Научная статья на тему 'Понятие учреждения как некоммерческой организации'

Понятие учреждения как некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5795
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / THE STATE (MUNICIPAL) INSTITUTIONS / LEGAL ENTITY / NON - PROFIT ORGANIZATION / THE LEGAL POSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробец Б. Н.

Проведен исторический анализ развития дефиниции понятия «юридическое лицо». Описаны суждения российских ученых юристов о правовой природе юридических лиц. Исследовано правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF INSTITUTION AS NON - PROFIT ORGANIZATION

Carried out a historical analysis of the development of the definition of the concept of "legal entity". Describes the opinions of Russian scientists lawyers of the legal nature of the legal entities. Examined the legal position of state and municipal institutions.

Текст научной работы на тему «Понятие учреждения как некоммерческой организации»

УДК 347.195

Б.Н. Коробец, канд.юр.наук, доц., зав. каф. юриспруденции, 8 (495) 632-29-97, korobetz@mail.ru (Россия, г. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана)

ПОНЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проведен исторический анализ развития дефиниции понятия «юридическое лицо». Описаны суждения российских ученых-юристов о правовой природе юридических лиц. Исследовано правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, юридическое лицо, некоммерческая организация, правовое положение.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее по тексту - ГК РФ) [1] в ст. 48 законодательно закрепил дефиницию понятия «юридическое лицо». Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо становится правоспособным и дееспособным, то есть может осуществлять свои функции и задачи деятельности посредством своих органов и представителей, лишь после совершения акта государственной регистрации о создании юридического лица. Еще Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 06 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» [2] был установлен порядок создания некоммерческих организаций, предусматривающий регистрацию уставов организаций в соответствии с законодательством союзной республики, на территории которой планируется местонахождение обществ и союзов. Ранее Пленум Верховного Суда РСФСР в своем разъяснении от 28 июня 1926 года «О правоспособности государственных учреждений в связи с вопросом об их участии в гражданском обороте в качестве фактических юридических лиц» пояснил о возможности признания отделов исходя из фактического участия в гражданском обороте фактическими юридическими лицами [3]. Для признания образования фактическим юридическим лицом требовалось принятие решения соответствующего органа власти.

На данный момент в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4] моментом создания юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в

государственный реестр юридических лиц. Таким образом, юридические лица образуются с помощью совершения государственного акта, которым и закрепляется объем правосубъектности лица в соответствии с его учредительными документами.

Интересен опыт зарубежных государств, изучив который можно сделать вывод, что далеко не во всех странах придерживаются механизма регистрации при образовании некоммерческих организаций по различным причинам (это длительные сроки, затруднительный порядок и т.п.). В странах common law, прежде всего в Британии, создание юридического лица не представляется необходимым для осуществления деятельности некоммерческих организаций. Например, контрактная и имущественная деятельность британских friendly societies ведется от лица их администраторов, что предполагает их полную гражданскую ответственность. Во всех западноевропейских странах регистрация некоммерческих организаций не может нести функции предварительного (превентивного) контроля их деятельности, которая ограничена, как в случае французского законодательства, самим определением ассоциации и невозможностью противоречия ее действий другим сферам права и конституционному строю [5].

Российские ученые-юристы имеют различные точки зрения на правовую природу юридического лица. В частности, Н.В. Козлова, придерживающаяся фикционной концепции, называет юридическое лицо искусственным субъектом права, приобретающим правосубъектность через волю его законных создателей (учредителей) [6]. Учреждение, по ее мнению, это организация, созданная его учредителем (иногда несколькими) для достижения целей некоммерческого характера, и которая имеет обособленное имущество для достижения поставленных задач. Среди признаков учреждения Н.В. Козлова выделяет: создание учреждения именно по воле учреждения; целевое использование учреждением имущества, переданного его учредителем; отсутствие между учредителем и третьими лицами отношений корпоративного характера; определенная деятельность учреждения и особый порядок прекращения деятельности учреждения [7].

Е.А. Суханов указывал на необходимость применения к юридическому лицу персонификации обособленного имущества, выступающем в товарном обороте самостоятельным участником с определенными правами и обязанностями [8]. Он считал, что «юридическое лицо как субъект гражданского права, по сути, представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами «персон» (субъекта). Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности

своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей) под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами» [9].

С.Н. Брату сь определял юридическое лицо социальным или коллективным образованием, являющимся самостоятельной целостной единицей. Такое юридическое лицо, по мнению С.Н. Братуся, действует от своего имени на основании учредительного документа - устава, а за свои долги несет самостоятельную имущественную ответственность. «Учреждение - это коллективный субъект (юридическое лицо), возникновение, цель и содержание деятельности которого, равно как и его прекращение, определены не волей лиц, обеспечивающих деятельность учреждения, а внешней по отношению к этому коллективу волей учредителя». Цель деятельности учреждения заключается в удовлетворении потребностей общества в различных социальных сферах [10].

Д.М. Генкин строго выступал за признание государственных бюджетных учреждений юридическими лицами [11].

Представляется, что наиболее полное определение юридического лица было дано С.Н. Братусем, который выделил основные признаки организации, нашедшие свое отражение в нормах действующего ГК РФ.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ учреждение является одной из организационно-правовых форм юридического лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждения: автономное, бюджетное, казенное).

Е.А. Суханов так высказался относительно участвующих в гражданских правоотношениях организаций - несобственников: «такая своеобразная организационная форма, как юридическое лицо-несобственник, несвойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики» [12]. Представляется невозможным согласиться с данным мнением, поскольку организационно-правовая форма юридического лица - учреждение призвана обеспечивать общественно-полезные цели, поставленные перед организацией ее учредителем - собственником имущества. Такое правовое положение связано с совершенствованием управленческой деятельности государства в различных сферах деятельности, и представляет собой один из способов развития социально-экономических сфер государства. Данный вывод подтверждается и опытом зарубежных стран континентального права.

Для определения правового положения государственных (муниципальных) учреждений необходимо рассмотреть классификацию юридических лиц по различным критериям с целью исключения смешения различных организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Например, п. 2 ст. 48 ГК РФ законодательно выделяет три группы юридических лиц в зависимости от уровня взаимоотношений юридического лица и его учредителей (участников): 1) учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении юридического лица; 2) учредители (участники) могут иметь вещные права на имущество юридического лица (право собственности и иное вещное право); 3) учредители (участники) не имеют имущественных прав в отношении юридического лица. Обозначая данную классификацию, необходимо отметить, что в конструкцию учреждения входит и право собственности учредителя на имущество, которое сохраняется при его передаче учреждению, и право оперативного управления на имущество, принадлежащее самому учреждению (ст. ст. 120, 296 ГК РФ).

Некоторые ученые предлагали классификацию юридических лиц по делению на лица публичного права и лица частного права в зависимости от способа их создания [13]. Например, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что «учреждения могут быть публичные и частные, в зависимости от назначения имущества. Учреждения вступают в юридические отношения как самостоятельные субъекты для удовлетворения нужд, которые испытываются ими при достижении поставленной для них цели. Термин «учреждение» известен русскому законодательству в смысле юридического лица, хотя он иногда применяется и к соединению лиц»

[14].

Для исследования правового положения государственных и муниципальных учреждений представляется важным деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, закрепленное в ст. 50 ГК РФ. Однако Концепция развития гражданского законодательства предлагает закрепление исчерпывающего перечня всех видов юридических лиц (в том числе некоммерческих организаций) с их разделением с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и иные юридические лица некорпоративного характера. К первым будут относиться хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и большинство некоммерческих организаций (союзы и ассоциации, некоммерческие партнерства), а ко вторым - унитарные предприятия, фонды и учреждения

[15].

В российской литературе многие цивилисты выделяют из юридических лиц корпорации и другие юридические лица, например, учреждения. Некоторые авторы именуют корпорацией именно союз (объединение) лиц как физических так и юридических, всегда

базирующийся на началах членства, в состав которого входят хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации [16].

Н.С. Суворов под корпорацией понимал юридическое лицо, созданное физическими лицами с единой для всей организации волей всех членов [17].

Н.В. Козлова выделила основные признаки корпорации. По ее мнению, корпорация - это союз физических и юридических лиц, в корпорации между ее участниками складываются корпоративные отношения и имеется ее внутренняя структура [18].

Таким образом, можно прогнозировать легальное закрепление в российском гражданском праве деление юридических лиц на корпорации и другие юридические лица некорпоративного характера в зависимости от их структуры управления, от способа формирования органов управления (например, в учреждении органы назначаются его учредителем), от наличия внутренних корпоративных отношений между их участниками.

В качестве критериев деления организаций на коммерческие и некоммерческие выступают цели деятельности юридического лица и возможность распределения прибыли между участниками. Так, коммерческие организации - это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками. Гражданский кодекс РФ относит к видам коммерческих организаций хозяйственные товарищества и общества: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Обратим внимание на то, что деятельность отдельных видов коммерческих организаций регламентируется специальными законами: такими как Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» [19], Федеральный закон «Об акционерных обществах» [20], Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» [21].

Некоммерческие организации в качестве основной цели деятельности не имеют извлечение прибыли и не распределяют, по общим правилам, полученную прибыль между участниками. В соответствии с параграфом 5 главы 4 ГК РФ с учетом организационно-правовых форм видами некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В тоже время принятый специальный закон «О некоммерческих организациях» [22] расширяет перечень разновидностей некоммерческих организаций и выделяет такие формы некоммерческих организаций как общины

коренных малочисленных народов Российской Федерации, государственная корпорация, государственная компания, некоммерческие партнерства и автономная некоммерческая организация.

Особенности правового положения отдельных видов некоммерческих организаций также определяются специальными законами: Федеральный закон «Об автономных учреждениях» [23], Федеральный закон «Об общественных объединениях» [24]. Особыми разновидностями некоммерческих организаций являются товарищества собственников жилья, регламентация деятельности которых предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации [25], товарные и фондовые биржи в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»[26], Федеральным законом «О товарных биржах и биржевой торговле [27].

В настоящее время в цивилистической литературе идет дискуссия относительно существования необоснованно расширенного перечня форм некоммерческих организаций, поскольку правовая природа некоторых из них практически идентична [28]. Например, правовой статус фонда соответствует статусу автономной некоммерческой организации, практически не отличаются об общественных организаций общества взаимного страхования, адвокатские бюро и палаты. Правовое положение бюджетного учреждения практически идентично правовому положению автономных учреждений. Существование такой правовой ситуации, по-видимому, связано с наличием еще одной классификации юридических лиц в организационно-правовой форме некоммерческих организаций по направленности их основной деятельности. «Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды (формы) нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности» [29]. В связи с чем видится необходимость в рассмотрении соотношения предусмотренных законодательством видов некоммерческих организаций в зависимости от их особенностей и отличительных признаков, что, в свою очередь, позволить избежать существование в праве и на практике идентичных по правовому статусу форм юридических лиц и установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» // СЗ СССР 1930. № 7. Ст. 76.

3 . Разъяснение Пленума Верховного Суда РСФСР от 28 июня 1926 года «О правоспособности государственных учреждений в связи с вопросом об их участии в гражданском обороте в качестве фактических юридических лиц» // Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР. М., 1931. С. 52-55.

4 . Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях» // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

5 . Аналитический доклад: Структура, правовой контекст и функционирование некоммерческих организаций в современной Франции.

- «Русский Журнал», М., 2005.

6. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2005.

- С. 3-5.

7 . Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 215-217.

8. Гражданское право: Учебник: В 4-х т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 230-232.

9. Суханов Е.А. Гражданское право: в 2х томах. Том I: Учебник - 2е издание, переработанное и дополненное - М.: Издательство «Бек», 1998 г. С. 93.

10. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950. С. 91, 9798.

11. Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. - 1939. - № 1. - С. 99.

12. Суханов Е.А. Гражданское право: в 2х томах. Том I: Учебник - 2е издание, переработанное и дополненное - М.: Издательство «Бек», 1998 г. С. 93.

13. Гражданское право. В 2 томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. - С. 180; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2007. - С. 122-126.

14 . Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1914 г.). - М., 1998. С. 92.

1 5 . Концепция развития законодательства о юридических лицах. Подраздел 2. Общие положения Гражданского кодекса о юридических лицах. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.).

16 . Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. В 4 томах. Том 1. Общая часть: Учебник / Отв. редактор Е.А. Суханов. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М., 2005. - С. 226.; Рожкова М.А. Средства и способы

защиты сторон коммерческого спора. - М., 2066. - С.337.; Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М., 1947. - С. 47-60.

1 7. Суворов С.Н. Об юридических лицах по римскому праву. - М., 2000. - С. 156, 169.; Степанов П.В. Корпорации в российском гражданском праве // Законодательство. - 1999. - № 4. - С. 11-15.

18 . Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 213.

1 9. Федеральный закон от 2 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. № 7. Ст. 785.

2 0 . Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. № 24., 29.12.1995.

21 . Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. Ст. 4746.

22 . Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.

2 3. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. № 45. Ст. 4626.

24. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1930.

2 5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года№ 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

2 6. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. № 17.22.04.1996. Ст. 1918.

27 . Федеральный закон от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле // Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. № 18. Ст.961.

28. Гражданское право. В 2 томах. Том 1: Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова. - С. 272; Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. - М.: Статут, 2000. - С. 41.

2 9. Концепция развития законодательства о юридических лицах. Подраздел 2. Общие положения Гражданского кодекса о юридических лицах. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию (одобрена решением Совета при Президенте РФ по

кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.).

B. N. Korobets

CONCEPT OF INSTITUTION AS NON-PROFIT ORGANIZATION

Carried out a historical analysis of the development of the definition of the concept of "legal entity". Describes the opinions of Russian scientists-lawyers of the legal nature of the legal entities. Examined the legal position of state and municipal institutions.

Key words: the state (municipal) institutions, legal entity, non-profit organization, the legal position/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.