Научная статья на тему 'Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права'

Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
898
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права»

Б.Е. Рощин

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

Ст. 45 Конституции РФ содержит важный принцип о праве каждого на защиту своих прав, всеми способами, не запрещенными законом. Применительно к трудовым правам данная норма почти дословно закреплена в ст.352 ТК РФ (в ред. ФЗ от 30.06.2006г. №90-ФЗ). Ст. 7 К. РФ гласит о том, что Россия - социальное государство, где охраняются труд и здоровье человека. Обязанность государства, согласно ст. 2 К. РФ, - защищать человека, его права и свободы.

Одним из 4 основных способов защиты трудовых прав, согласно ст. 352 ТК РФ, является государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового законодательства. Данный контроль возник в России в 80-е годы XIX века. Так, законом от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» была создана фабричная инспекция (20 человек), находящаяся в ведении министра финансов и обязанная контролировать соблюдение норм данного закона [6, с. 18].

Основным источником фабрично-трудового законодательства в дореволюционной России являлся Устав о промышленном труде (1913 г.), где значительное место уделялось деятельности государственных органов по административному надзору за трудовой сферой, включая нормы процессуального характера [6, с. 24].

Кодексы законов о труде советского периода, также уделяли внимание надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В 1933 г. инспекции труда были переданы профсоюзам, в связи с упразднением Наркомата труда СССР. В настоящее время подобные контрольно - надзорные функции вновь возвращены государству.

Ч. 4 ст. 15 К. РФ гласит о том, что составной частью национально - правовой системы РФ являются:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Международные договоры РФ, которые превалируют над иными нормативно правовыми актами.

ФЗ от 11.04.98г. №58-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ №81 (1947г.) «Об инспекции

труда в промышленности и торговле». Согласно ст. 1 данной Конвенции каждый член МОТ, в отношении которого Конвенция вступила в силу, обязуется иметь систему инспекции труда на предприятиях.

Гл. 57 ТК РФ закрепляет систему контрольно-надзорных государственных органов за соблюдением норм трудового права (в т.ч. прав по охране труда). В настоящее время эта система состоит из следующих государственных органов:

1. Федеральная инспекция труда.

2. Ростехнадзор (создан Ук. Президента от 20.05.2004 г. №649).

3. Роспотребнадзор (создан Ук. Президента от 09.03.2004 г. №314).

Федеральная инспекция труда (ФИТ) - основной орган, осуществляющий надзорно-конт-рольные функции за соблюдением норм трудового права (которые содержаться как в законе, так и в других нормативно правовых актах. Новая редакция ст. 354 ТК РФ (ФЗ от 30.06.2006 г. №90) уточняет определение ФИТ. Федеральная инспекция труда - совокупность федерального органа исполнительной и территориальных государственных инспекций труда, образующих единую, централизованную систему, нацеленную на проведение контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением норм трудового права.

До Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 ФИТ входила в состав Министерства труда РФ. Данным указом создана Федеральная служба по труду и занятости (ФСТЗ), подведомственная Минздравсоцразвитию РФ. Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. №156 утверждены «Вопросы ФСТЗ». Согласно п. 5 этого акта ФИТ входит в состав этой службы.

Положение о ФИТ, утвержденное ПП РФ от 28.02.2000 г. №78, действует в части, не противоречащей ТК РФ и более поздним нормативно правовым актам. Анализ показывает, что в настоящее время некоторые пункты этого положения не соответствуют закону (п. 1 требует уточнения определения ФИТ; п. 5 не соответствует новой редакции ст.354 ТК РФ; п. 10(2) необходимо исключить, как утративший силу).

202

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

© Б.Е. Рощин, 2006

Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля..,

Перечень полномочий ФИТ, закрепленный в ст. 356 ТК РФ, достаточно широк. Данные полномочия можно разделить на несколько групп:

1. Выявление нарушения норм трудового права и восстановление прав:

а) прием и рассмотрение обращений граждан (в виде заявлений, писем, жалоб) о нарушении трудовых прав;

б) осуществление проверок, обследований организаций всех форм собственности, а также работодателей - физических лиц;

в) предъявление работодателям обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудовых норм, о восстановлении нарушенных прав работника;

г) рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах полномочий [5, с. 458].

2. Обеспечение охраны труда:

а) расследование несчастных случаев на производстве;

б) анализ причин производственного травматизма;

в) привлечение квалифицированных экспертов в целях обеспечения условий по охране здоровья и безопасности работников. Получение информации о влиянии условий труда на состояние здоровья и безопасность работников [5,с. 459].

3. Координация и прогнозирование:

а) анализ причин выявленных нарушений;

б) направление соответствующей информации в соответствующие органы (органы исполнительной власти РФ и субъектов; ОМС; правоохранительные органы и т.п.).

4. Пропаганда трудового законодательства:

а) информирование и консультирование работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства;

б) информирование общественности о выявленных нарушениях;

в) разъяснение гражданам их трудовых прав.

Основные полномочия ФИТ основаны на

Конвенции МОТ №81 и конкретизированы в ст. 356 ТК РФ. Следует отметить, что данная статья (в ред. ФЗ от 30.06.2006 г. №90) претерпела некоторые изменения.

Из полномочий ФИТ исключены:

1. Координация деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства.

2. Предупредительный надзор за строительством новых производственных объектов и реконструк-

цией действующих в целях предотвращения отступления от проектов, снижающих их безопасность.

Установлены новые полномочия ФИТ:

1. Надзор и контроль за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

2. Надзор и контроль за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.

Перечень полномочий ФИТ является открытым (т.е. иные полномочия предоставляются в соответствии с ФЗ и иными нормативно - правовыми актами РФ).

Кроме ст.356 ТК РФ полномочия ФИТ предусмотрены рядом статей ТК РФ:

- Ст. 50 (п. 3) обязывает соответствующий орган по труду, при регистрации коллективного договора и соглашения, сообщать в ФИТ о выявленных условиях, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством.

- Ст. 83 (п. 2) ТК РФ предусматривает восстановление на работе ранее уволенного работника по решению ФИТ.

- Ст. 193 ТК РФ предусматривает возможность работника обжаловать дисциплинарные взыскания в ФИТ.

- Ст. 269 предусматривает согласие ФИТ на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с несовершеннолетним.

- Ст. 234 предусматривает обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок в результате неисполнения решения государственного инспектора труда о восстановлении работника на работе.

- Ст. 373 ТК РФ предусматривает возможность обжалования в ФИТ решения работодателя о расторжении трудового договора по п. 2, 3, 5 ст. 81 ТК РФ, если работник является членом профсоюза.

Основными мероприятиями ФИТ являются инспекционные проверки работодателя. Основы данной процедуры заложены Конвенцией МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) и Протокола 1995 г к этой Конвенции.

Ст. 360 ТК РФ конкретизирует положения данных актов и предусматривает право государственных инспекторов труда осуществлять инспектирование любых работодателей на территории РФ, независимо от форм собственности.

Контрольно-надзорные мероприятия могут носить плановый и внеплановый характер.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

203

Плановый контроль в отношении 1 юридического лица (или индивидуального предпринимателя) может быть проведен не более чем 1 раз в 2 года каждым органом государственного контроля (надзора) (в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее, чем через 3 года с момента государственной регистрации) [7, с. 246].

Внеплановый контроль (проверка) может быть вызван обстоятельствами:

1. Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан.

2. Загрязнение окружающей среды.

3. Угроза повреждения имущества (в т.ч. других предпринимателей).

4. Обращение граждан и юридических лиц с жалобами на нарушения их прав.

5. Получение информации об авариях, о выходе из строя сооружений, оборудования, способных причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу [7, с. 247].

Ст. 363 ТК РФ гласит о юридической ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (в т.ч. невыполнение предъявленных предписаний; применение насильственных действий к государственным инспекторам труда (членам их семей), либо угроза их применения).

КоАП РФ содержит ряд составов административных правонарушений по которым могут быть квалифицированы действия (бездействия), посягающие на порядок осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства. Так, ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению (требованию) должностного лица, воспрепятствования осуществлению этим лицом служебных обязанностей. Ст. 19.5. КоАП РФ предусматривает наказание виде штрафа за невыполнение в срок предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодатель-

ства. В ряде других статей КоАП также предусмотрена ответственность за подобные действия.

Применение насилия (либо угрозы его применения) к государственному инспектору труда может быть квалифицировано как преступление, предусмотренное соответствующими статьями УК РФ.

В заключении следует отметить, что реальность настоящего времени такова, что работник часто сталкивается с произволом работодателя, с нарушением своих трудовых прав.

В рыночных условиях, когда работодателями являются юридические лица различных форм собственности (и организационно-правовых форм), и также работодатели - физические лица, необходим оперативный четкий, эффективный контроль со стороны государства за соблюдением норм трудового права. Необходимо дальнейшее совершенствование государственных органов по надзору и контролю, для того, чтобы государственный надзор (контроль) в данной сфере стал эффективным, доступным, внесудебным способом защиты трудовых прав, что в конечном итоге повышает доверие трудящихся граждан и предпринимателей к государству.

Библиографический список

1. Конституция РФ 1993 г. - М., 2006.

2. Конвенция МОТ №№81 (1947 г.)

3. Комментарий к ТК РФ / Под ред. К.Я. Ананьева. - М., 2006.

4. Комментарий к ТК РФ / под ред. Ю.П. Орловского. - М., 2006.

5. Орловский Ю.П., Чикалова Л.А. 500 актуальных вопросов по ТК РФ. - М., 2006.

6. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. - М., 2005.

7. Андреев С.В., Ефремова О.С. Охрана труда от «А» до «Я».

8. Положение о ФИТ от 20.01.2000 г. №№78.

9. КоАП РФ. - М., 2006.

204

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.