урс истории и философии науки вызов современной образовательной среды
Е. Н. ВИКТОРУК, В. П. МАХОНИНА, С. А. ЯРОВЕНКО
Введение нового курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей -событие, которое до сих пор оставляет много вопросов теоретического, методического и организационного характера. Мы склонны акцентировать именно позитивные моменты.
Первый из них - программа повышения квалификации преподавателей, финансируемая Федеральным агентством по образованию. Так, в Институт дополнительно образования (ИДО) Томского государственного университета (ТГУ) для обучения по данному курсу было направлено 30% профессорско-преподавательского состава кафедры философии Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ). Сегодня, когда повышение квалификации связано с финансовыми расходами, такая интенсивная подготовка профессорско-преподавательского состава - редкая уда-
ча. Мы отмечаем хорошую организацию и высокий теоретико-методологический уровень курса обучения по данной дисциплине. Его структура и содержание под руководством профессора И.В. Черниковой позволили расставить необходимые акценты в составлении учебного плана для аспирантов и соискателей, решить вопросы по распределению учебных часов на основные темы курса, разобраться в непростой ситуации с рефератами и т.д. Особо следует отметить теоретико-методологическую помощь по обеспечению курса «История и философия науки», предоставленную И.В. Черниковой и ее коллегами - преподавателями философского факультета ТГУ. Слушателям ИДО для ознакомления были предоставлены в самом широком объеме министерские программы кандидатских экзаменов по дисциплине «История и философия науки»; книжные новинки (монографии,
ШВУ
Щгрк
а ч:
ф
ю
£N2
тщ
|;<
I :
а
ч ф
■е-
Ю
сборники статей, учебные пособия по тематике нового курса для аспирантов и соискателей); новинки периодических изданий (журнал «Эпистемология и философия науки» и сборники «Философия науки» Института философии РАН и др.), сборник авторских программ «Философия и методология науки: Учеб-но-методические материалы кафедры философии и методологии науки философского факультета ТГУ» (Томск, 2005), дающий возможность слушателям ИДО познакомиться с разработками по философии науки преподавателей различных кафедр философского факультета ТГУ.
Подготовка методического обеспечения нового курса для аспирантов началась в СибГТУ в 2000 г.: были разработаны методические материалы1, отдельные лекции и курсы, позволяющие достаточно быстро отреагировать на приказ Министерства образования и науки РФ и
уже с октября 2005 г. читать курс в соответствии с рекомендованной программой.
Методической основой построения курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей являются Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17.02.2004 № 697. Для подготовки к экзамену соискатель ориентируется на первую часть курса - «Общие проблемы философии науки», а также на один из разделов второй части - «Современные философские проблемы областей научного знания», который соответствует области его научных интересов. Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий в ближайшие задачи кафедры философии СибГТУ входит разработка целостного учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «История и философия науки»
Программа и планы семинарских занятий: Методические указания к курсу «Философия науки» для аспирантов и соискателей по подготовке кандидатского экзамена / Сост. доц. JI.A. Дорофеева. Красноярск, 2002; Хрестоматия «Философия науки», где представлены фрагменты текстов Т. Куна «Объективные, ценностные суждения и выбор теории», И. Лака-тоса «Бесконечный регресс и обоснование математики», X. Патнема «Реализм и разум», Э. Гуссерля «Философия как строгая наука» и «Метод прояснения» / Сост. проф. E.H. Викторук, доц. В.П. Махонина и др. 2002. Активно используется учебно-методическое пособие «Философия техники», включающее фрагменты оригинальных текстов М. Хайдегге-ра «Вопрос о технике», JI. Мэмфорда «Техника и природа человека», X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», JI. Уайта «Западные традиции науки и техники», О. Тоффлера «Будущее труда» / Сост. проф. Н.П. Коп-цева. 1994.
гШ
для максимально полного обеспечения аспирантов и соискателей необходимой учебно-методической базой. Наряду с Программой дисциплины, перечнем экзаменационных вопросов и курсом лекций в УМКД включены: словарь терминов и персоналий, банк тестовых заданий, планы семинарских занятий, методические указания по работе с первоисточниками и сборники оригинальных философских текстов, список рекомендуемых тем рефератов.
При разработке УМКД «История и философия науки» для аспирантов и соискателей мы столкнулись с рядом затруднений:
• Неизбежность некоторой эклектичности лекционного материала при апробации курса, поскольку отдельные темы курса разрабатываются и читаются разными преподавателями кафедры (но это временное затруднение, вполне разрешимое путем последующей координации). Факт наличия в текстах лекций разных преподавателей дублирующегося материала совершенно естественен; можно отметить, что в лекционном курсе, читаемом преподавателями философского факультета ТГУ в ИДО по дисциплине «История и философия науки» имела место аналогичная проблема. Первоочередной задачей при разработке УМКД является подготовка курса, который в целостном виде будет содержать лекции, подготовленные разны-
ми преподавателями кафедры. В качестве базового учебного пособия для разработки лекций преподавателями и для подготовки к экзамену аспирантов и соискателей можно выделить «Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов» (авторы - В.П. Коханов-ский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Ма-тяш, Т.Б. Фахги. Ростов н/Д., 2004), поскольку тематика данного учебного пособия полностью идентична Программе кандидатских экзаменов, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
. Необходимость адаптации тематики и логики построения курса. Структура курса, предложенная в Программе кандидатских экзаменов «История и философия науки», несовершенна, что вполне естественно для новой дисциплины. Поскольку именно данная программа является основным ориентиром для разработки курса, необходима если не корректировка, то адаптация структуры лекционного курса и его тематики к уровню подготовленности аспирантов и соискателей, который обусловлен тем, что в программу вузовского образования данная дисциплина, к сожалению, не включена. Адаптация логики изложения материала также необходима. К примеру, изучая тему первого курса «Предмет и основные концепции современной философии науки», сложно понять как сам предмет философии науки, так и современные
I
<¡5
а
ее
Ф
■в-
<о
а ч: ф
■е-
го
концепции философии науки в силу преждевременности и без-основности рассмотрения этих вопросов. Рассмотрение вопроса о философской рефлексии науки невозможно без обращения к самому феномену науки. Но без предварительного рассмотрения концептуальной истории самой науки, четкого представления об исторических этапах науки классической, неклассической и постнеклассической весьма затруднительно понимание аспирантами и соискателями критериев науки, научного знания;
• Полисемантичность основных терминов категориального аппарата дисциплины. Поскольку дисциплина «История и философия науки» имеет специфический категориальный аппарат, для более успешного изложения материала и для полноты УМКД необходимо составление универсального словаря ключевых терминов и персоналий. Универсальность словаря предполагает наличие в нем как терминов, отражающих современную научную картину мира, так и терминов философии и методологии науки. Отдельно эти термины представлены в современной учебно-методической литературе, в кратких словарях терминов и персоналий по философии науки (например: Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие. М„ 2005. С. 425-453;
Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. М„ 2005. С. 608-662; наиболее полное специализированное учебно-ме-тодическое пособие - Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. М., 2004. 320 е.). Но разработка адаптированного словаря по данной дисциплине по-прежнему остается насущной потребностью каждой кафедры, читающей курс истории и философии науки, поскольку знание словарного минимума аспирантами и соискателями - необходимый атрибут освоения курса;
• Необходимость для преподавателей обновления и систе-матизации собственных знаний по проблемам современного естествознания. Эта задача представляет собой серьезное затруднение, поскольку современная научная и философская картины мира не совпадают, и для гуманитарно-ориентирован-ных лекторов может быть крайне затруднительным компетентное преподавание дисциплины, связанной с последними достижениями науки, без специальной подготовки и углубленного изучения новейших научных разработок;
• Неизбежность фрагментарности знаний, неполнота картины современной философ-ско-научной проблематики при подготовке преподавателями лекций лишь по отдельным темам курса. Эта проблема также разрешима со временем, когда
и
каждым преподавателем будут разработаны собственная авторская программа и курс лекций для аспирантов и соискателей;
• Несоответствие между объемом материала курса и академическими часами, предусмотренными для его изучения. Данное затруднение является, пожалуй, наиболее серьезным. 100 часов на освоение курса «История и философия науки» аспирантами и соискателями -это более чем вдвое меньше необходимого количества времени. Вопрос «Каким образом все богатство тематики курса вместить в 100 часов?» остается открытым. Возможно либо краткое и поверхностное рассмотрение всех вопросов, очерченных в Программе, либо достаточно подробное и глубокое изучение тех вопросов курса, которые будут выбраны самим лектором в качестве наиболее значимых и репрезентативных для освоения той или иной темы;
• Специфика работы с текстами по философии науки, состоящая в том, что эти тексты связаны с проблематикой, которая не затрагивается в вузовском курсе философии. Это - проблемы гносеологии, эпистемологии, методологии и т.п., более трудные для восприятия, нежели проблематика мировоззренческая (аксиологическая, антропологическая, персонологическая и т.п.). Работе с философскими текстами в техническом вузе должно отводиться особое ме-
сто. Знакомство с текстами классических и современных мыслителей является необходимым и обязательным элементом изучения философских дисциплин. В отличие от адаптированного изложения взглядов того или иного мыслителя в учебной литературе, в оригинальных трудах раскрываются культурные контексты, менталитет эпохи, чувствуется ангажированность автора темой своего исследования, выпукло предстает личностный уникальный стиль мышления автора, улавливается вплетенность обсуждаемой темы в общую картину его творчества. Разумеется, хрестоматийное изучение философских произведений имеет свои недостатки, поскольку представленные тексты фрагментарны, даны вне целостного контекста произведения, как и преимущества — максимальная репрезентативность авторской позиции, концентрированное выражение центральной идеи произведения. Основой для понимания текста по философии науки является изучение философии на предшествующих уровнях образования. Философия вооружает будущих молодых ученых категориальным инструментарием онтологии, гносеологии, методологии, основными принципами рационального дискурса, готовит к осознанному мировоззренческому выбору. Она является фундаментом гуманитарного образования студентов, теоретиче-
о. =1 ф
я
7 Зак. 2015
97
1У lila
II
II
1
<J а
=е ф
-8-
ГС
ским и методологическим базисом научной подготовки, основой формирования гуманистического мировоззрения и высокой духовной культуры (политической, нравственной, эстетической и т.д.). Цель и принципиальная задача курса философии - решительно противостоять узкотехнократической ориентации за счет расширения духовно-ценностного горизонта видения профессиональной деятельности, ее общечеловеческого, культурного содержания. В результате изучения философии у студентов формируется системное представление о наиболее общих закономерностях природы, общества и человеческого мышления, о сущности человеческого бытия, о смысле человеческой истории.
Однако понимание некоторых текстов Т. Куна, И. Лакаго-са, П. Фейерабенда, К. Поппера и других вызывает большие затруднения у аспирантов и соискателей. Знакомство с антино-мичными позициями (например, сциентизм и антисциентизм; объективизм и субъективизм; натурализм и психологизм и т.д.), обладающими одинаково легитимным статусом, или с критичными по отношению к изучаемому произведению концепциями нередко вызывает состояние потерянности, утраты определенности. Это можно объяснить некоторыми особенностями сознания бывших студентов технических факульте-
тов: стремлением к однозначности («точности») понятий, к окончательным ответам на все вопросы, к истине в последней инстанции, не-диалектическим мировидением и недостатком толерантности. Они часто недооценивают эвристический потенциал принципа сомнения. Прежние представления об устойчивости и надежности знаний о мире и самого мира начинают осознаваться ими как иллюзия. Возникает опасность крайнего онтологического и гносеологического релятивизма и нигилизма.
Таковы вкратце те затруднения, которые видятся нам при разработке нового курса истории и философии науки для аспирантов и соискателей.
Подчеркивая позитивные аспекты введения нового экзамена для аспирантов и соискателей, отметим его актуальность и естественную закономерность. Во-первых, кандидатский экзамен по философии много лет находился под влиянием инерции марксоцентристских установок. С исчезновением идеологической доминанты из аспирантского курса и курса философии вообще по-новому должны быть осмыслены его содержание, структура и задачи, должно измениться проблемное поле предмета. Во-вторых, необходимость введения нового курса обусловлена изменениями в образовательных технологиях вообще, и в высшем образовании в частности. Практика ус-
пешных образовательных центров в Европе и Америке свидетельствует о том, что те ли иные предметы на разных ступенях преподаются не просто в разных объемах, но отличаются методологически.
Современное многоуровневое образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура) предполагает, что те или иные дисциплины включаются в учебный план как бы повторно. Это касается не только философии, но и профильных гуманитарных дисциплин - экономических, правовых и т.п. Ховард Дэйвис, директор Лондонской школы экономики, в одном из интервью так аргументировал выбор предметов социально-гуманитарного блока для учебного плана: «Некоторые программы ориентированы на практическую деятельность, но на большинстве факультетов мы предлагаем программы, которые дают более фундаментальную подготовку. Так, можно изучать в магистратуре определенный предмет, а можно - его методологию, и это будет уже подготовка к аспирантуре. Например, на факультете финансов у нас есть узкий курс «Финансовое регулирование» для практиков и «Теория регулирования», которая дает фундаментальное представление о теории вмешательства в деятельность рынков. Мы, с одной стороны, отвечаем за спрос, предъявляемый рынком труда, а с другой - предлагаем дисциплины, которые важны
для исследовании и научной работы».
Философские программы, как и программы других социально-гуманитарных дисциплин, в системе многоуровневого образования претерпевают соответствующие изменения. Очевидно, что курс философии, который читается студентам, не должен дублироваться затем в курсе магистратуры, и далее - в аспирантуре. Представляется, что вводимый курс истории и философии науки как раз и должен удовлетворить спрос на качественно иное философское знание, востребованное в профессиональной деятельности ученого. Согласно установке на гуманитаризацию образования, логично предположить, что круг дисциплин, содержащих мировоззренческие доминанты, должен расширяться. Введение в курс вузовского образования, особенно для студентов технических специальностей, таких дисциплин, как «философия истории», «философская антропология», «философия науки», было бы насущно и оправдано требованием формирования гармоничной личности, без явного доминирования техногенного взгляда на мир. Мы готовы признать, что, возможно, излишним было бы в целях гуманитаризации образования для студентов-технарей вводить курсы поэзии Серебряного века или искусства культуры майя, но умение интерпретировать историческую реальность, смысл, цели и меха-
Ун;
В! !й
11 Я
Ш: ;
Ш
а
ее
ф
■е-
(О
11 I
а
пС
<У
■в пз
низмы исторического развития, умение оценить величие и неустранимость антропологических установок познания, социокультурную роль науки, ограниченность узкосциентистских установок и т.д. - все это необходимо образованному, мыслящему человеку. Все вышеназванные проблемы находятся в компетенции философии, но реальность такова, что вузовский курс философии для студентов технических специальностей - один семестр, 32 часа лекций и 32 часа семинарских занятий. Что можно успеть за это время? Очень мало! Находясь в рамках предписаний Программы курса философии, кто-то успевает рассмотреть философскую пропедевтику и историю философии, кто-то успевает преподать студентам ключевые категории и фундаментальные проблемы философии. Варианты подходов к преподаванию курса философии есть. Но реализовать действительно полноценный, всесторонний, качественный курс философии за отведенное время просто невозможно! Философия дискредитируется в глазах молодого поколения сегодняшних студентов, и завтра кто-нибудь из них, возглавив Федеральное агентство по образованию РФ, с пренебрежением, которое мы сегодня не успели и не сумели преодолеть, отменит изучение философии в системе высшего образования. А это значит, что канал трансляции прекрасного,
высокого, вечного будет закрыт. Трудно сказать, приведет ли эта ситуация к всеобщему одичанию, тотальной сциентизации и «закату» культуры. Но в лучшую сторону ситуация точно не изменится.
Именно поэтому, ни в коем случае не вместо, а наряду с курсом философии в вузе целесообразно ввести курс философии науки и техники. Введение в программу вузовского образования дисциплины «Философия науки» и преподавание ее на разном методологическом уровне и в разном объеме для студентов и для аспирантов и соискателей ни в коем случае не может стать причиной дублирования курсов. Более того, введение дисциплины «Философия науки» («Философия и методология науки»; «Философия науки и техники») в качестве обязательной в курсе вузовского образования может послужить решением проблемы нехватки часов для глубокого, полноценного изучения дисциплины аспирантами и соискателями. Это может быть полнообъемный курс или даже краткий спецкурс, но его введение необходимо. Во-первых, это позволит при чтении курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей ограничиться 100 часами, предусмотренными для освоения данного курса, поскольку как бывшие студенты, изучавшие дисциплину «Философия науки», аспиранты будут лучше подготовлены и
более восприимчивы к усвоению материала по философии науки. Во-вторых, данный курс необходим и студентам любых специальностей для формирования целостной научной картины мира и знакомства с принципами философской рефлексии науки.
Таким образом, «многоуровневый» характер преподавания философии в высшей школе следует рассматривать как позитивное явление и для «потребителей» этого знания, и для преподавателей. Сегодня это возможность осмыслить цели,
задачи, предназначение философии в свете современных требований изменяющегося социума и такой его подсистемы, как высшее образование. «История и философия науки» - новый модус преподавания философского знания, функционирования философии как теории и формы духовной практики. Это «вызов» (А. Тойнби) времени и образовательной среды, который позволяет философам-профессионалам достойно подтвердить свою научную и практическую компетентность и востребованность.
а ч
ф
-В-
<о