УДК 124:228 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.84
БЕЛЯЕВ Александр Анатольевич, докторант Университета Нэймегена имени святого Радбода Утрехтского (Нидерланды), проректор по учебной работе Санкт-Петербургского христианского университета. Автор 14 научных публикаций*
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС АПОКАЛИПСИСА ИОАННА И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТЕОЛОГИИ И.В. КАРГЕЛЯ
В настоящей статье представлен религиоведческий анализ политических тем Апокалипсиса Иоанна и их восприятия евангельскими христианами на примере трудов И.В. Каргеля. Откровение Иоанна наряду с другими библейскими книгами является ключевым источником вероучения для всех христианских деноминаций, но для евангельских христиан, воспринявших принцип Реформации SolaScriptura, Библия позиционируется как единственный источник и ориентир в формировании богословских взглядов и осмыслении реалий окружающего мира. Созданный в I веке Апокалипсис Иоанна предназначался для ранней церкви, которая переживала гонения и притеснения со стороны различных политических и религиозных институтов. Последняя книга Библии на протяжении церковной истории продолжала оставаться источником вдохновения для многих христиан, переживавших преследования и гонения. Период репрессий 1920-х годов для евангельских христиан не стал исключением в деле осмысления сложившейся политической обстановки сквозь призму политических тем Апокалипсиса Иоанна. Текст Апокалипсиса поднимает вопросы, связанные с политическим аспектом жизни общества. При этом контекстом преследований и гонений за веру определен негативный характер представленных в тексте политических институтов. В 1920-е годы евангельские христиане Ленинграда обращались к тексту в поисках объяснения сложившейся вокруг них политической обстановки. Религиоведческий анализ позволяет увидеть, что государство и его институты были осмыслены евангельскими христианами в негативной перспективе, согласно которой между государством и церковью не может и не должно быть ничего общего.
Ключевые слова: Апокалипсис Иоанна, религиоведение, политическое богословие, евангельские христиане, И.В. Каргель, русский протестантизм, репрессии.
Политические темы присутствуют в различ- конфессий. Задачи данного исследования огра-ных библейских книгах, представляющих со- ничены, с одной стороны, рассмотрением по-бой основу вероучения для всех христианских литических тем книги Апокалипсиса Иоанна,
*Адрес: 190020, Санкт-Петербург, Нарвский просп., д. 13Б, а/я 211; e-mail: abelyaev@spbcu.ru Для цитирования: Беляев А.А. Политический дискурс Апокалипсиса Иоанна и его интерпретация в теологии И.В. Каргеля // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 1. С. 84-91. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.84
а с другой - их интерпретацией в творчестве одного из общепризнанных и авторитетных лидеров евангельского движения Ивана Вениаминовича Каргеля [1]. То, что И.В. Каргель являлся влиятельной личностью в истории религиозной жизни XX века, доказано в работах таких исследователей, как М.С. Каретникова [2], Н. Грегори [3], И.И. Макаренко [4-6].
На теологию и практическую деятельность И.В. Каргеля оказали влияние эсхатологические темы, присутствующие в тексте Апокалипсиса Иоанна. Это влияние прослеживается в восприятии Каргелем изменившихся условий жизни церкви в 1920-е годы. Восприятие новых исторических реалий, таких как исполнение библейских пророчеств, впоследствии было отражено в комментарии И.В. Каргеля к библейскому Апокалипсису Иоанна1.
Политические позиции евангельских христиан в начале XX века. Время служения И.В. Каргеля в Ленинграде совпадает с периодом изменения государственного строя в России и появлением первых официальных печатных изданий евангельских союзов. Следует отметить, что до Революции 1917 года одни издания полностью игнорировали политико-социальные грани жизни общества, например духовно-нравственный журнал «Баптист», а другие ставили перед собой более широкие общественные задачи, например журнал «Утренняя звезда». По заявлению издателей, это прогрессивный орган пробуждения русского народа, посвященный религии, политике, общественной жизни и литературе2. В первых номерах журнала публиковались сводки о закрытии религиозных собраний, причем подчеркивалось, что данные события происходят на фоне принятия закона о веротерпимости и свободе вероисповедания. В первых двух номерах размещена
аннотация на книгу И.В. Каргеля «Свет из тени будущих благ».
Смена политического строя, произошедшая в России в 1917 году, была воспринята евангельским сообществом по-разному. Некоторые издания евангельских христиан передают нескрываемое восхищение новым порядком. Так, в «Молодом винограднике» читаем: «Счастливы вы, молодые друзья мои, что заря свободы взошла на заре вашей жизни, ибо вам не нужно будет, как прежним поколениям, тратить свои силы на ненужную борьбу с препятствиями, которые воздвигались старым режимом наси-лия»3; «Наша родная Русь, столь долго стонавшая под невыносимым игом старого режима, наконец, с помощью Божией стряхнула с себя тяжкие "оковы" и стала на путь свободного развития своих жизненных сил»4.
И.В. Каргель был одним из лидеров евангельских христиан в России и активно служил в Петербурге в переломный для всей страны период: в 1875-1880 годах нес служение в немецкой общине баптистов, в 1884 году принимал участие в двух исторических съездах - Съезде евангельских христиан, баптистов и штунди-стов и Съезде русских, украинских и немецких баптистов, на котором был создан Союз русских баптистов [2, с. 26-27]. В период с 1924 по 1928 год Каргель преподавал на библейских курсах в Ленинграде.
Живя в нестабильной политической обстановке, И.В. Каргель продолжал осмысливать источник веры евангельских христиан и читать лекции на библейских курсах. В частности, широко известен его труд «Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова», в основу которого положены 43 лекции, прочитанные им служителям евангельских христиан и баптистов в начале 1930-х годов в Ленинграде5. Работа над осмыслением содержания книги
1Каргель И.В. Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова. СПб.: Худ. лит., 1991. 270 с.
2Утренняя звезда. 1910. № 1. 1 янв.
3Молодежь, к труду! // Молодой виноградник. 1917. № 1. Апр. - май. С. 1.
4Не забудьте детей! // Там же. С. 4.
5Каргель И.В. Указ. соч.
Откровения происходила в эпоху преследований евангельских групп. Каргель, будучи духовным учителем, пастором, миссионером и проповедником, был занесен в список неблагонадежных граждан и лишен права голосования. Впоследствии, как отмечает О. Шевелева, «во времена террора, если узнавали, что читают труды Каргеля, то за эту "антисоветчину" ссылали на 10 лет в Сибирь» [7].
Религиоведческий анализ политических тем Апокалипсиса Иоанна. Для современного читателя, который может быть склонен к отделению религии от остальных общественных институтов, содержание книги Апокалипсиса Иоанна воспринимается в соответствующей парадигме разграничения религиозных и духовных вопросов и других аспектов жизни общества. При таком подходе Откровение Иоанна - это книга исключительно о духовных реалиях, даже если и связанных с политической жизнью, то весьма отдаленно. Данный подход строится на герменевтической предпосылке, определяющей содержание Апокалипсиса как текста, где описываются исключительно трансцендентная реальность, проблема конфликта между духовными силами добра и зла, окончательное торжество духовных божественных сил над тьмой [8]. Однако принцип разделения религиозной и политической жизни общества декларировался не всегда. В частности, религиоведческий анализ позволяет определить тесное переплетение религии и политики как в текстах Ветхого Завета, так и в контексте гражданско-политического устройства общества Римской империи в I веке н. э. Возникновение Апокалипсиса Иоанна на пересечении этих двух контекстов обуславливает его духовно-политическое содержание [9, с. 1797-1799].
С первых строк Апокалипсиса Иоанн указывает, что его послание затрагивает сферы не только духовной, но и политической жизни общества. Например, отрывок доксологии в 1:5Ь-6, вероятно, использовавшийся в литургии в ранней церкви [10, с. 99-120], содержит следующие высказывания: истинный глава земных царей - Христос (1:5), который, являясь
настоящим Царем, разделяет Свой политический статус с последователями, делая их царями (1:6). Соответственно, люди, провозглашавшие данный текст во время литургии, в глазах общества оказывались в одном ряду с различными диссидентскими группами того времени. Доксология 1:5Ь-6 имеет четко выраженную политическую ориентацию и в восприятии политических элит представляет собой альтернативу ответа на вопрос о том, кому принадлежит власть и кто должен управлять обществом.
Темы, связанные с политическим вопросом, поднимаются на протяжении всей книги Откровения Иоанна: 1) к церквам-получателям обращено обетование, согласно которому им будет дана власть над язычниками (2:27, см. также 12:5, 19:5); 2) упоминание «трона» как образа политического правления (4-5; ср. с престолом зверя в 16:10); 3) в гимне 4 живых существ и 24 старцев встречается выражение: «Мы будем царствовать на земле» (5:10); 4) образ рога как символ политической силы (5:6, 13:11, 17:7); 5) в образах 4 всадников Апокалипсиса можно проследить параллели с вооруженными силами Рима и Персии (гл. 6); 6) цари земные являются объектом небесного суда (6:15); 7) освобождение ангелов при р. Еф-рат может быть истолковано как пророчество о великой битве у границ двух великих империй древности (9:15); 8) упоминается ангел, который будет «пророчествовать о царях многих» (10:11); 9) согласно содержанию 11:15, 16, царство мира должно стать царством Бога и Бог будет царствовать вовеки; 10) тема изменения государственных границ поднимается в 16:12, где описывается высыхание р. Ефрат и освобождение пути царям для ведения войны; 11) в 17:17 описывается женщина, сидящая на звере, которую автор истолковывает как город, вступивший в нечестивые отношения с царями (17:17); 12) цари и купцы больше всех огорчены разрушением Вавилона (гл. 17); 13) по отношению к Христу употребляется титул «Царь царей и Господь господствующих» (19:16) [11, с. 3033]. Представленные примеры показывают, что вопросы, связанные с политической жизнью
общества, пронизывают все содержание книги Апокалипсиса Иоанна.
Интерпретация политических тем Апокалипсиса И.В. Каргелем. М. Кузнецова указывает на то, что апокалиптичность и пре-миллениализм во многом определяют подход И.В. Каргеля в интерпретации библейских текстов: «Апокалиптические настроения Карге-ля тесно сочетаются с его пессимистическим взглядом на состояние церкви в целом» [12, с. 141]. Подход Каргеля к толкованию Апокалипсиса можно охарактеризовать как футуристический. При таком подходе текст книги Откровения для автора четко разделяется на то, что уже было, что есть и что произойдет в будущем. Каргель разбивает историю человечества и церкви на периоды, при этом эпоха церкви заканчивается в 3-й главе Апокалипсиса, после чего христиан уже нет на земле6.
Политические настроения И.В. Каргеля прослеживаются в текстах, описывающих эпохи прошлого, настоящего и будущего. Ключевое влияние на формирование религиозно-политических убеждений Каргеля оказало его восприятие посланий к 7 церквам (Откр. 2-3), которые интерпретируются автором в качестве 7 периодов церковной истории. Уже при толковании эпохи прошлого, в частности послания к смирнской церкви, обнаруживаются особенности восприятия Каргелем политической власти этого мира. Он идентифицирует действия правительства, притеснявшего и ввергавшего в темницу церковь в прошлом, с дьяволом. Более того, Каргель не оставляет эту идею в эпохе прошлого - он проводит параллель с политической обстановкой, в которой жил и совершал служение: «Попав в темницу, они были жертвою ненависти и гонения не со стороны народа,
а правительства. Заметим, что все это относится к деятельности диавола - клеветника. Встречаясь узнаем его и теперь. <...> Сотнями посылали и наших братьев в Сибирь, на Кавказ и в крепости и т. д.»7. Здесь важно отметить, что ключевой идеей религиозно-политических убеждений Каргеля является соотнесение государственного правительства с делами дьявола. При этом такой «союз», согласно автору, существовал всегда. Антихристианские действия государственных политических систем идентифицируются с дьяволом и в современную для автора эпоху.
«Царские титулы» Иисуса Христа Каргель интерпретирует в категориях как будущего, так и настоящего, т. е. того, что должно произойти, но сейчас этого нет. Например, относительно титула «Христос - владыка царей земных» автор указывает, что данная характеристика относится к будущему владычеству8, равно как и выражение «сделал нас царями» (Откр. 5:10) -исключительно к перспективе будущего, и люди не должны предпринимать никаких попыток к ее реализации раньше времени9.
Точка зрения Каргеля по вопросу природы государства и политической власти становится ясной в тот момент, когда автор интерпретирует образы дракона и зверя (Откр. 12-13). Согласно исследователю, красный цвет дракона -это символ его власти и господства, которые реализуются в том, что он возьмет власть и сделается царем всех царств и властелином зем-ли10. При толковании образа зверя (Откр. 13) Каргель четко идентифицирует его с государством: «Из книги пророка Даниила мы знаем, что это царство - земное государство - своей эмблемой имеет всегда зверей. Россия, например, имела двуглавого орла»11. Он указывает,
6Каргель И.В. Указ. соч. С. 18.
7Там же. С. 34.
8Там же. С. 7.
9Там же. С. 101.
10Там же. С. 187.
11 Там же. С. 203-206.
что антихрист, может быть «уже рожден, потому что мы так близко к приготовлению его царства, но он в это время еще не созрел для своего страшного призвания быть антихристом»12.
Как было отмечено выше, время, совпавшее со служением и творчеством Каргеля, сам автор воспринимал как переходный период. Создается впечатление, что единственный фактор, не позволявший ему напрямую заявить о том, что «уже сейчас» настал период «великой скорби», - это ожидание события восхищения церкви. Вместе с тем при описании гонений и трудностей, с которыми столкнулась ранняя церковь, словно между строк звучит ободрение Каргеля христианам, жившим в годы репрессий: «Итак, обстоятельства вокруг нас не могут быть извинением нашего отступления от Него»13. Собственно ободрение, постоянно звучащее между строк в комментарии, рассматривается Каргелем на фоне темы отступничества от веры: «Еще недавно нельзя было встретить человека в деревне, который бы говорил, что Бога нет. Теперь же - сколько хочешь! Теперь не найдете города, где не было бы связей с демонами и злыми духами. И наш город (Ленинград) полон этим, а за границей, еще ужаснее»14.
Говоря об актуальности будущих пророчеств Апокалипсиса, Каргель затрагивает тему войны и гонки вооружений, усматривая в этом приготовление к периоду «великой скорби». Комментируя Откр. 4:6, где описывается один из 4 всадников Апокалипсиса, которому «дано взять мир с земли, чтобы люди убивали друг друга», исследователь указывает на то, что мир должен быть взят со всей земли, но уже сейчас к этому идет активная подготовка, поскольку «мир не видел такой гонки вооружений, таких
орудий, таких усилий на новые изобретения, которые снимают со сцены только что постав-ленные»15. Воинская повинность также является частью данного подготовительного процес-са16. При толковании текстов Апокалипсиса, описывающих события, происходящие в районе р. Ефрат, которую переходят цари для битвы, Каргель пишет о царствах, собирающихся на войну: «Имеем в виду Китай, имеющий четыреста пятьдесят миллионов жителей, Японию, Корею, Сиам и им подобные»17. Не остаются без внимания автора и существовавшие в то время политические идеи и инициативы построения идеального государства и создания единой религии, которые автор комментария определяет как «пустые разговоры»18.
На основании представленного религиоведческого анализа политических тем Апокалипсиса Иоанна и их восприятия евангельскими христианами в 1920-е годы на примере трудов И.В. Каргеля можно сделать следующие выводы. Апокалипсис Иоанна содержит в себе темы, которые соотносятся с вопросами политических реалий жизни общества. Данные политические темы книги Откровения обращены к гонимой церкви, что определяет характеристики политических институтов, отраженных в книге Откровения. При этом важно отметить, что данные политические институты в Апокалипсисе описаны языком религиозного символизма, который обладает более сложным значением, нежели символ социально-политический [13].
Религиозно-политическое содержание Апокалипсиса не теряет своей актуальности для всех христианских конфессий, и, соответственно, поднимаемые темы осмысливаются верующими с учетом их жизненной ситуации.
12Каргель И.В. Указ. соч. С. 172, 173.
13Там же. С. 40.
14Там же. С. 155.
15Там же. С. 101.
16Там же.
17Там же. С. 210.
18Там же. С. 120.
Религиозно-политические убеждения евангельских христиан не являлись однородными и претерпевали изменения на протяжении истории, а во времена репрессий 1920-х годов евангельские христиане Ленинграда обращались к Апокалипсису Иоанна в поисках ответов на вопросы о причинах их неприятия и гонений со стороны политических институтов того времени. Ответы на данные вопросы были найдены в Откровении, и в частности в понимании сущности государства и политической власти, представленном в Апокалипсисе Иоанна.
В религиозно-политических убеждениях Кар-геля как одного из авторитетных лидеров евангельских христиан в начале XX века нет места сколько-нибудь положительному восприя-
тию государства, политической власти и ее отдельных представителей. Такого восприятия не было ни в прошлом, нет в настоящем и не будет в будущем. Каргель относительно данного периода пишет: «Именно там, где находился духовный союз власти и церкви, должен был произойти разрыв»19. Несмотря на представленные выводы религиоведческого анализа, важно учитывать, что религиозно-политические убеждения последующих поколений евангельских христиан, живущих уже в эпоху свободы совести и многоконфессионального мира, не определяются контекстом гонений и притеснений со стороны государственных политических институтов и, соответственно, имеют свои вариации.
Список литературы
1. Макаренко И.И. Основные работы И.В. Каргеля // Альманах по истории русского баптизма. СПб.: Библия для всех, 2009. Вып. 4. С. 203-230.
2. КаретниковаМ.С. И.В. Каргель. Жизнеописание // Альманах по истории русского баптизма. СПб.: Библия для всех, 2009. Вып. 4. С. 5-60.
3. Николс Г.Л. Каргель: Развитие русской евангельской духовности: Изучение жизни и творчества Ивана Вениаминовича Каргеля (1849-1937). СПб.: Библия для всех, 2015. 396 с.
4. Макаренко И.И. Анализ библейской герменевтики И.В. Каргеля // Гос-во, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. T. 27, № 3. С. 99-110.
5. Макаренко И.И. Религиоведческий анализ деятельности лидера евангельского движения России И.В. Каргеля // Культура и образование в XXI веке: сб. науч. тр. СПб.: СПбГАУ, 2012. С. 104-109.
6. Макаренко И.И. Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России (на материале богословия И.В. Каргеля): дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2011. 151 c.
7. Шевелева О. 160 лет со дня рождения И.В. Каргеля // Голос истины. 2009. № 9(120). URL: http://www.istina. info/article.php?i=135&a=871 (дата обращения: 31.10.2017).
8. ТенниМ. Обзор Нового Завета. 3-е изд., испр. М.: Ассоц. «Духов. возрождение», 2000. 496 с.
9. Беляев А.А. Книга Откровения Иоанна Богослова // Славянский библейский комментарий. Современная евангельская перспектива / гл. ред. С. Санников. Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016. С. 1797-1834.
10. Aune D.E. The Influence of Roman Imperial Court Ceremonial on the Apocalypse of John // Apocalypticism, Prophecy, and Magic in Early Christianity. Grand Rapids: Baker Academic, 2006. P. 99-119.
11. Беляев А.А. Преклонение перед богопротивной властью как вид религиозного отступничества в книге Откровение // Отступничество от веры: библейско-богословская, историческая и современная перспективы вопроса. Труды СПбХУ / ред. В.А. Аликин, С.В. Лагунов. СПб.: С.-Петерб. христиан. ун-т, 2017. № 9. С. 29-50.
12. Кузнецова М.Р. Герменевтические принципы И.В. Каргеля // Альманах по истории русского баптизма. СПб.: Библия для всех, 2009. Вып. 4. С. 116-189.
13. Прилуцкий А.М. Семиотика религии: философско-религиоведческие исследования / науч. ред. С.А. Исаев. СПб.: Инкери, 2007. 218 с.
19Каргель И.В. Указ. соч. С. 57.
References
1. Makarenko I.I. Osnovnye raboty I.V. Kargelya [Main Works of Johann Kargel]. Al'manakh po istorii russkogo baptizma [Almanac on the History of Russian Baptism]. St. Petersburg, 2009, no. 4, pp. 203-230.
2. Karetnikova M.S. I.V. Kargel'. Zhizneopisanie [Johann Kargel: Life Story]. Al'manakh po istorii russkogo baptizma [Almanac on the History of Russian Baptism]. St. Petersburg, 2009, no. 4, pp. 5-60.
3. Nikols G.L. Kargel': Razvitie russkoy evangel'skoy dukhovnosti: Izuchenie zhizni i tvorchestva Ivana VeniaminovichaKargelya (1849-1937) [Kargel: Development of Russian Evangelical Spirituality: A Study on the Life and Works of Johann Kargel (1849-1937)]. St. Petersburg, 2015. 396 p.
4. Makarenko I.I. Analiz bibleyskoy germenevtiki I.V Kargelya [Analysis of Johann Kargel's Biblical Hermeneutics]. Gosudarstvo, religiya, tserkov'v Rossii i za rubezhom, 2009, vol. 27, no. 3, pp. 99-110.
5. Makarenko I.I. Religiovedcheskiy analiz deyatel'nosti lidera evangel'skogo dvizheniya Rossii I.V. Kargelya [Theological Analysis of the Work of Johann Kargel, Leader of the Russian Evangelical Movement]. Kultura i obrazovanie vXXIveke [Culture and Education in the 21st Century]. St. Petersburg, 2012, pp. 104-109.
6. Makarenko I.I. Germenevticheskiy metod issledovaniya teologii protestantizma v Rossii (na materiale bogosloviya I.V. Kargelya) [Hermeneutic Method of Studying the Theology of Protestantism in Russia (Based on Johann Kargel's Theology): Diss.]. St. Petersburg, 2011. 151 p.
7. Sheveleva O. 160 let so dnya rozhdeniya I.V. Kargelya [160th Birthday Anniversary of Johann Kargel]. Golos istiny, 2009, no. 9. Available at: http://www.istina.info/article.php?i=135&a=871 (accessed: 31 October 2017).
8. Tenny M.C. New Testament Survey. Wm.D. Eerdman's Publishing Company, 1985 (Russ. ed.: Tenni M. Obzor Novogo Zaveta. Moscow, 2000. 496 p.).
9. Belyaev A.A. Kniga Otkroveniya Ioanna Bogoslova [The Book of Revelation]. Sannikov S. (ed.). Slavyanskiy bibleyskiy kommentariy. Sovremennaya evangel 'skaya perspektiva [Slavic Biblical Commentary. Modern Evangelical Perspective]. Kiev, 2016, pp. 1797-1834.
10. Aune D.E. The Influence of Roman Imperial Court Ceremonial on the Apocalypse of John. Apocalypticism, Prophecy, and Magic in Early Christianity. Grand Rapids, 2006, pp. 99-119.
11. Belyaev A.A. Preklonenie pered bogoprotivnoy vlast'yu kak vid religioznogo otstupnichestva v knige Otkrovenie [Reverence for Impious Rulers as a Type of Apostasy in the Book of Revelation]. Alikin V.A., Lagunov S.V. (eds.). Otstupnichestvo ot very: bibleysko-bogoslovskaya, istoricheskaya i sovremennayaperspektivy voprosa. Trudy SPbKhU [Apostasy: Biblical-Theological, Historical, and Modern Perspectives on the Issue. Proceedings of St. Petersburg Christian University]. St. Petersburg, 2017, no. 9, pp. 29-50.
12. Kuznetsova M.R. Germenevticheskie printsipy I.V. Kargelya [Johann Kargel's Hermeneutic Principles]. Al'manakh po istorii russkogo baptizma [Almanac on the History of Russian Baptism]. St. Petersburg, 2009, no. 4, pp. 116-189.
13. Prilutskiy A.M. Semiotika religii:filosofsko-religiovedcheskie issledovaniya [Semiotics of Religion: Philosophical and Religious Studies]. St. Petersburg, 2007. 218 p.
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.84
Aleksandr A. Belyaev
Radboud University (the Netherlands); St. Petersburg Christian University;
Narvskiy prosp. 13B, a/ya 211, St. Petersburg, 190020, Russian Federation;
e-mail: abelyaev@spbcu.ru
POLITICAL DISCOURSE OF THE APOCALYPSE OF JOHN AND ITS INTERPRETATION IN JOHANN KARGEL'S THEOLOGY
This article presents a religious analysis of political topics in the Book of Revelation and their perception by Evangelical Christians based on Johann Kargel's works. Along with other biblical books, the Apocalypse of John serves as the key source of theologies of all Christian denominations. However,
For citation: Belyaev A.A. Political Discourse of the Apocalypse of John and Its Interpretation in Johann Kargel's Theology. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Sen: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2019, no. 1, pp. 84-91. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.84
Evangelical Christians following the Protestant Sola Scriptura principle consider the Bible to be the only source for the formation of theology and perception of the world around them. Written in the 1st century AD, the Apocalypse of John was addressed to the early church during the period of persecutions started by various political and religious institutions. Throughout the centuries, the final book of the Bible had been a source of inspiration for many Christians who found themselves in the middle of persecutions. This can also be said about the period of repression in Russia in the 1920s: Evangelical Christians turned to the Apocalypse of John in order to interpret the political situation through the prism of the Book's political theology. The Apocalypse raises questions related to the political aspect of society. At the same time, the context of religious persecutions determined the negative nature of the political institutions presented in the Book of Revelation. In the 1920s, Evangelical Christians living in Leningrad turned to the Apocalypse in search of explanations for the political situation around them. The religious analysis showed that Evangelical Christians viewed the state and its institutions from a negative perspective, according to which the state and the church cannot and should not have anything in common.
Keywords: Apocalypse of John, religious studies, political theology, Evangelical Christians, Johann Kargel, Russian Protestantism, repression.
Поступила: 27.02.2018 Принята: 08.05.2018
Received: 27 February 2018 Accepted: 8 May 2018