УДК 94
Религиозная и социальная деятельность В. А. Пашкова в Петербурге
Ф.Н. Никитин 1
В статье на основе архивных документов из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного исторического архива (РГИА), зарубежных работ, дореволюционных светских и конфессиональных публикаций и др. рассматривается религиозная и социальная деятельность В. А. Пашкова. Фокусируется внимание на проведении им религиозных бесед в собственном доме в Петербурге, а также в одной из городских бань. Освещение также получают факты организации им столовой, работы среди извозчиков, студентов, заключенных и рабочих. Во второй части статьи рассматривается восприятие деятельности Пашкова со стороны правительства, Православной церкви и общества. На основе архивного материала раскрывается история преследования Пашкова. Религиозная деятельность Пашкова была активной и многогранной. Она -неотъемлемая часть истории религиозной жизни Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: В. А. Пашков, пашковцы, пашковское движение, Редсток, М. М.
Корф.
1 Никитин Филипп Николаевич - студент, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт- Петербург, Университетская наб., 7-9, [email protected]
Nikitin Philip Nikolaevich - student, Insitute of History, Saint-Petersburg State University, Russian Federation, 199034, Saint-Petersburg, Universitetskaya Embankment, 7-9, [email protected]
Religious and social activity of V.A. Pashkov in Saint-Petersburg
F.N. Nikitin
The article, based on archival materials (GARF, RGIA), foreign writings, pre-revolutionary both secular and confessional publications and others, studies religious and social activity of V.A. Pashkov. The focus is on religious conversations in own Pashkov house and in town's bathhouse. Organization of dining room, relations with cabmans, students, prisoners and workers are also revealed. Second part of the article devoted to the perception of the Pashkov activity by Government, Orthodox church and society. History of Pashkov's persecution is reconstructed by archival sources. Religious activity of Pashkov was dynamic and multidimensional. It is essential part of history of Saint-Petersburg' religious life.
Keywords: V. A. Pachkov, Radstock, Pashkovism, Pashkov Christians, M. M. von Korff.
Едва ли известно простому обывателю имя Василия Александровича Пашкова2 (1831 -1902) - аристократа, одного из крупнейших землевладельцев своего времени, полковника гвардии в отставке, и, наконец, руководителя уникального религиозного движения, зародившегося во второй половине XIX в. в среде столичной аристократии. Он стал известен как последователь лорда Г. Редстока. Религиозная и социальная деятельность Пашкова вызывала пристальное внимание со стороны общества, государства и Православной церкви.
В. А. Пашков родился 2 апреля 1831 г.3 В отечественной и зарубежной историографии есть ошибочное мнение о том, что он был рожден в другое время. Кто-то указывает на 1832
2 Лункин Р. Н. Евангельские церкви в поисках «чувства времени». В Институте Европы РАН состоялась конференция, посвященная 150летию И.С. Проханова. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=50 7&ELEMENT_ID=8029 (дата обращения: 21. 08. 2019).
3 Дело Нижегородского дворянского депутатского собрания, начатое по прошению генерала-майора Александра Васильевича Пашкова о внесении его с сыном в дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии // Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 639. 1858 г. Оп. 126. Д. 9451. Л. 5; Дело о дворянстве рода Пашковых // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 27. Д. 1355. Л. 6; Биографические сведения и другие материалы о службе Пашкова В. А. за 1856 год // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 3545. Оп. 4. Д. 2098. Л. 1.
г.,4 кто-то на 1834 г.5 Встречается также 18136 и 1823 гг.7 «Образование Пашков получил в Пажеском корпусе, где окончил курс в 1849 г. вторым учеником и имя его занесено на мраморную доску...».8 В 1848 г. Пашков был пожалован в камер-пажи.9 В 1849 г. вступил в Кавалергардский полк корнетом. Военная карьера Пашкова закончилась в 1858 г., когда он был «уволен от службы с чином полковника».10 За время службы Пашков получил ряд государственных наград.11 Он был богатым помещиком и вел светскую жизнь.
В 1874 г. в Санкт-Петербург приехал английский проповедник лорд Г. Редсток. Он людей высшего петербургского общества и др. местах. Проповеди велись на английском и французском языках, что и определяло состав аудитории. Н. С. Лесков в своем очерке «Великосветский раскол» пишет, что «оправдание человека верою в искупительную смерть Иисуса Христа»12 составляет «главный пункт Редстокова учения».13 Редсток считал, что добрые дела не могут искупить человека, спасение человек получает через кровь Христа.14 «Воскресший Христос и личные и эмоциональные отношения с Ним являются основной темой всех проповедей Редстока».15 Санкт-Петербургский епархиальный миссионер Д. И. Боголюбов отмечает, что «оба учителя [Редсток и Пашков - Ф. Н.] проповедуют спасение
4 См., например, Безносова О. В. Позднее протестантское сектантство Юга Украины (1850 - 1905). Дис... канд. ист. наук. Днепропетровск, 1997. С. 210.
5 См., например, Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). Т. 1. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 145;.
6 См., например, Николс Г. Каргель: развитие русской евангельской духовности. СПб.: Библия для всех, 2015. С. 85 (перевод на русский язык). В оригинале книги также стоит 1813 г.
7 Гнида И. К 135 летнему юбилеюбратства. URL: http://istmainfo/artide.php?i=8&a=421(дата обращения: 21. 08. 2019).
8 РГВИА. Ф. 3545. Оп. 4. Д. 2098. Л. 1.
9 Дело о пожаловании пажей в камер-пажи // РГИА. Ф. 472. Оп. 33. Вн. Оп. 136/973. Д. 124. Л. 6.
10 РГИА. Ф. 1343. Оп. 27. Д. 1355. Л. 3 об.
11 ЦАНО. Ф. 639. 1858 г. Оп. 126. Д. 9451. Л. 9. Кавалер орде на Св. Станислава, медаль в память Крымской войны на Андреевской ленте.
12 Лесков Н. С. Великосветский раскол. Лорд Редсток и его последователи. СПб.: Тип. В. Тушнова, 1877.
С. 144.
13 Там же.
14 Там же С. 144, 145.
15 Пузынин А. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. М.: ББИ, 2010. С. 97.
через сознание своей греховности перед Господом и веру во Христа, Единого Ходатая перед Богом».16
Последователями Редстока становятся такие известные люди как правнук Екатерины II гр. А. П. Бобринский; гофмейстер императорского двора, гр. М. М. Корф; княгини Н.Ф. Ливен и В. Ф. Гагариа; Е. И. Шувалова и др. Среди них был и В. А. Пашков. В 1878 г. англичанин покидает Россию, и руководителем религиозного движения, основанного им и получившего название «редстокизм», становится Пашков. Это движение впоследствии по его фамилии стало называться «пашковским», а его последователей стали обозначать «пашковцами».
Говоря о причинах возникновения движения пашковцев, в качестве весомой обозначим слабость Православной церкви, ее плачевное состояние.17 Особое Совещание, созданное по приказу Александра II для принятия мер против религиозной деятельности Пашкова,18 «не могло не обратить особого внимание и на то обстоятельство, что возникшее в столице религиозное движение <...> составляет бесспорно внешнее проявление внутренней потребности, жаждущей духовного удовлетворения и не вполне находящей его в деятельности господствующей церкви и ее служителей».19 Об отчуждении высшего столичного общества от Православной церкви писал и православный исследователь В. Н. Терлецкий.20 На наш взгляд, безусловно, успех Редстока состоял в том, что он делал акцент на проповеди того важнейшего, что содержится в Библии. Он не делал акцент на немалом количестве обрядов и установлений, которые существовали в Православной церкви. Его проповедь, как представляется, не была нагружена богословскими тонкостями. Все это, как видится, воспринималось представителями высшего общества гораздо лучше чем то, что предлагало православие.
16 Боголюбов Д. И. Пашковцы или «христиане евангелического исповедания» // Кальнев М. А. Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды. Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1911. С. 92.
17 Подробнее о причинах см. Никитин Ф. Н. Движение пашковцев как феномен в религиозной жизни высшего петербургского общества второй половины XIX века // TERRA Incognita (журнал студентов-историков). 2019. № 3. С. 4, 5.
18 О принятии мер против учения несогласного с духом Православной церкви, проповедуемого в Петербурге отставным Полковником Пашковым и его последователями // РГИА. Ф. 1261. Оп. 3 1880 г. Д. 150. Л. 2 об. - 3.
19 О религиозных беседах, устраиваемых отставным полковником Пашковым (приложены газеты, брошюры) // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 31. Курсив наш (Ф. Н.).
20 Терлецкий В. Н. Секта пашковцев. СПб.: Издание И. Л. Тузова, 1891. С. 4 - 8. Терлецкий, правда, дает свое обоснование такого явления. Например, он считает, что для них православие со своими «обрядами и службами было тяжелой и скучной религией».
До обращения в новую веру Пашков не был религиозным человеком, хотя и являлся по вероисповеданию православным. 21 Сам Пашков избегал встречи с лордом Редстоком и специально для этого уехал из Петербурга в свое московское поместье. 22 Прибыв через некоторое время, ему, однако, не удалось избежать знакомства с ним. Однажды Редсток нанёс визит семейству Пашковых, использовав своё знакомство с Александрой Ивановной, женой Пашкова. После обеда Редсток, продолжая общение в гостиной, предложил помолиться. 23 Согласно воспоминаниям С. Ливен, его молитва оказала влияние на Василия Александровича, он понял, что является грешником, увидел величие Бога, покаялся перед Ним и получил прощение грехов24. После этого эпизода в жизни Пашкова произошли существенные изменения. Ливен указывает, что после покаяния он стал «возвещать Евангелие».25 Журналист Н. Н. Животов писал, что он «во многом стал отказывать <.> перестал кутить <.> посещать театр, и даже курить».26 Итак, Пашков становится последователем Редстока. По словам В. А. Валькевича, Пашков был «главным распространителем лжеучения <.> Редстока».27 Э. Хейер называет Пашкова наиболее пылким последователем учения Редстока.28
Религиозная деятельность Пашкова была тесно связана с деятельностью социальной. Для пашковцев была характерна социальная деятельность, так как они считали, что христиане должны совершать добрые дела, это - плод их веры.29 Пашков учил, что добрые дела -
21 РГИА. Ф. 1343. Оп. 27. Д. 1355. Л. 7.
22 Wardin A. W. On the Edge. Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2013. P. 177.
23 Ливен С. Духовное пробуждение в России. Чикаго: Изд-во SGP, 1986. С. 7.
24 Там же.
25 Там же. С. 7.
26 Животов Н. Н. Церковный раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом. СПб.: Издание книготорговца Т. В. Кузина, 1891. С. 34.
27 Валькевич В. А. Приложение к Записке о пропаганде протестантских сект в России, и, в особенности, на Кавказе. Тифлис: [б.и.], 1900. Прил. 3. С. 24.
28 Хейер Э. Религиозный раскол в среде русских аристократов в 1860 - 1900 годы: редстокизм и пашковщина. Пер. В. Сильчука, изд-во Икар. URL: http://rusbaptist.stunda.org/redstokism4.htm (дата обращения: 05. 09. 2019).
29 Смирнов М. Ю. (составитель). Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб.: Издательство РХГА, 2012. С. 781.
Russian Colonial Studies. 2019. № 2. результат веры во Христа.30 Разумеется, пашковцы во время своих социальных практик
31
распространяли свое учение.31
Пашкова активно обсуждали в тогдашнем обществе. Вот что писал о нем современник: «нашумевший в 70-ых годах XIX века своим... учением в Петербурге, он стал известен на весь мир <.> популярность Пашкова <.> была всеобщая. О нем говорили везде: и в палатах, и в хижине»32. Распространяя свои религиозные идеи, Пашков мыслил глобально. М. Кузнецова указывает, что его цель «в проповедовании Евангелия состояла ни больше, ни меньше как в том, чтобы привлечь все население России к вере, включая самого императора»33. Его религиозная деятельность в Петербурге была довольно активной. Православный исследователь В. Н. Терлецкий пишет: «не довольствуясь аристократией, Пашков являлся в извощичьи дворы, фабрики, мастерские и вообще везде, где можно было встретить толпу простого народа, и проповедовал учение Редстока».34 Пашков также «распространял Евангелие по домам и общественным местам Санкт-Петербурга».35
Методы распространения своего учения были заимствованы36 Пашковым у Евангельского Альянса,37 членом которого он являлся.38 Западные евангелические деятели, структуры, движения и организации влияли на богословие Пашкова, его религиозную и общественную деятельность.39
30 Kuznetsova. M. Erly Russian evangelicals (1874 - 1929): historicl background & hermeneutical tendencies based on I. V. Kargel's written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009. P. 163. Автор благодарит студентку 3 курса филологического факультета СПбГУ Екатерину Третьяк за перевод фрагмента данной диссертации.
31 См., например, Материалы о секте пашковцев // РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 63. Л. 39 - 40;
32 Глебов С. Полковник Пашков: русский Редсток. СПб.: Издание В. М. Скворцова, 1912. С. 3, 39.
33 Kuznetsova. M. Указ. соч. P. 155.
34 Терлецкий В. Н. Секта пашковцев. СПб.: Издание И. Л. Тузова, 1891. С. 29.
35 Kuznetsova. M. Указ. соч. P. 166.
36 Дик И. Евангельский Альянс в мире и в России в последней четверти 19 века. Доклад, прочитанный историком в МГУ в 2013 г. Личный архив Ф. Никитина.
37 Евангельский Альянс - организация, созданная в 1846 году в Лондоне и оставившая следы в России. Особое распространение Альянс получил в англоязычном мире. Он объединял отдельных членов широкого спектра протестантских церквей. Альянс стремился продвигать «проявление братской любви и единства, и таким образом способствуя евангелизации всего мира». The Times (London). Thursday May 26. 1887. P. 13. Автор благодарит студента 3 курса Института истории СПбГУ Рауфа Гизатуллина за перевод ряда заметок The Times.
38 Kuznetsova. M. Указ. соч. P. 166.
39 Пузынин А. Указ. соч. С. 219; Kuznetsova. M. Указ. соч. P. 162, 168.
В. А. Пашков проводил религиозные беседы в своем доме в Петербурге. По манере и способу проведения беседы Пашкова напоминали религиозные собрания Редстока.40 Пашков, правда, проповедовал на русском языке. Посетителями были люди разных слоев общества: от высших до низших. Посетитель такой беседы писал: «Вокруг был такой разнохарактерный, разношерстный, разновидный люд! Среди фабричных синих и серых блуз и поношенных пиджаков виднелись темные простенькие кофточки «учащихся» женщин и барышень. Рядом с длинной поддевкой ютился скромный юноша, по виду студент... с пытливыми, горячими глазами, держа записную книжку на коленях. То там, то тут темнели изящные костюмы дам из общества, чернели смокинги, краснели генеральские лампасы, серебрились эполеты и академические значки».41 В 1880 г. обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев докладывал Александру II, что «в прошлое воскресенье было там [на религиозной беседе Пашкова - Ф. Н.] не менее 1500 человек всякого звания».42 Практику проведения религиозных бесед Пашков начал не позднее 1875 г.43 В письме к императору Александру II Пашков пояснял их смысл так: «во всех моих беседах <..> я ограничивался чтением одного Слова Божия, не вдаваясь ни в какое богословское учительство, призывая людей к покаянию и указывая им, что они погибли и нуждаются в оправдании перед предстоящим судом Божиим, в оправдании, которое можно найти только в одном Христе Иисусе».44 Известный исследователь религиозных диссидентов А. С. Пругавин отмечал, что Пашков на этих беседах «раздавал в большом количестве Евангелия и разные брошюрки религиозного содержания всем, кто только заявлял желание иметь их». 45 На беседах Пашков говорил проповедь, там исполнялись христианские песни, которые иногда сопровождались музыкой. В ходе религиозного собрания совершались молитвы. 46 После окончания беседы Пашков общался с посетителями, отвечал на их вопросы. 47 Современники указывают, что он после бесед угощал
40 Kuznetsova. M. Указ. соч. P. 154.
41 Игнатьев Р.С. Пашковцы-баптисты в Петербурге // Исторический вестник. 1909 (апрель). С. 186. Курсив наш (Ф. Н.).
42 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 63. Л. 1 об.
43 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 103 об.
44 Там же. Курсив наш (Ф. Н.).
45 Пругавин А. С. Раскол внизу и раскол вверху: очерки современного сектантства. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1882. С. 426.
46 Никитин Ф. Переписка В. А. Пашкова с протоиереем И. Л. Янышевым (публикация документов по истории ЕХБ). С. 128.
47 Глебов С. Указ. соч. С. 19.
посетителей едой.48 Нуждающимся он помогал деньгами.49 В 1880 г. «собрания у Пашкова достигли весьма значительных размеров».50 Современники по-разному оценивали проведение Пашковым религиозных бесед у себя дома. Кто-то ему сочувствовал,51 кто-то критиковал,52 но то, что они вызывали пристальное внимание со стороны общества, Православной церкви и правительства - бесспорно.
Пашков не ограничивался проведением религиозных бесед в своем доме. Он распространял евангельские идеи в Санкт-Петербурге, причем довольно разнообразным способом. В некоторых источниках упоминается о его проповеднической деятельности в городской бане. Министр внутренних дел А. Тимашев доносил главе Третьего отделения Н. В. Мезенцову в 1878 г. о том, что «в доме № 33 по Калашниковскому проспекту, принадлежащих отставному коллежскому советнику Сергею Кошмакову, по пятницам в 9 часов вечера, приезжает отставной полковник Кавалергардского полка Василий Александрович Пашков и при сошедшихся жильцах дома и соседях сначала помолится, после прочитает текст из Ветхого или Нового Завета, сделает нравственное разъяснение оного, затем опять помолится и попращаясь с слушателями уезжает. При этом он раздает желающим книги Ветхого и Нового Завета. Все это продолжается около часу».53 О проповеди Пашкова в бане писала тогдашняя периодическая печать. 54
Василий Александрович распространял евангельские идеи и в тюрьмах. Он был «завсегдатым посетителем тюрем, и многие, как сообщалось, отреклись от своей криминальной и несчастной жизни благодаря его слову и примеру».55 По словам историка Ш. Коррадо, министр юстиции К. Пален предоставлял ему возможность посещать «всех заключенных в столице, включая политзаключенных».56 Чиновник высокого ранга,
48 Там же. С. 26.
49 Wardin A. W. On the Edge. P. 180.
50 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 68 об.
51 Игнатьев Р.С. Пашковцы-баптисты в Петербурге. С. 188.
52 Пругавин А. С. Раскол внизу и раскол вверху: очерки современного сектантства. С. 427.
53 О религиозных собраниях, устраиваемых отставным полковником Пашковым // ГАРФ. Ф. 109. Оп. 163. 1878 г. Д. 278. Л. 1 об. Курсив наш (Ф. Н.).
54 См., например, Новые сектанты // Церковно-Общественный вестник.1880. № 35. С. 4
55 Corrado S. The Gospel in Society: Pashkovite Social Outreach in Late Imperial Russia // European Baptist
History: New Perspectives. Prague: IBTS, 2007. P. 57.
56 Там же.
современник Пашкова Ф. Г. Тернер писал следующее: «Желая послушать, как Пашков читает арестантам Евангелие и посмотреть какое это производит впечатление я раз вместе с Пашковым поехал в тюрьму предварительного заключения в Офицерской и был глубоко поражен тем, что видел. Во-первых, только что мы вошли в контору, я был удивлен тем почтительным и любовным доверием, с которым все арестанты встречали Пашкова. Поздоровавшись и поговорив с ними, он приступил к чтению Евангелия. <..> Нужно было видеть с каким сосредоточенным вниманием все его слушали и какое глубокое впечатление производили его слова на этих несчастных. Перед уходом Пашков выслушивал просьбы и ходатайства некоторых личностей, обещал им сделать возможное».57
Пашков распространял свое учение среди извозчиков,58 на заводах59 «и в тому подобных сборных пунктах рабочего населения».60 С. Ливен пишет, что Пашков с М. М. Корфом «посещал чайные, где зимой обогревались извозчики»,61 Пашков раздавал им «книжки»62. Тернер указывает, что он «заговаривал с ними о божественных вопросах, говорил им о Христе, о преданности Ему, и если он встречал у извозчика интерес к побуждаемым религиозным вопросам, то предлагал ему приходить к нему читать Евангелие». 63 Тернер утверждает, что было немало извозчичьих семей, которые изъявили желание слушать «слово Божие».64
Он также посещал больницы, где говорил людям о Боге и помогал им. В качестве примера можно привести Н. Е. Гориновича - участника народнического движения, сына священника в Малороссии, который попал в тюрьму и взамен свободы выдал своих товарищей. Они отомстили ему тем, что вылили на его лицо серную кислоту. 65 В таком виде
57 Воспоминания жизни Ф. Г. Тернера. Т. 1. СПб.: Издание М. Г. и Э. Г. Тернер, 1910. С. 343, 344. Курсив наш (Ф. Н.).
58 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 63. Л. 1.
59 Kuznetsova. M. Указ. соч. P. 154. Похожее на это см. РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 63. Л. 13. Пашков раздавал «книжки.рабочим на заводах». См. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 61.
60 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 68.
61 Ливен. С. Указ. соч. С. 22.
62 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 61.
63 Воспоминания жизни Ф. Г. Тернера. С. 342.
64 Там же.
65 Ливен С. Указ. соч. С. 10, 11.
его нашел Василий Александрович в приюте для неизлечимых. В то время ему было всего 22 года.66 После ряда посещений приюта Пашковым Горинович стал пашковцем. О нем есть упоминания в архивных документах. Например, в одном деле говорится, что Горинович допущен преподавателем закона Божия в Астраханском молоканском училище.67 Пашков не прекратил общение с Гориновичем и после своей высылки в 1884 г.68 В Архиве Пашкова (Германия) сохранилось письмо Гориновича Пашкову.69 Горинович был не единственным человеком, которому Пашков помогал и о котором заботился.70
Ярким примером использования социальной практики для распространения религиозных идей является организация Пашковым столовой в своем доме на Выборгской стороне.71 Там он обеспечивал едой по низким ценам рабочих, студентов, а также тех, «кто находился под нигистическим или атеистическом влиянием».72 С. Ливен, дочь участницы пашковского движения, писала, что эта столовая была учреждена в первую очередь для студентов.73 Туда действительно ходили обедать многие студенты.74 Терлецкий указывает, что туда также «сходилось весьма много чернорабочего люда».75 В столовой висели тексты из Библии,76 посетители слушали проповеди. По словам критика Пашкова С. Глебова, слушали
66 Там же. С. 12.
67 О неприятии Бердянским уездным исправником мер против распространения в уезде пашковского лжеучения // ГАРФ. Ф. 102. 1882 г. Оп. 80. Д. 570. Л. 5. об.
68 Pashkov Papers. University of Birmingham library. 2/1/b 2 /6/30.
69 Письмо Н. Е. Гориновичу В. А. Пашкову от 4 декабря 1879 г. Пакет 1 // Архив Пашкова. Германия, Корнталь, миссия Свет на Востоке. Автор статьи благодарит студентку 3 курса филологического факультета СПбГУ Дарью Суховольскую за перевод с немецкого языка документов с данного архива.
70 См., например, S. Corrado. The Gospel in Society: Pashkovite Social Outreach in Late Imperial Russia. P. 56, 58; Коррадо Ш. О евангельских христиан на каторжном Сахалине // Вестник Сахалинского музея. 2005. № 12. С. 290 - 291.
71 В некоторые источниках слово «столовая» употребляется во множественном числе. Непонятно, одна ли столовая размещалась у Пашкова дома или несколько. В данном случае для нас является ориентиром местонахождение, т. е. Выборгская сторона и т.п. указание на данное местоположение. Думается, что в источниках и литературе, которую мы используем, речь идет именно о доме Пашкова на Выборгской стороне.
72 Wardin A. W. On the Edge. P. 180.
73 Ливен С. Указ. соч. С. 23.
74 Корф М. М. При царском дворе: Корнатль: Свет на Востоке, 2018. С. 37.
75 Терлецкий В. Н. Указ. соч. С. 63.
76 Ливен С. Указ. соч. С. 23.
их из-за того, что они говорились на русском языке, «без славянских и церковных текстов».77 Столовая Пашкова привлекла внимание православных. Е. Богданович - староста Исаакиевского собора был обеспокоен ею и даже хотел открыть в противовес Пашкову бесплатную столовую.78 Он обращался по этому поводу к А. Половцеву в 1883 г. за материальной поддержкой.79 После высылки Пашкова (1884 г.) столовая продолжала функционировать.80 Однако в последствии власти все же закрыли столовую.81 Авторитетный историк А. Вардин пишет, что у Пашкова были еще столовые помимо той, что была на Выборгской стороне.82 Этот же историк сообщает малоизвестные в историографии сведения о социальной деятельности Пашкова. Вардин указывает, что «В выборгском районе у себя дома он [Пашков - Ф. Н.] организовал мастерскую для бедных детей. В том же районе он предоставил дом для бедных женщин по низкой цене. Он также организовал ясли для детей работающих женщин и ежедневный детский сад».83
Внимание Пашкова к студентам не ограничивалось созданием столовой. Имеются сведения о его материальной поддержке студентов Санкт-Петербургского университета. В 1880 А. А. Скальскому доносили о ходе и порядке оказания этой поддержки. Ему писали: «что касается до указания, что полковник Пашков оказывает пособие вещами и деньгами нуждающимся студентам, то в этом отношении выяснилось следующее: инспектор студентов С.-Петербургского университета Потапов лично знакомый с семейством полковника Пашкова (Потапов был домашним учителем у Пашкова), по просьбе молодого Пашкова, высказывавшего готовность оказать неимущим студентам вспомоществование, дал последнему четыре свои визитные карточки с обозначением на каждой фамилии бедного
77 Глебов С. Указ. соч. С. 39. О том, что проповедь на русском языке была причиной успеха религиозных диссидентов, а точнее рецепции этого православным сообществом см. Богослужение на русском языке как средство противодействию сектантству // Церковный вестник. 1887. № 48. С. 833 - 834.
78 Corrado S. The Gospel in Society: Pashkovite Social Outreach in Late Imperial Russia. P. 69. Коррадо ссылается на воспоминания Половцева. В них не говорится четко, что столовая была на Выборгской стороне. Половцев, однако, пишет, что столовая учреждена Пашковым. См. Половцев А. А. Дневник государственного секретаря: 1883 - 1886. Т. 1. М.: Центрполиграф, 2005. С. 75.
79 Половцев А. А. Указ. соч. С. 75.
80 [О] мерах к прекращению распространения пашковского лжеучения в столице [?] открытые заведения: чайных, столовых, детский приют и мастерские // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 83. 1891 г. 1 л. а. - 1 л. об.
81 Ливен С. Указ соч. С. 24.
82 Wardin A. W. On the Edge. P. 182, 199
83 Там же. P. 180. Курсив мой (Ф. Н.).
студента и полковник Пашков дал каждому из них по 25 рублей серебром».84 Думается, что материальная поддержка была связана с религиозной заинтересованностью студента, его принятием учения Пашкова.85 Вардин пишет, что визитные карточки раздавались тем студентам, которые «желали больше узнать о христианской вере».86
Религиозные и социальные практики Пашкова, которые были тесно связаны между собой, встретили неоднозначное восприятие со стороны правительства и Православной церкви. Изначально Пашков не хотел создавать какое-то движение вне Православной церкви. Он пытался сохранить с ней связь,87 был готов к диалогу.88 Он был готов к взаимодействию с православными верующими, если это не противоречило его религиозным убеждениям.89 Пашков хотел создать внутри нее евангельское направление, однако не был понят православным духовенством.90 В 1883 г. он принимает крещение.91 По мнению И. П. Дика, Пашков после 1882 г. уже не ассоциировал свое движение с Православной церковью.92 А. Пузынин, писал, что, по мнению Пашкова, необходимо духовное преобразование России, в результате чего православие должно уступить место «евангелической форме христианства».93
В качестве примера, когда православная печать сочувственно относилась к религиозной деятельности Пашкова,94 процитируем слова председателя братства Св. Троицы. Он писал: «Наша церковь не католическая, где миряне совершенно устранены от всякого
84 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 60 - 61 об.
85 См. Хейер Э. Религиозный раскол в среде русских аристократов в 1860 - 1900 годы: редстокизм и пашковщина. Пер. В. Сильчука, изд-во Икар. URL: http://rusbaptist.stunda.org/redstokism4.htm (дата обращения: 05. 09. 2019).
86 Wardin A. W. On the Edge. P. 180. Вардин не указывает, студентам какого именно университета оказывалась помощь.
87 Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839 - 1889) и общины первых евангельских верующих в России (перевод с англ. О. В. Безносовой, с нем. Д. А. Меланчевой). Steinhagen: Samenkorn, 2017. С. 104.
88 Там же. С. 106.
89 Пузынин А. Указ. соч. С. 218, 219.
90 Ср. с Англиканской церковью, где есть High Church (Высокая Церковь) с сильными католическими акцентами и Low Church (Низкая Церковь) с акцентами на личное обращение и благочестие. Взято у: Дик И. П. У колыбели братства. С. 106, 107.
91 Дик И. П. У колыбели братства. С. 106.
92 Там же.
93 Пузынин А. Указ. соч. 220.
94 Проведение им религиозных бесед.
личного участия в деле разумения Св. Писания и где требуется только слепая покорность иерархии, взявшей на себя весь труд освящения, учительства и управления церковью с целью безусловно господствовать над совестью, честью и имуществом пасомых. Православная церковь чужда такого духа господства, подавляющего свободное развитие личности человека, она, раздавая дары благодатного освящения, требует от мирян и личного участия в разумении откровения и устраении спасения. А потому-то каждый истинный пастырь православной церкви не может не порадоваться стремлению к религиозному самосознанию, начавшему в обществе. Это религиозное возбуждение заметно во многих местах России. Жаль только, что пастыри церкви не подают благовременно руку помощи самоучкам в деле религии. Во всяком, начинающем самостоятельно исследовать откровение, видят прежде всего противника церкви, и вместо того, чтобы осветить ему истинный путь и поправить его колеблющую мысль к истинному уразумению, отворачиваются с холодным призрением и думают удержать в подчинении церкви только внешними средствами и словом строго осуждения».95
В 1880 г. в «Церковном вестнике» была опубликована заметка В. Попова «Воскресные беседы г. Пашкова», в которой он критически отзывался о религиозных беседах Пашкова.96 Автор обвинил Пашкова в том, что он считал церковь и таинства измышлением дьявола. Пашков опроверг это мнение.97 Известный русский богослов, писатель, проповедник, ректор Санкт-Петербургской духовной академии И. Л. Янышев вступился за В. А. Пашкова, посчитал критику Попова неконструктивной. Янышев писал: «Имев неожиданный для меня самого случай беседовать с г. Пашковым о православии гораздо ранее письма В. Попова и не заметив в нем неблагоприятного отношения ни к православной церкви, ни к ее догматам, я был удивлен заблуждениями, распространение которых приписывается г. Пашкову письмом В. Попова.».98
Итак, среди православного сообщества, православного духовенства были лица, сочувствующие религиозной деятельности Пашкова. Некоторые священники даже посещали
95 П. П. По поводу проявления религиозного стремления в высшем петербургском обществе и стараний евангеликов Астраханской губернии войти в связь с представителем этого направления г. Пашковым // Астраханские епархиальные ведомости. 1880. № 22. С. 345. Курсив наш (Ф. Н.).
96 Заметка опубликована в: Никитин Ф. Переписка В. А. Пашкова с протоиереем И. Л. Янышевым (публикация документов по истории ЕХБ). С. 129 - 130.
97 Там же. С. 138.
98 Там же. С. 130.
религиозные беседы Пашкова и убеждали своих знакомых их посетить.99 Один православный священник признавался, что «Пашков делал отличную работу и делал это лучше, чем многие из нас».100
Православное духовенство изначально не чинило каких-либо препятствий Пашкову,101 однако, по мере роста пашковского движения и включение в его состав простого народа, движение вызвало внимание Православной церкви. В 1878 г. Святейший Синод поручил «Митрополиту С.-Петербургскому назначить <.. .> пастыря для убеждения как г. Пашкова, так и православных лиц, участвующих в сказанных его собеседованиях о неуместности и вредности сих сборищ.».102 Позиция Святейшего Синода в отношении религиозной деятельности Пашкова в бане была солидарна с правительственной. Синод был против нее. По его мнению, такие собрания не принесут религиозной пользы, могут привести к отчуждению людей от Православной церкви, к «порождению ложных понятий о религии и даже к образованию сектаторских учений».103 Преследования Пашкова вплоть до его изгнания из России были тесно связаны с именем обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева.
Правительство также изначально не чинило препятствий Пашкову, и он «проповедовал <...> без всякого разрешения около двух годов в чем правительство ему не препятствовало вопреки закону <...>».104 Петербургский градоначальник Д. Ф. Трепов и министр внутренних дел А. Е. Тимашев были родственниками Пашкова.105 Трепов рассматривал деятельность
99 Фаунтин Д. Лорд Редсток и духовное пробуждение в России. Минск: Альфом, 2001. С. 112.
100 Corrado S. The Gospel in Society: Pashkovite Social Outreach in Late Imperial. P. 69.
101 Терлецкий В. Н. Указ. соч. С. 66.
102 ГАРФ. Ф. 109. Оп. 163. 1878 г. Д. 278. Л. 6 об. - 7.
103 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 11.
104 Там же. Л. 68.
105 Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. URL: https://e-libra.ru/read/516420-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-i-l-n-tolstoy-konflikt-glazami-sovremennikov.html (дата обращения: 08. 09. 2019). Ореханов не приводит первоисточника относительно того, что Трепов был родственником Пашкова. Но в любом случае, как вспоминает М. М. Корф, пока Трепов был градоначальникам, пашковцам «никто не чинил никаких препятствий». Корф М. М. Указ. соч. С. 54. Трепов разрешал и поощрял посещение пашковцами тюрем, а полиция присутствовала на религиозных собраниях пашковцев для поддержания порядка. Там же. С. 35. О том, что Пашков и Трепов были родственниками пишет Э. Хейер.
Пашкова как альтернативу деятельности революционеров.106 Историки пишут, что, по мнению Тимашева, Пашков спасет русское общество.107 Первые распоряжения правительства в отношении религиозных бесед Пашкова относятся к 1878 г.,108 хотя в историографии есть устойчивое ошибочное мнение, что запрещение на устроение бесед последовало в 1877 г.109 В 1878 г. Александр II «признал действия Пашкова неуместными и высочайше повелел сделать г-ну Пашкову внушение, дабы он воздержался на будущее время от подобных выходок».110 Столичной полиции было дано распоряжение о недопущении религиозных бесед Пашкова.111 Однако религиозные беседы не прекратились, а в 1880 г. «получили еще большие размеры <...>».112 Все же в 1878 г. «власти от слов к делу не перешли, что отмечал и сам Пашков в ЛП».113
В этом же году власти снова обратили внимание на Пашкова. Министр внутренних дел Л. В. Маков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев «возбудили вопрос о необходимости принять меры против учения»,114 проповедуемого Пашковым. Главный начальник Верховной распорядительной комиссии М. Т. Лорис-Меликов, «признавая безусловно необходимым в интересах государственного порядка и общественного спокойствия, пресечь молитвенные собрания у Пашкова и другие, им подобные, и равно предупредить дальнейшее распространение в среде народа лживого религиозного учения, <...> входил с всеподданнейшим докладом [к Александру II - Ф. Н.], в коем полагал подробное обсуждение и разработку соответствующих по этому предмету мероприятий
106 Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. URL: https://e-libra.ru/read/516420-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-i-l-n-tolstoy-konflikt-glazami-sovremennikov.html (дата обращения: 08. 09. 2019).
107 Думается, что подразумевалась тогдашняя революционная и нигилистическая настроенность общества. Николс Г. Указ. соч. С. 86. Кто-то из историков приписывает эти слова Трепову. См. там же.
108 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 3. Л. 41.
109 См., например, Терлецкий. Указ. соч. С. 66.
110 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 1. Л. 12.
111 Там же. Л. 37.
112 Там же.
113 Информация получена от ведущего специалиста в области истории пашковского движения В. Степанова. Этот историк работал с документом (ЛП - летопись пашковцев), по его мнению, написанным самим Пашковым.
114 РГИА. Ф. 1261. Оп. 3 1880 г. Д. 150. Л. 2.
возложить на Особое Совещание».115 Оно было создано 8 мая 1880 г. по приказу императора116 и занималось вопросами пресечения религиозной деятельности Пашкова. В состав совещания входили высокопоставленные лица. В мае 1880 г. Победоносцев по соглашению с министром внутренних дел и Лорис-Меликовым подает Александру II записку «о действиях г. Пашкова».117 Победоносцев предлагал императору запретить собрания у Пашкова, а его удалить его из России.118 Пашков действительно покинул Россию на некоторое время в 1880
г 119
В 1884 г. репрессии в отношении Пашкова достигли своего пика. Он и Корф созвали в апреле 1884 г. съезд с участием религиозных диссидентов того времени (штундисты, баптисты, молокане и др.)120 Цель съезда состояла в достижении единства между представленными на нем религиозными течениями.121 Съезд был прерван, а его участники высланы из Санкт-Петербурга. Пашкову и Корфу было предложено прекратить свою религиозную деятельность. Пашков остался верным своим убеждениям и отказался прекращать распространение своего учения.122 В 1884 г. он был выслан из России. Об этом писали в зарубежной печати.123
В обществе Пашков воспринимался по-разному. Кто-то считал, что у него не все в порядке с головой, видели в его деятельности барскую затею,124 а его учение считали
115 Там же. Л. 2 об.
116 Там же.
117 Сведения о секте пашковцев. [1886]. С. 5.
118 Там же. С. 4.
119 ГАРФ. Ф. 109. Оп. 163. 1878 г. Д. 278. Л. 33.
120 Подробнее о съезде см. обстоятельную статью: Степанов В. А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки // Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92 - 113.
121 Павлов В. Секта пашковцев. Беседа. 1890. № 3. С. 16 // РО ГМИР. Л. 272 об.
122 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 3. Л. 96 об.
123 The Times (London). 30 Oct 1884. P. 5.
124 Пругавин А. С. Раскол внизу и раскол вверху: очерки современного сектантства. С. 427.
вредным.125 Но кто-то положительно оценивал его религиозную и социальную деятельность.126
Итак, религиозная и социальная деятельность Пашкова в Санкт-Петербурге была активной и довольно многогранной. Она была направлена на разные социальные слои. Восприятие Пашкова было неоднозначным. Он, являясь аристократом, перешагнул социальный барьер и вступил в контакт с людьми, гораздо ниже его по статусу. Религиозная деятельность Пашкова стимулировала Православную церковь на более активное и тесное взаимодействие со своей паствой.127 Пашков, как видится, хотел своими социальными и религиозными практиками противостоять нигилистическим и революционным настроениям в обществе. Хейер прямо указывает, что Пашков был обеспокоен «религиозными, нравственными и общественными проблемами»128 и в этом отношении ставит его выше Л. Н. Толстого. Идеи Пашкова не были поняты ни церковью, ни правительством. Однако пашковцы продолжили его дело, хотя история пашковского движения с отъездом их руководителя уже вступило в новую фазу.
Литература
Безносова О. В. Позднее протестантское сектантство Юга Украины (1850 - 1905). Дис... канд. ист. наук. Днепропетровск, 1997. 216 с.
Богослужение на русском языке как средство противодействию сектантству // Церковный вестник. 1887. № 48. С. 833 - 834.
Валькевич В. А. Приложение к Записке о пропаганде протестантских сект в России, и, в особенности, на Кавказе. Тифлис: [б.и.], 1900. 436 с.
Воспоминания жизни Ф. Г. Тернера. Т. 1. СПб.: Издание М. Г. и Э. Г. Тернер, 1910. 347
с.
125 Пругавин А. С. Пашковцы (из путевых заметок) // Русская мысль. 1884. № 5. URL: http://az.lib.ru/p/pr ugawin_a_s/text_1884_pashkovtzy_oldorfo.shtml (дата обращения: 09. 09. 2019).
126 Там же; Игнатьев Р. С. Пашковцы-баптисты в Петербурге. С. 188; Пругавин А. С. Раскол внизу и раскол вверху: очерки современного сектантства. С. 427.
127 Сведения о секте пашковцев. С. 4; Терлецкий В. Н. Указ. соч. С. 66, 67.
128 Хейер Э. Указ. соч. В The Times (London) писали, что Пашков «сделал много для блага своей страны...». См. The Times (London). 30 June 1884. P. 6.
Russian Colonial Studies. 2019. № 2. Глебов С. Полковник Пашков: русский Редсток. СПб.: Издание В. М. Скворцова, 1912.
40 с.
Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839 - 1889) и общины первых евангельских верующих в России. Steinhagen: Samenkorn, 2017. 320 с.
Животов Н. Н. Церковный раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом. СПб.: Издание книготорговца Т. В. Кузина, 1891. 164 с.
Игнатьев Р.С. Пашковцы-баптисты в Петербурге // Исторический вестник. 1909 (апрель). С. 184 - 192.
Кальнев М. А. Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды. Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1911. 336 с.
Корф М. М. При царском дворе: Корнатль: Свет на Востоке, 2018. 96 с.
Лесков Н. С. Великосветский раскол. Лорд Редсток и его последователи. СПб.: Тип. В. Тушнова, 1877. 266 с.
Ливен С. Духовное пробуждение в России. Чикаго: Изд-во SGP, 1986. 67 с.
Никитин Ф. Н. Движение пашковцев как феномен в религиозной жизни высшего петербургского общества второй половины XIX века // TERRA Incognita (журнал студентов -историков). 2019. № 3. С. 5 - 9.
Никитин Ф. Переписка В. А. Пашкова с протоиереем И. Л. Янышевым (публикация документов по истории ЕХБ) // Богомыслие. 2018. № 23. С. 120 - 145.
Николс Г. Каргель: развитие русской евангельской духовности. СПб.: Библия для всех, 2015. 396 с.
Половцев А. А. Дневник государственного секретаря: 1883 - 1886. Т. 1. М.: Центрполиграф, 2005. 603 с.
Пругавин А. С. Раскол внизу и раскол вверху: очерки современного сектантства. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1882. 428 с.
Пузынин А. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. М.: ББИ, 2010. 523 с.
Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). Т. 1. СПб.: Библия для всех, 1999. 423 с.
Сведения о секте пашковцев. [Б. м.], [б. и.]. [1886]. 43 с.
Смирнов М. Ю. (составитель). Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб.: Издательство РХГА, 2012. 846 с.
Степанов В. А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки // Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92 - 113.
Терлецкий В. Н. Секта пашковцев. СПб.: Издание И. Л. Тузова, 1891. 139 с.
Фаунтин Д. Лорд Редсток и духовное пробуждение в России. Минск: Альфом, 2001.
127 с.
Kuznetsova. M. Erly Russian evangelicals (1874 - 1929): historicl background & hermeneutical tendencies based on I. V. Kargel's written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009. 553 p.
Corrado S. The Gospel in Society: Pashkovite Social Outreach in Late Imperial Russia // European Baptist History: New Perspectives. Prague: IBTS, 2007. P. 52 - 70.
The Times (London). Thursday May 26. 1887.
The Times (London). 30 June. 1884.
Wardin A. W. On the Edge. Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2013. 460 p.
References
Beznosova O. V. Pozdnee protestantskoe sektantstvo Yuga Ukrainy (1850-1905). Diss. kand. ist. nauk. Dnepropetrovsk, 1997, 216 p. (In Russian)
Bogosluzhenie na russkom yazyke kak sredstvo protivodeistviya sektantstvu. Tserkovny vestnik. 1887, no 48, pp. 833 - 834. (In Russian)
Val'kevich V. A. Prilozhenie k Zapiske o propaganda protestantskikh sekt v Rossii, i, v osobennosti, na Kavkaze. Tiflis, 1900, 436 p. (In Russian)
Vospominaniya zhizny F. G. Ternera. Vol 1. St. Petersburg: Izdanie M.G. i E. G. Terner Publ., 1910, 347 p. (In Russian)
Glebov S. Polkovnik Pashkov: russky Radstock. St. Petersburg, Izdanie V.M. Skvorcova Publ., 1912, 40 p. (In Russian)
Dick I. P. U kolybeli bratstva. Iogann Viler (1839-1889) I obschiny pervykh evangelskykh veruyuchikh v Rossii. Steinhagen, Samenkorn Publ., 2017, 320 p. (In Russian)
Zhivotov N. N. Tserkovny raskol Peterburga v svyazi s obscherossiiskim raskolom. St. Petersburg, Izdanie knigotorgovtsa T. V. Kuzina Publ., 1891, 164 p. (In Russian)
Ignatiev R. S. Paschkovtsy-baptisty v Peterburge. Istorichesky vestnik. 1909 (April), pp. 184 - 192. (In Russian)
Kal'nev M. A. Russkiye sektanty, ikh uchenie, kul't I sposoby propagandy. Odessa, Tipographiya E. I. Phesenko Publ., 1911, 336 p. (In Russian)
Korf M. M. Pri tsarskom dvore. Korntal', Svet na Vostoke Publ., 2018, 96 p. (In Russian)
Kuznetsova. M. Erly Russian evangelicals (1874 - 1929): historicl background & hermeneutical tendencies based on I. V. Kargel's written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009, 553 p. (In Russian)
Leskov N. S. Velikosvetsky raskol. Lord Radstock I iego posledovateli. St. Petersburg, Tip. V. Tushnova Publ., 1877, 266 p. (In Russian)
Liven S. Dukhovnoe probuzhdenie v Rossii. Chicago, SGP Publ., 1986, 67 p. (In Russian)
Nikitin F. N. Dvizhenie pashkovtsev kak phenomen v religioznoy zhizny vyschego peterburgskogo obschestva vtoroy poloviny XIX veka. TERRA Incognita (zhurnal studentov-istorikov). 2019, no 3, pp. 5 - 9. (In Russian)
Nikitin F. Perepiska V.A. Paschkova s protoiereem I. L. Yanyshevym (publickatsiya dokumentov po istorii EKHB). Bogomyslie. 2018, no 23, pp. 120 - 145. (In Russian)
Nikols G. Kargel': razvitie russkoy evangel'skoy dukhovnosti. St. Petersburg, Bibliya dlya vsekh Publ., 2015, 396 p. (In Russian)
Polovtsev A. A. Dnevnik gosudarstvennogo sekretarya: 1883 - 1886. Vol. 1. Moscow, Tsentrpoligraph Publ., 2005, 603 p. (In Russian)
Prugavin A. S. Raskol vnizu I raskol vverkhu: ocherki sovremennogo sektantstva. St. Petersburg, Izdanie A. S. Suvorina Publ., 1882, 428 p. (In Russian)
Puzynin A. Traditsiya evangel'skikh khristian. Izuchenie samoidentifikatsii I bogosloviya ot momenta eyo zarozhdeniya do nashikh dney. Moscow, BBI Publ., 2010, 523 p. (In Russian)
125
Corrado S. The Gospel in Society: Pashkovite Social Outreach in Late Imperial Russia. European Baptist History: New Perspectives. Prague, IBTS Publ., 2007, pp. 52 - 70. (In Russian)
Savinsky S. N. Istoriya evangel'skikh khristian-baptistov Urkainy, Rossii, Belorussii (1867 -1917). Vol. 1. St. Petersburg, Bibilya dlya vsekh Publ., 1999, 423 p. (In Russian)
Svedeniya o sekte pashkovtsev. [B.m.],[b.i.]. [1886], 43 p. (In Russian)
Smirnov M. Yu. (sost.) Protestantism kak factor formirovaniya rossiiskoy gosudarstvennosti I kultury. Antologiya. St. Petersburg, Izdatelstvo RKHGA Publ., 2012, 846 p. (In Russian)
Stepanov V. A. Sankt-Peterburgsky s'ezd evangel'skikh veruyuschikh 1884 goda: mify, fakty, uroki. Fenomen rossiiskogo protestantisma (materialy nauchno-prakticheskikh konferenciy). Veliky Novgorod, 2016, pp. 92 - 113. (In Russian)
Terletsky V. N. Sekta pashkovtsev. St. Petersburg, Izdanie I. L. Tuzova Publ., 1891, 139 p. (In Russian)
Fauntin D. Lord Radstock i dukhovnoe probuzhdenie v Rossii. Minsk, Al'fom Publ., 2001, 127 p. (In Russian)
Kuznetsova. M. Erly Russian evangelicals (1874 - 1929): historicl background & hermeneutical tendencies based on I. V. Kargel's written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009. 553 p.
The Times. London. 1887, Thursday May 26.
The Times. London. 1884, 30 June.
Wardin A. W. On the Edge. Eugene, Oregon, Wipf and Stock Publ., 2013, 460 p.