С. РАСПОПОВА, ст. науч. сотрудник Южно-Уральский государственный университет
Вы часто встречаете в школе учителя, который бы никогда не учился в педагогическом вузе? А врача, который бы не грыз гранит медицинской науки 7-8 лет, или инженера, юриста, которые бы не получили профессионального образования?
В актеры, в писатели можно попасть, не учась, например, в Щукинском училище или в Литературном институте, но к числу таких людей принадлежат немногие - те, кому Богом дано.
Сразу на память приходит биография И. Бродского, который вообще никаких университетов не оканчивал. Конечно, это Бродский, равняться на него можно ...
А вот в журналистике каждый второй никогда профессии не учился.
Наверное, можно и без специального образования обойтись, если ты Аграновский, например, и тебе есть что сказать и ты нутром чувствуешь, как это сделать.
А если не чувствуешь? А если не знаешь?
И чаще не знаешь. В этом я убедилась, работая в системе журналистского образования. Эта статья является попыткой ответить на вопрос: как учить журналистике?
В Законе РФ «О средствах массовой информации» говорится, что журналист - это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для зарегистрированного издания, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по его уполномочию.
Журналист - прежде всего лицо общественное, поэтому, не осознав, что в руках у него находится мощное средство воздействия на современников и потомков, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя профессионалом. Еще М.В. Ломоносов в «Рассуждениях об обя-
В журналисты б я пошел...
занностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» писал: «Журналисты могли бы... очень благотворно влиять на приращение человеческих знаний, если бы их сотрудники были в состоянии выполнять целиком взятую ими на себя задачу и согласились не переступать надлежащих граней, определяемых этой задачей. Силы и добрая воля - вот что от них требуется...» [1]. Сформулированное правило общественного поведения журналиста, я думаю, звучит очень современно. Труд журналиста, обладая большой ценностью для общества, предъявляет высокие требования к его личности.
Вероятно, поэтому дискуссии о том, как и кому учить журналистов, продолжаются не одно десятилетие. Преподаватели, журналисты-практики и ученые давно размышляют об особенностях журналистского образования.
Нужна ли единая модель образования?
Будет ли востребован завтра журналист-универсал?
Кого можно сегодня назвать журналистом: того, кто пишет, или того, кто собирает информацию?
И кого в связи с этим должны готовить факультеты журналистики?
Непросто ответить на эти и другие вопросы, так как журналистика играет в обществе многочисленные социальные роли. Кроме того, за последнее время в отечественной журналистике произошли серьезные изменения.
Бурное развитие информационных технологий способствовало свободному вхождению в медиапространство всех желающих. Это привело к тому, что сократилось до минимума расстояние между производителем и потребителем информационных продуктов: потребитель
94 Высшее образование в России • № 9, 2005
информации активно включился в процесс производства [2].
Аудитория, в связи с изменениями в масс-медиа, по-разному представляет себе функции журналистики. В обществе существует большой разброс мнений в понимании функций журналистики. Но несмотря на происходящие изменения в масс-медиа, основная функция журналистики заключаются в удовлетворении системных информационных потребностей общества, без чего оно не может быть устойчивым и способным к развитию. Сошлюсь на Г.В. Лазутину в определении круга общественных потребностей, которые удовлетворяют СМИ:
• в формировании массового сознания,
• в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности,
• в самоопределении общественного мнения,
• в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам,
• в поддержании необходимого жизненного тонуса общественного психологического состояния людей [3].
К сожалению, современной журналистикой названные выше общественные потребности не всегда удовлетворяются в полной мере. Сегодня отсутствует последовательная ориентация на систему гуманистических ценностей, которая проявляется и в демонстрации скептического отношения к этим ценностям, и в уходе от сколько-нибудь определенных поступков по шкале добра и зла, а главное - в акцентировании таких стереотипов поведения, которые способны повлечь за собой формирование асоциальных установок людей, приучая их к насилию, жестокости, вредным привычкам. Кроме того, происходит обесценивание слова, загрязнение языка. Все это рождает обеспокоенность людей своим настоящим и будущим, и вклад журналистов в тревожное состояние людей достаточно велик.
В последние десятилетия ослабли внут-рипрофессиональные связи, так как пресса и другие СМИ стали принадлежать хозяевам - олигархам и власти, а взаимодействие с товарищами по цеху перестало выступать как некий нравственный стандарт, помогающий журналисту ориентироваться в сложных ситуациях, требующих морального выбора. Следствием этого явилось вытеснение этики из профессии.
Журналистика начала подменяться пиаром. В печати, на радио и телевидении рядом с журналистскими материалами присутствуют материалы заказные, «проплаченные», но выходящие без надлежащей отметки, указывающей на их происхождение. Это дезинформирует читателя, укореняя его недоверие к СМИ.
Как организовать обучение в этих новых социальных условиях?
И можно ли развить в будущих журналистах в период их обучения честность, ответственность?
Безусловно, трудно «разучить» в учебном процессе со студентами роль этически зрелого профессионала, но можно привить потребность к исполнению этой роли. И здесь преподавателю отводится важная роль.
В образовательном стандарте есть раздел, в котором дается подробная квалификационная характеристика преподавателя факультетов журналистики, которая сопровождается оговоркой - «как правило», т. е. преподаватель, как правило, должен иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, иметь опыт деятельности в СМИ. Следовательно, квалификационная характеристика открывает возможность притока преподавательских кадров из редакционной практики или иного по профилю образования. Главное требование, которое должно предъявляться преподавателю высшей журналистской школы, по мнению С.Г. Корконосенко, - быть личностью [4].
В реальной педагогической практике имеет место как положительный, так и от-
рицательный опыт. К отрицательному педагогическому опыту можно отнести такое поведение преподавателя, когда он, считая себя мэтром журналистики, излишне морализирует и не оставляет права выбора для студентов. Такой преподаватель чаще всего забывает, что студенты - пока еще не профессиональные журналисты, а он - не редактор и не светило журналистики, а преподаватель, для которого основной задачей является раскрытие творческого потенциала студентов.
В качестве положительного опыта приведу примеры из текущей педагогической практики факультета журналистики МГУ, хотя ценный опыт преподавания, безусловно, накоплен и на других факультетах и отделениях журналистики, подтверждением чему являются материалы научно-практических конференций МГУ, СПбГУ, УрГУ, других университетов.
На лекции по психологии журналистского творчества, которые ведутся одновременно двумя преподавателями - Е.И. Прониным и Е.Е. Прониной (МГУ), студенты вовлекаются в рефлексивную деятельность, которая помогает им личностно понять задачи свой будущей профессии. Преподаватели в ходе занятий ставят перед студентами вопросы, которые в содержательном плане синтезируют психологию и журналистику и создают у студентов целостное представление о специфике журналистского творчества. Варианты вопросов: «Было ли так в вашей жизни, чтобы пресса помогла вам в решении проблем? Если да, то в чем?»; «Было ли так, что Вы как репортер кому-то помогли (ваши публикации)?».
В ходе учебного занятия по этике журналиста (Г.В. Лазутина) студенты приглашаются к совместному обсуждению особенностей журналистской деятельности. Они коллективно пытаются найти ответы на вопросы: какие риски существуют в журналистской деятельности? Какими профессиональными шагами они могут быть сведены к минимуму?
На занятии спецсеминара, организуемо-
го в режиме диалогического общения (Л.Г. Свитич), студенты и преподаватель выдвигаютвопросы, затрагивающие разные аспектырассматриваемой темы. Например, при обсуждении темы «Креативность в журналистике» выдвигаются для обсуждения следующие вопросы: можно ли говорить о креативности применительно к современному телевидению? Почему пиар -не журналистика?
В последнее время многочисленные западные эксперты, обучая журналистов в России, делают упор на современные технологии, и в этом, считает Д.С. Авраамов, заключается немалый позитивный смысл, так как «ремесло составляет почву, на которой и произрастает творчество. Но за постоянными разговорами о технологиях, бизнесе и индустрии СМИ мы забываем, а зачем, собственно говоря, все это нужно? Забываем в том числе и о гуманистической миссии журналистики» [5]. Здесь будет небезынтересно вспомнить, что многие российские журналисты утверждали гуманистические идеалы даже в период застоя, когда не приветствовалась ставка на успех любой ценой, на обман, на покушение на личную жизнь героя публикации. Образцы лучших журналистских произведений - это журналистика без жульничества, которую представляли Анатолий Аграновский, Александр Бовин и другие. Они, не получившие профессионального журналистского образования, создавали свои произведения, руководствуясь «нравственным законом». К сожалению, для многих сегодняшних журналистов, которые в своем большинстве являются выпускниками факультетов журналистики, заповеди отсутствуют. У них есть знания о современных технологиях и представления о правилах морали, не хватает главного: чтобы идея чести стала доминирующей.
В последнее время все настойчивее звучат голоса редакторов и других сотрудников СМИ о бесполезности специального журналистского образования. И для этого есть объективные предпосылки:
96 Высшее образование в России • № 9, 2005
• профессия журналиста не лицензируется и остается открытой для любого желающего пробовать в ней свои силы;
• во все времена среди корреспондентов и редакторов, не имеющих журналистского образования, было немало людей, достигших большой популярности и известности;
• есть мнения (и они справедливы), что настоящего профессионала может воспитать только профессионал, что развитие одаренности - это индивидуальное, «штучное» производство, требующее тесного взаимодействия с мастером, который может дать намного больше, чем целый штат педагогов.
Трудно с этим не согласиться, но университет, кроме того, что дает широкое фундаментальное образование, в отличие, например, от ремесленного училища или мастерской (пусть даже творческой), оказывает влияние на личность студента многими личностями преподавателей. Кроме того, университетское образование открывает человеку дверь в культуру, так как стать образованным - значит находиться в пространстве культуры, чувствовать себя ее носителем и проводником. Журналистика является частью культуры, а журналистские произведения - информационные продукты культуры, т.е. продуктивное существование в журналистике возможно только в диалоге журналиста и читателя. Это необходимо учитывать в организации учебного процесса. Профессиональное обучение должно быть направлено на развитие рефлексии будущих журналистов, должно помочь им стать субъектами сначала учебной, а затем и профессиональной деятельности. Ибо только субъект способен, овладев технологией работы, встать над ней, демонстрируя свою уникальность во владении фактом, аргументом, образом.
У журналиста как представителя профессий, которые имеют дело с человеком, влияют на его судьбу и духовный мир, технологически целесообразные и собственно моральные стороны деятельности взаимосвязаны. По мнению Е.И. Пронина, журна-
листский текст ставит читателя не просто перед лицом практической задачи и даже не просто перед общезначимым явлением культуры, а перед нравственным выбором, ибо он оценивает реальную ситуацию как проблему, в конечном счете этическую. «Следует иметь в виду, что этическая компонента журналистского текста выражает не столько объективную картину мира, сколько выражает субъективную позицию самого журналиста» [6]. Поэтому нужно учить студентов строго соблюдать классические правила работы с материалом, с людьми, документами, ментальными представлениями, с коммуникативными технологиями и т. д.
Е.И. Пронин считает, что существует жесткая зависимость: чем больше нарушений классических приемов журнализма, тем «желтее» издание, тем беспардоннее редакционные нравы, тем выше опасность моральной и профессиональной деградации журналиста.
Так как же сегодняучить журналистике?
Декан факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский считает, что нужно «предоставить будущему журналисту возможности самостоятельно сформировать свои взгляды, свое мировоззрение, свою точку зрения на различные общественные процессы» [7]. Процесс обучения должен рассматриваться как встреча позиций студентов и преподавателя по сущностным проблемам, в ходе которой должны уточняться, обогащаться и преобразовываться взгляды, интересы, мотивы, в той или иной степени определяющие личность.
Стать журналистом - это, прежде всего, развить в себе личность, ибо талант, кроме прочего, категория нравственная. Способные люди, по мнению Леонида Жуховицкого, есть в любой редакции, на любом курсе любого журфака. А вот талантливыми станут не те из них, кто освоят максимум профессиональных приемов, а те, кто наберут и вырастят в себе этос профессии. Однажды Олег Табаков объяснил быстрый и прочный взлет молодого «Современника» тем, что в театре
все было замешано на совести. В настоящей журналистике тоже все должно быть замешано на совести. Это, на мой взгляд, и является ответом на вопрос: как учить журналистике сегодня.
Литература
1. Ломоносов М.В. Рассуждения об обязан-
ностях журналистов при изложении им сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии // История русской журналистики. - М., 2001. - С. 105.
2. ЛазутинаГ.В. Основы творческой деятель-
ности журналиста. - М., 2004. - С. 202.
3. Лазутина Г.В. Журналистика и качество
массовых информационных потоков: этический аспект // Вестник Моск. ун-та. -Сер. 10. - 2004. - № 1. - С. 33.
4. Корконосенко С.Г. Преподаем журналис-
тику. - СПб., 2004. - С. 15.
5. Авраамов Д.С. Человек для субботы? //
Вестник Моск. ун-та. - Сер. 10. - 2004. -№ 1. - С.24.
6. Пронин Е.И. Информация и этика // Вес-
тник Моск. ун-та. - Сер. 10. - 2004. - № 1. - С.5.
7. Засурский Я.Н. Журналистское образование в МГУ // Вестник Моск. ун-та. -Сер. 10. - 2002. - № 2. - С. 5.
В.ИЛЬИН, доцент Сахалинский государственный университет
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения информационных сетей) определяют будущее коммуникаций.
Что принципиально нового по пользовательским характеристикам вносит Интернет в информационное пространство?
Из таблицы видны все преимущества
Интернет как СМИиК
Интернета. Насколько же реальна замена традиционных СМИ электронными?
Интернет уверенно отвоевывает себе жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией. В возникшей ситуации многим газетам и журналам приходится срочно делать выбор: размещать свое издание в сети Интернет или нет.
Как ни странно, но радио в Интернете несет ту же функцию, что и в оффлайне:
ТВ Радио Пресса Интернет
Возможность выбора времени пользователем X X + +
Возможность хранения для повторного использования X X + +
Возможность получения/передачи информации одновременно с событием + + - +
Форма передачи:
Текст + - + +
Неподвижное изображение + - - +
Движущееся изображение + - - +
Звук + + - +
Необходимость в специальном оборудовании + + - +
Примечание: + да, - нет, X- с использованием специальных дополнительных устройств.