УДК 378
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВИАСТРОЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Владимир Николаевич Шумилов
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается ретроспектива территориального размещения промышленности в восточных районах СССР на примере авиационной отрасли в предвоенные и военные годы, схема быстрого налаживания авиационного производства в Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке, развитие кооперации и увеличения объемов производства в этих районах до 75-80 % и более от всего выпуска авиационной техники в СССР Подчеркивается значение современного использования восточных районов стран для развития промышленного производства, например развития предприятий авиастроения.
Ключевые слова: Восточные регионы, развитие самолетостроения, эвакуация, объемы производства, современная авиапромышленность.
THE RETROSPECTIVE ANALYSIS OF STRATEGY OF PLACEMENT OF DOMESTIC AIRCRAFT INDUSTRY IN THE INITIAL STAGE OF WORLD WAR II
Vladimir N. Shumilov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of chair of legal and social sciences, tel. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
In article the retrospective of territorial placement of the industry in east regions of the USSR on the example of aviation branch in premilitary and military years, the scheme of fast adjustment of aviation production in the Volga region, the Urals, Siberia, the Far East, development of cooperation and increase in outputs in these areas to 75-80% and more from all release of the aircraft equipment in the USSR is considered. Value of modern use of east regions of the countries for development of industrial production, for example development of the enterprises of aircraft industry is emphasized.
Key words: East regions, aircraft construction development, evacuation, outputs, modern aircraft industry.
После окончания Первой Мировой войны, как на Западе, так и в Советском Союзе были уверены в неизбежности новой, еще более разрушительной войны. Западная коалиция не смирилась с созданием Советского государства в России, на Востоке со стороны Японии открыто просматривались тенденции захвата Маньчжурии и советского Дальнего востока.
Начальник разведывательного Управления Штаба РККА Я.К. Берзин представил руководству страны обзор «Оценка Международной и военной ситуации СССР в начале 1927 года», в котором представил картину скрытых угроз для страны. Отмечалось, в частности, рост влияния Великобритании среди стран-
соседей СССР, сближение Германии с западными державами, которые за 1926 г. значительно увеличили свою боевую мощь, в особенности воздушного флота, наращивали технические и боевые средства, увеличивали мобилизационные запасы, а также развертывали военную промышленность.
В то же время советскому руководству было известно о намерениях Японии захватить Маньчжурию и о ее подготовке к нападению на СССР, при благоприятных условиях. Начиная с 1923 г. советская военная разведка следила за японскими планами войны против СССР [8;41-42].
В том числе, группа Рихарда Зорге, советского разведчика, начала работать в Китае с 1930 г. Им была поставлена задача, как потом писал в своих «тюремных записках» Зорге, следить за политикой Японии по отношению к СССР после Маньчжурского инцидента тщательно изучить вопрос о том, планирует ли Япония нападение на СССР. «В течение многих лет, - писал он, - это были самые важные задачи, поставленные мне и моей группе. Не будет большой ошибкой сказать, что эти задачи вообще были целью моего командирования и в Японию» [5;72-134].
«Я не скрываю, - говорил в то время американский президент Герберт Гувер, - что цель моей жизни - стереть с лица земли Советскую Россию» [1; 117]. У Японии была солидная поддержка, которая подталкивала их к провокациям против Советского Союза. В результате, с 1937 по 1939 г., т.е. за 3 года, выпуск стрелкового оружия в Японии вырос в 27 раз, танков и бронемашин - в 3,5 раза, кораблей флота (по суммарному тоннажу) - в 10,5, самолетов в 6,7 раза [12;137].
Во второй половине 1920-х гг. возрастающая напряженность во внешнеполитической обстановке подтолкнула советское руководство провести ревизию состояния вооруженных сил СССР и его мобилизационную готовность. В докладе руководству страны начальник штаба РККА М.Н. Тухачевский 26 декабря 1926 г. сделал вывод: «Ни Красная Армия, ни страна к войне не готовы. Наших скудных материальных мобилизационных ресурсов едва хватает на первый год войны» [3;55].
Устойчивое развитие авиапроизводства в стране началось с 1926/27 хозяйственного года. Если численность работающих на авиапредприятиях в этот период была около 5000 человек, то к 1931 г. она выросла до 35000 человек [3;103].
В то же время военных не устраивали эти темпы.
15 января 1930 г. Политбюро заслушало доклады Реввоенсовета о состоянии вооруженных сил и ВСНХ СССР о мобилизационной подготовке. Состояние было неудовлетворительное, поскольку поставки основных видов вооружения и боеприпасов не превышали уровня производства, достигнутого промышленностью царской России в 1915-1916 гг.[9;103].
В дальнейшем происходила реорганизация управления авиационной промышленностью, увеличивались капиталовложения в ее развитие.
К 1936 г. Глававиапром значительно расширил масштабы своей деятельности. Только капитальные работы велись на 25 заводах. [3;62].
Строились новые заводы. Особое внимание уделялось рассредоточению авиационных заводов в регионах, максимально удаленных от западных границ страны.
Почти в 3 раза планировалось увеличить удельный вес авиапроизводства на сибирских и дальневосточных заводах, вдвое должна была увеличиться доля производства поволжских предприятий. Соответственно доля украинских и ленинградских предприятий должна была снизиться
Финансировалось развитие заводов в Куйбышеве, Саратове, Уфе, Новосибирске, Иркутске, Комсомольске - на - Амуре.
В соответствии с постановлениями Комитета обороны от 11 июня и 17 сентября 1939 г. в районе города Куйбышева (Самара) началось строительство поволжского авиационного комплекса: самолетостроительных заводов №122 и №295 и моторостроительного №337 [9;158].
В начале 1940 г. СНК СССР поручил Госплану изучить вопрос о передаче НКАП предприятий необоронного профиля. В течение 1940 г. только самолетостроительные и моторные главки НКАП приняли 18 производственных единиц из разных ведомств, а всего в систему НКАП было включено 60 предприятий [11;22].
В июле 1940 г. наркомам и первым секретарям обкомов ВКП(б) было поручено взять под личный контроль выполнение планов и заказов наркоматов авиапромышленности. В областях, где развивалось авиационное производство, вводились должности секретарей обкомов ВКП(б) по авиапромышленности [3;76,78].
Впоследствии все это сыграло особую роль в осуществлении успешной эвакуации и быстром возобновлении работы авиационных предприятий страны во время их передислокации, с началом войны, в Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
К июню 1941г. 80 % сборочного авиастроительного производства приходилось на заводы №1, 21, 22 и 23. Крупнейшим производителем являлся Московский завод №1 выпускавший истребители МиГ-3, а также устаревшие И-15 бис и И-153.
Вторым по масштабу был Горьковский завод №21. На нем производились истребители И-16 и осваивался новый - ЛаГГ-3. Третьим крупным сборочным заводом был Московский завод №22 в Филях. Этот завод выпускал бомбардировщики СБ и Пе-2. Московский завод №23 выпускал самолеты У-2 (По-2), ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3 [9;210].
Уже 24 июня 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР был введен в действие заранее разработанный план, который предусматривал перемещение промышленных предприятий и рабочей силы в места, недоступные врага.
10 декабря 1941г. Аппарат НКАП был переведен в г. Куйбышев, ставший резервной столицей СССР [11;50-51].
График восстановления и пуска заводов наркомата авиационной промышленности, эвакуированных на Волгу, Урал и Сибирь, Государственный Комитет Обороны утвердил своим Постановлением от 9-го ноября 1941 года. [11;222]
Эвакуации предприятий наркомата авиационной промышленности на Восток подлежало 118 заводов из 139. К середине декабря 1941 года было демонтировано 80% предприятий, и 61% из 118 заводов НКАП были уже восстановлены на новом месте.
В первом полугодии 1942г валовая продукция предприятий НКАП выпускаемая в Восточных районах страны составила 77,3% от всего производства наркомата [9;192,193,200].
В таблицах №1 и №2 показана эвакуация основных самолетостроительных и моторостроительных заводов НКАП в восточные районы страны, где они совместно со строящимися предприятиями и действующими в кратчайшие сроки, уже в I и II кварталах 1942 года вышли на серьезные объемы выпуска самолетов и авиамоторов. Объемы производства постоянно наращивались и восточные территории СССР стали основным арсеналом Красной Армии.
За годы войны, 1941-45гг. в СССР было выпущено боевых самолетов 118010 шт. [9;172], в т.ч. Поволжье, Сибирь и Дальний Восток дали 82% всего выпуска по СССР боевых самолетов, из них - 21% на заводах Сибири и Дальнего Востока. (табл. 1)
Авиамоторные заводы, расположенные в Поволжье, Урале, Сибири (Таблица 2) за годы войны произвели и поставили для боевой и транспортной авиации более 70% авиадвигателей воздушнго охлаждения АШ-82 и АШ-82 ФН, 82% двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, более 90% двигателей АМ-35 для истребителя МиГ-3 (табл. 2), т.е. более 85% всего выпуска по СССР (свыше 200000 авиадвигателей за годы войны [11;76]).
Самолетостроительные заводы НКАП. Поволжье
№ Расположение и № завода Начало работы на Востоке страны Количество и типы самолетов, выпущенные за годы ВОВ
1. Завод №1 НКАП г. Куйбышев (Самара) Завод № 1 бывший «Дукс» эвакуирован из Москвы в г. Куйбышев в 1941г. Заводу было поручено освоение штурмовика Ил-2. За годы войны завод №1 в г. Куйбышеве выпустил 30 истребителей МиГ-3, 11920 штурмовиков Ил-2 и 893 - Ил-10. Всего 12843 самолета.
2. Завод №292 г. Саратов В августе 1937г. Строящийся саратовский завод Комбайнов был передан авиапромышленности. Весной 1938г. Завод освоил истребители Яковлева И-28, Як-1. За годы войны завод выпустил 13569 истребителей Як-1 и Як-3.
3. Завод №18 им. К.Е. Ворошилова г. Куйбышев (Самара) Завод №18 был эвакуирован в 1941г. из г. Воронежа в г. Куйбышев на площадку строящегося завода №295. Объединенный завод получил №18. 10 декабря 1941г. Взлетел первый штурмовик Ил-2. За 1941-45гг. было выпущено: 15099 штурмовиков Ил-2 и 1435 штурмовиков Ил-10. Всего: 16534 самолета.
4. Завод № 22 им. СП. Горбунова г. Казань 2 мая 1932 в г. Казани был заложен завод №124 им. С. Орджоникидзе. До войны выпускал бомбардировщики ДБ-А и Пе-8, гражданские - Ли-2 и самолет-гигант «Максим Горький». После эвакуации в 1941г. Завода №22 на площадку завода №124 г. Казани образовался новый объединенный завод №22 им. С.П. Горбунова. За годы войны завод № 22 в Казани выпустил более 10000 бомбардировщиков Пе-2 и 93 дальних бомбардировщика Пе-8. Всего 10093 самолета.
5. Завод №21 им. С. Орджоникидзе г. Горький (Нижний Новгород) Завод №21 был построен и сдан 1 февраля 1932г. В г. Горьком. До войны с 1934 до 1941гг. выпустил 8495 истребителей И-16 различных модификаций. За годы войны завод №21 в Горьком выпустил: 3583 истребителя ЛаГГ-3, 4768 истребителей Ла-5, 6494 истребителя Ла-5ФН, 4357 истребителей Ла-7. Всего: 19202 самолета.
Окончание табл. 1
Самолетостроительные заводы НКАП. Сибирь и Дальний Восток
№ Расположение и № завода Начало работы на Востоке страны Количество и типы самолетов, выпущенные за годы ВОВ
1. Завод №166 г. Омск В конце 30х годов в г. Омске началось строительство завода №166. В 1941г. на его площадку были эвакуированы из Москвы завод №156 совместно со спец КБ, которое имело название ЦКБ-29 НКВД («Шарашка») во главе с А.Н. Туполевым, и Тушинский завод №81. Объединенный завод получил №166. За годы войны завод №166 в г. Омске выпустил: 78 бомбардировщиков Ту-2, 1405 истребителей Як-7 и около 2000 истребителей Як-9У. Всего: 3483 самолета.
2. Завод №153 г. Новосибирск В 1931г. в г. Новосибирске началось строительство завода Горного оборудования. В 1936г. его передали авиапромышленности. В 1937 завод №153 выпустил первый истребитель И-16. С августа по ноябрь 1941г на площадку завода №153 были эвакуированы из Москвы, Ленинграда и Киева заводы №43, 23, 388, 115, 301. Все они влились в завод №153 г. Новосибирска. За годы войны завод №153 выпустил: 76 учебных самолетов УТИ-4, 330 истребителей ЛаГГ-3, 4717 истребителей Як-7Б, 322 истребителя Як-7В, 10352 истребителя Як-9. Всего: 15797 самолетов.
3. Завод №39 г. Иркутск В начале 30х годов в Иркутске началось строительство авиазавода №125. С 1936 по 1940гг. завод выпустил 837 бомбардировщиков СБ. В 1941г на эту площадку был эвакуирован завод №39 из Москвы. Объединенный завод получил №39 им. И.В. Сталина. За годы войны завод №39 в Иркутске выпустил: бомбардировщиков Пе-2 - 730 штук, истребителей Пе-3бис - 134 штуки, бомбардировщиков Ил-4 - 919 штук и Ер-2 391 штука. Ер-2-ОН 4 штуки. Всего: 2178 самолетов.
4. Завод №99 г. Улан-Удэ 1936г. - начало строительства завода. С 1939 года осуществлял ремонт истребителей И-16. С началом войны был филиалом Иркутского завода №39. За годы войны выпустил: истребителей Ла-5 -319 штук, Ла-7 - 216 штук. Всего: 535 самолетов.
5. Завод №126 г. Комсомольск-на-Амуре 18 июля 1934г было начато строительство завода в г. Комсомольск-на-Амуре. 1 мая 1936 года на заводе подготовили к полету первый самолет Р-6. За годы войны завод №126 в Комсомольске-на-амуре выпустил: 2757 дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф и Ил-4.
Мотостроительные заводы НКАП. Поволжье, Урал, Сибирь.
№ Расположение и № завода Начало работы на Востоке страны Количество и типы самолетов, выпущенные за годы ВОВ
1. Завод №466 г. Горький (Нижний Новгород) Завод №466 выделился из состава Горьковского автомобильного завода. В марте 1942г заводу была поставлена задача: наладить серийный выпуск авиадвигателей ВК-105. Завод №466 за годы войны выпустил в г. Горьком около 10000 двигателей ВК-105.
2. Завод №16 г. Казань В 1932г в г. Казани началось строительство завода «Казмаш» для производства самолетов и авиамоторов. В 1939г НКАП организовал два завода: №124- самолетный и №27 моторостроительный на базе «Казмаша». В 1941г на завод №27 были эвакуированы из Воронежа и Москвы заводы №16, 82 и 219. Объединенный завод получил название «Завод №16» НКАП. За годы войны завод №16 выпустил в Казани 15000 двигателей ВК-105.
3. Завод №24 им. М.В. Фрунзе г. Куйбышев (Самара) Завод №24 был эвакуирован из Москвы в октябре 1941г в город Куйбышев на территорию строящегося завода № 337. За годы войны завод №24 выпустил в г. Куйбышеве 25443 двигателя АМ-38Ф, 10242 -АМ-42 и 4659 двигателей АМ-35. Всего: 40344 двигателя Микулина для штурмовиков Ил-2 и Ил-10.
4. Завод №19 г. Молотов (Пермь) Завод строился с весны 1931г в г. Молотов (Пермь). С июня 1934г приступил к работе, выпускал двигатели воздушного охлаждения, М-25, М-62, М-63. Перед войной, в мае 1941г заводу поручили освоить двигатель М-82(АШ-82). За годы войны завод №19 выпустил почти 32000 двигателей АШ-82, АШ-82ФН для самолетов Ла-5, Ла-7, Су-2, Ту-2.
5. Завод №26 г. Уфа В октябре 1941г завод №26 был эвакуирован из г. Рыбинска в г. Уфу. В феврале 1942г на базе эвакуированных заводов №26, №384, №234, №451 была возобновлена работа объединенного завода №26 в г. Уфе. За годы войны завод №26 выпустил в Уфе около 50000 двигателей ВК-105 различных модификаций.
6. Завод №29 г. Омск В августе 1941г завод №29 был эвакуирован из Запорожья в г. Омск на площадку, отданную от завода сельхозмашин заводу №495 НКАП. С 1942г и до конца войны завод №29 выпустил в г. Омске 10512 двигателей М-88Б и 17526 - АШ-82ФН. Всего: 28038 двигателей.
Кроме самолетостроительных и моторостроительных заводов в восточные регионы страны было эвакуировано большинство агрегатостроительных, приборостроительных предприятий, а также технологических и предприятий по системам авиационного вооружения. На местной промышленной базе совместно с базой эвакуированных заводов оперативно разворачивалось производство комплектующих различного назначения для авиационной промышленности.
Агрегатостроительные предприятия.
Так на заводе №467 в г. Павлово Горьковской области было выпущено за годы войны воздушных винтов ВИШ-105 для 1/3 отечественных самолетов, Куйбышевский завод №35 с сентября 1941 по 1945гг. изготовил 150000 воздушных винтов, выпускались они и на заводе №28 в г. Свердловске [11; 347].
В г. Молотове (Пермь) на заводах №339 и №33 производили карбюраторы для авиационных двигателей, за годы войны их выпустили 1млн 107 тысяч штук, а масляные и водяные радиаторы выпускали в г. Кузнецке Пензенской области на заводе №472, в г. Троицке Челябинской области - завод №34, в г. Горьком заводом №469 было произведено 250000 радиаторов. В г. Каменск-Уральский Свердловской области завод №286 поставлял колеса для самолетов, а Горьковский завод №119 - комплекты шасси, Омский шинный заводом №735 - авиационные шины [11; 315, 318, 321, 329, 355, 359, 373, 417, 419, 421].
Большая номенклатура навесного оборудования требовалась для авиационных двигателей. Так, например, Уфимский завод №161 за годы войны выпустил свечей зажигания для 130000 боевых самолетов, Омский завод №495 производил насосы, регуляторы оборотов. Разнообразную номенклатуру навесного оборудования делали на Саратовском заводе №306, на заводе №132с в г. Сим Челябинской области. Особенно следует отметить завод № 296 эвакуированный в г. Бердск Новосибирской области из Харькова [11; 381, 383, 385, 387].
Для двигателей М-71, М-82, М-90 были созданы очень сложные с дополнительными автоматическими устройствами беспоплавковые карбюраторы, подающие топливо под давлением в распылитель.
Выпускавшиеся до этого поплавковые, традиционные, карбюраторы уже не подходили для истребительной авиации. Они не позволяли выполнять сложные фигуры высшего пилотажа.
Конструкторы авиамоторов искали другие решения. Перед самым началом Великой Отечественной войны была разработана система непосредственного впрыска топлива для двигателей АШ-82, АШ-72, АМ-34. До 1943 года на заводах продолжается выпуск беспоплавковых карбюраторов, поскольку их производство было налажено на предприятиях наркомата.
Бердский завод №296 в октябре 1942 года приступил к освоению в производстве агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры двигателя. За 943 г. завод увеличил выпуск агрегатов в 4,8 раза. Всего за годы войны Берд-ским заводом №296 было поставлено моторостроительным заводом НКАП более 30000 агрегатов непосредственного впрыска топлива НБ-ЗУ и НБ-ЗФА, что значительно расширило возможности истребительной авиации ВВС Красной Армии.
На заводе на 10 июля 1944г. работало 3474 человека, в т.ч. 493 человек -эвакуированных с заводом из г. Харькова, 519 - мобилизованных и 2462 человека - вольнонаемных. 43% работающих были женщины, 18,2% подростки до 18 лет. В основном на плечи местного населения легла вся тяжесть эвакуированного производства [11;399,402], [16;2,45,46].
Приборостроительные предприятия
Завод №213 в г. Энгельсе Саратовской области выпускал навигационные приборы и приборы технического контроля самолета: авиагоризонты, высотомеры, указатели скорости, компасы, трехстрелочные индикаторы, тахометры, манометры, автопилоты.
На заводе в 1942 г. удельный выпуск этих приборов от всего выпуска достигал от 70 до 100% [11 ;433]. Завод №214 в Свердловске выпускал примерно такую же номенклатуру приборов.
Ульяновский завод №280 за годы войны выпустил 292440 самолетных приборов различного назначения.
Казанский завод №230 был ведущим заводом по выпуску приборов винтомоторной группы [11;428,439,440].
Завод №218 г. Казань взял на себя функции основного поставщика бомбосбрасывателей, топливомеров, масломеров для самолетов. За годы войны на этом предприятии было выпущено комплектующих более чем на 12000самолетов [11;437]. Куйбышевский завод №454всю войну производил самолетные стрелковые башни, пусковые балки, конструкции для бомбометания, а первый московский часовой завод, эвакуированный в г. Златоуст Челябинской области, за годы войны выпустил 300000 часов для самолетов и танков, что составило 98% и 92% соответственно от всего выпуска СССР [11;452,456].
Новосибирский завод №590 «Электросигнал» НКЭП за годы войны выпустил для истребителей ВВС 87721 радиоприемников РСИ-4А и 11246 приемников РСИ-6МУ Для бомбардировочной авиации было выпущено 8542 приемника УС-ЗС.
Всего в 1941(П полуг.) - 1945г г. для ВВС Красной армии Новосибирский завод №590 «Электросигнал» поставил 107509 радиоприемников типа РСИ и УС, что составило более 90% оснащения всех боевых самолетов [7;130,135,136].
Предприятия систем вооружения
Самолет без вооружения - это летающая мишень. Во время войны большое значение придавали разработке и серийному производству вооружения самолетов.
Завод № 74 был построен до войны в г. Ижевске (Удмуртия), за годы войны на нем было произведено: 130000 авиационных пулеметов УБ-12,7 и 9000 авиационных пушек Б-20 (М.Е. Березина), 4800 авиационных пушек НС (А.Э. Ну-дельмана, А.С. Суранова) [11;482].
Завод №314 эвакуированный из г. Тулы в г. Медногорск Оренбургской области в 1941-1945 гг. выпустил в 626687 винтовок СВТ и 16738 авиационных
пушек ТТТВАК калибра 20 мм конструкторов Б.Г. Шпитального и С.В. Владимирова [11;481].
Эвакуированный из г. Артемовска Донецкой области в г. Куйбышев завод №525 всю войну выпускал авиационные пулеметы ШКАС (Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого), завод №54 в г. Златоусте Челябинской области, приняв на свою площадку эвакуированные Тульский оружейный завод №66 и Подольский механический №385, в военные годы выпускал авиационные пушки ВЯ-23 (А.А. Волкова и С.А. Ярцева). Этими пушками вооружали штурмовики Ил-2 и Ил-10. За 1942-1945 гг. двумя заводами было выпущено свыше 53000 пушек ВЯ-23 [11;477].
Завод №32 эвакуированный из г. Москвы в г. Киров (Вятка), выпускал ту-рельные установки, бомбодержатели, прицелы для бомбометания. Киевский завод №454 после эвакуации в Куйбышев (Самара) поставлял пулеметные установки для самолетов, Днепропетровский завод №481 в г. Сызрани Куйбышевской области производил лафеты для авиационных пушек, бомбовые кассеты [11;473-475, 480].
К вышесказанному следует еще добавить то, что главный авиационный материал алюминий практически монопольно производится на заводе №95 в г. Верхняя Салда Свердловская область. Там с началом войны началось строительство дублирующего завода по производству алюминия. Основной завод №95 работал в Подмосковье в районе станции Сетунь.
С обострением обстановки на фронте завод №95 эвакуировали в г. Верхняя Салда на площадку строящегося завода и создали объединенный завод №95 НКАП, который всю войну производил из алюминиевых сплавов лист, трубы, прутки, профили, штамповки, лопасти для авиационных заводов НКАП [11;484].
Как известно, в первые два года войны отечественные истребители из-за недостатка алюминия в значительной степени изготавливались из дерева. С этой целью производился материал «авиалес». Его заготавливали специальные предприятия лесного хозяйства. Для Новосибирского авиационного завода №153 им. В. П. Чкалова «авиалес» готовили в Томских леспромхозах. Территория нынешней томской области до 1944 года входила в состав Новосибирской области.
Таким образом, грамотное и оперативное использование потенциала и возможностей Восточных регионов страны позволило в кратчайшие сроки свыше 60% промышленности передислоцировать из западных районов Советского Союза на Восток и наладить производство вооружение и военной техники.
На примере организации работы авиационной промышленности на новом месте, как наиболее наукоемкой и технологически сложной продукции, мы видим, что на предприятиях, разместившихся от Поволжья до Дальнего Востока, было налажено замкнутое производство авиационной техники от легких учебных самолетов до тяжелых бомбардировщиков, начиненных сложным авиационным оборудованием и мощным вооружением.
Наша необъятная территория в который раз спасла нас от жесточайших набегов противника. Она и сейчас работает на укрепление России. Созданный в прошлые десятилетия потенциал дает отдачу, а том числе и в производстве авиационной техники.
Российские заводы в 2014 году выпустили 88 боевых самолетов, около 300 вертолетов различного назначения и 38 пассажирских и транспортных самолетов. Большинство из них было выпущено на заводах построенных и эвакуированных в Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток, т.е. рассосредоточенных по восточной части территории России. Авиационный завод в Комсомольске -на Амуре совместно с новосибирским авиазаводом им. В.П. Чкалова выпустили 27 ближнемагистральных, пассажирских самолета «Суперджет-100».
Комсомольский завод так же успешно осваивает выпуск истребителя пятого поколения Т-50 и 19 истребителей Су-30МГ и Су-35С. Иркутский авиастроительный завод поставил заказчикам 21 истребитель Су-30СМ и 20 учебно-боевых Як-130.
Новосибирский завод им. В. П. Чкалова передал ВКС 18 истребителей -бомбардировщиков Су-34.
Таким образом, 78% боевых самолетов в 2014 г. было выпущено на заводах Сибири и Дальнего Востока [14;25]. Пассажирских самолетов заводами Поволжья, Сибири и Дальнего Востока произведено 84% от всего производства по России [13;18].
В 2012г. вертолетными заводами России поставлено различным заказчикам, отечественным и зарубежным, 290 вертолетов самого разного назначения. Поставки осуществлялись в 19 стран мира. Так, например, завод г. Улан-Удэ и Казанский вертолетный завод выпустил каждый по 100 вертолетов. Это были: Ми-8, Ми-17, Ми-172, «Асант». Арсеньевский вертолетный завод «Прогресс» -более 20 вертолетов Ка-52, Кумертауское авиационное производственное предприятие (Башкирия) - 17 вертолетов Ка-31, Ка-32 и Ка-226. Всего примерно 237 вертолетов или более 80% от российского производства [15;6].
Проценты высокие, но в количественном отношении продукции необходимой нашему государству выпускается еще недостаточно. Территория Сибири и Дальнего востока в промышленном отношении развивается медленно, в основном используется база, созданная в прошлом столетии.
Справедливо отмечал Осипов А. Г.: «Непонимание великой роли пространства в жизни государства и гипертрофия роли неблагоприятных климатических факторов, значение которых в современных условиях падает, встречается и в наше время»[4;108].
Задача развития территории государства, грамотное управление ей, как никогда остро стоит перед нами в настоящее время.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мадер Юлиус: Репортаж о докторе Зорге. - Берлин, 1982.
2. Медведь А. Н., Хазанов Д. Б., Маслов М. А. Истребитель МиГ-3. - М: РУСАВИА,
3. Мухин М. Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах. Институт российской истории РАН. - М: Наука, 2006.
4. Осипов А.Г. Управление территорией. Актуальные проблемы: монография. - Новосибирск: СГГА, 2003.
5. Прудникова Е. Рихард Зорге. Чужой среди своих. - М: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010.
6. Растренин О. В. Штурмовик Ил-2 «Летающий танк» - М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
7. Савицкий И. М. , Шумилов В. Н. Творцы венной техники предприятий оборонной промышленности Новосибирской области 1941-1965 гг. - Новосибирск: ООО «Сибирское книжное издательство», 2015.
8. Самуэльсон Л. Красный колосс. Становление военно-промышленного комплекса СССР 1921-1941. - М: АИРО-ХХ, 2001.
9. Симонов Н. С. ВПК СССР: Темпы экономического роста, структура, организация производства, управление. - М: Университет Дмитрия Пожарского, 2015.
10. Шумилов В. Н. Новосибирск. От И-16 до Су-34. Самолеты авиазавода им. В. П. Чкалова. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009.
11. Крылья Великой Победы. Подвиг авиастроителей СССР в годы Великой Отечественной войны. - М: ОАО «Авиапром», 2015.
12. Японский милитаризм. - М: Издательство «Наука», 1972.
13. Национальный аэрокосмический журнал «Взлет». №1-2, 2015.
14. Национальный аэрокосмический журнал «Взлет». №3, 2015.
15. Национальный аэрокосмический журнал «Взлет». №4, 2013.
16. ГАНО. Ф. П-4. Оп.34. Д.187. Л.26, 45, 46.
17. gaЫog.m(Ыogs/Kazanskie.../
© В. Н. Шумилов, 2016