Научная статья на тему 'Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности'

Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1177
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности»

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ

СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Т.А. Серебрякова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, докторант Волжской государственной инженерно-педагогической академии

Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие в различных сферах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям экономических и политических условий жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многое подверглось переоценке. По мнению В.А.Кутырева, между естественным и искусственным миром все сильнее обостряется противоречие, результатом которого является «экспансия искусственного и вытеснение им естественных форм бытия» [7, с. 4].

Еще в эпоху древних цивилизаций, человек был признан существом общественным, активно «включенным» в различные сферы социального бытия. Общественные отношения, в которые вступает человек, требуют от него соответствия целому ряду моральных, нравственных, этических нормативов, которые и находят проявление, отражение в системе ценностных ориентаций и установок. Как показывают результаты исследований социологов, философов, психологов, педагогов, превалирующий сегодня в системе отношений утилитарно-прагматический взгляд человека на все то, что его окружает (мир людей, вещей, природы), неизбежно приводит к глобальным негативным изменениям как в жизни общества в целом, так и в личностной сфере каждого человека. Чтобы приспособиться к новым жизненным общественным реалиям, многим пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей. В итоге многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными.

Если обратиться к научным исследованиям, то можно отметить, что проблема воспитания ценностных основ личности является одним из направлений многочисленных исследований ученых различных областей как исторически складывающегося научного знания о человеке, так и современного че-ловекознания (философов, психологов, педагогов и т.д.). Проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров считается одной из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Еще древнегреческие мыслители, философы поднимали вопросы о воспитании духовного начала в каждом чело-

веке. Не случайно основополагающими для многих наук о человеке стали сократовские вопросы о смысле жизни, добре, красоте, истине, высказывания Платона о духовном как наивысшем в человеке, мысли Аристотеля о том, что духовное, а не материальное является истинным содержанием жизни человека, мысли Демокрита о ценности природы и жизни в целом. Идеи самоутверждения жизни и ответственности личности высказывались выдающимися мыслителями эпохи Возрождения (В. де Фельтре, Ф.Рабле, Т.Мор и др.). Как одну из ценностей мыслители прошлого выделяют нравственные ценности, в частности - добродетель. Особый интерес представляют идеи Гельвеция о сущности добродетели. Под добродетелью французский философ понимает стремление человека достичь общественного блага, справедливости, счастья, истины. Большое внимание проблеме ценностей уделяют и мыслители эпохи Просвещения. Центральную позицию в их учении о ценностях занимают идеи свободы личности. Свобода личности, по мнению просветителей, обусловливается моралью и разумом. И не случайно именно разум они рассматривают базовой, отправной точкой этики, морали и ценностей. Обращаются мыслители эпохи Просвещения и к условиям становления ценностей человека. Основным условием этого процесса они выделяют всеобщее просвещение, распространение знаний. По мнению просветителей, лишь образованный человек, вооруженный научными знаниями о мире, может быть подлинно моральной личностью. Вместе с тем, идеи просветителей весьма противоречивы. Противоречие, в первую очередь, заключается в их идее свободы, поскольку люди не всегда могут поступать морально и этично, свободно следуя сообразно со своими потребностями и интересами. Раскрывая историю становления теории ценностей, нельзя не коснуться учения немецкого философа ХУШ столетия И.Канта. Проблеме ценностного развития личности посвящен целый ряд работ выдающегося мыслителя, в которых он рассматривает такие категории, как мораль, этика, счастье и разум человека. Основным принципом морали И.Кант выделяет принцип «доброй воли» [6, с. 11]. Вместе с тем и этику, и мораль он пытается связать с разумом и рассудком человека, а также с его свободой и волей.

Как видим, еще на первом этапе развития учения о ценностях осуществлялась попытка рассмотреть

сущность данного понятия, а также раскрыть его содержание. Мыслители прошлого к ценностям предлагают относить следующее: мораль, красоту, счастье, свободу личности.

Прослеживая дальнейшую логику становления теории ценностей, коснемся целого ряда течений западной философской мысли, которые в большинстве своем оформляются во второй половине Х1Х века и выделяются в особый раздел философии -аксиологию. Здесь можно говорить о таких течениях философии, как:

• неокантианство, ярчайшими представителями которого являются В.Виндельбанд и Г.Риккерт;

• неопозитивизм, представителями которого можно назвать Р.Карнапа, А.Айера, Ч.Стивенсона, Б.Рассела и др.;

• натуралистическая теория ценностей (Р.Б.Перри, С.Пеппер и др.);

• бихевиоризм, представленный идеями о ценностях Д.Дьюи;

• феноменологическая аксиология М.Шелера и Н.Гартмана и некоторые другие.

Например, неокантианцы рассматривают учение о ценностях как центральное учение философии. В основе ценностного отношения к окружающему миру, по мнению одного из ярчайших представителей данного течения - Виндельбанда, положено «идеальное долженствование» [8, с. 133], под которым он понимает специфическое идеальное нормативное сознание. По мнению ученого, всю деятельность человека обуславливают определенные обществом нормативы. Являясь приверженцем идеалистического течения в философии, Виндельбанд полагает, что «...основной источник общественных конфликтов и перемен заложен в противоречии индивидуальной жизни и общественных требований.в противоречиях ценностей личности и не совпадающих с ними норм общества» [8, с. 135]. По его мнению, именно философия призвана обосновать вечные ценности, которые будут способствовать примирению интересов личности и общества.

В основе ценностей, по мнению неопозитивистов должны быть положены лишь чувства. По их мнению, мораль, нравственность не нуждаются в разумном обосновании, что невозможно принять как истину с позиций современного уровня развития научного знания. Анализируя учение неопозитивистов, В.Н. Шердаков [8] отмечает, что нравственность не может быть замкнута ни в сфере чувства, ни в сфере разума. Ее основу надо искать в тех условиях, в которых человек живет и действует.

Натуралистическая теория ценностей находит свое развитие в работах американского философа Р.Б. Перри. Критикуя широко распространенный в Х1Х столетии в Америке утилитарно-практический подход к жизни, Перри уделяет огромное внимание

духовным ценностям. Несмотря на то что Перри говорит о ценностях как нормативных явлениях, регулирующих поведение, жизнь людей, автор полагает, что ценность является специфическим выражением отношения, интереса человека к чему-либо и характер и изменение ценностей обусловлены характером и изменением интересов. «Ценности - результат сложной трансформации желаний и интересов под влиянием практики и все более глубокого их осознания, результат наложения друг на друга различных интересов, их совместного практического взаимодействия, переосмысления» [8, с. 163]. Таким образом, по мнению Перри, ценности тесно связаны с практической деятельностью людей. Рассматривая вопрос о возникновении ценностей, философ отмечает, что ценности есть не что иное, как концентрация общественного исторического опыта.

Раскрывая природу ценностей, представитель фе-номенолизма Шелер говорит о них как об объективных качественных феноменах, существующих независимо ни от сознания субъекта, ни от предметов. Подобные идеи высказывает и Н.Гартман, рассматривая ценности как «неизменные идеальные образования» [8, с. 194], тем самым отрывая их от реальной действительности и общественной практики людей. Однако, исследуя проблему ценностей и предпринимая попытку их классификации, ученые выделяют ценности духовные, эстетические, этические, тем самым признавая эмоционально-чувственную основу ценностей человека.

В истории западной философии данная проблема -проблема ценностей - изучена достаточно основательно. Мыслители Х1Х столетия продолжают процесс изучения ценностей, начатый еще древними философами. Наряду с тем, что делается попытка определения сущности ценностей, специфики их познания. Ученые, каждый со своих методологических позиций? обосновывают классификацию ценностей, определяют их содержание. Многие мыслители в основе ценностей рассматривают эмоции человека. Говоря о содержании ценностей, они выделяют ценности эстетические, этические, моральные, духовные. Данный «перечень» ценностей, как было отмечено выше, определен еще на первом этапе становления учения о ценностях.

Вопрос о сущностных характеристиках ценностей поднимался и в трудах русских ученых (В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, НИ. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.). Так, К.Д. Ушинский в основе становления системы ценностей человека видит нравственные ценности и духовное воспитание. Более того, в его трудах именно нравственное воспитание рассматривается как база, основа развития личности. Основу нравственности ученый видит в древних христианских идеалах. По его мнению, воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к окружающей действительности должно опи-

раться на историю народа, его традиции, национальный характер, язык и культуру. Необходимо отметить, что данные идеи К.Д. Ушинского о национальном характере ценностного развития подрастающего поколения не утратили своего значения и в наши дни (например, в национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве важнейших задач образования выделены такие, как сохранение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, становление нравственных основ каждой личности).

Если обратиться к работам современных философов, то необходимо рассмотреть работы В.А. Василенко, П.С. Гуревич, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, В.Н. Шилова и некоторых других ученых. В своих исследованиях современные философы, обращаясь к понятию «ценности», в первую очередь пытаются определить его сущность и содержание. Так, О.Г. Дробницкий [3] отмечает, что понятие «ценности» в философский лексикон введено сравнительно недавно - в 60-е годы Х1Х столетия. Именно в это время данному понятию было дано конкретное определение немецким философом Германом Лотце, по мнению которого ценность обозначает значимость чего-либо. В.П. Тугаринов [8] под ценностями понимает явления природы и общества, «...которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [8, с. 15].

С.Ф. Анисимов [1] говорит о ценностях как всеобщей категории, представляющей собой «. единство объективного и субъективного, форму отношения или взаимодействия между субъектом и объектом» [1, с. 20].

А.Г. Здравомыслов определяет ценности как компонент культуры. По его мнению, мир ценностей -«. это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей.» [4, с. 160].

Попытка раскрыть содержание понятия «ценности» предпринята П.С. Гуревичем [2]. Обобщая сложившиеся в философии подходы к трактовке данного понятия, автор определяет ценности следующим образом: «1) ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; 2) ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; 3) ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами; 4) ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем» [2, с. 127].

Исходя из анализа приведенных нами определений данного понятия, можно сделать вывод, что в исследованиях философов, занимающихся аксиологическими проблемами, до сегодняшнего дня нет единого представления о сущности понятия «ценности».

Большинство современных трактовок данного понятия сводятся, как правило, к позитивной значимости чего-либо для субъекта. Всего можно найти около 100 различных по своей сущности определений данного понятия.

Раскрывая сущностные особенности, характеристики понятия «ценности», ученые прослеживают его связь с таким понятием, как «оценка». Ученые полагают, что в процессе установления значимости предметов, явлений и т.д. окружающей действительности, человек подвергает саму ценность оценке, т.е. осознает степень соответствия данного предмета, в первую очередь - своим потребностям, а также устанавливает возможность удовлетворения этих потребностей в конкретной ситуации. Оценка эта может меняться в соответствии с теми изменениями, которые происходят в потребностной сфере человека. Исходя из этого, возможна переоценка ценностей человеком, в ходе которой и устанавливается их истинность. В результате многократных, многоразовых оценок складываются нормы и принципы жизнедеятельности определенной социальной группы или даже всего общества. Ценность и оценка приобретают как две категории, выражающие практическое взаимодействие субъекта и объекта, взаимообуславливают, взаимоопределяют друг друга. В их взаимодействии и рождается оценочное суждение в качестве установления ценности. Приобщившись к культурно-историческому наследию, культурно-историческому опыту, человек может найти уже готовую, исторически сложившуюся систему ценностей и, оценив ее, принять как данное. Однако в процессе активной жизнедеятельности происходит переосмысление этой системы, ее трансформация из объективной человеческой деятельности в реальную. Можно сделать вывод о том, что ценности, ценностные ориентации личности служат специфическим, своеобразным «фильтром», через который проходят только те оценки, которые близки самому субъекту.

По мнению С.Ф. Анисимова [1], как ценности, так и оценка представляет собой суждение человека о значении для него тех предметов, объектов, субъектов окружающего мира, с которыми он вступает во взаимодействие. Однако, как считает П.С. Гуревич [2], ценности, являясь категориями «вечными» упорядочивают действительность, обеспечивая человеку возможность ее осмысления и оценки. Ценностям всегда присущ элемент нормативности. В любом обществе существуют понятия «добро», «зло», «прекрасное», «безобразное» и т.д., которые являются отражением культурного развития общества и выступают специфическими эталонами, образцами, нормами, с которыми каждый человек и должен соотносить свое поведение. Не случайно те ориентации, которые обусловливают поведение человека, нередко определяются как ценностные. Еще одной характерной особенностью ценностей выделяется их мобильность,

постоянная изменчивость, обусловленная непрерывными социокультурными процессами, происходящими как в обществе, так и в жизнедеятельности каждого отдельного человека. По мнению П.С. Гуревича, «. ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека» [2, с. 131]. Автор отмечает, что ценности представляют не что иное, как индивидуальный выбор человеком своего поведения, характера взаимодействия с окружающим миром.

Необходимо отметить, что понятие ценности тесно связано с понятием ценностных ориентаций. При этом под ценностными ориентациями понимается перспективное отражение в психике и сознании человека социальных потребностей общества на данном этапе развития. Именно ценностные ориентации, которые представлены в сознании человека идеалами, целями, интересами, потребностями, убеждениями, и находят воплощение в поступках, определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее поведения.

Базируясь на определении ценностей, а именно - на положении о том, что ценностными качествами обладает предмет или объект значимый для личности, философы (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.А. Миголатьев и др.) делают попытку синтеза понятий «ценность» и «потребности личности», «ее интересы». Ученые полагают, что именно потребности определяют направленность и характер активности личности, мотивируют действия человека, что находит непосредственное выражение в его ценностных ориентирах. Кроме этого, по мнению ученых, ценности связаны также и с идеалами человека.

Исследуя специфические особенности ценностей, О.Г. Дробницкий [3] выделяет среди них еще одну -«противоотносительность». По мнению ученого, любое благо человека имеет ценность только при условии соотнесения со своим актиподом (страданием, горем, несчастьем). В подтверждение данной позиции, автор приводит высказывание Гераклита: «Болезнь приятным делает здоровье, зло - добро, голод -насыщение, усталость - отдых» [3, с. 35].

Важным вопросом, который раскрывается в исследованиях философов, является и вопрос о классификации ценностей (работы С.Ф. Анисимова, Н.А. Бенедиктова, О.Г. Дробницкого, В.А. Ядова и др.). Так, О.Г. Дробницкий [3] предлагает выделять две категории ценностей: материальные и духовные.

Кроме этого, он говорит о ценностях экономических (производственные и потребительские), моральных, эстетических, правовых, идеологических, политических, познавательных.

Свой подход к классификации ценностей предлагает и С.Ф. Анисимов [1]. Говоря об иерархии ценностей, основываясь на их степени значимости для человечества, его существования и прогрессивного развития, все ценности автор выстраивает в достаточно специфическую систему, в соответствии с ценностной субординацией «. где каждая ценность по отношению к вышестоящей ценности играет роль средства, или условия, или вытекающего из нее следствия». Высшей ценностью С.Ф. Анисимов называет человека. По его мнению «... все прочие ценности являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие» [1, с 22]. Исходя из этого, автор предлагает следующую классификацию ценностей:

1) человечество и человек - высшие ценности;

2) природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства, - ценности материальной жизни;

3) различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство), - ценности социальной жизни;

4) научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы и идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей, - ценности духовной жизни и культуры.

Большое внимание, по мнению С.Ф. Анисимова, следует уделять формированию нравственных ценностей, основу которых составляет мораль. Нравственные ценности, по его мнению, также тесно связаны со свободой, долгом и совестью, которые автор рассматривает как основные регуляторы поведения.

Исследуя проблему базовых основ ценностного отношения человека к окружающей действительности, ряд философов (М.С. Каган, Т.В. Сохраняева, С.Г. Спасибеноко и др.) разрабатывают проблему эмоционального и рационального компонента ценностей. Так, М.С. Каган [5] рассматривает вопрос взаимосвязи ценностного отношения к окружающей действительности и знаний человека о мире. Ссылаясь на аксиологию, которая теоретически исследовала качественное отличие ценностного отношения к миру от отношения познавательного, автор отмечает: «от знания нет практического пути к действию. Мотиваци-онную роль в практическом поведении индивида могут играть только переживание, эмоциональное влечение, чувство.». Признавая определенную значимость знаний о мире, автор, тем не менее, основой ценностного отношения рассматривает эмоции и чув-

ства.

Идея о ценностях как синтезе, конгломерате знаний, эмоций и чувств прослеживается и в работах Т.В. Сохраняевой [9], которая признает, что ценностное отношение человека к миру обусловлено спецификой его сознания: «Значение ценностного подхода к реальности обусловлено не только его содержательной стороной (каким свойством тот или иной объект становится значимым для человека), но и эффектом переживания акта оценивания. Эмоциональной, часто бессознательной, составляющей ценность отличается от простой констатации факта, что и делает ценность основой человеческих стремлений, ориентиром его жизнедеятельности» [9, с. 49].

С.Г. Спасибенко [10] отмечает, что эмоциональное (эмоции и чувства) и рациональное (знания о мире) представляют собой два тесно взаимосвязанных компонента. По его мнению ученого, чувства, включаясь во все стороны жизнедеятельности человека, составляют основу, базу для познания человеком окружающей действительности. Автор отмечает: «Относительно самостоятельная область чувств несет в себе богатейшее содержание и обладает огромной силой влияния на стремления, хотения, страсти человека. Без человеческих эмоций не может быть и человеческого искания истины. Недостаточно рационально усвоенных знаний, принципов, идеалов, они должны быть закреплены в эмоциональном восприятии человека. Теоретическое знание норм и правил, не превратившееся в «живое чувство». не всегда совпадает с поведением человека. Так высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивает гуманистическое мировоззрение, эмоциональную культуру человека.» [10, с 110].

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Ценности представляют собой совокупный культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, опыт «складывающийся» в процессе жизнедеятельности личности.

2. Ценности в системе личности тесно взаимосвязаны с такими нравственными категориями, как убеждения, отношения, ответственность и т. д.

3. Компонентами, составляющими ценностное отношение к окружающей действительности, являются аффективный, когнитивный и поступочный (поведенческий) компоненты.

4. Как любое личностное образование, ценности развиваются, совершенствуются в процессе развития личности.

Не случайно проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека является одной из актуальных проблем современности, что находит отражение в основополагающих государственных документах, касающихся сферы образования, - Законе Российской Федерации «Об образовании» и национальной доктрине образования Российской Федерации. Одним из приоритетов образования в данных документах выделяются общечеловеческие ценности. Встает проблема поиска путей, средств, способов возврата к абсолютным ценностям, «сократовскому триединству Истины, Добра и Красоты», ценности жизни, которые отражают достояние всего человеческого рода, являются его вековым культурным наследием.

Решение этой проблемы возлагается на весь спектр наук о человеке.

Литература

1. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. - М.: Мысль, 1970.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. -М., Политиздат, 1967.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986.

5. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996.

6. Кант И. Соч. В 6. т. - Т.4. - Ч. 1 / Под общ. ред. В.Ф. Амуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1965.

7. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. -2001. - №8.

8. Проблема ценности в философии / Ред. А.Г. Харчев. - М.-Л.: Наука, 1966.

9. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №6.

10. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.