Научная статья на тему 'Генезис организационно-правовой формы: некоммерческая организация'

Генезис организационно-правовой формы: некоммерческая организация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ / ПОЯВЛЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна

В настоящей статье анализируются предпосылки возникновения некоммерческих организаций. Рассматривается историко-правовой аспект появления некоммерческих организаций, а также нормативно-правовая база создания некоммерческих организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE OF AN ORGANIZAT-SIONNOPRAVOVY FORM: NON-PROFIT ORGANIZATION

This article prerequisites of emergence of non-profit organizations are analyzed. The historical and legal aspect of emergence of non-profit organizations, and also standard and legal base of creation of non-profit organizations is considered

Текст научной работы на тему «Генезис организационно-правовой формы: некоммерческая организация»

3.3. ГЕНЕЗИС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Гриднева Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Место работы: Московский университет им. С.Ю. Витте

olga_gridneva@bk.ru

Аннотация: В настоящей статье анализируются предпосылки возникновения некоммерческих организаций. Рассматривается историко-правовой аспект появления некоммерческих организаций, а также нормативно-правовая база создания некоммерческих организаций

Ключевые слова: некоммерческая организация, возникновение, появление, юридическое лицо

EMERGENCE OF AN ORGANIZAT-SIONNOPRAVOVY FORM:

NON-PROFIT ORGANIZATION

Gridneva Olga V., candidate of legal sciences, associate professor of civil law and process at the faculty of law Place of employment: Moscow University S.U. Vitte

olga_gridneva@bk.ru

Abstract: This article prerequisites of emergence of non-profit organizations are analyzed. The historical and legal aspect of emergence of non-profit organizations, and also standard and legal base of creation of non-profit organizations is considered

Keywords: non-profit organization, emergence, legal entity

Длительность существования и реальные перспективы развития и совершенствования некоммерческих организаций невозможно представить, не совершив краткий экскурс в историю и процесс их становления.

Первые организации, основанные на нехозяйственном интересе, существовали уже в У!!-У! вв. до н.э., то есть на определенном этапе общественного и экономического развития, когда правовое регулирование отношений с участием одних лишь разрозненных физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота [16; 19].

Родиной некоммерческих организаций, является, по всей видимости, западный античный мир. Упоминания об организациях подобного рода донесли до нас труды историков и публицистов Древней Греции и Древнего Рима. Так, в V в. до н.э. в Афинах образовывались гетерии - тайные общества единомышленников-олигархов,

направленные против демократического строя, а в Древнем Риме времен Республики существовали организации оптиматов - сторонников аристократии и организации популяров, выражавшие интересы всаднического сословия, провинциалов и плебса [15; 29].

Прообразом нехозяйственных обществ, основной целью которых было развитие науки, можно считать Академию Платона, основанную в Афинах в 387 году до н. э.

В римском праве с определённой эпохи существовали нематериальные субъекты права -

municipia и coloniae [20]. Однако, анализируя труды римских юристов и акты верховных властей Рима, можно сделать вывод о юридической правоспособности populus Romanus, то есть вообще Римского государства [32]. Так, Аттал III, правитель Пергама, в 133 году до н. э. назначил Римское государство наследником всего своего царства. Римское государство посредством своих отдельных органов (цензоры, квесторы) осуществляло сдачу внаём и продажу частным лицам участков общественной земли (ager publicus). Municipia представляли собой городские структуры, которые, хотя и были подчинены Риму, пользовались, как правило, значительной административной автономией. Граждане муниципиев назывались municipes. С определённого времени представителями муниципиев в их частной юридической деятельности являлись curators или syndici, постоянные органы на выборной основе [28; 32].

Coloniae строились для защиты и колонизации земель. Coloniae, как и municipia, считались субъектами юридических отношений. С государственными по своей природе сообществами как безличные субъекты права соседствовали более древние общества граждан: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalitates), профессиональные союзы ремесленников (fabrorum pistorum). По свидетельствам Гая, Законы XII таблиц (D. 47, 22, 4) даже предоставили союзам с религиозными целями право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Данный порядок свободного

образования коллегий, заимствованный, со слов Гая, из законодательства Солона, то есть из греческого права, просуществовал до конца республики. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава, а также, если деятельность организации принимала противозаконный порядок [19; 21]. Следует отметить мнение ученых профессора И. Б. Новицкого и профессора И. С. Перетерского о том, что перечисленные объединения не были юридическими лицами в современном значении этого термина [23], поскольку римскими юристами не было разработано понятия юридического лица, как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому (persona).

Много новых корпораций является в период республики: таковы collegia apparitorum, т.е. корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации (collegia funeraticia), распространенные в основном среди бедноты с целью обеспечить средства на похороны, самоуправляющиеся местные общины (minicipia, coloniae) [18; 23]. Впоследствии свобода частных объединений претерпела множество законодательных ограничений, пока Ьех lulia с1е со11ед^ при Августе не установил закрытый список допущенных типов коллегий [16]. Вышеуказанным законом о коллегиях допускалось функционирование лишь некоторых корпораций: союзов откупщиков, бравших на откуп ренту (vectigia) с общественной земли (аgеr publicus) и профессиональных производственных объединений, например, рыбаков или мореходов. В соответствии с указанным актом для создания новых коллегий требовалось разрешение сената (позднее такого рода разрешения стал давать и принцепс). Образованные в таком порядке Collegia licita (дозволенные коллегии) рассматривались как субъекты права [10].

Рассматриваемые отношения, по мнению ученых, касаются только отношений между отдельными лицами, а не их объединениями; что касается общего имущества корпораций, то оно рассматривалось древним правом либо по началам товарищества, societas, т.е. как имущество, принадлежащее одному из участников, казначею, ведущему дела объединения и ответственному перед его членами [10].

В постклассический период, преимущественно с Юстиниана, характер юридических лиц признавался за piae causae, под которым понималось наследство, установленное в религиозных или благотворительных целях, прообраз благотворительных учреждений. Начиная с Константина, субъектом права становиться церковь. Церковные учреждения, ecclesiae, не только были наделены имущественной правоспособностью, но на них был распространен и ряд привилегий (privilegia fisci) [10; 16].

В Европе периода средневековья наметился

расцвет религиозных и политических объединений, профессиональных организаций, гильдий. Характерной особенностью данного периода является то, что не только человек является правоспособным, а отдельный союз, корпорация. Несомненной заслугой данного периода является разработка средневековыми глоссаторами понятия корпорации (ипмегвИав) как союза, признанного государством в качестве субъекта права; в связи с этим их преемники, канонисты, стали различать понятия «лицо», «человек» и стали рассуждать о природе этого лица [19]. Причиной распространения некоммерческих организаций в рассматриваемый период являются тяжёлые условия жизни, крайняя ограниченность рынка труда в городах, опасность торговых путей [17].

Х-Х1У века характеризуются многообразием различных объединений, созданных для взаимной защиты и осуществления права: купеческие, благотворительные, ремесленные и иные гильдии. Несмотря на светский характер этих объединений, организации добровольцев брали на себя заботу, в первую очередь, о духовных потребностях своих членов и лишь потом об их материальной стороне. В числе наиболее значительных международных некоммерческих организаций того периода можно выделить Ганзейский торговый союз и многочисленные военно-монашеские организации на Ближнем Востоке.

Основной задачей Ганзейского союза (от сред-ненижненемецкого Иапва-союз, товарищество), основанного в XIV веке северонемецкими городами с центром в городе Любеке [14] являлось поддержание морской и караванной торговли, обеспечение коммерческих структур охраной, содержание инфраструктуры торговых путей (постоялые дворы, колодцы), регулирование денежного оборота (создание меняльных лавок, обеспечение безналичных расчётов).

Как яркий пример военно-монашеских организаций можно привести орден госпитальеров. Первоначально орден взял на себя обязательства по содержанию странноприимных домов, больниц (госпиталей), охране христианских паломников в Палестине, то есть основной задачей его деятельности была благотворительность.

В России формирование некоммерческих (в том числе благотворительных) организаций тесно связано со становлением государственности. Первые благотворительные общества создавались церковью. Монастыри и странноприимные дома стали центрами социальной помощи. Наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России была раздача милостыни и пожертвований; в древние времена благотворительность ограничивалась «подаянием милостыни» любому, кто «протянет руку» [30]. Позднее благотворительность стала выражаться в форме финансирования строительства или содержания богоугодных заведений, участия в бла-

готворительных акциях и т.д.

В XIX веке в России и мире были популярны общества, ставящие своей целью развитие и популяризацию науки. Научные общества можно охарактеризовать как добровольные объединения специалистов, ведущих исследования и лиц, интересующихся какой либо отраслью науки безотносительно к роду своей основной деятельности [13].

Древним прообразом подобных обществ была упомянутая выше Академия Платона. Позднее научные организации возникли во многих странах, часто под традиционным названием «академии». Расцветом этих организаций, как профессиональных объединений учёных, можно считать ХУ-ХУ! века, период бурного развития науки и техники, медицины и естествознания. Такими организациями были, например, платоновская академия во Флоренции (основана в 1459 году), занимавшаяся разработками в области истории и философии, естественнонаучные Национальная академия Деи Линчеи (1603), академия Чименто (1657) в Италии, «Леопольдина» (1652) в Германии. В последствии из научных обществ-академий, возникли отраслевые академии наук, которые, в свою очередь, привели к созданию общенациональных научных центров (Институт Франции). В ряде случаев научные организации получали поддержку государства и становились национальными академиями наук, как, например Национальная академия наук Деи Линчеи.

В отличие от научных организаций-академий, собственно научные организации были более широкими по своему представительству, объединявшими врачей, путешественников и других представителей научных кругов. В ХУ!!-Х!Х веках основными целями научных организаций стали объединение учёных, координация научных исследований, обмен информацией, издание научных трудов присуждение премий и распределение грантов. Организационно научные общества строились на основе выборности. В ряде стран, например в России, научные общества создавались при университетах (Московское общество испытателей природы (1805 год), Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863 год)) [13].

Огромный вклад в науку внесло Русское географическое общество, учреждённое в 1845 году крупнейшими учёными Ф. П. Литке, К. М. Бэром, Ф. П. Врангелем. С первых лет своего существования общество развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительскую деятельность. До Октябрьской революции общество насчитывало 11 отделов и более 1000 членов [13].

Российская дореволюционная правовая школа знала понятие некоммерческих организаций. Под лицом вообще в праве понимался правооблада-

тель или, точнее, носитель прав и обязанностей. Под термином юридического лица понимался также носитель нрав и обязанностей, но «в противоположность лицу физическому, не человек, а союз лиц или учреждение» [26].

В законодательстве не было термина «юридическое лицо» ни в смысле вообще лица в праве, ни союза лиц и учреждения [16; 26]. Также Свод законов Российской Империи не включал в себя термина «союзы лиц», его заменял термин «общества» для союзов лиц гражданского права и «товарищества» для союзов лиц торгового права. Эти товарищества назывались «сословия лиц».

В литературе гражданского права для обозначения союза лиц употреблялся термин «союзное лицо», или «союзная личность». Но этот термин не был применим к учреждениям, так как в этом случае отсутствует союз лиц, а есть имущество, преследующее ту или другую цель в гражданском обороте. Дореволюционное законодательство оперировало понятиями «учреждения» (земские и прочие), «заведения» (богоугодные, научные и учебные), «установления», «управления» (дворцовые).

В науке гражданского права дореволюционной России союзы делились на идеальные (преследующие идеальную цель) и хозяйственные, деятельность которых носила коммерческий характер.

Отношения, в которых участвовали организации, преследующие хозяйственные цели, как правило, регулировались нормами коммерческого (торгового) права, а деятельность организаций второго рода была урегулирована преимущественно нормами гражданского права. В. И. Синайский отмечал, что и торговые организации (товарищества) могут преследовать идеальные цели [26; 35].

Российское законодательство не говорило прямо об идеальных союзах, но понятие их ему было известно. Идеальными союзами считались такие общества, которые, «не имея задачею получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель» [26; 28].

Вехой, поворотным моментом в развитии российского законодательства стал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года. Дарование народу расширенных политических прав не могло не сказаться на развитии гражданского законодательства, а именно на нормативном урегулировании создания, функционирования и ликвидации общественных организаций. Так, было провозглашено право на «незыблемые основы гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 23 апреля 1906 года выходят «Высочайше утвержденные основные

государственные законы», в которых в частности утверждалось: «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов определяется законом» [23; 24; 32]. Однако, за месяц до этого, 4 марта 1906 года, был подписан «Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату о Временных правилах об обществах и союзах», которым «впредь до издания, в соответствии с «Манифестом от 17 октября 1905 года, общего закона о союзах и обществах», признавалось «за благо ввести временные по этому предмету правила» [32].

Вышеуказанные «Временные правила» давали официальное понятие общества, союза и профессионального общества; подчеркивали бесприбыльный характер их деятельности; устанавливали порядок их создания; определяли требования к учредительным документам, порядок ликвидации и использования имущества этих организаций.

Согласно вышеупомянутому нормативному акту, обществом считалось «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого - либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом - соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных». Правовое содержание определения схоже с современным понятием некоммерческих организаций. В подобных случаях, по нашему мнению, можно увидеть те истоки, которые легли в основу нашего законодательства, олицетворяя собой неразрывную связь времён и поколений.

Действие «Временных правил» не распространялось на союзы и общества, преследующие религиозные цели, и на общества, образуемые учащимися в учебных заведениях с разрешения администрации [16]. «Временные правила» запрещали создание и функционирование следующих обществ:

- преследующие цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом, или же угрожающие общественному спокойствию и безопасности;

- управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества эти преследуют политические цели.

Ряд подданных Российской империи не допускался к созданию обществ и участию в них: несовершеннолетние, учащиеся низших и средних учебных заведений, лица, состоящие на государственной службе. Учащиеся высших учебных заведений были вправе создавать общества, действующие вне учебных заведений, в случаях, если данное право предоставлялось уставом вуза.

Также юридическими лицами признавались страховые общества и больничные кассы, созданные в соответствии с законом от 23 июня 1912 года, а также Положением о страховании рабочих от несчастных случаев и Положением об обеспечении рабочих на случай болезни. В. И. Синайский отмечал, что «эти юридические лица правильнее относить к союзам, преследующим идеальные цели» [25]. В процедуре создания дореволюционный законодатель отдавал предпочтение идеальным союзам, «облегчая их возникновение и регулируя судьбу имущества, оставшегося по прекращении общества, наиболее благоприятно для его членов» [25; 27].

Данный период существования некоммерческих организаций характеризуется сугубо разрешительным порядком создания обществ, о чем свидетельствует анализ указанного нормативного акта, такой порядок в истории некоммерческих организаций сохранится и в советские времена, однако относительно широкий спектр предусмотренных законодательством видов некоммерческих организаций позволяет сделать вывод о том, что существующее гражданское законодательство является продолжением законодательства анализируемого периода [33].

После падения самодержавия Временное правительство в Декларации от 3 марта 1917 года провозгласило свободу союзов. 12 апреля 1917 года Временное правительство принимает постановление «О собраниях и союзах», в котором провозглашается, что все без исключения российские граждане имеют право без особого на то разрешения образовывать общества и союзы в целях, не противоречащих уголовным законам. Тем самым снимались всякие ограничения на создание общественных объединений [34]. Другая новация документа состояла в установлении судебного порядка регистрации и ликвидации общественных объединений, что было довольно прогрессивным шагом для того времени [11].

Последним нормативным актом, предшествовавшим законодательству о некоммерческих организациях советского периода, стало Постановление Временного правительства от 21 июня 1917 года «О регистрации товариществ, обществ и союзов», подтвердившее судебный порядок их регистрации и ликвидации [24].

В период 1922-1924 годах принимается ряд нормативных актов, на долгие годы определивших весьма жесткий порядок создания и регистрации общественных объединений: постановление Президиума ВЦИК РСФСР «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций» (июнь 1922 года), постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора над ними» (август 1922 года), утвержденные

ВЦИК РСФСР Инструкция по регистрации обществ, союзов и объединений и Инструкция по выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций, союзов и объединений (август 1922 года), постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и о надзоре за ними» (май 1924 года).

В соответствии с этими актами вводилась усложненная двухступенчатая процедура юридического признания общественного объединения -утверждение его устава и собственно регистрация объединения. Эти функции возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) и соответствующие отделы губернских исполкомов. НКВД поручалось также наблюдение за законностью функционирования объединений, их финансовой и хозяйственной деятельностью. В случае обнаружения противоречий Конституции и законам РСФСР или отклонения от своих уставов органам НКВД предоставлялось право принимать решения о приостановлении деятельности объединений или об их закрытии. Таким образом, в стране вводился строгий бюрократический контроль за деятельностью общественных организаций и союзов, ставивший их, по существу, почти в полную зависимость от государства [26].

В дальнейшем нормативный статус негосударственных ассоциаций на союзном уровне определялся Постановлением ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих извлечения прибыли» [6], и Положением «О добровольных обществах и союзах» [5], утвержденным Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года, предусматривавшим, в частности, административный порядок ликвидации общественных объединений. Положение о добровольных обществах и союзах, определяло правовой статус не партий, профсоюзов и других массовых общественных объединений, а «организаций общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни», наблюдение и контроль за работой который возлагались на центральные и местные органы исполнительной власти [4].

Законом СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 года [7], действовавшим до принятия Федерального Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года [1] в законодательство были внесены изменения, продиктованные коренными изменениями политической и экономической обстановки. Статья 1 Закона СССР «Об общественных объединениях» гласила, что «общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности инте-

ресов». Общественными объединениями признавались, в частности, политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, организации инвалидов, молодежные организации, научные, физкультурно-спортивные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации. Действие настоящего закона не распространялось на кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли (дохода) другими предприятиями и организациями, религиозные организации и органы местного самоуправления, органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды) порядок создания и деятельность которых регулировалась иным законодательством.

При анализе вышеперечисленных нормативных актов мы видим отсутствие термина «некоммерческая организация», при этом термин «юридическое лицо» появился в ГК РСФСР, принятом ВЦИК РСФСР 31 октября 1922 года и введенном в действие 1 января 1923 года [9]. Статья 13 этого Кодекса гласила, что юридическими лицами признаются объединения лиц, учреждения или организации, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать в суде.

Официально в понятийный аппарат гражданского права термин «некоммерческая организация» был включен лишь статьёй 18 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31 мая 1991 года [8], закрепившей разделение организаций на коммерческие и некоммерческие (к последним относились организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели). Но поскольку к указанному периоду произошел распад Советского Союза, Верховный Совет РФ Постановлениями от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» [2] и от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» [3] установил, что вышеупомянутые «Основы» применяются на территории РФ с 3 августа 1992 года к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после этой даты [15].

Таким образом, датой появления в гражданском обороте некоммерческих организаций следует считать 3 августа 1992 года.

В начале 90-х годов свой вклад в нормотворчество о некоммерческих организациях вложили и субъекты Федерации. Так, Положение «О регистрации некоммерческих организаций в г. Москве» [22], утвержденное Распоряжением мэра Москвы от 29 декабря 1992 года, и Временное Положение «О негосударственных некоммерческих организациях в г. Москве», утвержденное Распоряжением мэра Москвы от 30 апреля 1993 года, оказали свое положительное влияние на

развитие законодательной инициативы в регионах страны, где начинает формироваться правовое поле для успешной деятельности «третьего сектора» [12].

Наибольший всплеск появления новых некоммерческих организаций приходится на 1995 -1996 годы. Особенно бурно в этот период возникали и проходили регистрацию молодежные организации, новые профсоюзные объединения, появилось немало организаций, занимающихся защитой юридических, экономических прав определенных социальных групп и населения в целом (правозащитные организации, общества защиты прав потребителей и вкладчиков, объединения по защите прав военнослужащих и другие) [12].

Причинами этого процесса являются:

- стабилизация законодательства о некоммерческих организациях, связанная с принятием Конституции 1993 года, закрепившей «право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, объединившего нормы о некоммерческих организациях в едином разделе «Некоммерческие организации» (статьи 116-123 ГК РФ);

- формирование гражданского общества, усложнение структуры общественно-политических и экономических отношений, сужение социальной составляющей государственной власти.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»// СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930.

2. Постановление ВС РФ от 14 июля 1992 г. N 3301-1 «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1800.

3. Постановление ВС РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» // Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 18 марта 1993 г., N 11, ст. 393.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа 1991 года N 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 года N 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 года N 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 18 марта 1993 г. N 11, ст. 400.

5. Постановление ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года //СЗ СССР. 1930. №7. Ст. 404.

6. Постановление ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих извлечения прибыли» // СЗ СССР. 1930. №7. Ст. 67.

7. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708-1 «Об общественных объединениях»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990. №42, Ст. 839. (Утратил силу)

8. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1991. №26, Ст. 733. (Утратил силу)

9. Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 года // СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст. 423. (Утратил силу)

10. Collegia licita. D. 47.22.3. // Режим доступа: http://Cic.acaCemic.ru/ (дата обращения 01.02.2015)

11. Аверьянов А. Н, Васецкий Н. А., Малов Ю. К.Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях», - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2003.

12. Барков А. В., Лихотникова Е. П. Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерческих организаций. «Юрист» М.: 2004. С. 18.

13. Большая Советская энциклопедия. Т. 17, М.: 1971. С. 345.

14. Большая Советская энциклопедия. Т. 6, М.: 1971. С. 110.

15. Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. - М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. - 158 с.

16. Гриднева О. Генезис права собственности некоммерческих организаций (историко-правовой анализ). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co. KG. 2011. 259 с.

17. Грищенко А.В., О роли некоммерческих организаций в экономике страны в условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации. // Бизнес в законе № 3. 2014. С. 186-188.

18. Грищенко А.В., Грищенко Ю.И., Налоговое планирование как способ управления финансовыми ресурсами некоммерческой организации // Бизнес в законе. № 1. 2013. С. 172-176.

19. Дождев Д. В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.С. Нерсесянца, -2-е изд.. изм. и доп. М.: Издательство НОРМА, 2003, С. 297.

20. Лебединец О. Н - Вопросы правосубъектности юридических лиц на современном этапе. Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Самара. 2004. С. 19-10

21. О municipia и civitates см. Ulp. XXIL.5; XXIV.28; D. 3.4.2.; 4.3.15.1; 38.3.1; 41,2,2; 48,18,1.7; 50.16,16; С1. 6.24.12, См. Титул D.50.1 aC municipalem et Ce incolis.

22. Кицай Ю.А., Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. № 1. 2014. С. 54-56.

23. Покровский И. А - Основные проблемы гражданского права. М.: 1998. С. 144 -148.

24. Положение «О регистрации некоммерческих организаций в г. Москве» // Вестник мэрии Москвы. 1993. № 3.

25. Пушкарева М.В., Понятие и сущность охранной деятельности // Бизнес в законе № 1. 2014. С. 178-181.

26. Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. -М.: Юриспруденция, 2002. С. 96.

27. Российское законодательство Х - ХХ вв. В девяти томах. Законодательство эпохи буржуазно -демократических революций. Т- 9. М., 1994. С. 41.

28. Российское законодательство Х - ХХ веков. Законодательство эпохи буржуазно - демократических революций. Т- 9. М., 1994 С. 125, 206.

29. Синайский В.И. Русское гражданское право. «СТАТУТ» М.: 2002. С. 113.

30. Ситдикова Л.Б. Проблемы возмездного оказания публичных услуг (гражданско- правовой аспект) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С.90-96.

31. Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. №2. С.31-34.

32. Словарь античности (пер, с нем.) М., 1989. С. 276. 396, 413, 417

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Тетерский С.В. Введение в социальную работу; Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. С. 242.

34. Франчози Д. Учебник Институционный курс римского права, М.: СТАТУТ. 2004. С. 49.

35. Юрьев С. С. Правовой статус общественных объединений. М. 1995. С. 21 -23.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гридневой О.В. «Генезис организационно-правовой формы: некоммерческая организация»

Рецензируемая статья посвящена анализу предпосылок возникновения некоммерческих организаций. Рассматривается историко-правовой аспект появления некоммерческих организаций, а также нормативно-правовая база создания некоммерческих организаций. Актуальность темы обусловлена, по мнению ее автора, следующим. Длительность существования и реальные перспективы развития и совершенствования некоммерческих организаций невозможно представить, не совершив краткий экскурс в историю и процесс их становления. Как сказано автором, датой появления в гражданском обороте некоммерческих организаций следует считать 3 августа 1992 года.

Данная тематика в правовой литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ, посвященных исследованию этого института не достаточно.

Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о некоммерческих организаций, а также с учетом того, что многие аспекты получили надлежащее законодательное урегулирование совсем недавно. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной статьи должна быть отнесена к числу актуальных проблем, представляющая несомненный научный, практический интерес.

По итогам работы автор считает, что возникновение такой организационно-правовой формы, как некоммерческая организация это шаг вперед. Некоммерческие организации призваны помогать широкому кругу людей: молодежи, трудовым коллективам, а также различным социальным группам.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

кафедры административного, финансового

и международного права, ОУП ВО

«Академия труда и социальных отношений», к.ю.н.

Маслова Е.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.