Научная статья на тему 'Кадровая ситуация в региональной журналистике периода «Оттепели»'

Кадровая ситуация в региональной журналистике периода «Оттепели» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
590
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРУЩЕВСКАЯ "ОТТЕПЕЛЬ" / АВТОНОМНЫЕ РЕСПУБЛИКИ ПОВОЛЖЬЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ЖУРНАЛИСТЫ / KHRUSHCHEV'S "THAW" / AUTONOMOUS REPUBLICS OF THE VOLGA REGION / PERSONNEL POLICY / JOURNALISTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Даутова Резида Вагизовна

Исследуется кадровая ситуация в региональной журналистике периода хрущевской «оттепели». В центре внимания автора штатные сотрудники и внештатные авторы СМИ автономных республик Поволжья. Рассматриваются основные направления государственной кадровой политики в области региональных СМИ: конвергенция журналистов печати, радио, телевидения, развитие рабселькоровского движения, «разбавление» журналистов из потомственной интеллигенции выходцами из рабочего класса и крестьянства, формирование университетской системы подготовки в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the staffing situation of the media of Volga autonomous republics during the Khrushchev's "thaw", time period allows to follow the continuity of the state policy traditions in regional media. The intensive development of the state media system in regions during 1953-1964 showed the shortage of professional journalists. In order to find the solution to staffing problems various steps were taken by the government. The object of study is the media of the Volga autonomous republics. The article tells about republican TV, press and radio. Local government and party organs paid lots of attention to its activity. The subject of study is the development of professional journalists in local media. Chronological framework includes the 1953-1964. The validity of the framework is caused by the Khrushchev's "Global Warming" time period, which is characterized as a striking contradiction: processes of de-Stalinization and liberalization attempts of the society were restrained by the conservative tendencies and well-defined ideological framework, that directly affected the activity of media journalists and the formation of its staffing policy. The degree of studiness of this topic could not be claimed as sufficient. There are studies of journalism theorists and historians, sociologists, which are devoted to the history and problems of development of journalistic education in Russia (including university education). Ideological approach, correlated with the social order of dominating political regime in the country, is typical for soviet historiography. (B.E.Esin, A.F. Bereghnaya, V.E. Kyzin, S.V. Karavashkova, E.L. Khudyakov, Y.N. Zasurskyi etc.). The studies of "Perestroika" and "Post-perestroika" years (V.P. Talavov, L.G. Svitich, A.A. Shyryaeva, N.V. Trofimova, E.M. Dzyaloshinskii and others) give a more objective picture of media staffing situation of soviet period the attempts to research the political context of changes in soviet journalism are made. A certain interest to staffing problems of regional media is peculiar for last studies. Scientific novelty. In the article for the first time the state of journalistic staff in regional media is researched during the Khrushchev's "Global Warming" time period, that played a special role in the history of Russian journalism; the attention is focused on staffing situation features of important and interesting Volga region. The status of autonomous soviet republics had a special imprint on spiritual state of society and was one of the main factors, which affected the local media.

Текст научной работы на тему «Кадровая ситуация в региональной журналистике периода «Оттепели»»

2010 История №4(12)

УДК 070.1

Р.В. Даутова

КАДРОВАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»

Исследуется кадровая ситуация в региональной журналистике периода хрущевской «оттепели». В центре внимания автора - штатные сотрудники и внештатные авторы СМИ автономных республик Поволжья. Рассматриваются основные направления государственной кадровой политики в области региональных СМИ: конвергенция журналистов печати, радио, телевидения, развитие рабселькоровского движения,

«разбавление» журналистов из потомственной интеллигенции выходцами из рабочего класса и крестьянства, формирование университетской системы подготовки в регионах.

Ключевые слова: хрущевская «оттепель», автономные республики Поволжья, кадровая политика, журналисты.

Период хрущевской «оттепели» сыграл большую роль в развитии российской журналистики. Важными достижениями этого периода являются обновление структуры прессы, интенсивное развитие регионального радиовещания и телевидения, формирование единого информационного пространства, создание мощной системы подготовки и переподготовки кадров для СМИ. Последнее достижение из вышеперечисленных стало существенным стимулом для превращения журналистской деятельности из кустарной, любительской в сугубо профессиональную.

Степень изученности данной темы ограничивается трудами, посвященными в основном истории и проблемам развития журналистского (в том числе и университетского) образования в России. Работам советской историографии (Б.И. Есин, А.Ф. Бережной, В.И. Кузин, С.В. Каравашкова, Е.Л. Худяков, Я.Н. Засурский и др.) характерен идеологический подход, коррелированный с социальным заказом правящего в стране политического режима. В центре внимания теоретиков журналистики, социологов советского периода -итоги и проблемы развития журналистского образования и журналистской науки в Советском Союзе, основополагающее положение коммунистических принципов журналистской деятельности в обучении журналистов-пропагандистов и агитаторов. Труды «перестроечных» и «постперестроеч-ных» лет (В.П. Талавов, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева, Н.В. Трофимова,

И.М. Дзялошинский, Д. Л. Стровский и др.) дают более объективную картину кадровой ситуации в СМИ советского периода - в них делаются попытки исследовать политический контекст изменений, происходивших в советской журналистике, и влияние политических событий на миссию журналистики в обществе и требования практики СМИ к журналисту, политические традиции в журналистике советского периода. Данным работам свойствен определенный интерес и к проблемам в региональных СМИ, однако это, как правило, обобщенный подход, не регламентированный территориальными границами и хронологическими рамками. Между тем анализ кадровой ситуации в СМИ

автономных республик Поволжья периода хрущевской «оттепели» представляется автору данной статьи полезным для понимания исторических традиций государственной политики в области региональных СМИ.

Интенсивное развитие системы государственных СМИ, деятельность которых была направлена, прежде всего, на защиту интересов государства и идеологии коммунистической партии, поставило государство перед необходимостью формирования специальных кадров для этих СМИ. Особенно остро вопрос дефицита профессиональных журналистских кадров стоял в регионах. Формула «кадры решают все» объясняла низкий уровень местных газет и программ радиотелевидения, хотя это обстоятельство нельзя считать единственной причиной разрыва в качестве столичной и региональной журналистики.

Как отмечают социологи Л. Г. Свитич и А. А. Ширяева, редакции газет долгое время комплектовались людьми, мало знакомыми с газетным делом, подбирались главным образом по партийному стажу и социальному происхождению [1. С. 65]. Такое положение дел существовало начиная с 20-х годов и заканчивая предвоенными. Наличием высшего образования мог похвастаться лишь каждый девятый работник редакции. Хотя в эти годы существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов (от курсовых и начальных школ, техникумов до институтов и университетов), при приеме на работу обращалось внимание, прежде всего, на партийную зрелость и безоговорочную лояльность кандидата государству.

Такой подход в подборе журналистских кадров существовал и в период «оттепели». Процессы десталинизации и либерализации общества всколыхнули народный энтузиазм и настроения коллективного сотворчества. Редакции газет активно пополняются вчерашними рабочими и сельскими корреспондентами, которые зарекомендовали себя как активные информаторы о событиях на местах, пропагандисты и агитаторы. Главным девизом по-прежнему является тезис В. И. Ленина, который так любили цитировать на конференциях и совещаниях этого времени: «Это недоразумение, будто именно литераторы и только литераторы (в профессиональном смысле этого слова) способны с успехом участвовать в органе, напротив, орган будет живым и жизненным тогда, когда на пяток руководящих и постоянно пишущих литераторов - пятьсот и пять тысяч работников не литераторов» [2. С. 490]. В период «оттепели» курс на привлечение рабселькоров в штаты был официально провозглашен партией в передовице газеты «Правда»: «Наиболее активных рабселькоров, проявивших способность к журналистской деятельности, необходимо выдвигать на постоянную работу в редакции местных и центральных газет и журналов» [3].

Постоянный контроль над рабселькорами, постановка перед ними конкретных идеологических задач, выполнение которых напрямую связывалось с их общественным и даже служебным статусом, превращали нередко общественное движение в добровольно-принудительное. Определенным показателем профессионального уровня региональных газет «оттепели» могут быть сведения о рабкорах и селькорах, регулярно собиравшиеся по районам по заданию областных партийных комитетов. Сведения включали в себя данные о партийном положении, образовании и дате рождения внештатных корреспондентов. Хотя эти сведения не отличались полной информацией, все же

они дают возможность составить типичный портрет газетного внештатника и потенциального сотрудника редакции периода «оттепели»: это член КПСС (или ВЛКСМ), чаще всего имеющий за плечами 8-10 классов образования (очень редко - высшее), большинство - в возрасте более 30 лет [4].

В результате такой политики отношение к прессе и ее оценка в обществе были неоднозначными. Нелицеприятные оценки о печати тех лет высказывались публично. «Пресса состоит из проходимцев и приспособленцев», - говорил в своем выступлении на закрытом партсобрании в теплотехнической лаборатории АН СССР младший научный сотрудник Ю.Ф.Фролов [5. С. 114118]. «Смотреть и читать противно ...слишком все перенасыщено идеями и идейками», - высказывались участники партсобрания одной из крупных коммунистических строек Куйбышевской ГЭС [6. С. 148].

Представление о качестве газетных кадров мы можем составить и по тем выступлениям, которые многократно звучали на различных зональных и республиканских совещаниях и съездах журналистов, проводившихся в республиках Поволжья. В числе наиболее распространенных недостатков в газетах назывались такие, как отсутствие редакторской обработки, «сырость» большинства материалов, небрежность в оформлении, обилие «воды» и ненужных перепечаток, отсутствие публицистики, беззубость или безосновательность критики, некомпетентность в темах, которые освещаются. Об этом неоднократно докладывали и пропагандистские группы отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС, которые выезжали с проверками в республики. Это был как раз тот случай, когда и на местах, и в «центре» хорошо понимали, как важно решить кадровую проблему местных газет. Причем для республик Поволжья эта проблема оставалась актуальной на протяжении всего хрущевского десятилетия.

Приведем отрывок из письма секретаря Чувашского обкома КПСС Т.А. Ахазова, написанного в мае 1954 г. и адресованного секретарю ЦК КПСС П.Н. Поспелову: «Редакции республиканских и районно-городских газет Чувашской АССР испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах журналистов. В республике со времени закрытия областной газетной школы в 1938 году организованная подготовка газетных работников не проводится. Учитывая это обстоятельство, Чувашский обком партии просит ЦК КПСС при распределении оканчивающих в этом году факультет журналистики университетов дать указание о направлении в распоряжение Чувашского обкома КПСС 8-10 газетных работников» [7. Л. 94].

О необходимости подготовки смены не раз говорил профессор Казанского университета Г. Пехтелев. В частности, на II съезде журналистов Татарии в феврале 1962 г. он отметил, что среди участников съезда всего 2-3 человека в возрасте от 20 до 30 лет, что необходимы квалифицированные кадры, и положение может поправить организация заочного обучения [8. Л. 30]. В 1964 г. на I Республиканкой конференции селькоров Татарии Г. Пехтелев, уже в статусе заведующего кафедрой журналистики КГУ, вновь поднимает вопросы качества республиканских СМИ: не хватает публицистического мастерства, журналистской квалификации. Он говорит о том, что «необходимы знания по существу и того, как писать» [9. Л. 43].

Действительно, хорошо владевших литературным языком и профессиональными навыками журналистской работы в региональных редакциях было очень мало. Положение спасали представители гуманитарных специальностей (филологи, историки, литераторы, педагоги, обществоведы), выпускники высших учебных заведений. Но «гуманитарии» не всегда могли разобраться в существе тех реформ, которые проводились Хрущевым в народном хозяйстве. Компартия требовала компетентного освещения хрущевских реформ, проводившихся в различных секторах советской экономики. В частности, об этом шла речь на зональном совещании в ЦК КПСС в марте 1961 г., в работе которого приняли участие редакторы областных, городских и районных газет Поволжья. Под впечатлением этого совещания редактор журнала «Коммунист Татарии» М.М. Мусин говорил, выступая перед своими татарскими коллегами: «Каждый журналист, независимо от того, освещает ли он вопросы культуры, вопросы философии, вопросы литературы и др., каждый журналист должен быть на уровне агронома и разбираться в вопросах сельского хозяйства. Вот это - главная, основная задача» [10. Л. 21].

«В редакции кто у нас? Учителя, партийные работники, но мало специалистов, которые могут квалифицированно освещать вопросы промышленности и транспорта. Бюро горкома утвердило заведующего отдела нефти и строительства - инженера, который работал на нормативно-исследовательской станции. » - говорил в своем выступлении редактор Бугульмин-ской районной газеты «Ленинское знамя» Шафигуллин на одном из кустовых совещаний в 1960 г. [11. Л. 11].

В поисках решения проблемы кадрового голода редакторы районных газет высказывались о необходимости шефской помощи со стороны журналистов республиканских изданий. Такая работа организовывалась как по линии партийных органов, так и по линии журналистских общественных организаций. Одним из главных направлений деятельности республиканских союзов журналистов была организация постоянно действующих секций: секция районных газет, секция фабрично-заводской многотиражной печати и др., а также творческих семинаров без отрыва от производства (по жанрам: очерка и публицистики, фельетона, переводчиков, критики и библиографии), тематические семинары (экономики, сельского хозяйства, пропаганды изобразительного искусства и т. д.). Стали традиционными специальные семинары для редакторов и заведующих отделами, идеологические встречи с журналистами, которые союзы журналистов проводят совместно с обкомами партии.

Шефство республиканских журналистов над коллегами из районов и городов осуществлялось в различных формах - открытые и закрытые обзоры, товарищеские творческие собеседования, недельные семинары для заведующих отделами, встречи с журналистами Москвы и заведующими отделами пропаганды и агитации обкомов КПСС. Для обмена опытом журналисты из районных и городских изданий приглашаются на дежурства в конкретные отделы республиканских газет. При горкомах КПСС работают вечерние университеты журналистики (в Татарии такие университеты работали в Казани, Альметьевске, Зеленодольске), школы журналистики (Бугульма, Чистополь, Мензелинск и др. районы) [12].

Штатные сотрудники нередко направлялись на заочные курсы по журналистике во Всесоюзный заочный лекторий при Центральном доме журналиста. На этой форме обучения, считавшейся престижной, остановимся отдельно. Обучение в заочном лектории по журналистике и фоторепортажу было двухгодичным. Центральный дом журналиста не только организовывал для своих коллег из провинции тематические творческие совещания, на которых журналисты из республик, краев и областей встречались с известными в стране журналистами, писателями, деятелями искусства, но и выпускал серию «Библиотечка заочника» (тираж 2000 экз., типография «Литературная газета»). В небольших брошюрах этой серии печатались статьи теоретиков и практиков о тех или иных жанрах и формах работы в журналистике.

Например, сборник «Репортаж в радиовещании и телевидении» (вып. 2) появился в 1961 г. после Всесоюзного творческого совещания, посвященного проблемам репортажа в радиовещании и телевидении. Совещание было организовано Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, правлением Союза журналистов СССР и президиумом Центрального комитета профсоюза работников культуры, в котором приняли участие около 200 репортеров, комментаторов из республик, краев и областей Советского Союза. В сборнике были напечатаны статьи: Е. Рябчиков «Репортер экрана», В. Леонтьева «Диктор и телевизионный репортаж», Ю. Гальперин «Ведущий в радио и телевидении», С. Образцов «Вы - открыватели нового», И. Андроников «Слово написанное и сказанное» и др., а также - рекомендации Всесоюзного совещания по работе над радио- и телерепортажем [13]. В условиях острого дефицита учебников по журналистике такие брошюры очень ценились в местных редакциях и студиях.

Ответом на кадровый голод в местных газетах стали активные шаги государства по формированию университетской системы подготовки журналистов - открылись отделения и факультеты в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском и других университетах [1. С. 21]. Открытие отделения журналистики в Казанском университете в 1962 г. явилось большим событием для всех автономных республик Поволжья, которые в последующем стали считать КГУ кузницей журналистских кадров для всего региона. Однако и это важное событие не могло решить всех кадровых проблем - по-прежнему нигде в стране не готовили национальных журналистов, а кафедра телевидения и радиовещания имелась только в Московском государственном университете, поэтому активно развивающееся в конце 1950-х гг. в республиках Поволжья телевидение поначалу также испытывало кадровые проблемы.

«Пришествием дилетантов» назвал 50-е гг. один из теоретиков телевидения Г.В. Кузнецов [14. С. 11]. Превращение регионального телевидения из любительского в профессиональное происходило, чуть запаздывая, вслед за Москвой и Ленинградом. Первые профессионалы провинциального телевидения постигали азы мастерства методом собственных проб и ошибок. «Учебных заведений нет для подготовки кадров, специалистов по телевидению. Мы собрали всех, кто имеет склонность», - говорил Председатель Комитета по телевидению и радиовещанию ТАССР М.Ф. Долгов на конференции телезрителей, организованной Казанской студией 1 апреля

1960 г. [15. Л. 4]. «Туда порой были взяты случайные люди в порядке трудоустройства. Из 12 режиссеров работают только 5-6 человек, и только двое имеют специальное образование, остальных можно назвать кустарями. При таких условиях, при таком состоянии кадров телестудию ежедневно лихорадит», - прозвучало в докладе секретаря по идеологической работе Татарского ОК КПСС М.З. Тутаева на республиканском совещании работников радио и телевидения 31 мая 1961 г. [16. Л. 23].

Если измерять уровень профессионализма по наличию специального образования, то в нашем случае это будет чисто формальный подход. Однако уровень образования дает возможность проследить динамику изменения образованности журналистских кадров в разные годы - пусть формальный, но показатель роста интеллектуального уровня его работников. Рассмотрим этот момент на примере Татарского телевидения. В 1959 г. из 116 работников Казанской студии телевидения лишь 37 имели высшее образование [17. Л. 4]. Значительное количество людей пришло в студию со средним специальным или просто средним образованием. Здесь важно учитывать два немаловажных обстоятельства. Во-первых, объем вещания равнялся всего 2,5 часа, из которых собственные передачи составляли 2 процента от всего объема вещания. Во-вторых, в первые годы существования практически всех местных студий в их штате хотя и не значились такие должности, как редакторы и корреспонденты, но потребность в них была велика. Нужны были люди, владеющие литературным языком и навыками написания телевизионного сценария. Из 37 имевших высшее образование работников Казанской студии телевидения лишь один был дипломированным журналистом, 12 - выпускники университета, 12 - выпускники институтов педагогического и культурного профилей. Самые распространенные специальности университета, которые осваивали телевизионные журналисты, -русский язык и литература, родной (татарский) язык и литература.

Показательна статистика качественного состава сотрудников телевидения, подготовленная в 1962 г. для областного комитета компартии. Из 22 редакторов имели высшее образование 17 человек, из 10 режиссеров - 8, из 12 кино- и телеоператоров - лишь 1. «Режиссерская группа по своему профессиональному уровню неоднородна. Примерно 60 % справляются со своими обязанностями на профессиональном уровне», - писал заместитель председателя Комитета по телевидению и радиовещанию ТАССР Х.С. Шакирзянов [18. Л. 16-18].

Таблица

Образовательная структура работников Татарского телевидения в 1959—1980 гг.

Образование Год

1959 1965 1975 1980

Общее количество выпускников университета 12 20 45 59

Университет: родной язык и литература 5 6 10 10

Университет: русский язык и литература 6 7 12 16

Университет: журналистика 1 2 18 25

Институты педагогики и культуры 12 11 26 26

Уч. заведения искусства 7 9 15 16

Общее количество имеющих высшее образование 37 42 89 111

Для сравнения: в 1965 г. число имевших высшее образование равнялось уже 42 (окончили университет - 20 человек, по специальности «журналистика» - 2 человека). Через 10 лет эти показатели почти удваиваются: 89 работников студии имеют высшее образование, 45 - университетское. Дипломированных журналистов - уже 18 (таблица).

Увеличение на республиканском телевидении количества работников, имеющих диплом о высшем журналистском образовании, может объясняться несколькими факторами: ростом популярности профессии, ростом требований практики к профессии и, наконец, налаживанием системы подготовки профессиональных журналистов в регионе.

Однако серьезной проблемой для телестудий автономных республик Поволжья, вещавших на двух языках - русском и родном, была нехватка хорошо пишущих и говорящих на родном языке журналистов. Ведь для коренного населения Татарии, Удмуртии, Чувашии, Мордовии и Марийской республик главной мотивацией «телесмотрения» был местный материал и родной язык. Для ведения национальных передач привлекались писатели, деятели театрального искусства, принимались на работу выпускники вузов по специальности «родной язык и литература».

Значительная часть первых телережиссеров - люди, прошедшие театральную школу. Профессиональных телевизионных операторов в Поволжском регионе готовить было также негде, поэтому студии целевым способом направляли своих работников на учебу во ВГИК и охотно принимали в свой штат опытных коллег из других регионов. Многие из работников студии телевидения начинали свою трудовую биографию еще на любительском телевидении, а затем после открытия государственного телецентра прошли путь от осветителей до помощников режиссеров, а затем выросли до высококлассных редакторов, режиссеров и операторов.

В июне 1961 г. в Казань приехала бригада Гостелерадио СССР во главе с начальником Управления местного вещания А.А. Рапохиным. «Надо закончить говорить о нашей работе, как о работе отдельных кустарей-практикантов...Мы растем», - сказал на встрече работников Татарского телевидения со столичными гостями редактор редакции промышленности И. Ихсанов [19. Л. 1-7].

Необходимо отметить еще одну особенность кадровой ситуации периода «оттепели». Из-за отсутствия специальных кадров для развивающегося телевидения в регионах проводилась целенаправленная конвергенция журналистов различных СМИ. Глубокое понимание специфики телевидения, его отличия от других СМИ пришло позже. Первые профессионалы Татарского телевидения, как и телевидения в других автономных республиках Поволжья, работали до перехода в студию довольно длительное время в республиканских СМИ - радио и газетах. Например, по воспоминаниям старейшего диктора Татарского радио и ТВ А. Сафиуллиной, специальным приказом председателя Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ТАССР М. Долгова с радио переводится бригада из четырех человек: редакторы И. Ихсанов и Ф. Бурнашева, журналист К. Янгулов, диктор А. Сафиул-лина. У истоков первой регулярной телестудийной передачи «Последние новости» стояли К. Янгулов (с радио), К. Валишев и Н. Ганеев (из газет). Именно эти опытные журналисты привнесли в работу студии основополагающие

принципы журналистики - оперативность, компетентность, объективность. «Это была эра прямых эфиров. Учиться приходилось не по учебникам, премудрости телевизионного искусства постигали в самом процессе создания передач», - вспоминает один из ветеранов Татарского телевидения, диктор Лия Загидуллина [20. С. 69].

Кроме того, студия телевидения регулярно организовывала учебу для своих режиссеров, редакторов и операторов. Посещение этих занятий контролировало партийное бюро. Союз журналистов Татарстана также проводил ежемесячные семинары по секциям и школы для внештатных авторов. Государственный комитет по радиовещанию и телевидению СССР использовал различные формы повышения квалификации сотрудников региональных студий: семинары, рецензирование, заочные курсы.

Таким образом, журналисты поволжских СМИ периода «оттепели» представляли собой армию, довольно пеструю по профессиональному опыту, социальному происхождению и образованию. Партия и государство предпринимают для улучшения идейного и профессионального уровня региональных СМИ широкомасштабные меры: «разбавление» журналистов из интеллигенции рабселькорами, кураторство столичных СМИ над региональными, целенаправленная конвергенция журналистов различных СМИ в помощь развивающемуся телевидению, формирование системы краткосрочной заочной подготовки журналистов, открытие в университетах ряда регионов отделений журналистики. Серьезной проблемой СМИ автономных республик Поволжья так и осталось отсутствие специально подготовленных национальных журналистов, то есть профессиональных журналистов, владеющих родным языком. Этот дефицит компенсировался, как правило, за счет выпускников отделений «родной язык и литература» педагогических институтов и университетов.

Литература

1. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. Факультет журналистики МГУ. М.: ИКАР, 1997.

2. ЛенинВ.И. Письмо к товарищам // Полное собрание сочинений. Изд. 5. М., 1967. Т. 7.

3. Улучшить руководство рабселькоровским движением. Правда. 1958. 3 сент.

4. Списки внередакционного и рабселькоровского актива газеты «Советский Татарстан» // Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-4921. Оп. 2. Д. 185.

5. ОрловЮ.Ф. Опасные мысли: Мемуары из русской жизни. М., 1992.

6. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Изд. 2, испр. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.

7. Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 5. Оп. 16. Д. 688.

8. НА РТ. Ф. Р-1291. Оп. 1. Д. 33.

9. НА РТ. Ф. Р-1291. Оп. 1. Д. 55.

10. НА РТ. Ф. Р-1291. Оп. 1. Д. 16.

11. НА РТ. Ф. Р-1291. Оп. 1. Д. 9.

12. Доклад председателя Союза журналистов ТАССР на I республиканской конференции селькоров, 16 марта, 1964 г. // НА РТ. Ф. Р-1291. Оп. 1. Д. 63.

13. Репортаж в радиовещании и телевидении // Литературная газета. М., 1961. Вып. 2.

14. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М.: РИП-холдинг, 2003.

15. НА РТ. Ф. Р-1293. Оп. 1. Д. 406.

16. НА РТ. Ф. Р-1293. Оп. 1. Д. 485.

17. НА РТ. Ф. Р-1293. Оп. 1. Д. 352.

18. НА РТ. Ф. Р-1293. Оп. 1. Д. 11.

19. НА РТ. Ф. Р-1293. Оп. 1. Д. 491.

20. Загидуллина Л. Одиннадцатая муза. Казань. 2002. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.