Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ патриотического воспитания в зарубежной педагогике'

Ретроспективный анализ патриотического воспитания в зарубежной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИНА / ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / PATRIOTIC EDUCATION / MOTHERLAND / SOCIETY / CITIZENSHIP / MORALITY / EDUCATION SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яструбенко Елена Васильевна

В статье доказываются актуальность формирования современной системы патриотического воспитания и возможность использования для этого опыта зарубежных педагогов прошлого. Рассмотрены труды педагогов и философов, которые еще до появления слова «патриотизм» внедряли в систему воспитания принципы развития гражданской ответственности и любви к Родине. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в истории зарубежной педагогики показывает, что многие идеи, концепции и технологии развития патриотизма уместны до сих пор. В статье описаны различные трактовки термина «патриотизм» с точки зрения зарубежных авторов, сформулирована сущность категории «патриотическое воспитание», определены основные подходы выдающихся ученых Запада в разработке данного вопроса. В результате анализа научной литературы сделан вывод, что данная тема интересна исследователям как в рамках современности, так и на протяжении развития всей педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A retrospective analysis of patriotic education in international education science

The study proves the relevance of creating the modern system of patriotic education and an opportunity to apply international teaching practices in this regard. The paper focused on the works of educators and philosophers who introduced the development principles of civil responsibility and love for the motherland into the education system before the term ‘patriotism’ came into being. A retrospective analysis of patriotic education in the history of international education science demonstrates that many ideas, concepts and technology for the development of patriotism are still appropriate. The study presents different interpretations of the term ‘patriotism’ from the viewpoint of international researchers, defines the concept of patriotic education and determines the main approaches of outstanding Western scientists in this field. The analysis of the scientific literature identifies that patriotic education is increasingly recognized as a worldwide educational concern.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ патриотического воспитания в зарубежной педагогике»

УДК 37.035.6(1-87)

https://doi.org/10.24158/spp.2018.9.18

Яструбенко Елена Васильевна

Yastrubenko Elena Vasilyevna

аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, преподаватель школы искусств Белгородского государственного института искусств и культуры

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

PhD student, Education Science and Vocational Education Techniques Department, Lecturer, School of Arts, Belgorod State Institute of Arts and Culture

A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF PATRIOTIC EDUCATION IN INTERNATIONAL EDUCATION SCIENCE

Аннотация:

В статье доказываются актуальность формирования современной системы патриотического воспитания и возможность использования для этого опыта зарубежных педагогов прошлого. Рассмотрены труды педагогов и философов, которые еще до появления слова «патриотизм» внедряли в систему воспитания принципы развития гражданской ответственности и любви к Родине. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в истории зарубежной педагогики показывает, что многие идеи, концепции и технологии развития патриотизма уместны до сих пор. В статье описаны различные трактовки термина «патриотизм» с точки зрения зарубежных авторов, сформулирована сущность категории «патриотическое воспитание», определены основные подходы выдающихся ученых Запада в разработке данного вопроса. В результате анализа научной литературы сделан вывод, что данная тема интересна исследователям как в рамках современности, так и на протяжении развития всей педагогической науки.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, Родина, общество, гражданственность, нравственность, педагогика.

Summary:

The study proves the relevance of creating the modern system of patriotic education and an opportunity to apply international teaching practices in this regard. The paper focused on the works of educators and philosophers who introduced the development principles of civil responsibility and love for the motherland into the education system before the term 'patriotism' came into being. A retrospective analysis of patriotic education in the history of international education science demonstrates that many ideas, concepts and technology for the development of patriotism are still appropriate. The study presents different interpretations of the term 'patriotism' from the viewpoint of international researchers, defines the concept of patriotic education and determines the main approaches of outstanding Western scientists in this field. The analysis of the scientific literature identifies that patriotic education is increasingly recognized as a worldwide educational concern.

Keywords:

patriotic education, motherland, society, citizenship, morality, education science.

Проблема патриотического воспитания студентов является одной из актуальных в сфере социально-экономической, духовной и культурной жизни российского общества. Это обусловлено тем, что в современном социуме воспитание подрастающего поколения реализуется в ситуации политического и экономического реформирования. Сегодня значительно преобразовались социально-культурная жизнь молодых людей, основы деятельности молодежных объединений и организаций, образовательных учреждений, средств массовой коммуникации.

Сейчас перед нашим государством стоит задание по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности, любви к Родине, заботы о благе своего народа, готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите национальных интересов, целостности, независимости России, к содействию в деле становления ее как правового, демократического, социального государства. Несмотря на существенную степень теоретической разработанности, большое значение в решении названных проблем имеет сложный и многогранный компонент процесса воспитания - патриотизм, который является одной из наиболее важных ценностей общества, поскольку интегрирует в себе социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие императивы. Из этого следует, что данное понятие представляет собой междисциплинарную категорию, т. е. предмет исследования ряда гуманитарно-социальных наук (философии, социологии, политологии, истории, психологии и др.).

Слово «патриотизм» имеет иностранную этимологию. В латинском языке patria изначально означало отчество, от pater - отец, далее - поколение, род, племя, семья, теперь оно переводится как отечество, родина. Смысловая нагрузка лексемы patriot в греческом языке - соотечественник, земляк. Как видим, в двух древних языках понятия тождественны, что подтверждает и столь же древнее возникновение рассматриваемого термина. Впоследствии он распространился во многих языках мира.

Наиболее широко в понятийном и историческом аспектах слово «патриотизм» раскрыто в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Отмечается, что исторические корни патриотизма, как и любви к Родине, уходят во времена кочевого быта, явление базируется на кровной связи членов рода и племени. В его основе находится совпадение общественной и семейной солидарности. Впоследствии, в связи с переходом племен к постоянному земледельческому быту, патриотизм приобрел специфическое значение любви к родной земле. Однако это чувство было значительно слабее в городском быту, в этих условиях патриотизм обогатился другим элементом - принадлежностью к культурной среде, гражданственности. При этом моральная составляющая понятия выражалась в обязанности и добродетели. Главной обязанностью выступала благодарность родителям [1].

Психоаналитическая теория З. Фрейда толкует гражданско-патриотическую форму поведения личности как проявление биологического бессознательного, которое несколько скорректировано социальными факторами. Последние, по А. Адлеру, заключаются во врожденной способности человека раскрываться в социальных чувствах, социальных интересах - основе гражданско-патриотических действий. В концепции самоактуализации А. Маслоу определяет гражданственность как потребность реализовывать личностный потенциал в социальном, государственном творчестве. В иерархии потребностей психолог ставит ее на вершину пирамиды. При этом он отмечает, что для ее достижения нужно удовлетворить запросы низших уровней: физиологические, безопасности и т. п.

Таким образом, с точки зрения психологии гражданственность пронизана патриотическим стержнем и выражается в готовности личности сознательно принимать и ответственно на добровольной основе соблюдать законы, а также выполнять требования своего государства. Понятие готовности в рамках разных видов конструктивной деятельности связано с педагогическим аспектом патриотизма - формированием его черт у каждого члена общества, поскольку патриотизм не является генетически унаследованным качеством человека, а возникает в результате воспитания.

Смысловая нагрузка категории «воспитание» трансформируется в содержание конструкции «патриотическое воспитание». Данный вид педагогической деятельности в процессуальном аспекте определяется широким понятийным спектром: влияние общества на человека (социализация), целенаправленное педагогическое воздействие со стороны системы учебно-воспитательных учреждений, влияние педагога на личность в целях формирования системы определенных качеств, взглядов, убеждений [2]. Таким образом, патриотическое воспитание - это социальное явление, направление педагогической деятельности и фактор общественной жизни.

В воспитании патриотизма большое значение имеют правдивое освещение истории и культуры, возврат к культурным ценностям прошлого, открытие неизвестных страниц исторического наследия. Развивая идеи патриотического воспитания, заложенные в трудах педагогов прошлого, современная педагогическая наука определяет патриотизм как осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине.

Идея патриотического воспитания была одной из фундаментальных основ в истории философии и педагогики. Хотя само понятие «патриотизм» появилось значительно позже, с началом формирования новых буржуазных государственных образований, философы прошлого, задумываясь над человеческими жизнью и сущностью, построением государства, так или иначе поднимали вопросы, связанные с патриотизмом как моральным и социально-политическим качеством.

Первые успехи в воспитании у детей любви к родной земле, языку, традициям были достигнуты уже во времена расцвета Египта, Индии и Китая. Согласно индуистской педагогике ребенок при обучении должен постичь сущность священного закона, содержание которого выступало в качестве основного средства формирования соответствующих чувств. Конфуций признавал значимость семьи в воспитании детей, ценил роль примера взрослых, отношений родителей и детей, которые должны быть проникнуты человеколюбием и высокой нравственностью.

В недрах философско-педагогической мысли античной Греции был сформирован идеал человека, который представлял собой гармоничное единство физического и умственного развития как главной цели воспитания. Согласно философским взглядам Платона, в качестве действенного средства обеспечения у детей чувства патриотизма выступали игры у святилищ [3]. Аристотель в рассуждениях о проблемах воспитания исходил из того, что этот процесс необходимо делить на физическое, нравственное и умственное развитие [4]. М.Ф. Квинтилиан доказывал важность положительных эмоций при познании ребенком окружающего мира. Плутарх считал, что воспитание гражданина должно начинаться в семье, однако в рамках этого влияния недопустимы жестокие наказания [5].

В конце первой трети XVII в. научные основы процесса формирования у ребенка патриотических чувств и его педагогически целесообразных направлений сформулировал чешский преподаватель Я.А. Коменский [6]. Он доказывал, что уважение к старшим, правдивость, справед-

ливость, благотворительность, готовность к труду, сдержанность, терпение, достоинство в ребенке можно воспитывать только в течение первых 6 лет его жизни. Он научно обосновал важность детства для нравственного воспитания, установил суть его принципов, а именно - соответствие цели воспитания педагогическим средствам, единство развития и деятельности ребенка, а также определил значимость всех моральных чувств, включая патриотические, что в дальнейшем нашло реализацию в отечественной научной педагогике.

Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо отдавал приоритет развитию духовного мира ребенка на основе добрых чувств, а в качестве методов их формирования предлагал наблюдения, в частности за картинами человеческого горя, страданий и боли [7]. Кроме того, он считал необходимым развивать у детей способность к позитивному рассуждению, которая может закладываться в процессе изучения истории, ознакомления с биографиями великих людей, что считается актуальным и в современной педагогической науке.

Непосредственное значение патриотизма как элемента процесса воспитания раскрыл И. Песталоцци в известной книге «Как Гертруда учит своих детей» [8]. На наш взгляд, особенно значимы следующие педагогические позиции: чувство патриотизма является составной частью нравственных чувств ребенка; период младшего возраста благоприятен для формирования патриотического чувства, поскольку его ростки экстраполируются на этап совершеннолетия; в структуре нравственного чувства первостепенное значение имеет эмоциональный компонент. Необходимо выделить акцент мыслителя на действенном характере патриотического чувства, что раскрывается и проявляется в способности детей и молодежи творить добро.

Безусловно, и сегодня ценным считаются следующие принципы воспитания: чувство родства, которое должно базироваться на индивидуальном подходе к детям; максимальное удовлетворение всех потребностей воспитанника; создание у него ощущения защищенности и психологического комфорта. Источниками всех нравственных чувств признаются доверие, благодарность, послушание и любовь ребенка к матери.

Философское понимание необходимости нравственного становления личности как последовательного управляемого развития души разделял и известный немецкий педагог XVI11-Х1Х вв. И. Гербарт [9]. Он пришел к выводам, что нравственное воспитание должно способствовать формированию чувства свободы и становлению характера будущего гражданина общества, а воспитание патриотизма должно основываться на идеях внутренней свободы, совершенствования, дружбы, добра и справедливости. Данные постулаты перекликаются, в частности, с положениями украинской народной педагогики.

На принципах гуманизма базируется теория патриотического воспитания немецкого педагога А. Дистервега. Ведущими в данном процессе он утвердительно провозглашал принципы при-родосообразности («как велит природа»), внутренней свободы, совершенствования, дружбы, добра и справедливости, а доминантой образования - привитие любви ко всему человечеству и своему народу в среде семьи и школы.

Основатель первых детских садов в Европе Ф. Фребель [10] целью воспитания считал развитие природных способностей ребенка, задатков духовных устремлений, чувств, стремлений. Он обосновал необходимость взаимодействия семейного и дошкольного воспитания и роль детского сада как продолжателя линии воспитания ребенка в семье.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания представлена также в трудах испанского философа, гуманиста и педагога Л. Вивеса. Справедливое высказывание ученого заключается в том, что любовь к Родине и соотечественникам выражается в чувстве благодарности, которое объединяет общество. Ученый указывал на значимость развития гражданственности и патриотизма.

В свою очередь Т. Кампанелла в философском произведении «Город Солнца» изображает детей, наполненных благороднейшими высоконравственными возвышенными чувствами, свойственными членам данной общины. Дружелюбие, единство и содружество выражаются у них во всем [11].

Выдающийся мыслитель А. Смит в произведении «Теория нравственных чувств» выявляет содержание патриотизма, любви к Отечеству. Он считает, что «страна или государство, где мы родились, - это "наимногочисленнейшее" общество, на судьбу которого влияет наше доброе или злое поведение. Так как семья, люди, которых мы любим, составляют часть общества и их счастье зависит от благосостояния государства, то общество для нас очень дорого» [12].

Следует отметить, что патриотизм не только всегда был в центре внимания ученых, но и являлся фундаментальным понятием как в философии, так и в педагогике. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что многие педагогические идеи о патриотическом воспитании выступают переработанными гипотезами педагогов прошлого. В связи с этим его формы, методы и средства с течением времени лишь видоизменяются.

Проблема национально-патриотического воспитания детей и молодежи всегда была в центре внимания философов, педагогов, психологов и др. При этом она постоянно находится в поле зрения и современных ученых. Обобщая рассмотренные литературные источники, можно сказать, что патриотизм является многогранным понятием. Он базируется на системе знаний, чувств, убеждений и определяет отношение человека к себе и своему народу.

Ссылки:

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли : научное пособие для студентов педвузов. М., 2013. 400 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. 512 с.

3. Plato in twelve volumes / translated by R.G. Bury. Cambridge ; London. Vol. 10. 1967. Vol. 11. 1968.

4. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 2014. 550 с.

5. Джуринский А.Н. Указ. соч.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 161-376.

7. История ...

8. Там же.

9. Там же.

10. Фребель Ф. Воспитание человека // История дошкольной зарубежной педагогики : хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. М., 1974. С. 190-207.

11. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1947.

12. Смит А. Теория нравственных чувств / вступ. ст. Б.В. Мееровского ; подгот. текста, коммент. А.Ф. Грязнова. М., 1997. 351 с.

References:

Aristotle 2014, Works, in 4 vols., vol. 1, Moscow, 550 p., (in Russian). Bury, RG (transl.) 1967, Plato in Twelve Volumes, Cambridge, London, vol. 10. Bury, RG (transl.) 1968, Plato in Twelve Volumes, Cambridge, London, vol. 11. Campanella, T 1947, The City of the Sun, Moscow, (in Russian).

Comenius, JA 1955, 'The Great Didactic', in JA Comenius, Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya, Moscow, pp. 161376, (in Russian).

Dzhurinsky, AN 2013, The History of Education and Teaching Thought, manual, Moscow, 400 p., (in Russian). Froebel, F 1974, 'The Education of Man', in NB Mchelidze, AA Lebedenko & EA Grebenshchikova (comps.), Istoriya dosh-kol'noy zarubezhnoy pedagogiki: khrestomatiya, Moscow, pp. 190-207, (in Russian).

Piskunov, AI (ed.) 2001, The History of Education Science and Education. From the Emergence of Education in the Primitive Society to the End of the Twentieth Century, 2nd ed., Moscow, 512 p., (in Russian). Smith, A 1997, The Theory of Moral Sentiments, Moscow, 351 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.