Научная статья на тему 'РЕЦ. НА: SCHMIDT A. JORDAN. WISDOM, COSMOS, AND CULTUS IN THE BOOK OF SIRACH. BOSTON; BERLIN: WALTER DE GRUYTER, 2019 (DEUTEROCANONICAL AND COGNATE LITERATURE STUDIES; VOL. 42). XIV, 505 P.'

РЕЦ. НА: SCHMIDT A. JORDAN. WISDOM, COSMOS, AND CULTUS IN THE BOOK OF SIRACH. BOSTON; BERLIN: WALTER DE GRUYTER, 2019 (DEUTEROCANONICAL AND COGNATE LITERATURE STUDIES; VOL. 42). XIV, 505 P. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хангиреев Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА: SCHMIDT A. JORDAN. WISDOM, COSMOS, AND CULTUS IN THE BOOK OF SIRACH. BOSTON; BERLIN: WALTER DE GRUYTER, 2019 (DEUTEROCANONICAL AND COGNATE LITERATURE STUDIES; VOL. 42). XIV, 505 P.»

Что же произойдет, если библеисты будут придерживаться методологического принципа hypotheses non fingo? Конечно, мир их науки тогда окажется намного «темнее», чем мир Ньютона, пропорционально доле эмпирических наблюдений в научном умозрении. Непрофессиональный читатель, благоговеющий перед наукой, от нее ожидающий разрешения своих (в данном случае именно мировоззренческих) недоумений, будет фрустрирован. Но только такая, «темная» или «бедная», картина мира сделает решаемой задачу освобождения науки от кон-фессиональности: как реакционной теистической, связанной с потребностью церковных ученых, еще остающихся в пределах «магистериума», сколь угодно натянутым способом достигать, не апеллируя к чуду, соответствующих истории чудесного водительства Бога результатов, — так и вызывающей эту реакцию а-теистической, которая, сколько бы она ни отмежевывалась от идейного атеизма в пользу «строгой научности», готова действовать исключительно в ситуации etsi Deus non daretur. В свою очередь, избавление науки от конфессиональности является условием сохранения ею своего единства и общезначимости, предотвращения ее постепенной идеологизации.

Вевюрко Илья Сергеевич,

канд. филос. наук,

ст. препод. кафедры философии

и религиоведения

Богословского факультета ПСТГУ;

ст. препод. кафедры философии религии

и религиоведения

философского факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова

Российская Федерация, 127051,

г. Москва, Лихов пер., 6/1

vevurka@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1225-7474

Ilia Veviurko, Candidate of Sciences in Philosophy St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Lihov per., Moscow, 127051, Russian Federation vevurka@mail. ru ORCID: 0000-0002-1225-7474

Рец. на: Schmidt A. Jordan. Wisdom, Cosmos, and Cultus in the Book of Sirach. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2019 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 42). XIV, 505 p.

Rev. of: Schmidt A. Jordan. Wisdom, Cosmos, and Cultus in the Book of Sirach. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2019 (Deuterocanonical and Cognate Literature Studies; vol. 42). XIV, 505 p.

Данная книга написана на основе диссертации, защищенной А. Джорданом Шмидтом в Католическом университете Америки в 2017 г. Автор является членом Доминиканского ордена и преподавателем Папского факультета Непорочного Зачатия (г. Вашингтон). Исследование посвящено учению о творении и устройстве мира в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова. Монография состоит из введения, двух частей, библиографического списка и указателей.

Во введении (с. 1—32) содержится общая информация о книге Сираха: ее авторстве, истории текста и структуре, что является нормой для современных библейских исследований. Далее следует историографический обзор. Автор приходит к выводу, что хотя данная тема часто затрагивалась в литературе, но полноценно не была раскрыта до сих пор. Затем он объясняет методологию исследования. Она состоит в анализе конкретных отрывков книги Сираха. В первой части речь идет о тех отрывках, которые посвящены непосредственно творению и устройству мира, а во второй части — о роли людей и Премудрости Божией в миропорядке по учению Сираха. Разбор каждого отрывка начинается с тщательного текстологического анализа на основе еврейского, греческого и сирийского текстов (перевод каждой версии на английский язык приводится в отдельном столбце, все комментарии даны в сносках), при этом предпочтение отдается еврейской версии, а там, где она отсутствует, — греческой. Хотя книга Шмидта не посвящена непосредственно текстологии, тщательность подхода к ней можно назвать образцовой. Далее следует такой же тщательный экзегетический анализ. Ввиду ограничений объема мы не будем останавливаться на текстологических и экзегетических частностях, а сосредоточимся на основных богословских положениях монографии.

Первая часть (с. 37—212) начинается с разбора отрывка Сир 16.24—17.121, в котором речь идет о сотворении Богом мира и человека. Шмидт полагает, что Сирах в данном отрывке говорил о двух основных истинах: мир создан прекрасным, и он может быть основой для этических и мудрых действий. Причем поводом для этого рассуждения был вопрос от некоего скудоумного человека, действительно ли Бог может все видеть и помнить обо всех людях. Автор считает, что Сирах уверен, что все люди обязаны подражать небесным светилам (с. 61—68) (тут, впрочем, следует отметить, что в тексте Сираха конкретно говорится лишь о «делах» Господа), чтобы исполнять утвержденный Творцом порядок мира.

Второй отрывок о творении мира содержится в Сир 39.21—38. По форме он является гимном Творцу. В нем особенно подчеркивается роль Божественного Промысла о мире (евр. гавби — 'воля'). Известный исследователь Й. Марбек полагает, что этот отрывок свидетельствует о знании Сирахом стоической философии (но не зависимости от нее!)2, а другой исследователь, О. Кайзер, был убежден как раз в полной зависимости Сираха от стоиков3. Речь идет о сравнении со стоической концепцией ярбгою как принципом мироустройства. Сам Шмидт полагает, что никакой явной зависимости от стоиков в данном случае нет (с. 132—134), и мы можем с ним согласиться, т. к. очевидна только общность идеи о промысле в мире, которая и так была изначально в ветхозаветном богословии.

1 Здесь и далее ссылки на книгу Сираха приводятся согласно нумерации стихов в Синодальном переводе, тогда как Шмидт использует западную традицию нумерации, которая иногда сильно отличается от привычной нам.

2 Marböck J. Weisheit im Wandel: Untersuchung zur Weisheitstheologie bei Ben Sira. Berlin, 19992. S. 145.

3 Kaiser O. Des Menschen Glück und Gottes Gerechtigkeit: Studien zur biblischen Überlieferung im Kontext hellenistischer Philosophie. Tübingen, 2007. S. 95, 105—106.

Последний и самый большой отрывок о творении мира находится в Сир 42.15—43.36. Его также можно назвать гимном. Шмидт сравнивает его с подобными текстами в Пс 103, 148 и Иов 38. Различие состоит, например, в том, что в Пс 103 не говорится о том, что Бог управляет погодой для осуществления правосудия в мире, а у Сираха и Иова эта идея присутствует. С другой стороны, у Сираха в основном речь идет о постоянном промысле Творца о творении, а у Иова — главным образом о непостижимости Бога и ограниченности человека. В Пс 148 дается просто перечисление творений, а в книге Сираха — их детальное описание. Главный смысл данного отрывка Шмидт видит в следующем: все творения Бога предназначаются для наставления человека.

Общий вывод первой части книги заключается в постепенном переходе Сираха в исследуемых отрывках от общего к частному. При этом первые два отрывка начинаются с догматического утверждения о творении мира, а третий Сирах начинает со своего собственного опыта.

Вторая часть (с. 213—450) посвящена тем отрывкам, в которых Сирах показывает, как люди могут поддерживать мировой порядок, исполняя повеления Творца. Ее открывает краткий обзор учения Сираха о Премудрости Божией. Далее следует разбор отрывка Сир 1.1—10. В нем речь идет о Премудрости и ее творении Богом. Главная мысль состоит в том, что именно Бог является источником Премудрости и что люди могут хотя бы частично познать ее.

Второй, самый большой в книге отрывок о Премудрости находится в Сир 24.1—34, он близок по содержанию к самому важному отрывку на эту же тему из канонических книг в Притч 8.22—31. Главное различие этих текстов состоит в том, что Сирах говорит о нахождении Премудрости в Израиле. В общем выводе по учению Сираха о Премудрости Шмидт приходит к тому, что для Сираха особое значение имеет икономия, т. е. попечение Творца о мире, который дает мудрость всем людям. Некоторые люди — мудрецы — владеют всеми данными Богом источниками наставлений (Его творением, Премудростью и писаниями, вдохновленными Премудростью).

Далее речь идет о тех отрывках, в которых говорится уже непосредственно о людях как участниках предусмотренного Богом мирового порядка. Первый из них — это Сир 9.22—10.5. Здесь говорится о правителях, которые могут либо способствовать сохранению Божия порядка, исполняя Его волю, либо погубить свой народ, если они не слушаются Премудрости.

В Сир 26.16—23 речь идет о доброй жене как источнике порядка в доме. К этому же можно добавить для сравнения отрывки о прелюбодейной жене в Сир 23.31—36 и о злой жене в 25.15—29. Близость всех этих отрывков к повествованию о Премудрости в Сир 24 показывает очевидные параллели о том, что добрая жена становится подобна самой Премудрости Божией4.

4 Автор книги Сираха многими исследователями традиционно назывался женоненавистником. О том, что в современных исследованиях есть и более взвешенная точка зрения на этот вопрос, см.: Хангиреев И. А. Рец. на: Ellis T. A. Gender in the Book of Ben Sira: Divine Wisdom, Erotic Poetry, and the Garden of Eden. B.; Boston: Walter de Gruyter, 2013 (Beihefte zur Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft; 453). XIV, 290 p. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. Вып. 52. С. 129—132. Шмидт также показывает весьма высокую роль женщины для Сираха.

Следующий отрывок посвящен врачам: Сир 38.1—8. Врач понимается Си-рахом как орудие Бога, если он руководствуется Премудростью. Интересно, что здесь есть ссылка на Исх 15.25, где повествуется о том, как Моисей с помощью куска дерева сделал воду пригодной для питья, т. е. Бог, по мнению Сираха, в этом случае дал древесине целительную способность. В Сир 38.25—39 повествуется о ремесленниках и рабочих, которые отчасти тоже вносят вклад в следование Премудрости и порядку. И, наконец, в Сир 39.1—14 говорится о писцах как людях, которые посвящают душу размышлению о законе Всевышнего. Далее Шмидт исследует отрывок Сир 7.20—39, содержащий отдельные поучения о том, как на практике люди могут исполнять свое предназначение. Общий вывод по всем данным отрывкам состоит в том, что для Сираха человеческое общество является в первую очередь иерархическим, и правители в нем несут главную ответственность за сохранение порядка тварного мира.

Последняя глава посвящена роли священства в сохранении мирового порядка. Вначале дается общий обзор отрывка Сир 44—50, содержащего так называемую Похвалу отцам, т. е. гимн, посвященный основным героям ветхозаветной истории. Затем автор рассматривает отрывок Сир 45.7—31, в котором речь идет об Аароне и Финеесе, и справедливо отмечает, что Аарону посвящено больше всего текста, как ни одному другому персонажу. Главным в его описании Шмидт видит то, что Аарон совмещает в себе функции лидера, учителя и руководителя культа. Финеес боролся с проявлениями идолопоклонства и, таким образом, способствовал сохранению общественного порядка среди израильтян. Оба эти персонажа стремились, в общем, соблюдать закон (Ьо#) как главную задачу, полученную от Бога.

Последний отрывок, разбираемый автором, повествует о современнике Сираха первосвященнике Симоне и завершает «Похвалу отцам» (Сир 50.1—23). Симону посвящено почти столько же текста, сколько Аарону. Симон является ответственным за сохранение мирового порядка, главным воплощением Премудрости и центром микрокосмоса той вселенной, которую изображает Храм во время описанного в тексте богослужения.

Итак, на основании тщательного анализа указанных отрывков Шмидт приходит к основному выводу, что главная цель Сираха была в изображении совершенства, иерархичности и поддержания порядка сотворенного Богом мира (с. 440—449). Нам представляется, что такой вывод является все же некоторым преувеличением, происходящим, возможно, из поставленных в начале монографии задач. Указанную цель Сираха было бы, по нашему мнению, корректнее назвать одной из целей создания книги, на которую Шмидт обратил особое внимание, внеся этим ценный вклад в научное исследование книги Сираха.

На наш взгляд, монография А. Дж. Шмидта является образцовым по форме и исполнению научным исследованием. Автор прекрасно владеет древними языками и источниками и собрал исчерпывающую, насколько это возможно, библиографию по данной теме. Анализ каждого отрывка сопровождается подробной вводной информацией и промежуточными выводами. Как частные, так и общие выводы исследователя в целом достаточно аргументированны, но все же иногда остаются спорными, и их следует рассматривать как частное мнение

Coates R. Deification in Russian Religious Thought: Between the Revolutions, 1905-1917

автора, что характерно для жанра научного исследования. Книга Шмидта может быть полезна и интересна для всех исследователей книги Сираха и прочих учительных книг Библии.

Четыре образа «обожения»

В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА*

Рец. на: Coates R. Deification in Russian Religious Thought: Between the Revolutions, 1905-1917. Oxford: Oxford University Press, 2019. 240 p.

Four Images of "Deification" in the Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century

Rev. of: Coates R. Deification in Russian Religious Thought: Between the Revolutions, 1905-1917. Oxford: Oxford University Press, 2019. 240 p.

Монография Рут Коутс «Обожение в русской религиозной мысли: Между двух революций», несомненно, важна для богословской науки, поскольку автор обращается к такой области христианской традиции, которая нередко обозначается как одна из ключевых черт Православия1. В заслугу Коутс необходимо поставить и ту специфику ее исследования, которую можно обозначить как погружение читателя в культурную историю русского религиозно-философского ренессанса. Хотя главной целью автора является попытка рассмотреть, как концепт обожения разрабатывается в ключевых текстах начала XX в. — «Царь и революция» Д. Мережковского, З. Гиппиус и Д. Философова; «Смысл творчества» Н. Бердяева; «Философия хозяйства» С. Булгакова; «Столп и утверждение

* Рецензия подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX — начала XX вв.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».

1 Gavrilyuk P. Review of Deification in Russian Religious Thought: Between the Revolutions, 1905-1917, by Ruth Coates // Journal of Orthodox Christian Studies. 2020. Vol. 3. № 2. P. 223.

Хангиреев Илья Александрович, начальник научно-административного отдела богословского факультета ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 khangireev@gmail.com

ORCID: 0000-0001-9590-9046

Ilya Khangireev, Head of Scientific and Administrative Department of the Faculty of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation khangireev@gmail.com

ORCID: 0000-0001-9590-9046

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.