6. Борытко Н.М. Духовность в структуре этической позиции студента // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 1(65). С. 82-85.
7. Борытко Н.М. Ценностно-смысловой аспект профессионального воспитания // Вестн. Волгогр. академии МВД России. 2007. № 2 (5). С. 86-92.
* * *
1. Gudman R. Obsuzhdenie i sozdanie detskih risunkov // Praktikum po art-terapii / pod red. A.I. Ko-pyitina. SPb. : Piter, 2000.
2. Zatyamina T.A. Printsip kulturosoobraznosti v muzyikalno-pedagogicheskoy deyatelnosti // Aktualnyie problemyi muzyikalno-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialyi H Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M. : RITM, 2012. S. 221-228.
3. Zatyamina T.A. Muzyikalnaya deyatelnost re-benka v prostranstve pedagogicheskoy realnosti : monogr. Volgograd : Izd-vo VGAPK RO, 2008.
4. Isaev E.I., Kosaretskiy S.G., Slobodchikov V.I. Stanovlenie i razvitie professionalnogo soznaniya bu-duschego pedagoga // Vopr. psihologii. 2000. №3.
S. 57-66.
5. Slobodchikov V.I. Antropologiya obrazovaniya i obrazovatelnoe znanie //Antropologicheskie os-novyi razvivayuschego doshkolnogo obrazovaniya : sb. st. M. : RUDN, 2009. S. 10-11.
6. Boryitko N.M. Duhovnost v strukture etiches-koy pozitsii studenta // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta.
2012. № 1(65). S. 82-85.
7. Boryitko N.M. Tsennostno-smyislovoy aspekt professionalnogo vospitaniya // Vestn. Volgogr. aka-demii MVD Rossii. 2007. № 2 (5). S. 86-92.
Holistic view on spiritual music in professional perception of a music teacher
There is shown the necessity to mark out spiritual music as the object of pedagogic research. There are specified the cultural and historical and scientific fundamentals of spiritual music comprehension. There is revealed the integration and antinomy essence of the holistic view of spiritual music in professional perception of a music teacher from the position of humanitarian knowledge. Through the interconnection of functions and components there is revealed the model of the holistic view of spiritual music.
Key words: spiritual music, professional perception of a music teacher, holistic view of spiritual music, functions and components of holistic view of spiritual music.
(Статья поступила в редакцию 24.01.2014)
О.А. МАЩАйЛОВА, Г.А. ГОЛШОВА (Волгоград)
гуманитаризация содержания образования как средство при подготовке высококвалифицированного специалиста
Описываются основные требования внедрения новых образовательных стандартов в учебный процесс, изменения форм организации учебного процесса, поэтапного внедрения элементов инновационных форм организации учебного процесса, предпосылки гуманитаризации СПО.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, студенто-центрированное обучение, образовательные стандарты, гуманитаризация образования, профессиональные ценности предпосылки гуманитаризации СПО, Болонский процесс, формат профессионального образования.
Среднее профессиональное образование (СПО) становится в нашей стране все более востребованным в связи со стабилизацией социально-экономического развития. Вхождение России в Болонский процесс обусловило необходимость развития потенциала и опыта системы СПО для обеспечения практико-ориентированности специалистов и формирования их компетентности.
Одним из направлений деятельности стран-участниц Болонского процесса является создание условий для перехода к студенто-центрированному обучению, в рамках которого студенты получают возможность влиять на содержание осваиваемых образовательных программ. Внедрение новых образовательных стандартов в учебный процесс - шаг к такому переходу, требующий решения многих задач, в том числе и изменения форм организации учебного процесса, поэтапного внедрения элементов инновационной формы его организации [5, с. 31].
Педагоги-практики и ученые, анализируя богатый опыт, работают над инновационными разработками в этой сфере. Оптимизация усилий возможна лишь при выделении специфики современной социальной жизни и производственных отношений, которые все более характеризуются гуманитарной направленностью на развитие способности человека самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.
© Мацкайлова О.А., Голикова Г.А., 2014
Предпосылки гуманитаризации СПО создаются не только целым спектром исследований, но также массовой практикой:
• динамичный рост производства и сферы обслуживания населения приводит к возрастанию потребности в специалистах среднего звена, ориентированных и готовых к взаимодействию с потребителем продукции и услуг, к решению проблем конкретного человека;
• стремление отдельных преподавателей и педагогических коллективов соответствовать тенденциям гуманитаризации отражается в разработке учебных программ, введении новых гуманитарно-ориентированных учебных дисциплин;
• имеющийся инновационный опыт все чаще не только описывается, но и анализируется в теоретических исследованиях работников системы СПО, отражается в диссертационных исследованиях.
В феврале 2013 г. в Совете Федерации РФ состоялись парламентские слушания на тему «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации». Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко отметила, что в стратегии экономического развития страны до 2020 г. и на дальнейшую перспективу акцент сделан на модернизацию, перевод экономики на инновационный путь развития.
Это требует подготовки кадров абсолютно нового уровня. Сегодня меняется формат профессионального образования. Основная масса учебных заведений находится в юрисдикции регионов. Каким же быть профессиональному образованию? К сожалению, появляются точки зрения на этот вопрос, которые вызваны или отсутствием должных темпов развития современной профессиональной школы, или желанием взглянуть по-новому на профобразование. Прежде всего, это попытка, может быть, заменить профессиональной подготовкой либо объединить его с системой высшего образования [2, с. 5].
Согласно выводам Е.В. Бондаревской. В.В. Серикова, А.Б. Орлова, важнейшим принципом реформирования образования является обращенность к общечеловеческим ценностям. Как отмечает Е.Д. Мартьянов, «важной частью общего гуманитарного образования является осознание ценностей и традиций нашего общества, освобождение от легковесных представлений, что эти ценности можно отменять и провозглашать» [8, с. 7].
Осознание студентами общественных и профессиональных ценностей способствует
построению собственной системы ценностей. Система индивидуально-личностных ценностей - это сложное социально-психологическое образование, в котором сталкиваются целевая и мотивационная направленности личности, составляя систему ценностных ориентаций. Процесс ориентации представляется как расширение во времени жизненного пространства, в котором человек строит, приобретает определенную траекторию движения сообразно ориентирам - ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки и саморазвития.
Выбор человеком жизненных целей, планов, перспектив осуществляется на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянной оценки, сравнения и сопоставления себя и других, обращения в прошлое, жизни в настоящем, ориентации на будущее. Ценностные ориентации человека определяют поступки, поведение, деятельность и уравновешивают их при отклонении в ту или иную сторону.
Критерии отбора содержания образования (система общих ориентиров, определяющих построение предметного содержания) четко определены Е.В. Бондаревской :
- деятельностный характер нового содержания - приоритет способов деятельности (знания устаревают быстрее, чем способы деятельности);
- наличие общих интеллектуальных умений;
- концептуальный уровень содержания (действующее содержание является слишком эмпирическим, перенасыщенным фактическим материалом);
- соответствие содержания уровню НТР и его опережающий характер;
- проблемный характер содержания - вычленение в учебном курсе не учебных тем, а проблем и их последовательное расположение по степени сложности;
- интегрированный характер содержания;
- включение в содержание субъектного опыта [9, с. 142].
Во всех случаях источником содержания образования является социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Однако для одних это нечто внешнее по отношению к обучаемому, для других - изменения, которые происходят в самом обучаемом.
Гуманитаризация образования - это процесс, направленный не столько на понимание неких фактов и влияния на них тех или иных факторов, условий, механизмов и т.п., сколько на отношение человека к этим фактам и воз-
действиям, смысл, который они для него приобретают [1], на присвоение (интериориза-цию) человеком общественно значимых ценностей [4, с. 158].
только «знание оказывается ключом к открытию и пониманию мира человеческой объективности, ее специфики и закономерностей, важнейшим средством ценностно-смыслового освоения бытия», позволяет исследовать его внутренний, духовный мир, хотя и не дает целостного образа человека [3, с. 42-48]. Анализ студентами проблемы с учетом разных точек зрения приводит к коррекции собственной деятельности, а также формирует умение убеждать других в ценности идей. Система ценностных ориентаций студентов (их содержательное наполнение) должна быть адекватна системе ценностей общества. Вслед за переоценкой ценностей, происходящей в обществе постоянно, а иногда предвосхищая ее, появляются изменения в ценностных ориентациях субъекта. Особо значимым фактором ориентации на социально значимые ценности является культура. Личный опыт студентов необходимо включить в общую структуру содержания учебного занятия и некоторым образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала.
Гуманитаризация содержания образования при такой ее трактовке является средством целостного развития и формирования духовно богатого, ориентированного на общечеловеческие ценности человека и включает:
- развитие психической подструктуры, включающей эмоционально-волевой компонент, а также восприятие, представления, память, мышление;
- формирование познавательной подструктуры, присвоение накопленного человечеством опыта, в который входят знания, умения и навыки, виды деятельности, гуманитарная культура и т.д.;
- формирование гуманного мировоззрения - убеждений, идеалов, интересов, стремления к самопознанию и самосовершенствованию, самореализации в профессии, культуре, повседневной жизни [4, с. 32-33].
литература
1. Борытко Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность: учеб. пособие. Волгоград, 2006. С. 73-74.
2. Демин В.М. Председатель Совета директоров ссузов РФ. Информационное, педагогическое научно-методическое издание // Профессиональное образование. 2013. №4. С. 5.
3. Егоров Ю.Л., Костина Т.И., Тихонов М.Ю.
Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Философско-мето-
дологические аспекты / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1996.
4. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: моногр. Н. Новгород, 1998.
5. Коломиец М.Н., Ушакова Л.С. Опыт внедрения системы зачетных единиц // Профессиональное образование. 2013. №1. С. 31.
6. Матвиенко В.И. Парламентские слушания на тему «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации» // Профессиональное образование. 2013. №4. С. 2.
7. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: моногр. / под ред. Н.М. Борытко. М. : АПК и ППРО, 2009.
8. Мартьянов Е.Д. Гуманитарное образование в техническом вузе // Проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования: сб. науч. работ / Ковров. гос. технол. акад. Ковров: КГТА, 1997.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. : Пед. поиск, 2001.
***
1. Boryitko N.M. Sovremennyiy urok: sistema, protsess, deyatelnost: ucheb. posobie. Volgograd, 2006. S. 73-74.
2. Demin V.M. Predsedatel Soveta direktorov ssu-zov RF. Informatsionnoe, pedagogicheskoe nauchno-metodicheskoe izdanie // Professionalnoe obrazovanie.
2013. №4. S.5.
3. Egorov Yu.L., Kostina T. I., Tihonov M.
Yu. Sovremennoe obrazovanie: gumanitarizatsi-
ya, kompyuterizatsiya, duhovnost: Filosofsko-met-odologicheskie aspektyi / Ros. akad. gos. sluzhbyi pri Prezidente RF. M. : Izd-vo Ros. akad. gos. sluzhbyi, 1996.
4. Ivanova T.A. Gumanitarizatsiya obschego matematicheskogo obrazovaniya: monogr. N. Novgorod, 1998.
5. Kolomiets M.N., Ushakova L.S. Opyit vne-dreniya sistemyi zachetnyih edinits // Professionalnoe obrazovanie. 2013. №1. S.31.
6. Matvienko V.I. Parlamentskie slushaniya na temu «O gosudarstvennoy politike v sfere podgotov-ki inzhenerno-tehnicheskih kadrov v Rossiyskoy Fed-eratsii» // Professionalnoe obrazovanie. 2013. №4. S. 2.
7. Matskaylova O.A. Gumanitarizatsiya uchebno-go protsessa v sisteme srednego professionalnogo obra-zovaniya: monogr. / pod red. N.M. Boryitko. M. : APK i PPRO, 2009.
8. Martyanov E.D. Gumanitarnoe obrazovanie v tehnicheskom vuze // Problemyi gumanizatsii i gu-manitarizatsii vyisshego tehnicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. rabot / Kovrov. gos. tehnol. akad. Kovrov: KGTA, 1997.
9. Shamova T.I., Davyidenko T.M. Upravlenie ob-razovatelnyim protsessom v adaptivnoy shkole. M. : Ped. poisk, 2001.
Humanitarization of education as the means of highly qualified specialists training
There are described the basic requirements of new educational standards implementation into learning process, change of forms of learning process organization, gradual implementation of the elements of innovational forms of learning process organization.
Key words: high professional education, student centred education, educational standards, humanitariza-tion of education, professional values, premises of hu-manitarization of education, the Bologna Process, format of professional education.
(Статья поступила в редакцию 02.09.2013)
Е.д. Жукова, д.с. занин (уфа)
полифункциональная модель педагога профессионального образования
Рассматривается процесс разработки полифунк-циональной модели педагога профессионального образования. Новые требования к педагогу, к субъекту профессиональной деятельности в целом ставят перед образованием сложные вопросы преодоления противоречий между реальной и необходимой системами подготовки специалистов отрасли профобразования. Авторы делают попытку преодолеть данные противоречия.
Ключевые слова: полифункциональность, поэтапное формирование деятельности, трудовые функции, моделирование, конфайнмент-моделирование.
В настоящее время можно точно определить факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы начального, среднего и высшего профессионального образования и соответствующей
психолого-педагогической подготовки современного педагога. К ним относятся глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране; диверсификация системы профессионального образования; изменение задач профессионального образования и роли педагога в современной школе; возрастание различных рисков образовательной среды; информатизация общества, вследствие чего педагог перестает быть единственным источником информации для студента, а неуправляемые информационные потоки оказывают формирующее влияние на психику и сознание последнего. По результатам мониторинга Федерации психологов образования России, новые требования к современному педагогу в самом общем виде можно сформулировать так:
1) владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры современного общества;
2) приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания молодежи, ориентированного на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебновоспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов студентов (одаренных, девиантных, с ограниченными возможностями здоровья и пр.) и реагировать на их потребности;
3) способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;
4) умение применять здоровьесберегающие технологии;
5) способность направлять молодого человека на формирование профессиональной карьеры.
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства на качество подготовки педагогических кадров, в рамках новой школы оформляется реальная потребность в адресной психолого-педагогической подготовке преподавателя начального, среднего и высшего профессионального образования. Однако остаются проблемными следующие стороны психолого-педагогической подготовки современного педагога профессионального образования: недостаточная информированность о тенденциях рынка труда и относительно инновационных технологиях в профессиональной сфере (содержательный компонент пре-
© Жукова Е.Д., Занин Д.С., 2014