Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ становления и развития отечественного журналистского образования в контексте зарубежного опыта профессиональной подготовки работников прессы'

Ретроспективный анализ становления и развития отечественного журналистского образования в контексте зарубежного опыта профессиональной подготовки работников прессы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕССЫ / ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАДРОВОЙ ПОДГОТОВКИ В МИРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жидкова Олеся Владимировна

В статье раскрывается процесс формирования системы отечественного журналистского образования, рассматриваются примеры профессионально-кадровой подготовки в мировой журналистике, проводится анализ влияния традиций советского периода на становление современной концепции обучения российских журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ становления и развития отечественного журналистского образования в контексте зарубежного опыта профессиональной подготовки работников прессы»

РАЗДЕЛ VI ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 378.124:070(091)

Жидкова Олеся Владимировна

Ассистент кафедры журналистики Ульяновского государственного университета, olesjazidkova@rambler.ru, Ульяновск

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПРЕССЫ

Zhidkova Olesya Vladimirovna

The assistant to chair of journalism of the Ulyanovsk state university, olesjazidkova@rambler.ru, Ulyanovsk

THE RETROSPECTIVE ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF DOMESTIC JOURNALISTIC FORMATION IN THE CONTEXT OF FOREIGN EXPERIENCE OF VOCATIONAL TRAINING OF WORKERS OF THE PRESS

Журналистику принято считать «открытой» профессией, работать в рамках которой, согласно положениям современного российского законодательства о средствах массовой информации, может любой желающий вне зависимости от его социального статуса, демографических характеристик, образовательного уровня. Однако работа с глубоко социализированным знанием особой общественной значимости накладывает на журналиста ответственность за адекватность, правильность интерпретации, соответствие передаваемой обществу информации истинному содержанию событий и явлений. Поэтому для качественного выполнения обязанностей журналисту необходимо владеть профессиональным инструментарием, комплексом знаний, умений и навыков, обучить которым способны специализированные учреждения по подготовке редакционных кадров.

История формирования системы отечественного журналистского образования насчитывает несколько десятков лет. Идея подготовки журналистов зародилась еще на рубеже XIX-XX вв., когда страна переживала последствия серии либеральных реформ 1860-70-х гг., с которыми напрямую связывают рост газетно-журнального дела. Однако от «ремесленнической» формы передачи знаний (опытный сотрудник редакции - начинающий публицист) до качественной, в основном, вузовской системы обучения журналистскому делу прошли годы.

Все началось с публикаций в центральной прессе консультационных рубрик для начинающих журналистов с описанием форм и методов сбора

и обработки информации, упражнений для самоконтроля. Продолжением стали как выход многочисленных учебных пособий для самообучения публицистов, так и появление открытых лекций с выступлениями уполномоченных лиц, максимально компетентных в журналистике, и обсуждениями вопросов истории и теории отечественной и зарубежной прессы.

С появлением курсовой формы подготовки специалистов стратегической задачей их обучения стало формирование у будущих работников пера навыков пропаганды и агитации социальных преобразований, которые требовались от журналистов как во время революции и вооруженных восстаний, так и в годы существования советской власти, которая хотела прочно укрепить в умах миллионов людей основу партийной идеологии.

В 1930-е г. в нашей стране сформировалась достаточно разветвленная сеть учебных заведений. Как отмечает в исследовании «Основы журналистики» С. Г. Корконосенко, «для технических работников существовали газетные школы, среднее звено специалистов - корректоров, литературных правщиков, хроникеров и т. п. - готовили техникумы с трехгодичным циклом обучения, кандидатов на более ответственные посты корреспондентов и редакторов выпускали государственные институты журналистики (ГИЖи)» [5, с. 14]. В это время в учебных планах институтов журналистики стали появляться, а позднее и расширяться перечни гуманитарных дисциплин.

В ходе сотрудничества с другими странами (главным образом, государствами Европы и США) во время Великой Отечественной войны и после победы над фашистскими захватчиками российский народ почувствовал себя более свободным и раскрепощенным, научился различать жесткий идеологический гнет, что не замедлило сказаться на самом советском обществе в виде незначительных демократических преобразований, одно из которых, как отмечает автор монографии «Журналистское творчество: теория и практика освоения» С. С. Распопова, «выразилось в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партийными школами университеты...» [6, с. 15].

В 1960—70-е г. была продолжена начатая десятилетием раньше линия демократизации общества и образования в стране. На факультетах и отделениях журналистики советских университетов появились вечерние, а чуть позднее и заочные отделения, так что у работников печати, имеющих нежурналистские дипломы, появилась возможность получить профессиональное образование для работы в СМИ. Тогда же были созданы и подготовительные отделения для сельской и рабочей молодежи. Кроме того, к позитивным тенденциям развития системы журналистского образования в этот период можно отнести внедрение на факультетах журналистики творческого конкурса для абитуриентов, который сыграл огромную роль в выявлении предрасположенности потенциальных журналистов к профессии.

В 1970—80-е г. обязательным стало внедрение в учебный процесс практических и лабораторных курсов по созданию и выпуску учебных изданий.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ...

В конце 1980-Х-1990-е г. реформирование политического устройства страны отразилось на состоянии образования: занимавшие в советское время огромный содержательный и временной пласт идеологические дисциплины исчезли из учебных планов университетов, и образование, в том числе и журналистское, оказалось без привычной платформы. На смену идеологизированным курсам, пропагандировавшим интересы советской правящей верхушки, пришел отвечающий требованиям нового типового учебного плана базовый теоретический курс «Основы журналистики», появились новые социально-экономические и гуманитарные дисциплины. А в 1998 г. и далее в 2000 г. были утверждены, соответственно, первый и второй Государственные образовательные стандарты по специальности «Журналистика», в соответствии с которыми в российских вузах, обучающих студентов журналистике, стали внедряться курсы по экономике и менеджменту, правовым основам регулирования СМИ, журналистской этике, социологии и психологии журналистского творчества, а также культурология, политология, основы теории коммуникаций и ряд других дисциплин. По всей стране появилась разветвленная сеть государственных и коммерческих учебных заведений с факультетами, отделениями и кафедрами журналистики по подготовке и переподготовке журналистских кадров как по дневной, так и по вечерней и заочной формам.

Советский опыт обучения публицистов оказал существенное влияние на формирование современной отечественной концепции профессиональной подготовки журналистских кадров, заложил основополагающую базу, позволяющую отечественной высшей школе обрести национальные черты.

Развитию российской науки о журналистике и журналистскому образованию во многом способствовала тесная связь учебного процесса с научными исследованиями, отработанная система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, систематическое проведение исследовательской деятельности, конференций, а также открытие в российских вузах кафедр, отделений и факультетов журналистики, создание на базах специализированных подразделений лабораторий и учебных студий, выпуск монографий, учебных пособий и учебников по журналистике. Согласно выдвинутому в статье «Что предшествовало университетскому образованию журналистов» мнению Б. И. Есина, «учебно-методическая литература была строго подчинена догматическим партийным установкам, идеям классовой борьбы и превосходства коммунистической печати над ее буржуазными аналогами. Тем не менее был накоплен определенный фактический материал для дальнейшего развития журналистской науки» [4, с. 14-15]. То же касается и внедренной в советские годы практики проведения обязательного творческого конкурса, который и по сей день используется при отборе абитуриентов на специальности массово-информационного профиля.

Факультеты и отделения журналистики современных российских вузов уделяют значительное внимание общеобразовательной подготовке студентов, начало которой было положено в советские годы за счет проведения обучения студентов-журналистов на базах филологических факультетов.

Однако нельзя не отметить некоторую узость советского, преимущественно филологического, подхода к изучению журналистских явлений.

Согласно утверждению автора научной статьи «Полвека университетскому журналистскому образованию в России» М. И. Алексеевой, в советский период перечень специализаций «...ограничивался периодической печатью, радио, в редких случаях - фотожурналистикой. Теперь к этому списку прибавилась реклама, паблик рилейшнз, деловая журналистика, социология» [2, с. 6]. Начали готовить специалистов по новым компьютерным технологиям в области средств массовой коммуникации, журналистов-меж-дународников для региональной прессы, редакционных менеджеров.

В советские годы традиционная вузовская система журналистского образования дополнялась в основном высшими партийными, комсомольскими, профсоюзными школами, тогда как в настоящий момент сфера государственного журналистского образования развивается параллельно с коммерческими учебными заведениями.

Система российского журналистского образования за время своего существования проделала огромный путь. В отличие от жестко идеологизированной подготовки специалистов советского периода, отечественная модель обучения журналистов отдала приоритеты профессионализму. И уже сегодня мы можем видеть в России вполне сложившуюся систему журналистского образования, вобравшую в себя и фундаментализм, позитивные методики обучения советского времени, и новое содержание, которое дали отечественной системе образования те политические и социокультурные изменения, которые произошли с ней в постперестроечные годы, и опыт зарубежных государств.

Западное, в основном американское, журналистское образование изначально формировалось как ориентированное на практику (импровизированные редакции в стенах университетов, обилие практических курсов в учебных планах, регулярные стажировки студентов в действующих средствах массовой информации и пр.), тогда как российская система обучения с момента своего формирования базировалась на фундаментальных знаниях, большое внимание уделялось общеобразовательной подготовке журналистов, в частности, правовой. Примером может служить открытие в 1904 г. в Москве Научных и практических курсов по журналистике, организованных практикующим криминалистом, доктором юриспруденции Л. Е. Владимировым; в состав учебного плана курсов входило огромное количество правовых дисциплин. Показательно, что в США центры подготовки журналистов также долгое время создавались на базах юридических факультетов.

Иным курсом двигалось журналистское образование в европейских странах. Успешно реализованная французская методика обучения студентов машинописи и написанию и редактированию статей оказалась в центре внимания на Пятом Международном конгрессе журналистов в 1898 г. и была взята на заметку В. И. Лениным, организовавшим за рубежом в 1910-е годы обучение газетному делу русских эмигрантов. По сообщению коллектива авторов монографии «Интеграция дисциплин в журналистском обра-

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ...

зовании», «наиболее известны школы на Капри (1909 г.), в Болонье (1910 г.) и в Лонжюмо (1911 г.)» [1, с. 18].

Несмотря на усилия нацистской пропаганды в воспитании поколения журналистов, фанатично исполняющих приказы Гитлера, в послевоенной Германии сложилась собственная модель обучения с отбором студентов на секции журналистики - система волонтариата, или специальная обязательная стажировка в редакциях перед началом теоретического обучения. Нечто подобное встречалось и в Венгрии, однако там подготовка журналистов осуществлялась преимущественно вне системы высшего образования. Обязательную стажировку в редакциях, правда после получения теоретических знаний, стали проходить советские студенты в школах при Российском телеграфном агентстве, Институте красных журналистов и в последующем в Государственном институте журналистики и коммунистических институтах журналистов. Традиция организации студентам производственной практики существует и сегодня на факультетах и отделениях журналистики российских вузов.

Как сообщает автор публикации «Как стать журналистом в Румынии» Н. Вайнонен [3, с. 42—43], в этой европейской стране начинающие журналисты годами проходили сложные этапы «селекции» через подобную немецкому волонтариату систему, далее получали образование в вузе, работали в течение двух лет в местных редакциях и только после этого представали перед комиссией в качестве соискателей профессионального аттестата, который давал право полноценной работы в СМИ. Система подготовки кадров печати непосредственно в редакциях практиковалась и в России в первых десятилетиях XX в., однако на смену ей пришли курсовое и вузовское обучение журналистов.

Опыт зарубежных стран оказался во многом полезным для организации модели журналистского образования в России. Несмотря на многолетний период вынужденной изоляции по причине существования в СССР «железного занавеса», в нашу страну смогли проникнуть ряд тенденций, характерных для высшей школы других государств. Это и переводные учебники, и традиционные для некоторых отечественных вузов стажировки студентов за рубежом, и выступления заграничных преподавателей с лекциями по проблемам теории и практики журналистики. Кроме того, на сегодняшний день в планах российского сектора высшего образования значится переход страны на многоуровневую систему обучения, характерную для большинства европейских университетов.

Библиографический список:

1. Александров, Л. Г. Интеграция научных дисциплин в журналистском образовании [Текст]: монография / под ред. М. В. Загидуллиной, И. А. Фатеевой./ Л. Г. Александров, [и др.]. — Челябинск: Челябинский гос. университет, 2007. -231 с. - 18ВК 978-5-7271-0815-4.

2. Алексеева, М. И. Полвека университетскому журналистскому образованию в России [Текст] / М. И. Алексеева // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 1997. - № 6. - С. 3-7. - КБЫ 0201-7385.

3. Вайнонен, Н. Как стать журналистом в Румынии [Текст]: [о подготовке кадров] / Н. Вайнонен // Журналист. - 1982. - № 11. - С. 42-43.

4. Есин, Б. И. Что предшествовало университетскому образованию журналистов [Текст] / Б. И. Есин // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2004. - № 6. - С. 7-15. - КвЫ 0201-7385.

5. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2009.-316, [2] с.-КВЫ 978-5-7567-0410-5.

6. Распопова, С. С. Журналистское творчество: теория и практика освоения [Текст] / С. С. Распопова. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 256, [2] с. - КВН 5-317-01696-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.