Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования для устойчивого развития'

Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов С. А.

В статье излагаются вопросы реформирования образования, кризис которого является одним из вызовов глобализации. Автор аргументирует вывод о том, что экологическое образование и формирование экологической культуры является основой образования в интересах устойчивого развития и методологической базой содержания модернизации образования в рамках Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Ecological Culture of Young People within the Framework of Education for Steady Development

The article deals with the questions of the education reform, the crisis of which is one of the challenges of globalization, it also offers a wide argumentation to the conclusion that the ecological education and the formation of ecological culture is the basis of education in the interests of steady development and the methodological base to the contents of education modernization in the frameworks of Bologna process.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования для устойчивого развития»

ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

С.А. Степанов

Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия, 127299

В статье излагаются вопросы реформирования образования, кризис которого является одним из вызовов глобализации. Автор аргументирует вывод о том, что экологическое образование и формирование экологической культуры является основой образования в интересах устойчивого развития и методологической базой содержания модернизации образования в рамках Болонского процесса.

На современном этапе научно-технического прогресса, по данным отечественных исследователей-футурологов, начинают складываться контуры нового технологического уклада:

— в здравоохранении будут применяться генетические методы лечения и биоинформатики;

— в принципах и методах природоохранной деятельности произойдут радикальные изменения;

— технологии альтернативной энергетики, снижающие зависимость от невозобновляемых углеводородных топливно-энергетических ресурсов станут экономически приемлемыми [11].

На фоне этих научных прогнозов обнаруживается отставание темпов развития образования от накопленных и накапливаемых научных знаний. Содержание целого ряда международных документов, принятых на высоком уровне в последнее десятилетие — «Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций» от 8 сентября 2000 г., «Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию» от 4 сентября 2002 г., «Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» от 16 июля 2006 г. Заявление Группы восьми», «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования от 19 июня 1999 г. показывает, что современное образование представляет собой одну из глобальных проблем цивилизации и что кризис этого образования имеет планетарный масштаб.

Отмечая цели развития тысячелетия, связанные с образованием и задачами программы «Образование для всех» на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), главы государств — членов «Группы восьми» заявили в июне 2006 г. в Санкт-Петербурге: «Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечить образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире. Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен.

Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех элементов „треугольника зна-ний“ (образование, исследования, инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях».

Устранить указанное несоответствие уровня и качества образования, с одной стороны, и уровня и сложности задач по разрешению проблем и вызовов глобализации и устойчивого развития, с другой стороны, призвана «Стратегия Европейской Экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (Стратегия ОУР), принятая на совещании высокого уровня представителей европейских министерств образования и охраны окружающей среды [2]. Организация Объединенных Наций объявила 2005—2014 гг. «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития».

Параллельно с созданием Стратегии ОУР в Европе разрабатывались документы по формированию общеевропейского образовательного пространства (Болонский процесс) как ответ на вызовы глобального рынка.

К началу Болонского процесса в Европе существовали разные системы образования как по содержанию, так и по структуре. Различались учебные программы по классическим дисциплинам, педагогические технологии, а также присваиваемые выпускникам вузов квалификации. Это ограничивало возможности студентов переходить на обучение в другие вузы и осложняет их трудоустройство. Болонский процесс должен устранить эти ограничения и сделать европейское высшее образование более привлекательным.

После принятия 19 июня 1999 г. в Болонье совместного заявления европейских министров образования «Зона европейского высшего образования» и начался так называемый Болонский процесс по созданию общеевропейского образовательного пространства.

Присоединение России к Болонскому процессу активизировало работу высших учебных заведений страны по повышению качества образования, созданию вузовских служб управления этим качеством, расширило межвузовские международные контакты. Россия стала инициатором создания Евразийской сети обеспечения качества образования, в состав которой вошли Россия, Казахстан, Кыргызская Республика, Эстония и Латвия (2005 г.).

Анализ тенденций в развитии европейского и отечественного высшего образования показывает, что формируется интеллектуальная основа для решения задач устойчивого развития, которая будет соответствовать этим задачам, если европейская и национальные системы образования, структурно и организационно перестраиваясь в соответствии с идеями Болонского процесса, наполнят его содержанием основных положений Стратегии ОУР.

Стратегия ОУР ориентирует образовательные структуры мира на широкий диапазон проблем развития, охват образованием различных областей социально-экономических и гуманитарных наук.

Ключевыми темами ОУР в соответствии со Стратегией должны стать в частности, такие вопросы, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, развитие сельских и городских районов, структура производства и потребления, корпоративная ответственность [2].

Стратегия ОУР предусматривает переориентацию в образовательном процессе с обеспечения учащихся знаниями на проработку и поиск возможных решений проблем. При этом в учебном процессе следует сохранить традиционный акцент на преподавании основных предметов и в то же время необходимо открыть путь многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни. За этим следует изменение структуры учебных планов и программ, методов преподавания. Педагогам необходимо отказаться от роли исключительно передачи знаний, а учащимся — от роли исключительно получателей знаний.

Таким образом, суть реформы во всех национальных системах образования состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений навыков, необходимых для существования в современном мире, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании и реализации мер социального развития.

Содержательная сторона Стратегии ОУР усиливает проблему экологизации образования (хотя в перечне тем ОУР только 3 темы из 18 непосредственно относятся к экологическим вопросам: охрана окружающей среды, рациональное природопользование, биологическое и ландшафтное разнообразие). Однако из остальных 15 тем больше половины имеют прямое или опосредованное отношение к вопросам экологической безопасности и природопользования. Это сокращение масштабов нищеты; гражданственность, демократия и оптимальное управление; многообразие культур, межконфессиональная и межэтническая толерантность; права человека, корпоративная ответственность; здравоохранение; терроризм, безопасность.

В этой связи основные проблемы устойчивого развития в перестройке содержания и методов современного образования можно сформулировать следующим образом: 1) основные условия обеспечения устойчивого существования человека на Земле; 2) экологические последствия роста численности жителей планеты и потребления уменьшающихся запасов природных ресурсов; 3) экологические регуляторы неуправляемого роста отходов, загрязняющих окружающую среду; 4) организационно-правовые и экономические средства предотвращения политических и международных кризисов на природоресурсной и экологической почве.

Само «развитие устойчивого общества, — подчеркивается в Стратегии ОУР, — следует понимать как непрерывный процесс обучения, исследования проблем и дилемм, где правильные ответы и решения могут меняться по мере накопления опыта». В неизведанной области, которой является проектирование будущего общества, важно сохранять «приверженность единым ценностям солидарности, равенства и взаимоуважения между людьми, странами и поколениями» [2].

В разработанном под научным руководством академика РАН, профессора Н. Касимова проекте Национальной стратегии образования в интересах устойчивого развития в Российской Федерации сформулированы принципы реформирования образовательной системы, учитывающие национальный опыт, традиции: фундаментальность, комплексность, историчность, многоуровненность, модульность, упорядоченность, актуальность, прогностичность, технологичность, практичность, интернациональность. Данным проектом определены и организационно-педагогические основы реформирования отечественного образования: мероприятия на федеральном и региональном уровнях, нормативно-правовая база для поощрения ОУР в рамках формального и неформального образования, просвещения и воспитания, повышение квалификации работников образования в целях вовлечения их в ОУР, обеспечение доступности средств обучения и учебно-методических материалов для ОУР, содействие научным исследованиям в области ОУР, международное сотрудничество, функции и сферы ответственности, источники финансирования, оценка и график реализации.

Данным проектом, а также проектом Плана действий по формированию образования для устойчивого развития в России предусмотрена разработка системы отечественных индикаторов ОУР и создание 8—10 экспериментальных магистерских программ «Устойчивое развитие» для основных предметных областей классических университетов.

Исходя из изложенного, экологическое образование следует рассматривать как базу образования для устойчивого развития, а содержательные аспекты Стратегии ОУР ООН и проекта Национальной стратегии — как методологическую основу в формировании нового мировоззрения, необходимого для пересмотра взаимоотношений человека и природы и воспитания экологической культуры молодежи и студентов.

Девиз экологов «Думай глобально, действуй локально!» должен стать методологическим ориентиром в понимании и комплексном видении картины мира, в формировании мировоззрения и экологической культуры молодежи, необходимых для устойчивого развития нашей страны в условиях глобализации и всеобщей модернизации и успешной интеграции российского общества в мировую цивилизацию.

Реформирование российского образования должно предусматривать активное внедрение информационно-прогностической методологии, о которой писал в конце прошлого века академик Н.Н. Моисеев: «Необходимо информировать общество о реальном состоянии дел, лишить его возможных иллюзий и начинать его экологическое и политологическое просвещение с ориентацией на то общее, что должна содержать цивилизация XXI века» [1. С. 17, 19].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. — М.: МНЭПУ, 1995.

[2] Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования (Вильнюс, 17—18 марта 2005 года). — М.: Информационный центр ООН, 2005.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE WITHIN THE FRAMEWORK OF EDUCATION FOR STEADY DEVELOPMENT

S.A. Stepanov

International Independent Environmental-Politological University

Cosmonaut Volkov Str., 20, Moscow, Russia

The article deals with the questions of the education reform, the crisis of which is one of the challenges of globalization, it also offers a wide argumentation to the conclusion that the ecological education and the formation of ecological culture is the basis of education in the interests of steady development and the methodological base to the contents of education modernization in the frameworks of Bologna process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.