Научная статья на тему 'Перспективы развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Перспективы развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПООЩРИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ / СОКРАЩЕНИЕ СРОКА НАКАЗАНИЯ / ПОЗИТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ / УВОЛЬНЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаян С.Л.

Международные правила обращения с осужденными рекомендуют обеспечить правопорядок в учреждениях, исполняющих наказания, не только карательными мерами, но и поощрительными средствами. С учетом недостаточности уровня развития теоретических знаний и трудностей практического характера область правоотношений, связанных с применением средств поощрительного воздействия на осужденных в уголовно-исполнительной системе, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для перехода к последовательному, расширенному и рациональному применению соответствующих норм и институтов, а также повышения эффективности оказываемого на осужденных поощрительного воздействия целесообразно разработать концепцию развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Ее создание будет содействовать изменению и дополнению существующих в рассматриваемой области нормативно-правовых актов. С целью совершенствования поощрительного воздействия целесообразно дополнить перечень мер разовыми выходами или увольнениями осужденных к лишению свободы за пределы пенитенциарных учреждений в выходные или праздничные дни продолжительностью до 24 часов. Это будет способствовать укреплению социально полезных связей осужденного. С учетом опыта зарубежных стран необходимо предусмотреть в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве льготные условия отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов. Следует переводить в данные условия осужденных, отбывших половину и две трети назначенного срока наказания соответственно, а также не менее шести месяцев и девяти месяцев соответственно в облегченныхусловиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8

Перспективы развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы

■ С. Л. БАБАЯН - профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор юридических наук, доцент

Реферат

Международные правила обращения с осужденными рекомендуют обеспечить правопорядок в учреждениях, исполняющих наказания, не только карательными мерами, но и поощрительными средствами. С учетом недостаточности уровня развития теоретических знаний и трудностей практического характера область правоотношений, связанных с применением средств поощрительного воздействия на осужденных в уголовно-исполнительной системе, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для перехода к последовательному, расширенному и рациональному применению соответствующих норм и институтов, а также повышения эффективности оказываемого на осужденных поощрительного воздействия целесообразно разработать концепцию развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Ее создание будет содействовать изменению и дополнению существующих в рассматриваемой области нормативно-правовых актов.

С целью совершенствования поощрительного воздействия целесообразно дополнить перечень мер разовыми выходами или увольнениями осужденных к лишению свободы за пределы пенитенциарных учреждений в выходные или праздничные

дни продолжительностью до 24 часов. Это будет способствовать укреплению социально полезных связей осужденного.

С учетом опыта зарубежных стран необходимо предусмотреть в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве льготные условия отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов. Следует переводить в данные условия осужденных, отбывших половину и две трети назначенного срока наказания соответственно, а также не менее шести месяцев и девяти месяцев соответственно в облегченныхусловиях.

Ключевые слова: поощрительное воздействие; концепция развития поощрительных средств; сокращение срока наказания; позитивное стимулирование правопослушного поведения; льготные условия содержания; увольнения за пределы учреждения.

Prospects for the development of incentive standards and institutions applied to convicts serving sentences in institutions

of the penal system

■ S. L. BABAYAN - Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Law, Associate Professor

Abstract

The international rules for the treatment of convicts recommend the provision law and order in institutions which execute sentences be enforced, not only with punitive measures, but also with incentives. Given the insufficient level of development of theoretical knowledge and practical difficulties, the field of legal relations connected with the use of incentive means for convicts in the penal system needs further improvement. For the transition to a consistent, expanded and rational application of these norms and institutions, as well as increasing the effectiveness of the incentive effect on convicts, it is advisable to develop a concept for the development of incentive standards and institutions applied to convicts in institutions of the penal system. The creation of this concept will help to change and supplement existing regulatory and legal acts in the area under consideration.

In order to improve the incentive effect, it is advisable to supplement the list of measures with one-time outputs or dismissals of prisoners sentenced to imprisonment outside penal institutions on weekends or holidays for up to 24 hours. This will help strengthen the socially useful ties of the convict.

Taking into account the experience of foreign countries, it is necessary to provide for preferential conditions of serving sentences in correctional colonies of general and strict regimes in the domestic penal legislation. It is necessary to translate into these conditions convicts who have served half and two-thirds of the sentence, respectively, and at least six months and nine months, respectively, under facilitated conditions.

Keywords: incentive effect; the concept of development of incentives; reduction of the term of punishment; positive stimulation of law-abiding behavior; preferential conditions of detention; dismissal outside the institution.

Одним из основных направлений гуманизации уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является стимулирование правопослушного поведения осужденных, повышение эффективности средств поощрительного воздействия и расширение их спектра. С целью совершенствования уголовно-исполнительной политики в разд. III Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусмотрено положение о

дополнении института поощрений осужденных новыми стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации.

В разд. III Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными 2015 г. (Правила Нельсона Манделы) предусматривается, что в каждом пенитенциарном учреждении важно развивать систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять

их правопослушное поведение, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к исправлению и добиваться сотрудничества (правило 95). В Европейских пенитенциарных правилах отмечено, что все осужденные должны поощряться за активное участие в общеобразовательных программах и программах профессионального обучения [5]. Таким образом, международные правила обращения с осужденными рекомендуют обеспечивать правопорядок в учреждениях, исполняющих наказания, не только карательными мерами, но и средствами поощрительного воздействия.

В настоящее время применение поощрительных норм и институтов носит несистемный, спорадический характер, их реализация зачастую основывается на субъективном усмотрении. Известно, что фундаментом исправительного воздействия и ресоциали-зации является позитивное стимулирование законопослушного поведения осужденных. С учетом недостаточности уровня развития теоретических знаний и трудностей практического характера область правоотношений, связанных с установлением и применением средств поощрительного воздействия на осужденных в уголовно-исполнительной системе, нуждается в дальнейшем совершенствовании. В целях создания научно-методической платформы для перехода к последовательному, расширенному и рациональному применению поощрительных норм и институтов к осужденным, а также повышения эффективности оказываемого на них поощрительного воздействия целесообразно разработать концепцию развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Структура данной концепции, на наш взгляд, должна состоять из следующих разделов и параграфов:

1. Характеристика и современное состояние поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2. Основные направления развития поощрительных норм и институтов в уголовно-исполнительной системе как курс на гуманизацию уголовно-исполнительной политики России.

2.1. Переход к рациональному, последовательному и постепенному применению поощрительных норм и институтов - важная задача учреждений уголовно-исполнительной системы.

2.2. Дальнейшее расширение поощрительных норм и институтов, содействующих

успешной социальной адаптации осужденных к лишению свободы.

2.3. Оптимизация оснований применения поощрительных норм и институтов и определение критериев оценки поведения осужденных.

2.4. Развитие поощрительных норм и институтов в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и применения мер уголовно-правового характера.

3. Обеспечение прозрачности применения поощрительных норм и институтов к осужденным в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исправительного воздействия.

4. Кадровое и ресурсное обеспечение развития поощрительных норм и институтов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

5. План основных мероприятий по реализации концепции развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

5.1. Организационные мероприятия.

5.2. Научно-методическое обеспечение развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

5.3. Внедрение современных технологий в практику применения поощрительных норм и институтов к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

5.4. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих применение поощрительных норм и институтов в отношении осужденных.

5.5. Организация контроля за исполнением мероприятий по реализации концепции развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы [1, с. 528].

Создание модели перспективного развития поощрительных норм и институтов уголовно-исполнительного законодательства будет содействовать изменению и дополнению существующих нормативно-правовых актов в области поощрительного воздействия на осужденных и повышению их эффективности.

В параграфе 2.2 данной концепции представляется важным предусмотреть в целях позитивного стимулирования и мотивации

правопослушного поведения осужденных перевод лиц, отбывающих наказание в облегченных или льготных условиях содержания, из воспитательной колонии в колонию-поселение после достижения ими восемнадцатилетнего возраста и отбытия не менее % срока наказания за преступления небольшой или средней тяжести, ЛЛ срока наказания за тяжкие преступления и не менее ЛА срока наказания за особо тяжкие преступления. Перевод таких осужденных необходимо осуществлять только в колонию-поселение для лиц, впервые осужденных к лишению свободы, с целью недопущения отрицательного воздействия на них осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Совершенствование поощрительного института изменения вида исправительного учреждения путем перевода осужденных из воспитательной колонии в колонию-поселение позволит расширить возможности дифференциации исполнения наказания, повысить эффективность исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы, а также обеспечить успешную социальную адаптацию.

В истории развития и правового регулирования поощрительных норм и институтов важное место занимает Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в разделе «Дополнительные постановления о распределении и употреблении осужденных в каторжные работы» которого отмечено, что осужденные подразделяются на две категории (разряда) - испытуемые и исправляющиеся, что указывает на применение элементов прогрессивной системы исполнения наказаний, стимулирующих правопослушное поведение осужденных. Также в ст. 28 этого раздела сказано, что исправляющимся осужденным в результате трудолюбия, воздержанности от нарушений дисциплины и исправления предоставляется возможность увольняться с работы в определенные дни, в основном в христианские праздники [7, с. 7]. Данный исторический опыт может быть использован при совершенствовании поощрительных норм и институтов и в настоящее время. Предоставление разовых выходов или увольнений за пределы исправительного учреждения способствует восстановлению социально полезных связей осужденных и их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Применение мер поощрения в виде увольнений за пределы пенитенциарных учреждений является важным средством ре-социализации осужденных, которое широко

используется в зарубежных странах. Например, в Швейцарии увольнения за пределы пенитенциарных учреждений относятся к инструментам реинтергации осужденных в общество. Такие увольнения продолжительностью от нескольких часов до двух суток в месяц предоставляются при отбывании наказания в учреждениях как открытого, так и закрытого типов режима. Администрация исправительных учреждений может разрешить целевые увольнения или отпуска для решения неотложных юридических, профессиональных или семейных вопросов продолжительностью не более 16 часов. Представляется важным, что увольнения или отпуск в открытых учреждениях Швейцарии предоставляются по отбытии 1/б, а в закрытых учреждениях ЛЛ срока наказания [2, с. 56, 59].

В связи с этим целесообразно дополнить перечень мер поощрений увольнениями осужденных к лишению свободы за пределы пенитенциарных учреждений в выходные или праздничные дни продолжительностью до 24 часов. Также следует предусмотреть в рейтинге исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы повышенную оценку учреждению за объем предоставленных положительно характеризующимся осужденным увольнений. Это будет способствовать активизации применения данных мер со стороны администрации исправительного учреждения.

В соответствии со ст. 103 УИК Республики Казахстан в учреждениях средней, максимальной или чрезвычайной безопасности (аналогично исправительным колониям общего, строгого или особого режима) создаются обычные, строгие, облегченные и льготные условия отбывания наказания. При этом осужденные, отбывающие наказание в учреждениях средней безопасности, имеющие третью положительную степень поведения, находящиеся не менее трех месяцев в облегченных условиях, за один год до освобождения по отбытии срока наказания переводятся в льготные условия. Соответственно по тем же основаниям осужденные, отбывающие наказание в учреждениях максимальной безопасности, за девять месяцев до освобождения по отбытию срока наказания переводятся в льготные условия, а осужденные, отбывающие наказание в учреждениях чрезвычайной безопасности, -за шесть месяцев до освобождения (ст. 135, 137, 139) [8].

Представляется, что переход к последовательному применению поощрительного института изменения условий отбывания

наказания является важной задачей уголовно-исполнительной системы России. В связи с этим, на наш взгляд, в целях успешной социальной адаптации осужденных после освобождения и применения глубокой дифференциации при исполнении наказаний, а также с учетом опыта зарубежных стран целесообразно предусмотреть в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве льготные условия отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов. Необходимо переводить в данные условия осужденных, отбывших не менее половины и двух третей назначенного срока наказания соответственно, а также не менее шести месяцев и девяти месяцев соответственно в облегченных условиях.

Для осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях и находящихся за пределами исправительного учреждения, следует предусмотреть следующие возможности: свободно передвигаться, но в пределах границ территории, прилегающей к исправительному учреждению, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы или в связи с обучением; носить гражданскую одежду, иметь при себе денежные средства, ценные вещи и пользоваться деньгами без ограничения; проживать в специальных общежитиях за пределами исправительного учреждения под круглосуточным контролем и надзором администрации. Кроме того, данным осужденным после отбытия не менее шести месяцев в льготных условиях содержания при отсутствии нарушений установленного порядка отбывания наказания и наличии жилищных условий с разрешения администрации колонии следует предоставить возможность проживать со своими семьями в пределах населенного пункта, где расположена колония.

Важно указать в законе, что не подлежат переводу в льготные условия отбывания наказания следующие категории осужденных:

- лица, осужденные за совершение умышленного преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части;

- лица, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

- осужденные, больные открытой формой туберкулеза или страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

- лица, не прошедшие полный курс лечения венерического заболевания, актив-

ной формы туберкулеза, психического расстройства, ВИЧ-инфекции, алкоголизма и наркомании;

- лица, осужденные за преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров.

Для реализации на практике льготных условий отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режима необходимо построить общежитие для размещения осужденных. Предполагается, что в данных условиях будут содержаться не более 5 % от общей численности осужденных в исправительном учреждении, что в среднем составляет 50 чел.

Перспектива создания льготных условий в исправительных колониях общего и строгого режима может создать конкуренцию в связи с образованием изолированных участков колоний-поселений при указанных учреждениях. Образование данных участков регламентируется п. 17.1 ч. 12 разд. III указа Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», где отмечается, что министр юстиции принимает решение об изменении вида режима и лимита наполнения учреждений, исполняющих наказания, создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Следовательно, создание изолированных участков, функционирующих как колонии-поселения, при исправительных колониях общего, строгого и особого режима не требует согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Но для создания данных участков необходимо наличие отдельных зданий для водворения осужденных в ШИЗО, длительных свиданий осужденных с родственниками и других объектов, так как осужденные, находящиеся в различных видах исправительных колоний, не могут содержаться совместно. А при создании льготных условий отбывания наказания в исправительных колониях общего или строгого режима нет необходимости строить такие помещения, так как осужденные содержатся в данной колонии. Это уменьшает объем денежных средств на строительство зданий для льготных условий содержания. При этом правом перевода осужденных из льготных условий содержания в обычные условия пользуется начальник исправительного учреждения, что позволяет своевременно реагировать на злостные нарушения режима содержания.

Решение же о переводе злостных нарушителей режима участка колонии-поселения в исправительную колонию принимает суд, что занимает определенное время. В связи с этим создание льготных условий в исправительных колониях общего и строгого режима представляется более рациональным и целесообразным.

Кроме того, с целью совершенствования поощрительного воздействия на осужденных предлагается предусмотреть применение поощрительного института сокращения срока отбывания наказания при исполнении наказания в виде лишения свободы. Этот институт предполагает уменьшение данного срока положительно характеризующимся осужденным на период не более трех дней в месяц и, соответственно, не более 36 дней в течение года. Следует отметить, что в таких странах, как США, ФРГ, Канада, Франция, Афганистан, довольно успешно используется данный институт [3, с. 67; 4, с. 133; 6, с. 15]. Сокращение срока наказания осужденным должно осуществляется судом по представлению администрации исправительного учреждения и в отношении осужденных, находящихся в облегченных или льготных условиях содержания.

Следует отметить, что по материалам проведенного исследования 74,3 % сотрудников исправительных учреждений считают целесообразным применение такого сокращения осужденным срока наказания, назначенного приговором суда, но не более чем на три дня в месяц, 23,5 % респондентов отрицательно относятся к этому предложению, а 2,2 % затруднились ответить [1, с. 390].

Данный поощрительный институт не следует применять в отношении осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, так как в условиях полусвободного режима они имеют большие возможности для успешной социальной адаптации к условиям жизни в обществе. Осужденные, содержащиеся в тюрьмах, отбывают лишь

часть срока наказания в данном учреждении, а осужденным, переведенным на срок до трех лет за злостные нарушения режима в исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, нецелесообразно сокращать срок наказания, поскольку им уже изменен вид исправительного учреждения. Отсутствует необходимость изменять срок наказания в сторону уменьшения и осужденным к пожизненному лишению свободы, а также осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, ввиду высокой степени общественной опасности совершенных ими преступлений.

Кроме того, поощрительный институт сокращения срока отбывания наказания следует применять только в отношении осужденных, отбывающих наказание в облегченных или льготных условиях. По данным нашего исследования, подавляющее большинство сотрудников исправительных учреждений (88,4 %) считают, что одним из условий сокращения срока наказания может быть нахождение осужденного в облегченных или льготных условиях, 7,6 % - нахождение в обычных, облегченных или льготных условиях, 2,1 % - наличие у осужденного поощрений, а 1,9 % - иное [1, с. 392].

Также представляется целесообразным включить в перечень основных средств исправления осужденных поощрительное воздействие, которое представляет собой деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, по применению поощрительных норм и институтов с целью стимулирования исправления осужденных.

Таким образом, совершенствование поощрительного воздействия на осужденных и создание концепции развития поощрительных норм и институтов, применяемых к осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы, позволит расширить возможности позитивного стимулирования осужденных и повысить эффективность исправительного воздействия на них.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаян С. Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права (теория и практика применения) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 592.

2. Веррен А. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении взрослых правонарушителей // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики : материалы международ. науч.-практ. конф. М., 2004. Ч. 1. С. 47-64.

3. Греков М. Л. Тюремные системы: состояние, перспективы : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2000. 195 с.

4. Жабский В. А. Уголовные наказания в Российской Федерации и зарубежных странах : моногр. / под общ. ред. А. Я. Гришко. Рязань, 2010. 280 с.

5. Европейские пенитенциарные правила : рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы : принята 11.01.2006 на 952-м заседании представителей министров. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6. Краснов Ю. А. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 7. С. 12-17.

7. Таганцев Н. С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Дополнительные постановления о распределении и употреблении осужденных в каторжные работы. СПб., 1845. 26 с.

8. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014. URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31577723&doc_id2=31577723#activate_doc=2&pos=178;1&pos2=1681;9 (дата обращения: 03.02.2018).

Щ REFERENCES

1. Babajan S. L. Pooshhritel'nye instituty ugolovno-ispolnitel'nogo prava (teorija i praktika primenenija) : dis. ... d-ra jurid. nauk [Incentive institutions of the criminal-executive law (theory and practice of application) : the diss. ... Dsc. in Law]. Moscow, 2014. Р. 592. (In Russ.).

2. Verren A. Ispolnenie nakazanija i primenenie ugolovno-pravovyh mer v Shvejcarii v otnoshenii vzroslyh pravonarushitelej [Execution of punishment and application of criminal law measures in Switzerland with respect to adult offenders]. Aktual'nye problemy penitenciarnoj nauki i praktiki : materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. - Actual problems of penal science and practice: materials of the international scientific and practical conference. Moscow, 2004. Pt 1. Рр. 47-64. (In Russ.).

3. Grekov M. L. Tjuremnye sistemy: sostojanie, perspektivy : dis. ... kand. jurid. nauk [Prison systems: status, prospects: the diss. ... PhD. in Law]. Krasnodar, 2000. 195 р. (In Russ.).

4. Zhabskij V. A. Ugolovnye nakazanija v Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stranah : monogr. / pod obshh. red. A. Ja. Grishko [Criminal penalties in the Russian Federation and foreign countries: monograph ; ed. by A. Ya. Grishko]. Ryazan, 2010. 280 р. (In Russ.).

5. Evropejskie penitenciarnye pravila : rekomendacija № Rec (2006) 2 Komiteta ministrov Soveta Evropy : prinjata 11.01.2006 na 952-m zasedanii predstavitelej ministrov [European Prison Rules : Recommendation No. Rec (2006) 2 of the Committee of Ministers of the Council of Europe : adopted on 11.01.2006 at the 952nd meeting of the Ministers]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» - Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

6. Krasnov Ju. A. Zarubezhnyj opyt ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody v otnoshenii nesovershennoletnih [Foreign experience of execution of punishment in the form of imprisonment in relation to minors]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Bulletin of the penal system. 2011. Iss. 7. S. 12-17. (In Russ.).

7. Tagancev N. S. Ulozhenie o nakazanijah ugolovnyh i ispravitel'nyh. Dopolnitel'nye postanovlenija o raspredelenii i upotreblenii osuzhdennyh v katorzhnye raboty [Ordinance on the penalties of criminal and correctional. Additional decisions on the distribution and use of convicts in hard labor]. St. Petersburg, 1845. 26 р. (In Russ.).

8. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 05.07.2014 [The Criminal Executive Code of the Republic of Kazakhstan of 05.07.2014]. Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577723&doc_ id2=31577723#activate_doc=2&pos=178;1&pos2=1681;9 (accessed 03.02.2018). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.