Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ защиты чести и достоинства личности'

Ретроспективный анализ защиты чести и достоинства личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1253
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ОСКОРБЛЕНИЕ / КЛЕВЕТА / CRIME / HONOR / DIGNITY / INSULT / SLANDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вертепова Татьяна Александровна

В статье рассматривается исторический аспект защиты чести и достоинства личности по российскому законодательству, раскрываются понятия оскорбления и клеветы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective analysis of defence of honor and dignity

The article deals with the historical aspect of defence of honor and dignity under Russian law, concepts of libel and insult are revealed.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ защиты чести и достоинства личности»

Вертепова Татьяна Александровна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583563)

Ретроспективный анализ защиты чести и достоинства личности

В статье рассматривается исторический аспект защиты чести и достоинства личности по российскому законодательству, раскрываются понятия оскорбления и клеветы.

Ключевые слова: преступление, честь, достоинство, оскорбление, клевета.

T.A. Vertepova, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.

Retrospective analysis of defence of honor and dignity

The article deals with the historical aspect of defence of honor and dignity under Russian law, concepts of libel and insult are revealed.

Key words: crime, honor, dignity, insult, slander.

Защита чести и достоинства граждан, вне зависимости от их пола, расы, национальности, социального или имущественного положения, принадлежности к какой-либо религии или отсутствия религиозных убеждений, является одной из важнейших задач подлинно демократического государства. Именно поэтому в ст. 2 Конституции РФ 1993 г. определено, что достоинство личности охраняется государством, а ст. 23 гарантирует защиту чести и доброго имени каждому человеку.

Согласно с последними изменениями законодательства правовая защита чести, достоинства личности и его деловой репутации осуществляется в соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса РФ, ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 1281 Уголовного кодекса РФ. Ответственность за посягательства на честь и достоинство личности предусмотрена и иными статьями Уголовного кодекса РФ: ст. 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение человеческого достоинства, ст. 297 УК РФ -за неуважение к суду в форме оскорбления участников судебного разбирательства, ст. 2981 ук рф - за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, ст. 319 УК РФ - за оскорбление представителя власти, ст. 336 УК РФ - за оскорбление

военнослужащего. Перечисленные виды оскорбления особенно опасны, т.к. посягают не только на честь или достоинство личности, но и на безопасность государства, подрывают авторитет государственной власти, нарушают порядок несения военной службы и т.д.

Прежде чем рассмотреть средства и методы борьбы с посягательствами на честь и достоинство личности, необходимо вспомнить некоторые фрагменты истории развития уголовного законодательства нашей страны.

История развития отечественного уголовного законодательства о посягательствах на честь и достоинство личности уходит своими корнями еще в «Русскую Правду», по которой предусматривалась ответственность за обиду, бесчестие, словесное оскорбление, так называемый «лай».

Во времена Русской Правды при известных привилегиях феодалов за оскорбление, бесчестие все свободное население отвечало за криминальные действия в отношении представителя другого сословия.

Статья 3 Краткой Правды уделяет внимание не характеру нанесенных повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причиненное телесное повреждение, а оскорбление, непо-

39

средственно нанесенное ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.

Также об оскорблении гласят ст. 4 Краткой Правды (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст. 8 Краткой Правды (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен.

Статья 9 Краткой Правды гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение на преступление либо как оконченное преступление (угроза, оскорбление). Следует согласиться с утверждением В.И. Сергеевича и М.Ф. Владимирского-Буданова о том, что упомянутое деяние является не оскорблением, а угрозой, т.к. в ст. 3 Краткой Правды дается примерный перечень предметов, удар которыми являлся оскорбительным.

Нанесение оскорбления каралось денежными штрафами. За удары жердью, палкой, а также вырывание бороды и усов - 12 гривен, за нецензурные оскорбления женщины устанавливались следующие штрафы: за жен бояр - 5 гривен золота, меньших бояр - 3 гривны золота, городских людей - 3 гривны серебра, сельских людей - 1 гривна серебра.

Комплекс статей (ст. 23-31) Пространной Правды посвящен оскорблению действием и телесным повреждениям. Основным источником данного раздела является Краткая Правда. Качественно новой является лишь ст. 26 Пространной Правды, в которой говорится об отсутствии наказания за нанесение ответного удара. Содержание этой статьи можно интерпретировать как месть и как оборону (здесь обнаруживается сходство с современным Уголовным кодексом РФ 1996 г.).

Остальные статьи редакции Пространной Правды имеют соответствующие нормы в Краткой Правде, за исключением ст. 30 Пространной Правды. По этой статье удар мечом рассматривается не как оскорбление, а как нанесение телесного повреждения и наказывается низкой продажей в 3 гривны (в отличие от ст. 23 Пространной Правды, устанавливающей высокую продажу - 12 гривен - за удар мечом, не вынутым из ножен). Отсюда можно сделать вывод, что по закону Древней Руси оскорбление было более тяжким преступлением, чем нанесение телесных повреждений.

Этот институт, в котором сообразно соответствующему периоду времени определялись понятия таких нарушений, их тяжесть, степень ответственности виновных лиц в зависимости от сословия и класса потерпевших, места совершения и других обстоятельств, содержался во многих других правовых памятниках - Уставной двинской грамоте, царских Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении царя Алексея Михайловича, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовном уложении 1903 г. [1].

Так, в статьях Соборного Уложения царя Алексея Михайловича был дифференцированный подход к наказанию в зависимости от места совершения оскорбления (оскорбление, нанесенное на царском дворе, в церкви, суде или ином месте), а также в зависимости от сословия потерпевшего. Оскорбление должностных лиц предусматривало самостоятельную санкцию. В отличие от ранее действовавших норм Соборное Уложение под бесчестием понимает преимущественно оскорбление словом, в том числе не соответствующим действительности, а не действием, которое влекло наказание только в случае совершения другого преступления.

Ответственность за оскорбление (обиду) и клевету была закреплена в девяти статьях (ст. 130-138) Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1885 г.) (далее -Уложение), что свидетельствует о тщательной детализации этих составов преступлений в России. Так, в ст. 130 Уложения устанавливалась уголовная ответственность за устное или письменное оскорбление, в ст. 1 31 - за оскорбление нанимателя или членов его семьи, в ст. 132 - за оскорбление родственника по восходящей линии, в ст. 133 - за оскорбление действием, в ст. 134 - за предумышленное оскорбление действием. В Уложении нет определений оскорбления и клеветы, не все предписания этого документа выдержали испытание временем, однако они послужили хорошим основанием для дальнейшей регламентации уголовно-правовой борьбы с перечисленными преступлениями.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. ответственности за преступления против чести и достоинства было посвящено 5 статей. Статьей 88 от публичных оскорбительных действий были защищены отдельные представители власти при исполнении ими своих служебных обязанностей. Статьи 172 и 173 предусматривали

40

уголовную ответственность за оскорбление, которое могло быть нанесено действием, словом, в письме, а также в распространенных или публично выставленных произведениях печати или изображениях. При этом понятие оскорбления не раскрывалось. В той же статье было определено, что оскорбление, вызванное равным или более тяжким насилием (речь идет об оскорблении действием) или оскорблением со стороны потерпевшего, не карается. Рассматриваемая норма устанавливала зачет взаимных оскорблений.

Что касается клеветы, то уже первый уголовный кодекс сформулировал понятие клеветы как оглашение заведомо ложного и позорящего другое лицо обстоятельства, а так же предусмотрел более строгую ответственность за клевету в печатном или иным образом размноженном произведении.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. (ст. 159161) регламентация ответственности за клевету и оскорбление не изменилась (лишь санкции были несколько смягчены). В части 1 ст. 131 УК РСФСР 1960 г. впервые было дано определение оскорбления, под которым понималось умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Простое оскорбление наказывалось исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до одного месячного размера оплаты труда, или возложением обязанности загладить причиненный вред, или общественным порицанием, или применением мер общественного воздействия.

В соответствии с ч. 2 ст. 131 УК РСФСР 1960 г. квалифицированным признавалось оскорбление, распространенное в печатном произведении или средствах массовой информации, а равно оскорбление, нанесенное лицом, ранее судимым за это деяние. За указанное оскорбление назначалось наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или

штрафа в размере до двадцати минимальных месячных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового.

Сопоставляя в интересующем нас аспекте положения УК РФ 1996 г. с ранее действующим законодательством, можно констатировать, что в их основе лежат те представления о системе преступлений против чести и достоинства личности, которые существовали в нашей стране во второй половине XX в. [2].

Однако уголовно-правая защита чести и достоинства в 2011-2012 гг. претерпела существенные изменения. Так, 7 декабря

2011 г. законодатель декриминализовал ст. 129 (Клевета), ст. 130 (Оскорбление), ст. 298 (Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава) УК РФ и включил их в разряд административных правонарушений [3]. Но спустя полгода, 28 июля

2012 г., законодатель решил пересмотреть свое решение и вернул в Уголовный кодекс простую клевету и клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава [4].

Чем вызваны были такие изменения в уголовном законодательстве, остается только догадываться, но не стоит забывать, что клевета и оскорбление известны уголовному праву с самого момента его возникновения. В древних и средневековых обществах честь и достоинство нередко ценились дороже жизни. Сейчас в иерархии ценностей, охраняемых уголовным правом, честь и достоинство стоят далеко не на первом месте. Тем не менее они по-прежнему остаются важнейшими жизненными благами, права на которые гарантируются основополагающими международно-правовыми актами и конституциями государств [5].

1. Попова Т.Д., Франскевич М.П. Уголовная ответственность за клевету в средствах массовой информации. Хакасия, 2006. С. 4.

2. Уголовное право. Особенная часть: учеб. для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко, 3.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. 3-е изд., изм. и доп. М, 2001.

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ //Рос. газ. 2011. 9 дек.

1. Popova T.D., Franskevich M.P. Criminal liability for defamation in the media. Hakassia, 2006. P. 4.

2. Criminal Law. The special part: textbook for higher educational institutions / resp. ed. I.Ya. Kozachenko, Z.A. Neznamova, G.P. Novo-selov. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2001.

3. On amendments to the Criminal code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of Dec. 7, 2011 № 420-FL // Rus. newsp. 2011. Dec. 9.

41

4. О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 28 июля 2012 г. № 141-ФЗ // Рос. газ. 2012. 1 авг.

5. Волеводз А. Г. Нужно ли восстановление уголовной ответственности за клевету? // Портал МГИМО. URL: http://mgimo.ru/news/ experts/document225916.phtml

4. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of July 28, 2012 № 141-FL // Rus. newsp. 2012. Aug. 1.

5. Volevodz A.G. Do we need to restore criminal libel? // Portal of MSIIR. URL: http:// mgimo.ru/news/experts/document225916.phtml

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.