Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ законодательного регулирования ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения'

Ретроспективный анализ законодательного регулирования ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ШТРАФ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

Статья посвящена анализу ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения в различные исторические периоды существования Российского государства. Изучены критерии определения состоянии опьянения водителей транспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ законодательного регулирования ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения»

УДК 316.034

Шкеля Олег Викторович

заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД, Краснодарский университет МВД России oleg_wkelia@mail.ru

Oleg V. Shkelya

Deputy Head of the Department of the Administrative Activities, Department of Internal Affairs, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia oleg_wkelia@mail.ru

Ретроспективный анализ

законодательного регулирования ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения

A retrospective analysis of the legislative regulation of the responsibility of drivers of vehicles who are intoxicated

Аннотация. Статья посвящена анализу ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения в различные исторические периоды существования Российского государства. Изучены критерии определения состоянии опьянения водителей транспортных средств.

Ключевые слова: водитель, транспортное средство, штраф, лишение права управления, административный арест, состояние опьянение.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the responsibility of drivers driving vehicles under the influence of alcohol during various historical periods of the existence of the Russian state. Studied the criteria for determining the state of intoxication of drivers of vehicles.

Keywords: driver, vehicle, fine, deprivation of the right to drive, administrative arrest, intoxication.

На дорогу ежедневно выезжают миллионы водителей, которые, садясь за руль своего автомобиля, берут на себя огромную ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь окружающих людей. Каждый год в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы различной степени тяжести [1]. Особо тяжкие последствия наступают из-за «горе-водителей», которые позволяют себе управлять автомобилем в состоянии опьянения; именно из-за таких страдают невинные люди. Проводя исследование, связанное с ответственностью водителей авто-мототранспортных средств, находящихся в состоянии опьянения, нельзя пройти мимо исторических основ зарождения такой ответственности.

Так, самый первый водитель транспортного средства, которого признали пьяным, был Джордж Смит. Он десятого сентября 1897 года, работая таксистом в Лондоне, управлял автомобилем и, не справившись с управлением, врезался в дом. При выяснении обстоятельств, Джордж Смит признался, что перед тем, как сесть за руль автомобиля выпил две или три кружки пива. За допущенное нарушение Джордж Смит был оштрафован на 20 шиллингов.

Если проводить анализ советского периода нашей страны, то до середины 50-х годов XIX столетия водителей, совершивших ДТП в состоянии

алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями.

24 мая 1956 года постановлением Совета министров РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» впервые была введена административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом в виде лишения водительского удостоверения на один год.

19 июня 1968 года Президиум Верховного Совета РСФСР двумя указами ужесточил наказание за вождение пьяном виде. В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, водитель наказывался лишением свободы на срок до одного года, исправительными работами или штрафом (статья 211.1 УК РСФСР). В случае повторного нарушения после возвращения водительского удостоверения, в течение трех лет, водитель снова лишался водительского удостоверения - на срок до трех лет.

20 июня 1984 года Верховный Совет РСФСР ввел в действие Кодекс РСФСР об административных нарушениях (КоАП РСФСР), в котором (статья 117) разрешалось наказывать за вождение в состоянии опьянения либо передачу другому водителю, находящемуся в состоянии опь-

янения, не только лишением права управления, но и уплатойштрафа в размере от 30 до 100 рублей. За повторное совершение правонарушения после возврата водительского удостове-рениеприменялосьтакое же наказание.

В 1992 году статья 211.1 УК РСФСР была отменена. Тогда же конкретные денежные штрафы были заменены в КоАП РСФСР на эквиваленты в виде минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). За управление в состоянии алкогольного опьянения было предусмотрено наказание в виде лишение прав на год или штраф в размере от одного до двух МРОТ. За повторное нарушение в течение года следовало лишение прав сроком от 1 года до 3 лет или штраф от двух до четырех МРОТ. Федеральным законом от 3 апреля 1997 г. штрафы были увеличены до 8-12 МРО) - за первое нарушение и 10-15 МРОТ - за повторное нарушение в течение года.

1 января 2002 года вступил в силу КоАП Российской Федерации, в котором наказание за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения было прописано в статье 12.8. Однако за повторное совершение административного правонарушения ответственность не предусматривалась. За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения была предусмотрена ответственность, в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на срок в 1 год. 28 июля 2004 года президент Российской Федерации Владимир ВладимировичПутин подписал закон, отменяющий штрафы как альтернативу лишению права управления, при этом срок лишения был установлен в 1,5-2 лет.

24 июля 2007 года Владимир Владимирович Путин подписал изменения в закон, которые вернули наказания за повторные нарушения. Данным законом было введено наказание: лишение права управления на срок до 3 лет, административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере до 5 тыс. рублей для лиц, которые не могут быть подвергнуты административному аресту.

13 февраля 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал закон, который ввел уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения в случае, если оно повлекло за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Данное деяние предусматривало наказание на срок до 9 лет лишения свободы, в зависимости от тяжести совершенного преступления, и лишение права управления на срок до 3 лет. В 2011 году в качестве альтернативы лишения свободы суд получил право назначать нарушителю меру пресечения в виде принудительных работ. Хочется отметить, что до 2009 года данное деяние рассматривалось в соответствии со статьей 109 УК РФ «причинение смерти по неосторожности»

23 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, который ужесточил ответственность водителей управляющих транспортными средствами в состоянии

опьянения и ввел в КоАП РФ: кроме лишения права управления был добавлен штраф в размере 30 тыс. рублей.

31 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Согласно поправкам, с 1 июля 2015 года водители транспортных средств, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, уже подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права управления до 3 лет. Ужесточена и ответственность для водителей, которые в состоянии опьянения совершили ДТП, в следствие которого погиб один человек: данные изменения предусматривают минимальный срок лишения свободы, и теперь судья вынося свое решение не может назначить срок менее 2-х лет лишения свободы. Также этим законом внесено ограничение запрещающее, занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [2].

Кроме постоянно изменяющихся наказаний за управление транспортными средствами, водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, так же менялись критерии, на основании которых водителей признавали находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Так, в соответствии с Венской конвенцией 1968 года, в которой было отмечено, что страны могут самостоятельно устанавливать максимальное содержание алкоголя в крови у водителей, но не более 0,8 промилле.

Данные нормы не раз менялись в нашем государстве: так, в 1988 году допустимая норма содержания алкоголя в крови составила 0,2 промилле. В 2003 году данную норму повысили до 0,5 промилле, в 2008 году эту норму снизили до 0,3 промилле. 23 июля 2010 году впервые ввели «нулевой порог», так как норма алкоголя в крови не должны была превышать 0,0 промилле и, 23 июля 2013 года Президент Российской Федерации подписал закон об изменениях в КоАП, вновь вводящий предельно допустимую концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе в размере 0,16 промилле.

Как видно из проведенного исторического анализа, ситуация с водителями, находящимися в состоянии опьянения, всегда была острой и проблемной. Постоянно органы государственной власти искали пути решения этой проблемы, вводили ответственность за повторное нарушение, вводили уголовную ответственность, после все принятые меры были отменены. Но по исторически сложившейся традиции «все хорошее новое, давно забытое старое» так и вернулись обратно такие наказания, как и привлечение к ответственности за повторное управление в состоянии опьянения и, так же, была введена уголовная ответственность.

Нельзя не согласиться с председателем Движения автомобилистов России. Виктор Похмелкин, давая интервью «Газете^и», сказал: «У нас уже и штрафы увеличивали, и продлевали срок лишения прав, однако ездить пьяными меньше не стали», так же, по его мнению, искоренить вождение в нетрезвом виде в России практически невозможно. «Понимаете, у нас будут пить за рулем до тех пор, пока в принципе будут пить. Здесь нужна не борьба с пьяными водителями, а серьезная антиалкогольная политика» [3].

Литература:

1. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). URL : http://pro-spo.ru/ obshhestvo-i-it/4566-statistika-po-dtp-v-mire

2. В тексте содержатся материалы взятые с сайта URL : https://tass.ru (дата обращения 26.11.2018 г.).

3. URL : https://www.gazeta.ru/auto/2017/09/13_ a 10887668.shtml

Все вводимые изменения направлены на ужесточение ответственности в отношении водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, однако, от действий таких водителей все еще ежедневно гибнут люди! Необходимо задуматься обществу о формировании культуры поведения всех участников дорожного движения, каждый из которых должен начать с себя, повысив уровень индивидуального правосознания. Покажите пример своим детям, а они научат своих детей соблюдать Правила дорожного движения!

Literature:

1. According to the World Health Organization (WHO). URL : http://pro-spo.ru/obshhestvo-i-it/4566-statistika-po-dtp-v-mire

2. The text contains materials taken from the site URL : https://tass.ru (date of appeal is 11/26/2018).

3. URL : https://www.gazeta.ru/auto/2017/09/13 a 10887668.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.