ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
С.А. Степанов
Международный независимый эколого-политологический университет ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия, 127299
Представлены результаты анализа документов ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП по проблемам экологического образования на пути к образованию для устойчивого развития.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития.
Анализ документов ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП по проблемам экологического образования на пути к образованию для устойчивого развития показывает изменение подходов и взглядов представителей этих организаций, отражающих методологические, содержательные, организационные аспекты данной проблемы, его роль в развитии инновационных процессов в XXI в. в разных регионах мира (1).
Образование как главный, цементирующий фактор нравственных ценностей национальных систем в условиях глобализации представляет собой базовую ценность цивилизации, а кризис, который переживает образование во всем мире, имеет планетарный масштаб (Заявление министров от 19.06.2006). Преодоление этого кризиса, а также социально-экономическое процветание в XXI в. зависит от способности стран обеспечить образование всех членов общества, с тем чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире (Заявление Группы восьми «Образование для всех», июнь 2006 г.)
Кризис образования и усилия национальных правительств и международных организаций по модернизации современного образования выявляет проблему социализации личности в непростых условиях глобализирующегося мира. На это указывает системный кризис высшего профессионального образования, в частности, начавшийся в последней трети прошлого века и проявляющийся в следующих аспектах:
— слабость, а зачастую исчерпанность факторов социализации личности в условиях индустриального и постиндустриального общества;
— возрастающая потребность организационного единства между рациональной стороной образовательной деятельности и сохранением личности, ее индивидуальной природы, с одной стороны, и неудовлетворенность разрешением этого противоречия посредством профессионального образования — с другой;
— активизация процессов информатизации общественной жизни и влияние все увеличивающейся (в объемах и силе давления, нередко даже агрессии) коммуникативной системы на сферу образования;
— воздействие глобальных проблем на личность и нарастание ощущения их неразрешенности;
— универсализация национальных систем образования с одновременной консервацией сложившихся ментальных ценностей.
Именно образование способно изменить массовое сознание, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, гуманное отношение к природе, поиск компромисса там, где политические и экономические интересы вступают в конфликт с экологическими интересами общества и законами развития природы [7].
Наряду с процессами глобализации происходит универсализация ценностей (справедливость, милосердие, жертвенность, свобода, независимость, верность, дружелюбие, праведность, патриотизм, долг и др.). При этом под универсализмом следует подразумевать не единообразие, а многообразие ценностей. «Когда дело доходит до выбора подлинных ценностей, — считает антрополог Р. Шведер, — всегда имеет место своеобразный торг. Именно по этой причине в мире существуют различные ценностные системы (или культуры), и как раз поэтому ни одна культурная традиция не в состоянии восславить все блага жизни сразу» [Цит. по: 8].
Стратегия подразумевает изменяющийся характер понятия «устойчивое развитие» (УР) и предлагает понимать его как непрерывный процесс обучения, исследования проблем и дилемм, где правильные ответы и решения могут меняться по мере накопления опыта. Поэтому цели обучения в рамках образования для устойчивого развития (ОУР) должны включать расширение знаний, развитие специальных навыков, интеллекта, формирование жизненной позиции и ценностей. Для реализации основных положений Стратегии потребуется включение ОУР в национальные системы формального образования в рамках всех соответствующих учебных дисциплин, а также в неформальное образование и просвещение. «Такой подход вооружит людей знаниями и специальными навыками в области устойчивого развития, повысит их компетентность и уверенность в себе, а также расширит возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях, равноправии полов и культурном многообразии» [5].
Следует подчеркнуть, что основой ОУР является экологическое образование [6]. Ретроспектива становления и развития экологического образования показывает закономерность и эволюцию экологического образования в образование для устойчивого развития.
Важным событием в российском образовании стало проведение под эгидой Российского Зеленого креста, при финансовой поддержке Международного Зеленого креста и Швейцарского Зеленого креста ежегодных международных научных конференций в столице и регионах России по вопросам экологического образования, экологической культуры, а в последние годы — по образованию для устойчивого развития. В 2009 г. в Москве состоялась уже XV международная конференция по этой проблематике.
Проблематика образования для устойчивого развития (мир, демократия, бедность, гражданственность, безопасность, права человека, терроризм, социальноэкономическое развитие, здравоохранение, равноправие полов, культурное раз-
нообразие, религиозная и этническая толерантность, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) фактически отражает структуру системы нравственных ценностей человечества.
Сущностные признаки ОУР включают строгое уважение прав и обязательств; защищенность от вызовов, рисков, опасностей, угроз; систему норма, соответствующих принципу формального равенства; доступность образования; равные возможности; рационализм с учетом потребностей будущих поколений людей и др.
Основные проблемы УР в перестройке содержания и методов современного образования можно сформулировать следующим образом: 1) создание условий устойчивого существования человека на Земле; 2) учет социально-экологических последствий роста численности жителей планеты и потребления уменьшающихся запасов природных ресурсов; 3) создание экономических, правовых и экологических регуляторов увеличивающегося роста отходов, загрязняющих окружающую среду; 4) международно-правовые и экономические средства предотвращения политических и международных кризисов на природоресурсной и экологической почве.
Таким образом, ОУР зиждется на основных направлениях экологического образования и просвещения, которое представляет собой следующий шаг развития гуманистической этики, основывающейся не только на взаимном уважении ныне живущих поколений, но и на заботе о сохранении биосферы для будущих поколений людей [2. С. 41—42].
Образование для устойчивого развития выполняет следующие функции:
— экологизация образования, как формального, так и неформального, на всех уровнях и ступенях дошкольного, общего, профессионального (начального, среднего, высшего), послевузовского и т.д.;
— формирование мировоззрения, позволяющего видеть и понимать общую картину мира, роли в нем человека и его взаимодействия с природой (китайская мудрость гласит: «Услышал — забыл, увидел — запомнил, сделал — понял!»);
— воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей (справедливость, добро, милосердие, жертвенность, патриотизм, независимость, верность, права, ответственность, долг, дружелюбие, праведность, красота, любовь, материнство и др.);
— просвещение с использованием современных информационно-коммуникативных технологий новейших достижений науки, техники, технологий, социально-экономических решений, способствующих реализации концепций и идей устойчивого развития и преодоления кризисов глобального мира;
— формирование жизненной позиции, ценностей и экологической культуры как составной и неотъемлемой части общей культуры мира, вбирающей в себя общепризнанные человеческие ценности и формы человеческого бытия (что соответствует девизу экологов: «Думай глобально, действуй локально»);
— уточнение, изменение понятия «устойчивое развитие». Развитие устойчивого общества следует понимать как непрерывный процесс обучения, исследования проблем и дилемм, где правильные ответы и решения могут меняться по мере накопления опыта (китайская мудрость).
Особо останавливаясь на нравственных основах экологического образования, Н.Н. Моисеев подчеркивал, что самое страшное — не грязь в городе, на стройке и на заводе, а грязь в душах людей, которая порождает небрежность к природе, непонимание и неуважение законов ее развития, а главное — сеет агрессивность и недоброжелательность к ближним своим. В связи с этим моисеевский вывод: «преодолеть современные, а тем более грядущие экологические трудности, выжить в современных условиях, решить проблемы „sustainable development“ сможет только по-настоящему интеллигентное общество» [3].
Система нравственных ценностей в образовании для устойчивого развития может уточняться, изменяться по мере развития институтов гражданского общества и реализация им основных идей и концепций устойчивого развития, а также степени научно проработки педагогических, философских и социально-экологических аспектов этой большой работы.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) Основные вехи экологического образования на пути к образованию для устойчивого развития:
1972 г. — Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде;
1975 г. — Белградская Хартия, подписанная ЮНЕСКО и ЮНЕП;
1977 г. — Тбилисская декларация по экологическому образованию;
1987 г. — Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН «Наше общее будущее»;
1987 г. — Московская конференция по экологическому образованию (Тбилиси+10);
1990 г. — Принятие ЮНЕСКО и ЮНЕП Международной стратегии действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы; 1990 г. — Международная Декларация Совета предпринимателей по устойчивому развитию; 1992 г. — Всемирный конгресс по образованию и информации в области окружающей среды и развития (Торонто, Канада) ЭКОЕД-1992;
1992 г. — Всемирный Саммит в Рио-де-Жанейро, на котором была принята «Повестка дня на ХХ1 век», глава 36 «Образование и просвещение для устойчивого развития»; 1994 г. — Ассоциация европейских университетов (250 университетов) приняла Университетскую Хартию по устойчивому развитию (Женева);
1997 г. — Салоникская декларация по экологическому образованию и просвещению для ус-
тойчивого развития (Греция);
1998 г. — Всемирная конференция «Высшее образование в XXI веке» (Париж);
2000 г. — Дакарские рамки действий, принятые на Всемирном форуме по вопросам образования для всех;
2002 г. — Всемирный Саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР) и объявление решения Генеральной Ассамблеи ООН о проведении Десятилетия образования для устойчивого развития в 2005—2014 гг.;
2002 г. — Софийская международная конференция по образованию взрослых;
2002 г. — Принята «Повестка дня на ХХ1 век в области образования в интересах устойчиво-
го развития в регионе Балтийского моря» — «Балтия-21Е» (Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония);
2003 г. — II конференция министров «Окружающая среда для Европы» (Киев) и принятие
Заявления министров окружающей среды Европы «Просвещение в интересах устойчивого развития»;
2005 г. — Принятие «Стратегии ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития» и Вильнюсских рамок осуществления Стратегии для ОУР (Вильнюс, Литва);
2005—2014 гг. — Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития
2006 г. — Принятие декларации на Саммите «Группы восьми» «Образование для иннова-
ционных обществ в ХХ1 веке» (Санкт-Петербург);
2007 г. — На XXXIV Генеральной конференции ЮНЕСКО и совещании министров обра-
зования 96 стран принято заявление в отношении образования и устойчивого развития;
2007 г. — IV международная конференция по экологическому образованию «Тбилиси+30» (Ахмедабад, Индия).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.
[2] Марфенин Н.Н. Экология и гуманизм // Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник) / Под общей ред. Н.Н. Моисеева, С.А. Степанова. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
[3] Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. — М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
[4] Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996.
[5] На пути к образованию для устойчивого развития в России / Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. — М.: ГЕОС, 2006.
[6] Степанов С.А. Экологическое образование в Международном независимом экологополитологическом университете: Методическое пособие для преподавателей и аспирантов. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2008.
[7] Философия. Школа свободы // Вопросы философии. — 2008. — № 10.
[8] Харрисон Л. Главная миссия либерализма: Как политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя / Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2008.
FORMATION FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT: METHODOLOGICAL, SUBSTANTIAL, ORGANIZATIONAL ASPECTS
S.A. Stepanov
International Independent Environmental-Politological University
Cosmonaut Volkov str., 20, Moscow, Russia, 127299
Results of the analysis of documents of the United Nations, UNESCO, on problems of ecological formation on a way to formation for a sustainable development are presented.
Key words: education for sustainable development.