Научная статья на тему 'Как появилось Пятидесятничество в России'

Как появилось Пятидесятничество в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пятидесятничество / пятидесятники в России

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филипп Никитин

Рецензия на книгу: Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы: обзор всемирной истории Церкви, история раннего русского пятидесятничества и церкви евангельских христиан в духе апостолов (до 1929 года). Т. 1. – СПб.: Библия для всех, 2020. – 811 с., 16 л. ил. ISBN 978-5-7454-1578-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как появилось Пятидесятничество в России»

ФИЛИПП НИКИТИН

о

о

СП

Как появилось

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО В РОССИИ

Рецензия на книгу:

Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы: обзор всемирной истории Церкви, история раннего русского пятидесятничества и церкви евангельских христиан в духе апостолов (до 1929 года). Т. 1. — СПб.: Библия для всех, 2020. — 811 с., 16 л. ил.

Л

етом 2020 года в издательстве «Библия для всех» вышла книга т/ _м_авторитетного конфессионального петербургского историка © В. А. Степанова. Исследователь известен своей работой о еван-

© гельских христианах-баптистах Колпино, а также обстоятельными

^ статьями по истории движения пашковцев[1].

Как сообщается в самой книге, она «расскажет читателю о месте и значении Пятидесятнического движения в истории Церкви, о том, как в начале XX века оно пришло в Россию и как вслед за тем в его лоне образовалась церковь евангельских христиан в духе апостолов (ЕХвДА)»[2]. Книга «посвящена малоисследованной теме — истории

[1] Степанов В. А. Рожденные свыше на берегах Ижоры. История Церкви евангельских христиан-баптистов г. Колпино (1911-2011). Т. 1. СПб.: Библия для всех, 2011; Степанов В. А. Рожденные свыше на берегах Ижоры. Т. 2. Биографические очерки и воспоминания. СПб.: Библия для всех, 2013.

Первый том доступен для чтения и скачивания: Рожденные свыше на берегах Ижоры. URL: https://hecrus.ru/Mediateka/Istoricheskaja_biblioteka/ Rozhdennye_svyshe_na_beregah_Izhory.html (дата обращения: 20. 03. 2020).

Статьи исследователя доступны для прочтения на сайте «Страницы 264 истории», в разделе «Петербург евангельский». https://hecrus.ru/index.html

(дата обращения: 20. 03. 2020).

В 2021 г. в издательстве «Библия для всех» В. А. Степанов планирует опубликовать свои статьи, а также ценнейший источник для изучения истории пашковского движения «Летопись пашковцев». О «Летописи пашковцев» см.: Летопись пашковцев (1874-1886). URL: https://spb.hecrus.ru/blog/index. php?id=00000000C (дата обращения: 20. 03. 2020).

Автор использует «Летопись пашковцев» в данной книге.

[2] Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы: обзор всемирной истории Церкви, история раннего русского пятидесятничества и церкви евангельских христиан в духе апостолов (до 1929 года). Т. 1. СПб.: Библия для всех, 2020. С. 9.

возникновения пятидесятнического движения в России как важного звена глобального процесса восстановления апостольского христианства.

В книге показано, что первые русские пятидесятнические общины, возникшие в 1913 году, исповедовали тринитарное богословие. Затем в 1916 году, в результате проповеди американского миссионера Эндрю Уршана, в Петрограде возникла община <...> (ЕХвДА), принявшая учение о Едином Боге. Книга повествует о формировании братства церквей ЕХвДА, о пути веры его первых руководителей, А. И. Иванова и Н. П. Смородина, о жизни поместных общин»[3]. Показать «историческую связь пятидесятниче-ского движения с первоапостольской церковью и живым потоком евангельского христианства всех последующих веков»[4] — является одной из целей книги. Работа написана на основе широкого спектра источников, литературы и электронных ресурсов, список которых занимает 23 страницы.

В начале книги помещен отзыв Т. К. Никольской — кандидата исторических наук, преподавателя Санкт-Петербургского христианского университета, автора известного исследования «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 — 1991 годах»[5].

Книга состоит из упомянутого отзыва, предисловия редколлегии, введения, четырех глав («Обзор исто-

[3] Там же. С. 2.

[41 Там же. С. 704 - 705. Курсив В. А. Степанова.

[5] Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.

[6] По словам автора, конечной целью

этой главы «является показ исторической преемственности Пятидесятнического

рии Церкви как предыстории Пятидесятнического движения (I — XIX века»[6]; «Начало Всемирного Пятиде-сятнического движения и подготовка его прихода в Россию (1906 — 1913)»; «Приход Пятидесятнического пробуждения в Россию и возникновение первых русских пятидесятнических общин (1913 — 1916)»; «Начало проповеди учения о Едином Боге и рост церквей евангельских христиан в духе апостольском в России и ближнем зарубежье (1916 — 1929)»), послесловия и приложения. Последнее включает в себя «Письма Степана Прохорова»[7], «Список учредителей

движения и братства церквей ЕХвДА от первоапостольской церкви». Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы. С. 16.

[7] Проповедник. Был послан в Выборг братским советом петербургской общины евангельских христиан с полномочиями «воспрепятствовать распространению огня Пятидесятницы в Выборгской общине ЕХ. Вместо этого. он сам был "крещен Духом Святым и огнем", после чего написал о пережитом им духовном опыте в нескольких письмах». Степанов

о о о

о.

со о со н

о

ее

о

ее с

о

о ^

со се О

с

^

л п

265

о -Ü

£ о ш

0 с

к <

1

X

s

I

о

СП

266

религиозной общины под названием "Община Евангельских Христиан в Духе Апостольском", 29 августа 1923 г., г. Петроград», брошюру А. И. Иванова «О Едином Боге», «Летопись основных событий истории раннего пятидесятничества и церкви ЕХвДА в России (1901 - 1929)», «Словарь ключевых терминов и понятий». Последние две составных части приложения облегчают читателю задачу, делают книгу более доступной. Исследователь дал определение таким часто используемым терминам как «евангельские церкви», «евангельские христиане» и «евангельское движение». Это ценно хотя бы по той причине, что в ряде работ исследователи религиозных сообществ и движений в Российской империи не поясняют, что они имеют в виду под этими важными терминами, а это может привести к путанице[8].

Не будучи специалистом по истории пятидесятнического движения в России, мы обратим внимание на те части книги, где говорится о возникновении евангельско-баптистского движения в Российской империи и, в особенности, той части, которая повествует о движении пашковцев. Отметим, что на данный момент имеется рецензия на данную книгу от специалиста по пятидесятническому движению в России[9].

В. А. Россия в огне Пятидесятницы. С. 706.

[8] Ср.: Никольская Т. К. Евангельские христиане-баптисты: в поисках «корней» // Богомыслие. 2019. № 24. С. 243.

[9] Никольская Т. К. Духовное пробуждение или огонь-истребитель. URL: https:// gazeta.mirt.ru/stat-i/recenzii/post-2492/ (дата обращения: 26. 03. 2020).

[10] Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы. С. 125 — 127. Курсив В. А. Степанова.

[11] В конфессиональной литературе так

называют пашковское движение (Ф. Н.).

В. А. Степанов перечисляет следующие предпосылки евангельского движения в России: «многовековое искание правды Божьей в русском народе... многовековое русское богоискательство... перевод Св. Писания на понятный русскому народу язык... крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право»[10]. Исследователь кратко сообщает о возникновении штундизма и баптизма, более подробно концентрируя внимание на возникновении пашковского движения и некоторых аспектах этого движения.

Особо отметим, что В. А. Степанов показывает включенность зарубежного евангельского мира в пашковское движение, влияние первого на последнее. Исследователь пишет:

«В Петербургском пробуждении[11] произошла встреча англо-американского ревивализма[12] и русского богоискательства. То самое обновление духовной жизни, имевшее место в Англии и Америке, теперь благодаря Редстоку и его проповеди пришло в Россию. Петербургское пробуждение было, вероятно, самым непосредственным и самым характерным усвоением ревива-листской парадигмы российским евангельским сообществом»[13].

В. А. Степанов рассматривает тему общинной жизни пашковцев и

[12] Ревивализм — богословское движение, начавшее в XVIII в. в среде протестантских стран за пробуждение церквей, возврат их к учению и практике перво-апостольской церкви. Ревивализм делает акцент на личном обращении, понимаем как переживание личной встречи с Богом и ожидании Второго пришествия Христа.

Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы. С. 767.

[13] Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы. С. 140.

показывает ее зависимость от «открытых братьев». В историографии тема общинной жизни пашковцев упоминается редко и недостаточно.

Отметим также такой раздел книги как «Пашковцы и православие (1874 — 1884)». Автор пишет, что «Редсток и пашковцы надеялись, что ревивализм может стать инструментом и шансом для осуществления давно назревшего обновления духовной жизни правосла-вия»[14]. Однако Православная церковь не пошла на диалог. Процесс отделения пашковцев от православия выразился в установлении ими «хлебопреломле-ния где-то на исходе 1879 года»[15].

Исследователь рассматривает и тему гонений на пашковцев в слабоизучен-ный период пашковского движения (1884 — 1905). Он пишет, что «Административной или судебной высылке из Санкт-Петербурга в разные губернии России, в том числе в отдаленные места Закавказья и Сибири, где условия пребывания были наиболее тяжелыми, подверглись десятки петербургских братьев и сестер»[16].

Оригинальным и необычным звучит следующий раздел книги «Восприятие пашковцами истории Цер-кви[17]». В.А. Степанов пишет, что в толковании И.В. Каргелем (1920-е годы) и пашковцами (в 1897 году) истории Церкви имеется очень высокое сходство, которое объясняется их общим происхождением, восходящим к богословию Н. Дарби[18]. Автор добавляет, что пашковцы отождествляли себя с филадельфийской церковью. В заключении этого раздела он пишет:

«Не может не вызвать удовлетворение, что с самого начала евангельского движения в России сохраняется устойчивая преемственность поколений в понимании событий истории всемирной Церкви. Хотя мы не ставили специально такой задачи, но наша периодизация и изложение истории, начиная с апостолов, совпадает с трактовкой пашковцев и Каргеля. Эта преемственность важна, поскольку мы пытаемся постигнуть откровение воли Божьей в истории Церкви и извлечь полезные уроки для христиан»[19].

Последний раздел, на который хотелось бы обратить внимание, звучит так: «Проявление даров исцеления и чудотворения в общине пашковцев». Автор приводит фрагмент письма В. А. Пашкова, который позволяет познакомиться с его взглядом на вопрос исцеления. По словам автора, это был «мудрый, сбалансированный взгляд <...> сочетающий несколько подходов: во-первых, веру в исцеление по молитве верующих, наряду с ней, веру в молитву пресвитеров с помазанием елеем, далее, готовность принять врачебную помощь, если на это есть внутреннее удостоверение от Бога, спокойную готовность не просить исцеления, если пришло время и осознание, что Господу угодно взять нас к Себе»[20].

Отметим, что, раскрывая тему паш-ковского движения, автор опирается на весьма различные источники, некоторые из которых, по нашим наблюдениям, не привлекались другими исследователями движения пашковцев.

о о о

о.

со о со н

о

се

о

се с .о

о

О ^

со се О

с

^

л п

267

[14] Там же. С. 149.

[15] Там же. С. 151.

[16] Там же. С. 156 — 157.

[17] Имеется в виду послание семи церк-

вам 2-ой и 3-й глав книги Откровение (Ф.

Никитин).

[18] Степанов В. А. Россия в огне Пятидесятницы. С. 163, 164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19] Там же. С. 164 — 165.

[20] Там же. С. 166 — 167.

о -Ü

£ о ш

0 с

к <

1

X

S I

о

СП

268

Спектр источников, используемых автором — очень широкий. Сведения о пашковском движении, представленные автором, ценны и носят новаторский характер. Автор затрагивает такие важные для понимания евангельского движения в России темы как пиетизм, ревивализм, Кесвикское движение.

В. А. Степанов неспроста уделил внимание пашковскому движению. По его словам, «Пашковцев в некотором смысле можно считать предтечами пя-тидесятничества. Они знали и практиковали духовные дары <...> Движение пашковцев с его дерзновенной верой подготовило почву для отечественного пятидесятничества, а когда пришла полнота времени, послужило колыбелью для него»[21].

Упоминание В. А. Степановым о паш-ковском движении в контексте зарождения пятидесятничества в России намечает перспективу для дальнейших исследований, в том числе в среде самих пятидесятников. В евангельском сообществе движение пашков-цев вызывает интерес прежде всего у евангельских христиан-баптистов. Именно они чаще всего заявляют о пашковском движении как части своей истории, как об одном из истоков зарождения евангельско-баптистского движении.

После ознакомления с трудом В. А. Степанова пятидесятники могут включать в конструкцию собственной истории пашковское движение. Однако, необходимо быть осторожным. Так, в разделе «Историческая справка»

петербургской церкви «Миссия Благая Весть» говорится, что В. А. Пашков и другие известные пашковцы были членами церкви ЕХвДА[22]. Это утверждение неверно хотя бы потому, что пятидесятническое движение в России возникло уже после того, как умер В. А. Пашков.

Несмотря на то, что книга посвящена возникновению пятидесятнического движения в России, некоторые сюжеты и упоминаемые личности имеют отношение и к истории евангельских христиан-баптистов. Пашковское движение — один из примеров. На страницах книги можно встретить имена В. А. Фетлера, И. С. Проханова, И. В. Каргеля, М. Д. Тимошенко и др. Таким образом, она может быть интересна не только пятидесятникам, но и евангельским христианам-баптистам. И не только им. Современное российское общество по большей части не имеет представления о прошлом пятидесятнического движения, а потому книга будет актуальна и для российского общества в целом. Книга В.А. Степанова занимает важное место среди работ, посвященных зарождению пятидесятничества в России.

После выхода книги вышло два интервью с участием В. А. Степанова, в которых он рассказывает о своем труде[23].

В. А. Степанов продолжает изучение пятидесятничества в России. В серии «Россия в огне Пятидесятницы» планируется выход следующих томов: том 2 — «История церкви евангель-

[21] Там же. С. 165, 169.

[22] Об этом см.: Никитин Ф. В. А. Пашков (1831 — 1902): жизнь и служение. Корнталь: Свет на Востоке, 2020. С. 170 - 171.

[23] Интервью с автором книги «Россия в огне Пятидесятницы» — Владимир Степанов. URL: https://www.youtube.com/

watch?v=YgZbInC2vEI&t=8s (дата обращения: 20. 03. 2020); Россия в огне пятидесятницы — интервью с автором Владимиром Степановым. URL: https://www. youtube.com/watch?v=ECiHBJ66qTc&t=6s дата обращения: 20. 03. 2020).

ских христиан в духе апостолов в СССР и РФ (1929 — настоящее время)»; том 3 — «Пионеры пятидесятничества в России: биографические очерки»; том 4 — «Николай Петрович Смородин (1875-1953). Жизнь. Проповеди. Письма».

Книга В. А. Степанова доступна для чтения и скачивания на сайте церкви ЕХвДА «Провозвестница»[24].

Книга В. А. Степанова показывает пример взаимодействия и дружбы двух конфессий: евангельских христиан-баптистов и пятидесятников. Звучит интересно: евангельский христианин-баптист пишет историю пятидесятничества в России по просьбе пятидесятников. Исследование В. А. Степанова показывает многообразие евангельского движения в России, дает плод для размышлений. Сегодня есть много возможностей для изучения истории евангельского движения. Хотелось бы, чтобы евангельское сообщество дорожило этим, обращало внимание на свою историю в должной мере, чтобы о важности истории заявлялось не только с кафедр во время различных церковных конференций, но также приводились в жизнь научно-исследовательские проекты, издавались книги, снимались фильмы. История важна для конструирования / поддержания собственной идентичности. Книга В.А.

Степанова, конечно, может в этом помочь. Хотелось бы, чтобы евангельские верующие уделяли истории должное внимание, ведь им характерна духовная оценка истории, практическое применение истории[25].

Как представляется, сотрудничество внутри евангельского сообщества в области изучения истории евангельского движения в России имеет перспективу. Примером такого сотрудничества может послужить празднование 150-летия со дня рождения И. С. Проханова (2019). Отметим, что в этом году празднуется 190-летие со дня рождения В. А. Пашкова. Пашковское движение и В. А. Пашкова вписывают в свою историю разные религиозные сообщества (пятидесятники, евангельские христиане, евангельские христиане-баптисты). Думается, что в таком случае данные религиозные сообщества могут совместными усилиями прибегнуть к изучению паш-ковского движения, наследия В. А. Пашкова, его жизни и деятельности. В. А. Пашков и пашковское движение — пример возможного взаимодействия евангельского сообщества в деле изучения истории евангельского движения в России.

Филипп Никитин — студент 4 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. (г. Санкт-Петербург)

о о о

CL

ш о ш н

о

ее

о

ее с

о

о ^

s ш се

О

с

^

л п

269

[24] Россия в огне Пятидесятницы. URL: http://provozvestnica.ru/2020/07/27/poccM-в-огне-пятидесятницы/ (дата обращения: 26. 03. 2021).

[25] Никитин Ф. Указ. соч. С. 168 - 169; 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.