УДК 347 (091) ББК 67.99
© 2015 г. М. И. Парковская
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЧЛЕНСТВЕ, В ИХ ИСТОРИКО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ
В статье рассматриваются принципы правоотношений между некоммерческой организацией и ее членами в истории отечественного государства и права. Охарактеризованы основные этапы становления института членства в российской правовой системе.
Ключевые слова: история государства и права, потребительский кооператив, некоммерческая организация, членское правоотношение, осуществление членских прав.
NON-PROFIT ORGANIZATIONS BASED ON MEMBERSHIP IN THEIR HISTORICAL
AND LEGAL DEVELOPMENT
The article examines principles of legal relations between nonprofit organization and its members in the history of Russian state and law. It describes the main periods of formation of institution of membership in the Russian law system.
Keywords: history of state and law, member legal relationship, implementation of the member rights, nonprofit organization, consumer cooperative.
Развитие теории членства в некоммерческой организации тесно связано с правовым регулированием деятельности отдельных некоммерческих организаций и теорией юридического лица в целом.
Учения о юридической природе различных объединений физических лиц, выступающих в качестве самостоятельных субъектов в правоотношениях, складываются в эпоху римского права, однако правовым аспектам членства в это время совсем не уделяется внимания.
Известные римскому праву корпорации, муниципии (политические союзы), казна, которые можно условно назвать юридическими лицами, организовывались на различных принципах. На наш взгляд, существовавшие в тот момент корпорации, носящие религиозный или профессиональный характер, зарождались на началах членства, однако с развитием торговли имущество корпораций становится нераздельным и обособленным, в связи с чем выход и вступление новых членов не отражались на судьбе корпорации. И только в случае прекращения корпорации имущество делилось между последним составом ее членов. Поэтому правовой институт членства не получил концептуального развития в римском праве.
В отечественной правовой системе развитие некоммерческих корпораций, в которых организационные отношения между участниками строятся на принципах членства, традиционно связывают с потребительской кооперацией, которая приобрела в России широкомасштабный характер. «Зерно» некоммерческого сектора в отечественной экономике начало всходить в 60-х годы
XIX века в виде обществ кооперативных форм, а правовая основа для развития их деятельности была заложена в начале XX века [10, с. 56].
На рубеже XIX-XX веков появлялись единичные примеры потребительских обществ, имеющих лишь приближенную к настоящему времени организацию, которая объединяла граждан общей социально-важной целью, связанной с перераспределением материальных ценностей и продукции. В числе таких организаций - общественная лавка, открытая в апреле 1864 г. декабристом Иваном Горбачевским и волостным старшиной Афанасием Першиным в поселке при казенном чугуноплавильном заводе.
Как отмечает К. И. Вахитов, «уставными правилами общества были добровольное членство, доступный пай, управление и контроль выборными лицами, продажа товаров всем гражданам, торговля за наличный расчет ...» [6, с. 92]. Однако, несмотря на то, что первые кооперативы были созданы задолго до революционных событий 1917 года, специальной правовой базы в отношении них в дореволюционный период не сложилось.
Первые кооперативы регистрировались в соответствии с положениями о благотворительных обществах. Однако начавшийся процесс создания потребительских артелей потребовал от кооператоров того времени обобщить опыт и выработать общие принципы работы в системе кооперации. Это привело к тому, что в августе 1896 года был собран Нижегородский съезд кооператоров, на котором обсудили и приняли первый примерный устав потребительского
кооператива - Нормальный устав потребительского общества, а 13 мая 1897 г. по ходатайству кооператоров его утвердило Министерство внутренних дел. Данный документ имел силу закона и содержал важные положения относительно положения членов кооператива. Они должны были вносить сразу или по частям пай, могли иметь несколько паев, являлись равноправными с другими членами, как внесшими обычный размер пая, так и с теми, кто внес более значительные паевые взносы, имели право на часть прибыли пропорционально стоимости сделанных каждым из них закупок в лавках потребительского общества.
Разрешалась продажа товаров членам общества и не членам за наличные деньги, а членам еще и в кредит. Дозволялось при потребительском обществе иметь учреждения и предприятия, заботящиеся об улучшении материальных и нравственных условий жизни его участников. Членство было открытым для граждан всех сословий без различия пола, а также для юридических лиц [6, с. 101]. Такие демократические принципы членства, несомненно, влияли на массовое развитие кооперации в России. Поэтому в юридической литературе отмечается, что важной чертой правового положения кооперативных организаций этого времени является их развитие в отсутствие «единого законодательного акта о кооперации» [13, с. 41].
Первым специальным правовым актом о кооперации было Постановление Временного правительства «О кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г., вступившее в силу 1 мая [11], которое в настоящее время называют «одним из совершенных образцов кодификационных работ по кооперативному праву России» [5, с. 67].
Как отмечает Г. Е. Быстров, «закон выделяет в качестве нового лица, субъекта гражданского и крестьянского права кооперативы, которые характеризовались как товарищества и отличались от коммерческих предприятий и гражданских обществ тем, что они строили свою деятельность на бесприбыльных началах, на началах взаимопомощи и поддержки членов кооператива...» [5, с. 68].
Членами кооперативного товарищества могли стать как совершеннолетние физические лица, так и юридические лица, внесшие паевой взнос. Лица в возрасте от семнадцати до двадцати одного года могли быть членами кооперативных товариществ лишь в случае, если это допускается их уставами, но при этом они ограничивались в возможности участвовать в управлении кооперативом и не могли входить в состав правления, совета и ре-
визионной комиссии, состав уполномоченных. Таким образом, членство в кооперативах было добровольным, но платным, и ограничивалось минимальным возрастным цензом. На общем собрании каждый член кооператива пользовался правом одного голоса, причем это право было не передаваемо. В общих собраниях товарищества могли участвовать с правом совещательного голоса лица, не состоящие членами товарищества, - по приглашению правления или совета товарищества.
Следующим правовым актом, который изменил подход к членству в потребительских кооперативах, стал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях» [1]. Этим документом потребительские кооперативы были превращены в обслуживающие организации, действовавшие по территориальному принципу, при этом их деятельность существенно ограничивалась количественно. В этом декрете впервые было введено правило о льготных условиях членства малоимущих граждан: малодостаточные лица, желающие вступить в члены потребительского общества, имели право внести минимальный вступительный членский взнос. Образование членских паев для этих лиц допускалось путем удержания из 5-процентного обложения на забираемые товары. Однако в последующие годы принцип добровольности членства стал вытесняться из практики деятельности кооперативов [12, с. 62].
Еще больший государственный контроль за деятельностью потребительских организаций был введен декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 марта 1919 г. «О потребительских коммунах». Кооперативы буквально приравнивались к государственным органам распределения, занимавшимся прямым безденежным товарообменом. Было введено обязательное, без вступительных взносов, членство в кооперации.
7 апреля 1921 г., приняв Декрет СНК РСФСР «О потребительской кооперации» [2], страна вступала в очередной этап своего развития, связанный с введением новой экономической политики (нэп). Годы нэпа для кооперации были самыми благоприятными за все время существования тоталитарного государства, но принцип добровольного членства, как и принцип внесения паевых взносов, был восстановлен только 28 декабря 1923 г. по настоянию кооператоров в потребительских обществах. Это позволило укрепить кооперацию за счет средств самих членов. Допус-
калось внесение паевых взносов натурой или путем оказания услуг.
В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 20 мая 1924 г. «О потребительской кооперации» [8] были вновь закреплены самостоятельность, добровольность и платность членства. Членами потребительских обществ могли быть граждане, пользующиеся избирательными правами в советы. Цель потребительских обществ - обслуживание потребительских и хозяйственных нужд своих членов. Все члены кооператива вносили одинаковые вступительные и паевые взносы. Паевые и вступительные взносы устанавливались в размере, облегчающем беднейшим группам населения доступ в потребительские общества (вступительный взнос - 50 коп. и паевой - 5 руб.). Сохранялся особый подход к членству бедных граждан: для беднейшего населения вводится рассрочка при внесении паевого взноса. Учреждение потребительских обществ осуществлялось явочным порядком при минимуме членов-учредителей в 30 человек.
С 1930-х гг. на кооперацию распространяются действия централизованных планов и заданий [9, с. 102]. Потребительские кооперативы перестают быть организациями трудящихся. Роль пайщиков сводится к пассивному наблюдению за деятельностью кооператива. В Примерном уставе сельского потребительского общества, утвержденном в мае 1931 г., говорилось, что цель сельпо - участие в социалистическом переустройстве сельского хозяйства и всемерное содействие вступлению в колхозы бедняков и середняков, укреплению колхозов и совхозов и ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. В уставах особо подчеркивалось, что распределение прибыли потребительского общества между его членами ни по паям, ни по забору товаров или другим признакам не допустимо.
Пайщики в своих обществах не имели уже никакого преимущества перед остальным населением. Члены потребительских обществ лишились последних остатков своих прав пайщика. Каждый гражданин, желающий вступить в члены сельпо, после ознакомления с уставом, мог подать в правление заявление о принятии его в члены сельпо. Прием в члены сельпо производился общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных), которое утверждало внесенные правлением списки новых членов. Вновь вступающим членам могла быть предоставлена, по решению правления сельпо, рассрочка в уплате паевого взноса на срок не свыше 2 лет. Каждый член сельпо был обязан беречь и охранять коопера-
тивное имущество, активно участвовать в работе сельпо, помогать его правлению и ревизионной комиссии и содействовать общему улучшению и укреплению кооперативного хозяйства. Каждый член сельпо нес ответственность по обязательствам сельпо в пределах уставного пая. Передача паевых взносов не допускалась. В случае смерти члена сельпо его паевой взнос переходил к членам семьи в порядке, установленном законом о наследовании.
Член сельпо имел право выйти из сельпо. При выходе паевой взнос подлежал возврату в трехмесячный срок после рассмотрения и утверждения общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных) годового отчета сельпо за тот год, в течение которого пайщик подал заявление о выходе.
В послевоенный период правовая база о кооперативах не дополнялась важными документами. И только в 1960-70-х гг. возобновляется работа по совершенствованию законодательства в сфере развития новой сферы кооперации - жилищно-строительной [13, с. 40-43].
Постановлением СМ СССР от 20 марта 1958 г. № 320 «О жилищно-строительной и дачно-строи-тельной кооперации» [3] было признано целесообразным, наряду с развитием индивидуального жилищного строительства в сложившихся формах, более широкое развитие жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации для осуществления строительства многоквартирных жилых домов в городах и поселках городского типа и дач в пригородах за счет собственных средств членов кооперативов.
Члены жилищно-строительных и дачно-строи-тельных кооперативов были обязаны внести до начала строительства жилого дома или дач денежные средства в размере полной стоимости строительства. Члены кооперативов и члены их семей могли лично участвовать в строительстве жилых домов. Стоимость их трудовых затрат засчитывалась в сумму средств, подлежащих внесению в оплату стоимости строительства. Такие кооперативы осуществляли эксплуатацию построенных жилых домов и дач на правах кооперативной собственности и на началах самоокупаемости.
Постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР от 17 июля 1986 г. № 842 «О совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации» [4] было нормативно закреплено, что порядок планирования и распределения доходов в потребительской кооперации определяется Центросоюзом.
Таким образом, к концу 1980-х г. в условиях политической и экономической систем СССР, при ведущей роли государственной (общенародной) формы собственности, повсеместное развитие получила кооперативная форма собственности, способствующая более полному использованию возможностей и преимуществ социализма, приумножению общественного богатства, насыщению рынка высококачественными товарами и услугами, их удешевлению и все более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей советских людей.
Следующий этап развития законодательства о кооперативах был ознаменован принятием Закона СССР от 26 мая 1988 года «О кооперации в СССР» [7]. Этот закон был первым после декрета 1918 г., поддерживающим кооперативное движение в целях удовлетворения растущих потребностей населения и восстановивший классические кооперативные принципы членства [14, с. 485-495]. Согласно п. 1 ст. 10.1 данного закона деятельность кооператива основывалась на принципах добровольности вступления в кооператив и беспрепятственного выхода из него, сочетания личных, коллективных и государственных интересов, хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности и социальной справедливости, непосредственного участия членов кооператива в управлении его делами на основе кооперативной демократии, социалистической законности.
Среди новелл закона необходимо отметить снижение возрастного ценза и минимального порога численности членов кооператива для его создания: численность членов кооператива не могла быть менее трех человек, членом кооператива мог быть каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и союзных республик, изъявивший желание и способный принимать участие в осуществлении целей и задач кооператива.
В определенных законом и уставом кооператива случаях его коллективными членами могли быть также другие кооперативы, государственные и общественные предприятия и организации. Кроме этого, не ограничивалась, как раньше, возможность быть одновременно членом производственного и потребительского кооперативов, или нескольких потребительских кооперативов различных видов, но гражданин не мог состоять одновременно в двух или более потребительских кооперативах одного вида, если иное не предусмотрено законодательством.
Исследование процесса становления института членства в российской правовой системе по-
казало, что принципы, на которых в настоящее время строятся правоотношения между некоммерческой организацией и ее членами, были сформулированы в отечественном законодательстве несколько столетий назад. Период становления пришелся на 60-е годы XIX века. Для этого этапа было характерно «точечное» появление некоммерческих организаций с внутренней организацией по типу членства, основным видом таких организаций были кооперативы. Однако специальная правовая база, регулирующая внутриорганизаци-онные отношения в кооперативах, пока отсутствовала. ХХ век характеризуется расцветом членских правоотношений: на протяжении столетия на основе членства складывались различные виды юридических лиц, чья деятельность регулируется достаточным количеством правовых актов. В настоящее время членство рассматривается как правовой институт и критерий классификации юридических лиц, а в юридической науке усиливается интерес к проблемам регулирования отношений между членами некоммерческих организаций.
Литература
1. Библиотека нормативно-правовых актов СССР // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_266.htm
2. Библиотека нормативно-правовых актов СССР // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_907.htm
3. Библиотека нормативно-правовых актов СССР // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_5265.htm
4. Библиотека нормативно-правовых актов СССР // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_13419.htm
5. Быстров Г. Е. Кооперативное законодательство России: перспективы развития и совершенствования // Евразийский азиатский юридический журнал. 2012. № 3.
6. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: учебник. 3-е изд. М., 2010.
7. Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
8. Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР. 1924. № 5. Ст. 17.
9. Коряков И. А., Корякова Л. Х. Очерки истории потребительской кооперации Забайкалья. Чита, 1993.
10. Селиверстов Т. А. Правовое регулирование кооперации в России в 1865-1917 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
11. Собр. узак. 1917 г. № 72.
12. Тычинин С. В. Очерк развития законодательства о кооперации в СССР (РСФСР) в период с октября 1917 по 1929 г. // История государства и права. 2004. № 2.
13. Тычинин С. В. Развитие законодательства о кооперации в СССР и России в период с 1929 по 1996 г. // История государства и права. 2004. № 3.
14. Тычинин С. В., Михайлов С. А. Развитие законодательства о сельскохозяйственных потребительских кооперативах в России // Правовое регулирование аграрных отношений в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС. М., 2009. Т. I.
УДК 34 (091) (470) ББК 67.99
© 2015 г. А. Ю. Мирошниченко
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ В РОССИИ (XII - НАЧАЛО XX ВЕКА)
В статье предпринята попытка комплексного исследования становления и развития третейского судопроизводства в России, проанализированы отдельные организационно-правовые проблемы функционирования и деятельности третейских судов в период с XII по начало XX века.
Ключевые слова: третейский суд, третейское разбирательство, третейское судопроизводство, альтернативное разрешение споров.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT
OF ARBITRATION COURTS IN RUSSIA (XII- BEGINNING OF XX CENTURIES.)
This article attempts a comprehensive study of the formation and development of arbitration in Russia, review some of the organizational and legal issues and activities of the arbitration courts during the XIIand the beginning of XXcentury.
Keywords: arbitration, arbitration, arbitration proceedings, alternative dispute resolution.
Процесс становления и развития третейских судов в России имеет довольно продолжительную историю. На Руси наиболее распространенной была форма договорного рассмотрения споров при посредничестве третейского суда (как суда авторитета третьего лица). Кроме того, в практике третейских судов Древней Руси можно найти довольно много общего с принципами римского права.
Прообраз современных третейских судов встречается в летописях XII века. Как утверждал А. И. Вицын, «все писатели единогласно повторяют, что суд посредников, частных лиц, предшествовал суду общественной власти» и «третейский суд - первобытная форма суда, общая многим народам» [1, с. 3]. Таким образом, есть основания полагать, что третейское разбирательство существовало на Руси и до XII века, до становления государства, однако документальных подтверждений этого не найдено. Летописи достоверно подтверждают существование этого вида судов уже в XIV в. (Ипатьевская летопись 1169 г., рассказывающая о споре Великого князя
с удельным князем, рассмотренном по правилам третейского разбирательства с участием доверенных с обеих сторон). Следующее упоминание разбирательства при посредниках встречается в договорной грамоте Великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г., где имеется следующая запись: «А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут». Следует иметь в виду, что разбирательство через «третей» должно было стать оптимальным для управляющего сословия в период раздробленности Древней Руси, при ее постоянных междоусобицах. В то же время для простых сословий стимулом обращаться к суду через посредников были высокие пошлины государственных судов.
В правовой литературе высказывается позиция, что третейское производство наравне с судом посредников и договорным разрешением споров (так называемое общественное правосудие)