Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ формирования стратегии оОН в области экологического образования'

Ретроспективный анализ формирования стратегии оОН в области экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / UN / ECOLOGICAL EDUCATION / POLITICAL STRATEGY / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подервянский Роман Андреевич

В статье анализируются: этапы формирования стратегии ООН в области экологического образования в период с 1960-х годов по настоящее время, выделяются их характерные особенности; вопросы развития концепции образования для устойчивого развития и соотношения двух указанных парадигм. В связи с тем, что поворотными точками в формировании современной доктрины экологического образования стали глобальные форумы в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге в 2002 г. и другие мероприятия, рассматриваются основополагающие документы, принятые в этой области Генеральной Ассамблеей, другими организациями ООН. Анализируются основные проблемы практической реализации экологического образования на современном этапе. При подготовке статьи использованы российские и зарубежные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN environmental education strategy development: retrospective analysis

The article analyses: stages in formation of the UN strategy in field of environmental education in period from the 1960-s to the present time/, characteristic features of the stages are being formulated; drawing-up of the education for sustainable development concept and correlation of the two paradigms aspects. Due to the role played by the forum of Rio de Janeiro in 1992, Johannesburg in 2002 and other meetings in working out the environmental education doctrine, the key and fundamental documents adopted by General Assembly, UN System organizations are being analyzed. The contemporary problems of environmental education realization are also briefly considered. The article is based on analysis of different Russian and foreign sources and literature.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ формирования стратегии оОН в области экологического образования»

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ООН В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются: этапы формирования стратегии ООН в области экологического образования в период с 1960-х годов по настоящее время, выделяются их характерные особенности; вопросы развития концепции образования для устойчивого развития и соотношения двух указанных парадигм. В связи с тем, что поворотными точками в формировании современной доктрины экологического образования стали глобальные форумы в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге в 2002 г. и другие мероприятия, рассматриваются основополагающие документы, принятые в этой области Генеральной Ассамблеей, другими организациями ООН. Анализируются основные проблемы практической реализации экологического образования на современном этапе. При подготовке статьи использованы российские и зарубежные источники.

Ключевые слова: ООН, экологическое образование, политическая стратегия, концепция устойчивого развития.

Длительная эволюция восприятия взаимодействия человека и природы в совокупности с массивом научных данных о деградации окружающей среды к середине XX в. создали базу, на которой в рамках ООН начало развиваться международное сотрудничество государственных и негосударственных акторов по вопросам охраны окружающей среды и разрабатываться концепция экологического образования.

В данной статье ставятся задачи: проанализировать процесс формирования стратегии ООН в области экологического образования в период с 1960-х годов по настоящее время, выделить основные его этапы и их характерные особенности, определить соотношение подходов экологического образования и образования для устойчивого развития.

В системе ООН ключевой организацией по вопросам экологического образования является ЮНЕСКО. Еще в 1956 г. она определила роль образования, отметив, что оно «призвано помочь обрести понимание проблем окружающей среды, своих прав и обязанностей как граждан и индивидов, получить набор навыков и знаний для постепенного улучшения жизненных условий и более эффективного участия в экономическом и социальном развитии общества» (Ла-кост, 1995, с. 71).

© Р. А. Подервянский, 2009

Под эгидой ЮНЕСКО в 1968-1972 гг. были организованы международные конференции по проблемам окружающей среды — вначале экспертная, а вскоре затем и межправительственная, за которыми последовали международное признание природоохранной проблематики и ее включение в повестку дня международного сотрудничества.

В 1968 г. в Париже прошла Межправительственная конференция экспертов в области рационального использования и сохранения ресурсов биосферы. Эта конференция положила начало широкому распространению концепции биосферы и утвердила научную программу ЮНЕСКО «Человек и Биосфера» («Man and Biosphere»), которая реализуется по настоящее время и «стремится понять процессы, вызванные антропогенным воздействием на различные элементы биосферы, снизить его пагубное влияние» (см.: Батисс, 1993, с. 25). Крупным достижением программы является создание, начиная с 1976 г., мировой сети «биосферных резерватов» (см.: Ла-кост, 1995, с. 154), или заповедников, территория которых делится на три зоны, и в них раздельно предусматриваются консервация экосистем, их исследования, а также возможности для экологического туризма и просвещения (Курьер ЮНЕСКО, 2000, № 5, с. 25).

В 1972 г. в Стокгольме состоялась Межправительственная конференция, на которой проблемы окружающей среды и необходимость координации совместных действий впервые обсуждались на самом высоком международном уровне в рамках ООН. Конференция 1972 г. вывела экологические проблемы в разряд насущных вопросов международного развития. На этой встрече была выработана рекомендация о разработке международной концепции экологического образования, которая последовательно развивается в системе ООН в последующие 30 лет. Конференция рекомендовала «Генеральному Секретарю, организациям системы ООН, в особенности ЮНЕСКО, и другим затронутым международным организациям... предпринять все необходимые шаги для создания международной программы экологического образования, междисциплинарной по своему подходу, в учебных заведениях и вне их рамок, охватывающей все уровни образования. преподающей средства. с помощью которых можно управлять и контролировать окружающую среду» (International Strategy, 1988, p. 2).

По результатам Конференции была также образована Программа ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП), призванная координировать природоохранную деятельность международных организаций и государств. С ЮНЕП тесно сотрудничает ЮНЕСКО, к примеру, осуществляя совместно с ЮНЕП с 1975 г. Международную

программу образования в области окружающей среды, которая преследовала цель путем распространения знаний о проблемах окружающей среды выработать «необходимые изменения в поведении и в отношении к окружающей среде на всех уровнях формального и неформального образования» (см.: Лакост, 1995, с. 150).

В 1975 г. в Белграде (Югославия) прошел организованный ЮНЕСКО Международный семинар по проблемам окружающей среды, по итогам которого была принята Белградская Хартия, определившая «глобальные рамки в области экологического образования» (Белградская Хартия, 1975). Утвержденное участниками семинара видение его целей выглядело следующим образом: «В правильном понимании, экологическое образование должно представлять собой всеобъемлющее образование на протяжении всей жизни, отвечающее требованиям изменяющегося мира. Оно должно готовить индивида к жизни путем сообщения ему понимания основных проблем современного мира, предоставления навыков и качеств, необходимых для выполнения продуктивной роли по улучшению жизни и сохранению окружающей среды в результате учета определенных этических принципов. Целью экологического образования является выработка у населения мира осознания и обеспокоенности проблемами окружающей среды и вопросами, с ними связанными, а также знаний, навыков, отношения, мотивации и готовности действовать самостоятельно и совместно для решения имеющихся проблем и предотвращения появления новых» (Там же). В предложенной семинаром трактовке можно констатировать ориентацию на передачу знания о проблемах окружающей среды как на основное средство для достижения целей экологического образования, т. е. на экологическое просвещение. Эта установка оказалась лейтмотивом всего, по сути, первого этапа развития в рамках ООН концепции экологического образования.

В 1977 г. для определения содержания экологического образования ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП провела Тбилисскую межправительственную конференцию по образованию в области окружающей среды. Документы этой международной конференции определяют важнейшие принципы экологического образования, в частности, такие как его непрерывность и важность как «формального», так и «неформального» (вне рамок учебного процесса, к примеру, через средства массовой информации) экологического образования. Заключительная Декларация и Рекомендации конференции содержат руководящие и педагогические принципы образования по вопросам окружающей среды, а также стратегию развития на национальном и международном уровнях систем экологического образования, призванных сообщать гражданам комплексное пони-

мание проблем окружающей среды, их взаимосвязи с экономикой, культурой, обществом (Межправительственная конференция, 1978, с. 31-65). Значение экологического образования связывается с развитием понимания экологической проблематики отдельными личностями и сообществами (Там же).

В 1982 г. на 37-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную Хартию Природы. В ней отмечалось, что «знания о природе следует широко распространять всеми возможными средствами, в частности путем преподавания курса охраны природы, который должен быть составной частью общей системы образования» (Всемирная Хартия Природы, 1982).

В августе 1987 г. в Москве состоялся «Международный Конгресс ЮНЕСКО-ЮНЕП по экологическому образованию и тренингу» (так называемый «Тбилиси+10»). В документе конгресса «Международное взаимопонимание и современные проблемы окружающей среды: Роль экологического образования» говорится, что «экологическое образование имеет фундаментальное значение для любой попытки защиты Земли и обеспечения, как выживания человечества, так и устойчивого развития» (UNESCO-UNEP International Congress., 1987, p. 28). Причем «качество жизни» и «устойчивое развитие» признаются в этом документе «краеугольными камнями» охраны окружающей среды» (Ibid, p. 16-17). При этом методическая установка экологического образования несколько изменяется: «Экологическое образование, несомненно, помогает как предотвратить, так и преодолеть многие проблемы, но основной его целью является подготовка отдельных личностей и сообществ к выбору наименее враждебных по отношению к окружающей среде путей решения своих проблем» (Ibid, p. 27). В «Международной стратегии действия в области экологического образования и тренинга на 1990-е годы», утвержденной конференцией, было констатировано несоответствие концепции экологического образования требованиям времени в связи с продолжающимся усугублением экологических проблем: «Несмотря на растущую осведомленность о проблемах окружающей среды и несомненные успехи многих стран по созданию технических и институциональных средств, чтобы справиться с ними, мы вынуждены признать, что в целом предпринимаемых мер недостаточно» (International Strategy., 1988, p. 5). Конференцией 1987 г. были намечены принципы, полностью не реализованные до настоящего времени, но по-прежнему актуальные в свете становления образования для устойчивого развития о необходимости «в первую очередь влиять на ценности, отношение и поведение индивидов и групп в отношении окружающей среды» (Ibid.).

Можно утверждать, что переходный период между первым и вторым этапами эволюции стратегии ООН в сфере экологического образования происходил с 1987 г., когда была признана «кризисная» ситуация в его развитии. В этот же промежуток времени велась разработка концепции устойчивого развития, которая получила широкое распространение в 1992 г. после саммита в Рио-де-Жанейро, совершенствование подходов в образовании в целом.

С 1990 г., когда в Джомтьене (Таиланд) объединенными усилиями ЮНЕСКО, Детского фонда оОн (ЮНИСЕФ), Программы развития ООН (ПРООН) и Всемирного банка, была организована «Международная конференция по образованию для всех», затронувшая проблему экологического образования с точки зрения его всеобщности. ЮНЕСКО начинает осуществление программы «Образование для всех» (см.: Майор, 1994, с. 20).

Основными итогами саммита ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) 1992 г. в Рио-де-Жанейро стали следующие: политическое признание концепции устойчивого развития на универсальном уровне в качестве своего рода новой парадигмы мирового развития и принятие «Повестки дня на XXI век», или «Agenda 21», предлагавшей механизмы реализации новой концепции (Материалы сайта ООН по Повестке дня.). Саммит декларировал насущную необходимость преобразования взаимоотношений человека и окружающей среды. Был сделан шаг и к позиционированию образования, в частности экологического образования как средства, необходимого для разрешения проблем окружающей среды и перехода человечества к устойчивому развитию.

В главе 36 «Повестки дня на XXI в.» написано: «Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития» (Там же). Документ устанавливает для сферы образования следующие основные цели: «переориентацию просвещения на устойчивое развитие», «расширение информированности населения» и «содействие профессиональной подготовке» (Там же). Отмечается, что «как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения подходов людей, с тем, чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы в области устойчивого развития. Они также имеют решающее значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием и в целях обеспечения эффективного участия населения в процессе принятия решений» (Там же). При этом для реализации поставленных задач необходимо

произвести «переориентацию просвещения на устойчивое развитие, как можно скорее добиться повышения информированности по вопросам окружающей среды и развития во всех слоях общества в мировых масштабах; содействовать включению концепций в области окружающей среды и развития, включая демографию, во все учебные программы; в частности анализ причин возникновения серьезных проблем в области окружающей среды и развития в местном контексте, используя наиболее точные научные данные и другие соответствующие источники знаний и уделяя особое внимание дальнейшей профессиональной подготовке лиц, ответственных за принятие решений на всех уровнях» (Там же). В главе 36 «Повестки.» ООН рекомендовала «странам и учебным заведениям. включить вопросы окружающей среды и развития в существующие учебные программы и содействовать обмену методологиями и оценками (Там же). Координирующая роль в выполнении задач этой главы «Повестки.» возложена на ЮНЕСКО, которая осуществляет поддержку международного сотрудничества в области образования, издает и распространяет программные документы и литературу, посвященную экологическому образованию (ВепсМ der Bundesregierung гиг Б1№ипд., 2002, Б. 5-6).

В 1993 г. в системе ООН в рамках Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) для координации усилий, направленных на переход к устойчивому развитию, была создана Комиссия по устойчивому развитию. В частности, Семнадцатая комиссия ЭКОСОС проводит ежегодные конференции, которые рассматривают те или иные аспекты устойчивого развития. В 1996 г. Комиссия по устойчивому развитию в рамках подобного мероприятия рассмотрела вопросы образования и подготовила Рабочую программу, в которой к государствам был обращен призыв поощрять исследования в области устойчивого развития, включить вопросы устойчивого развития в учебные программы на всех уровнях систем образования (Материалы по устойчивому развитию.).

Осуществляемой совместно ЮНЕСКО и ЮНЕП Международной программе по экологическому образованию было поручено «разработать программу, которая обеспечила бы учет решений Конференции» (Материалы сайта ООН по Повестке дня.), а также «оказать содействие региональным организациями и национальным органам в деле разработки аналогичных параллельных программ и мероприятий» (Там же). Ставится задача включения проблематики устойчивого развития в концепцию экологического образования на всех уровнях.

В 1997 г. ЮНЕСКО подготовлен документ «Образование для ус_____________________________________________________ 215

тойчивого будущего», излагающий основы образования для устойчивого развития (ВепсМ der Bundesregierung zur Bildung., 2002, Б. 6). Появление этого понятия в данном документе и других1 ознаменовало начало процесса распространения концепции, которая получила широкое международное признание в начале XXI в.

В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР). Еще в период подготовки к саммиту, на уровне Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), являющейся структурным подразделением ЭКОСОС, обсуждался вопрос «о необходимости международных соглашений и действий в области образования для устойчивого развития на глобальном уровне» (Материалы Всероссийского совещания.). В 2001 г. ЕЭК был подготовлен Доклад регионального совещания министров ЕЭК ООН по Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию. В документе предлагалось развивать образование для устойчивого развития: «Мы решили совершенствовать систему образования и разработку программ обучения по устойчивому развитию в целях углубления общего понимания того, как осуществлять и поощрять устойчивое развитие на практике. Это должно включать инициативы в таких областях, как образование, наука и партнерство с предпринимательскими кругами и промышленностью и неправительственными заинтересованными кругами, с уделением особого внимания учебным программам, связанным с устойчивым развитием. Образование в целях устойчивого развития должно поощрять формирование у людей чувства личной и коллективной ответственности и тем самым изменения в поведении, если они необходимы» (Доклад регионального совещания., 2001, с. 23). Таким образом, была выражена заинтересованность стран региона в реализации образования для устойчивого развития, предложенного ЮНЕСКО несколькими годами ранее и вошедшего с подачи ряда стран, в повестку дня ВСУР.

В своих заключительных документах (Доклад ВСУР и План выполнения решений саммита) ВСУР поставил задачи, которые для достижения устойчивого развития мировому сообществу предстоит решить в сфере образования. Участники саммита подчеркнули, что «для продвижения по пути устойчивого развития абсолютно необходимо образование» (Доклад Всемирной встречи., 2002, с. 73). Согласно Докладу ВСУР, необходимо преодолеть проблему негра-

1 См., например, ст. 17 Салоникской Декларации. Принята Третьей международной конференцией по экологическому образованию в Салониках в 1997 г. (Thessaloniki Declaration, 1997, p. 2).

216 ______________________________________________________________________

мотности, обеспечить возможность получения образования всеми людьми на планете, а также, «интегрировать вопросы устойчивого развития в системы образования на всех его уровнях, с тем, чтобы оказывать содействие образованию как ключевому фактору перемен» (Там же, с. 74-75). Важнейшим итогом саммита становится поддержка предложения, выдвинутого представителями Японии и Швеции в период подготовки саммита, о проведении с 2005 по 2014 г. Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития (Там же, с. 75). Генеральная Ассамблея ООН в конце 2002 г. приняла соответствующую резолюцию и назначила ЮНЕСКО «ведущим учреждением в вопросах проведении десятилетия» (Десятилетие образования..., 2002, с. 2). Была признана необходимость пересмотра концептуальных основ существования мирового сообщества, сплочения человечества вокруг идеи устойчивого развития, путем разработки программ образования, которые способствовали бы этому объединению.

ЮНЕСКО в текущем десятилетии приступила к формированию программ сотрудничества в рамках Десятилетия. В начале 2003 г. Управляющий Совет ЮНЕСКО «ратифицировал решение о проведении Десятилетия образования для устойчивого развития и постановил включить деятельность по поддержке Десятилетия в рабочие планы ЮНЕСКО на последующие два года» (Материалы Всероссийского совещания. ). В 2004 г. ЮНЕСКО была проведена Первая встреча Группы высокого уровня по Десятилетию образования для устойчивого развития, объединяющей «известных людей и ведущих экспертов в данной области». После данной встречи, установившей соответствующие решениям Совета цели и задачи, ЮНЕСКО были разработаны Международная схема реализации Десятилетия, «определяющая рамки для сотрудничества на национальном и региональном уровне» и «внутренний» План действий ЮНЕСКО (Материалы по образованию. ).

«Международная схема» является документом, определяющим рамки работы по реализации Десятилетия, в котором указаны цели и задачи Десятилетия и его связь с другими направлениями международного сотрудничества в области образования, в частности такими как «Образование для всех», Десятилетие ООН по грамотности (United Nations Decade, 2005, p. 5). Десятилетие образования для устойчивого развития в целом призвано «интегрировать ценности, необходимые для устойчивого развития, во все аспекты обучения с целью формирования изменений поведения» (UNESCO DESD..., 2008, p. 1).

Десятилетие должно выполнить следующие четыре задачи:

«создать условия для сетевого сотрудничества, обмена и взаимодействия между основными акторами образования для устойчивого развития; улучшить качество преподавания и обучения в этой области; помочь странам в достижении целей, поставленных в Декларации тысячелетия путем совершенствования образования для устойчивого развития; дать странам возможности для включения образования для устойчивого развития в образовательные реформы» (Ibid.). ЮНЕСКО в ходе Десятилетия должна способствовать сотрудничеству различных акторов по вопросам разработки систем образования для устойчивого развития, поощрять исследования в данной области, заниматься распространением соответствующего положительного опыта, обеспечивать взаимодействие стран, которые успешно ввели в практику подобные программы и исследования, с теми государствами, «которым необходима помощь» (Ibid., p. 2).

Вопрос о соотношении экологического образования и появившегося на пороге третьего тысячелетия подхода образования для устойчивого развития имеет в современных источниках и академической литературе множество трактовок.

В Международной схеме реализации Десятилетия образования для устойчивого развития отмечается, что экологическое образование призвано «сделать свой вклад в образование для устойчивого развития» (United Nations Decade., 2005, p. 19).

В феврале 2005 г. главами ЮНЕСКО и ЮНЕП было подписано совместное заявление о сотрудничестве в выполнении Международной схемы реализации Десятилетия образования для устойчивого развития. ЮНЕП была отведена роль ключевого партнера ЮНЕСКО в экологической составляющей образования для устойчивого развития. ЮНЕП занимается разработкой схем вовлечения ее ресурсов по экологическому образованию и тренингу в Десятилетии, включая их переориентацию на образование для устойчивого развития.

В 2005 г. ЕЭК ООН была разработана региональная Стратегия для образования в интересах устойчивого развития. В ней обозначена необходимость реформ в системах образования для интеграции вопросов устойчивого развития в образование на всех уровнях: «Чтобы образование для устойчивого развития вошло в программу дальнейших преобразований, ориентированных на построение более устойчивого общества, само образование должно быть перестроено» (Стратегия., 2005, с. 7). Комиссия отметила в Стратегии, что «высшее образование должно вносить существенный вклад в образование для устойчивого развития в процессе формирования соответствующего багажа знаний и компетентности» (Там же, с. 12). Это стало отражением понимания роли вузов в реализации новой

образовательной концепции. При этом экологическое образование в этом ключе в документах не упоминается.

В 2007 г. ЮНЕСКО провела вторую встречу Группы высокого уровня по Десятилетию образования для устойчивого развития, которая подвела итоги «двухлетнего периода» подготовки, посвященного «серии национальных и региональных презентаций, нацеленных на информирование и поддержку Десятилетия», и определила, что с 2007 г. наступило «время двигаться дальше с конкретными планами по реализации» (Материалы по образованию.). На нынешнем этапе ЮНЕСКО уделяет внимание выработке рекомендаций административного характера, которые должны способствовать полноценной реализации задач Десятилетия. По информации ЮНЕСКО о второй встрече Группы высокого уровня, «особый акцент был сделан на необходимость доведения до сведения министров образования положения о том, что устойчивое развитие не может рассматриваться только как забота Министерства окружающей среды. Члены группы также согласились с тем, что культура составляет интегративную часть образования для устойчивого развития. Десятилетие требует полного изменения понимания роли и места человека. Это не второстепенная задача, а составная часть Десятилетия образования для устойчивого развития» (Там же). В данной рекомендации речь идет также о том, что для становления системы образования для устойчивого развития необходимо сотрудничество различных структур и организаций. Оно не должно ограничиваться информированием общественности о проблемах окружающей среды. Оно требует полномасштабного включения соответствующих принципов и знаний в систему формального образования, которое оказывает влияние на процесс формирования у учащихся мировоззренческих ценностей.

В 2007 г. в Ахмедабаде (Индия) состоялась четвертая Международная конференция по экологическому образованию, которая стала очередной в ряду конференций в Тбилиси (1977 г.), Москве (1987 г.) и Салониках (1997 г.). В ее цели входили: выработка «единых оснований для государственных и негосударственных организаций различных стран в области образования для устойчивого развития и экологического образования», «обмен опытом, наработками, идеями, информацией о существующих и планируемых инициативах в обеих областях», «определение партнерства двух подходов в построении устойчивого будущего» (4th International Conference.). Доминирующим предметом дискуссий на ней было образование для устойчивого развития.

В материалах ЮНЕСКО утверждается, что «усилия в разработ-

ке и применении экологического образования. вылились в 19902000 гг. в так называемое “Всемирное десятилетие экологического образования” с акцентом на взаимоотношениях людей и окружающей среды и необходимости сбалансированного социальноэкономического прогресса при управлении нашими природными ресурсами. Тем не менее экологическое образование развивалось с акцентом преимущественно на природу, нежели на социальные, экономические и политические компоненты» (Two Concepts., 2005, p. 3). «Образование для устойчивого развития воспринимается многими людьми в контексте экологического образования. Однако образование для устойчивого развития — это не образование об окружающей среде или устойчивом развитии, а скорее образование для устойчивого развития, включающее ценности, права человека, управление, экономику и культуру», — гласит документ (Ibid.). В этом отношении следует заметить, что до международного признания образования для устойчивого развития в качестве основного средства достижения устойчивого развития экологическое образование уже испытало тенденцию к включению в себя аспектов социального, экономического и политического развития.

Эксперты ЮНЕСКО Орландо Аль Росе и Питер Бриджуотер по вопросу разграничения двух подходов отмечают, что «движение за устойчивое развитие пытается определить разницу между экологическим образованием и образованием для устойчивого развития, наделяя (последнее) некими новыми характеристиками и функциями. Однако то, что любой принцип, цель, содержание и подход, соответствующий образованию для устойчивого развития, подходит и экологическому образованию, является аксиомой. Поэтому если образование для устойчивого развития станет реальностью, то единственное, что будет отличать его от экологического образования, — это название» (Аль Росе, Бриджуотер, 2003, с. 18).

Задачи, которые должно реализовывать образование для устойчивого развития, как показал проведенный ранее отдельно контент-анализ, во многом повторяют те, которые были поставлены перед экологическим образованием решениями международных форумов и зафиксированы в Белградской Хартии 1975 г., Тбилисской декларации 1977 г., Салоникской декларации 1997 г., «Повестке дня на XXI век», принятой ЮНСЕД в 1992 г. Различия между экологическим образованием и образованием для устойчивого развития в «функциональном» плане в большинстве источников представляются минимальными, однако следует отметить, что в содержательном плане — это совершенно новый этап развития экологического образования. И именно новый подход рассматривается в современном международном сотрудничестве в области образова-

ния, охраны окружающей среды и развития в качестве актуального инструмента регуляции перехода стран мира к устойчивому развитию.

Стратегия ООН в сфере экологического образования за последние полвека пережила, таким образом, несколько различных этапов своего развития. Первый из них начался незадолго до Стокгольмской конференции 1972 г. Он продолжался без малого два последовавших за ней десятилетия и был связан с разработкой и становлением экологического образования, в практической части основывавшегося на подходе, согласно которому в образовательные программы на всех уровнях образования должен был быть включен учебный курс, освещающий вопросы экологии и проблемы окружающей среды. Предполагалось, что путем передачи соответствующих знаний о возможных негативных последствиях антропогенного воздействия у граждан формируется понимание, которое может препятствовать совершению пагубных для экосистем действий. Вторая половина второго десятилетия после Стокгольмской конференции, т. е. 1982-1992 гг., ознаменована началом разработки принципов экологического образования с упором на изменение ценностей и поведения в отношении окружающей среды. На указанный период приходится также разработка концепции устойчивого развития, которая получила широкое распространение после 1992 г., саммита в Рио-де-Жанейро. Можно утверждать, что последние годы второго «постстокгольмского» десятилетия являлись переходным периодом между первым и вторым этапами эволюции стратегии ООН в сфере экологического образования (с 1987 г., когда была признана «кризисная» ситуация в его развитии, несоответствие вызовам времени).

«Повесткой дня на XXI век» в 1992 г. для сферы образования ставится цель изменения содержания экологического образования в сторону учета концепции устойчивого развития. На втором этапе утверждается важная с методологической точки зрения идея о необходимости перестройки системы ценностей граждан. Важным событием этого периода стала также подготовка ЮНЕСКО в 1997 г. документа «Образование для устойчивого будущего», излагающего основы образования для устойчивого развития (ВепсМ der ВипЬезгед1египд гиг В1Иипд..., 2002, S. 6). Появление этого понятия в данном документе2 ознаменовало начало процесса распространения концепции, которая получила широкое международное при-

2См., напр.: ст. 17 Салоникской Декларации (Принята Третьей международной конференцией по экологическому образованию в Салониках, в 1997 г.): Thessaloniki Declaration. Thessaloniki, 1997. P. 2.

____________________________________________________________________ 221

знание в 2002 г. Конец второго периода пришелся на 2002 г., когда прошел ВСУР. После саммита на третьем этапе образование для устойчивого развития выходит на первый план в стратегии ООН в области образования, связанного с охраной окружающей среды. На встрече была признана необходимость пересмотра концептуальных основ существования мирового сообщества, сплочения человечества вокруг идеи устойчивого развития, в частности, путем разработки программ образования, которые способствовали бы этому объединению.

В настоящее время новые экологические вызовы человечества и проблемы перехода к устойчивому развитию, в частности изменение климата, ставят перед образованием для устойчивого развития новые задачи. Стремление предусмотреть механизмы для их разрешения, вероятнее всего, в ближайшие 3-5 лет будет сопровождаться новыми изменениями стратегии ООН в данной области и положат начало новому этапу развития стратегии ООН в области, в широком смысле, экологического образования.

Литература

1. Аль Росе О., Бриджуотер П. Новый подход к экологическому образованию и общественное сознание // Перспективы (Сравнительные исследования в области образования). Т. XXXIII. М.: ЮНЕСКО. 2003. № 3. С. 17-24.

2. Батисс М. МАБ — 25 лет // Курьер ЮНЕСКО. 1993. № 12. С. 25.

3. Белградская Хартия. Белград, 1975 // http://www.gdrc.org/uem/ee/belgrade.html

4. Всемирная Хартия Природы (Приложение к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № А/37/7). Раздел III. Ст. 15. Нью-Йорк: ООН, 1982.

5. Десятилетие образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А^ЕЭ/57/254). Нью-Йорк: ООН, 2002. С. 2.

6. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/CONF.199/20). Нью-Йорк: оОН, 2002. С. 73.

7. Доклад регионального совещания министров ЕЭК ООН по Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (ЕСЕ/АС.22/2001/2), 2001. С. 23.

8. Лакост М. К. Хроника великого замысла — ЮНЕСКО. 1946-1993. М.: Прогресс. 1995. С. 42-157.

9. Майор Ф. Память о будущем. М.: Прогресс, 1994. С. 16-93.

10. Материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова, В. С. Тикунова // http://www.ecoaccord.org/edu/ Obzor-Int.agreements.htm

11. Материалы по образованию официального сайта Бюро ЮНЕСКО в Москве // http://education.unesco.ru/news/376/

12. Материалы по устойчивому развитию и образованию официального сайта Комиссии ООН по устойчивому развитию // http://www.un.org/esa/sustdev/sdissues/ education/edu.htm

13. Материалы сайта ООН по Повестке дня на XXI век // http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/

14. Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды. Заключительный доклад (ED/MD/49). Париж, 1978. С. 31-65.

15. О программе «Человек и Биосфера» // Курьер ЮНЕСКО. 2000. № 5. С. 25.

16. Стратегия (Комитета по Экологической Политике) ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (СЕР/АС.13/2005/3/Rev.1), 2005. С. 7.

17. Bericht der Bundesregierung zur Bildung fQr eine nachhaltige Entwicklung. Bonn: Ritterbach Medien GmbH, 2002.

18. International Strategy for Action in field of Environmental Education and Training for the 1990s. Paris, 1988. P. 1-50.

19. Thessaloniki Declaration. Thessaloniki, 1997. P. 2.

20. Two Concepts, One Goal: Education for International Understanding and Education for Sustainable Development. Bangkok: UNESCO. 2005. 4 p.

21. UNESCO DESD Quarterly Highlights: March 2008. Paris: UNESCO. 2008. P. 1-4.

22. UNESCO-UNEP International Congress on Environmental Education and Training (Moscow, USSR, 17-21 August 1987): International Comprehension and Problems of the Contemporary Environment: The role of Environmental Education (ED-87/CONF.402/5). Paris, 1987. P. 1-63.

23. United Nations Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014): International Implementation Scheme. Paris: UNESCO, 2005. P. 5.

24. 4th International Conference on Environmental Education (ICEE) Goes to India // Educator. 2007. Vol. 2. Issue 1 // www.unep.org/training/publications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.