Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ развития поощрительных мер в отношении осужденных в пенитенциарной системе России'

Ретроспективный анализ развития поощрительных мер в отношении осужденных в пенитенциарной системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПООЩРЕНИЯ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ СИСТЕМА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисюрев А. С.

В статье осуществляется ретроспективный анализ развития поощрительных мер, применяемых в воспитательной работе с осужденными в пенитенциарной системе России. На основании этого вносится предложение по включению в перечень поощрительных норм, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, ранее применявшихся моральных поощрений осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ развития поощрительных мер в отношении осужденных в пенитенциарной системе России»

Ретроспективный анализ развития поощрительных мер в отношении осужденных в пенитенциарной системе России

А.С. МИСЮРЕВ - преподаватель кафедры организации охраны и конвоирования в УИС Пермского института ФСИН России, аспирант Соликамского государственного педагогического института

В статье осуществляется ретроспективный анализ развития поощрительных мер, применяемых в воспитательной работе с осужденными в пенитенциарной системе России. На основании этого вносится предложение по включению в перечень поощрительных норм, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, ранее применявшихся моральных поощрений осужденных.

Ключевые слова: поощрения; поощрительные меры; осужденные; исправительно-трудовая система; уголовно-исполнительная система.

Retrospective Development Analysis of incentive measures of Inmates in the Penal System of Russia

A.S. MISYURYOV - Lecturer of the Chair for Guard and Convoy Organization in Penal System of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, Postgraduate of the Solikamsk State Pedagogical Institute

The article deals with the retrospective analysis of development of inmates’ encouragement used in educational work with inmates in different historical periods of Penal System in Russia. On the basis of the carried-out analysis it is offered to include moral encouragement as norms of inmates’ encouragement in Penal legislation.

Key words: incentive; incentive measures; inmates; correction-labour system; penal service.

Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 г. предполагает изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы через усиление психо-лого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе. Проведение ретроспективного анализа развития поощрительных мер в отношении осуж-

денных в отечественной пенитенциарной системе обусловлено потребностью в совершенствовании уголовно-исполнительной политики в части дополнения системы поощрений осужденных иными стимулами, способствующими их правопослушному поведению и активной ресоциализации1.

Практика реализации поощрительных мер в отношении осужденных в России охватывает сравнительно небольшой времен-

ной период. Долгое время поощрения к преступникам при отбывании ими различных наказаний не применялись. Зарождение соответствующего института стало возможным в XIX в. после реформ государственного устройства и последующего появления норм права, введших в пенитенциарную практику России элементы европейской прогрессивной системы отбывания наказания.

Тюремная реформа 1879 г. значительно изменила систему наказаний, установив в качестве основного вида наказания лишение свободы и избрав ведущей формой его реализации тюремное заключение, что привело к образованию в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления. В этот период к заключенным впервые начали применяться поощрения материального характера. С.Л. Бабаян, характеризуя исторические периоды правовой регламентации поощрений и взысканий в пенитенциарной практике России, отмечал: «Вопрос о необходимости законодательно урегулировать проблему справедливого вознаграждения заключенных за труд рассматривался различными комиссиями, по их мнению, заработная плата заключенного должна делиться на две равные части, одна из которых поступает в казну, а другая в свою очередь делится еще на две равные части. Первая выдается заключенному на руки при условии его хорошего поведения, а другая начисляется на его имя и выдается при выходе из тюрьмы»2.

Постепенно российские правоведы пришли к выводу о необходимости не просто наказывать преступника посредством лишения свободы, а пытаться изменить его преступные наклонности путем реализации воспитательных методов, в том числе применения поощрений. Выдающийся русский ученый-юрист Н .С. Таганцев в своем труде по уголовному праву, изданном в 1902 г., писал: «Цель тюремного воспитания - подготовление заключенного к затюремной жизни; но, конечно, влияние тюрьмы проявляется и во время заключения в поведении арестанта, отражаясь в наградах и взысканиях»3.

Мотивируя возможность применения поощрений к осужденным в тюремной системе царской России, профессор Н.С. Таганцев замечал: «Нередко преступник есть в известных отношениях взрослое дитя, для воздействия на которое могут оказаться весьма пригодными поощрение и ласка. С другой стороны, если мы повсеместно в жизни видим, какое значение придают люди, даже весьма интеллигентные и впол-

не добропорядочные, разного рода отличиям, наградам, орденам и т.п., то не будет ли фарисейством требовать от арестантов исполнения ими обязанностей только во имя сурового принципа сознания долга? Оттого-то почти во всех тюремных системах мы находим допущение наград или, по крайней мере, известных льгот для арестантов за хорошее их поведение в тюрьме»4.

В 1909 г. законом «Об условном досрочном освобождении» была введена новая поощрительная норма, предусматривающая применение к заключенным, которые положительным поведением и трудом доказали свое исправление, досрочного освобождения из мест лишения свободы. Исследователь Ю.Ф. Соцкий приводит высказывание министра юстиции царского правительства И.С. Щегловатова: «В основу института условного досрочного освобождения положена мысль о возможности освобождения от наказания лица, которое во время отбытия этой кары отмечалось хорошим поведением и подавало надежду на исправление, под условием соблюдения закона на свободе и особо установленных правил поведения»5.

Период развития пенитенциарной системы России после революции 1917 г. характеризуется утверждением новых подходов к отбыванию наказания. Советское государство с первых дней своего существования придавало важное значение работе по воспитанию, перевоспитанию и нравственной перестройке осужденных в период отбывания ими лишения свободы.

Среди научных и практических работников пенитенциарной системы молодого советского государства было распространено мнение о необходимости применения поощрений к осужденным преступникам из числа трудящихся. Принятый в 1924 г. первый исправительно-трудовой кодекс (ИТК РСФСР) определял поощрения, которые могли применяться только к осужденным из числа пролетариата. В частности, в этом документе отмечалось: «Проявление осужденными из среды трудящихся особо продуктивного труда и приобретение ими профессиональных навыков, свидетельствующих о происшедшем приспособлении к условиям трудового общежития, поощряется по постановлению распределительной комиссии зачетом двух дней за три дня срока лишения свободы»6.

Особого внимания заслуживает система поощрений, применявшаяся в 20-30 гг. прошлого века известным педагогом А.С. Макаренко в колониях и коммунах для несовер-

шеннолетних преступников. Важная роль им отводилась именно церемониальным поощрениям. В одном из сочинений А.С. Макаренко содержится такое воспоминание: «В коммуне им. Дзержинского в последние годы, когда премировались воспитанники за отдельные достижения на производственном, нравственном или бытовом участке, была такая лестница в премиях: подарок, денежная премия и самая высокая награда - благодарность в приказе перед строем, и за эту благодарность в приказе перед строем, которая не сопровождалась никакими подарками, никакими материальными удовольствиями, но за нее дрались самые лучшие отряды. За что дрались? За то, что специально в этот день все по приказу надевали парадные костюмы с белыми воротниками и вензелями и по приказу на площадке строилась вся коммуна в военно-строевом порядке. Выходит оркестр, приходят все преподаватели, инженеры, инструктора, становятся отдельной шеренгой. Дается команда: "Смирно!" Выносится знамя, оркестр играет салют, и после этого выхожу я и тот, кому выносится благодарность, и читается приказ: на основе постановления общего собрания коммуны за то-то и за то-то такому-то выражается благодарность»7.

В 1930 г. в стране утверждается лагерная исправительно-трудовая система и появляется знаменитый ГУЛАГ (Главное управление лагерей), в структуре которого повышенное внимание уделялось трудовой деятельности заключенных. В это время на первый план вышли поощрения, стимулирующие трудовые успехи. Так, принятым 7 апреля 1930 г. «Положением об исправительно-трудовых лагерях» предусматривалось, что к заключенным, которые проявят усердное отношение к труду и хорошее поведение, применяются следующие поощрения: объявление благодарности в приказе по отдельному лагерю или по управлению лагерей с занесением в личное дело, выдача премиального вознаграждения (денежного или натурального), улучшение жилищных и бытовых условий, предоставление внеочередного свидания, свободных прогулок, получение и отправление корреспонденции вне нормы и очереди, предоставление права перевода денег родственникам в сумме, не превышающей 100 руб. в месяц, перевод на более квалифицированную работу.

Второй ИТК РСФСР, принятый 1 августа 1933 г., значительно расширил перечень поощрительных мер, которые могли применяться к осужденным. В данном документе

указывалось, что за особо высокие показатели производительности труда на производстве, в политико-воспитательной работе и других областях деятельности мест лишения свободы, а также за ценные производственные предложения и общественно полезную инициативу к лицам, лишенным свободы, кроме общих поощрительных мер. Начальником места лишения свободы могут применяться следующие меры поощрения: публичное одобрение с занесением в личное дело и доведением до сведения всех, лишенных свободы; предоставление свиданий сверх установленной нормы; улучшение питания; премирование деньгами или вещами. Также вводится новый вид поощрения -снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Кроме того, для повышения мотивации осужденных к работе администрация исправительно-трудовых лагерей могла сама вводить дополнительные льготы передовикам производства из числа заключенных. А.А. Телегин приводит следующий пример: «Начальник Дмитровского исправительнотрудового лагеря в ноябре 1936 года своим приказом установил льготный порядок предоставления личных свиданий осужденным, занятым на земляных и бетонных работах. При выработке за квартал свыше 120% свидание на 10 суток предоставлялось каждые шесть месяцев»8.

Великая Отечественная война не внесла существенных изменений в систему мер поощрения, но вполне объяснимо, что в этот период особенное значение приобрела мера поощрения в виде досрочного освобождения из мест лишения свободы с последующим направлением в ряды Красной армии и на фронт9.

Окончание войны вызвало необходимость пересмотра приоритетных направлений стимулирования правопослушного поведения заключенных.

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей как не обеспечивающих выполнение важнейшей государственной задачи - перевоспитания заключенных в труде. В связи с этим они были преобразованы в исправительно-трудовые колонии.

С.И. Деменьтьев отмечает, что осужденные, содержавшиеся в исправительно-трудовых колониях, в послевоенные годы имели право на проведение общих и личных свиданий, получение передач и посылок, а также на неограниченную переписку с род-

ственниками. «За ударный труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15% из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении. Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в десять дней без выхода из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму»10.

Важной вехой в истории пенитенциарной системы России явилось образование в 1963 г. нового вида учреждений, колоний-поселений для осужденных, переведенных в порядке поощрения из охраняемых исправительно-трудовых колоний11. В колониях-поселениях осужденные содержались без охраны и находились в условиях, близких к свободной жизни. Они имели достаточно широкий круг прав и свобод, особенно в сфере гражданских и семейных правоотношений, могли иметь имущество в личной собственности, обладали правом пользования жилым помещением, правом наследовать и завещать имущество, реализовывать авторские права, быть истцами и ответчиками в суде. Направление осужденных из закрытых колоний в колонии-поселения в качестве поощрения стало стимулирующим инструментом в руках администрации мест лишения свободы.

Необходимо отметить, что к концу 60-х гг. уже были сформированы определенные предпосылки для дополнения перечня поощрительных мер. Принятый в 1970 г. ИТК РСФСР предусматривал широкий круг поощрительных мер морального характера, применяемых к осужденным в местах лишения свободы: за хорошее поведение и честное отношение к труду и обучению им могли назначаться объявление благодарности, занесение на доску передовиков производства (сейчас такое поощрение не предусмотрено), награждение похвальной грамотой (сейчас отсутствует), премирование за лучшие показатели в работе, разрешение на получение дополнительно одной посылки или передачи, разрешение на получение дополнительного краткосрочного или длительного свидания, а также телефонного разговора, разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости ежемесячно, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, перевод в условия более мягкого режима, увеличение времени прогулки (осужденным, содержащимся

в тюрьме). Данный перечень затем практически не менялся на всем протяжении существования исправительно-трудовой системы СССР.

Демократические преобразования и последующий распад Советского Союза вызвали необходимость внесения существенных изменений в пенитенциарную политику России и реформирования исправительнотрудовой системы. В 1993 г. законодательно было закреплено понятие уголовно-исполнительной системы, в рамках которой началась переориентация воспитательной работы с осужденными на применение к ним педагогически обоснованных мер. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, принятом в 1997 г., выделяется в зависимости от их значимости и содержания три группы поощрительных мер. К первой относятся меры, направленные на педагогическое стимулирование положительных индивидуально-личностных характеристик осужденных. Они применяются к осужденным за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях и носят, как правило, разовый ситуационный характер. Таковыми являются: объявление благодарности, награждение подарком, премирование, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, разрешение на дополнительный разговор по телефону, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимальной месячной оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, увеличение времени прогулки лицам, содержащимся на строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, помещениях камерного типа и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца, досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Вторую группу образуют поощрительные меры, связанные с трудовой и режимной составляющей исполнения наказания. Они применяются к осужденным, демонстрирующим хорошее поведение и честное отношение к труду, имеющим положительную характеристику, и состоят в переводе из одного исправительного учреждения в другое с иным видом режима, перевод осужденного из тюрьмы в исправительную колонию и перевод осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения.

В третью группу входят меры, освобождающие осужденного от последующего исполнения наказания. Это высшая форма поощрения, и применяется она только к осужденным, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании наказания, назначенного судом. Основание реализации этих мер - высокая степень исправления осужденного: в отношении последнего у администрации исправительного учреждения не должно быть ни малейшего сомнения в том, что процесс исправления завершен, и потому дальнейшее его пребывание в исправительном учреждении не является необходимостью. К рассматриваемым поощрениям относят представление к условно-досрочному освобождению, возбуждение ходатайства о помиловании.

Подводя итог рассмотрению системы развития поощрительных мер в истории пенитенциарной системы России, необходимо констатировать, что в поощрительных мерах, применяемых к осужденным, воплотилось удачное сочетание двух категорий поощрения - поощрения как метода

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» (ред. от 31.05.2012 г.) // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: Моногр. М., 2007. С. 70.

3 Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Ч. 2. http://www.allpravo.ru/library/doc101p/instrum106/item1012. Мт1

4 Там же.

5 Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1998. С. 135.

6 Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 22.

7 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. http://antmakarenko.narod.ru (Лекция вторая «Дисциплина, режим, наказания и поощрения»).

8 Телегин А.А. Правовые и организационные основы дифференциации лиц, содержащихся в местах лишения свободы, в период 1917-1953 гг.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 128-129.

9 См.: Исаков В.М. Правовое регулирование режима отбывания наказания в ИТЛ в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (1941-1956 гг.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.

10 Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии. Краснодар, 1996. С. 33.

11 См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.06.1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» // Ведомости Верховного Совета РСФСР 1963. № 26. С. 591-592.

педагогического воздействия на личность преступника в узком смысле и поощрения, изменяющего условия содержания, как элемента прогрессивной системы.

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы повышенное внимание уделяется педагогически обоснованным мерам, способствующим преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Проведенный анализ позволяет внести предложение о включении в нормы уголовно-исполнительного законодательства ранее применявшиеся к осужденным моральные поощрения - занесение на доску передовиков производства, награждение похвальной грамотой, публичное объявление о достижениях и заслугах на общем построении учреждения. Необходимо осуществлять дальнейшие научные изыскания в целях разработки и внедрения новых мер поощрения, имеющих педагогическую направленность.

1 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g.» (red. ot 31.05.2012 g.) // SZ RF 2010. № 43. St. 5544.

2 Babajan S.L. Pravovoe regulirovanie primenenija mer pooshhrenija i vzyskanija v vospitatel'nom vozdejstvii na osuzhdennyh, otbyvajushhih nakazanie v vide lishenija svobody: Monogr. M., 2007. S. 70.

3 Tagancev N.S. Ugolovnoe pravo (Obshhaja chast'). Ch. 2. http://www.allpravo.ru/library/doc101p/instrum106/item1012. html

4 Tam zhe.

5 Sockij Ju.F Pravovoe regulirovanie ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide lishenija svobody v dorevoljucionnoj Rossii: Dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 1998. S. 135.

6 Zemskov V.N. GULAG (istoriko-sociologicheskij aspekt) // Sociologicheskie issledovanija. 1991. № 6. S. 22.

7 Makarenko A.S. Problemy shkol'nogo sovetskogo vospitanija. http://antmakarenko.narod.ru (Lekcija vtoraja «Disciplina, rezhim, nakazanija i pooshhrenija»).

8 Telegin A.A. Pravovye i organizacionnye osnovy differenciacii lic, soderzhashhihsja v mestah lishenija svobody, v period 1917-1953 gg.: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1997. S. 128-129.

9 Sm.: Isakov V.M. Pravovoe regulirovanie rezhima otbyvanija nakazanija v ITL v period Velikoj Otechestvennoj vojny i v poslevoennye gody (1941-1956 gg.): Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1997.

10 Dement'ev S.I. Lishenie svobody: tjur'my, lagerja, kolonii. Krasnodar, 1996. S. 33.

11 Sm.: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR

ot 26.06.1963 g. «Ob organizacii ispravitel'no-trudovyh kolonij-poselenij i o porjadke perevoda v nih osuzhdennyh k lisheniju svobody, tverdo vstavshih na put' ispravlenija» // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1963. № 26. S. 591-592. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.