Научная статья на тему '«… С целью соединения всех членов тела Христова во едино»: проект резолюции съезда евангельских верующих в Петербурге в 1884 г.'

«… С целью соединения всех членов тела Христова во едино»: проект резолюции съезда евангельских верующих в Петербурге в 1884 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Colonial Studies
Область наук
Ключевые слова
В.А. Пашков / М.М. Корф / пашковцы / пашковское движение / штундисты / баптисты / съезд 1884 г. / V.A. Pashkov / M.M. Korf / pashkovites / Pashkov movement / shtundists / Baptists / Congress of 1884

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Филипп Николаевич

Публикуемый документ – список предполагаемых вопросов для обсуждения на съезде представителей различных евангельских течений Российской империи, который был организован руководителями движения пашковцев В.А. Пашковым и М.М. Корфом. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 1 по 6 апреля 1884 г. Он стал причиной изгнания лидера пашковского движения В.А. Пашкова из России, оказал влияние на евангельско-баптистское братство. Несмотря на разногласия, съезд имел положительные результаты. Показывается значимость данного съезда, внимание к нему в историографии евангельского движения в России. Съезд евангельских верующих в Петербурге – один из первых съездов/конференций в истории отечественного евангельского движения. В съезде приняли участие такие известные деятели евангельского движения как М.Т. Ратушный, И.Г. Рябошапка, Я.Д. Деляков, В.Р. Колодин, Ф. П. Балихин, З. Д. Захаров. Среди иностранных представителей – К. Ондра, А. Либиг, Р. Радклифф, Н. Хойфер и А. Ларсон. Съезд был прерван вмешательством полиции, а делегаты высланы из Петербурга. Имея в виду, что первоисточников по подготовке и работе съезда введено в научный оборот не так много, публикация документа является важной и актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«... For the purpose of uniting all the members of the body of Christ into one»: draft resolution of the Congress of Evangelical believers in St. Petersburg in 1884

The published document is a list of proposed issues for discussion at the Congress of representatives of various Evangelical movements of the Russian Empire, which was organized by the leaders of the Pashkov movement V.A. Pashkov and M.M. Korf. The Congress was held in Saint Petersburg from April 1 to April 6, 1884. It caused the expulsion of the leader of the Pashkov movement V. A. Pashkov from Russia, and influenced the Evangelical Baptist brotherhood. Despite the differences, the Congress had positive results. The article shows the significance of this Congress and the attention to it in the historiography of the Evangelical movement in Russia. The Congress of Evangelical believers in St. Petersburg is one of the first congresses / conferences in the history of the Russian Evangelical movement. The Congress was attended by such famous figures of the Evangelical movement as M.T. Ratushny, I.G. Ryaboshapka, Y.D. Delyakov, V.R. Kolodin, F.P. Balikhin, Z.D. Zakharov. Among the foreign representatives – K. Ondra, A. Libig, R. Radcliffe, N. Hoifer, and A. Larson. The Congress was interrupted by the intervention of the police, and the delegates were expelled from St. Petersburg. Keeping in mind that there are not many primary sources for the preparation and work of the Congress introduced into scientific circulation, the publication of the document is important and relevant.

Текст научной работы на тему ««… С целью соединения всех членов тела Христова во едино»: проект резолюции съезда евангельских верующих в Петербурге в 1884 г.»

УДК: 94 (1884)

DOI: 10.24411/2686-9217-2020-10010

«... С целью соединения всех членов тела Христова во едино»: проект резолюции съезда евангельских верующих в Петербурге в 1884 г.

Публикация Ф.Н. Никитина 1

Публикуемый документ - список предполагаемых вопросов для обсуждения на съезде представителей различных евангельских течений Российской империи, который был организован руководителями движения пашковцев В.А. Пашковым и М.М. Корфом. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 1 по 6 апреля 1884 г. Он стал причиной изгнания лидера пашковского движения В.А. Пашкова из России, оказал влияние на евангельско-баптистское братство. Несмотря на разногласия, съезд имел положительные результаты. Показывается значимость данного съезда, внимание к нему в историографии евангельского движения в России. Съезд евангельских верующих в Петербурге - один из первых съездов/конференций в истории отечественного евангельского движения. В съезде приняли участие такие известные деятели евангельского движения как М.Т. Ратушный, И.Г. Рябошапка, Я.Д. Деляков, В.Р. Колодин, Ф. П. Балихин, З. Д. Захаров. Среди иностранных представителей - К. Ондра, А. Либиг, Р. Радклифф, Н. Хойфер и А. Ларсон. Съезд был прерван вмешательством полиции, а делегаты высланы из Петербурга. Имея в виду, что первоисточников по подготовке и работе съезда введено в научный оборот не так много, публикация документа является важной и актуальной.

Ключевые слова: В.А. Пашков, М.М. Корф, пашковцы, пашковское движение, штундисты, баптисты, съезд 1884 г.

В историографии как евангельского движения в России в целом, так и пашковского движения в частности съезд евангельских верующих2 в

1 Никитин Филипп Николаевич - студент, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт- Петербург, Университетская наб., 7-9; mr.fil.nikitin@mail.ru

Nikitin Philip Nikolaevich - student, Insitute of History, Saint-Petersburg State University, Russian Federation, 199034, Saint-Petersburg, Universitetskaya Embankment, 7-9; mr.fil.nikitin@mail.ru

1 Письмо-приглашение было разослано штундистам, баптистам, меннонитам, молоканам и евангельским христианам-захаровцам. См. Корф М.М. При царском дворе. Корнталь: Свет на Востоке, 2018. С. 68.

2Письмо-приглашение было разослано штундистам, баптистам, меннонитам, молоканам и евангельским христианам-захаровцам. См. Корф М.М. При царском дворе. Корнталь: Свет на Востоке, 2018. С. 68.

Петербурге, созванный руководителем пашковского движения В.А. Пашковым и его близким соратником М.М. Корфом, занимает особое место3. Это один из первых съездов / конференций в истории отечественного евангельского движения. Официальное издание Всероссийского совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) «Братский вестник» часто упоминало о нем. В одном из номеров издания этому съезду дается такая оценка: «Таким образом, первый объединенный съезд не только показал наличие христианских течений в нашей стране, но и положил начало объединению их в одну семью»4. Бывший председатель Союза евангельских христиан, приемный сын известного благовестника5 Я. Делякова Я. И. Жидков называл год съезда важной исторической датой, призывал христиан ее помнить6. Главный редактор «Братского вестника» и генеральный секретарь ВСЕХБ7 А. В. Карев называет этот съезд историческим8. По словам исследователя и специалиста в области изучения самоидентификации евангельских христиан А. Пузынина, «Проведение этого съезда и его результаты явили парадигму развития евангельского движения в России на протяжении последующих 140 лет: возрожденные верующие различного социального происхождения не могли договориться между собой по второстепенным богословским вопросам и государственные власти не дали им времени, чтобы это сделать»9.

3 Ср. с: Дик И.П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839-1889) и общины первых евангельских верующих в России (перевод с англ. О.В. Безносовой, с нем. Д.А. Меланчевой). Steinhagen: Samenkorn, 2017. С. 126.

4 Логвиненко В.Е. Столетие первого объединенного съезда представителей евангельских течений в С.-Петербурге // Братский вестник. 1984. № 4. С. 55.

5 Белякова Н.А. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов - продукт и заложник сталинской религиозной политики // Конфессиональная политика Советского государства в 19201950-е годы. Материалы XI международной конференции. Великий Новгород, 11-13 октября. 2018 г. С. 419.

6 И.Р. Празднование дня единства в Московской общине евангельских христиан-баптистов // Братский вестник. 1946. № 1. С. 25.

7 Белякова Н.А. Указ. соч. С. 419.

8 КаревА.В. Русское евангельско-баптистское движение // Братский вестник. 1957. № 3. С.

32.

9 Пузынин [А.]. На пути к вероисповедному документу ВСЕХ. URL: http://esxatos.com/articles/puzynin-na-puti-veroispodnomu-dokumentu (дата обращения: 01.02.2020).

Последние серьезные исследования, посвященные съезду 1884 г. принадлежат петербургскому историку В.А. Степанову10. О съезде упоминается также книге В.А. Попова11 и И.П. Дика12.

В съезде приняли участие такие известные деятели евангельского движения как М.Т. Ратушный, И.Г. Рябошапка, Я.Д. Деляков, В.Р. Колодин, Ф.П. Балихин, З.Д. Захаров и др.13. Среди иностранных представителей К. Ондра, А. Либиг, Р. Радклифф, Н. Хойфер и А. Ларсон14. Съезд был прерван вмешательством полиции, делегаты высланы из Петербурга15. Несмотря на некоторое недопонимание между участниками съезда, он имел положительные результаты16. Американский историк А. Вардин пишет, что последствия этого съезда «...будут гораздо более важны чем высылка делегаций»17.

Относительно предлагаемых к обсуждению вопросов на съезде Корф в воспоминаниях пишет следующее: «Приехавшим делегатам -руководителям разных евангельских групп России - были представлены на обсуждение шесть подготовленных нами вопросов... По своему содержанию эти статьи представляли собой в узком смысле символ веры разных церквей, в них в общих чертах рассматривались вопросы крещения и хлебопреломления. Поскольку мы, пятеро братьев, принадлежали к разным общинам, но были тем не менее совершенно едины в этих вопросах, то полагали, что и приезжие братья примут эти статьи без возражений. К сожалению, мы ошибались. Особенно вопрос крещения вызвал нескончаемые споры, и мы никак не смогли прийти к согласию»18. В. Степанов видит в тексте документа влияние

10 Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки// Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92-113; Степанов В.А. Дух Святой в событиях Санкт-Петербургского съезда евангельских верующих 1884 года // Дух Святой: история, богословие, практика. СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 2016. С. 175-185.

11 Попов В.А. Святые из царского дома. Черкассы: Смирна, 2017. С. 234-239.

12 Дик И.П. У колыбели братства. С. 124-126.

13 WardinA.W. On the Edge. Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2013. P. 194.

14 Там же.

15 Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд... С. 95.

16 Там же. С. 98-102. Ср. с: Письмо В.Г. Павлова В.А. Пашкову. 2 мая 1884 г. Pashkov Papers. University of Birmingham, Special Collections Department. 2/17/2.

17 WardinA.W. Указ. соч. P. 197.

18 Корф М.М. Указ. соч. С. 68-69. Курсив наш (Ф. Н.).

Евангельского альянса19, а Й. Дик разглядел в самом съезде 1884 г. дух этого альянса20. В.А. Пашков являлся его членом21, он «ввел типичные для мира альянса методы активизации религиозной жизни»22.

Публикуемый документ ранее не был издан23. Он хранится в фонде Департамента полиции (среди материалов 3-го, так называемого секретного делопроизводства) Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), который содержит очень много информации о пашковском движении и который, к сожалению, практически игнорируется исследователями пашковского движения. Этот же документ, только в несколько другой редакции24, хранится в Научно-историческом архиве Государственного музея истории религии (ГМИР)25.

Возникновение документа волне логично и закономерно, если брать во внимание участников съезда, которые принадлежали к разным религиозным течениям. Между ними были определенные различия. В этой связи, как представляется, необходимо было выработать ряд основополагающих принципов, от которых можно было бы отталкиваться в ходе конференции и с которыми были бы согласны все участники съезда.

Не удивительно, что документ хранится в фонде Департамента полиции, так как съезд был прекращен в виду вмешательства полиции26.

19 Степанов В.А. Дух Святой в событиях Санкт-Петербургского съезда евангельских верующих 1884 года. С. 178. Евангельский Альянс - всемирное христианское движение, оформившееся в 1846 г. в Лондоне и оставившее следы в России. Особое распространение Альянс получил в англоязычном мире. Он объединял отдельных членов широкого спектра протестантских церквей. Альянс стремился продвигать «проявление братской любви и единства, и таким образом способствуя евангелизации всего мира». The Times (London). Thursday May 26. 1887. Определение частично взято из: [Дик Й]. Евангельский Альянс в мире и в России в последней четверти 19 века. Доклад, прочитанный историком в МГУ в 2013 г. Личный архив автора.

20 [Дик Й]. Евангельский Альянс в мире и в России в последней четверти 19 века.

21 Kuznetsova. M. Eаrly Russian evangelicals (1874 - 1929): historicаl background & hermeneutical tendencies based on I.V. Kargel's written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009. P. 166.

22 [Дик Й]. Евангельский Альянс в мире и в России в последней четверти 19 века.

23 Ведущий отечественный специалист по пашковскому движению В.А. Степанов согласен с этим. Телефонный разговор автора с В. Степановым. 26 января 2020 г.

24 В тексте документа (ГМИР) отсутствует второй абзац публикуемого нами источника. В тексте документа (ГМИР) вместо слова «разномыслие» (ГАРФ) стоит слово «разномнения».

25 Он был найден историком В. Степановым в 2012 г. в составе рукописи, в которой излагаются основные события истории движения пашковцев в Санкт-Петербурге за 1874-1886 годы. Рукопись проливает свет и позволяет получить ответы на целый ряд неизвестных и малоизвестных страниц истории зарождения евангельского движения в Санкт-Петербурге и России. По аргументированному мнению В. Степанова, автором рукописи является В.А. Пашков. Документ не вводился в научный оборот В. Степановым. Автор благодарен ему за предоставленную информацию относительно рукописи.

26 Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд... С. 95.

В.Г. Павлов, участник съезда, писал, что делегаты съезда были допрошены в управлении сыскной полиции27. В 3-е (секретное) делопроизводство Департамента полиции в то время поступали из губернских администраций и жандармских управлений сведения о происшествиях, слухах и т.п. политического характера, там же велись дела по наблюдению за следственными мероприятиями в отношении политических организаций и др. массовых движений28.

Возможно, автором публикуемого документа является В.А. Пашков29. М.М. Корф пишет, что над формулировкой параграфов работали Ф. Бедекер, Я. Деляков, И.В. Каргель, сам М.М. Корф и В.А. Пашков30. В любом случае, даже если автором документа был не Пашков, то он над ним, согласно Корфу, работал31. Это демонстрирует его согласие с теми богословскими взглядами по разным вопросам веры, которые представлены в документе. Таким образом, публикуемый документ является источником по изучению религиозных взглядов Пашкова, а также других лиц, его подписавших.

Возможно, опыт подготовки, проведения и результатов съезда будет

и

интересен и современным евангельским верующим32, ведь, как пишет И. Дик, «тема единства евангельских христиан-баптистов обладает в СНГ особой привлекательностью»33. Наталья Комарова в недавней публикации указывает, что «молитва Иисуса «Да будут все едино» (Ин. 17: 21) есть основание для поиска точек соприкосновения между

27 Там же. С. 107. С отсылкой на журнал «Беседа» (октябрь, 1890, № 5).

28 Высшие и центральные государственные учреждения России. / Отв. ред. Д.И. Раскин. 1801-1917. Т. 2. СПб.: Наука, 2001. С. 63.

29 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 2. Л. 188 об. В документе говорится, что Пашков - автор программы «занятий съезда сектантов...». (Там же). Программа была найдена у крестьян (участников съезда). Вполне может быть, что речь идет о публикуемом нами источнике.

30 Корф М.М. Указ. соч. С. 69.

31 «Свидетельствуем подписью нашей, что в нижепоименованных параграфах мы вполне согласны». ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 2. Л. 190. Самой подписи Пашкова в документе нет (как и других лиц, работавших над документом).

32 Ср с: Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки С. 108-110. Курсив наш (Ф. Н.).

ъъДик И.П. Аспекты единства в период возникновения евангельско-баптистского братства // Украинское религиоведение. Бюллетень Украинской ассоциации религиоведения института философии им. Г. С. Сковороды. АН Украины. 2011. № 58. Киев: УАР, 2011. С. 60.

представителями различных христианских конфессий»34. Пашков и Корф в письме-приглашении35 на съезд делают акцент на единстве, в т. ч. апеллируя к этой молитве Христа. В программе съезда тема единства также занимает важное место. В.Г. Павлов, участник съезда, прямо указывал, что достижение единства было целью съезда36.

Публикуемый документ является ценным источником по истории съезда евангельских верующих в 1884 г., и, возможно, позволит устранить имеющиеся в историографии неточности37. В архивном деле, в котором хранится публикуемый источник, находятся и другие документы, содержащие сведения о съезде евангельских верующих в Петербурге38, документы, написанные участниками съезда: 39 письмо-приглашение на съезд М.М. Корфа и В.А. Пашкова, выписка из записной книжки В.Г. Павлова.

Публикация источника подготовлена в соответствии с действующими правилами издания исторических документов.

34 Комарова Н.В. Учение об обожении финской лютеранской школы как точка соприкосновения с православным понятием теозиса // Богословские размышления. 2019. № 22. С. 66.

35Оно было опубликовано. См.: Никитин Ф. К вопросу о взаимодействии В.А. Пашкова с религиозными диссидентами Российской империи (по архивным источникам) // Богомыслие. 2019. № 24. С. 236-237.

36 Павлов В. Секта пашковцев // Беседа. 1890. № 5. Научно-исторический архив Государственного музея истории религии. Коллекция 1. Оп. 8. Д. 299. Л. 272 об. Автор благодарит архивариуса РС ЕХБ А. В. Синичкина за предоставленные им номера журнала.

37Мифы и ошибки в историографии съезда см.: Степанов В. А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки. С. 104 - 107.

38 См., например: ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 2. Л. 202203; ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 3. Л. 66 об.-67 и др.

39 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 2. Л. 192-196.

Проект резолюции съезда евангельских верующих в Петербурге

в 1884 г.

24 марта 1884 г.

Санкт-Петербург [?]40

Владыко наш Господь Иисус Христос позволил нам, нижеподписавшимся, собраться сегодня, 24 марта 1884 года впервые, чтобы постановить главнейшие пункты для предстоящего съезда представителей от местных церквей Христовых в России. Собрались мы сегод[ня] как члены Его тела41.

В молитве открыли Христу, Главе нашей, все, что Дух Святой положил нам на сердце относительно важности единства тела Христова и потому приступаем к делу с уверенностью, что Он даст нам мудрость для соединения во едино членов Его тела.

Свидетельствуем подписью нашей, что в нижепоименованных параграфах мы вполне согласны:

§ I

Что телу или Церкви Христовой принадлежат те, которые имеют в Иисусе Христе искупление (исключительно) кровью Его42 и прощение грехов43.

1. Тело Христово состоит из живых членов, рожденных от Духа Святого, чрез Слово.

2. Крещение мы признаем за установление Господне, в подчинении которому выражается послушание воле Господней.

Как должно быть исполнено это повеление представляется совести каждого, сообразно познанию Слова Божия44.

40 Можно предположить, что Бедекер и Каргель приехали в Санкт-Петербург заранее. В марта 1884 г. семья Каргеля покинула Рущук, в 1884 г. Каргели были уже в Петербурге. (Николс Г. Каргель: развитие русской евангельской духовности. СПб.: Библия для всех, 2015. С. 123, 126). Составление вероучительных параграфов, по всей вероятности, происходило очно.

41 В верхнем левом углу имеется надпись, похожая на «№ 2».

42 Ефес[янам]. 1. 7. (примеч. док).

43 В. Степанов пишет, что этот вопрос нашел согласие на съезде. См. Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки. С. 97.

44 М.М. Корф так передает этот пункт в воспоминаниях: «Приведу здесь текст этой статьи [о крещении - Ф.Н.] в таком виде, в каком он был сформулирован нами. "Мы признаем крещение

- 213 -

Разномыслие по этому вопросу ни в каком случае не должны служить причиною разделения.

3. Вечеря Господня есть выражение общения с Господом и членов тела Его между собою. Участвовать в вечере Господней имеет право каждый признанный собранием как живой член тела Христова.

#45

§ II

Что единственным откровением воли Божией, а, следовательно, единственным авторитетом и руководством мы признаем канонические книги Ветхого и Нового заветов.

1. Собрания верующих происходят на новозаветном основании; а все ветхозаветные постановления о богослужении мы признаем за тень будущих благ, которых осуществление мы имеем во Христе.

2. Мы признаем, что все искренно верующие суть священники Богу46.

#

§ III

Что мы готовы мнения наши, убеждения и исповедание проверять Словом Божиим, подчиниться ему вполне и готовы на деле отказаться от

всего того, что Свет Божий обнаружит как несогласное с Его Словом.

#

§ IV

Что дары, данные церкви Христовой, должны быть признаваемы и что им должно быть дано свободное проявление.

1. Дух Святой руководит собранием членов тела Христова.

как данное Богом постановление, в подчинении которому проявляется послушание Богу. Порядок исполнения этого постановления остается на совести каждого отдельного человека в соответствии с его познанием Слова Божьего. Разногласия в понимании этого вопроса ни в коем случае не должны приводить к расколу детей Божьих"». Корф М.М. Указ. соч. С. 69. Курсив в тексте книги. Об особенностях мемуаров М. М. Корфа см.: Никитин Ф.Н. К вопросу о достоверности различных изданий воспоминаний М.М. Корфа // Молодой ученый. 2020. № 2. С. 164-165.

45 Здесь и далее знак «#» проставлен в документе.

46 1 Петр[а]. 2. 5. 9. (примеч. док).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каждый в Церкви должен служить тем даром, который им получен от Господа.

3. Когда в Церкви поставляются пресвитеры, они должны быть назначаемы из членов местного собрания, без всякой поспешности, в молитвенном выжидании ясного указания Господнего.

4. В нуждах святых принимать участие47.

#

§ V

Что каждый должен работать исключительно с целью распространения Царствия Божия приведением ко Христу48, а не к отдельному вероучению, и не обращая никакого внимания на национальность (т. е. народность).

Примечание49. Следует принять к сердцу дело распространения истинного света Христова не только между христианскими народами, но и между яз[ы]чниками.

1. Устройство кассы для распространения] Царства Христова.

#

§ VI

Что следует созывать в50 местн[ые] съезды, подобно нынешнему, в разны[х] частях России верующих, принадлежащих к различным церквам, с целью соединения всех членов тела Христова во едино.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 78. 3-

е делопроизводство. 1882 г. Д. 974. Ч. 2. Л. 190-191 об.

ЛИТЕРАТУРА:

47 Ср. с.: «В нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве». Послание к Римлянам (12:3). Синодальный перевод. Курсив наш (Ф. Н.).

48 В. Степанов пишет, что этот вопрос нашел согласие на съезде. См. Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки. С. 97.

49 Подчеркнуто в документе.

50 Так в документе.

Белякова Н.А. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов — продукт и заложник сталинской религиозной политики // Конфессиональная политика Советского государства в 1920-1950-е годы. Материалы XI международной конференции. Великий Новгород, 11-13 октября. 2018 г. С. 418-429.

Высшие и центральные государственные учреждения России. / Отв. ред. Д. И. Раскин. 1801-1917. Т. 2. СПб.: Наука, 2001. 260 с.

Дик И. Аспекты единства в период возникновения евангельско-баптистского братства // Украинское религиоведение. Бюллетень Украинской ассоциации религиоведения института философии им. Г. С. Сковороды. АН Украины. 2011. № 58. Киев: УАР, 2011. С. 60-70.

Дик И.П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839-1889) и общины первых евангельских верующих в России. Steinhagen: Samenkorn, 2017. 320 с.

И.Р. Празднование дня единства в Московской общине евангельских христиан-баптистов // Братский вестник. 1946. № 1. С. 23-25.

Карев А.В. Русское евангельско-баптистское движение // Братский вестник. 1957. № 3. С. 5-51.

Комарова Н.В. Учение об обожении финской лютеранской школы как точка соприкосновения с православным понятием теозиса // Богословские размышления. 2019. № 22. 65-99.

Логвиненко В.Е. Столетие первого объединенного съезда представителей евангельских течений в С.-Петербурге // Братский вестник. 1984. № 4. С. 51-57.

Никитин Ф. К вопросу о взаимодействии В. А. Пашкова с религиозными диссидентами Российской империи (по архивным источникам) // Богомыслие. 2019. № 24. С. 223-237.

Никитин Ф.Н. К вопросу о достоверности различных изданий воспоминаний М.М. Корфа // Молодой ученый. 2020. № 2. С. 164-165.

Николс Г. Каргель: развитие русской евангельской духовности. СПб.: Библия для всех, 2015. 396 с.

Степанов В.А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки // Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92-113.

Степанов В.А. Дух Святой в событиях Санкт-Петербургского съезда евангельских верующих 1884 года // Дух Святой: история, богословие, практика. СПб., 2016. С. 175-185.

Попов В.А. Святые из царского дома. Черкассы: Смирна, 2017. 356 с.

Kuznetsova M. Early Russian evangelicals (1874-1929): historical background & hermeneutical tendencies based on I.V. Kargel's written heritage. University of Pretoria, Pretoria, 2009. 553 p.

Wardin A.W. On the Edge. Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2013. 544

p.

REFERENCES:

Belyakova N.A. Vsesoyuznyj sovet evangel'skih hristian-baptistov -produkt i zalozhnik stalinskoj religioznoj politiki. Konfessional'naya politika Sovetskogo gosudarstva v 1920-1950-e gody. Materialy XI mezhdunarodnoj

konferencii. Veliky Novgorod, 11-13 oktyabrya 2018 g., pp. 418-429. (In Russian)

Vysshie i central'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii. / Otv. red. D.I. Raskin. 1801-1917. Vol. 2, Saint Petersburg, Nauka, 2001, 260 p. (In Russian)

Dik I. Aspekty edinstva v period vozniknoveniya evangel'sko-baptistskogo bratstva. Ukrainskoe religiovedenie. Byulleten' Ukrainskoj associacii religiovedeniya instituta filosofii im. G. S. Skovorody. AN Ukrainy. 2011, no 58, Kiev, UAR, 2011, pp. 60-70. (In Russian)

Dik I.P. U kolybeli bratstva. Iogann Viler (1839-1889) i obshchiny pervyh evangel'skih veruyushchih v Rossii. Steinhagen, Samenkorn, 2017, 320 p. (In Russian)

I.R. Prazdnovanie dnya edinstva v Moskovskoj obshchine evangel'skih hristian-baptistov. Bratskij vestnik. 1946, no 1, pp. 23-25. (In Russian)

Karev A.V. Russkoe evangel'sko-baptistskoe dvizhenie. Bratskij vestnik. 1957, no 3, pp. 5-51. (In Russian)

Logvinenko V.E. Stoletie pervogo ob"edinennogo s"ezda predstavitelej evangel'skih techenij v S.-Peterburge. Bratskij vestnik. 1984, no 4, pp. 51 -57. (In Russian)

Komarova N.V. Uchenie ob obozhenii finskoj lyuteranskoj shkoly kak tochka soprikosnoveniya s pravoslavnym ponyatiem teozisa. Bogoslovskie razmyshleniya. 2019, no 22, pp. 65-99. (In Russian)

Nikitin F. K voprosu o vzaimodejstvii V.A. Pashkova s religioznymi dissidentami Rossijskoj imperii (po arhivnym istochnikam). Bogomyslie. 2019, no 24, pp. 223-237. (In Russian)

Nikitin F.N. K voprosu o dostovernosti razlichnyh izdanij vospominanij M.M. Korfa. Molodoj uchenyj. 2020, no 2, pp. 164-165. (In Russian)

Nikols G. Kargel': razvitie russkoj evangel'skoj duhovnosti. Saint Petersburg, Bible for all, 2015, 396 p. (In Russian)

Stepanov V.A. Sankt-Peterburgskij s"ezd evangel'skih veruyushchih 1884 goda: mify, fakty, uroki. Fenomen rossijskogo protestantizma (materialy nauchno-prakticheskih konferencij). Veliky Novgorod, 2016, pp. 92 - 113. (In Russian)

Stepanov V.A. Duh Svyatoj v sobytiyah Sankt-Peterburgskogo s"ezda evangel'skih veruyushchih 1884 goda. Duh Svyatoj: istoriya, bogoslovie, praktika. Saint Petersburg, 2016, pp. 175-185. (In Russian)

Popov V.A. Svyatye iz carskogo doma. Cherkassy, Smyrna, 2017, 356 p. (In Russian)

Kuznetsova M. Early Russian evangelicals (1874-1929): historical background & hermeneutical tendencies based on I.V. Kargel's written heritage. Pretoria, University of Pretoria, 2009, 553 p.

Wardin A.W. On the Edge. Eugene, Oregon, Wipf and Stock, 2013, 544

p.

«... For the purpose of uniting all the members of the body of Christ into one»: draft resolution of the Congress of Evangelical believers in St. Petersburg in 1884

Published by F.N. Nikitin

The published document is a list of proposed issues for discussion at the Congress of representatives of various Evangelical movements of the Russian Empire, which was organized by the leaders of the Pashkov movement V.A. Pashkov and M.M. Korf. The Congress was held in Saint Petersburg from April 1 to April 6, 1884. It caused the expulsion of the leader of the Pashkov movement V. A. Pashkov from Russia, and influenced the Evangelical Baptist brotherhood. Despite the differences, the Congress had positive results. The article shows the significance of this Congress and the attention to it in the historiography of the Evangelical movement in Russia. The Congress of Evangelical believers in St. Petersburg is one of the first congresses / conferences in the history of the Russian Evangelical movement. The Congress was attended by such famous figures of the Evangelical movement as M.T. Ratushny, I.G. Ryaboshapka, Y.D. Delyakov, V.R. Kolodin, F.P. Balikhin, Z.D. Zakharov. Among the foreign representatives - K. Ondra, A. Libig, R. Radcliffe, N. Hoifer, and A. Larson. The Congress was interrupted by the intervention of the police, and the delegates were expelled from St. Petersburg. Keeping in mind that there are not many primary sources for the preparation and work of the Congress introduced into scientific circulation, the publication of the document is important and relevant.

Keywords: V.A. Pashkov, M.M. Korf, pashkovites, Pashkov movement, shtundists, Baptists, Congress of 1884.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.