ПЕДАГОГИКА
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.А. Степанов
Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия, 127299
В статье рассматриваются сущность и особенности экологоориентированного образования и воспитания для формирования экологической культуры с учетом основных положений «Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития»
В декабре 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005 г. началом «десятилетия образования в интересах устойчивого развития». В 2003 г. V международная конференция «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.) приняла «Заявление о просвещении в интересах устойчивого развития». Всем странам предложено включить концепцию устойчивого развития в свои национальные системы образования. На совещании Комитета по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН (Вильнюс, 2005 г.) была принята «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (ОУР), которая ознаменовала собой начало объявленного ООН десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005—2014 гг.).
Принятие этих международных документов обусловлено тем, что начиная с 60-х гг. прошлого столетия глобальные проблемы развития человечества стали предметом серьезного изучения глобальных негативных явлений, математических расчетов их последствий. Среди первых математических расчетов устойчивости мирового сообщества и биосферы стали математические модели глобальных процессов биосферы Дж. Форестера и Д. Медоуза с достаточно пессимистическими предсказаниями неизбежности экологической катастрофы и гибели человеческой цивилизации [4. С 24], а также количественные расчеты, проведенные с учетом последствий научно-технического прогресса и допускающие возможность положительного развития человечества. Большой резонанс в мире науки
имела математическая модель экологических и экономических последствий ядерной войны, получившая название «ядерная зима» или «ядерная ночь», разработанная советскими учеными во главе с академиком Н.Н. Моисеевым [6. C. 25].
Эти и другие исследования позволили всемирной конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) сформулировать в итоговом документе «Повестка дня на ХХ! век» задачу перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, как ответ на глобальный кризис современного развития цивилизации, сопровождающийся угрозами истощения природных ресурсов, резким ухудшением окружающей среды и поляризацией богатых и нищих регионов мира.
На протяжении всего периода после этой исторической конференции и всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 2002 г.) среди ученых и политиков не прекращались дискуссии относительно термина «устойчивое развитие» (sustainable development). Для системы образования эта дискуссия имеет особое значение, так как это связано с решением вопроса практического наполнения содержанием общего и профессионального образования, экологического просвещения и воспитания.
Автором в основном принимается современная трактовка данного термина: устойчивое развитие — это такое, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Принятая международная стратегия образования для устойчивого развития значительно отличается от концепции «Международной стратегии действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 90-е годы ХХ века», разработанной ЮНЕСКО и ЮНЕП, а именно: ориентация на широкий диапазон проблем развития, охват образования в области различных социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Ключевыми темами образования для устойчивого развития должны стать, в частности, такие проблемы, как мир, демократия, бедность, гражданственность, безопасность, терроризм, права человека, социально-экономическое развитие, здравоохранение, равноправие полов, культурное разнообразие, религиозная и этническая толерантность, охрана окружающей среды, управление природными ресурсами, развитие сельских и городских районов, структура производства и потребления, корпоративная ответственность.
Новая стратегия образования требует основное внимание сосредотачивать не на обеспечении знаний, а на проработке и поиске возможных решений проблем. В образовании следует сохранять традиционное преподавание основных предметов и в то же время необходимо открыть возможности многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни. Это должно повлиять на структуру учебных планов и программ, методы преподавания. Педагогам следует отказаться от роли исключительно передающих знания, а учащимся — от роли исключительно получателей знаний.
Таким образом, суть реформы во всех национальных системах образования состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений, навыков,
необходимых в современном обществе, к готовности жить и работать в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании и реализации мер социального развития.
Содержательная сторона образования для устойчивого развития усиливает экологизацию всего образования (хотя в перечне проблем ОУР из 18 только 3 непосредственно относятся к экологическим проблемам: охрана окружающей среды, рациональное природопользование, биологическое и ландшафтное разнообразие). Однако из остальных 15 тем больше половины имеют прямое или опосредованное отношение к вопросам экологической безопасности, природопользованию:
— сокращение масштабов нищеты (переплетение демографических и экологических проблем);
— гражданственность, демократия и управление (эффективное самоуправление и решение сложных социальных проблем повышающих уровень экологической безопасности и снижающих негативные экологические последствия хозяйственной деятельности человека);
— многообразие культур, межконфессиональная и межэтническая толерантность (снижают политические риски, социально-экономические и экологические последствия военных конфликтов);
— права человека (право на благоприятную окружающую среду, как наиболее сложно реализуемое на практике подразумевает выработку навыков за отстаивание гражданских прав и свобод) ;
— здравоохранение (в большей степени, чем другие сферы жизни человека зависит от состояния окружающей среды и экологической безопасности);
— терроризм, безопасность (возрастающая опасность умышленного использования достижений научно-технического прогресса в корыстных и преступных целях).
Основные проблемы устойчивого развития в перестройке содержания современного образования можно сформулировать следующим образом:
— основные условия обеспечения устойчивого существования человека на Земле;
— экологические последствия роста численности жителей планеты и потребления уменьшающихся запасов природных ресурсов;
— экологические последствия неуправляемого увеличения отходов, загрязняющих окружающую среду;
— организационно-правовые и экономические средства предотвращения политических и международных кризисов на экологической и природоресурсной почве.
Стратегия образования для устойчивого развития адресована правительствам, национальным системам образования, в ней содержатся обоснования и направления реформирования национальных систем образования и подготовки межведомственных мероприятий по включению вопросов устойчивого развития в содержание образования с участием педагогического сообщества, экологических и других общественных организаций.
При этом в стратегии делается акцент на то, что само «развитее устойчивого общества следует понимать как непрерывный процесс обучения, исследования проблем и дилемм, где правильные ответы и решения могут меняться по мере накопления опыта». В новой области проектирования будущего общества важно сохранять «приверженность единым ценностям солидарности, равенства и взаимоуважения между людьми, странами и поколениями» [8. — С. 8—15].
В проекте Национальной стратегии образования в интересах устойчивого развития в Российской Федерации сформулированы принципы реформируемой образовательной системы: социоцентризм, комплексность, фундаментальность, историчность, многоуровненность, модульность, упорядоченность, актуальность, прогностичность, технологичность, практичность, интернациональность. Данной стратегией определены организационные основы реформирования образования на федеральном и региональном уровне (нормативно-правовая база для поощрения ОУР, поощрение в рамках формального и неформального образования и просвещения, повышение квалификации работников образования с целью вовлечения их в ОУР, обеспечение доступности необходимых средств обучения и учебно-методических материалов для ОУР, содействие научным исследованиям в области ОУР и развития ОУР, международное сотрудничества, функции и сферы ответственности, финансирование, оценка и график осуществления).
Проектами стратегии и плана действий по формированию образования для устойчивого развития в России предусмотрена разработка системы отечественных индикаторов образования для устойчивого развития и 8—10 экспериментальных образовательных магистерских программ «Устойчивое развитие» для основных предметных областей классических университетов [7. С. 7—9].
Экологическое образование, являющееся базой образования для устойчивого развития, претерпело в России в последние 20 лет определенную эволюцию. Оно начиналось со стремления воспитать у людей любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Далее в экологическое образование включались направления по предотвращению загрязнения окружающей среды и утверждению норм здорового образа жизни. Затем сформировались идеи и концепции воспитания экологической культуры как системы высоких жизненных приоритетов.
Концептуальные положения международной стратегии образования для устойчивого развития позволяют рассматривать экологическое образование и воспитание экологической культуры в России как важнейшее направление формирования современного мировоззрения и экологически ориентированной социальной культуры XXI века, необходимой для устойчивого развития российского общества и его успешной интеграции в мировую цивилизацию.
«Необходимо информировать общество о реальном состоянии дел, лишить его возможных иллюзий и начать его экологическое и политологическое просвещение с ориентацией на то общее, что должна содержать цивилизация XXI века», — подчеркивал академик Н.Н. Моиссев [6. С. 17].
Наконец, ориентация стратегии на реформирование национальных систем образования в направлении проектного, деятельностного образования может
вдохнуть в российское образование действенный, инновационный подход в образование для устойчивого развития и формирования экологически ориентированного мировоззрения и культуры.
Для этого в отечественной педагогике и психологии выработаны целостные методологические и методические подходы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), согласно которым включение человека в соответствующие виды предметной деятельности и освоения их является главным условием формирования и проявления психологических свойств, качеств и способностей, в том числе поведенческих, в отношении с природой и окружающей средой.
Образование для устойчивого развития и экологическое образование, в частности, экологически ориентированное поведение как условие и средство формирования экологоориентированного мировоззрения могут успешно осуществляться в форме совместно-распределенной деятельности учащегося и педагога.
Данный педагогический принцип подразумевает активное взаимодействие субъекта с окружающей средой, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности; целесообразно организуемое взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого осознанно осваиваются социальные ценности, формируются отношения с окружающим миром, обогащается сознание, совершенствуются личностные качества [1. С. 36].
Вместе с тем в отечественной педагогической науке не существует единого подхода к содержанию и организации естественно-научного образования в целом и экологического образования в частности. Наиболее близки, по нашему мнению, к современной концепции экологического образования и формирования экологической культуры российские исследователи, рассматривающие в качестве приоритета естественно-научного образования развитие экологической культуры личности и общества как интеллектуального и практического опыта сохранения и улучшения состояния социоприродной среды [3].
Наметились системные подходы в осмыслении структуры экологической культуры, предусматривающие экологическое знание, экологическое мышление, культуру чувств, культуру ценностных отношений, наконец, культуру экологически оправданного поведения (соблюдение норм и правил поведения, выполнение запретов и ограничений в действиях; участие в экологических акциях по защите окружающей среды; удовлетворение потребностей с учетом ограниченности природных ресурсов и др.) [9. С. 513—515].'
Важным аспектом формирования экологической культуры является национально-региональный компонент содержания естественно-научного образования, учитывающий специфику региона, территории, местности: национальные традиции, менталитет, культуру народа (народов), исторические, природные, социальные и экономические особенности развития.
Вместе с тем требуются дальнейшие методологические и психолого-педа-гогические проработки категориальные и мониторинговые вопросы результативности (эффективности) воспитания экологической культуры с учетом новых рекомендаций, сформулированных в международной стратегии.
Переход в образовании для устойчивого развития на проблемно-проектный метод обучения в сочетании с широким спектром экономических, социальноэкологических, демократических, демографических и философско-этических тем проблематики ОУР делает известный во всем мире девиз экологов «Мысли глобально, действуй локально» методологическим и психолого-педагогическим ориентиром в дальнейшей разработке теории и практики образования для формирования экологической культуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире / Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия ЭКОС: Россия + Европа). — М.: ТЭКО Центр, 1998. — С. 36—44.
[2] Глобалистика. Энциклопедия. — М.: Диалог — Радуга, 2003. — С. 1058.
[3] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 2 (4). — С. 60—61.
[4] Медоуз Д.Л., Медоуз Д.Х., Рандерс Й. За пределами роста. — М.: Прогресс, 1994.
[5] Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. — М.: МНЭПУ, 1997.
[6] Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. — М.: МНЭПУ, 1995.
[7] Национальная стратегия образования в интересах устойчивого развития в Российской Федерации. Проект. — М.: МГУ, 2007.
[8] Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Официальное издание. — М., 2005.
[9] Якунчев М.А., Шуляпова О.В., Маркинов И.Ф. Национально-региональный компонент содержания естественно-научного образования в системе формирования экологической культуры школьников // Экологическая культура и образование: опыт России и Сербии. — Ниш — Москва, 2006.
TO THE QUESTION OF THE STRATEGY OF STABLE DEVELOPMENT AS THE THEORETICALLY-METHODOLOGICAL BASIS OF ECOLOGICAL EDUCATION
S.A. Stepanov
International Independent Environmental-Politological University
Cosmonaut Volkov str., 20, Moscow, Russia, 127299
The article considers the essence and features of ecologically-oriented education for the formation of the ecological culture taking into account the basic provisions of «The Strategy of the European economic commission of the United Nations for the education in the interests of the steady development».