Научная статья на тему 'Рец. на: Ben Sira in Conversation: A Festschrift for Prof. Núria CalduchBenages on the Occasion of Her 65th Birthday / F.V. Reiterer, B. Ego, T. Nicklas, K. De Troyer, eds. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2022 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 47). 382 p.'

Рец. на: Ben Sira in Conversation: A Festschrift for Prof. Núria CalduchBenages on the Occasion of Her 65th Birthday / F.V. Reiterer, B. Ego, T. Nicklas, K. De Troyer, eds. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2022 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 47). 382 p. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хангиреев Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. на: Ben Sira in Conversation: A Festschrift for Prof. Núria CalduchBenages on the Occasion of Her 65th Birthday / F.V. Reiterer, B. Ego, T. Nicklas, K. De Troyer, eds. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2022 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 47). 382 p.»

Рец. на: Ben Sira in Conversation: A Festschrift for Prof. Núria Calduch-Benages on the Occasion of Her 65th Birthday / F. V. Reiterer, B. Ego, T. Nicklas, K. De Troyer, eds. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2022 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 47). 382 p.

Rev. of: F. V. Reiterer, B. Ego, T. Nicklas, K. De Troyer (eds). Ben Sira in Conversation: A Festschrift for Prof. Núria Calduch-Benages on the Occasion of Her 65th Birthday. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2022 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 47). 382 p.

Данный сборник был подготовлен в честь 65-летия одной из крупнейших современных исследовательниц книги Премудрости Иисуса сына Сирахова Ну-рии Кальдуч-Бенахес, члена католического монашеского ордена Дочерей-миссионерок Святого Семейства из Назарета. В предисловии приводится ее биография: закончив филологический факультет университета Барселоны, Н. Кальдуч-Бенахес училась в Риме и в 1995 г. защитила диссертацию по книге Сираха в Папском Григорианском университете. Сейчас она является профессором этого университета и Папского библейского института, членом редколлегии нескольких ведущих журналов по библеистике, Папской библейской комиссии и занимает еще другие важные должности, владеет в той или иной степени примерно десятью языками, включая русский. Но главным объектом научных интересов исследовательницы всегда была книга Сираха. В общей сложности ею написаны 10 монографий и 50 статей, большинство из которых посвящены этой библейской книге.

Сборник состоит из пяти частей: первая часть содержит статьи, посвященные связям книги Сираха с Пятикнижием, вторая — с Пророками1, третья — с Писаниями2, четвертая — с межзаветной и новозаветной литературой и пятая часть посвящена разным темам.

Первая статья Дж. Коллинза исследует представления о сотворении человека в литературе мудрости II в. до Р. Х. и сравнивает их с дуалистическими идеями, пришедшими в ту эпоху из эллинизма. Он делает вывод, что книга Сираха признает то, что все люди получили дар различения добра и зла, в отличие от некоторых других текстов, например кумранского документа 4QInstruction.

Статья Ж.-Л. Ска посвящена влиянию греческой системы воспитания на автора книги Сираха. Утверждается, что Сирах в своих поучениях сочетал и традицию Торы, и греческую традицию, и это можно назвать адаптацией или конвергенцией.

1 Имеются в виду книги, отнесенные в еврейской Библии к Пророкам, а не пророческие книги в христианской традиции.

2 То есть книги, отнесенные в еврейской Библии к Писаниям, примерно совпадающие с учительными книгами в христианской традиции.

Следующая статья П. Бенчеса говорит об отрывке Сир 45. 6—25, посвященном Аарону и Финеесу. Основной идеей отрывка автор считает то, что ветхозаветное священство было главным фактором сохранения преемства в израильской истории, важнее даже, чем личность царя Давида, в отрывке о котором (Сир 47. 1—10) также речь идет больше о его роли в устроении богослужения, чем о политических действиях.

Статья Б. Райта посвящена теме отношения к бедным в Сир 4. 1—10 и ее сравнению с аналогичными текстами в Пятикнижии. Здесь также речь идет о разнице еврейской и греческой версий текста книги Сираха. В частности, в греческом тексте 4. 10 появляется слово «мать», которого не было в еврейском («[Бог] избавит тебя из темницы» (евр.) и «[Бог] возлюбит тебя больше, чем твоя мать» (греч.)). Скорее всего, это была не ошибка, а сознательное решение переводчика, обусловленное другой аудиторией (грекоязычные жители Александрии), к которой он обращался.

Вторая часть начинается со статьи Дж. Корли о взаимосвязи книг Сираха и пророка Иезекииля. Иезекииль кратко упоминается среди персонажей «Похвалы отцам» (Сир 48. 8—9), но автор показывает, что на самом деле, вероятно, ссылки на пророка есть и в других местах: идеи о святости Имени Божиего (Иез 14), образы оживления костей (Иез 37) и потока воды из иерусалимского Храма (Иез 47). Кроме того, книга Иезекииля оказала влияние и на другие произведения межзаветной литературы: текст Псевдо-Иезекииля из Кумрана, книги Еноха и, конечно, Откровение Иоанна Богослова.

Статья Б. Грегори посвящена тому, что связывает книги Товита и Сираха, — теме отношения к нуждающимся людям. Автор приходит к выводу, что тема одевания и накормления нуждающихся появилась еще в канонических книгах Ветхого Завета (Притч, Исаии, Иезекииля и Осии) и стала особенно важной в межзаветный период и в Новом Завете.

Статья П. Пашко исследует образ рожающей женщины в книге Сираха (Сир 19. 11—12 и 48. 19) и пророческих книгах. Автор утверждает, что этот образ означает не слабость и беспомощность, а как, например в Ис 42, испытание в момент опасности и угрозы смерти.

Статья И. Баллы посвящена теме расцвета в Сир 24 и Ос 14. В обоих отрывках есть похожие образы роста и расцвета виноградной лозы. Это может быть свидетельством связи пророческой традиции и традиции мудрости. В обоих случаях видно противопоставление творения Бога и действий языческих богов, что было актуально как в эпоху пророка Осии, так и в эпоху эллинизма, когда появилась книга Сираха.

Третья часть открывается статьей Т. Форти, в которой исследуется тема бедных в Еккл 9 и Сир 10. Автор приходит к выводу: как и в других аспектах, книга Екклесиаста скорее склоняется к скептической двойственности, а книга Сира-ха — к консервативному дидактизму.

В статье С. Ротасперти и Х. Руиса-Ортиса речь идет о сравнении злой жены с тремя животными — змеей, львом и драконом — в Сир 25. 15—16. Авторы считают, что Сираха связывает страсть гнева, о которой речь идет в этом отрывке, именно с женщинами. Трех животных объединяют опасность, дикость и агрес-

Ben Sira in Conversation: A Festschrift for Prof. Nuria Calduch-Benages on the Occasion of Her 65th Birthday...

сия. Возможно, такой резкий образ был нужен автору для более яркого контраста с образом хорошей жены.

Статья Ф. Райтерера посвящена теме даров Бога в книге Сираха и в эллинистической культуре. Он соглашается с Н. Кальдуч-Бенахес в том, что Сирах не называет явно позицию своих оппонентов, чтобы не привлекать к ним внимания своих учеников. Поэтому в книге Сираха нет полемики с эллинизмом в явном виде.

В статье Д. А. Н. Нгуена затрагивается необычная для библейской проблематики тема: семейная этика в книгах Притч, Сираха и во вьетнамских народных поговорках. Автор приходит к достаточно очевидному выводу, что по данной теме есть и близкие высказывания (например, почитание родителей однозначно заповедано в обеих культурах), и отличающиеся, что, конечно, обусловлено культурными различиями. Он называет книгу Сираха интеркультурной, т. е. подходящей в принципе для любой культурной традиции (что, на наш взгляд, касается и любой другой библейской книги).

Четвертая часть открывается статьей Ф. М. Макатангая и Э. Лопеса Наваса об образе Иерусалима в книгах Сираха (36. 1-22) и Товита (13. 7-18). Образ Иерусалима был очень важен в межзаветную эпоху. При этом для книги Товита иерусалимский Храм — это прежде всего то место, где почитают Истинного Бога и призывают Его Имя, а для книги Сираха это главным образом то место, где почивает Премудрость Божия. В то же время автор книги Товита видел существовавший тогда второй Храм только временным и в эсхатологической перспективе надеялся на появление еще более великолепного Храма. У Сираха же такого воззрения не было и существовавшее тогда храмовое богослужение для него уже было идеальным.

Статья М. Даггана посвящена женскому образу Премудрости в книге Си-раха. По его мнению, роль книги Сираха в истории богословия заключалась в том, что она крепко связала Премудрость с Пятикнижием и иерусалимским Храмом. Дагган считает, что под женским образом Премудрости в Сир 4 имеется в виду прежде всего Фамарь, невестка Иуды (Быт 37). Также он полагает, что книга Сираха оказала влияние на богословие эпохи Маккавеев, даже несмотря на то что в еврейской версии книги Сираха нет четких свидетельств веры в загробную жизнь, а в истории о мученичестве Маккавеев их мать как раз утверждает эту веру (2 Макк 7). Нам связь с образом Фамари в данном случае представляется спорной, а идея о связи с Маккавеями, напротив, весьма интересной и перспективной.

В статье Б. Шмитц речь идет о теме священства в книгах Маккавейских. По мнению исследователя, авторы использовали образ первосвященника Симона II в Сир 50, который был потомком Финееса, при этом Садок как один из прародителей первосвященников вообще не упоминается в книге Сираха. Для династии Хасмонеев, потомков Маккавеев, образ Финееса был важен для оправдания «милитаристской интерпретации служения первосвященника».

Статья М. Гоффа посвящена стиху Сир 15. 14, точнее дополнительным словам в еврейских рукописях A и B: «и [Бог] поместил его [человека] в руку похитителя его». Автор считает, что слово «похититель» (евр. «хотеф») в данном случае является параллелью слова «йецер» (в Синодальном переводе — «произволение»), и это отражает богословские воззрения писца, включившего эти слова,

о двойственном характере человеческой воли, зависящей и от самого человека, и от внушения диавола.

В начале пятой части помещена статья О. Вишмайер, где она исследует параллели между книгой Сираха и посланием апостола Иакова. Она показывает, что авторы этих книг использовали разные литературные концепции хотя бы потому, что сочинение ап. Иакова является посланием, а этот жанр был не характерен для литературы мудрости, к которой принадлежит книга Сираха. Тем не менее Иаков использовал идеи этой литературы, в том числе книги Сираха. Вишмайер приводит семь явных аллюзий, например Сир 2. 1 и Иак 1. 2.

Данная тема отчасти продолжается в статье Э. Эстевес Лопес, но здесь автор исследует тему о воздержании в языке, очень важную для послания ап. Иакова (3. 1—12) и также присутствующую в книге Сираха (5. 9—6. 1). В целом наставления по этой теме в обеих книгах сходны, что вполне естественно, но оттенки различаются: ап. Иаков в основном делает упор на веру во Христа, а Сирах — на верность закону и страх Божий.

Статья. М. Жильбера посвящена словам «верность и кротость», которые в таком парном виде дважды встречаются в книге Сираха: 1. 27 и 45. 4. Во втором случае речь идет о качествах Моисея, эти слова о нем были заимствованы из Числ 12. 3, 7. Верность Моисея также подчеркивается в Евр 3. 5. Автор пытается показать, что в последнем случае смысл слова немного другой, но, на наш взгляд, это не очень убедительно.

Х. Чапа исследует особенности египетских рукописей книги Сираха на греческом и коптском языках и считает, что большое количество рукописей свидетельствует о весьма сильном влиянии книги Сираха на египетских христиан, что подтверждается, в том числе, особым упоминанием этой книги в 39-м праздничном послании свт. Афанасия Александрийского и в «Апостольских постановлениях».

Заключительная статья С. Рейфа посвящена памяти знаменитого библеиста и семитолога Моше Сегала (1875—1968), который еще в 1953 г. подготовил издание полностью огласованного еврейского текста книги Сираха. Статья содержит подробную биографию Сегала и описание его работы над упомянутым изданием.

В целом о рецензируемом сборнике можно сказать примерно то же, что мы писали в некоторых предыдущих рецензиях: все статьи написаны на высоком научном уровне и могут быть полезны тем, кто занимается теми же узкими темами. Вместе с тем они не содержат каких-либо ярких и оригинальных выводов. Пожалуй, самым интересным моментом сборника нам показалась тема связи книги Сираха с книгами Маккавейскими. Она кажется весьма перспективной и требует дальнейшего изучения.

Хангиреев Илья Александрович,

начальник научно-административного отдела

Богословского факультета ПСТГУ

Россия, г. Москва

khangireev@gmail.com

https://orcid.org/0000-0001-9590-9046

Ilya Khangireev, Head of Scientific and Administrative Department of the Faculty of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Moscow, Russia khangireev@gmail.com https://orcid.org/0000-0001 -9590-9046

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.