Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ развития поощрительных мер осужденных в пенитенциарной системе России'

Ретроспективный анализ развития поощрительных мер осужденных в пенитенциарной системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПООЩРЕНИЯ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ СИСТЕМА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INCENTIVES / INCENTIVE MEASURES / CONVICTED PERSONS / CORRECTIONAL LABOUR SYSTEM / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисюрев Андрей Сергеевич

в статье проводится ретроспективный анализ развития поощрительных мер, применяемых в воспитательной работе с осужденными в различные исторические периоды существования пенитенциарной системы России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF INCENTIVES OF THE CONVICTS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

this article deals with a retrospective analysis of the development of incentive measures used in the educational work with the convicts for different historical periods of existing the Russian penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ развития поощрительных мер осужденных в пенитенциарной системе России»

УДК 343.84 A.S. MISYUREV*

ББК 67.409.13-1

М65 RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF INCENTIVES OF THE CONVICTS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация: в статье проводитсяретроспективный анализ развития поощрительных мер, применяемых в воспитательной работе с осужденными в различные исторические периоды существованияпенитен-циарной системы России.

Ключевые слова: поощрения, поощрительные меры, осужденные исправительно-трудовая система, уголовно-исполнительная система.

АНДРЕЙ

СЕРГЕЕВИЧ

МИСЮРЕВ*

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ МЕР ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Annotation: this article deals with a retrospective analysis of the development of incentive measures used in the educational work with the convicts for different historical periods of existing the Russian penitentiary system.

Key words: incentives, incentive measures, convicted persons, correctional labour system, penal system.

Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предполагает изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы через усиление психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе. Необходимость в проведении ретроспективного анализа развития поощрительных мер в истории пенитенциарной системы России обусловлена совершенствованием уголовно-исполнительной политики в части дополнения системы поощрений осужденных иными стимулами, способствующими их правопослушному поведению и активной ресоциализации1.

Практика применения поощрительных мер к осужденным в пенитенциарной системе России в историческом плане занимает сравнительно небольшой период. Применение поощрений к осужденным преступникам при отбывании ими различных наказаний за преступные деяния долгое время в тюремной политике Российского государства не рассматривалось. Зарождение института поощрений осужденных стало возможным в XIX в. после реформ в го-сударственномустройстве Российской империи и выражалось в последующем появлении норм права, вводящих в пенитенциарную систему России элементы европейской прогрессивной системы отбывания наказания.

Тюремная реформа 1879 г. значительно изменила систему наказаний, избрав основным видом наказания лишение свободы, а формой ее реализации - тюремное заключение, что привело к образованию в составе Министерства

* Преподаватель, аспирант Соликамского государственногспедагогическогоинститута (Пермский институт ФСИН России)

Е-mail: andrei misyurev@mail.ru.

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

внутренних дел Главного тюремного управления. В этот период впервые начинают применяться поощрения материального характера к заключенным в российских тюрьмах. С. Л. Бабаян, освещая исторические этапы законодательного урегулирования системы поощрений и взысканий в пенитенциарной практике российских тюрем, отмечает «Вопрос о необходимости законодательно урегулировать проблему справедливого вознаграждения заключенных за труд рассматривался различными комиссиями, по их мнению, заработная плата заключенного должна делиться на две равные части: одна из которых поступает в казну, а другая, в свою очередь, делится еще на две равные части. Первая выдается заключенному на руки при условии его хорошего поведения, а другая -начисляется на его имя и выдается при выходе из тюрьмы»2.

Постепенно российские правоведы приходят к выводу о необходимости не просто наказывать преступника путем лишения свободы, а пытаться изменить его преступные наклонности посредством применения воспитательных методов во время отбывания наказания, в том числе поощрений. Выдающийся русский ученый-юрист Н.С. Таганцев отмечал: «Цель тюремного воспитания - подготовление заключенного к затюремной жизни; но, конечно, влияние тюрьмы проявляется и во время заключения в поведении арестанта, отражаясь в наградах и взысканиях»3.

Мотивируя возможность применения поощрений к осужденным в тюремной системе царской России, Н.С. Таганцев считал: «Нередко преступник есть в известных отношениях взрослое дитя, для воздействия на которое могут оказаться весьма пригодными поощрение и ласка. С другой стороны, если мы повсеместно в жизни видим, какое значение придают люди, даже весьма интеллигентные и вполне добропорядочные, разного рода отличиям, наградам, орденам и т. п., то не будет ли фарисейством требовать от арестантов исполнения ими обязанностей только во имя сурового принципа сознания долга? Оттого-то почти во всех тюремных системах мы находим допущение наград или, по крайней мере, известных льгот для арестантов за хорошее их поведение в тюрьме»4.

В 1909 г. в пенитенциарной системе России законом об условном досрочном освобождении введена новая поощрительная норма, предусматривающая применение к заключенным, которые положительным поведением и трудом доказали свое исправление, досрочного осво-

бождения из мест лишения свободы. Так, Ю.Ф. Соц-кий приводит высказывание министра юстиции царского правительства И.С. Щегловатова «В основу института условного досрочного освобождения положена мысль о возможности освобождения от наказания, которое во время отбытия этой кары отмечалось хорошим поведением и подавало надежду на исправление, под условием соблюдения закона на свободе и особо установленных правил поведения»5.

Исторический период развития пенитенциарной системы России с момента Октябрьской революции 1917 г. характеризуется новыми подходами к отбыванию наказания осужденными преступниками. Советское государство с первых дней своего существования придавало важное значение работе по воспитанию, перевоспитанию и нравственной перестройке осужденных в период отбывания ими наказания.

Среди научных и практических работников пенитенциарной системы молодого Советского государства была выработана твердая позиция

о необходимостиприменения поощрений к осужденным преступникам из числа трудящихся. Принятый в 1924 г. первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР) определял поощрения, которые могли применяться только к осужденным из пролетариата. В нем закреплялось: «Проявление осужденными из среды трудящихся особо продуктивного труда и приобретение ими профессиональных навыков, свидетельствующих о происшедшем приспособлении к условиям трудового общежития, поощряется по постановлению распределительной комиссии зачетом двух дней за три дня срока лишения свободы»6.

Должного внимания заслуживает система поощрений, применявшаяся в 20-30-х годахХХ века известным педагогом А. С. Макаренко в колониях и коммунах для несовершеннолетних преступников. Большое значение им придавалось именно церемониальным поощрениям: «В коммуне им. Дзержинского в последние годы, когда премировались воспитанники за отдельные достижения на производственном, нравственном или бытовом участке, была такая лестница в премиях - подарок, денежная премия и самая высокая награда - благодарность в приказе перед строем, и за эту благодарность в приказе перед строем, которая не сопровождалась никакими подарками, никакими материальными удовольствиями, но за нее дрались самые лучшие отряды. За что дрались? За то, что специально в этот день все по приказу надевали парадные костюмы с белыми воротни-

ками и вензелями, и по приказу на площадке строилась вся коммуна в военно-строевом порядке. Выходит оркестр, приходят все преподаватели, инженеры, инструктора, становятся отдельной шеренгой. Дается команда: «Смирно!» Выносится знамя, оркестр играет салют, и после этого выхожу я и тот, кому выносится благодарность, и читается приказ: На основе постановления общего собрания коммуны за то-то и за то-то такому-то выражается благодарность»7.

В 1930 г. в пенитенциарной системе молодого Советского государства утверждается лагерная исправительно-трудовая система и появляется знаменитое Г лавное управление лагерей (ГУ ЛАГ). В структуре ГУЛАГа повышенное внимание уделялось трудовой деятельности заключенных и в этот период на первый план вышли поощрения, стимулирующие трудовые успехи заключенных. Так, в принятом 7 апреля 1930 г. Положении об исправительно-трудовых лагерях предусматривалось, что к заключенным, которые проявят усердное отношение к труду и хорошее поведение, применяются следующие поощрения: объявление благодарности в приказе по отдельному лагерю или по управлению лагерей с занесением в личное дело, выдача премиального вознаграждения (денежного или натурального), улучшениежилищ-ных и бытовых условий, предоставление внеочередного свидания, свободных прогулок, получение и отправление корреспонденции вне нормы и очереди, предоставление права перевода денег родственникам в сумме, не превышающей 100 руб. в месяц, перевод на более квалифицированную работу.

Второй ИТК РСФСР, принятый 1 августа 1933 г., значительно расширил перечень поощрительных мер, которые применяются к осужденным за высокие производственные показатели. Например, указывалось, что за особо высокие показатели производительности труда на производстве, в политико-воспитательной работе и в других областях деятельности мест лишения свободы, а также за ценные производственные предложения и за общественно полезную инициативу к лицам, лишенным свободы, кроме общих поощрительных мер, начальником места лишения свободы могли применяться следующие меры поощрения: публичное одобрение с занесением в личное дело с доведением до сведения всех лишенных свободы; предоставление свиданий сверх установленной нормы; улучшение питания; премирование деньгами или вещами. Был введен новый вид поощрения - снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Для повышения стимула осужденных к работе администрация исправительно-трудовых лагерей могла сама вводить дополнительные льготы передовикам производства из числа заключенных. А. А. Телегин приводит следующий пример: «Начальник Дмитровского исправительно-трудового лагеря в ноябре 1936 г. своим приказом установил льготный порядок предоставления личных свиданий осужденным, занятым на земляных и бетонных работах. При выработке за квартал свыше 120 % свидание на 10 суток предоставлялось каждые шесть месяцев»8.

Великая Отечественная война не оказала существенного влияния на систему мер поощрений. Однако исследователями отмечено, что в период войны приобрела особенное значение мера поощрения в виде досрочного освобождения из мест лишения свободы с последующим направлением в ряды Красной Армии и на фронт9.

Окончание войны вызвало необходимость переосмысления приоритетных направлений по стимулированию правопослушного поведения заключенных в деятельности администрации исправительно-трудовых лагерей.

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей как не обеспечивающих выполнение важнейшей государственной задачи - перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые колонии.

С.И. Деменьтьев отмечает, что осужденные, содержащиеся в исправительно-трудовых колониях, в послевоенные годы имели право на проведение общих и личных свиданий, получение передач и посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. «За ударный труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 % из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении. Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в десять дней, без выхода из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму»10.

Важной исторической вехой в истории пенитенциарной системы России стало образование в 1963 г. нового вида колоний - колоний-поселений для осужденных, переведенных в порядке поощрения из охраняемых исправительно-трудовых колоний11. В колониях-поселениях осужденные содержались без охраны и находились

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

в условиях, близких к свободной жизни, имели достаточно широкий круг прав и свобод, особенно в сфере гражданских и семейных правоотношений. Они могли иметь имущество в личной собственности, право пользования жилым помещением, право наследовать и завещать имущество, иметь авторские права, быть истцами и ответчиками в суде. Направление осужденных из закрытых колоний в колонии-поселения в качестве поощрения становится значительным стимулирующим инструментом в руках администрации мест лишения свободы.

Необходимо отметить, что к концу 60-х годов ХХ века в пенитенциарной системе России были сформированы определенные предпосылки для расширения перечня поощрительных мер к осужденным в местах лишения свободы. В принятом 1970 г. ИТК РСФСР расширены поощрительные меры морального характера, применяемые к осужденным в местах лишения свободы. За хорошее поведение и честное отношение к труду и обучению к осужденным могли применяться такие меры поощрения, как объявление благодарности, занесение на доску передовиков производства (в настоящее время не предусмотрено), награждение похвальной грамотой (сейчас не предусмотрено), премирование за лучшие показатели в работе, разрешение на получение дополнительно одной по-

сылки или передачи, разрешение на получение дополнительного краткосрочного или длительного свидания, а также телефонного разговора, разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости ежемесячно, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, перевод осужденных в условия более мягкого режима, увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в тюрьме. Данный перечень поощрительных мер практически не изменялся до конца существования исправительно-трудовой системы СССР.

Подводя итог процессу развития поощрительных мер в истории пенитенциарной системы России, необходимо констатировать, что в результате изменения идеологической направленности политики Российского государства в тот или иной исторический период в поощрительных мерах удачно сочетались две категории поощрения: в узком смысле - как метод педагогического воздействия на личность осужденных и в широком смысле - как изменение условий содержания осужденных в соответствии с прогрессивной системой. Исследование отечественных особенностей развития поощрительных мер позволяет вносить дополнения в систему мер поощрений, применяемых к осужденным в уголовно-исполнительной системе России.

1 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

2 Бабаян С. Л. Правовое регулированиеприменения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы монография. М., 2007. С. 70.

3 ТаганцевН.С. Уголовноеправо (Общая часть). Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/ library/doc101p/instrum106/item1012.html.

4 Там же.

5 Соцкий Ю. Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционнойРоссии: дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 1998. С. 135.

6 ЗемсковВ.Н. ГУЛАГ(историко-социологическийаспект) // Социол исслед 1991. № 6. С. 22.

7 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Электронный ресурс]. URL: http:// antmakarenko.narod.ru.

8 ТелегинА.А. Правовые и организационные основы дифференциации лиц, содержавшихсяв местах лишения свободы в период1917-1953 гг.: дис. ... канд. юрид. наук М., 1997. С. 128-129.

9 См.: ИсаковВ.М. Правовое регулированиережима отбывания наказания в ИТЛ в периодВеликойОтече-ственной войны и в послевоенные годы (1941-1956 гг.): авгореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 1997.

10 Дементьев С.И. Лишение свободы тюрьмы, лагеря, колонии Краснодар, 1996. С. 33.

11 См.: Об организации исправительно-трудовыхколоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. // ВедомостиВерховногоСовета РСФСР. 1963. № 26. С. 591-592.

З4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.