Научная статья на тему 'Инновации в правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда'

Инновации в правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ЗАЩИТА / ТРУДОВЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнова Сания Фархад- Кызы

В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования действующего законодательства в контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда. Проведен сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

2. Область надзора является значительно уже в отличие от государственного контроля;

3. Для органов, осуществляющих государственный надзор отличительной чертой является предоставление им особых властных полномочий, которые не свойственны субъектам контроля, в частности, надзорные органы имеют право предупреждать и пресекать правонарушения, а также привлекать к ответственности виновных лиц.

Резюмируя вышеназванные функции, необходимо констатировать, что государственный надзор -представляет собой особый вид государственной управленческой деятельности, которая осуществляется специальными органами власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Список использованной литературы:

1. Акимов Л.Ю. О государственном контроле и надзоре // Законы России. 2010. № 10. С. 89.

2. Хохлова, Е. Б., Сафонова В. А., Трудовое право России. М., 2013. с. 258.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2006. С. 437-438.

4. Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. 6 е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

© С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015

УДК 349.2

Гусейнова Сания Фархад- кызы

магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141

Научный руководитель С. А. Лубенникова

доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,

кандидат юридических наук

ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования действующего законодательства в контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда. Проведен сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, трудовые права

За последние годы в РФ были приняты некоторые нормативные акты, которые призваны увеличить действенность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства [1.]К числу таких актов следует отнести ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального

171

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

контроля», [2] Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012г. № 875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативноправовых актов, содержащих нормы трудового права», [3]а также Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [4].

В 2011 году был принят ряд изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство. В частности, в Трудовом кодексе Российской Федерации были изложены ряд статей в новой редакции, - ст. 353, 3531, 354, 356- 358, 360, 363, 365-369.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 18.07.2011г. № 242-ФЗ исключены из ст. 353 ТК РФ положения о том, что «Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом». Ведомственный контроль выделен в отдельную статью- 3531. Ст. 356 ТК РФ дополнена новым полномочием федеральной инспекции труда -проверка соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случае на производстве.

В отличие от ранее действующего КЗоТ РСФСР 1971 года, в котором были установлены органы, уполномоченные осуществлять контроль в сфере охраны труда, в главе 57 ТК РФ изложена значительно новая система государственных органов, уполномочных осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере защиты трудовых прав граждан: четко обозначены правомочия основного контролирующего органа - федеральной инспекции труда; права, обязанности и ответственность других государственных органов; изложены основы их взаимодействия, указано на независимость контролирующих органов при осуществлении ими своих полномочий (ст. 359 ТК РФ) [5].

Еще одной новацией действующего законодательства является разграничение государственного контроля и надзора, осуществляемого федеральной инспекцией труда. Данное нововведение закреплено Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012г. №875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права» [6]. Ранее действующее Постановление Правительства от 28.01.2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» [7] в п.1. закрепляло положение о том, что Федеральная инспекция труда представляет собой единую федеральную централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Таким образом, в настоящее время полномочия государственной инспекции труда реализуются только в части государственного надзора.

Следует отметить, что нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность государства носят бланкетный характер. В связи с этим необходимо упорядочивание российского законодательства в части возможного принятия специального ФЗ «О правовой регламентации контрольно-надзорной деятельности государства», который устанавливал бы, во-первых, вопросы правового регулирования данной деятельности государства, во-вторых, перечень органов и должностных лиц, уполномоченных заниматься данной деятельностью, основные полномочия, права и обязанности, а также ответственность, сроки реализации контрольно-надзорных функций. Корректировка действующего законодательства исключит пробелы и конкретизирует положения ТК РФ.

Список использованной литературы:

1. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //URL: duma.gov.ru.(дата обращения: 30.04.2015).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ // Рос. газ .№ 160, 25.07.2011.

172

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

3. Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права: Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012г. № 875 // Собрание законодательства РФ", 10.09.2012, № 37, ст. 4995

4. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 //Российская газета, № 114, 22.05.2012.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ: //Собрание законодательства РФ. -2002.- 07 янв.; 2015- 06 апр.

6. Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права: Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012г. №875 // Российская газета, № 206, 07.09.2012.

7. О федеральной инспекции труда: Постановление Правительства от 28.01.2000 г. № 78 // Российская газета, № 29, 10.02.2000.

8. © С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015

УДК 343.01

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, РФ E-mail: pkobets37@rambler.ru

ПОНЯТИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Данная публикация посвящена одной из актуальных проблем криминологии - рецидивной преступности. Рецидивная преступность - сложное негативное и социальное явление, ее снижение возможно, в том случае, когда будут предприняты взаимосвязанные и скоординированные меры социального, правового, криминологического и организационного характера в единстве и взаимосвязи.

Ключевые слова.

Рецидив преступления, однократный рецидив, многократный рецидив, общий, специальный,

особо опасный рецидив.

Термин «рецидив» произошел от латинского recidiuus, что в переводе означает - возвращающийся, «возврат, повторение какого-либо явления после кажущегося его исчезновения» [1, с. 434], повторное проявление чего-нибудь» [2, с. 671]. Отрасли юридической науки, изучающие вопросы борьбы с преступностью дают по-разному понятие рецидива. Различаются характеристики рецидива, даваемые уголовным правом, исправительно-трудовым правом и криминологией. По нашему мнению криминологическое понятие рецидива включает любую фактическую повторность преступлений, независимо от фактов судимости, истечения сроков давности или погашения судимости. К рецидивным преступлениям криминологи относят все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае если прежние преступления известны правоохранительным органам и стали предметом их основанного на законе реагирования. С учетом сказанного криминологическое понятие рецидива можно определить, как совершение лицом нового преступления после однажды уже совершенного им преступления, независимо от наличия фактов судимости, истечения сроков давности или погашения судимости за первое преступление. Рецидив преступлений отличается от совокупности и повторности тем,

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.