Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ гуманитарной составляющей среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI века'

Ретроспективный анализ гуманитарной составляющей среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / SCHOLARSHIP / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION ORIENTED TO THE HUMANITIES / RETROSPECTIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Рябченкова Татьяна Николаевна, Фролова Евгения Владимировна

В статье представлен ретроспективный анализ гуманитарной составляющей среднего профессионального образования в России в XX начале XXI века с учетом ее современных противоречий и перспектив их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Рябченкова Татьяна Николаевна, Фролова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective analysis of the component pertaining to the humanities in secondary professional education in Russia in XX - early XXI centuries

The article presents retrospective analysis of the component pertaining to the humanities in secondary professional education in Russia in XX early XXI centuries considering its modern controversy and prospects of its solution.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ гуманитарной составляющей среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI века»

7. Скрябина, И. Л. Система воспитательной работы городской школы по социально-педагогической адаптации сельских школьников [Текст] / И. Л. Скрябина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 112-126.

8. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.

УДК 377.011.33 (091) « 19/20»

Наталья Эмильевна Касаткина

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово

Татьяна Николаевна Рябченкова

Соискатель кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, начальник отделения дневного обучения Кемеровского филиала МЭСИ, tatyana-ryabchenkova@yandex.ru, Кемерово

Евгения Владимировна Фролова

Соискатель кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, преподаватель Кемеровского филиала МЭСИ, f.evgeniya@bk.ru, Кемерово

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГУМАНИТАРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Natalya Emilyevna Kasatkina

Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of Common Institutional Chair of general and high -educational pedagogy of Kemerovo State University, kasatkina@kemsu.ru , Kemerovo

Tatyana Nikolaevna Ryabchenkova

Applicant of Common Institutional Chair of general and high -educational pedagogy of Kemerovo State University, Head of the day department of Kemerovo branch of MESI, tatyana-ryabchenkova@yandex.ru., Kemerovo

Evgeniya Vladimirovna Frolova

Applicant of Common Institutional Chair of general and high -educational pedagogy of Kemerovo State University, teacher of Kemerovo branch of MESI, f.evgeniya@bk.ru, Kemerovo

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE COMPONENT PERTAINING TO THE HUMANITIES IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA IN XX - EARLY XXI CENTURIES

Исторический путь среднего профессионального образования проходит через многие столетия, однако лишь в середине XIX в. оно принимает

устоявшиеся формы. Наиболее интенсивное развитие системы среднего профессионального образования начинается только в начале XX в., и связано это с обострившейся проблемой нехватки инженерно-технических кадров в СССР.

После 1917 г. в России была осуществлена коренная перестройка среднего профессионального образования. Оно стало частью системы народного образования.

Однако долгое время еще не было достигнуто единство в уровне подготовки специалистов средней квалификации. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский отстаивали необходимость политехнического направления профессионального образования, отвечающего нуждам крупной промышленности и содействующего всестороннему развитию личности.

В противовес этой точки зрения ряд работников Главпрофобра (О. Шмидт, Б. Козелев, Ф. Ленгник) и Наркомпроса Украины (Г. Гринько) выдвинули теорию «монотехнического» образования, отстаивая принцип узкой специализации, преобладания профессионального образования над общим [3].

В 20-е годы XX в. учебный план техникумов был представлен сравнительно широкой общеобразовательной подготовкой, высоким уровнем технической и общественно-политической подготовки, которая включала гуманитарные аспекты, хотя трактовались они, исходя из определенных идеологических установок.

В 30-е г. наблюдался значительный рост числа средних специальных учебных заведений, обусловленный в первую очередь процессом индустриализации в СССР. Острая потребность в усилении притока квалифицированных специалистов среднего звена потребовала как сокращения сроков обучения, так и разработки новых учебных планов, в основу которых было положено три принципа:

- малопредметности (группировки предметов);

- специализации (усиление производственной направленности);

- циклизации (объединение родственных дисциплин в циклы).

При этом общими для всех средних специальных учебных заведений являлись всего три дисциплины гуманитарного толка: обществозна-ние, русский язык и литература. Другие предметы гуманитарного цикла включались в учебный план в зависимости от их значения для профессии. Подобная тенденция в системе среднего профессионального образования просуществовала достаточно долго.

Ситуация с преподаванием гуманитарных дисциплин в техникумах начала меняться лишь в 60-80-е г. XX в., что было обусловлено разворачивающейся научно-технической революцией. Наиболее высокими темпами возрастала подготовка кадров по группам специальностей, связанных с развитием новых отраслевых направлений народного хозяйства.

Так в учебном плане 1964 г. было выделено три цикла предметов:

- профессионально-технологический;

- общеобразовательно-политехнический;

- физического и эстетического воспитания [3].

Пересмотр учебных планов техникумов, осуществленный в 1982/1983 учебном году, преследовал цель введения единого уровня содержания общего среднего образования во всех типах средних специальных учебных заведениях. Была значительно усилена общеобразовательная подготовка учащихся, предусмотрено изучение такого предмета как «Советское право», организовано непрерывное изучение предметов общественно-политического цикла на протяжении всего срока обучения.

В целом, говорить о полноценной гуманитарной составляющей среднего профессионального образования в СССР не приходится.

Свершившаяся в России в 90-х годах XX в. смена государственно-политического устройства создала принципиально новую ситуацию в сфере среднего профессионального образования. В 1990 г. постановлением правительства РФ был утвержден «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования», определивший наиболее принципиальные линии развития среднего профессионального образования. Гуманитарное образование при этом рассматривалось как часть общеобразовательной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. До введения Базисного учебного плана общеобразовательная подготовка носила ярко выраженный профильный характер в зависимости от приобретаемой специальности. Специфика конкретной специальности определяла профиль общеобразовательной подготовки.

В связи с введением в 1993 г. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений в среднем профессиональном образовании с целью обеспечения инварианта Базисного учебного плана было значительно пересмотрено содержание общеобразовательной подготовки.

В среднем профессиональном образовании обозначилось шесть профилей общеобразовательной подготовки: гуманитарный, культуры и искусства, педагогический, социально-экономический, естественнонаучный, технический [5]. В первый год обучения на освоение студентом инварианта общеобразовательной подготовки по всем специальностям отводится время в объеме 1209 часов (86% учебного времени), а на освоение вариативной части - 195 часов (14%) от общего объема времени аудиторных часов (1404 час.). Как правило, объем времени, отведенный на факультативы (156 часов), использу ется для изучения дисциплин вариативной части общеобразовательной подготовки, связанной с профилем.

Со второго курса обучения студенты продолжают получать общеобразовательные, а именно гуманитарные знания за счет изучения разделов и тем учебных дисциплин такого цикла профессиональной образовательной программы по специальности, как «Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины» («Основы права», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык» и др.).

В соответствии с законом РФ «Об образовании» система среднего профессионального образования последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации. В связи с этим изменяется и содержание среднего профессионального образования. Включение общих гуманитарных дисциплин в учебный план средних специальных учебных заведений связано с общей тенденцией профессионального образования - гуманизацией и гуманитаризацией.

Гуманитаризация представляет собой «целостный процесс приобщения будущих специалистов ко всему богатству духовных ценностей, привития умений, навыков пользоваться этическими ценностями, утверждения своего личностного, профессионального, гражданского статуса» [4, с. 29].

Понятие «гуманитаризация образования» сегодня в различных исследованиях трактуется с разных позиций. Исследователи обращаются к различным аспектам гуманитаризации образования:

- в рамках культурологического подхода разрабатываются вопросы общей идеологии педагогической деятельности (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, И. А. Словцова);

- в русле личностно ориентированного подхода приоритет отдается рассмотрению проблемы гуманитаризации содержания образования (Н. А. Алексеев, В. И. Данильчук, В. В. Сериков, В. М. Симонов);

- целостный подход акцентирует внимание на изучении путей гуманитаризации образовательного процесса, его динамических характеристик (Н. М. Борытко, Е. И. Сахарчук, Н. К. Сергеев).

Гуманизация и непосредственно связанная с ней гуманитаризация образования обеспечивается углубленным изучением в средних специальных учебных заведениях наиболее актуальных проблем общечеловеческого, мировоззренческого характера (исторических, социальных, культурных, экологических и т. д.). Так, начиная с 1995 г., в учебные планы колледжей с негуманитарной спецификой были включены такие дисциплины как «основы философии», «культурология», «основы социологии и политологии», «этика», «социальная психология», «основы права», «русский язык и культура речи» и т. д.

Предпосылки гуманитаризации среднего профессионального образования создаются не только наличием целого спектра исследований (Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, И. В. Колесниковой,

О. А. Мацкайловой, Е. И. Сахарчук и др.), но также массовой практикой:

- динамичный рост производства и сферы обслуживания населения приводит к возрастанию потребности в специалистах среднего звена, готовых к взаимодействию с потребителем продукции и услуг, к решению проблем конкретного человека;

- стремление отдельных преподавателей и педагогических коллективов соответствовать тенденциям гуманитаризации отражается в разработке образовательных программ, во введении новых гуманитарно ориентированных учебных дисциплин, в принятии комплексных программ развития СПО;

- имеющийся инновационный опыт все чаще не только описывается, но и анализируется в теоретических исследованиях работников системы среднего профессионального образования [2].

Несмотря на это на сегодняшний день необходимо констатировать тот факт, что гуманитарное образование в условиях негуманитарных учреждениях среднего профессионального образования имеет сложный диалектически противоречивый характер. В нашем исследовании мы будем опираться на точку зрения А. М. Мамчур, который выделил целый ряд таких противоречий:

- между потребностью в насыщении гуманитарным, человековедческим содержанием учебных дисциплин и недостаточной готовностью отдельной части преподавателей к проектированию такого содержания;

- между выдвижением приоритета гармоничного развития студента и отсутствием достаточной гуманитарной составляющей учебных дисциплин;

- между современными высокими требованиями ко всесторонней развитости выпускников средних специальных учебных заведений и реальным низким уровнем их личной культуры;

- между новым содержанием гуманитарного образования и старыми методами его осуществления, в том числе и из-за плохой материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования [1].

Рассматриваемые противоречия порождают и проблемы гуманитарного образования в средних профессиональных учреждениях. Такими считаем следующие проблемы:

- новый социально-педагогический статус гуманитарной подготовки и цикла гуманитарных предметов в ссузах различных типов и профилей;

- интеграцию гуманитарной и профессиональной подготовки;

- социокультурные основания совершенствования преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла на основе социокультурного стереотипа личности специалиста и соответствующую коррекцию образовательных стандартов [4, с. 30].

Говоря о социально-педагогическом статусе гуманитарной подготовки, следует обратить внимание на то, что до настоящего времени являются неразработанными требования к гуманитарной подготовке специалиста, до конца не решенными остаются вопросы о возможностях специальных, профессиональных дисциплин осуществлять направленное развитие студентов в векторе освоения гуманитарной составляющей образования.

Анализируя поставленную проблему, мы пришли к следующим выводам:

- гуманитарность образовательного процесса означает включенность самого обучающегося в качестве равноправного значимого субъекта организации диалогического взаимодействия: определения целей, отбора средств, коррекции и оценки результатов. Роль преподавателя в таком взаимодействии заключается в обеспечении субъектной активности обучаемого, оказании ему необходимой педагогической помощи в реализации конструктивной субъектности;

- ведущей целью образования, обеспечивающей его гуманитарный характер, должна стать субъектная позиция студента как система его отношений к содержанию, процессу и перспективам применения преподаваемого материала, которая в качестве формы проявления активности задает внутреннюю структуру организации учебно-познавательной, профессиональной и жизненной позиции будущего специалиста в процессе его общего и профессионального образования. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки субъектная позиция учащегося обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного становления;

- реализуя принципы культуросопричастности (создание на уроке особой атмосферы творчества, общественного мнения, выработка традиций и ритуалов урока, введение изучаемого материала и применяемых методов обучения в социокультурный контекст), двудоминантности (взаимоизменение педагога и учащегося) и педагогической поддержки в обучении, преподаватель выделяет в содержании обучения изменения в субъектах образовательного процесса (в студенте и самом себе), в методах - способы разнопланового взаимодействия студентов друг с другом, с учебным материалом и с преподавателем, в формах организации - внутреннюю структуру этих взаимодействий;

- ценностно-смысловое самоопределение учащегося в процессе обучения как механизм развития его субъектной позиции обеспечивается разнообразным рефлексивным взаимодействием: с преподавателем, с учебным текстом, с текстом первоисточников, с другими учащимися, с группой, с профессиональным окружением. Совокупность таких взаимодействий создает дидактическую среду становления субъектной позиции учащегося;

- технология педагогического взаимодействия педагога и учащегося предполагает выделение диагностического, поискового, договорного, деятельностного и рефлексивного этапов, каждый из которых отличается не только спецификой целевых, содержательных, процессуальных характеристик, но и структурой принципов педагогического взаимодействия. Ведущим на всех этапах является принцип ценностно-смыслового равенства в сочетании (поочередно) с принципами педагогической поддержки, культуросопричастности и двудоминантности.

В сфере среднего профессионального образования, по мнению Р. Л. Палтиевича, необходимо различать общекультурную и профессиональную компетентность. Концепция профессиональной компетенции предполагает введение человека в мир ценностей, в котором он реализует себя как специалист. Общекультурная компетенция достигается через знания, позволяющие разбираться в ситуациях, выходящих за пределы профессиональной сферы. Именно на формирование общекультурной компетентности направлено базовое (непрофессиональное) гуманитарное образование [4, с. 30]. Изучаемые в образовательных учреждениях гуманитарные дисциплины: основы философии, основы социологии, основы политологии, социальная психология, основы права и др. рассматривают проблемы мировоззрения, идеологии, методологии, нравственности. Это для средних специальных учебных заведений чрезвычайно важно, так как в них нередко имеет место иллюзия нейтральности естественно-математических и технических дисциплин по отношению к мировоззрению и нравственности.

Через гуманитарное знание молодой человек постигает социальную действительность, она является основой его духовного мира. Именно поэтому необходимо разностороннее гуманитарное образование и гуманитарная направленность среднего профессионального образования. Только так можно реализовать цель, выраженную формулой «специалист - гражданин - человек», в которой все составляющие равнозначны.

Библиографический список

1. Мамчур, М. С. Гуманитаризация военного образования на современном этапе [Текст] / М. С. Мамчур // Среднее профессиональное образование. - 2004. -№ 10. - С. 7-8.

2. Мацкайлова, О. А. Перспективы гуманитаризации учебного процесса в системе СПО [Текст] / О. А. Мацкайлова // Среднее профессиональное образование (приложение). - 2007. - № 7. - С. 3-8.

3. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. [Текст] - М.: Педагогика,1981. - 160 с.

4. Палтиевич, Р. Л. Гуманитарные дисциплины в среднем профессиональном образовании [Текст] / Р. Л. Палтиевич, Т. В. Потемкина // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 2. - С. 29.

5. Ярошенко, Н. Г. О реализации среднего полного образования в образовательных учреждениях СПО в условиях профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] / Н. Г. Ярошенко, Н. Л. Гунявина // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 1. - С. 2-6.

6. Мальчик, А. Г. Интеграция начального и среднего профессионального образования (на примере Юргинского технологического колледжа) [Текст] / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 375-382.

7. Елагина, Л. В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального обра-

зования [Текст] / Л. В. Елагина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 375-386.

8. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 139-148.

9. Андриенко, О. А. Психологическое сопровождение образовательного процесса - условие успешной социальной адаптации в профессиональном лицее [Текст] / О. А. Андриенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 316-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.