УДК 32
Сараев Д.А.
Чита,
Забайкальский государственный университет
Зимина Н.В.
Чита,
Читинская государственная медицинская академия
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
Модернизация управления в сфере некоммерческих организаций в России набирает обороты, так как все созданные на территории страны институты гражданского общества подвержены пристальному вниманию со стороны органов государственной власти, в целях недопущения нарушений законодательства и ущемления прав граждан. Некоммерческие организации - это организации созданные гражданами для достижения поставленных целей. Общественные объединения создаются в виде политических партий; общественных организаций; общественных учреждения; общественных движений; общественных фондов; профессиональных союзов. Все названные объединения создаются в больших количествах на территории России и ее субъектов. В Забайкальском крае на начало 2024 г. зарегистрировано 1026 некоммерческих организации, а в России - 215000 некоммерческих организаций. За последние три года в России создается около 9000 некоммерческих организаций в год.
Контролем и надзором в сфере общественных объединений занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, такие как, Прокуратура Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Все это свидетельствует об актуальности исследования темы данной выпускной квалификационной работы, так как роль Минюста России в контроле за некоммерческими организациями все возрастает и получает новые задачи, например в связи с закреплением функции Минюста по госконтролю за деятельностью иностранных агентов. Также он будет вести единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, вести банк данных экстремистских материалов, часть полномочий Министерства скорректирована.
Целью работы является изучение государственного регулирования в сфере некоммерческих организаций и их роли в политической системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо изучить теоретические аспекты становления и развития некоммерческих организаций в политической системе общества, выявить основные характеристики общественных объединений.
При изучении темы применялись методы: нормативный, исторический, сравнительный, метод анализа нормативных актов и иные методы.
Всю историю человечество сопровождали объединения в группы, для выражения общих интересов. С возникновением городов в последние десятилетия XI столетия распространились купеческие, благотворительные, ремесленные и иные гильдии светского характера. Каждая из различных гильдий имела собственные правила, содержание которых варьировалось в зависимости от типа гильдии: банкиров, моряков и т. д.
Особенно широко известны купеческие гильдии, которые были в России. Широкое распространение было на стороне благотворительных организаций: на эти цели только в Москве к концу XIX века тратилось на эти цели около двух миллионов рублей. Нужно учесть, что благотворительная
деятельность общественных учреждений наиболее поощрялось российским государством.
В советский период товарищества, общества, союзы находилось под четким руководством коммунистической партии: непременным условием их возникновения и деятельности была обязанность работать под партийным руководством для целей коммунистического строительства.
Законодательство уже о некоммерческих организациях в Российской Федерации стало складываться лишь в 90-х годах XX века, хотя в отдельных нормативных актах, регулирующих развитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты, признавался специальный статус организаций, действующих в конкретных общественных интересах, в противоположность государственным или частным.
Основным аналогом международного понятия «некоммерческая организация» в России до последних лет являлась так называемая «общественная организация» — добровольное самоуправляемое объединение граждан, созданное с целью реализации их личных неимущественных (духовных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и др.) интересов, которое существует почти исключительно как членская организация, без целей получения и распределения прибыли.
Первым нормативным актом в этой области было Постановление ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и Положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года.
До 1995 года действовал сменивший это Положение Закон СССР 1990 года «Об общественных объединениях», упростивший процедуру регистрации и расширивший перечень законодательно признаваемых видов объединений от политических партий до благотворительных фондов. В 1995 года вступил в действие новый закон «Об общественных объединениях», который регламентировал пять возможных форм общественных объединений, включая такие экзотические, как орган общественной самодеятельности.
В 90-х годах термин «некоммерческая организация» получает в законодательстве России все более широкое применение — он содержится более чем в 40 законодательных актах.
Началось создание на официальной правовой базе сети социально-культурных учреждений и фондов — школ, театров, домов призрения, библиотек, музеев — в том числе через привлечение имущественных и финансовых вкладов учредителей (граждан и частных коммерческих предприятий, банков и др.), что лишило государство монополии в социально-культурной сфере и положило начало интенсивному российскому законотворчеству по некоммерческим организациям.
Важная роль в становлении и развитии гражданского общества отводится таким общественным формированиям как профсоюзы. Специфика задач и положение профсоюзов в социально-политической системе гражданского общества предопределяет особенность их правового статуса. Права профсоюзов направлены, прежде всего, на обеспечение защиты прав и интересов наемных работников в их отношениях с работодателем и жизнедеятельности самих профсоюзов как организации трудящихся.
В Законе заложены демократические принципы, открывающие благоприятные возможности для деятельности профсоюзов в части защиты интересов трудящихся, гарантирующие им подобную деятельность и что самое важное — отвечающие требованиям гражданского общества, его взаимоотношениям с государством. В частности, в Законе заложены правовые нормы, предусматривающие независимость деятельности профсоюзов от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от работодателей, политических и других общественных организаций; запрещение какого-либо вмешательства, направленного на ограничение прав профсоюзов, воспрепятствование осуществлению их уставной деятельности, их самостоятельности в утверждении своих уставов и регулировании внутренних отношений.
В то же время многие положения Федерального закона вызывают сомнения, носят спорный характер. В частности, наделение профсоюзов правами по осуществлению контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов (о труде, о приватизации и т. д.). Профсоюзы, безусловно, вправе иметь своих представителей в рабочих комиссиях по приватизации на предприятиях, по защите трудовых и социально-экономических интересов работников, однако функции надзора и контроля за соблюдением законодательства осуществляют соответствующие органы в рамках их компетенции. Характерна для Закона и излишняя детализация ряда положений, достаточно подробно изложенных в родовом нормативном акте - Федеральном законе «Об общественных объединениях».
Важной формой проявления инициатив и участия граждан в решении социальных проблем является благотворительная деятельность. Отсутствие целостной системы законодательства, учитывающей специфику и требования к современному уровню развития благотворительности в России предопределили необходимость разработки Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В сфере регулирования особенностей различных видов некоммерческих организаций действуют множество других законов и нормативных актов.
Еще раз следует отметить, что основу правового регулирования некоммерческих организаций как разновидности юридических лиц составляют нормы гражданского права России. Поскольку некоммерческие организации создаются в различных, обладающих особой спецификой, формах, причем каждая из которых, в свою очередь, может существовать в разнообразных видах, то и правовое регулирование соответствующих некоммерческих организаций весьма специфично. Естественно, что удельный вес в нем имеют нормы законов, определяющих правовое положение и особенности тех или иных разновидностей некоммерческих организаций. В последнее время число некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения, политические партии.
В настоящее время понятие и организационно-правовые формы некоммерческих организаций даются в различных законодательных актах.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации некоммерческое юридическое лицо обладает двумя признаками, отличающими его от коммерческого юридического лица: 1) основной целью деятельности некоммерческого юридического лица не является извлечение прибыли, 2) полученная в случаях, предусмотренных законом, прибыль не распределяется между участниками организации. Предпринимательская деятельность может осуществляться некоммерческим юридическим лицом лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой организация создана, и соответствует этим целям (п. 1 ст. 56 ГК РФ).
Такая же характеристика некоммерческой организации дается в п. 1 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Это определение основано не на характеристике основных свойств данной категории юридических лиц, а на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. Положительному свойству коммерческих организаций - извлечение прибыли -противопоставлено отрицательное свойство - не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Этот признак дополняется вторым, существенным для тех некоммерческих организаций, которые могут иметь какую-то прибыль, - "не распределяющие полученную прибыль между участниками".
Реализация разнообразных целей, перечисленных в Законе о некоммерческих организациях, осуществляется в определенных правовых формах некоммерческих организаций. В отличие от форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в ст. 50 ГК, Закон не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в п. 3 ст. 50 ГК дозволено выбрать любую форму по собственному
усмотрению: некоммерческая организация может быть создана лишь в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена федеральными законами. Нормативными актами субъектов федерации не могут быть узаконены новые формы некоммерческих организаций.
Закон о некоммерческих организациях является общим законом по отношению к специальным федеральным законам, регулирующим организацию и деятельность отдельных видов некоммерческих организаций. Так, действуют федеральные законы - Закон об общественных объединениях; Закон о благотворительной деятельности; Закон о свободе совести и религиозных объединениях; Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; Закон о негосударственных пенсионных фондах, закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации; закон о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации, закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Так, в современной Российской Федерации действуют: общероссийские, межрегиональные, региональные, местные (городские, районные, окружные) некоммерческие объединения, которые имеют перспективы дальнейшего развития. Список использованной литературы:
1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы./ С.А. Авакьян. - М. 2006. - 345 с.
3. Зимина Н.В. Основы современных политических технологий управления: учеб. пособие / Н.В. Зимина. -Чита: РИК ЗабГУ. - 2012. - 116.с.
2. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы. /Под ред. М.Ю.Тихомирова. - М. 1998. - С. 4.
© Сараев Д.Е., Зимина Н.В., 2024