©Н.Н. Седова, 2008
ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ, РЕЦЕНЗИИ
УДК 1:00.89 ББК 87
Рец. на кн. : Философские проблемы социально-гуманитарных наук : учебнометодическое пособие к экзамену кандидатского минимума «История и философии науки» для аспирантов и соискателей гуманитарных факультетов / А. Л. Стри-зое, С. Э. Крапивенский, Н. В. Омельченко [и др.] ; ГОУ ВПО «ВолГУ». - 2-е изд., испр. и доп. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 436 с.
Введение кандидатского экзамена по истории и философии науки выявило дефицит философско-методологического осмысления проблем конкретных наук. Это тем более важно, что и сам экзамен, и подготовка к нему, согласно Программе, должны осуществляться не только по общим проблемам философии науки, но и по конкретным научным направлениям. Программа экзамена, разработанная в Институте философии РАН, скорее обозначает перспективы исследования в этих областях, чем очерчивает круг минимально необходимых знаний для аспирантов и соискателей. В такой ситуации любые статьи, монографии и сборники, затрагивающие вопросы методологии гуманитарных наук и обществоз-нания, представляют как научно-академический, так и методический интерес.
Именно это сочетание теоретического и прикладного аспектов отличает учебно-методическое пособие, выпущенное философами Волгоградского госуниверситета. Основная цель пособия - дать по возможности полное и вместе с тем доступное описание круга современных методологических проблем соци-
ально-гуманитарных исследований. Авторы предлагают свой вариант раскрытия содержания программы кандидатского экзамена по истории и философии науки, представленный, прежде всего, в аналитических комментариях всех тем программы. Строгое следование ей выделяет пособие из многочисленных методических изданий для аспирантов и соискателей, выпускаемых отраслевыми вузами. В то же время авторы смогли дать оригинальное изложение ряда вопросов, посвященных становлению общественных наук, объекту и субъекту социально-гуманитарного познания, проблемам текста, языковых игр и хронотопа. Эти фрагменты книги представляют собой интерес и как образцы самостоятельных научных исследований.
Список вопросов к экзамену, сформулированных авторами, расставляет в программе курса определенные смысловые акценты: традиционное сциентистское понимание истины противопоставляется здесь распространенному в гуманитарном познании экзистенциальному пониманию; специфические признаки натурализма и культуроцентризма, как основных исследовательских программ, отличаются от применения этих познавательных стратегий в конкретных науках. Такое разграничение вполне оправданно, если учесть, что большая часть затруднений у начинающих исследователей возникает при попытках методологической идентификации их научной позиции, в связи с применением общих принципов и познавательных установок к материалу конкретных наук. Было бы полезно, если бы авторы при переиздании пособия посвяти-
ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ, РЕЦЕНЗИИ
ли специальные главы теоретико-методологическим проблемам конкретных общественных и гуманитарных наук.
Достоинством пособия является наличие в нем хрестоматии, содержащей извлечения из основных трудов классиков современного социогуманитарного познания, а также вопросы для самостоятельной работы с текстами. Этот методический инструментарий необходим, поскольку значительная часть нынешних аспирантов и соискателей не обладает привычкой чтения философско-методологической литературы и навыками ее критического анализа. При знакомстве с пособием возникает общая для всех изучающих философию проблема взаимосвязи историко-философского, базирующегося на источниках, и проблемно-теоретического подходов. Авторы достигли бы большего, если бы теснее связали содержание рекомендованных источников с содержанием теоретических комментариев по отдельным вопросам курса. Впрочем, реше-
ние этой задачи выходит за рамки методики изучения курса «История и философия науки» и требует пересмотра существующей методики изучения философии.
В целом пособие «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» формирует у начинающих исследователей способность к самостоятельному критическому осмыслению содержания научной литературы, более глубокому осознанию исходных положений и программных ориентиров своей научной работы. Оно поможет расширить теоретический кругозор и окажется существенным подспорьем для аспирантов и соискателей при подготовке к экзамену кандидатского минимума. Знакомство с книгой окажется полезным и сложившимся ученым: оно будет стимулировать творческие дискуссии в сфере теории и методологии обществознания и гуманитарис-тики, без которых вряд ли возможны серьезные прорывы в этих областях знания.
Н.Н. Седова