the Social Philosophy and Ethnology Department at the Stavropol State University, 1, Pushkina Street, Stavropol, 355009, e-mail: [email protected], ph. +7(8652)752865;

Andrey Zacharin - the assistant of Civil and Labour Law Department at the Stavropol Institute named after V.D. Chursin; the post-graduate student of Social Philosophy and Ethnology Department at the Stavropol State University, 1, Pushkin Street, Stavropol, 355009, e-mail: info@stavs. ru, ph. +7(8652) 354033.

Такая трактовка метаобразования превращает его в новую моральную парадигму и социальную технологию воздвижения, возвышения, в ранг первичности духовного измерения личности, которое, в отличие от материального измерения, характеризуется целостностью смысла, подлинностью адекватного смыслу жизни цивилизационного выбора как способа самореализации, культурно-личностной идентичностью, уровнем культуры самосознания, определяющим культуру индивидуального поведения и коллективной деятельности.

Это приводит к выводу, что развитие метаобразования как социальной технологии цивилизационного выбора молодежи выходит в число первостепенных государственных и общественных забот. А учитывая тот факт, что Россия уже сейчас испытывает дефицит в рабочих профессиях (по данным Росстата, 71 %, или 2/3 вакансий, которые оставляют работодатели, это именно пролетарии - токари, фрезеровщики и др.), формирование интереса молодежи к рабочим профессиям, повышение их престижа выдвигаются в число главных задач модернизации. Д.А. Медведев на специальном совещании предупредил, что по мере модернизации экономики потребность в современных рабочих будет расти, заметив, что на передовых предприятиях они уже управляют сложными механизмами [2].

Проблема цивилизационного и профессионального выбора глубоко и всесторонне разрабатывалась в советской философии, "молодежной" экономической социологии в 6080-е гг. Она интерпретировалась как проблема социальной ориентации (жизненных планов, ценностей, установок, связанных с осознанием широких исторических перспектив, с принятием общесоциальных программ, Закона СССР о молодежи, рассчитанных на завтрашний день, ориентированных на будущее общество), а также в контексте формирования трудовой активности молодежи, в работах В.Н. Шубкина, О. Шпаратана, М. Титмы, Ю.Е. Волкова, Л.С. Бляхмана и других исследователей в Центре и на периферии [см.: 3].

В постсоветское время резко упал исследовательский интерес к теме труда, его сущности и социальной значимости, к молодежной тематике, престижности рабочих профессий среди молодежи. В некоторых книгах по философии и социологии труд примитивно рассматривается в основном

как "способ или средство удовлетворения общественных и личных потребностей" и "деятельность на профессиональных началах". Лишь в последние годы стали появляться работы, посвященные выработке современного представления о сущности труда [4]. И совсем мало работ о специфике молодежной и трудовой тематики в России. В современных научных исследованиях эти проблемы концентрируются в трудах конфликтологов, философов, культурологов и педагогов отдельно как проблемы метаобразования и цивилизационного выбора молодежи. На наш взгляд, их можно интегрировать в единой комплексной проблеме выработки социальных технологий и социально-интеллектуальных программ для молодежи (образовательных, воспитательных, юридических и др.). В данном случае речь идет о метаобразовании как интеллектуальной технологии социальной ориентации и цивили-зационного выбора молодежи.

В современной российской науке постепенно накапливается опыт изучения этой проблемы. Здесь мы коснемся лишь опыта ученых Северного Кавказа, и в частности Ставропольского государственного университета (СГУ). На наш взгляд, в научных изысканиях в этой области можно выделить три аспекта: 1) содержательный, 2) структурно-функциональный (выработка культурно-временной модели цивилизационного выбора) и 3) практико-педагогический (метаобразова-ние собственно в системе образования: профессиональное самосознание науки и мета-предметный подход к преподаванию).

Содержательный аспект проблемы анализируется с точки зрения социологии, конфликтологии и философии культуры авторами сборника научных статей по результатам исследовательского проекта "Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России (Вып. 1-2)". В.А. Авксентьев и Б.В. Аксюмов, в частности, пишут: "Цивилизационный выбор предполагает определение и внедрение в цивилизационную практику всей совокупности представлений цивилизации о самой себе - национальной идеи, идеологической доктрины, культурно-цивилизационной идентичности, образа будущего. Все эти важнейшие элементы культурно-цивилизационной субстанции должны сложиться в единую систему, не противоречить друг другу, не отрицать один другой" [5, с. 13-14].

Исследователи отмечают также, что "целостного, основанного на единой методологической основе знания о проблеме на сегодняшний день не существует" [5, с. 4]. На наш взгляд, необходимая методологическая база может быть разработана при концентрации усилий многих специалистов и совместной разработке общенациональной программы "Метаобразование как социальная технология профессиональной ориентации и цивилизаци-онного выбора молодежи". Содержательным компонентом такой технологии могли бы служить и разработки С.Ю. Ивановой и руководимого ею коллектива авторов, ежегодно издающих сборники научных трудов о традициях, формах и методах патриотического воспитания [6]. В одном из таких сборников опубликована статья В.И. Каширина, в которой предлагается рассматривать российский патриотизм в контексте социального вре-мяведения как синтезное явление, объединяющее исторические формы патриотизма: этническую, национально-государственную и ноосферную. Выдвигается концепт ноосфер-ного патриотизма как "сигнального элемента" и культурно-временного стрейтора (выпрямителя) подлинности цивилизационного выбора молодежи, адекватного смыслу жизни [7].

Структурно-функциональный аспект проблемы цивилизационного выбора анализируется с позиции культурно-временного подхода. В этом аспекте рассматривается культурно-временной механизм социальной идентификации, самоидентификации и циви-лизационного выбора, в котором выделяется четыре компонента: 1) информационный отбор - "схватывание" и преодоление неопределенности (временной и альтернативной);

2) распределение сигналов по значимости;

3) квантификация и перебор смыслов в поступившей информации; 4) цивилизационный выбор. В результате действия механизма "информационного отбора - цивилизационного выбора" культурно-временная идентичность развивается по векторам идентичности. Совпадение векторов культурно-временной идентичности характеризует процесс формирования факторов судьбы человека и судьбы цивилизационного субъекта. Судьба цивилиза-ционного субъекта в гуманитарном пространстве проявляется как смыслообразующий и ценностно-организующий принцип динамики внутреннего времени цивилизационного субъекта [8, с. 96-115].

Практико-педагогическому аспекту проблемы метаобразования и цивилизаци-онного выбора посвящен сборник научных статей, изданных в СГУ 10 лет назад [9]. В предисловии к сборнику его главный редактор доктор социологических наук, профессор, ректор СГУ В.А. Шаповалов писал: "Главным принципом происходящей в стране модернизации образования является сочетание новых требований быстро меняющейся жизни с уже достигнутыми преимуществами российской системы получения знаний... В метаобразо-вании специфика России, как страны-цивилизации, учитывается при глобализации всего непрерывного образования. В идее мета-образования синтез обществоведческого знания с философским социальным самосознанием получил новый поворот. От неконструктивного критицизма, часто с порога отрицающего все "советское" и "постсоветское", намечается постепенный переход к продуктивным разработкам проблем научно-прикладного характера, к их всестороннему научному и философскому осмыслению в социально-практическом аспекте. Хорошая традиция -соизмерять все философско-социологические и общественно-научные достижения с требованиями социальной практики, послужившая одной из причин переосмысления всего общественно-политического опыта России, по-видимому, остается ведущей тенденцией в развитии и "столичной и "периферийной" мысли" [10].

В данном сборнике была поставлена и обоснована идея глобально-цивилизационно-го подхода к образованию, которую ее авторы обозначили как метаобразование. Эта идея нашла поддержку ученых и практиков из Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики и Ростовской области. В статьях представителей педагогической науки -И.А. Шаповаловой (г. Черкесск) и В.В. Трунае-вой (г. Лермонтов), Л.В. Ракитянской (г. Ставрополь), директора Института социальных и педагогических проблем образования Южного отделения Российской академии образования М.Р. Радовеля (г. Ростов-на-Дону), директора Зимовниковского педагогического училища (Ростовская область) А.Г. Чухно и других - проблема метаобразования вырастает из обычной проблемы формальной картины мира в проблему современной общественной жизни, в педагогическую проблему.

Специфической чертой педагогической деятельности является неразрывное единство в ней науки и практики. Никакая иная область общественной жизни не соединяет в себе так прочно теорию и практику, как педагогика. Именно благодаря постановке проблемы метаобразования в качестве проблемы педагогики она приобретает огромное научно-теоретическое и философско-практическое значение. Метаобразование превращается в методологию, идеологию и мораль непрерывного образования, в его глобально-циви-лизационную направленность, в которой сочетается специфика российской цивилизации с закономерностями глобальных социоесте-ственных и социокультурных процессов.

Судьба идеи метаобразования сложилась таким образом, что на каждом из этапов она встречала сопротивление: в начале от недопонимания в научной среде, в трансформационные 2000-е гг., когда еще была жива либеральная идея о том, что успешное вхождение в рыночную экономику и благополучную жизнь пройдет автоматически. Затем ее захлестнули модернизационные процессы в образовании по западному образцу. Однако она жива в "гуще жизни", среди идей приоритетности российского опыта в образовании, и потому находит применение непосредственно в педагогической практике в качестве метапредметного подхода. А начиналось это десять лет назад, когда в Ставропольском государственном университете в 2001 г. вышел в свет научный сборник, посвященный проблеме метаобразования [9].

Реформы образования, которыми так рьяно занимается Минобрнауки, имеют в основе своей очень правильное и давно назревшее направление - метаобразование как глобально-цивилизационный подход к образованию. В его основу заложены очень злободневные идеи: повысить качество образовательных стандартов в средней и старшей школе, путем слияния имеющихся естественно-научных дисциплин - в естествознание, а социально-гуманитарных дисциплин - в обществоведение, и поднять ответственность самих учеников и их родителей за ранний (возможно, промежуточный) выбор профессии и жизненного пути. Кроме образовательных стандартов школы, реформа предполагает также привлечение бизнеса к финансированию подготовки собственных рабочих кадров, как это было в советской системе профтех-

образования, только на более высоком уровне -при помощи подготовки рабочих - специалистов с высшим образованием в прикладных бакалавриатах. В прикладных бакалавриатах молодые люди получает не только диплом о высшем образовании, но и востребованную экономикой профессию и будут уникальными специалистами на российском рынке труда. (Заметим, что 30 образовательных учреждений стали победителями конкурса в рамках эксперимента по прикладному бакалавриату, начатому осенью 2010 г. [11].)

В ходе же реформы высшего образования, призванного готовить научные и преподавательские кадры в магистратурах, аспирантурах и докторантурах, идет слияние университетов, как это делается, например, в Китае, создаются укрупненные учебно-научные центры (типа федеральных университетов), где преподавание иностранных языков, технических дисциплин будет на уровне мировых образовательных стандартов, а гуманитарные, общественные и философские науки приобретут, помимо имеющихся, и специфически технологические функции, т.е. будут нести ответственность за экспертизу эффективности и безопасности новых мощных антропогенных технологий и определять устойчивую траекторию развития нашей цивилизации. Слияние и поглощение ждет каждый третий вуз России.

В этом как раз и содержатся главные идеи метаобразования как глобально-циви-лизационного подхода к образованию, к сожалению, пока целостно не осознанного руководством Минобрнауки. Да и средства массовой информации эти очень правильные прогрессивные идеи приняли "в штыки", поскольку они не были ранее сориентированы ни педагогическими и другими социально-гуманитарными науками, ни руководителями отрасли. Поэтому СМИ в данном случае стали на сторону консервативных, а не мо-дернизационных идей, возглавив "забастовку школьных интеллектуалов", которую правительство, конечно же, не может игнорировать и предпринимает меры по ее смягчению, надеемся, не в ущерб прогрессивной сущности самой идеи.

Опубликование названного сборника было первым шагом в постановке и теоретической разработке практико-педагогического подхода к проблеме метаобразования. Вторым шагом стала книга "Социальное времяведение.

Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования" [12]. В ней было обоснована необходимость преподавания учебного курса "Основы социального времяведения", который призван восстановить в правах гуманитарное знание в среднем и высшем образовании и реализовать гуманитарно-компетентностный, культурно-временной подход в образовании и воспитании. Для этого предлагалось (сначала в виде эксперимента) создать в вузах кафедры социального времяведения и постепенно придать им функции координации преподавания гуманитарных циклов для технических и естественных специальностей, приведя их в соответствие с международной практикой. Вместе с тем предполагается, что организаторам образования России предстоит провести ряд переговоров и согласований с другими странами по признанию нашего опыта интеграции гуманитарного знания.

Главное, не надо думать, что это длительный процесс. Ускорение и глобализация социальной практики осуществляется так быстро, что мы рискуем отстать не только от "модернизированного" Запада, но и от "традиционного" Востока. И хотя уникальность и самодостаточность российской высшей школы не подлежит сомнению, все же интересы горизонтальной мобильности студентов, международного обмена опытом и сотрудничества преподавателей, введение европейской системы перезачета кредитов и единых Приложений к диплому, формы участия в процессе общеевропейской интеграции предполагают динамичность и учет требований (соответствие) времени. Однако практика проведения реформ средней и высшей школы в современной России свидетельствуют о том, что и осознание проблемы метаобразования в философском и педагогическом аспектах, и разработка ее в качестве социальной технологии еще недостаточно конструктивны, несмотря на то, что мы неоднократно выступали на всероссийских и международных конференциях по проблемам образовательных инноваций, а также в периодической печати [13]. Очевидно, что время для воплощения этой идеи в жизнь в целостном виде еще не пришло. Но стихийно некоторые аспекты данной идеи уже воплощаются в практике метапредметного подхода.

В Ставропольском крае инициаторами внедрения метапредметного подхода в элек-

тивный курс по информатике в средней школе стали С.Б. Блужин - учитель информатики МОУ СОШ № 3 с. Безопасного Труновско-го района и М.С. Шевелёва - учитель информатики СОШ с углубленным изучением отдельных предметов "Ставропольского института имени В.Д. Чурсина". Эти педагоги собирают воедино целый комплекс наук и искусств, показывают общий процесс развития человеческого общества от невежества к знанию, от знания поверхностного к все более совершенному, способствуя выработке системного взгляда ученика на окружающий мир. Они воплощают процесс формирования индивидуально-образовательной траектории обучающихся в урочной и внеклассной деятельности [14].

Целесообразность такой работы видится в том, что она дает возможность преодолеть одно из серьезнейших противоречий современной школы: между увеличивающимся объемом знаний и их разрозненностью, "частностью", отсутствием целостного, системного представления о современном мире, о процессах, происходящих в нем, определяющих как жизнь всего человеческого сообщества, так и жизнь отдельного индивидуума. Отсутствие взаимосвязей между различными науками, отраслями знаний, различными областями жизни ведет к отрывочности, схематичности, эклектике в знаниях наших воспитанников о современной цивилизации, что создает немалые трудности в социальной адаптации. Ценность метапредметного подхода, как представляется, состоит в том, что он позволяет самостоятельно открывать сложные взаимосвязи различных отраслей знаний и областей человеческой жизни, в том числе и не изучаемых в школе; открывает большой простор для использования межпредметных связей, включения в работу педагогов-предметников, ученых, родителей. Метапредметный подход становится образовательной технологией выработки творческой потребности у учащейся молодежи на основе культуры времени.

Концепция культуры времени является сердцевиной метапредметного подхода к образованию и воспитанию творческой активности обучающихся. Она по-новому ставит проблему творчества как проблему смены репродуктивного и продуктивного циклов, а также проблему напряжения духовной энергии человеческой культуры в чередовании

ритмов творчества - вдохновения и волевого усилия. Темпоральная структура творческой активности обучающегося в этом контексте приобретает волновой характер пластичного режима с обострением в его синергетической интерпретации.

Дальнейшее решение проблемы выработки Общенациональной программы мета-образования как интеллектуальной технологии социальной ориентации и цивилизационного выбора молодежи имеет, на наш взгляд, следующие пути.

1. Признание метаобразования в качестве инновационной образовательной стратегии и социальной интеллектуальной технологии, основанной на современном российском патриотизме, социальном времяведе-нии, культурно-временном и метапредметном подходах. Цель такой работы состоит в обосновании необходимости создать систему социальной ориентации, цивилизационного выбора и метаобразования в России, учитывая содержательные, структурно-функциональные и практико-педагогические аспекты.

2. Изучение в школе и вузе динамики и закономерностей интеллектуального и инновационного развития цивилизационных субъектов (личностей, социальных общностей разного масштаба, включая и человечество в целом). Наиболее эффективным для этого, по нашему убеждению, является культурно-временной подход [8]. Культура времени манифестирует смысловой принцип дидактики социального времяведения и структурирующее начало метаобразования. Это находит отражение в решении проблем метарефлексии, смысловой времяцелостности и формирования культуры профессионального самосознания обучающихся, по образу и подобию становления профессионального самосознания изучаемых наук.

3. Обучение студентов и школьников культуре цивилизационного времени в гуманитарном пространстве, а точнее, овладению его "паттернами" (ускорением, замедлением или ожиданием), формами (внутренними, внешними и метавнешними) и фигурами (прошлым, настоящим и будущим) в конкретной пространственно-временной ситуации. Такая культура овладения индивидуальным временем ради повышения эффективности коллективной деятельности - это функция интеллекта, при ее помощи возникают когнитивные единицы - новации, которые в научной среде

приобретают свойство быть инновациями. Иначе говоря, происходит овладение культурой инновационного мышления.

4. Теория метаобразования может воплотиться в практике преподавания международного курса - новой учебной дисциплины "Основы социального времяведения" в качестве гуманитарной составляющей для естественных и технических университетов, отраслевых вузов и отдельных специальностей классических университетов. Данный курс, по нашему мнению, может стать началом создания международной общеевропейской системы метаобразования.

"Основы социального времяведения" -это синтезная научно-философская гуманитарная учебная дисциплина, включающая в предельно сжатом виде (за счет изложения сквозь фильтр временного масштаба) определенные разделы общественных и гуманитарных дисциплин, позволяющая сократить учебное время их преподавания (не нарушая логики Природы и логики Истории) и акцентировать внимание обучающихся на профильных науках и их профессиональном самосознании.

Исходя из этих задач, а также из теории социального времяведения, являющейся по существу концептуальным обоснованием новой учебной дисциплины, мы предполагаем включить в структуру учебника "Основы социального времяведения" следующие разделы: 1) Ведение в социальное времяведение. 2) Ме-тавремя культуры как метаистория. 3) Культура времени как современность. 4) Диагноз времени как виртуальная реальность. 5) Профессиональное самосознание науки. В такой структуре, полагаем, должны найти воплощение главные принципы метаобразования: а) генеральный философско-методологический принцип - "бесконечноподобия: времяподобия и пространствоподобия"; б) главный познавательный принцип - динамического время-ведения, сочетающего научно-сравнительное и философско-умозрительное времяведение.

Таким образом, пути реформирования современного российского образования лежат через выработку Общенациональной программы метаобразования как интеллектуальной технологии социальной ориентации и циви-лизационного выбора молодежи, с учетом содержательных, структурно-функциональных, практико-педагогических и других аспектов проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скворцов Л.В. Информационная культура и проблема метаобразования // Культурология: Дайджест / РАН ИНИОН. М., 1999. № 3. С. 230-241.

2. Пролетариям вернут гегемонию // Известия. 2011. 6 апр. № 59.

3. Каширин В.И. Интерес молодежи к рабочим профессиям: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1973. 22 с.

4. Волков Ю.Е. К выработке современного представления о сущности труда // Социологические исследования. 2009. № 3 (299). С. 27-37.

5. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Исследовательский проект "Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: постановка проблемы и описание исследования" // Молодежь перед цивилизацион-ным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: Сб. науч. ст.: В 2 вып. Вып. 1. Ставрополь; Кишинев: Изд-во СГУ, 2009. 220 с. С. 7-17.

6. Иванова С.Ю. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. 320 с.; Традиции патриотического воспитания в полиэтничном регионе: Сб. науч. ст. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. 304 с.; Формирование российской идентичности и патриотизма как консолидирующей основы полиэтничного социума: Сб. науч. работ. Ростов н/Д; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. 106 с.

7. Каширин В.И. Патриотизм в контексте социального времяведения // Гражданская идентичность и патриотические ценности в полиэтничном регионе: Сб. науч. работ. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. С. 44-51.

8. Каширин В.И., Каширина О.В. Информационное поле культуры: информационный отбор - цивили-зационный выбор: Монография. М.: МАКС-Пресс, 2008. 176 с.

9. Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сб. науч. ст. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 164 с.

10. Шаповалов В.А. От философской теории к педагогической практике // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сб. науч. ст. С. 4-10.

11. Насыров Е. "Высокообразованный рабочий класс" подвергнут эксперименту за госсчет // GZT.RU. иЯЬ: http://www.gzt.ru/topnews/ е^са^оп/ vysokoobrazovannyi-rabochii-klass-ро^е^пШ-/298246.Ыш1.

12. Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 112 с.

15. Каширина О.В. Инновационная стратегия международной системы образования // Межкультурный и межрегиональный диалог в целях устойчивого развития: Мат-лы междунар. конф. Москва, Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1316 сентября 2007 г. / Под общ. ред. В.К. Егорова. М.: Изд-во РАГС, 2008. 848 с. С. 655-658; Каширин В.И., Каширина О.В. Культура времени в образовании: приоритеты молодости и ответственности интеллекта // Болонский процесс: проблемы и перспективы: Мат-лы междунар. конф. 21-23 апреля 2006 г. в МГИМО. М.: "Огрсервис - 2000", 2006. 208 с. С. 96-113; Каширина О.В. Социальное вре-мяведение // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные Лихачевские научные чтения. СПб.: СПбГУП, 2006. 384 с. С. 103104; Каширин В.И., Каширина О.В. Инновационная культура в контексте культуры времени (к разработке единой стратегии социального образования в странах СНГ) // Международное инновационное развитие и инновационное сотрудничество: состояние, проблемы и перспективы: Мат-лы I Международного инновационного форума СНГ. Киев; М.: Науч. изд-во Нац. академии наук Украины, 2006. 850 с. С. 326-334; и др.

14. Блужин С.Б. Элективный курс "Спутниковые снимки Земли" как метапредмет // Инновации в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы науч.-метод. конф. 20 апреля 2010 г. Ставрополь: Литера, 2010. С. 203-205; Шевелева М.С. Опыт реализации ме-тапредметного подхода в преподавании информатики // Там же. С. 217-220; Блужин С.Б., Шевелева М.С. Спутниковые снимки Земли. Элективный курс // Земля из Космоса. Наиболее эффективные решения. 2010. Вып. 5. С. 56-59.

16 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.