Научная статья на тему 'Рец. на: Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. Collected Essays. Leiden; Boston: Brill, 2021. XII + 375 p.'

Рец. на: Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. Collected Essays. Leiden; Boston: Brill, 2021. XII + 375 p. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. на: Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. Collected Essays. Leiden; Boston: Brill, 2021. XII + 375 p.»

Рец. на: Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. Collected Essays.

Leiden; Boston: Brill, 2021. XII + 375 p.

Rev. of: Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. Collected Essays.

Leiden; Boston: Brill, 2021. XII + 375 p.

Имя швейцарской исследовательницы Габриэллы Джелардини, являющейся на момент написания рецензии профессором Северного университета в г. Будё (Норвегия)1, хорошо известно всем, кто следит за научной литературой, посвященной Посланию к Евреям (далее Евр). Ее публикации, касающиеся Евр, появляются с первых лет XXI в.; самой масштабной из них является монография «"Verhärtet eure Herzen nicht". Der Hebräer, eine Synagogenhomilie zu Tischa be-Aw» (Leiden; Boston: Brill, 2007), в которой исследовательница выдвигает гипотезу о том, что Евр представляет собой синагогальную гомилию на девятое число месяца ава — день иудейского календаря, к которому традиция относит разрушение первого и второго иерусалимских храмов2. Кроме того, Джелардини была редактором-составителем двух значительных сборников статей, посвященных Евр3. Авторский сборник, являющийся предметом данной рецензии4, может рассматриваться как своего рода подведение итогов — хотя бы и промежуточных — этой многолетней работы.

Сборник включает в свой состав 15 статей5, маркируемых как главы (Chapter), которые предваряются вступлением, содержащим обзор исследований Евр в XIX—XXI вв. и общую характеристику построения и содержания издания. Группы из пяти статей составляют разделы сборника, именуемые частями (Part). Каждая часть имеет свое название: «Мир текста Евр» (The World of Hebrews' Text), «Мир за текстом Евр» (The World behind Hebrews' Text) и «Мир перед текстом Евр» (The World in front of Hebrews' Text). Смысл этих названий, несмотря на относящиеся к ним краткие пояснения во вступлении (p. 6—8), остался не вполне понятен рецензенту ввиду неочевидности их связи с темами соответствующих

1 Страница Джелардини на сайте университета: https://www.nord.no/en/employees/ gabriella-gelardini (дата обращения: 14.05.2023).

2 А также еще некоторые скорбные события; важнейшим из них применительно к Евр является возвращение в стан Израиля посланных для осмотра Земли Обетованной лазутчиков, малодушие которых послужило причиной сорока лет странствий израильтян в пустыне и недопущения в Землю Обетованную подавляющего большинства народа (Числ 13—14; m. Ta'anit 4).

3 Hebrews: Contemporary Methods, New Insights / G. Gelardini, ed. Leiden; Boston: Brill, 2005; Hebrews in Contexts / G. Gelardini, H. W. Attridge, eds. Leiden; Boston: Brill, 2016. В обоих сборниках есть статьи, написанные самой Джелардини.

4 За исключением одной ранее не публиковавшейся статьи, сборник включает работы, первоначально увидевшие свет в 2005—2019 гг.

5 Двенадцать — на английском языке, три — на немецком.

статей6. Гораздо более важным, в любом случае, следует признать то, что некоторые статьи — не все! — образуют тематические «кластеры»7, причем относящиеся к одному тематическому блоку статьи могут оказаться в разных «частях» сборника. Объем, характер и стиль статей довольно-таки различны. Наряду с полноценными исследовательскими текстами, содержащими интересные и стимулирующие мысль гипотезы, в сборнике представлены и более скромные по своим задачам очерки реферативного характера (что само по себе, разумеется, вовсе не лишает их ценности). При всех отличиях, однако, статьи Джелардини выделяются одним объединяющим их достоинством — они очень четко структурированы; мысль в них движется предельно ясно и последовательно, текст везде содержит облегчающие читательский труд вводные, связующие и резюмирующие элементы, рубрикация проста и логична, табличный материал нагляден и информативен. Некоторые статьи ввиду этого прямо-таки напрашиваются на включение их в качестве образца в какую-нибудь хрестоматию для тренирующих свое перо студентов и начинающих исследователей.

Тематический охват представленных в сборнике работ достаточно широк и вполне отражает комплекс проблем, находящихся в центре внимания современных исследователей Евр. По одной статье посвящено авторству послания, его композиции, риторической составляющей, антропологии, учению о вере, эсхатологии и этике8. Это всего семь статей, то есть чуть менее половины издания. Большую часть сборника — восемь статей — составляют работы, образующие тематические группы. Две статьи содержат изложение вышеупомянутой гипотезы Джелардини о Евр как синагогальной гомилии на 9-е ава9. Они могут квалифицироваться как имеющие программное по отношению ко всему сборнику значение; без усвоения их содержания полноценное понимание большинства других включенных в него статей невозможно. Также две статьи посвящены важнейшей теме отражения в Евр священнодействий праздника Йом Киппур (Дня очищения, или Дня искупления)10. Поскольку спасительная жертва Христова осмысляется в Евр в терминах ветхозаветного культа, а между действиями иудейского первосвященника в Йом Киппур и деяниями Христа в Послании устанавливается очевидная типологическая связь, эти статьи также могут рассматриваться как

6 Очевидна, однако, связь заглавий частей с общим названием сборника: «Расшифровка миров Евр» (Deciphering the Worlds of Hebrews).

7 На это указывает и сама исследовательница (p. 6): "The fifteen essays overlap partly and form (in regard to Hebrews scholarship) quite classical thematic clusters".

8 "As if by Paul?" Some Remarks on the Textual Strategy of Anonymity in Hebrews (p. 13-37); From "Linguistic Turn" and Hebrews Scholarship to Anadiplosis Iterata: The Enigma of a Structure (p. 38-66); Rhetorical Criticism in Hebrews Scholarship: Avenues and Aporias (p. 113-141); Frei von Blut und Fleisch, Sündenbewusstsein und Todesfurcht: Die Hoffnung auf einen vollkommenen Menschen im Hebräer (p. 145-167); Faith in Hebrews and Its Relationship to Soteriology: An Interpretation in the Context of the Concept of Fides in Roman Culture (p. 261-272); The Unshakeable Kingdom in Heaven: Notes on Eschatology in Hebrews (p. 308-325); Ethics in Hebrews (p. 326-335).

9 Hebrews, Homiletics, and Liturgical Scripture Interpretation (p. 67-91); Hebrews, an Ancient Synagogue Homily for Tisha be-Av: Its Function, Its Basis, Its Theological Interpretation (p. 92-112).

10 Von Bundesbruch zu Bundeserneuerung: Das sühnende Opfer im Hebräer (p. 217-228); The Inauguration of Yom Kippur according to the LXX and Its Cessation or Perpetuation according to Hebrews: A Systematic Comparison (p. 229-258).

Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. Collected Essays

относящиеся к смысловому ядру сборника. Четыре статьи касаются комплекса вопросов, связанных с категорией пространства в Евр11. Текст послания содержит ряд указаний на определенные «зоны», или «сферы», строго отграниченные друг от друга; речь заходит о преодолении границ между ними, об оставлении одной из этих зон и движении в сторону другой. Соответствующие места Евр различны по степени своей экзегетической сложности. Если смысл такого характерного для послания выражения, как «вхождение за завесу» (Евр 6. 19—20; 9. 1—14; 10. 19—20), благодаря отмеченной выше типологии, связанной с Днем искупления, оказывается достаточно ясным, то, например, призыв «выйти за стан» (Евр 13. 11—14) уже вовсе не прост для истолкования. Именно на проблеме понимания пространства «за станом» и сосредоточивает внимание Джелардини в указанных четырех статьях.

Следует отметить, что степень содержательной и текстуальной близости между тематически родственными статьями в сборнике очень высока, а в одном случае даже достигает критического уровня — статьи № 12 и 13, входящие в третью часть сборника, помимо того, что они чрезвычайно близки статьям 7 и 8 из второй части, оказываются еще и просто-напросто изложением одного и того же материала на разных языках12. На наш взгляд, мы имеем здесь дело с абсолютно непродуктивным в содержательном отношении увеличением объема издания. Совершенно непонятно, зачем понадобилось утяжелять сборник этими очевиднейшими дублетами.

Так или иначе, работы Джелардини достойны пристального внимания. Из «одиночных» статей сборника особо должен быть отмечен блестящий немецкоязычный очерк учения Евр о человеке13, в котором с максимальной степенью плотности резюмирован относящийся к теме материал. Единственным, что не вполне удовлетворило здесь рецензента, является некоторое, как представляется, утрирование «платонической» составляющей антропологии послания — вопрос о том, распространяется ли «лучшее воскресение» (Евр 11. 35; ср. также 11. 19) и на телесный состав человека, затронут тут как-то вскользь, что оставляет впечатление недосказанности. Напротив, краткая статья, посвященная этике Евр14, вызывает разочарование именно в целом, так как, будучи формально обзором всей богатой этической проблематики послания, она почти полностью сосредоточена на рассмотрении вопроса о предполагаемом «антииудаизме» Евр. И хотя исследовательница справедливо отводит это курьезное обвинение, тот факт, что важнейшие этические вопросы, не сводимые к отмеченной теме, остаются здесь затронутыми в лучшем случае лишь по касательной, не может не вызвать недоумения.

11 Charting "Outside the Camp" with Edward W. Soja: Critical Spatiality and Hebrews 13 (p. 168195); Useless Foods: Communal Meals in Hebrews (p. 196-216); Existence beyond Borders: Hebrews and Critical Spatiality (p. 273-290); "Wir haben hier keine bleibende Stadt" (Hebr 13,14): Kritische Raum- und Machtdiskurse im Hebräer (p. 291-307).

12 Названия статей различны (см. два последних наименования в предыдущей сноске), но читательское продвижение по двум текстам очень быстро делает очевидным их фактическое тождество.

13 Frei von Blut und Fleisch. См. сн. 8.

14 Ethics in Hebrews. См. сн. 8.

Что касается статей сборника, объединенных в группы, то сказанное выше о гипотезе Джелардини относительно Евр как синагогальной проповеди на 9-е ава должно быть дополнено указанием на то, что исследовательница, отталкиваясь от трехлетнего палестинского цикла чтений из Писания, пользование которым уже в I в. она считает вероятным, идентифицирует в качестве чтений из закона и пророков для данного дня Исх 31. 18-32. 35 (повествование о золотом тельце) и Иер 31. 31-34 (LXX 38. 31-34; пророчество о грядущем заключении Нового Завета)15. В статьях, посвященных теме «пространства», Джелардини понимает «выход за стан» (Евр 13. 11-14) как отсылку к Исх 33. 7-11 (этот эпизод примыкает к повествованию, которое исследовательница идентифицирует как чтение из закона), где говорится о выходе Моисея за стан израильтян и об установлении им там своего шатра, который он назвал скинией собрания. Этот выход типологически связан со страданиями Иисуса «вне врат», которые Джелардини понимает в смысле Гефсиманских борений Спасителя (ср. Евр 5. 7)16. Что же касается первых читателей Евр, то для них призыв к выходу за стан, по Джелардини, должен был означать указание на необходимость размежевания с городом, претендующим на статус «пребывающего» и даже вечного, то есть с Римом.

Последний тезис дает повод перейти к замечаниям и итоговой общей оценке сборника. Отмеченное выше размежевание с «Вечным городом» можно, конечно, понимать в самом спиритуалистическом смысле, однако в разных местах у Джелардини мы сталкиваемся с прямой римской локализацией первых читателей Евр. Эти указания появляются в тексте между делом, нигде не становясь предметом полноценного обсуждения. Это же касается и вопроса датировки Послания. По ходу чтения, как бы невзначай, приходится убеждаться, что исследовательница принимает датировку Евр после 70 г. Читателю приходится самому задним числом реконструировать систему аргументации, которая должна была привести к этим выводам. Это не столь уж и сложная задача, однако огорчает, что решение серьезных научных проблем предполагается очевидным по умолчанию. Непонятно, почему, вместо того чтобы насыщать сборник многочисленными повторениями, отмеченными выше, ему не было предпослано хотя бы пары-тройки страниц, на которых были бы представлены и разъяснены взгляды автора на связанную с Евр исагогическую проблематику. Так или иначе, гипотеза Джелардини относительно Евр как гомилии, которая должна была прозвучать после 70 г. в некой римской синагоге, вызывает серьезные вопросы. Каким мог быть статус общины столичных иудеев, верующих в Иисуса из Назарета как в Мессию? В каких отношениях такая община могла быть с местным, а также палестинским иудейством, с другими римскими последователями Иисуса Христа,

15 В своих реконструкциях Джелардини основывается по большей части на следующих трудах: Levine L. I. The Ancient Synagogue: The First Thousand Years. New Haven, 2005; Mann J. The Bible as Read and Preached in the Old Synagogue. N. Y., 1971 (первое изд. 1940); Perrot Ch. The Reading of the Bible in the Ancient Synagogue // Mikra. Text, Translation, Reading and Interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early Christianity. Assen, 1988. P. 137-159.

16 Восточная стена иерусалимского Храма, игравшая также роль городской стены, имела ворота, открывающие дорогу к Елеонской горе, где сжигались тела жертвенных животных (ср. Евр 13. 11) и где находился Гефсиманский сад (см.: Gelardini G. Deciphering the Worlds of Hebrews. P. 178 со ссылкой на m. Yoma 1.3; m. Mid 1.3 и m. Parah 3.6).

Participations civiques des juifs et des chrétiens dans l'Orient romain (Ier — IVe siècles)

с палестинскими единоверцами, с миром Павлова языко-христианства? Ответов на эти вопросы у Джелардини мы не находим. А без них вся ее концепция представляется несколько подвисшей, при том, что и ее календарные реконструкции вряд ли могут считаться чем-то стопроцентно надежным17.

Если всё же оценку научному труду давать на основании того, что в нем есть, а не того, чего в нем нет, то следует признать, что перед нами собрание текстов, свидетельствующих о большой эрудиции автора, его очевидной и вдохновляющей любви к предмету своих исследований. Статьи Габриэллы Джелардини содержат ряд интересных идей и заставляют знакомого с предметом читателя заново «перетряхнуть» свои могущие показаться самоочевидными познания. И этого, на наш взгляд, вполне достаточно для того, чтобы дать рецензируемому сборнику высокую в целом оценку.

Небольсин Антал Гергей,

д-р богословия, профессор кафедры библеистики Богословского факультета ПСТГУ Россия, г. Москва gyula@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-0037-8674

Nyebolszin Antal Gergely, Doctor of Theology, Professor Faculty of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia gyula@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-0037-8674

Рец. ra: Participations civiques des juifs et des chrétiens dans l'Orient romain (Ier — IVe siècles) / Anne-Valérie Pont, Nicole Belayche, éds. Genève: DROZ, 2022.456 p.

Rev. of: Participations civiques des juifs et des chrétiens dans l'Orient romain (Ier — IVe siècles) / Anne-Valérie Pont, Nicole Belayche, éds. Genève: DROZ, 2022.456 p.

Вышедшая в 2022 г. коллективная монография "Participations civiques des juifs et des chrétiens dans l'Orient romain (Ier—IVe siècles)" (Genève: DROZ, 2022) посвящена гражданскому участию1 иудеев и христиан в жизни городов Римской империи (преимущественно восточной ее части) в первые столетия христианской эры. География работы охватывает значительную часть римского Востока — прежде

17 По поводу литургически-календарных выкладок Джелардини была высказана критика уже в связи с ее монографией. См. рецензии: Theologische Literaturzeitung. 2010. N. 5. S. 549-551 (März C.-P., Hermann M.-L.) (URL: http://www.thlz.com/artikel/13414/?inhalt=heft%3D2010%23r 250; дата обращения: 12.05.2023); Review of Biblical Literature. 12.2009 (Mosser C.) (URL: https:// www.academia.edu/310367/Review_of_Gabriella_Gelardini_Verh%C3%A4rtet_eure_Herzen_nicht_ Der_Hebr%C3%A4er_eine_Synagogenhomilie_zu_Tischa_be_Aw_B rill_2007_; дата о бр ащения : 12.05.2023).

1 За неимением лучшего варианта я решил использовать буквальный перевод французского выражения participation civique. В дальнейшем словосочетание «гражданское участие» будет фигурировать преимущественно без кавычек, имея при этом терминологический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.