Научная статья на тему 'Философия науки'

Философия науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
395
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия науки»

2007'01

белгородский юридический институт

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

30 марта 2007 года в Белгородском юридическом институте МВа России состоялся межвузовский научно-практический семинар «История и философия науки: организация преподавания и проведения экзамена кандидатского минимума»

Участники межвузовского научно-практического семинара «История и философия науки: организация преподавания и проведения экзамена кандидатского минимума» считают, что тема семинара весьма актуальна и своевременно поставлена на обсуждение. Консолидированный опыт участников семинара свидетельствует, что в этой сфере сегодня накопилось немало вопросов, требующих своего разрешения в целях обеспечения полноценной подготовки специалистов в системе послевузовского образования. Помимо общих проблем (отсутствие единых регламентирующих документов и, прежде всего, типовой примерной рабочей программы, нехватка учебного времени, дефицит учебной литературы, слабое кадровое обеспечение учебного процесса и т. д.), имеется два рода трудностей: концептуального и организационного плана. В первом случае преподаватели сталкиваются со сложностью определения конкретного содержания философской части учебного курса, так как документы Министерства образования и науки в этом плане весьма не конкретны и носят рекомендательный характер. В результате каждый вуз самостоятельно определяет объем и содержание философской части дисциплины, что создает существенные трудности соискателям в вопросах конвертации сданных ими кандидатских минимумов в пределах города, области, страны. Во втором случае также существует рассогласованность между вузами относительно определения формы проведения экзамена по дисциплине «История и философия науки», что ведет к использованию самых разных (нередко формальных) способов оценки знаний соискателей.

В целях преодоления указанных недостатков участниками семинара выработаны следующие рекомендации.

I. Предложить следующий примерный план курса «История и философия науки» (для аспирантов и адъюнктов):

«История науки» (преподается вузом в соответствии со своим профилем);

«Философия науки»

1. Философия. Философия науки. Предмет философии науки.

Наука и философия. Философский образ

науки. Философия науки. Предмет и основные концепции философии науки. Предметная сфера философии науки. Философия науки как мировоззрение, онтология, эпистемология, методология и аксиология. Отечественная философия науки и ее основная проблематика.

2. Историко-мировоззренческие основания философии науки.

Реальность, знание, язык. Возникновение науки и основные стадии ее развития. Понятие научной реальности и его историческая эволюция. Социокультурное и антропологическое измерения научной реальности. Современная научная картина мира. Основные этапы развития философии науки как мировоззрения, онтологии, эпистемологии, методологии и аксиологии.

3. Онтологические основания философии науки.

Наука: понятие и феномен. Наука и общество. Наука в культуре современной цивилизации. Наука как социальный институт. Основные закономерности развития науки: научные традиции и научные революции. Основные тенденции развития современной науки. Социальные аспекты науки. Социально-гуманитарные науки. Наука - основа экономического и социального прогресса. Особенности современного этапа развития науки. Философия интеллектуальной собственности.

4. Эпистемология философии науки.

Основания науки. Научное знание и научное познание. Структура и динамика научного знания. Закономерности развития научного знания. Основные формы научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания. Общие концепции и модели развития науки. Рациональность в научном познании. Типы научной рациональности. Эпистемические характеристики научной рациональности. Рациональность в когнитивных и социальных системах. Элементы теории научного творчества. Научное познание в социокультурном измерении. Особенности современного этапа развития науки.

5. Методология философии науки

Метод и методология. Наука как объект

белгородский юридический институт

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

2007'01

методологического анализа. Научная проблема - исходный пункт исследования. Детерминация как предмет научного исследования. Проблема логики научного исследования. Структура, методы и развитие научного знания. Методы науки и их роль в поиске истины. Гипотетико-дедуктивный метод познания. Абдукция и поиск объяснительных гипотез. Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа. Методология социального познания. Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология. Методы и функции научного объяснения, понимания, предвидения и прогнозирования. Стратегия научного исследования в эпоху постнеклас-сической науки.

6. Аксиология философии науки

Наука, общество, цивилизация, человек. Наука, философия, культура. Наука и эзотеризм. Наука и нравственные ценности. Этика науки. Мировоззренческие итоги науки ХХ века.

I I. Рекомендовать придерживаться следу-

ющих единых требований в плане организации преподавания дисциплины и проведения экзамена кандидатского минимума:

• основные занятия с соискателями проводятся в виде лекций-консультаций по базовым темам курса согласно утвержденной рабочей программе;

• кафедрами утверждается тематика обязательных рефератов по философской части программы экзамена кандидатского минимума, также соискателями самостоятельно осуществляется выбор персональных тем рефератов;

• соискателям предлагается выбрать в качестве ответа на вопрос экзаменационного билета по исторической части экзамена кандидатского минимума либо устный ответ, либо выполнение реферата, подготовленного предварительно на заданную тему. В случае выбора реферативной работы, последняя в обязательном порядке проходит защиту во время экзамена кандидатского минимума.

Начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин доктор политических наук, подполковник милиции К.Н. Лобанов

КОНКУРСЫ, ОЛИМПИАДЫ

В этом году истек срок полномочий действующего состава молодежного правительства области. На основании постановления губернатора Белгородской области от 8 сентября 2006 года был объявлен конкурс среди молодых людей до 25 лет по формированию нового состава молодежного правительства. Создана конкурсная комиссия, в которую вошли представители областных общественных объединений. На конкурс были поданы заявления от 26 человек. Это студенты, аспиранты, работающая молодежь с высшим образованием.

Молодежное правительство является совещательным органом, работающим на общественных началах. Оно создается на конкурсной основе в целях формирования кадрового резерва.

Конкурс проводится в два этапа один раз в два года. На втором этапе конкурса, состоявшемся 15 января, проходило собеседование с победителями первого этапа. Комиссия оценивала социальные проекты претендентов, уровень их знаний.

Темы представленных проектов были самые разные: противодействие молодежному

Лилия Труфанова экстремизму, создание молодежного сайта, помощь социально незащищенным слоям населения, пути преодоления насилия в семье и др.

В конкурсе участвовала студентка 4 курса очного отделения внебюджетного факультета Труфанова Лилия. Она показала высокий уровень подготовки, успешно защитила свой проект на тему «Создание и пропаганда культа семьи в массовом сознании» и была включена в состав молодежного правительства Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.