международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
институтов, при разработке и осуществлении грамотной уголовно-правовой, административно-правовой и особенно криминологической политики.
Список использованной литературы:
1. Характеристика лиц, совершивших преступления за январь - декабрь 2013 года. URL: http://mvd.ru/upload/sitei/document_file/H8NGnfdiEy.pdf (дата обращения: 15.05.2015).
2. Супонина Е.А. Жизнь детей улиц не так уж плоха... Так ли это? И как правильно вести себя с несовершеннолетними при расследовании правонарушений, чтобы не нарушить их психику // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. №4, с. 23-26.
© А.Ф. Быстрянцев, 2015.
УДК 349.2
Гусейнова Сания Фархад- кызы,
магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141
Научный руководитель С. А. Лубенникова
доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,
кандидат юридических наук
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы исторического становления институтов государственного контроля и надзора. Исследован вопрос правового обеспечения и функционирования данных органов.
Ключевые слова Контроль, надзор, инспекция
Ретроспективный анализ законодательства о государственном контроле и надзоре позволяет констатировать, тот факт, что историю развития условно можно поделить на 3 этапа.
Первый этап характеризуется формированием институтов контроля и надзора. И ознаменован, он в первую очередь, принятием Закона 1882 г., согласно которому была учреждена специальная фабричная инспекция численностью в 20 человек, находившуюся в ведении министра финансов, которая призвана была наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать государственное обвинение против правонарушителей. Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения.
Стоит отметить, что процесс функционирования и развития фабричной инспекции также является продолжительным и в своем развитии она включает в себя несколько этапов.: 1 этап (с 1859 г. до 01.06.1882) -обсуждение законопроекта о создании данного органа; 2 этап (с 01.06.1882 до 03.06.1886) ознаменован фактическим созданием инспекции по надзору за занятиями малолетних рабочих и образование фабричной инспекции; 3 этап (с 03.06.1886 до 14.03.1894) характеризуется более детальной правовой регламентацией в части увеличения полномочий, ее структурирования; 4 этап (с 14.03.1894 до 30.05.1903) ознаменован тем, что фабричная инспекция была перепрофилирована из органа, занимающегося государственным контролем и надзором в области
168
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
трудовых прав в принципиально новый орган - инженерно-техническую инстанцию, который по большей степени осуществлял соблюдение техники безопасности в области производственного процесса; в рамках 5-го этапа (с 30.05.1903 до 07.11.1917) фабричная инспекция была окончательно сформирована с точки зрения законодательства, как орган уполномоченный осуществлять государственный контроль и надзор. Однако фактически данная инспекция была лишь формально уполномочена осуществлять данные полномочия. Фабричная инспекция просуществовала вплоть до 1918 года и выполняла следующие функции в отношении работодателей - надзорные, контрольные, а также примирительные. В качестве важнейших задач инспектора являлось - предотвращение спланированных и организационных недовольств рабочих.
Также на протяжении первого периода возникают различные иные элементы надзора и контроля. Так, например, появляются первые элементы общественного контроля, получившие свое воплощение в форме объединений работников, социально-партнерских органов, уполномоченных осуществлять контрольные функции. К числу таких органов можно отнести местные и главные комитеты по управлению железными дорогами, а также обществ и союзов владельцев паровых котлов, которые занимались вопросами надзора за безопасностью рабочих.
Далее следующим актом, регулировавшим направления государственной защиты и контроля стал Закон 03.06.1886 г «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции». Значительное место в данном законе занимали положения, относившиеся к административному надзору за соблюдением порядка на предприятиях, за охраной жизни и здоровья трудовых работников, а также за работой фабричных харчевых лавок (разрешение на их открытие, утверждение цен) [1].
В период с 1903 г. по февраль 1917 г. указанные акты в определенной мере корректировались, но новые крупные законы не принимались, за исключением Временных правил о профессиональных обществах от 4 марта 1906 г., которые легализовали профессиональные союзы.
Второй период с 1918 по 1933 гг. связан с формированием институтов надзора и контроля. К инновационным аспектам контроля и надзора в данный период по сравнению с предыдущим, можно отнести: контрольно-надзорная деятельность государства стала более структурированной, не имела границ в части отграничения надзора от контроля, исчезли полномочия по урегулированию конфликтных ситуаций, полномочия инспекторов были расширены в той части, что они правомочны были вмешиваться в деятельность работодателей, имели право предпринимать различные меры к уменьшению количества свободного предпринимательства в интересах «рабочего класса».
Третий период берет свое начало 1933 г. и до 90-х гг. двадцатого века (распада Советского государства). Характеризуя данный период, следует отметить, что он характеризуется трудным процессом отделения и разграничения надзора от контроля. В 1933 г. инспекция труда была передана в ведение профессиональных союзов, что предоставляло последним широкий спектр надзорных полномочий. Комиссии по охране труда, общественные инспекторы являлись контрольными органами, но их полномочия в большей степени были схожи с полномочиями инспекции труда, что давало причины для отождествления понятий надзор и контроль [2]. Следует отметить, что данное отождествление были применимо для общего надзора за соблюдением трудового законодательства.
Таким образом, анализ становления и развития законодательства в отношении государственного контроля и надзора в области трудовых правоотношений показал, что изначально понятия контроль и надзор были отождествлены между собой. Надзор, выступая одной из форм контроля постепенно с течением времени отграничивался от контроля, путем обособления. В настоящее время правовая регламентация надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства характеризуется разделения и обособления правомочий органов надзора и органов контроля.
Список использованной литературы:
1. Киселев И.Я. История развития трудового законодательства. М., 2000. с.136.
2. Барбашова Т.П. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников. Автореф. Дисс.канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10.
© С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015
169