Научная статья на тему 'Рец. на: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874–1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с., 8 л. ил.'

Рец. на: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874–1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с., 8 л. ил. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. на: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874–1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с., 8 л. ил.»

Рец. на: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории

и богословию движения (1874—1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с.,

8 л. ил.

Rev. of: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и

богословию движения (1874—1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с.,

8 л. ил.

В июле 2023 г. увидела свет книга, посвященная религиозным диссидентам, стоявшим у истоков евангельско-баптистского движения в Российской империи. Пашковское движение зародилось в 1874 г. с приездом в Санкт-Петербург английского проповедника лорда Г. Редстока, который был заметной фигурой в мире европейских евангеликов. Через некоторое время во главе движения встал полковник гвардии в отставке и крупный землевладелец Василий Александрович Пашков1. Пашковцев отличала яркая и многообразная религиозная и социальная деятельность, о них немало упоминалось в периодической печати, а интерес к ним проявлял самый разнообразный спектр общества: от крестьян и рабочих до аристократии и императорской фамилии. Если говорить о пашков-цах в контексте типологии христианских религиозных сообществ, то они представляли собой евангеликов2.

Пашковское движение имеет определенные пересечения как с политической, социальной и культурной историей России, так и с русским религиозным диссидентством (штундизм, баптизм, молоканство) и Православной Церковью3. Все эти религиозные сообщества так или иначе испытали влияние пашковцев, с ними связаны имена известных русских писателей: Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого4 и Н. С. Лескова. Пашковцы занимались благотворительностью, издательской деятельностью, пытались противостоять нигилизму и революционным порывам своего времени. В этой связи значимость книги только увеличивается.

Автор книги, Владимир Андреевич Степанов, — петербургский историк, а также проповедник Колпинской церкви евангельских христиан-баптистов, членом которой он является с 1991 г. С 1994 г. он работает заведующим библиотекой христианского общества «Библия для всех». С 2004 г. В. А. Степанов занимается изучением евангельского движения в России, специализируется на изуче-

1 Подробнее о нем см., например: Никитин Ф. В. А. Пашков (1831—1902): жизнь и служение. Корнталь: Свет на Востоке, 2020.

2 О евангеликах подробнее см.: Bebbington D. W. Evangelicalism in Modern Britain: A History from the 1730s to the 1980s. L. etc: Unwin Hyman, 1989.

3 Движение пашковцев имело общие черты с движением Стоуна-Кэмпбелла (см.: Cor-rado S. Rev. of: Filipp Nikitin. V. A. Pashkov (1831-1902): Zhizn' i Sluzhenie [V. A. Pashkov (18311902): Life and Ministry]. Korntal-Münchingen: Licht im Osten, 2020 // Stone-Campbell Journal. 2022. Vol. 25 (Spring). P. 98).

4 См. самое свежее исследование о связи Л. Н. Толстого с русскими религиозными диссидентами: De Giorgi. R. Storia di un'ossessione. Lev Tolstoj e Vladimir Certkov. Bracciano: Del Vecchio Editore, 2022.

нии пашковского движения и российского пятидесятничества. Им написан ряд книг5 и статей6.

Рецензируемый сборник содержит публикацию исторического источника и вступительную статьи к нему, две обстоятельные (объем первой — 48 с., второй — 157 с.) работы, посвященные важным аспектам пашковского движения, и 11 статей, опубликованных ранее, но переработанных для данного издания. В качестве приложения публикуется небольшая записка пашковки О. М. Бороздиной под названием «Почему отделяемся от православной церкви и в чем расходимся с ней?» Книга снабжена словарем ключевых терминов и понятий, что облегчает работу с ней. Красная нить сборника — прорывная и принципиально новая информация о пашковском движении как на фактологическом, так и на концептуальном уровнях, а также расчистка историографических завалов (ошибки, неточности).

Публикуемый в книге исторический источник хранится в Научно-историческом архиве Государственного музея истории религии. Он не имеет заголовка и назван В. А. Степановым «Летопись пашковцев». Этот важный и в определенной степени уникальный исторический документ проливает свет на неизвестные страницы истории и богословия пашковского движения. Согласно убедительным рациональным аргументам В. А. Степанова, «Летопись пашковцев» была написана В. А. Пашковым. Публикации предшествует вступительная статья, в которой повествуется о судьбе текста в России и за рубежом, бытовании фрагментов этого источника в историографии, затрагивается вопрос авторства и определяется новизна и уникальность «Летописи пашков-цев».

Вторая и третья части сборника посвящены едва ли не ключевому аспекту пашковского движения — взаимоотношению пашковцев и православия. Дело в том, что изначально В. А. Пашков не собирался отделяться от Православной Церкви. Он пытался создать внутри нее нечто похожее на Низкую Церковь (Low Church) в Англиканской Церкви. Однако в целом эта идея не только не нашла поддержки в православном сообществе, но и получила противодействие со стороны ее членов и институций. Историк аккуратно показывает дрейф паш-ковцев от желания находиться в лоне Православной Церкви до юридического оставления православия. В четвертой части книги раскрывается богословская эволюция пашковцев и ее последствия. Помимо того, что автору удается четко и убедительно обозначить ключевые составляющие богословия пашковско-го движения, в этой части книги он сравнивает богословие и богослужебные

5 Степанов В. А. Рожденные свыше на берегах Ижоры. История Церкви евангельских христиан-баптистов г. Колпино (1911—2011). Т. 1. СПб.: Библия для всех, 2011; Он же. Рожденные свыше на берегах Ижоры. Т. 2: Биографические очерки и воспоминания. СПб.: Библия для всех, 2013; Он же. Россия в огне Пятидесятницы: обзор всемирной истории Церкви, история раннего русского пятидесятничества и церкви евангельских христиан в духе апостолов (до 1929 года). СПб.: Библия для всех, 2020. Ср.: Смородин. Жизнь и письменное наследие: сборник, посвященный Николаю Петровичу Смородину (1875—1953) / авт.-сост., ред. В. А. Степанов. СПб.: Библия для всех, 2022.

6 Некоторые из них размещены на сайте «Петербург евангельский». URL: https://spb. hecrus.ru/ (дата обращения: 03.09.2023).

практики пашковцев (евангельских христиан)7 и баптистов и показывает их различия. Пашковцы и евангельские христиане имели множество точек пересечения с баптистами, все они являлись значимой частью сообщества российских евангеликов, однако исследователи не спешили делать обстоятельный анализ их отличий на уровне богословия и богослужебных практик. Это успешно сделал В. А. Степанов. В связи с этим данный раздел книги потенциально может заинтересовать исследователей дореволюционного баптизма. Пятая часть книги содержит статьи, освещающие различные аспекты пашковского движения и биографии его участников. Рецензируемая книга основывается на огромной источниковой базе, а привлекаемая автором историография огромна8. Можно смело заявлять, что на таком уровне пашковское движение не изучалось ни в одной книге или диссертации.

Выше упоминалось о том, что автор сборника является евангельским христианином-баптистом. Резонным является вопрос: повлияла ли как-то конфессиональность автора на его работу? Конфессиональная идентичность В. А. Степанова проявляется в тексте книги на уровне риторики, дискурса, в оценках событий и действий исторических деятелей, а также в допущении вмешательства Бога в исторические процессы. Она также проявляется в периодических попытках автора показать, что опыт пашковцев может быть востребован в жизни современных христиан. Приведем лишь некоторые примеры. «Эти слова Редстока объясняют, почему он многие годы ждал ясного указания от Бога. Только после нескольких приглашений от разных лиц и, что решительно важно, от члена Императорского дома он обрел уверенность, что путь его в Россию теперь приготовлен Господом. Можно сказать, что на нем исполнилось Слово Божье: "При словах двух или трех свидетелей состоится дело" (Втор 19. 15)»9 (с. 532); «Редсток был каналом действия Божьей благодати» (с. 610); «Пашков-цы действовали, следуя примеру апостолов. Когда синедрион приказал Петру и Иоанну "не говорить и не учить о имени Иисуса", они сказали в ответ: "Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (Деян 4. 18-19)»10 (с. 597); «Возможно, гонения носили воспитательный характер и стали неожиданным Божьим ответом на молитвы участников съезда о единстве» (с. 598); «...в 1878 году была предпринята первая попытка государственной церкви и светской власти наложить запрет на проповедническую деятельность Пашкова, которая в силу особых обстоятельств, за которыми усматривается Промысел Божий, ни к чему не привела» (с. 55); «Так было угодно Богу, что с самого начала миссионерская деятельность в Санкт-Петербурге английского проповедника лорда Редстока получила широкую известность благодаря публикациям в периодической печати» (с. 535).

Если упоминать о стандартном аспекте рецензии, в котором рецензент рассуждает о том, что автор не сделал в книге, то следует обозначить: В. А. Степанов писал свою работу прежде всего для конфессиональной аудитории, а соблюде-

7 Пашковцы в будущем стали частью Всероссийского союза евангельских христиан.

8 Список использованных источников и литературы занимает 33 страницы.

9 Выделение в тексте книги.

10 Выделения в тексте книги.

ние всех требований академического сообщества не ставилось задачей. Читателю из академической среды не стоит удивляться некоторому дистанцированию от научного характера освещения темы: широкой контекстуализации темы, привлечению современных подходов исторической науки и т. д. Это упущения сознательные. Они проявляются, например, в определенном игнорировании автором правил11 публикаций исторических документов12.

Книга В. А. Степанова представляет собой добротный труд, который одновременно является источником по изучению пашковского движения, а также частью историографии этого движения. Книга позволяет заглянуть в неизвестный ранее мир движения пашковцев. Автор простирает хронологические рамки своего исследования далеко за те пределы, которыми ограничивались предшествующие ему исследователи пашковского движения. Конфессиональность автора прослеживается в тексте книги, однако важно обозначить, что проявляется она не на уровне методологии (эвристика, работа с источниками и историографией и т. д.). Несмотря на то что книга В. А. Степанова адресована прежде всего конфессиональной аудитории, она, безусловно, обладает большой ценностью для академического сообщества и вносит значимый вклад в историографию и источниковую базу пашковского движения. Едва ли исследователи пашковцев смогут пройти мимо этой работы. На долгие годы она будет служить ориентиром для них. Пока академические историки практически игнорируют изучение паш-ковского движения, конфессиональные занимаются этим интенсивно. Книга Степанова — хороший тому пример.

Никитин Филипп Николаевич, мл. науч. сотрудник

Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Россия, г. Санкт-Петербург mr.fil.nikitin@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5210-152X

Philipp Nikitin, Junior Research Associate, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps St. Petersburg, Russia mr.fil.nikitin@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5210-152X

11 Правила издания исторических документов в СССР. М., [б. и.], 1990.

12 Например, в ряде мест «Летописи пашковцев» текст подчеркнут, однако автор не ставит в таких местах ссылки и не указывает: «подчеркнуто в документе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.