Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЗЕМСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / БЕССОСЛОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калачев Антон Витальевич

Освещаются проблемы профессиональных дефицитов в процессе становления и развития отечественного образования. Главное внимание уделяется периоду второй половины XIX - начала XX в., когда произошли существенные качественные и количественные изменения в системе социально-педагогической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE ISSUE OF THE PROFESSIONAL DEFICIENCIES IN THE HISTORY OF THE NATIONAL SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE

The article deals with the issues of the professional deficiencies in the establishment and development of the national education. There is underlined the period of the second half of the XIX - the beginning of the XXth centuries when there were the essential qualitative and quantitative changes in the system of the social and pedagogical assistance.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

известия вгпу

resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ 120-15636 (data obrashcheniya: 28.08.2015).

9. Kodzhaspirov A.Yu., Kodzhaspirova G.M., Erofeeva M.A., Polyakova L.V. Formirovanie lichno-sti bezopasnogo tipa povedeniya u shkol'nikov kak odno iz uslovij komfortnosti obrazovatel'noj sredy // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 1(37). S. 223-235.

10. Loshchakov A.M., Karasyova T.V. Problemy informacionnogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze // Zdorov'e, obraz zhizni i obrazovanie: sb. materialov po itogam «Nedeli nauki». Vyp. III. Shuya, 2006. S. 4-6.

11. Loshchakov A.M., Karasyova T.V. Psiholo-go-pedagogicheskie osnovaniya formirovaniya kul'-tury zdorov'ya studentov klassicheskogo universiteta. Ivanovo, 2018.

12. Maj Thi Kui, Karasyova T.V., Tolstov S.N. Osobennosti cennostno-motivacionnogo komponenta kul'tury zdorov'ya v'etnamskih studentov // Nauch. poisk. 2015. № 2.1. C. 25-26.

13. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Elekt-ronnyj resurs]: Feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. s izmeneniyami 2020 g. URL: http://zakon-ob-obrazova nii.ru/3.html (data obrashcheniya: 21.05.2021).

14. Polunina L.N. Bezopasnost' pedagogichesko-go vzaimodejstviya pri perekhode na udalennoe obuchenie v chrezvychajnoj situacii [Elektronnyj resurs] // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 10(163). S. 66-72. URL: http://newizvestia.vspu.ru/index.php/iz vestia/issue/view/21/30 (data obrashcheniya: 01.02.2022).

15. Ponomareva I.A. Sovremennye pedagogiche-skie tekhnologii v formirovanii u studentov kul'tury lichnosti bezopasnogo tipa [Elektronnyj resurs] // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2017. № 10-2(27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-formirovanii-u-studen tov-kultury-lichnosti-bezopasnogo-tipa (data obrash-cheniya: 13.07.2021).

16. Sarkisyan G.T. Lichnost' bezopasnogo tipa povedeniya [Elektronnyj resurs] // Mol. uchenyj. 2020. № 49.1(339.1). S. 16-17. URL: https://moluch.ru/ archive/339/76209/ (data obrashcheniya: 14.01.2022).

17. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400 [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk 5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (data obrash-cheniya: 02.09.2021).

18. Thi Thien Aj, Karasyova T.V., Tolstov S.N. Problemy social'noj bezopasnosti rossijskih i inostran-nyh studentov. Ivanovo, 2017.

The holistic approach to the development of the personality of safe type in the system of higher education

The article deals with the substantiation of the essence of the holistic approach to developing the personality of the safe type of the students in higher educational institutions. There are considered the characteristics and the content of the components of the personality of the safe type of the student. The authors describe the basic directions and the experience of the development of the personality of the safe type in the system of the higher education.

Key words: holistic approach, personality of safe type, higher education.

(Статья поступила в редакцию 17.02.2022)

А.в. КАлАчЕв

(волгоград)

ретроспективный анализ проблемы профессиональных дефицитов в истории отечественной социально-педагогической помощи*

Освещаются проблемы профессиональных дефицитов в процессе становления и развития отечественного образования. Главное внимание уделяется периоду второй половины XIX-начала XX в., когда произошли существенные качественные и количественные изменения в системе социально-педагогической помощи.

Ключевые слова: профессиональные дефициты, общественное призрение, социальное реформирование, земская благотворительность, стационарная система обслуживания населения, бессословное образование.

Рассмотрение проблем профессиональных дефицитов работников социальной сферы на современном этапе развития российского общества просто невозможно без уче-

* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).

О Калачев A.B., 2022

та накопленного исторического опыта. Проблема профессиональных дефицитов в сфере социально-педагогической помощи имеет глубокие корни в истории России. Несмотря на то, что развитие социально-педагогической помощи шло в России в общемировом контексте, оно имело свои особенности, связанные с социокультурными и цивилизационными особенностями развития нашей страны. Современные попытки разработки эффективной социально-педагогической модели без учета исторических, социально-политических, культурных традиций и закономерностей развития страны обречены на неудачу.

Под профессиональным дефицитом целесообразно понимать осознанный или неосознанный недостаток (ограничение) в профессиональной компетентности социального работника, который препятствует реализации профессиональных действий. Современное развитие общества, несомненно, способствует появлению и усилению профессиональных дефицитов, которые могут быть связаны как с общественными процессами, так и с личностными проблемами специалистов. В этой ситуации специалисту жизненно необходимо научиться анализировать свою деятельность, выявлять при этом профессиональные дефициты и затем стремиться к постепенному повышению собственной профессиональной компетентности.

Конечно, данная трактовка проблемы профессиональных дефицитов современной наукой не может быть применена к историческим традициям развития социальной помощи в России, реалиям социальной действительности во всем мире. Исследование исторических тенденций приводит нас к необходимости анализировать скорее не проблемы функционировавших институтов социальной помощи, а попытки наших предков их создать и развить -медицину, образование, приюты, богадельни и т. д. Поэтому попытаемся выявить общие характерные особенности, проблемы становления и развития социально-педагогической помощи в нашей стране.

Христианизация Древней Руси оказала решающее влияние на социальное развитие нашей страны, трансформацию общественных отношений. Это, несомненно, сказалось на характере, формах помощи и поддержки человека. Начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Под ее влиянием широко распространяют-

кие науки -

ся такие простейшие виды благотворительности, как подача милостыни, оказание помощи пострадавшему, призрение болящего, нищего, сироты.

Государственная власть в России не сразу осознала противоречивый характер частной благотворительности. Стоглавый Собор 1551 г. в эпоху Ивана Грозного справедливо принял решение о контроле за бессистемной раздачей милостыни, поскольку она приводила не к уменьшению, а увеличению числа нищих. Государство приходит к понимаю необходимости регулирования попечения бедных специальными мерами. Осуществляется попытка заменить личную благотворительность идеей общественного и государственного призрения.

В Петровскую эпоху частная благотворительность довольно жестко подавляется и на первый план выходят идеи общественного призрения с позиции государственного подхода. Социальная помощь оказывается под полным контролем со стороны бюрократии, на несколько десятилетий частная благотворительность подвергается преследованиям.

Но довольно скоро обнаружилось, что казенных средств для призрения недостаточно, что трудно обойтись без привлечения частных пожертвований, без упорядочения и организации благотворительной деятельности. обострение социальных проблем, вызванное начавшимися буржуазными реформами в России, окончательно убеждает государство в том, что именно общественная благотворительность может помочь решению многих социальных проблем.

общество, лучше чувствуя и понимая народные нужды, должно было бы возглавить дело попечения о нуждающихся. У государства оставалась бы направляющая, контролирующая и помогающая в сложных ситуациях функции. это позволило бы ускорить процесс оказания социальной помощи. Главную роль получили бы органы местного самоуправления вместо государственных.

эпоха великих реформ кардинально повлияла на систему оказания помощи в России. После отмены крепостного права понадобилось провести реформы в других областях общественной жизни.

Рассмотрим значение земской реформы как ключевой в организации социально-педагогической помощи в дореволюционной России. В соответствии с земским положением 1864 г., все функции приказов обще-

ственного призрения были переданы земским учреждениям. Система общественного призрения к моменту передачи ее в руки земских учреждений находилась в совершенно упадочном состоянии; имела весьма плохую славу о своей организации и деятельности со стороны населения, кроме того, большинство зданий, принадлежащих благотворительным учреждениям приказов общественного призрения, находились в полуразрушенном состоянии. За тридцать лет земское управление общественным призрением оказалось и прогрессивным, и эффективным: число богаделен и инвалидных домов увеличилось в пять раз, сиротских и воспитательных домов - почти в 2 раза.

Главными и самыми успешными видами земской социальной деятельности были медицина и народное образование. Спустя годы после проведения реформ в правящем классе, в том числе среди верхушки земских деятелей, утверждается мнение об определенной экономической и общественной пользе просвещения и лечения народа.

Большинство исследователей сходятся в том, что сельская медицина до конца 60-х годов XIX в. в России, по сути, отсутствовала. Статистические данные наглядно показывают постепенное изменение ситуации в лучшую сторону. В первый год существования земств (1865) в 18 губерниях на службу было приглашено 50 врачей. В 1866 г. в 29 губерниях работало 283 врача; в 1870 г. их число (в 33 губерниях) достигло 599 человек. В 1875 г. на земской работе находилось 900 врачей, в 1880 г. -1021 человек, а в 1910 г. - уже 3 802 врача. они работали в 2 тыс. больниц, рассчитанных на 42,5 тыс. больничных коек [1, с. 408].

Сравнительно высокая зарплата сельских земских врачей объяснялась также тяжелыми условиями их работы и быта. Это можно считать очевидным социально-профессиональным дефицитом земских служащих того времени. Трудности профессиональной деятельности земского доктора были связаны с отсутствием на селе оборудованных больниц и квартир для врачей, трудностями с лекарствами, общей бедностью деревенской жизни, постоянной угрозой эпидемий и борьбой с ними в тяжелых социально-бытовых условиях.

земская медицина стала подлинно общественной. В ее основании лежала идея служения русскому крестьянству. Медицинские работники осуществляли не только профессиональную деятельность в непростых условиях, но и меняли нравственный климат в обществе,

несли культурные навыки, боролись с предрассудками. Медицина постепенно проникала в крестьянскую среду, некоторые эпидемии были побеждены. Это обстоятельство заметно сказалось на снижении смертности. Если в 1867 г. в России умирало 37 чел. из 1 тыс., то в 1887 г. - 34, а в 1913 - 27.

одним из факторов, оказавших позитивное влияние на развитие земской медицины, стал переход от разъездной к стационарной системе обслуживания населения. При стационарной системе самостоятельное лечение болезней считалось правом только врача. При этом выигрывало как население, так и медицинский персонал.

Деятельность земств позволила заложить основы той врачебной службы, которая могла бы удовлетворить потребность сельских жителей в медицине. Правда, пока в 1913 г. в земских губерниях было недостаточно больниц, медицинского персонала и одна лечебница приходилась на десятки тысяч человек, до нее надо было долго добираться.

Многие специалисты справедливо считают социальную деятельность земств в сфере народного образования самой успешной. Создание и дальнейшее развитие земских школ было инициативой местного самоуправления. Государство не препятствовало открытию школ органами местного самоуправления во многом потому, что это не требовало финансового участия, но проходило под государственным контролем.

Положение о начальных училищах 1864 г. разрешало открывать школы органам местного самоуправления - и обществам, и частным лицам. Представители общественности стали членами губернских и уездных училищных советов. Целями развиваемого начального образования, ставшего бессословным, были провозглашены как элементарное просвещение народных масс, так и религиозно-нравственное воспитание.

В процессе реформирования системы образования начал формироваться новый тип начальной народной школы, основу которой составили земские школы. они создавались в селе, в них принимали всех детей бесплатно. Но подготовленных учителей не хватало. Длительность учебного года чаще всего составляла не более 150 дней в году из-за естественной необходимости в использовании труда школьников в сезоны сельских работ [2, с. 46-47].

Данная ситуация заставляла земства активизировать и интенсифицировать просвети-

тельскую деятельность в школе. Тем не менее это не всегда находило поддержку у школьных властей.

Отношения между администрацией и земствами носили противоречивый характер. Конечно, рост просвещения, увеличение числа школ отвечали потребностям развития страны. Но правительство, понимая идеологическое значение просвещения, стремилось сохранить здесь свою монополию. Поэтому после великих реформ появляются законы, ограничивающие влияние земств на систему народного образования.

Важно отметить сущностное значение развития научной педагогики в России, которую в пореформенной России возглавил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. На основании сформулированного великим педагогом принципа народности предполагалось создание национальной школы с привлечением земских сил.

Развитие земской школы было непростым. Только с середины 1870-х гг. положение начинает улучшаться, происходит рост земских школ в России, которые с середины 1880-х гг. становятся основным типом начальной школы. В качестве примера приведем данные по Саратовской губернии: в 1886 г. во всех училищах Министерства народного просвещения обучалось 1 700 детей, а в земских школах около 35 тыс. [5, с. 8]. Был расширен круг изучаемых предметов, использовались передовые для того времени методики обучения.

Нельзя забывать про феномен общественно-педагогического движения, получивший развитие в России в пореформенный период. К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и др. успешно решали проблему научно-педагогического обеспечения практической деятельности народной школы. В обновленные учебные программы включалось новаторское содержание, методы и принципы обучения, что находило быстрый отклик в учительской среде.

Изменения в образовательной политике государства, общественные просвещенческие инициативы должны были привести к воплощению в жизнь принципа всеобщего бесплатного начального образования. демократическая ориентация общественной жизни, стремление создать основы народной школы должны были подкрепляться свободным доступом для всех к образовательным ресурсам хотя бы начального уровня.

кие науки -

Статистика показывает положительную динамику развития земского образования. В начале 1900-х гг. более 2 млн детей училось в земских школах (из общего количества обучающихся в России в 4 млн чел.). Земская народная школа к началу XX в. стала лучшим типом учебных заведений в России.

Грамотных россиян в начале 60-х гг. XIX в. было 7% населения страны. По данным переписи 1897 г., доля грамотного населения в России составляла 28,4%. Показательно, что в 1902-1912 гг. в России прирост расходов на образование в 3,2 раза превысил прирост расходов на оборону. Причем фаворитом государственного бюджета стала начальная школа: с 1907 по 1912 г. ассигнования на высшие учебные заведения увеличились на 10%, на средние учебные заведения - на 74%, а на начальную школу - на 494%. Или еще вот такая статистика: в 1880 г. в ведении Министерства народного просвещения насчитывалось 22 770 начальных школ, в 1903 г. - 41 433, в 1913 г. - 69 580. В 1896 г. в этих школах было 2 274 904 учащихся, а в 1914 г. - 5 749 191 [3, с. 156-158].

Принятый в 1908 г. III Государственной думой закон о дополнительном финансировании начального образования, по сути, стал финансовым законом о введении всеобщего начального образования. Согласно закону, ежегодно отпускалось по почти 7 млн руб. на всеобщее начальное бесплатное образование.

Кроме того, важной характеристикой широкого и успешного развития начального народного образования в начале XX в. стала сложившаяся общественная ситуация, связанная с необходимостью подготовки нового типа личности - активного и образованного человека. В этот исторический момент яркие представители общественно-педагогического движения старались выносить на всеобщее обсуждение самые злободневные проблемы российского образования (децентрализация управления образованием, изменения в содержании образования, методах воспитания и т. д.).

Таким образом, благодаря результативной деятельности земств удалось приступить к осуществлению задач гуманистического и демократического развития отечественной школы, модернизировать начальную народную школу. Земское образование являлось важнейшей составляющей развития российской культуры второй половины XIX - начала XX в.

Несмотря на то, что главные успехи земств были связаны с образованием и медициной,

были и другие направления социально-педагогической помощи, которые неплохо развивались. Например, мероприятия земских учреждений, направленные на повышение платежеспособности населения, активизацию предпринимательства, организацию службы народного продовольствия. Мероприятия были направлены на адаптацию крестьянского населения страны к новой социокультурной среде. Проводилась также реабилитационная работа земства с переселенцами, погорельцами, людьми, лишившимися средств к существованию и т. д.

Кроме того, были созданы агрономическая и ветеринарная службы, развивалось кредитное и страховое дело. По мере укоренения нового экономического уклада в стране появился новый вид деятельности - экономическое содействие сельскому хозяйству. В 1913 г. расходы на экономическое содействие сельскому хозяйству составляли 7% от всего земского бюджета и занимали третье место вслед за расходами на народное образование и медицину.

К числу «необязательных» относились также расходы на поддержку деятельности разнообразных общественных благотворительных организаций. Например, в Саратовской губернии к началу XX в. таких организаций было около 20, но материальную помощь со стороны земских учреждений они получали очень незначительную. Только в 1896 г. губернское земство впервые рассмотрело вопрос об учреждении специального фонда, из которого стали выделяться средства для благотворительных обществ. Таким образом, оказание финансовой поддержки благотворительным фондам становится одним из направлений деятельности земств. В данном случае косвенно, через благотворительные общества, земства оказывали социальную помощь нуждающимся.

Только учитывая весь масштаб благотворительной деятельности земств, начинаешь понимать справедливость утверждения известного дореволюционного исследователя Е.Д. Максимова о «чисто нравственном влиянии земского самоуправления», о том, что конкретная работа земских служащих в большинстве случаев имела характер «жертвенного служения идеалам». Все это, по мнению Максимова, привело к «пробуждению, под влиянием земства, общей самодеятельности населения и развитию в нем сознания гражданского и общественного долга» [4, с. 126].

Ярким свидетельством успешного развития земской благотворительности является тот факт, что необязательные расходы с течением времени увеличивались. Например, если в 1871 г. необязательные расходы всех земств Саратовской губернии составляли 42,1% сметы, то к 1890 г. они достигли 69,3% [5, с. 15].

Деятельность по организации социальной помощи нуждающимся слоям населения уже в 1890-е гг. стала одной из приоритетных сфер приложения земского капитала. Всего к 1913 г. земства России тратили на социальную сферу до 55,5% своих расходов. Львиная доля этих расходов приходилась на народное образование (29,1%) и медицинскую помощь (24,1%) [3, с. 121]. Не удивительно, что именно в этих областях социальной деятельности земства достигли заметных успехов, давших основание говорить о достойном месте земской благотворительности в системе социальной помощи, сложившейся в России к началу Первой мировой войны.

В целом в это время отечественная система социальной помощи включала в себя следующие основные группы учреждений:

• городские и земские управы в крупных городах и «земских» губерниях и приказы общественного призрения, которые продолжали действовать в губерниях «неземских» (эти организации помимо содержания собственных заведений по оказанию социальной помощи координировали деятельность многих местных благотворительных организаций);

• мощные полугосударственные благотворительные организации, находившиеся, как правило, под покровительством кого-либо из членов императорской фамилии (крупнейшими среди них были Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, занимавшееся в основном вопросами воспитания и призрения инвалидов детства, Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста и ряд других);

• чисто общественные благотворительные организации, которые действовали, как правило, по каким-либо конкретным направлениям (например, «Саратовское общество попечения о лицах, освобожденных из мест заключения»);

• разного рода ведомственные благотворительные организации, как правило, специализированные (например, Министерство финансов, определяющее государственную политику по продаже алкоголя, обязано было содержать различные общества трезвости; дела-

педагогические науки

ми, связанными с благотворительностью в местах заключения, ведало Министерство юстиции и т. п.).

По различным источникам, в России начала XX в. существовало до 10 тыс. разного рода благотворительных обществ и самостоятельных учреждений, которые могли охватить постоянной или разовой социальной поддержкой несколько миллионов человек. Ведущим звеном в системе обязательного общественного благотворения установилось земство. Оно накопило значительный опыт организации общественной помощи населению в самых различных отраслях социальной сферы, оставило потомкам ценное наследие, которое заслуживает внимания и глубокого изучения в современных условиях.

Подводя итог выявлению профессиональных дефицитов работников социально-педагогической сферы в отечественной истории, можно сделать следующие выводы.

1. Становление и развитие института социальной помощи как самобытного феномена проходило длительно и противореч-иво.

2. Во второй половине XIX - начале XX в. можно констатировать наличие института социальной помощи как многоступенчатой системы, куда входили и социальные, и образовательные организации.

3. Финансово-экономические проблемы сопровождали российскую социальную систему учреждений на всех этапах ее развития.

4. Либерально-демократические тенденции развития российской социально-образовательной системы противостояли административно-бюрократическим особенностям.

5. Существовали проблемы формирования контингента социальных и образовательных учреждений (подготовка кадров, оплата труда, текучесть кадров, повышение квалификации и т. д.).

6. Управление социальной системой в различные периоды отечественной истории.

опыт решения проблем профессиональных дефицитов в истории отечественной социально-педагогической помощи оказал существенное влияние на современное состояние народного образования. Учет и использование накопленных теоретических и практических знаний опыта может помочь отечественной школе на современном этапе.

список литературы

1. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Спб., 1909. Т. 1.

2. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1915.

3. Калачев А.В. Демократизация образования в дореволюционной России: моногр. Волгоград, 2011.

4. Максимов Е.Д. Из истории государственного призрения в России // Антология социальной работы: в 5 т. / сост. М.В. Фирсов. Т. 1: История социальной помошц в России. М., 1994. С. 121-137.

5. Морозова Е.Н. Культурно-просветительская деятельность Саратовского земства. 1866-1890. Саратов, 1988.

* * *

1. Veselovskij B.B. Istoriya zemstva za sorok let. Spb., 1909. T. 1.

2. Zvyagincev E.A. Polveka zemskoj deyatel'nosti po narodnomu obrazovaniyu. M., 1915.

3. Kalachev A.V. Demokratizaciya obrazova-niya v dorevolyucionnoj Rossii: monogr. Volgograd, 2011.

4. Maksimov E.D. Iz istorii gosudarstvenno-go prizreniya v Rossii // Antologiya social'noj raboty: v 5 t. / sost. M.V. Firsov. T. 1: Istoriya social'noj po-moshchi v Rossii. M., 1994. S. 121-137.

5. Morozova E.N. Kul'turno-prosvetitel'skaya de-yatel'nost' Saratovskogo zemstva. 1866-1890. Saratov, 1988.

Retrospective analysis of the issue of the professional deficiencies in the history of the national social and pedagogical assistance

The article deals with the issues of the professional deficiencies in the establishment and development of the national education. There is underlined the period of the second half of the XIX -the beginning of the XXth centuries when there were the essential qualitative and quantitative changes in the system of the social and pedagogical assistance.

Key words: professional deficiencies, public assistance, social reform, zemstvo charity, stationary system of public service, classless education.

(Статья поступила в редакцию 14.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.