Научная статья на тему 'Интеграционный потенциал кандидатского минимума по истории и философии науки'

Интеграционный потенциал кандидатского минимума по истории и философии науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА КУРСА / ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INTEGRATION / INTEGRATIVE POTENTIAL / PREPARATION MODULE / COMPETENCES / SEMANTIC AND CONCEPTUAL STRUCTURE OF A COURSE / LOGICAL AND METHODOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Писачкин Владимир Александрович

Рассматриваются проблемы совершенствования кандидатского минимума по истории и философии науки. Как важное направление повышения реализации его интеграционного потенциала предлагается создание модуля подготовки к экзамену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Integrative Potential of Qualifying Examinations in History and Philosophy of Science for Admission to Graduate Studies

The article examines the problems of improvement of qualifying examinations in history and philosophy of science. The author proposes to develop an examination preparation module as an important factor in improving its integrative potential.

Текст научной работы на тему «Интеграционный потенциал кандидатского минимума по истории и философии науки»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.244.5.043.2-055.1/.2

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

В. А. Писачкин (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются проблемы совершенствования кандидатского минимума по истории и философии науки. Как важное направление повышения реализации его интеграционного потенциала предлагается создание модуля подготовки к экзамену.

Ключевыге слова: интеграция; интеграционный потенциал; модуль подготовки; компетенции; концептуально-смысловая структура курса; логико-методологическая культура.

Курс по истории и философии науки для аспирантов и соискателей представляет собой дисциплинарный модуль, состоящий из трех интегрированных блоков: 1) по общим проблемам философии науки; 2) по истории науки; 3) по философским проблемам научной отрасли и научной специальности. Кандидатский экзамен по этому курсу учрежден и проводится в вузах России с 2004 г. по программам, утвержденным приказом Минобразования России № 697 от 17.02.04, а также регулируется приказами № 274 от 08.10.07 и № 1385 от 16.03.11.

Институционализация и статус-кво кандидатского минимума по истории и философии науки связаны с реализацией стратегии на повышение эффективности его интеграционного потенциала. Интеграция в переводе с латинского означает восстановление, восполнение (integ-ratio < integer — целый) или объединение в единое целое различных частей, т. е. процесс и состояние связанности различных элементов и функций в единое целое, согласование [2, т. 2, с. 232], в русской интерпретации — складывание и слаживание (от слова ладить — приноравливать, приводить в порядок) [2, т. 4, с. 217], образование целостной системы. Модуль выражает выделяемую и относительно самостоятельную часть системы. Вычленение модуля придает элементам системы определенную соизмеримость и связанность. Дисциплинарный модуль направлен на преодоление изолированности в развитии научного

знания, его жесткой партикулярности и дифференцированной разобщенности.

Интеграционный потенциал кандидатского экзамена по истории и философии науки реализуется в процессе структурного оформления содержания программ, композиции разделов, конструкции вопросов для каждого билета в континууме основных содержательных элементов, а главным образом в процессе подготовки аспирантов и соискателей к экзаменационному испытанию и в ходе выполнения всех процедурных норм. Создаваемый вузом модуль подготовки к кандидатскому минимуму требует достойного кадрового обеспечения, доступа к информационным ресурсам, творческой атмосферы и коллективных усилий ученых, профессорской элиты университета. Реализация модуля направлена на формирование высокой культуры мышления аспирантов и соискателей, развития у них навыков философской аналитики и готовности выполнять творческие исследования в рамках квалификационных работ и в других формах научной самореализации.

Выполняемая философией интегрирующая роль по отношению ко всем наукам связана с ее исторической миссией праматери, давшей начало другим наукам. В ее рамках возникли и сформировались основные методы и подходы исследовательской деятельности, приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, сложились методологические подходы. Философские основы конкретно-научных

© Писачкин В. А., 2012

№ 4, 2012

знаний воплощены в любой научной дисциплине. Философские основания (онтологические, гносеологические, аксиологические, социокультурные, антропологические) связывают философское и конкретно-научное знание.

Главным методом философского познания служит теоретическое мышление, опирающееся на достижения всех наук. Конкретные науки дают эмпирический материал, на который опирается методология при анализе структуры теоретического знания. При этом «методология ориентируется в первую очередь на высокоразвитые в теоретическом отношении научные дисциплины, поскольку в них легче проследить особенности теории, чем в науках, только вступающих в полосу теоретической обработки фактов» [3, с. 99].

Программа кандидатского минимума по истории и философии науки в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева включает тематический и структурный формат лекционных и семинарских занятий, развернутый список основной и дополнительной литературы, перечень контрольных вопросов, призванных способствовать системному и творческому освоению аспирантами и соискателями информационной и концептуально-смысловой структуры курса. Содержание программы рассчитано не только на углубление знаний, полученных при изучении философии в вузе, но и на самостоятельную работу аспирантов и соискателей по проблематике, имеющей фундаментальный мировоззренческий и методологический характер для будущего ученого, специализирующегося в определенной области науки.

В рамках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по истории и философским проблемам той научной специальности, по которой он проходит обучение. Его тема определяется в процессе обсуждения с научным руководителем диссертанта, а также руководителем или преподавателем принимающей кафедры (прошедшим повышение квалификации по курсу «История и философия

науки») и утверждается приказом проректора по научной работе. Реферат по истории и философии науки является самостоятельной письменной учебно-исследовательской работой аспиранта (соискателя). В ней автор должен продемонстрировать достаточно высокий уровень логико-методологической культуры, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации.

Независимо от количества цитат доля авторского текста в реферате не может быть менее 40 %. Во избежание недоразумений рекомендуется предварительно проверить свой текст на сайте antiplagiat.ru.

Основная задача реферата состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии определенной научной специальности развить у аспирантов (соискателей) навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками.

Оформление реферата должно отвечать следующим требованиям. Реферат включает титульный лист в соответствии с установленной формой, оглавление, введение, изложение содержания темы, заключение, список литературы, при необходимости приложения. Заголовки оглавления дублируются в тексте реферата. Общий объем текста — 30 страниц компьютерной печати. Текст печатается через полтора интервала. Стандартным является шрифт Times New Roman. Размеры полей: левое — 30 мм, правое — 15, верхнее и нижнее — 20 мм. Все страницы, кроме титульного листа, нумеруются.

На титульном листе указываются наименование ведомства (Министерство образования и науки Российской Федерации) и название вуза (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Ога-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рева»), наименование кафедры (Кафедра методологии науки и прикладной социологии), тема реферата, учебная дисциплина, по которой защищается реферат (История и философия науки), фамилия и инициалы автора, место и год написания работы. На титульном листе также приводятся фамилия и инициалы, ученая степень и звание преподавателя, проверяющего реферат. Кроме того, обязательно должна быть виза научного руководителя с записью «Первичная экспертиза проведена. Зачтено», датой и подписью.

Введение (примерный объем — 2 стр.) составляет важный смысловой элемент реферата. В нем должны быть отражены обоснование темы реферата, ее актуальность, практическая значимость, степень разработанности и соответствие научной специализации университета (ПНР 1, ПНР 2). Основное содержание (20—25 стр.) должно отражать самостоятельно выполненное исследование по заявленной проблеме (обобщение имеющейся литературы, гносеологические, методологические, праксеологи-ческие и аксиологические проблемы рассматриваемой темы). В заключении (1— 2 стр.) дается краткое резюме, формулируются основные выводы. Список литературы содержит библиографическое описание использованных автором работ (20—30 наименований) и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Аспиранты (соискатели) сдают подготовленный реферат на кафедру методологии науки и прикладной социологии в срок, указанный преподавателем. Реферат считается сданным, если он прошел обсуждение и защиту в учебной группе. Те, кто не защитил реферат, ко второй части экзамена не допускаются.

Особое место в реализации (развертывании) интеграционного потенциала кандидатского минимума по истории и философии науки принадлежит композиции разделов и конструированию вопросов, завершающих предпроцедурный этап экзаменационных испытаний. Экзамен сдается по программе, соответствующей той отрасли науки и научной спе-

циальности, к которой относится тема диссертации. Программа экзамена состоит из трех разделов:

1) общие проблемы философии науки;

2) история той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант (соискатель);

3) современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант (соискатель).

В первом разделе программы на экзамен выносятся 30 вопросов, общих для соискателей и аспирантов всех специальностей (с учетом естественно-научного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки): о предмете и основных концепциях современной философии науки, науке и культуре современной цивилизации, структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, об основных направлениях развития науки в Мордовском государственном университете.

Второй раздел включает вопросы по истории науки. Здесь отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе. Обращение к материалу истории науки обусловлено тем, что между философией науки и историей науки существует самая тесная взаимосвязь. «Прогресс в науке, — по мысли М. Томпсона, — отражает реальное движение времени и вместе с тем способствует постижению этой реальности» [4, с. 18].

Третий раздел кандидатского минимума посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант (соискатель). Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции, предстает как «рефлексивная и метамировоззрен-ческая теория» [1]. Современные авто-

№ 4, 2012

ры сходятся на том, что основным предметом философии науки служит философская рефлексия над наукой, философская интерпретация структуры, развития и содержания как науки в целом, так и отдельных научных дисциплин. Российский философ С. Л. Франк подчеркивал, что «каждая специальная наука исходит из ряда особых посылок и понятий, которые она не проверяет, а берет в готовом виде как основу своей научной работы... наряду с понятиями и посылками, общими всем или нескольким наукам, каждая наука имеет и свои особые, отдельные понятия и посылки, и часто посылки и понятия одной науки не только не совпадают с таковыми же другой науки, но даже как будто прямо им противоречат» [5, с. 71].

Вопросы кандидатского экзамена по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант (соискатель), должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические, аксиологические, этические, де-онтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности. Например, логика социолога должна быть ориентирована на социолога, экономиста — на экономиста и т. д. Логика географа должна служить методологии географического исследования, культуролога — культурологического исследования, позволяющего следовать построению цепи суждений, лежащей в основании как теоретической, так и прикладной (эмпирической) деятельности в науке.

Процедура экзаменационного испытания предусматривает ответ аспиранта (соискателя) на вопросы экзаменационного билета и вопросы членов комис-

сии. После обсуждения качества ответа комиссия голосованием принимает решение об оценке, вносимой в протокол. Особое внимание обращается на степень осмысления испытуемым процессов развития науки и ее современных проблем. Приоритет понимания обусловливает способность изложения собственной точки зрения в контексте с другими позициями.

Изменения социальной реальности требуют от будущего ученого соответствующего опережающего (инновационного) мышления. В настоящее время совершенствование и оптимизация философской подготовки, мировоззренческой и методологической ориентации научного работника играют приоритетную целевую роль. Эта цель реализуется в программе интеграционного курса «История и философия науки». В рамках курса-модуля находится мощный потенциал интеллектуального развития ученого за счет привлечения междисциплинарной коммуникации, эффектов комплементар-ности, целостности — при условии обеспечения профессионального подхода к организации подготовки и приему кандидатского минимума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горан, В. П. Философия. Что это такое? /

B. П. Горан // Филос. науки. — 1996. — № 1 (2). —

C. 3—14.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — Москва : ГИС, 1956. — Т. 2. — 780 с. ; Т. 4. — 684 с.

3. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. — Москва : Прогресс-Традиция, 2003. — 744 с.

4. Томпсон, М. Философия науки / М. Томпсон. — Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с.

5. Франк, С. Л. Введение в философию в сжатом отношении / С. Л. Франк. — Петроград : Academia, 1922. — 84 с.

Поступила 18.10.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.