Научная статья на тему 'Российское и зарубежное законодательство и теоретические основы регламентации выездов осужденных за пределы исправительных учреждений'

Российское и зарубежное законодательство и теоретические основы регламентации выездов осужденных за пределы исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
873
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ ВЫЕЗДОВ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАТЕГОРИИ ОСУЖДЕННЫХ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / VISITS OF PRISONERS SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY / CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION / CLASSIFICATION OF REASONS FOR DEPARTURES / CORRECTIONAL FACILITIES / CATEGORIES OF CONVICTS / INCENTIVE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилова Людмила Васильевна

Статья посвящена вопросам регламентации выездов осужденных за пределы исправительных учреждений. Объект исследования нормы уголовно-исполнительного кодекса РФ, зарубежное законодательство предоставления выездов осужденным за пределы пенитенциарных учреждений. Предмет исследования классификация оснований выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Выявлены вопросы, связанные с правовой позицией судебных органов по вопросам исполнения наказания, являющиеся важными, прежде всего для правоприменителя, поскольку способствуют более точному пониманию буквы и духа закона, что в свою очередь позитивно отражается на соблюдении прав и законных интересов осужденных при отбывании уголовного наказания. Сделан вывод о том, что исторический опыт предоставления увольнений в выходные или праздничные дни может быть полезен и в настоящее время. Выезд осужденных за пределы исправительных учреждений является важным поощрительным институтом уголовно-исполнительного права, отражающим его гуманистический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian and foreign legislation and the theoretical basis for the regulation of departures of convicts from correctional facilities

The article is devoted to the issues of the regulation of convicts’ exits outside the correctional facilities. The object of the study is the norms of the Russian Federation Penal Enforcement Code, foreign legislation granting visits to convicts beyond the penitentiary institutions. The subject of the study is the classification of grounds for visits of prisoners sentenced to imprisonment outside the correctional facilities. Issues related to the legal position of the judiciary regarding the execution of punishment are identified, which are important, primarily for the law enforcer, since they contribute to a more accurate understanding of the letter and the spirit of the law, which in turn positively affects the observance of the rights and legitimate interests of convicts while serving criminal penalties. It is concluded that the historical experience of layoffs on weekends or holidays can be useful even now. Departure of convicts outside the penitentiary institutions is an important incentive institution of criminally-executive law, reflecting its humanistic potential.

Текст научной работы на тему «Российское и зарубежное законодательство и теоретические основы регламентации выездов осужденных за пределы исправительных учреждений»

Росийское и зарубежное законодательство и теоретические основы регламентации выездов осужденных за пределы исправительных

учреждений

Л.В. Вавилова

Статья посвящена вопросам регламентации выездов осужденных за пределы исправительных учреждений. Объект исследования - нормы уголовно-исполнительного кодекса РФ, зарубежное законодательство предоставления выездов осужденным за пределы пенитенциарных учреждений. Предмет исследования - классификация оснований выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Выявлены вопросы, связанные с правовой позицией судебных органов по вопросам исполнения наказания, являющиеся важными, прежде всего для правоприменителя, поскольку способствуют более точному пониманию буквы и духа закона, что в свою очередь позитивно отражается на соблюдении прав и законных интересов осужденных при отбывании уголовного наказания. Сделан вывод о том, что исторический опыт предоставления увольнений в выходные или праздничные дни может быть полезен и в настоящее время. Выезд осужденных за пределы исправительных учреждений является важным поощрительным институтом уголовно-исполнительного права, отражающим его гуманистический потенциал.

Ключевые слова: выезды осужденных клишению свободы, уголовно-исполнительное законодательство, классификация оснований выездов, исправительные учреждения, категории осужденных, поощрительные институты.

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С. 87-100.

Институт выездов осужденных к лишению свободы является одной из наиболее эффективных поощрительных мер уголовно-исполнительного права. Разрешая осуществить выезд, администрация исправительного учреждения (ИУ) выделяет осужденного из общего числа содержащихся лиц, стимулирует его правопослушное поведение и позволяет решить личные проблемы.

Однако законодатель не смог четко определить виды выездов, основания и условия их предоставления, а также должным образом описать процедуру принятия решения о предоставлении того или иного вида выезда. В результате правовое регулирование этого института

Вавилова Людмила Васильевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: vavilova1949@mail.ru.

«распылено» между различными нормами уголовно-исполнительного законодательства, практика его применения не унифицирована в различных регионах страны.

Отдельные виды выездов, применяющиеся в контексте исправления осужденного, слабо направлены на стимулирование его правопо-слушного поведения, в результате чего снижается их эффективность. Основания предоставления выездов осужденных к лишению свободы излишне сужены и недостаточно ориентированы на достижение целей уголовно-исполнительного законодательства. Выезд осужденным предоставляется без наложения на них дополнительных обязанностей, в результате чего указанные в законодательстве цели выезда могут остаться не достигнутыми. Организационно-правовые основы контроля за осужденными, выехавшими из мест лишения свободы, четко не определены: не назван ни орган, ответственный за поведение осужденного, ни его полномочия при осуществлении такого контроля.

Таким образом, при регулировании исследуемого института уголовно-исполнительное и иное законодательство содержит ряд пробелов и не отвечает современным требованиям. На практике контроль за поведением осужденных, выехавших из ИУ, воспринимается указанными органами как нечто второстепенное среди своих основных обязанностей.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации до 2020 г.1 вопрос о выездах осужденных не рассматривается как требующий серьезного совершенствования. Между тем международные стандарты ориентируют государства на максимально широкое применение института выездов осужденных к лишению свободы.

Развитие института выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений России

Предоставление осужденным права выезда за пределы ИУ как меры поощрения впервые было законодательно закреплено в октябре 1917 г. в ст. 52 первого советского Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г., который основывался на оптимальном сочетании принципов обязательного труда и культурно-просветительной работы. Эти же принципы были учтены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от

1 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

01.08.1933, которым был принят второй Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, но уже в середине 1930-х гг. руководство НКВД СССР стало на путь ужесточения режима отбывания наказания, и Приказом НКВД СССР от 15.06.1939 «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» выезды осужденных за пределы ИУ были отменены [1].

В связи с этим уместно вспомнить, что еще до революции в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15.08.1845 в разделе «Дополнительные постановления о распределении и употреблении осужденных в каторжные работы» (ст. 28) было указано, что осужденным, исправляющимся в результате трудолюбия, исправления и воздержанности, предоставляется возможность увольняться с работы в определенные дни, в основном в христианские праздники [2].

Таким образом, практика выездов осужденных за пределы ИУ -это не принципиально новый для российского законодательства опыт, а историческая традиция гуманистического восприятия наказания.

Такой исторический опыт предоставления увольнений в выходные или праздничные дни может быть полезен и в настоящее время. В связи с этим рационально рассмотреть вопрос разовых выходов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ в выходные или праздничные дни, учитывая индивидуальные качества личности и поведения осужденного, условия отбывания наказания и вид ИУ. Подобные разовые выходы целесообразно предоставлять положительно характеризующимся осужденным для решения неотложных семейных и социально-бытовых проблем и только лицам, находящимся в облегченных условиях отбывания наказания в исправительной колонии общего или строгого режима. Кроме того, данные осужденные должны отбыть, соответственно, половину и 2/3 срока наказания, т.е. когда им подойдет по сроку условно-досрочное освобождение.

Тем не менее в советском уголовно-исполнительном праве подобные меры не использовались до принятия 18.12.1996 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации2 (УИК РФ), введенного в действие с 01.07.1997, который на текущий момент является основополагающим законодательным актом, регулирующим исполнение уголовных наказаний. Именно этот закон выражает цели, стратегию и основные направления уголовно-исполнительной политики российского государства.

2 Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации« // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

Особо значимыми эти направления развития уголовно-исполнительного закона стали в связи с интеграцией России в международное сообщество, со вступлением ее в Совет Европы. Присоединение России в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод3 актуализировало задачу приведения УИС в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы [3, с. 271]. Поэтому УИК РФ должен был отражать, помимо национальных подходов к исполнению наказания, и наиболее важные, принципиальные положения международных правовых актов в сфере исполнения наказаний и обращения с осужденными.

Несомненно, что на момент принятия УИК РФ соответствовал указанным целям. Но дальнейшие изменения в жизни общества, корректировка отдельных положений уголовно-исполнительной политики диктовали необходимость и соответствующих изменений и дополнений УИК РФ. В последние годы претерпели значительные изменения и международные требования относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными).

В январе 2006 г. были приняты Европейские пенитенциарные правила4. Их новая редакция базируется на решениях Европейского суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и внедрения стандартов по обращению с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания5.

Все эти обстоятельства, а также и то, что практика применения УИК РФ за годы его действия показала наличие определенных недочетов и пробелов в правовом регулировании ряда вопросов исполнения наказаний, обусловили необходимость изменений и дополнений действующего закона.

Следует отметить, что все изменения и дополнения УИК РФ направлены на расширение прав и законных интересов осужденных, повышение гарантий их защищенности, на снятие необоснованных ограничений и запретов, улучшение условий отбывания наказания.

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

4 Европейские пенитенциарные правила (приняты 11.01.2006) // Справочная правовая система «Консультант Плюс. 15.02.2017.

5 Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (заключена в Страсбурге 26.11.1987) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 465.

Подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного и максимально возможного внедрения международных стандартов обращения с осужденными в законодательство и практику исполнения наказаний.

За прошедшие годы принято также значительное число подзаконных нормативных правовых актов в сфере исполнения наказаний. Приказами Минюста РФ утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний УИС, Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС Разработаны и приняты и другие важные нормативные правовые акты.

В этой связи именно правовые позиции судебных органов по вопросам исполнения наказания являются чрезвычайно важными, прежде всего для правоприменителя, поскольку способствуют более точному пониманию буквы и духа закона, что в свою очередь позитивно отражается на соблюдении прав и законных интересов осужденных при отбывании уголовного наказания.

На современном этапе продолжаются преобразования и в УИС. Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», предусматривающая конкретные меры, сроки и этапы реформирования УИС с целью приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.

Понятие и классификация оснований выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений

Выезд осужденных за пределы ИУ является важным поощрительным институтом уголовно-исполнительного права, отражающим его гуманистический потенциал. В то же время необходимо понимать, что выезды осужденных не должны подрывать стабильность общественной безопасности и общественного порядка.

Если само по себе нахождение осужденного за пределами мест лишения свободы не вызывает опасений со стороны большинства российских граждан, то совершение преступления во время выезда может

вызвать значительный общественный резонанс и недоверие граждан к правоохранительным органам. Во избежание этих последствий необходимо четко представлять социально-правовое назначение выездов осужденных, которое состоит в том, что данный институт направлен на стимулирование правопослушного поведения осужденного и поддержание его социально-полезных связей.

Выезды нельзя рассматривать только как направление деятельности по исполнению лишения свободы. При более полном и глубоком рассмотрении данного правового института очевидным становится факт социальной направленности выездов, необходимость в предоставлении которых возникает не только у осужденного, но и у его родственников.

Важное значение в сущности института выездов имеет значимость свободы для осужденного. Выезды осужденных могут в определенной мере реализовать потребность осужденного в свободе, общении с внешним миром. Свобода в широком значении этого слова - необходимый элемент жизни для любого члена общества и развития личности.

Свобода для осужденного представляется еще более важным фактором, поскольку, предоставив осужденному некоторую свободу действий в результате выезда, администрация ИУ решает одну из важных проблем - исправление осужденного.

Определение выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ можно сформулировать как временное пребывание осужденного за пределами ИУ, разрешаемое администрацией ИУ, которое является составной частью уголовного наказания с наделением осужденного некоторыми элементами правового статуса гражданина, связанными с отсутствием изоляции от общества, предоставляемое в целях усиления воспитательного воздействия и необходимости общения осужденного с внешним миром, способствующих его исправлению, включающее в себя: перемещение (проезд) по пути следования от места дислокации ИУ до места проведения выезда (путь туда); временное пребывание в месте проведения выезда; перемещение (проезд) от места проведения выезда до места дислокации ИУ (путь обратно) [4].

Выезды могут быть краткосрочными, до 7 суток без учета времени на проезд, и длительными. Основания их предоставления различны.

Краткосрочные выезды разрешаются в следующих случаях: во-первых, при исключительных личных обстоятельствах, а именно: смерть, тяжелая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие; во-вторых, осужденным перед освобождением может быть разрешен выезд для предварительного решения вопросов трудового и бытово-

го устройства. Выезд по этому основанию вполне соответствует рекомендациям международно-правовых актов. Так, в п. 80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г.6 и п. 70.2 Европейских пенитенциарных правил 1987 г. говорится, что осужденному следует поддерживать и укреплять связи с лицами и учреждениями, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения, для этого стоит предоставлять ему отпуск из мест лишения свободы.

Длительные выезды предоставляются работающим осужденным на период ежегодного оплачиваемого отпуска (12 дней в исправительной колонии, 18 дней - в воспитательной колонии). На этот же срок может быть разрешен также длительный выезд и неработающим по уважительным причинам осужденным, пенсионерам, инвалидам I и II групп.

Еще одним основанием для длительных выездов является необходимость сохранения семейных связей, забота о надлежащем воспитании детей. Так, выезды могут быть разрешены осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.

Необходимо согласиться с мнением О.Ю.Ильиной, считающей, что п. 2 ст. 97 УИК РФ нарушает права осужденных отцов, поскольку прямо не закрепляет право мужчины, отбывающего наказание в виде лишения свободы, на краткосрочный выезд за пределы исправительной колонии для встречи с ребенком-инвалидом [5].

Таким образом, средством сдерживания правонарушений может быть и узаконенная в ст. 97 УИК РФ возможность для осужденных мужчин в соответствии с принципом равноправия полов (ст. 19 Конституции РФ) один раз в год выезжать из ИУ для свидания с несовершеннолетним ребенком-инвалидом сроком до 15 суток.

По нашему мнению, в тех случаях, когда речь идет о выездах за пределы территории женщин для устройства малолетних детей или для свидания с несовершеннолетним ребенком-инвалидом, необходимо расширение оснований выездов. По данным статистики, несмотря на высокую степень социальной запущенности осужденных женщин,

6 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты в Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 290-311.

поступающих в ИУ, более 90% женщин зарекомендовали себя положительно во время отбывания наказания, многие из них получили право на выезд из ИУ по тому или иному основанию. Случаев невозвращения зафиксировано не было, лишь 2,8% опоздали на 1-3 дня7.

Для женщин выезды за пределы ИУ - это еще и возможность создания семьи, а семья, по мнению психологов, - это фактор, который сдерживает совершение преступлений. Выезды для заключения брака будут способствовать стимулированию других осужденных женщин к правопослушному поведению. В связи с этим становится актуальной необходимость закрепления в ст. 97 УИК РФ краткосрочных выездов осужденных женщин для заключения брака.

Обсуждая пути дальнейшего совершенствования института выездов осужденных, целесообразно закрепление в ст. 97 УИК РФ краткосрочных выездов положительно характеризующихся осужденных для поступления в профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения. Такая новелла, по мнению А.Пельшина, позволит осужденному получить специальность, востребованную на рынке труда после освобождения [6].

Следует отметить, что есть категории осужденных, которым запрещены выезды по любым основаниям. Это осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные к пожизненному лишению свободы; больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированные. Следовательно, выезды осужденным, содержащимся в исправительных колониях особого режима, запрещены, хотя в современном законодательстве юристы видят определенное противоречие, так как в ч. 1 ст. 97 УИК РФ говорится о всех исправительных колониях и нет указания на какие-либо ограничения или исключения [4].

Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами. Если такие соглашения отсутствуют, выезд за пределы ИУ не разрешается.

Таким образом, анализ источников права и научных юридических публикаций позволяет классифицировать на несколько групп выезды осужденных по общим и специальным основаниям, а также по формальным и материальным основаниям.

7 Ц^: http://www.spinform.ru (дата обращения 12.02.2017).

К общим основаниям для осужденных независимо от пола и возраста относятся:

♦ смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного;

♦ значительный материальный ущерб, причиненный осужденному или его семье стихийным бедствием;

♦ предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

♦ длительный выезд на время отпуска.

К специальным основаниям следует отнести:

♦ устройство детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, у родственников либо в детском доме;

♦ свидание 1 раз в год с несовершеннолетними детьми-инвалидами вне исправительной колонии.

Выезды по специальным основаниям предусмотрены для осужденных женщин.

К формальным основаниям относятся:

♦ смерть или тяжелая болезнь близкого родственника;

♦ стихийное бедствие;

♦ наличие детей в домах ребенка при ИУ;

♦ наличие несовершеннолетних детей-инвалидов вне ИУ.

Материальными основаниями для выезда осужденного являются

поведение и личность осужденного, характер и тяжесть совершенного преступления, поведение во время следствия и суда, признание вины и раскаяние осужденного.

Кроме вышеуказанных классифицировать выезды можно и по иным признакам: краткосрочные и длительные; чрезвычайные и обычные; поощрительные и льготные и др.

Зарубежный опыт предоставления выездов осужденным к лишению свободы за пределы пенитенциарных учреждений

Вопросы развития поощрительных институтов важно рассматривать не только в рамках одной государственной системы, но в сравнении с законодательством, регулирующим аналогичные проблемы в других государствах. Поэтому необходимо изучение и сравнение вопросов правового регулирования поощрительных институтов пенитенциарных систем, к которым, в частности, относятся выезды осужденных за пределы ИУ, различных государств.

В Федеративной Республике Германия важными реабилитационными мерами при исполнении наказаний в отношении осужденных являются смягчение наказания на основании ст. 11 Закона об исполнении наказания в виде лишения свободы, куда входит, в частности, в соответствии со ст. 13 и ч. 3, 4 ст. 15, предоставление отпуска из мест лишения свободы. Обязательным условием для смягчения наказания и предоставления отпуска из мест лишения свободы является полное отсутствие опасений по поводу того, что осужденный совершит побег, новое преступление или нарушение режима отбывания наказания [7].

Таким образом, УИС ФРГ известно несколько категорий выездов за пределы мест лишения свободы:

♦ регулярный отпуск предоставляется продолжительностью до 21 дня ежегодно, если не существует опасности, что осужденный, оказавшись за пределами учреждения, будет уклоняться от наказания или злоупотреблять отпуском для совершения каких-либо правонарушений;

♦ особый отпуск для подготовки к освобождению (предварительного решения вопросов трудового и бытового приспособления) сроком до одной недели в месяц, когда до окончания срока отбывания наказание остается 9 и меньше месяцев;

♦ отпуск до 6 дней ежемесячно предоставляется осужденным, пользующимся правом свободного передвижения [7].

Выезд в связи с ежегодным оплачиваемым отпуском является положительным опытом, т.к. осужденный понимает: если он будет нарушать дисциплину в местах лишения свободы, характеризоваться отрицательно, то ему не позволят выезд за пределы ИУ в связи с отпуском, что является стимулом для осужденного, и при этом срабатывает такой признак цели наказания, как его исправление. Таким образом, выезд за пределы ИУ осужденным лицом в связи с отпуском, согласно немецкому законодательству является дифференцированным и имеет позитивный характер.

В Финляндии выезд может быть предоставлен практически из всех видов ИУ Принятый в 1889 г. и до сих пор действующий (с изменениями и дополнениями) Закон об исполнении наказаний, предусматривает такое основание выезда за пределы ИУ, как предоставление осужденному лицу отпуска для поддержания социального и психического здоровья осужденного, и это является положительным опытом урегулирования проблемы здоровья [8].

Во французских тюрьмах весьма широко используются краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы по

семейным обстоятельствам, для встречи с возможным работодателем после освобождения, оформления воинских формальностей, сдачи школьных или профессиональных экзаменов и т.п.

Следует сказать, что ст. 103.6 Европейских тюремных правил рекомендует рассматривать в качестве неотъемлемого элемента общего режима для заключенных систему увольнений (разовых выходов) из пенитенциарного учреждения. В этом заложен большой воспитательный потенциал, т.к. разовые выходы за пределы ИУ имеют большое значение как средство повышения эффективности социальной адаптации осужденного [9, с. 96].

Так, например, в Швейцарии увольнение за пределы ИУ является важным инструментом ресоциализации осужденных и относится к одному из элементов прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. Продолжительность его может быть от нескольких часов до двух суток в месяц [9]. Данное увольнение предоставляется при отбывании наказания в ИУ как открытого, так и закрытого типов режима в рамках неполного тюремного заключения. В основном такое увольнение предоставляется в конце недели. Для решения неотложных юридических, профессиональных или семейных вопросов администрация учреждений исполнения наказаний имеет право разрешить целевые отпуска, однако их продолжительность не может превышать 16 часов [10, с. 56].

В Норвегии в тюрьме применяются три вида увольнений для заключенных, отбывающих тюремное наказание:

♦ краткосрочное, которое не превышает 5 часов;

♦ бытовое, которое предоставляется в связи с рождением ребенка, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника;

♦ обыкновенное для заключенных, имеющих долгосрочное лишение свободы [11, с. 25].

Обыкновенное увольнение разрешается только после отбытия заключенным не менее одной трети срока отбывания наказания и беспрерывного пребывания в тюрьме не менее 4 месяцев. Перерыв между обыкновенными увольнениями составляет 2 месяца, а его продолжительность не превышает 3 суток. При этом продолжительность первого такого увольнения не превышает 12 часов.

На наш взгляд, несмотря на значение и важность данного средства поощрения для исправления и ресоциализации осужденных, следует внимательно проанализировать все последствия введения подобного института в российское законодательство.

Таким образом, обобщая уголовно-исполнительное законодательство зарубежных стран, следует сказать, что краткосрочные выезды за

пределы мест лишения свободы предоставляются осужденным большинства развитых стран, но оснований таких выездов несколько.

Первым и наиболее распространенным основанием предоставления права на краткосрочный выезд является смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного. Вторым основанием краткосрочного выезда за пределы места отбывания наказания является стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Третьим основанием краткосрочного выезда за пределы мест лишения свободы является предварительное решение вопросов трудового и бытового приспособления осужденного после освобождения.

Также следует отметить такое основание предоставления права осужденным на краткосрочный выезд за пределы ИУ, как роды жены (Финляндия). Полагаем, что данное основание может способствовать ресоциализации осужденного, а также стремлению осужденного к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.

Срок таких выездов составляет не более 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда в обе стороны. Длительные выезды - на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. Время, на которое предоставляются выезды, зависит от основания выезда.

Анализ предоставления выездов осужденным из пенитенциарных учреждений отдельных зарубежных стран позволяет более глубоко понять сущность и значимость данного института в исправлении осужденного и его возвращении к нормальной жизни. Однако его удачное применение во многом будет зависеть от успешной работы сотрудников ИУ, воспитателей, отвечающих за исправление осужденного, от тщательного изучения личности осужденного.

В целом можно сделать вывод о том, что на текущий момент современная УИС ориентирована на дальнейшую гуманизацию исполнения наказаний, и в связи с этим все более активно реализует возможности для осужденных сформировать переоценку жизненных ценностей, выбрать новые пути личностной реализации, вернуться в общество и семью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно эту цель преследует возможность предоставления права выезда осужденному за пределы ИУ. Как показывает анализ нормативных источников и юридической литературы, выезды всех видов не должны рассматриваться только как льгота. Это системный подход, имеющий важнейшее воспитательное значение, подход, который готовит осужденного к полноценной жизни в обществе, подчеркивает значимость общечеловеческих ценностей и развивает позитивную эмоционально-духовную сферу личности.

Литература

1. Сакаев А.Э. Система наказаний по уголовному праву России: история и современность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 1999. С. 14.

2. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа / Под ред. О.И.Чистякова. М., 1991. С. 110.

3. Международные нормы уголовного права и их роль в развитии процессов гуманизации системы исполнения наказаний. М.: Юридические науки, 2011. 450 с.

4. Селиверстов В.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 2016. С. 243.

5. Ильина О.Ю. К вопросу о равенстве прав мужчины и женщины в семейных правоотношениях // Современное право. 2016. №2 8. С. 75.

6. Пельшин А. Комплексное исследование личности осужденного. СПб., 2012. С. 243.

7. Гришко А.Я. Исполнение наказания в виде лишения свободы в Германии (на примере федеральной земли Бавария): Учеб. пособие. Рязань, 2014. С. 19.

8. Ярмо К. Сравнительно-правовой анализ граней преступного и непреступного по уголовному праву Финляндии и РФ: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 18.

9. Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: Пособие для тюремного персонала. М., 2009.

10. Веррен А. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении взрослых правонарушителей // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2011.

11. Гришко А.Я. Норвежские тюрьмы: общая характеристика, гражданско-правовой статус заключенных (на примере мужской тюрьмы в г. Осло): аналитический обзор. Рязань, 2015.

Russian and foreign legislation and the theoretical basis for the regulation of departures of convicts from correctional facilities Vavilova Lyudmila Vasilievna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of criminal law disciplines, International Institute of Economics and Law. Address for correspondence: vavilova1949@mail.ru.

The article is devoted to the issues of the regulation of convicts' exits outside the correctional facilities. The object of the study is the norms of the Russian Federation Penal Enforcement Code, foreign legislation granting visits to convicts beyond the penitentiary institutions. The subject of the study is the classification of grounds for visits of prisoners sentenced to imprisonment outside the correctional facilities. Issues related to the legal position of the judiciary regarding the execution of punishment are identified, which are important, primarily for the law enforcer, since they contribute to a more accurate understanding of the letter and the spirit of the law, which in turn positively affects the observance of the rights and legitimate interests of convicts while serving criminal penalties. It is concluded that the historical experience of layoffs on weekends or holidays can be useful even now. Departure of convicts outside the penitentiary institutions is an important incentive institution of criminally-executive law, reflecting its humanistic potential.

Key words: visits of prisoners sentenced to deprivation of liberty, criminal-executive legislation, classification of reasons for departures, correctional facilities, categories of convicts, incentive institutions.

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 2 (27). P. 87-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.