Научная статья на тему 'Курс «Женская пресса» в системе журналистского образования'

Курс «Женская пресса» в системе журналистского образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
718
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ГЕНДЕР / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНЫЙ КУРС / WOMEN'S PRESS / WOMEN'S MAGAZINES / GENDER / JOURNALISM EDUCATION / VARIABILITY COURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха Виктория Вячеславовна

Статья посвящена рассмотрению учебного курса «Женская пресса», разработанного автором в начале XXI в. Программа курса претерпела определенные изменения, связанные с типологической трансформацией женской периодики, информационной глобализацией, медиаконвергенцией. По мнению автора, данная дисциплина способствует расширению знаний о возможностях гендерно ориентированных СМИ. Цель и задачи курса знакомство с женской прессой в исторической ретроспективе; выявление гендерных, типологических, тематических характеристик изданий, определение роли гендерных СМИ в социуме, обучение студентов созданию текстов для гендерной периодики, типологическое моделирование женских изданий. Рассматриваются направления изучения курса, определяется тематика лекционных, практических, семинарских занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The course «Women's press» in the system of journalisms education

The article discusses the training course «Women's Press», developed by the author in the beginning of the XXI century, the program has undergone a certain rate changes associated with the transformation of women's typological periodicals, information globalization, media convergence. According to the author, the discipline promotes expansion of knowledge about the possibilities of gender-sensitive media. The purpose and objectives of the course Introduction to Women's Press in historical perspective; gender identification, typological, thematic characteristics of publications defining the role of gender in the media society, teaching students create texts for gender subscriptions, typological modeling women's publications. We consider the direction of studying the course, determined by subjects of lecture, practical, seminars.

Текст научной работы на тему «Курс «Женская пресса» в системе журналистского образования»

УДК 070 ББК 76.120.4

Смеюха Виктория Вячеславовна

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой массовых коммуникаций и прикладной лингвистики,

Ростовский государственный университет путей сообщения, 344038, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: [email protected]

Victoriya V. Smeyha

Rostov State Transport University,

2 sq. Rostovskogo strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya, 344038, Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail: [email protected]

КУРС «ЖЕНСКАЯ ПРЕССА» В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению учебного курса «Женская пресса», разработанного автором в начале XXI в. Программа курса претерпела определенные изменения, связанные с типологической трансформацией женской периодики, информационной глобализацией, медиаконверген-цией. По мнению автора, данная дисциплина способствует расширению знаний о возможностях гендерно ориентированных СМИ. Цель и задачи курса — знакомство с женской прессой в исторической ретроспективе; выявление гендерных, типологических, тематических характеристик изданий, определение роли гендерных СМИ в социуме, обучение студентов созданию текстов для гендерной периодики, типологическое моделирование женских изданий. Рассматриваются направления изучения курса, определяется тематика лекционных, практических, семинарских занятий.

Ключевые слова: женская пресса, женские журналы, гендер, журналистское образование, вариативный курс.

THE COURSE «WOMEN'S PRESS» IN THE SYSTEM OF JOURNALISM'S EDUCATION

The article discusses the training course «Women's Press», developed by the author in the beginning of the XXI century, the program has undergone a certain rate changes associated with the transformation of women's typological periodicals, information globalization, media convergence. According to the author, the discipline promotes expansion of knowledge about the possibilities of gender-sensitive media. The purpose and objectives of the course — Introduction to Women's Press in historical perspective; gender identification, typological, thematic characteristics of publications defining the role of gender in the media society, teaching students create texts for gender subscriptions, typological modeling women's publications. We consider the direction of studying the course, determined by subjects of lecture, practical, seminars.

Keywords: women's press, women's magazines, gender, journalism education, variability course.

© В.В. Смеюха, 2014

91

Модификация системы СМИ вносит существенные коррективы в журналистское образование. Начиная с 90-х гг. XX столетия, масс-медийное пространство кардинально преобразовалось: изменились его ключевые функции, сформировались новые типы СМИ и новые виды средств массовых коммуникаций, образовались неисполь-зовавшиеся ранее формы информационно-коммуникативных отношений. Вследствие чего установились новые требования к качеству журналистского образования; в вузах, осуществляющих подготовку журналистских кадров, стали вводиться новые учебные дисциплины, апробироваться инновационные технологии обучения.

Как отмечает декан факультета журналистики МГУ Е.Л. Вартанова, «Московская школа теории журналистики, которая возникла и развивалась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, долгое время считала, что журналистика и СМИ — это близкие, взаимозаменяемые понятия, почти синонимы... Анализируя сегодня положение журналистских текстов, содержания, произведенного журналистами, в СМИ, мы понимаем, что их необходимо встраивать в более широкий контекст сферы производства содержания / информации. Основываясь на индустриальном подходе к СМИ, предлагаем рассматривать и сами СМИ частью формирующегося кластера индустрий (производства) содержания, в котором журналисты только частично выполняют задачи создания, обработки, распространения и хранения информации» [2]. Таким образом, требования к современному процессу образования журналистов, с одной стороны, мотивируются потребностями трансформирующегося медийного рынка, с другой — необходимостью познания теоретических основ журналистского процесса, исторического опыта развития журналистики, что

способствует «пониманию социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ» [28]. Ученые признают, что журналистская теория отстает от практики, при этом наблюдается ускорение обновления информационных процессов [19], в связи с чем необходимо проводить повышение общего уровня медиаобразо-вания [3; 10], а студентам факультетов и отделений журналистики — предоставить право выбора как специализации профессиональной подготовки, так и личной роли в сфере журналистики [5].

Одним из вариативных курсов, предлагаемых студентам отделений и факультетов журналистики, является дисциплина «Женская пресса». На факультете филологии и журналистики Ростовского государственного университета (ныне Южный федеральный университет) данный курс был разработан в начале нового тысячелетия. За десять лет существования в его программу были внесены существенные коррективы, вызванные развитием гендерных технологий, типологической трансформацией женской прессы, информационной глобализацией, меди-аконвергенцией. Курс неизменно вызывал и продолжает вызывать интерес учащейся аудитории, причем не только студенток, но и студентов, что объясняется популярностью женской прессы на современном медиарынке.

Целесообразность введения курса «Женская пресса» в учебный план мотивировалась активизацией сегмента женских СМИ. В советское время издавались три центральных женских журнала и республиканская периодика для женщин (в среднем по одному журнальному изданию в союзной республике); ограниченная численность типа женской прессы, типологические

характеристики которого определялись партийным руководством, не требовала формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы в гендерно ориентированном периодическом издании; содержание массовой прессы не предусматривало выявления интересов аудитории, обусловливаемых гендерным критерием, что, в свою очередь, исключало необходимость создания текстов СМИ с учетом гендер-ных характеристик и информационных потребностей читательского сегмента.

В 90-е гг. XX в. стал действовать целый ряд женских периодических изданий, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, появились международные версии женских журналов, в массовой прессе были выделены разделы и рубрики, адресованные женской аудитории. Интерес женской читательской группы к информации, оказывающей помощь в построении и реализации гендерных моделей поведения, мотивировал открытие новых женских периодических изданий. В связи с чем в журналистике и в сфере подготовки журналистских кадров обозначилась необходимость изучения опыта женской прессы, ее истории, проблемно-тематических и типологических характеристик. В начале 1990-х гг. в стране начало распространяться ген-дерное учение, направленное на исследование гендерных реалий и создание концепций гендерного равенства, его представители акцентировали внимание на гендерной асимметрии, присутствующей в отечественных СМИ. Современная женская пресса (не только женская, но и массовая в том числе) в процессе освещения жизнедеятельности современниц реализует, главным образом, развлекательные и рекламные функции, что ведет к сужению ген-дерных интересов аудитории, гендер-ной стереотипизации, превалированию определенных форматов гендерного поведения. Для нейтрализации обозна-

ченных проблем необходимо проводить информирование журналистов о гендерном дисбалансе, что будет вести к изменению их представлений о функциональном назначении гендерно ориентированных СМИ, обеспечивать формирование представлений о специфике и характере публикаций гендерной тематики. По мнению руководителя Центра гендерных исследований средств массовой информации МГУ О.В. Смирновой, в учебные программы по журналистике необходимо ввести курсы, связанные с гендерными исследованиями (например, «Гендерная проблематика в СМИ», «История российской / зарубежной гендерной журналистики», «Современная гендерная журналистика в России» и др.), что будет способствовать повышению качества гендер-ного образования студентов [24].

Целью курса «Женская пресса» является изучение женской периодики с выявлением гендерных моделей, конструируемых ею в контексте эволюционного развития общества; в рамках достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: рассмотрение этапов развития отечественной женской прессы, ее классификационных, типологических, проблемно-тематических особенностей, формируемых в определенные исторические периоды; определение роли женских изданий в формировании гендерной идентичности; анализ экономических, политических факторов, оказывающих воздействие на развитие системы женской периодики и изменение ее тематического контента и др. Важно не ограничиваться знакомством с историческими типами женских изданий и их тематикой, а рассматривать становление периодики, ее трансформацию в связи с изменением статуса женщины в социуме, что позволяет определить степень внимания общества к роли женщины в общественной и семейно-бытовой сферах, а также выявить значение гендер-

ной прессы в популяризации гендерных типов идентичности.

История женской прессы подразделяется на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский, каждый из которых дифференцируется на под-этапы, связывающиеся с масштабными преобразованиями в жизни женщины, которые находили отображение в информационном пространстве женских изданий [22]. Так, дореволюционный этап включает следующие периоды: первый — с 1779 г. до середины 50 х гг. XIX в., это время зарождения женских периодических изданий и формирования моделей женских журналов, преимущественно литературных. Их появление было связано с желанием издателей привлечь внимание еще не-задействованной читательской группы, тематика публикаций определялась традиционными интересами женской аудитории. В отечественной научной литературе специфика жизни женщины в данный исторический период рассматривается в работах доктора исторических наук Н.Л. Пушкаревой [15, 18]. Сами же женские журналы по причинам их малой доступности для широкой аудитории можно исследовать, используя научные труды авторов, занимавшихся изучением истории гендерной прессы [6; 14; 22; 25].

Второй период длился с середины 50-х гг. XIX в. до начала XX в, его хронологические рамки связываются с актуализацией женского вопроса, распространением в прессе феминистских идей, активно разрабатывавшихся на западе, и формированием отечественного феминизма. В системе женской прессы появился новый тип издания — литературно-общественный журнал. Анализу данного исторического периода посвящен ряд исследований [26; 17; 31]. Вопросы изменения положения женщины интересовали публицистов второй половины XIX в., их статьи публиковались как в женской прессе,

так и в изданиях, адресованных широкой аудитории, позже данные работы были включены в собрания сочинений авторов [4; 13].

Третий период длился до 1917 г., характеризовался расширением сферы женского труда, распространением женского образования, активным включением женского населения в политические, социально-экономические процессы. Несмотря на то, что был представлен тип политического женского журнала, массовая женская аудитория отдавала предпочтение литературно-общественным изданиям. Современные авторы проявляют интерес как к изучению историко-политиче-ских трансформаций, менявших условия жизни женщины [1], так и к анализу женской прессы, издававшейся в данное время [20].

Советский этап развития женской прессы также подразделяется на три периода: первый с 1917 по 1928 г., второй с 1928 по 1945 г. и третий с 1945 по 1991 г. Выявление обозначенных периодов связано с историческими изменениями общества, гендерного порядка [7; 16], системы женской периодики. В советское время был утвержден тип общественно-политического женского журнала, который использовался в ходе конструирования и внедрения новых моделей гендерной идентичности.

В постсоветский период система женских периодических изданий трансформируется. Широкое распространение женской прессы мотивирует изучение ее направлений: типологического моделирования, классификации женских изданий, развития русскоязычных версий зарубежных женских журналов, репрезентации гендерных моделей, отражения типов гендерной идентичности, распространения ген-дерных стереотипов, формирования духовных ценностей, культурологического аспекта, особенностей функционирования региональной женской

прессы, становления национальных женских СМИ, гендерной лингвистики, развития коммерциализации женской периодики, потребительской социализации [8; 9] и др. Информационная глобализация, формирование журнальных брендов обусловливают актуальность рассмотрения женской прессы зарубежных стран и стран СНГ, их сравнения с отечественной системой женской периодики. В последнее время отечественные авторы занялись исследованием зарубежной женской прессы [11; 12; 27], что формирует научно-теоретическую базу для изучения иностранной женской периодики.

Развитие интернет-технологий изменило систему женской прессы, привело к появлению женских сетевых изданий (изданий, функционирующих только в сети Интернет), модифицированных интернет-версий печатных изданий. Кроме того, широкое распространение получили интернет-медиа, не имеющие статуса СМИ: порталы, сайты, а также социальные ресурсы (социальные сети, форумы, адресованные гендерной аудитории). Сегментация интернет-пространства по гендер-ному критерию, увеличение женской интернет-аудитории ставят вопрос об изучении в рамках учебного курса следующих вопросов: женские СМИ в Интернете, гендерно ориентированные социальные медиа, типологическое моделирование гендерного интернет-издания, влияние интернет-среды на гендерную аудиторию, функции гендерных интернет-ресурсов, язык гендерной аудитории в интернет-пространстве, специфика создания текстов для женских интернет-СМИ.

Изучение курса «Женская пресса» предполагает ведение лекционных, практических и семинарских занятий. Семинарские занятия позволяют проводить выступления с докладами по разработанным темам, их коллективное обсуждение. Темы семинарских заня-

тий могут быть связаны как с историей женской прессы (например, литературная составляющая женской периодики XIX в., популяризация женского труда и образования в женских журналах начала XX в., отражение в дореволюционной женской прессе изменения положения женщины, авторы женских журналов XIX-XX вв., роль женской прессы в мобилизации женского населения в период Великой Отечественной войны, специфика пропаганды в советских женских журналах и др.), так и с ее современным состоянием (например, формирование мужских и женских образов в женских изданиях, институт семьи и женская пресса, отражение проблем современной женщины на страницах женской периодики, женские телевизионные каналы, специфика гендерной тематики в новых медиа, философия женского глянца, медийные стратегии издателей женской прессы, гендер и женская пресса и др.).

Практические занятия могут быть направлены на формирование навыков в поиске тем, их разработке, выборе жанров, написании текстов для ген-дерно ориентированных изданий (как печатных, так и интернет-СМИ). Студенты могут выполнять задания, связанные с типологическим моделированием — формированием типологических концепций гендерно ориентированных изданий, а также осуществлять типологическую модификацию существующих СМИ. Несмотря на то, что сегмент женской периодики представлен многочисленными изданиями, процесс его типологического реформирования является актуальным: демассификация аудитории, выявление интересов читателей, связанных с конфессиональными, национальными, семейными, профессиональными и другими приоритетами, формирование гендерно ориентированных ресурсов, позволяющих реализовы-вать коммуникативные практики, ведут к тому, что образуются читательские

группы, не задействованные в информационно-коммуникативном процессе, организованном массовыми женскими изданиями. Следовательно, опыт типологического моделирования гендерно ориентированной периодики будет полезен будущим журналистам в их профессиональной деятельности. В процессе изучения типологии женской прессы и типологического моделирования ген-дерно ориентированных изданий в качестве теоретико-методологической базы необходимо использовать научные труды по типологии прессы [29; 30].

Таким образом, можно заключить, что курс «Женская пресса» способствует расширению теоретических знаний, связанных с историей журналистики, современной системой СМИ; он позволяет получить представления

о женской прессе с журналистской, гендерной, философской, культурологический, филологической, экономической, социальной, исторической и иных точек зрения. У студентов вырабатываются аналитические способности, позволяющие оценивать роль и значение женских периодических изданий в процессе формирования и утверждения типов гендерной идентичности, а также использования женской периодики в качестве ресурса, обеспечивающего эффективное информационное воздействие на женскую аудиторию с целью утверждения определенных моделей поведения. Будущие журналисты получают практические навыки написания текстов для гендерно ориентированных СМИ и типологического моделирования женских периодических изданий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории) / С.Г. Айвазова. — М., 1998. — URL: http://www.a-z.ru/women/texts/ aivazova.htm.

2. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова // Медиаскоп. — 2010. — № 1. — URL: http://www.mediascope.ru/node/521.

3. Вартанова Е.Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский // Информационное общество. — 2003. — № 3. — URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6bc0258a1270266c3256ee7003be948.

4. Добролюбов Н. Мысли об учреждении открытых женских школ / Н. Добролюбов // Избранные педагогические сочинения. — М., 1986. — С. 152-170.

5. Ершов Ю.М. Миссия журналиста в эпоху коммерциализации и потребительского общества / Ю.М. Ершов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 182-189.

6. Ершова В.Н. «Журнал для милых»: из истории женских журналов в России в начале XIX века / В.Н. Ершова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2008. — № 11. — С. 29-43.

7. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Государственное конструирование гендера в советском обществе / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Журнал исследований социальной политики. — 2003. Т. 1 (3 / 4). — С. 299-321.

8. Здравомыслова О. «Выйти из тени»: переосмысление женственности в исследованиях девичества / О. Здравомыслова // Неприкосновенный запас. — 2011. — № 2 — URL: http://magazines.russ.rU/nz/2011/2/ol10-pr.html.

9. Здравомыслова О.М. Исследования девичества: о новом направлении социального знания и общественной дискуссии в России / О.М. Здравомыслова // Журнал социальной политики. — 2013. — Т. 11, № 1. — С. 135-141.

10. Корконосенко С.Г. Журналистское образование: потребность в педагогической концептуализации / С.Г. Корконосенко // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 1. — С. 38-41.

11. Кулешова Н.А. Англицизмы в испанских женских журналах / Н.А. Кулешова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. — 2010. — № 2. — С. 34-41.

12. Петроченкова М.А. Женские журналы Германии и современность / М.А. Петро-ченкова // Медиаскоп. — 2005. — № 1. — URL: http://www.mediascope.ru/node/116.

13. Писарев Д.И. «Атеней» 1859 года; Дочери. Советы старушки, посвященные матерям, имеющим дочерей / Д.И. Писарев // Писарев Дмитрий Иванович: Собрание сочинений. — URL: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/.

14. Прудникова Л.В. Журнал «Магазин английских, французских и немецких новых мод...» В.И. Окорокова / Л.В. Прудникова // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. — 2012. — № 4. — С. 125-136.

15. Пушкарева Н.Л. Во всех ты, душенька, нарядах хороша (Одежда русских женщин XVIII века) / Н.Л. Пушкарева // ААеИ.ру. Поле надежды. — Луганск, 2007. — URL: http://www.afield.org.ua/mod3/mod82.

16. Пушкарева Н.Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок / Н.Л. Пушкарева // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 117. — URL: http:// www.nlobooks.ru/node/2613.

17. Пушкарева Н.Л. Женское движение и феминизм в России 1812-2000 / Н.Л. Пушкарева // Женское движение: вчера, сегодня, завтра. — М., 2010. — С. 153-172.

18. Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ века: этапы истории / Н.Л. Пушкарева // Этнографическое обозрение. — 1994. — № 5. — С. 3-15.

19. Распопова С.С. От преподавателя-транслятора к преподавателю навигатору / С.С. Распопова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 196-200.

20. Симонова О.А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Симонова. — М., 2008.

21. Смеюха В.В. Вопросы медиалогии / В.В. Смеюха. — Ростов н/Д, 2013.

22. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы. Историко-типологическое исследование: дис. ... канд. филол. наук / В.В. Смеюха. — Ростов н/Д, 2001.

23. Смеюха В.В. Процессы идентификации и женская пресса / В.В. Смеюха. — Ростов н/Д, 2012.

24. Смирнова О.В. Интеграция гендерного подхода в журналистское образование: российский контекст / О.В. Смирнова // Медиаскоп. — 2011. — № 4. — URL: http:// www.mediascope.ru/node/963.

25. Сокольская Л.В. Первые женские журналы для российских читательниц (конец XVIII — первая половина XIX века) / Л.В. Сокольская // Библиосфера. — 2006. — № 2. — С.18-22.

26. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. / Г.А. Тишкин. — Л., 1984.

27. Теребилина М.В. Тенденции развития французской женской прессы на рубеже XX-XXI вв. / М.В. Теребилина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 1. — С. 397-400.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 Журналистика (квалификация (степень) «бакалавр») : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 775. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/97523/#ixzz3IlwXYI4I.

29. Шкондин М.В. Миссия журналистики: системные аспекты / М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 37-48.

30. Шкондин М.В. Современное медиапространство: системные аспекты / М.В. Шкон-дин // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2014. — С. 5-9.

31. Юкина И.И. Историко-социологический анализ женского движения России середины XIX — начала XX веков : дис. ... канд. социол. наук / И.И. Юкина. — СПб., 2000.

REFERENCES

1. Ayvazova S.G. Russkiye zhenshchiny v labirinte ravnopraviya (Ocherki politicheskoy teorii i istorii) [Russian women in labyrinth of equality (Sketches of political theory and history)]. Moscow, 1998. Avaible at: http://www.a-z.ru/women/texts/aivazova.htm.

2. Vartanova Ye.L. About modern understanding Mass media and journalism. Mediaskop = Mediascope, 2010, no. 1. (In Russian). Avaible at: http://www.mediascope.ru/node/521.

3. Vartanova Ye.L., Zasurskiy Ya.N. Russian package of media education: concepts, principls, models. Informatsionnoye obshchestvo = Information society, 2003, no. 3. (In Russian). Avaible at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6bc0258a1270266c3256ee 7003be948.

4. Dobrolyubov N. Thoughts about constituting opening female schools. Izbrannyye peda-gogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical compositions]. Moscow, 1986, pp. 152-170. (In Russian).

5. Yershov Yu.M. Mission of journalism in epoch of commercialization of consumer society. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of journalism, 2013, no. 1, pp. 182-189. (In Russian).

6. Yershova V.N. «Magazine for pretty»: from the history of female magazines in Russia at the beginning of XIX centure. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo univer-siteta = Newsletter of Russian State Humaninity University, 2008, no. 11 pp. 29-43. (In Russian).

7. Zdravomyslova Ye.A., Temkina A.A. State building of a gender in soviet society. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki = Researching of moden policy, 2003, T. 1 (3/4), pp. 299-321. (In Russian).

8. Zdravomyslova O. «Visit out of shadow»: second thoughts about womanhood in researches of girlhood. Neprikosnovennyy zapas = Reserve stock, 2011, no. 2, (In Russian). Avaible at: http://magazines.russ.ru/nz/2011/2/ol10-pr.html.

9. Zdravomyslova O.M. Researching girlhood: about new district of social knowledge and public discussion in Russia. Zhurnal sotsial'noy politiki = Magazine of social policy, 2013, vol. 11, no. 1, pp. 135-141. (In Russian).

10. Korkonosenko S.G. Journalism's education: the need of pedagogical conceptualization. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International journal of experimental education, 2013, no. 1. pp. 38-41. (In Russian).

11. Kuleshova N.A. Britishism in Spanish female magazines. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Lingvistika = Nesletter of Russian Institute of Frendshhip between people, Seriya: Lingvistika, 2010, no. 2, pp. 34-41. (In Russian).

12. Petrochenkova M.A. German female magazines nowdays. Mediaskop = Mediascope, 2005, no. 1. (In Russian). Available at: http://www.mediascope.ru/node/116.

13. Pisarev D.I. «Ateney» 1859 year; Douthers. Grandmother's advices to mothers wich have douthers]. Sobraniye sochineniy [Collection of composition s]. Available at: http://az.lib. ru/p/pisarew_d/. (In Russian).

14. Prudnikova L.V. The magazine «Magazine of English, French and German new fashions». Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria 10: Zhurnalistika = Newsletter of Moscow University. Journalism, 2012, no. 4, pp. 125-136. (In Russian).

15. Pushkareva N.L. You are beautiful girl in any clothes (Clothes of russian women in XVIII century). Afield.ru. Pole nadezhdy. [Field of hope]. Lugansk, 2007. Available at: http://www. afield.org.ua/mod3/mod82. (In Russian).

16. Pushkareva N.L. Gender's sistemin Soviet Russia and fates of Russian women. Novoye literaturnoye obozreniye = New literary survey, 2012, no. 117. Available at: http://www. nlobooks.ru/node/2613. (In Russian).

17. Pushkareva N.L. Feminist movement and feminism in Russia in 1812-2000 yaers. Zhen-skoye dvizheniye: vchera, segodnya, zavtra [Feminist movement: yesterday, today, tomorrow]. Moscow, 2010, pp. 153-172. (In Russian).

18. Pushkareva N.L. Russian women in family and society in X-XX centures: stages of history. Etnograficheskoye obozreniye, 1994, no. 5, pp. 3-15. (In Russian).

19. Raspopova S.S. Journalistic mission in a multiethnic society. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 1, pp. 196-200. (In Russian).

20. Simonova O.A. Massovaya belletristika v strukture zhenskikh zhurnalov 1910-kh go-dov. Avtoref. Kand. Diss. [Mass fiction in the structure of women's magazines of the 1910s. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2008.

21. Smeyukha V.V. Voprosy medialogii [Issues of mediology]. Rostov on Don, 2013.

22. Smeyukha V.V. Otechestvennyye zhenskiye zhurnaly. Istoriko-tipologicheskoye issle-dovaniye. Avtoref. Kand. Diss. [Domestic women's magazines. Historical and typological research. Cand. Diss. Thesis]. Rostov on Don, 2001.

23. Smeyukha V.V. Protsessy identifikatsii i zhenskaya pressa [Processes of identification in female press]. Rostov on Don, 2012.

24. Smirnova O.V. Integration of gender approach in journalism's education: Russian context. Mediaskop = Mediascope, 2011, no. 4. (In Russian).Available at: http://www.media-scope.ru/node/963.

25. Sokol'skaya L.V. The first female magazines for russian readers (the end of XVIII the first half of XIX centures). Bibliosfera, 2006, no 2, pp. 18-22. (In Russian).

26. Tishkin G.A. Zhenskiy vopros v Rossii v 50—60-e gody XIX v. [Female issue in Russia in 50-60 years]. Leningrad, 1984.

27. Terebilina M.V. Tendency of development French female press at the casp XX-XXI centures. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki = Humanitarian, social and economics sciences, 2014, no. 1, pp. 397-400. (In Russian).

28. Federal State Educational Standart, Qualification of bachelor, District 031300 Journalism. Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/97523/#ixzz3IlwXYI4I. (In Russian).

29. Shkondin M.V. Mission of journalism: sistem's aspects. Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 1, pp. 37-48. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Shkondin M.V. Modern mediasphere: sistem's aspects. International scientific and practical conference. Rostov on Don, 2014, pp. 5-9. (In Russian).

31. Yukina I.I. Istoriko-sotsiologicheskiy analiz zhenskogo dvizheniya Rossii serediny XIX — nachala XX vekov. Kand. Diss. [Historical and sociological analysis of the women's movement in Russia mid XIX — early XX centuries. Cand. Diss.]. St. Petersburg, 2000. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.