Научная статья на тему 'Журналистская этика и игра (методические замечания)'

Журналистская этика и игра (методические замечания) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
246
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александров Л. Г.

Статья посвящена методическим вопросам применения игровых форм в ходе подготовки студентов-журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистская этика и игра (методические замечания)»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. Г. Александров

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА И ИГРА (ыетодические эаыечания)

Статья посвящена методическим вопросам применения игровых форм в ходе подготовки студентов-журналистов.

Ключевые слова: игровые методы обучения, журналистское образование, профессиональная этика.

Современная журналистская этика давно перестала быть некоей универсальной концепцией поведения журналиста, согласно определенного набора проверенных опытом принципов. Динамика современной общественной жизни вообще нивелирует представления об универсальности профессионального поведения журналиста. Скорее, речь идет об оптимальном поведении субъекта той или иной деятельности в определенной ситуации. А кроме того, наличие в обществе журналистской, врачебной, деловой этики, юридических законов и многообразных кодексов, норм экономической целесообразности и политической корректности, не говоря уже о традиционной религиозной, светской или даже народной морали, - все это не дает оснований говорить об универсальных нормах поведения вообще. Различия же в поведении людей, обусловленные гендерными, возрастными, национальными или иными факторами, также отнюдь не упрощают положение вещей в области морали и этики. Таким образом, данная сфера была и остается сегодня «неклассическим», «не академическим» пространством, в котором возможен, а порой и необходим экспериментальный, творческий подход.

Творческая реализация в средствах массовой информации, осуществляемая в форме игры, принимается как некий особый, часто внесистемный метод у многих исследовате-лей1. Вопрос о возможности и необходимости преподавания журналистских дисциплин в форме игры также был поставлен давно, и это отражено, например, в приложении к учебному пособию «Основы журналистики», выпущенному в ЧелГУ в 2005 году. Эта позиция была защищена как дискуссионная концепция и методика в ряде публикаций автора статьи2. Было обнаружено, что игровое начало развивает диалоговую культуру журналиста, отрабатывает некоторые специфические функциональные

моменты в журналистике, а потому вполне приемлемо в системе современного медиао-бразования. Игровые методики в образовании обусловлены междисциплинарностью журналистского обучения, его явно выраженным гуманитарным характером, особенностями общественной среды с ее ролевыми моделями поведения, требованиями к журналистской профессии, согласно которым нужно быть готовым к работе в неординарных, неожиданных, а порой и экстремальных условиях, и многими иными факторами.

На игровых основах построены в значительной степени познавательные, коммуникативные, развлекательные, организационные и, если так можно сказать, «мифотворческие» функции СМИ. В форме игры порой можно воспринимать и неоднозначные современные представления о журналистской этике, имея в виду ее ярко выраженную ситуативность и многообразную свободу выбора линии поведения (способа действия) в пространстве современной коммуникации. однако следует ясно понимать и то, что «игра» составляет также и проблемную зону для теории и методологии журналистского образования, как раз вследствие ее неоднозначности, многофункциональности и ситуативности. И это не говоря уже о том, что при соотнесении понятий, взятых из западного демократического опыта (в разных национально-культурных его вариантах), с понятиями, выработанными отечественной практикой общественного развития, порой также возникают серьезные «накладки», трения и разночтения3.

В последней методической разработке факультета журналистики МГУ, сегодня готовящейся к переутверждению в связи с меняющимися стандартами образования, выдвинуты, в частности, следующие требования к уровню освоения содержания курса «Профессиональ-

ная этика журналиста»: «Основной критерий оценки освоения пройденного материала - умение студента применять полученные знания на практике при разрешении сложных профессионально-нравственных ситуаций. Способность видеть существующие альтернативы и выбирать вариант поведения, сориентированный на моральные ценности журналистского сообщества, - достаточное свидетельство готовности начинающего журналиста к дальнейшему самостоятельному профессионально-нравственному развитию»4. Здесь, как и в учебном пособии 1999 года, Г. В. Лазутина базируется на таких общетеоретических и общегуманитарных понятиях, как долг, ответственность, совесть, честь и достоинство. Именно на этой достаточно условной моральной основе, хотя и выраженной в «идеальных» социально-философских понятиях, строятся принципы и нормы журналистики.

В учебном пособии приведены примеры ситуаций, но практическая применимость данных принципов к реальной журналистской деятельности выглядит все же не бесспорной. Впрочем, нужно признать справедливым введение Г. В. лазутиной в методологический обиход и такого понятия, как этическая коллизия - оно, по крайней мере, объясняет работу журналисткой методологии в вышеупомянутых ситуациях неоднозначности, противоречивости и конфликтности. В учебно-методических комплексах ЧелГУ, в связи с этими обстоятельствами, давно и сознательно введены такие, например, разделы и подразделы, как:

- «пограничные» методы и приемы в журналистике («пограничность» здесь мыслится как возможность выйти за пределы дозволенного, как крайность любого вида социальной деятельности);

- феномен сенсации;

- скрытые методы наблюдения;

- конфликтное общение;

- принципы «желтой прессы»;

- субъективно-оценочные темы и жанры в журналистике;

- ролевые методы «перевоплощения» в журналистике.

Сделано это не случайно, а как раз в связи с методологическими трудностями самого предмета изучения. На наш взгляд, если теория журналистики еще в какой-то мере модифицирует свои понятия, соразмеряет их с реальной практикой СМИ, то методические разработки просто не успевают сложиться в условиях ди-

намично и интенсивно развивающейся профессии журналиста. Методы, обозначенные как инновационные, уже через 4-5 лет могут быть признаны едва ли не устаревшими.

отдельные игровые методики уже обсуждались на конференциях ЧелГУ. В этот раз участникам конференции предлагалось принять участие в эксперименте, который должен был каким-то образом показать, продемонстрировать нравственный уровень коллектива преподавателей журналистики и их взгляды на острые жизненные проблемы. Предложенная для анонимного заполнения анкета была построена на уже обсуждавшихся ранее «неправильных», провокационных вопросах (из массива данных были исключены вопросы, повторяющиеся по теме, форме или смыслу). особенность анкеты состояла и в том, что она не имеет жестко заданной тематики, а касается - без всякого повода или злого умысла - весьма тонких, щепетильных обстоятельств существования и мировоззрения человека. образец анкеты представлен в приложении5. Сложность ответов на данные вопросы, видимо, усиливалась эффектом неожиданности, но выводы после проведения социологической, статистической обработки данных анкеты все-таки можно было сделать.

При подсчитывании процентов следует не забывать одну особенность: «правильным», корректным не всегда считается то решение, которое принимается на основании мнения большинства (как это происходит в оптимальных случаях при демократическом обществе), а то положение вещей, при котором должным и полным образом отражаются и учитываются интересы меньшинства. Этот моральный парадокс замечен давно, но не всегда принимается во внимание современными гуманитарными науками, стремящимися все же к точности и достоверности социологических знаний.

В анкетировании приняло участие 20 человек. Здесь мы приведем некоторые общие результаты. Исследование национальной темы показало, что 50 % опрошенных относятся толерантно ко всем нациям и народностям. 6 человек указали на некорректность постановки такого вопроса вообще, но 4 человека все-таки сообщили, что относятся с некоторым предубеждением к представителям одной из наций (какие именно эти 4 нации, здесь мы указывать не будем). Вопросы № 2 и 5 касались моральных и юридических аспектов наказаний за какие-либо преступления. В первом случае

нужно было указать отношение к смертной казни за наиболее тяжкие преступления. 25 % респондентов отнеслись к ней отрицательно, 25 % - нейтрально. Оставшаяся половина респондентов определила характер преступлений, за которые введение смертной казни было бы, по их мнению, приемлемо. Наиболее часто встречающийся вид преступлений в данной категории ответов - это серийные убийства, насилие над детьми и развращение несовершеннолетних. Также назывались изнасилование и т.н. преступления против человечества. Что касается последнего случая, то он имеет отношение и к ситуации, обозначенной в вопросе № 5 (подозрение в терроризме). 75 % респондентов обратились бы в этой ситуации в правоохранительные органы, а один даже лично сдал бы террориста в милицию. Были и иные варианты поведения - поговорить с террористом, написать о нем статью в газету или ничего не делать по отношению к нему (так ответили 2 человека).

Общий моральный облик преподавателя журналистики может быть оценен по ответам на вопросы № 3 и 4. 13 человек из 20 не стали бы сниматься в рекламном ролике в стиле ню ни за какие деньги. Однако 7 из 20 сделали бы это, причем 6 человек бесплатно, а 1 - за сумму в 10000 долларов. Интересно, какие внешние данные надо иметь, чтобы какая-нибудь кино- или телестудия заключила бы контракт на эту сумму за один рекламный ролик? Лексикон преподавателей журналистики (в плане ругательств) оказался чрезвычайно разнообразным. Слова мужского рода встречались в нем примерно в 2 раза чаще, чем слова женского рода. По частоте же употребления лидерами рейтинга сильных ругательств стали такие слова, как «скотина», «тварь» (сразу вспоминается Раскольников у достоевского), а также существительное женского рода, противоположное слову «кобель» мужского рода. Кстати, 2 респондента из 20 признались, что не умеют ругаться вообще, что весьма похвально для преподавателя журналистики.

Наконец, вопросы № 6 и 7 относились непосредственно к характеристике журналистской профессии. 11 респондентов заявили, что в СМИ все имеющиеся жанры и методы вполне приемлемы и не требуют исключения из повседневного обихода, однако, 9 человек предложили исключить некоторые формы, встречающиеся еще в практике СМИ, например, оправдание фашизма и сталинской диктатуры,

описание интимной жизни, порнографию и сексуальную тематику для детей, а также такие явления, как "подставу", компромат и черный PR. В любом случае, преподаватели факультета журналистики компетентно заявляют, что все это - опасные для журналистики методы коммуникации и их следует по возможности избегать. Что же касается обмана и лжи, то современные СМИ, по общему мнению преподавателей, объективны примерно на 55% (средний балл всех ответов), и лишь один человек выбрал свободный вариант ответа, высказав глубокую мысль о том, что и в журналистике все-таки правда у каждого - своя.

Примечания

1 См.: Корконосенко, С. Г. Право и этика СМИ / С. Г. Корконосенко, В. В. Ворошилов. СПб., 1999. С. 75-89; Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя, понимали и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002. С. 140-145.

2 См., напр., работы: Александров, Л. Г. О развитии специальности «журналистика» и проблемах становления факультета журналистики ЧелГУ // PR в образовании : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2003; Его же. Особенности преподавания журналистских дисциплин на отделении «PR» // Научно-методические подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин. Челябинск, ЧФ УРАО, 2004; Его же. Mass media и public relations: проблемные точки взаимодействия в области теории и практики современного университетского образования // Вестник Челяб. гос. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 2004. № 1 (1). С. 14-21; Его же. Место дисциплины «Основы журналистики» в перспективной интеграции журналистского образования // Вестник Челяб. гос. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 2005. № 1. С. 10-15; Его же. Культура - этика - коммуникация : к постановке вопроса об уровне воспитания современного журналиста // СМИ - общество - образование : модели взаимодействия : материалы междунар. научно-практ. конф. Челябинск, 2007; Его же. Крайности и противоречия в «игровой» методике преподавания курса «Профессиональная этика журналиста» // Знак. 2008. № 1 (2). С. 6-11; Его же. Викторина как форма учебной коммуникации в рамках курса «Основы журналистики» // Медиасреда : альманах. 2009. С. 64-68; Его же.

К проблеме соотношения понятий о mass media и public relations в современном общественном сознании и гуманитарном образовании // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства : сб. материалов заочной конференции. Челябинск: ЮурГУ, 2009.

3 См.: Берлин, М. О преподавании журналистской этики : учеб. пособие. М., 1995; Саморегулирование журналистского общества. опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М., 2004. и др.

4 Лазутина, Г. В. Примерная программа дисциплины «Профессиональная этика журналиста» федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика». М., 2005; См. также Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учеб. пособие. М., 1999.

5 Анкета (текст):

1. Есть ли на земном шаре нация или народность, к представителям которой вы относитесь с сильнейшим неприятием? а) нет такой нации; б) я отношусь с предубеждением к одной из них (какой?) в) ненавижу одну нацию (какую?) г) вопрос поставлен некорректно

2. Как вы относитесь к смертной казни за наиболее тяжкие преступления? а) отрицательно; б) нейтрально; в) если положительно, то за какое преступление?

3. За какую сумму вы согласились бы позировать в совершенно обнаженном виде в реклам-

ном ролике?

а) 10000 рублей; б) 10000 евро; в) 100000 долларов; г) ни за какую; д) могу и бесплатно

4. Назовите самое сильное ругательство, которое вы используете по отношению к другому человеку (конечно, если этот текст не для СМИ)

5. Предположим, общаясь с человеком, вы узнаете о том, что он является террористом государственного масштаба. В его планах акции, способные повлечь за собой десятки человеческих жертв. Что вы сделаете по отношению к этому человеку? а) убью немедленно; б) сообщу о его планах в правоохранительные органы; в) ничего не буду предпринимать; г) расскажу о нем как о сумасшедшем чудаке, живущем рядом с нами; д) сделаю что-либо иное (что?)

6. Есть ли в СМИ жанр (тема, функция, метод) наиболее негативный (-ая) среди всех остальных и требующий (-ая) исключения из пространства журналистики? а) если да, то какой?

б) в СМИ все позитивно, приемлемо; в) затрудняюсь ответить

7. В какой мере пространство современных СМИ насыщено обманом, ложью, неправдой, дезинформацией?

а) 20 % б) 40 % в) 60 % г) 80 % д) 100 % е) СМИ дают объективную картину мира; ж) свой вариант

А. И. Кондратенко

становление профессионального журналистского образования в 1930-е годы

В 1930-е годы в регионах СССР были предприняты попытки создания системы профессионального образования журналистов. Важнейшими центрами данного процесса являлись Воронеж (газетное отделение коммунистического университета) и Орёл (партийная школа). В предлагаемой статье на материалах архивов впервые в отечественной историографии раскрываются некоторые особенности становления журналистского образования в Центральном Черноземье в 1930-е годы.

Ключевые слова: журналистика, образование, коммунистический университет, партийная школа.

Бытует мнение о том, что система журналистского образования в нашей стране начала складываться после Великой отечественной войны, с открытием отделений и факультетов журналистики в государственных универси-

тетах. Однако и в предыдущие десятилетия в СССР существовала сеть учебных заведений, готовивших кадры для редакций (характерно, что в дореволюционной России подобные факультеты вообще отсутствовали). Важно отме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.