МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
УДК 349.2
Гусейнова Сания Фархад- кызы
магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141
Научный руководитель С. А. Лубенникова
доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,
кандидат юридических наук
ЮРИДИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА, ИХ ФУНКЦИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы относительно понятий государственного контроля и надзора. Выявлены признаки, характеризующие контроль и надзор, проведен юридический анализ данных категорий.
Ключевые слова
Контроль, надзор, защита, проверка
Правовые аспекты государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов устанавливается статьями 353-369 ТК РФ.
Л.Ю. Акимов в своей статье «О государственном контроле и надзоре» отмечает то, что при исследовании современных правовых актов и научной литературы, необходимо отметить, что единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы деятельности государства по надзору и контролю в России, нет, а термины «контроль» и «надзор», часто употребляющиеся вместе в различном сочетании, до сих пор не стали научными терминами, исчерпывающее и единообразно отражающими правовое, экономическое и управленческое содержание этих понятий. Это наглядно проявляется в первую очередь при анализе действующего законодательства о правовом статусе государственных органов, осуществляющих проверочную деятельность. Существующие нормативные правовые акты регулируют различные виды надзора и контроля, отдельные сферы и аспекты этой деятельности. Нередко в нормативных актах такого рода либо одна и та же деятельность именуется по-разному, либо же одним термином обозначаются различные по своему содержанию виды деятельности [1].
Для того, чтобы выяснить какие органы относятся к контролирующим, а какие к надзорным необходимо выяснить, чем отличается контроль от надзора.
Контроль представляет собой определенную систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров [2].
Государственный контроль как таковой характеризуется определенными признаками.
1. Отношения между контролирующим объектом и субъектом находятся в подчиненности (в ряде случаев подконтрольности);
2. Объектом государственного контроля как правило, выступает законность, а также целесообразность действий контролируемого;
3. Органы контроля зачастую наделены особым правом отменять решения контролируемого;
4. В случаях, предусмотренных законом к контролируемому объекту могут применяться меры административного воздействия [3].
От термина «контроль» необходимо отличать термин «надзор». По своей управленческой сути надзор — разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции [4].
В отличие от контроля государственный надзор заключается в проверке реализации действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил.
Надзор характеризуют следующие признаки:
1. Осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами;
170
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
2. Область надзора является значительно уже в отличие от государственного контроля;
3. Для органов, осуществляющих государственный надзор отличительной чертой является предоставление им особых властных полномочий, которые не свойственны субъектам контроля, в частности, надзорные органы имеют право предупреждать и пресекать правонарушения, а также привлекать к ответственности виновных лиц.
Резюмируя вышеназванные функции, необходимо констатировать, что государственный надзор -представляет собой особый вид государственной управленческой деятельности, которая осуществляется специальными органами власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Список использованной литературы:
1. Акимов Л.Ю. О государственном контроле и надзоре // Законы России. 2010. № 10. С. 89.
2. Хохлова, Е. Б., Сафонова В. А., Трудовое право России. М., 2013. с. 258.
3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2006. С. 437-438.
4. Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. 6 е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.
© С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015
УДК 349.2
Гусейнова Сания Фархад- кызы
магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141
Научный руководитель С. А. Лубенникова
доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,
кандидат юридических наук
ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования действующего законодательства в контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда. Проведен сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством.
Ключевые слова
Контроль, надзор, защита, трудовые права
За последние годы в РФ были приняты некоторые нормативные акты, которые призваны увеличить действенность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства [1.]К числу таких актов следует отнести ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
171