Научная статья на тему 'Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных'

Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1381
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурьевских Полина Вячеславовна

Задача: Реализуемая сегодня государственная политика предполагает усовершенствование всех элементов пенитенциарной системы, в том числе мер поощрения. Над теоретическими вопросами, касающимися исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, работают множество отечественных и зарубежных ученых, таких как Ю.М.Антонян, Н.А. Беляев, Г.И. Забрянский, А.С. Михлин, О.В. Старков, М.Д. Шаргородский, И.В. Шмаров, В.Е. Южанин, Masters Greg, Sweeney Emily, Dressler Joshua. До настоящего времени так и не решен окончательно теоретический вопрос о правовой природе поощрительных норм и формах их реализации. Это приводит к определенным трудностям, возникающим в процессе правотворческой деятельности и правоприменительной практики, что обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблемы. Вопрос применения мер поощрения к несовершеннолетним осужденным становится особенно актуальным, если учесть, что уровень детской преступности в стране остается неизменно высоким. Модель: Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания объективной реальности и системный подход к изучению сложных объектов и процессов, предполагающий целостное, многоаспектное, структурированное рассмотрение объекта, а также анализ факторов, влияющих на протекание исследуемых явлений и определение их значимости. Выводы: В результате проведенного анализа вопроса применения мер поощрения как инструмента исправления несовершеннолетних осужденных, автор делает обоснованные выводы о существовании межотраслевого института российского права - государственного поощрения России, необходимости более широкого применения мер поощрения и изменения существующей системы мер поощрения, в том числе путем введения дополнительных стимулов. Оригинальность/ценность: В работе прослеживается новаторский авторский подход, который способствует осмыслению и пониманию тактико-методических особенностей и практической значимости проблемы и предложенных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Incentives as an instrument of correction for juvenile offenders

Problem: The ongoing improvement of public policy involves all elements of the prison system, including incentives. On theoretical issues related Penitentiary juvenile work many domestic and foreign scholars, such as Yu.M.Antonyan, N.A. Belyaev, G.I. Zabryansky, A.S. Michlin, O.V. Starks, M.D. Shargorodskii, I.V. Shmarov V.E. Southerner, Masters Greg, Sweeney Emily, Dressler Joshua. Hitherto not been resolved definitively theoretical question of the legal nature of incentive norms and forms of their realization. This leads to certain difficulties that arose in the lawmaking and law enforcement, which leads to the need for further study of the problem. The issue of incentives to juvenile offenders is particularly relevant when one considers that the level of juvenile delinquency in the country remains stubbornly high. Model: The methodological basis of the research were the dialectical method of cognition of objective reality and systematic approach to the study of complex objects and processes, involving a holistic, multidimensional, structured examination of the object, as well as analysis of the factors affecting the flow of the investigated phenomena and determining their significance. Conclusions: As a result of analysis of the problem of application of stimulation as a tool corrections for juvenile offenders, the author makes a credible conclusions about the existence of inter-branch Institute of Russian law state encouragement of Russia, the need for greater use of incentives and changes to the existing system of incentives, including through the introduction of additional incentives. Originality/ value: The paper traces the author's innovative approach that facilitates comprehension and understanding of tactical and methodical features and practical significance of the problem and the proposed positions.

Текст научной работы на тему «Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных»

ИНСТРУМЕНТ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Гурьевских П.В.

6.5. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Гурьевских Полина Вячеславовна, магистрант. Подразделение: факультет правового и социальнопедагогического образования. E-mail: Polina-gurevskih@mail.ru

Место учебы: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

Задача: Реализуемая сегодня государственная политика предполагает усовершенствование всех элементов пенитенциарной системы, в том числе мер поощрения.

Над теоретическими вопросами, касающимися исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, работают множество отечественных и зарубежных ученых, таких как Ю.М.Антонян, Н.А. Беляев, Г. И. Забрянский, А. С. Михлин, О. В. Старков, МД. Шаргородский, И. В. Шмаров, В.Е. Южанин, Masters Greg, Sweeney Emily, Dressier Joshua.

До настоящего времени так и не решен окончательно теоретический вопрос о правовой природе поощрительных норм и формах их реализации. Это приводит к определенным трудностям, возникающим в процессе правотворческой деятельности и правоприменительной практики, что обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблемы.

Вопрос применения мер поощрения к несовершеннолетним осужденным становится особенно актуальным, если учесть, что уровень детской преступности в стране остается неизменно высоким.

Модель: Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания объективной реальности и системный подход к изучению сложных объектов и процессов, предполагающий целостное, многоаспектное, структурированное рассмотрение объекта, а также анализ факторов, влияющих на протекание исследуемых явлений и определение их значимости.

Выводы: В результате проведенного анализа вопроса применения мер поощрения как инструмента исправления несовершеннолетних осужденных, автор делает обоснованные выводы о существовании межотраслевого института российского права - государственного поощрения России, необходимости более широкого применения мер поощрения и изменения существующей системы мер поощрения, в том числе путем введения дополнительных стимулов.

Оригинальность/ценность: В работе прослеживается новаторский авторский подход, который способствует осмыслению и пониманию тактикометодических особенностей и практической значимости проблемы и предложенных позиций.

Ключевые слова: меры поощрения, несовершеннолетние осужденные, следственный изолятор, исправительная колония, условно-досрочное освобождение, исправление.

INCENTIVES AS AN INSTRUMENT OF CORRECTION FOR JUVENILE OFFENDERS

Guryevsky Pauline Vyacheslalvovna, postgraduate student. Department: legal and socio-pedagogical education department. E-mail: Polina-gurevskih@mail.ru Place of study: Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Annotation:

Problem: The ongoing improvement of public policy involves all elements of the prison system, including incentives.

On theoretical issues related Penitentiary juvenile work many domestic and foreign scholars, such as Yu.M.Antonyan, N.A. Belyaev, G.I. Zabryansky, A.S. Michlin, O.V. Starks, M.D. Shargorodskii, I.V. Shmarov V.E. Southerner, Masters Greg, Sweeney Emily, Dressler Joshua.

Hitherto not been resolved definitively theoretical question of the legal nature of incentive norms and forms of their realization. This leads to certain difficulties that arose in the lawmaking and law enforcement, which leads to the need for further study of the problem.

The issue of incentives to juvenile offenders is particularly relevant when one considers that the level of juvenile delinquency in the country remains stubbornly high.

Model: The methodological basis of the research were the dialectical method of cognition of objective reality and systematic approach to the study of complex objects and processes, involving a holistic, multidimensional, structured examination of the object, as well as analysis of the factors affecting the flow of the investigated phenomena and determining their significance.

Conclusions: As a result of analysis of the problem of application of stimulation as a tool corrections for juvenile offenders, the author makes a credible conclusions about the existence of inter-branch Institute of Russian law -state encouragement of Russia, the need for greater use of incentives and changes to the existing system of incentives, including through the introduction of additional incentives.

Originality/ value: The paper traces the author's innovative approach that facilitates comprehension and understanding of tactical and methodical features and practical significance of the problem and the proposed positions. Keywords: measures to promote, juvenile offenders, investigative isolator, penal colony, grant of parole, correction.

Актуальность проблемы преступности несовершеннолетних не вызывает сомнения. По данным Федеральной службы государственной статистики общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии только в 2012г. составило 64270, а за период с января по октябрь 2013 года - 51503, что свидетельствует о неизменно высоком уровне детской преступности [11].

В качестве мер воздействия на заключенных и осужденных издавна применяется сочетание различных методов: наказание, устрашение, поощрение и др. Поощрение как метод воздействия на осужденных следует рассматривать не только как одобрение правопослушного и деятельного отношения конкретного лица к выполнению возложенных на него обязанностей, но и как действенный инструмент формирования здоровой среды осужденных.

Следует отметить, что хорошее поведение, активное участие в работе самодеятельных организаций, добросовестное отношение к труду, обучению выступают в качестве оснований для применения к осужденным

203

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

несовершеннолетним мер поощрения. Указанные основания могут учитываться в комплексе или в отдельности. Перечень оснований поощрения является далеко не исчерпывающим. Основанием для поощрения, например, могут быть действия осужденных несовершеннолетних в различных экстремальных ситуациях, бескорыстная помощь нуждающимся в такой помощи, содействие администрации исправительных учреждений в установлении истины в условиях расследования различного рода конфликтов в среде осужденных и т.Д.

Под «хорошим поведением» следует понимать не только выполнение осужденным требований режима отбывания наказания и своих обязанностей, отсутствие взысканий за их нарушение, но и неучастие в различного рода группировках отрицательной направленности, осуждение неправомерного поведения осужденных, уважительное отношение к окружающим. Оценка «добросовестного отношения к труду» заключается в постоянном выполнении осужденным несовершеннолетним установленных норм выработки, в безотказности от порученной работы, качественном изготовлении продукции или выполнении порученной работы, отсутствии прогулов, участии в рационализаторской деятельности, самовольных уходов с рабочего места [7, с. 577].

При оценке добросовестного отношения несовершеннолетних осужденных к обучению следует учитывать их заинтересованность и добровольность в получении знаний, стремление расширить свои знания за счет самоподготовки, чтения литературы и т.п. То есть во внимание следует принимать не только объективные показатели, результативность обучения, но и субъективные.

Активное участие в работе самодеятельных организаций может заключаться не только в формальном членстве осужденного в той или иной секции совета отряда или колонии, в организации библиотечной или клубной работы, в выпуске стенгазеты и т.д., но, главное, в конкретной работе и ее результатах.

В перечне поощрений, предусмотренных в отношении несовершеннолетних осужденных, можно выделить: 1) поощрения, применяемые должностными лицами в пределах исправительных учреждений; 2) поощрения, применяемые судом; 3) поощрения,

применяемые Президентом РФ.

В пределах исправительного учреждения могут применяться следующие поощрения: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; представление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до 1/4 МРОТ на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца; досрочное снятие ранее наложенного взыскания [9, с. 426].

Относительно награждения подарком и выплаты денежной премии следует заметить, что закон не ограничивает должностное лицо, применяющее эти виды поощрения, в определении стоимости подарка и размера суммы денежной премии. Что касается применения таких видов поощрения, как разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, предоставления дополнительного краткосрочного или длительного свидания, то прежде чем их применить,

следует выяснить семейное положение осужденного, его связи, возможности родственников и иных лиц воспользоваться этими видами поощрения. В пределах исправительных учреждений может применяться также вид поощрения, связанный с изменением правового положения осужденного, его переводом с обычных условий отбывания наказания в облегченные или со строгих условий содержания в обычные Д8, с. 167].

Другая группа поощрений связана с изменением вида исправительных учреждений на основании судебного решения в соответствии со ст. 78 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ). К числу поощрений, применяемых судом, в настоящее время относится лишь замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Условно-досрочное освобождение (далее УДО) сейчас рассматривается как неотъемное субъективное право осужденного, реализация которого не зависит от воли администрации исправительного учреждения. Осужденные теперь напрямую обращаются в суд об их условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, миную администрацию учреждения. В связи с этим данная мера исключена из перечня мер поощрения, как и разрешение на дополнительный телефонный разговор, что, однако, не свидетельствует, на наш взгляд, об изменении правовой природы УДО как меры поощрения осужденных Д6, с. 122].

Комментируя ст. 45 УИК РФ, А.Н. Грушин и Е.В. Середа полагают, что установленные поощрения - это специальные меры, призванные стимулировать улучшение поведения несовершеннолетнего осужденного, и применяться они должны дифференцированно, в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, степени исправления в целом.

Таким образом, авторы предлагают установленные законом меры поощрения условно разделить на две группы:

1) поощрения, связанные с изменением условий отбывания наказания в лучшую сторону, например сокращение установленных сроков и объемов обязанностей и запретов;

2) поощрения, связанные с представлением осужденных, доказавших свое исправление, к условнодосрочному освобождению от отбывания наказания [6, с.128].

Напомним, одним из принципов уголовно-

исполнительного законодательства Российской Федерации является стимулирование правопослушного поведения осужденных (ст. 8 УИК РФ).

А. И. Зубков считает, что поведение несовершеннолетнего осужденного в исправительном учреждении влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание (первоначально облегченные или строгие), а также на объем предоставляемых ему льгот, на возможность досрочного освобождения от наказания или на изменение режима содержания на более легкий. В данном случае в полной мере раскрывается принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения Д6, с. 129].

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает, что за примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей по от-

204

ИНСТРУМЕНТ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Гурьевских П.В.

ношению к подозреваемым и обвиняемым могут применяться такие меры поощрения, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания, денежная премия за лучшие показатели в работе; к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым - демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга [3].

Необходимо отметить некоторые различия режима содержания в следственном изоляторе и режима исправительного учреждения.

Следственный изолятор (СИЗО) - это пенитенциарное учреждение (место содержания под стражей), обеспечивающее изоляцию следующих категорий подозреваемых, обвиняемых, подсуди-

мых и осужденных [3]:

подследственных, находящихся под следствием и ожидающих суда;

подсудимых, находящихся под судом;

осужденных, ожидающих конвоирования или следующих транзитом, как правило, в учреждения исполняющие наказания в виде лишения свобо-

ды: исправительные колонии, воспитательные колонии, колонии-поселения;

задержанных, ожидающих экстрадиции в другую страну;

осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию;

осужденных, доставленных в следственный изолятор для предварительного следствия или суда по новому уголовному делу из мест лишения свободы.

Режим в исправительных учреждениях - это урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, СИЗО и колония отличаются условиями содержания и строгостью режима[4].

Полагаем, что наличие государственных поощрительных уголовно-правовых и уголовноисполнительных норм, государственных поощрительных норм в иных отраслях права позволяет говорить о существовании межотраслевого института российского права - государственного поощрения России.

Поощрения в виде разрешения осужденным получать дополнительно в течение года до четырех посылок или передач, а также иметь дополнительно в течение года до четырех краткосрочных или длительных свиданий реализуются по усмотрению самих осужденных с согласия администрации исправительного учреждения, независимо от времени получения осужденными очередных посылок или передач, а также предоставленных свиданий. Осужденному

предоставляется и право выбора вида свидания: краткосрочного или длительного. В частности, согласно Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения период между получением предыдущей и последующей очередной посылки или передачи, либо длительного или краткосрочного свидания составляет частное от деления 12 месяцев на общее количество посылок либо свиданий, полагающихся осужденному [5, с. 38]. Следуя этому правилу, осужденный может в порядке поощрения получить дополнительно один раз в три месяца одну посылку либо свидание. При этом

отсчет времени их получения не следует связывать с получением очередных посылок либо свиданий.

Успешное формирование у осужденных законопослушного поведения в значительной мере зависит от возможностей администрации в стимулировании труда осужденных посредством применения системы мер поощрения, влияющих на правовой статус осужденных, и развития новых форм их трудовой занятости.

Заметим, что изменение системы мер поощрения, в том числе и путем введения дополнительных стимулов, объявляемых главным образом за трудовые успехи, обеспечивает не только повышение трудовой активности осужденных, но и в значительной мере обуславливает их законопослушное поведение во время отбывания наказания в целом.

Несмотря на то, что возможности использования рыночных механизмов в условиях исправительного учреждения и ограничены, занятие индивидуальнотрудовой и предпринимательской деятельностью, которая может выступать как самостоятельная форма трудовой деятельности, так и в качестве поощрения хорошо работающим на основном производстве осужденным, способствует повышению не только трудовой активности, но и укрепляет законопослушное поведение осужденных в исправительных колониях.

Функционирование предприятий в условиях рыночных отношений требует уточнения оснований обязанности осужденных трудиться. В связи с этим от. 103 УИК РФ было бы целесообразно сформулировать в следующей редакции: «Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом востребованности их труда, психологической подготовленности к труду, наличия трудовых навыков, пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности» [2].

Как ни парадоксально, но необходимо признать, что сегодня в России есть государственные структуры, осуществляющие розыск преступников и расследующие уголовные дела; выносящие приговор и исполняющие наказания. Но в этой государственной цепочке нет органа, обеспечивающего полноценный возврат этих людей в общество (в т.ч. решение их социальных проблем).

Отметим, что 64 Правило Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит: «Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявлять действенную заботу об освобожденных заключенных, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются и, помогая им включиться в жизнь общества» Д10, с. 59].

Из зарубежного опыта известно, что после выхода из заключения, заботу о такой категории населения берут на себя государство и общественные организации.

Сегодня в России ситуация постепенно, но меняется. К вопросам реабилитации осужденных подключаются различные общественные организации и ведомства. Однако многие лишь обращают внимание на несовершеннолетних правонарушителей только тогда, когда они находятся в колонии или предлагают свою помощь и поддержку на первоначальном этапе жизни на свободе. Чаще она сводится к рекомендациям как поступать в том, или ином случае, или в какие органы обращаться, но очевидно, что этого явно недостаточно.

205

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

Подводя итог, необходимо сказать, что меры поощрения являются важным стимулирующим фактором всей системы исправления.

Таким образом, установленные законом меры поощрения - это специальные меры, призванные стимулировать улучшение поведения несовершеннолетнего осужденного, и применяться они должны дифференцированно, в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, степени исправления в целом.

Практика показывает, что хорошее поведение, активное участие в работе самодеятельных организаций, добросовестное отношение к труду, обучению выступают в качестве оснований для применения к осужденным несовершеннолетним мер поощрения.

Поэтому необходимо шире использовать меры поощрения.

Во-первых, применяемые в пределах исправительных учреждений, а именно: разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца и другие.

Во-вторых меры поощрения, применяемые судом, в том числе замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания, а также не оставлять без внимания субъективное право осужденного на условно-досрочное освобождение, хотя данная мера исключена из перечня мер поощрения, но, однако, это не свидетельствует, на наш взгляд, об изменении правовой природы УДО как меры поощрения осужденных.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ// Российская газета. № 9. 1997. 16 января.

3. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ред. от 03.12.2011): Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ// Российская газета. № 139. 1995. 20 июля.

4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ред. от 05.04.2013): Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1// Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 33, от. 1316.

5. Губарев Н.В. Реализация прав осужденных к лишению свободы в процессе отбывания наказания в исправительных колониях в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2006.

6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ/ А.И. Зубков - М.: ИНФРА-НОРМА, 1997. - 680 с.

7. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой/ Под общей ред. С.И. Никулина. - М.: Менеджер, Юрайт, 2002. - 1176 с.

8. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. Особенная часть./ Под общей ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: Инфра-М-Норма, 2002. - 592 с.

9. Ключарев Г.А., Трофимова И.Н. Молодежная преступность и молодежь группы риска// Социо.-2010. -№9, с. 421 - 439.

10. Кузнецова И.А., Матвеева Т.П. Место и значение трудового законодательства и законодательства о со-

циальном обеспечении в осуществлении исполнения наказаний в местах лишения свободы// Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 2. С. 59 - 62.

11. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии (Электронный ресурс)// [URL:

http://www.gks.ru/dbscnpts/cbsd/dbinet.cgi7pU2318013 (дата обращения: 02.12.2013)].

Рецензия

на статью «Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных» магистранта 2 курса очной формы обучения Гурьевских Полины Вячеславовны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья Гурьевских П.В. представляет интересную работу теоретикоприкладного характера, посвященную одной из актуальных тем исправления несовершеннолетних правонарушителей. В ней идет речь о мерах поощрения для несовершеннолетних осужденных.

Актуальность публикации не вызывает сомнения, поскольку обуславливается проблемами перевоспитания и уголовной ответственности несовершеннолетних преступников.

Работа базируется на достаточно прочной методологической и теоретической основе, а также эмпирической базе магистерского исследования автора.

По своей структуре и содержанию материалы статьи соответствуют тем задачам, которые перед собой ставит автор.

Следует отметить, что стиль и язык материалов статьи прост и доступен обычному читателю.

Положительным является и то, что Гурьевских П.В. в статье подробно анализирует вопросы, связанные с видами поощрительных мер, приводит позиции известных ученых на данные вопросы и предлагает изменения правовых норм.

Судя по статье, следует отметить тот факт, что автор проанализировал большой объем научной литературы, материалов правоохранительной практики, что позволяет ей уверенно ориентироваться в данной проблематике.

Конечно, нельзя сказать, что рецензируемая работа закрывает дискуссию и решает все проблемные моменты социализации и перевоспитания несовершеннолетнего осужденного. При этом в ней прослеживается новаторский авторский подход, который способствует осмыслению и пониманию тактикометодических особенностей и практической значимости проблемы и предложенных позиций.

На основании изложенного, рекомендую статью Гурьевских П.В. к опубликованию в журнале Перечня ведущих рецензируемых научных журналов ВАК РФ.

Рецензент:

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Д.Н. Маринкин

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.