С.Ю.СМИРНОВА
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
В истории журналистики критические ситуации соответствовали переломным историческим периодам. Мерами по их преодолению становились реформы профессионального образования. Начальные шаги и последующее развитие отечественной журналистской школы описаны исследователями журналистского образования А.Ф. Бережной, С.Г. Корконосенко, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева, В.П. Таловов и др. [1, 2, 3].
В начале 1920-х годов ХХ в. одной из главных составляющих кризиса свертывания прессы была острая нехватка квалифицированных кадров. Между тем социально-исторические обстоятельства требовали резкого роста газетного производства в количественном и качественном отношениях. Появились первые институты журналистики, разнообразные курсы и школы газетных работников. Они помогли насытить сеть печати сотрудниками, подготовленными к выполнению новых задач [4]. В начале 1930-х годов политическим решением была создана система низовых редакций, при этом тысячи районных, фабричнозаводских и сельских газет, редакций радио оказались бы нежизнеспособными, если бы их организация не была подкреплена параллельным развертыванием сети профессиональных учебных заведений. В 1940-е годы война лишила прессу основной массы подготовленных сотрудников, затем выход был найден в появлении отделений журналистики в университетах. В конце 1960-х годов наметилось растущее отставание профессионального качества прессы от уровня культурного развития и запросов общества. Были внесены соответствующие коррективы в организацию и содержание университетской подготовки журналистов [5]. На рубеже 1980-1990-х годов, когда социально-политическая среда и сама журналистика стали меняться самым радикальным образом, система подготовки кадров журналистов обнаружила отсутствие ясного представления об образе специалиста как стратегического ориентира, способного пережить социально-политические потрясения. Спешно обновлялись сети учебных заведений, структуры учебных планов и методики преподавания. В государственный стандарт были включены такие курсы, как политическая журналистика, курсы по психологии журналистики, экономике и менеджменту СМИ и др. «Сегодня, спустя полтора десятилетия неопределенности, теория журналистики заново обретает себя и готова бросить вызов нарастанию спонтанности в практике. Опережающее (по отношению к текущей практике) развитие образования в наши дни снова стало реально достижимой целью» [6].
В 2005 г. Центр «МЕДИАРЕСУРС» Союза журналистов России проводил исследование проблем высшего журналистского образования в России, его эффективности и качества. Проект получил название «Высшее журналистское образование в РФ: эффективность, качество, проблемы» и был представлен на факультете журналистики МГУ в ходе научно-практической конференции «Журналистика в 2005 г.: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» в феврале 2006 г. Он позволил обобщить результаты, которые выявили многие проблемы в подготовке журналистских кадров в России. Так, менее трети журналистов в России имеют высшее журналистское образование. Такой вывод можно сделать на основе выборочного анализа базы данных Союза журналистов России. Было проанализировано 13 региональных Союзов журнали-
стов. Это Республики Чувашия, Удмуртия, Адыгея; Приморский, Краснодарский, Красноярский края; Курская, Курганская, Липецкая, Московская, Волгоградская, Амурская, Тамбовская, Челябинская области. Общая численность членов СЖР, включенных в выборочный анализ - около 10 тыс. Высшее журналистское образование имеют 32% этой совокупности. Среди реально работающих журналистов эта доля значительно меньше. В региональных журналистских Союзах велика доля пенсионеров, среди них лишь некоторые имеют высшее журналистское образование. Выборочный анализ действующего журналистского коллектива редакций выявил типичную картину: на всю редакцию - 1 выпускник факультета журналистики. Подготовка кадров для такой профессии является проблемой, требующей разностороннего осмысления. По данным исследования, проведенного «Агентством Контакт» (в опросе приняли участие 33 издательских домов), наиболее востребованы сегодня в издательском бизнесе менеджеры по рекламе [7]. Их доля в общем объеме спроса составила 48,8%. На втором месте находятся журналисты, корреспонденты и редакторы 34,1%. Если для заполнения большинства менеджерских вакансий издательские дома уже давно обращаются в рекрутинговые компании, то позиции главных редакторов и редакторов компании стали отдавать рекрутерам сравнительно недавно. Это связано с ростом спроса на данные позиции. Закрывать вакансии журналистов они предпочитают самостоятельно, сотрудничая с вузами. Многие компании сегодня активно сотрудничают с вузами, отбирая лучших выпускников и принимая их на стажировки с возможностью дальнейшего трудоустройства. Подобное взаимодействие (вуз - компания) является одним из наиболее эффективных способов «выращивания» кадров.
С образованием связывают надежды на возрастающий интеллектуальный и творческий потенциал и в регионах страны, от него во многом зависит их будущее. Среди основных направлений развития системы подготовки кадров в Республике Марий Эл присутствуют и такие, как индивидуализация образовательного процесса, многообразие образовательных программ и их вариативность, эффективная поддержка инновационных программ и активное участие общества в развитии журналистского образования. Уровень образования является косвенным показателем уровня развития общества, а уровень журналистского образования - показателем степени развития СМИ в обществе. С 2000 г. в Марий Эл стало возможным получить журналистское образование на университетском уровне. До этого журналистское образование марийские журналисты могли получать в Казанском, Чувашском, Свердловском (Екатеринбургском), Московском, Ленинградском (Санкт-Петербургском) и других университетах страны. В Марийском государственном университете отделение журналистики создано при историко-филологическом факультете на базе уже существовавшей ранее дополнительной специализации по журналистике для филологов. В 2005 г. отделение журналистики выпустило первую группу специалистов. Студенческая аудитория отделения журналистики МарГУ неоднородна, но наиболее работоспособные и перспективные студенты стремятся получить в минимальные сроки максимум знаний по профессии и стать более конкурентоспособными на рынке труда. Наблюдается тенденция прохождения производственной практики в двух и более редакциях в один сезон или прохождения практики по договору с редакцией в течение всего учебного года (газеты «Марийский университет», «Аргументы и факты в Марий Эл», «Марийская правда», «Марий Эл», ГТРК Марий Эл). Несмотря на количественный рост СМИ на региональном рынке, примеров действительно профессиональных коллективов не так уж много, вакансий там практически не бывает. Отсюда стремление студентов как можно раньше получить опыт работы, показать себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности, да еще в
условиях конкуренции. Кафедра журналистики МарГУ сотрудничает на договорной основе с базами практик - редакциями региональных сМи и пресс-службами, что обеспечивает студентам профессиональный прием. Поэтому задача вуза -создать условия по формированию готовности студентов к профессии, при которых они обладают действительно востребованными знаниями и навыками, умеют учиться и работать над собой в области подготовки к профессиональной деятельности, саморазвиваться и самообразовываться. Результаты экспериментальной работы обсуждались в учебно-методическом объединении по журналистике МГУ (методический семинар, проходивший 4 февраля 2006 г. в рамках традиционной научно-практической конференции факультета журналистики МГУ); на семинаре, проводимом в рамках проекта сотрудничества Школы Журналистики Университета Колумбии (Миссури) и факультета журналистики МГУ 20 ноября 2003 г. «Активные формы работы со студентами»; на заседаниях кафедры журналистики МарГУ, были представлены на научно-практических конференциях, опубликованы в «Трудах Института финно-угроведения. Выпуск 2, 2006 г.». Информация и выводы, сделанные по ходу данного исследования, были учтены при корректировке учебного плана отделения журналистики МарГУ.
Российская Федерация в последние годы успешно вырабатывает программные документы и активизируется в совершенствовании нормативно-правовой базы подготовки кадров. Это помогает и в выборе приоритетных направлений деятельности в области подготовки кадров для журналистики. При этом успех принимаемых федеральных программ определяется вкладом и предложениями региональных структур образования. Активное сотрудничество Министерства образования Республики Марий Эл совместно с Министерством культуры, печати и по делам национальностей республики повлияло на возможность получения высшего профессионального журналистского образования. Реформирование образования, заложенное в совершенствовании национально-регионального компонента «Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл» и в «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», проясняет будущее и позволяет выработать программы и планы для системы высшего журналистского образования в Республике Марий Эл [8]. Значительный общественный резонанс вызвало проведение дней родственных финно-угорских народов, в рамках которых состоялись I Всероссийский фестиваль финноугорской прессы, X Международный фестиваль телефильмов финно-угорских народов, III Международный исторический конгресс финно-угроведов, VI Конгресс молодежной ассоциации финно-угорских народов, семинар и конференция по многоязычному образованию, X Международный конгресс финно-угроведов в 2005 г. [9].В последнее время значительно активизировалось проведение различных семинаров для журналистов по линии Приволжского федерального округа. Однако, по данным мониторинга, одно-двухдневным семинарам региональные журналисты предпочли бы целенаправленную отраслевую учебу. Из данной потребности родилась идея школы журналистского мастерства - Антикризисная программа очного и дистанционного обучения главных редакторов и руководителей коммерческих служб, которая в 2001 г. стала первым серьезным шагом в становлении профессионального журналистского образования в Республике Марий Эл. Проект программы представлял школу повышения квалификации в области финансов, менеджмента и маркетинга для главных редакторов и руководителей коммерческих служб негосударственных газет следующих территорий Приволжского федерального округа: Республики Марий Эл, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермской области, Удмуртской Республики, Чувашской Республики.
В целях повышения научного уровня мероприятий, для проведения социологических исследований в области межнациональных отношений при Министерстве культуры, печати и по делам национальностей создан специализированный научно-методический совет. Значимым мероприятием стало выездное заседание Университетского образовательного округа, учебных заведений культуры и искусства региона Среднего Поволжья на тему «Современные социокультурные приоритеты и проблемы модернизации профессиональной подготовки специалистов культуры и искусства» [10].
Высокий образовательный уровень демонстрируют студенты отделения журналистики МарГУ на международных и всероссийских конкурсах, фестивалях, некоторые из них получают именные стипендии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Президента Республики Марий Эл и мэра города Йошкар-Олы. В области информационной политики и поддержки проектов СМИ в Программе предусмотрены семинар для молодых журналистов Республики Марий Эл «Этническая толерантность: пресса и общество» и проект «Новое марийское радио - «У радио».
Современные взгляды на систему культурных традиций и ценностей, в том числе на соотношение двух типов культур - массового и традиционного -связаны с процессами возрождения национальных духовных основ народов, населяющих республики Поволжья. Важно подхватить этот процесс в подготовке кадров, при формировании готовности студентов - будущих журналистов к профессии регионального журналиста, через раскрытие инструментальных свойств журналистики, которые могут быть применимы к региональному этнокультурному пространству. Пути решения этой проблемы пролегают через образование в целом и через практику создания условий в области подготовки кадров для региональных СМИ.
Литература и источники
1. Бережной А.Ф. На пути к организации журналистского образования в России // Факультет журналистики. Первые 50 лет / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1996. С. 36.
2. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. М., 1997. С. 149.
3. Таловов В. П. Журналистское образование в СССР. Л. 1990. С. 28.
4. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. М., 1997. С. 8-13.
5. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. С. 37.
6. Корконосенко С.Г. Теории журналистики и практика прессы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2.
7. Полтарацкая Ю. Кадры для СМИ: статистика спроса // Журналист. 2006. № 8.
8. Вестник Марий Эл. Информационно-аналитический сборник. 2000. № 3(7). Йошкар-Ола: издается Администрацией Президента Республики Марий Эл.2000. 95. С. 104.
9. Гаранин Л.А., Казимов А.С. Марий Эл на рубеже веков. Очерки социально-экономического и общественно-политического развития в 1990-2005 гг. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ. 2006. С. 220.
10. Сборник материалов об этнической ситуации в Республике Марий Эл и социально-культурном положении марийского народа. Информационно-аналитическое управление Администрации Президента Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. 2005.С. 8.
СМИРНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА родилась в 1956 г. Окончила Марийский государственный университет. Старший преподаватель кафедры журналистики Марийского университета. Область научных интересов - журналистика. Автор 14 научных статей.