ПЕДАГОГИКА
PEDAGOGICS
УДК 316.422 : 37
С. А. Степанов
РИО + 20 И МОДЕРНИЗАЦИИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Проблема устойчивости глобальной экономики, обострившаяся в ходе недавнего мирового финансового кризиса, определила на всемирной встрече на высшем уровне в РИО + 20 разработку новой концепции развития через «зеленую» экономику, которая в условиях России приобретает особый характер, экономика и социальный уклад которой требуют глубокой модернизации. Понимание и реализация этих задач невозможны без перестройки национальной системы образования. Показан вклад МНЭПУ во главе с академиком Н. Н. Моисеевым в теорию и методологию экологического образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, глобализация экономики, модернизация, «зеленая» экономика, экологическое образование для устойчивого развития, индикаторы развития, экологический и нравственный императивы
С. А. Stepanov
RIO +20 AND MODERNIZATION POTENTIAL OF RUSSIA: EDUCATIONAL ASPECT
The problems of global economy sustainability strained in the source of the recent world crisis forced the participants of summit RIO + 20 to start the formulation of the new conception of development by means of -green” economy which takes the specific importance for Russia where economics and social life need deep modernization. Understanding and implementation of these goals are impossible without reconstruction of national system of education. The article demonstrates the contribution of MNEPU headed by academician N. N. Moiseyev into the theory and methodology of ecological education for sustainable development.
Key words: sustainable development, economy globalization, modernization, -green” economy, ecological education for sustainable development, indicators of development, ecological and moral imperatives
Устойчивое развитие с оглядкой на будущие поколения
Известно, что всемирной встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро «Осуществление Повестки дня на XXI в., Программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI в. и решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию» предшествовал глобальный финансово-экономический кризис 2008-2010 гг., поставивший под сомнение концепцию устойчивого развития , выработанную в предыдущие несколько десятилетий. Базовые позиции отражены в ряде документов, таких как: «Стокгольмская
1 При устойчивом развитии (от англ. sustainable development — поддерживаемое развитие) удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений, а охрана окружающей среды становится неотъемлемой компонентой процесса развития.
декларация по окружающей среде» (1972), «Доклад комиссии ООН под руководством X. Брунтланд «Наше общее будущее» (1986), «Повестка дня для XXI в.» и другие документы РИО-92 (1992), «Декларация тысячелетия ООН» (2000), {партия Земли» (2000), «Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию» (2002), «Стратегия Европейской Экономической Комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (2005), «Образование для инновационных обществ в XXI в. Заявление „Группы восьми—» (2006). В то же время, для преодоления глобального экономического кризиса международные организации предприняли действия и выработали для правительств стран мира свое видение проблемы и путей выхода из кризиса на перспективу.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) предложила в 2009 г. Концепцию «Глобальный «зеленый» новый курс», предусматривающую поощрение инвестиций в низкоуглеродную экономику (наиболее доступные технологии, энергоэффективность, экологической транспорт, развитие возобновляемых источников энергии и др.). Ключевая цель «зеленой» экономики — осознание значимости экосистем и их центрального места в национальной и глобальной экономике. Концептуальные положения такой экономики базируются на трех принципах:
а) оценка и выдвижение на первый план природных услуг на национальном и международном уровнях;
б) обеспечение занятости населения за счет создания «зеленых» рабочих мест и разработки соответствующей политики;
в) использование рыночных механизмов для достижения устойчивого развития.
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в 2009 г. выступила с Монреальской декларацией по модернизации современной экономики мира и в регионах на основе низкоуглеродной экономики и принципах «зеленого» промышленного развития.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также приняла в 2009 г. декларацию о «зеленом» росте с конкретными целевыми установками: экономический и «зеленый» рост совместимы; необходим отказ от экологически неприемлемой политики развития; «зеленый» рост должен сочетаться с обеспечением занятости, а устойчивое производство — с экоинновациями. Была провозглашена задача разработки междисциплинарного проекта «Стратегия зеленого роста». В 2010 г. под эгидой Экономической и Социальной комиссий ООН для региона Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) состоялась конференция с центральной темой «Устойчивая финансовая система и «зеленый» рост в целях достижения Целей развития тысячелетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [12, с. 14-17].
Конференция ООН по устойчивому развитию «РИО+20» завершилась в Рио-де-Жанейро
«Зеленая» экономика и модернизации
Известно, что современное развитие России осуществляется в условиях сложных процессов глобализации и цивилизационных изменений. Под глобализацией понимается новый всемирный процесс социальной трансформа-
22 июня после полутора лет подготовки, трех дней выступлений лидеров стран, рассмотревших 1 млн печатных листов документов. Однако многие участники саммита разошлись в оценках его результатов. Сами страны-участницы заявляют о готовности продолжать путь к «будущему, которого мы хотим», в то время как представители большинства неправительственных организаций, участвовавших в саммите, считают, что будущее, описанное в итоговом документе, им совсем не нужно.
В результате долгого и напряженного обсуждения проекта итогового документа приняты решения о запуске процесса разработки Целей устойчивого развития, которые в 2015 г. должны «сменить» «Цели развития тысячелетия», о создании нового форума высокого уровня по устойчивому развитию при Генеральной ассамблее ООН. Данный документ призвал Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили показатель ВВП (валового внутреннего продукта).
В своем выступлении на саммите руководитель делегации Российской Федерации, премьер правительства Д. А. Медведев подчеркнул: «Общество, экономика и природа — неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы, с другой стороны, должны быть сбалансированы и должны ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энергоэффективной, так называемой, „зеленой—экономики, который, безусловно, выгоден всем странам» [6]. Выдвинутая лидером России идея параллельного роста — роста экономики, энергоэффективности и «зеленой» экономики обостряют проблему модернизации в нашей стране. Речь идет не только о технической и технологической модернизации в обычном понимании этого явления, как представляют это в СМИ и на разных уровнях власти, а именно в социальноэкономическом, цивилизационном.
[я повышения качества жизни людей
ции политики, экономики, технологий, коммуникаций, культуры. Модернизация рассматривается как локальный процесс той же социальной трансформации и в тех же областях, но включающий в себя в то же время:
- ориентацию на инновации и преобладание последних над традицией;
- светский характер общественной жизни;
- поступательное (нецикличное, устойчивое) развитие;
- демократическую систему власти;
- наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;
- капиталистический экономический, индустриальный характер;
- массовое образование;
- активный, деятельностный психологический склад характера индивидуумов;
- преобладание универсального над локальным и др. [4, с. 176].
Отсюда складывается понятие современной цивилизации как синонима культуры, как некой системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни современного сообщества людей и даже целой эпохи, основанных на новых знаниях, информации и информационных технологиях. Речь идет о цивилизации информационного общества, к которому движется современная Россия. При этом следует учитывать, что задача развития «зеленой» экономики и модернизации страны осуществляются со значительным цивилизационным отставанием России, исторически заложенным прежними социально-экономическими системами ранее, в XIX и XX вв. Это видно из ретроспективного обзора международных документов, к которым Российская Федерация присоединилась, но реально — фактически отстранилась от их выполнения (см. перечень выше), что подтверждают также данные международной статистики:
- индекс экономики знаний (10-е место среди ведущих странах мира);
- расходы на образование (последнее место среди ведущих стран);
- доля стран в производстве высокотехнологичной продукции (последнее место среди ведущих стран);
- международное сопоставление наукоем-кости и наукоотдачи (последнее место среди ведущих стран);
- природоемкость ВВП (последнее место среди ведущих стран);
- рейтинг благосостояния (63-е место);
- влияние государственной политики на инвестиции в инфраструктуру (последнее место в мире);
- показатели продуктивности сельхозпродукции (ниже показателей стран ЕС) [1, 2].
При этом суть и главное направление российской модернизации определяется ее конечной целью, которой, при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача акцентируется в настоящее время как обеспечение устойчивого развития на основе принципов «зеленой» экономики, т. е. экологизации производства и потребления, исходя из того, что экология сегодня — это и есть экономика. Основные показатели «зеленой» экономики (в частности, энергосберегательные технологии, энергоэффективность, производство и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), использование наилучших доступных технологий (НДТ), вторичное использование ресурсов, снижение природоемкости производимых продуктов и услуг, уменьшение накопленного экологического ущерба, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и др.) должны отражаться в отечественной статистике и соотноситься с международной статистикой, а также органически интегрироваться в программном материале общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов2.
Таким образом, понимание модернизации в российских условиях определяется как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека) и качества жизни людей. Эта задача в мире рассматривается как реализация принципа «декаплинга» (удовлетворение растущих потребностей в ресурсах при минимизации обеднения природного капитала), что предполагает снижение энергоемкости и природоемкости в целом, экономического роста, широкое использование возобновляемых источников энергии, модернизацию производства на основе инноваций.
2
Учитывая переход России на двухуровневую подготовку (бакалавриат — магистратура), в данном случае, термин «специалист» используется как расширительное понимание квалифицированных кадров в различных отраслях современной индустрии материального и нематериального производства товаров и услуг.
Подчеркивая цивилизационную парадигму нынешнего этапа развития России, выдающийся российский ученый и общественный деятель академик Н. Н. Моисеев (1917-2000) указывал: «Новая цивилизация должна начинаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ. Именно так я понимаю первый и важный шаг СТРАТЕГИИ «sustainable development» [10, с. 100]. Совсем не случайно уже в первый день своего президентства (7 мая 2012 г.) новый глава Российской Федерации
В. В. Путин подписал указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О президентской программе повышения квалификации инженерных кадров в 2012-2014 гг.». При этом второй указ и указанная в нем программа изданы по итогам работы комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 30 марта 2011 г. В программе указывается, что для решения задач инновационного развития России определены следующие основные приоритеты модернизации экономики:
- повышение энергоэффективности и ресурсосбережения;
- развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.
Этим важным документам предшествовало утверждение Президентом РФ «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (от 30 апреля 2012 г.). Необходимо отметить, что в числе основных положений этой политики сформулирована задача формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, которая должна быть решена с использованием следующих механизмов:
а) формирование у всех слоев населения, прежде всего, у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
Российский интеллект и образование
Общепризнанно, что сегодня Россия находится на труднейшем этапе своего исторического развития. Но, как ни странно, осуществление стратегии устойчивого развития мира в условиях глобальных процессов и катаклизмов многие аналитики-прогнозисты ведущих
б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Переход Российской Федерации на принципы устойчивого развития и «зеленой» экономики, а также обеспечение экологического благополучия в пределах параметров, определенных Указом Президента РФ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» невозможны без раскрытия человеческого потенциала российских граждан.
я модернизационного рывка страны
зарубежных исследовательских центров видят в возрастающей роли России. И речь идет не о ее огромных запасах природных ресурсов. Вот некоторые тезисы из предисловия к русскому изданию последнего доклада Римскому клубу «Фактор четыре»:
- «единая мировая экономика XXI в. будет в относительно меньшей степени, чем раньше, зависеть от физических ресурсов;
- Россия, как никогда раньше, может использовать свой уникальный ресурс, который во все большей мере будет определять ее особую и значительную роль в глобальном развитии. Этот ресурс — внутренняя сила и одаренность россиян;
- преимущество России в формирующейся мировой информационной экономике, строящейся, в основном, на людских ресурсах,— в ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. Этот вклад может послужить основой новой российской экономики — стабильной, всеобъемлющей и глубокой, потому что она будет опираться не на нефть... не на сталь... не на осетров... а на самый драгоценный капитал, более необходимый и более уважаемый в мире — капитал, который представляют собой уверенные, хорошо образованные, одаренные люди с их вековой культурой» [3, с. 11-12].
В связи с этим высказыванием примечательно утверждение Н. Н. Моисеева: «Я не настолько ценю мудрость соседних цивилизаций, чтобы поверить в то, что они способны понять, сколь важно для всей планеты иметь сильную Россию, интеллект и ресурсы которой могут сыграть выдающуюся роль в утверждении нового равновесия человечества и природы» [9, с. 44].
Но для раскрытия этого интеллекта в целях устойчивого развития России имеется существенное препятствие — отсутствие взаимосвязи политики устойчивого развития и политики образования и науки. Патерналистская и протекционистская политика руководства страны в отношении государственного сектора образования, попытка притормозить массовое развитие высшего образования3 и включить старые госплановские механизмы регулирования численности выпускников вузов той или иной специальности (направления), наконец, грубое объединение и укрупнение учреждений образования не могут скрыть истинного намерения государства снизить давление системы образования на бюджет страны.
3 Вспоминается высказывание в телеинтервью японского премьер-министра 1980-х гг. Накасоне: «Пока русские готовят полуграмотных пэ-тэ-ушников, мы дадим каждому молодому японскому рабочему высшее образование».
Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» представляет собой очередной набор малосвязанных, «пожарных», концептуально не обоснованных мер (выделены математика, общественная аккредитация профессиональных программ по экономике, юриспруденции, управлению, социологии). И ни слова не сказано о совершенствовании образования и опережающей подготовке кадров для решения стратегических задач России — инновационной модернизации экономики, повышения ее энергоэффективности, перехода от преимущественно сырьевой экономики к высокоиндустриальной, повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, наконец, повышения конкурентоспособности образовательной системы России на мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на то, что Российская Федерация присоединилась к Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, образовательное ведомство страны не принимает практических мер к реализации этого документа, как и не выполняет ФЗ «Об охране окружающей среды» в части реализации задачи по формированию у молодежи и граждан страны экологической культуры.
Озабоченность мирового сообщества нарастанием тенденций глобального экологического кризиса, неуправляемым сокращением природных ресурсов и биоразнообразия, увеличивающимся разрывом в уровне жизни богатых и бедных стран мира и регионов в самой России не учитываются Минобрнауки России при формировании образовательных стандартов различных уровней образования. И это происходит, несмотря на рекомендации многочисленных международных соглашений, научных конференций, большого объема наработанных в мире и в России теоретических и методологических разработок в области экологического образования и образования для устойчивого развития4.
4 В российском образовательном сообществе принята формулировка «экологическое образование для устойчивого развития», так как парадигма устойчивого развития — sustainable development (или постоянно поддерживаемое развитие) состоит в сохранении природноресурсных и инвайронментальных (экологических — в смысле сохранения окружающей среды) условий для нормального проживания будущих поколений людей.
Важный вклад в развитие теоретико-методологических основ этого образования внес Н. Н. Моисеев. Его методологические и педагогические принципы современного (в т. ч. эко-
логического) образования выступают ответом на вызовы и проблемы глобализации и направлены на социально-экономические преобразования в России.
1
■А М1п •*-
«Г-_—- я J
Л W
¿■¿¿я • % У щ
Академик Н. Н. Моисеев о судьбах страны, мира и образования
Н. Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», которое весьма важно и обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» (рис. 2). И этот императив, как закон, требование, безусловный принцип поведения, имеет объективный характер, так как «...не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого отношения зависит от воли человека! Вот почему,— утверждал Н. Н. Моисеев,— использование термина, аналогичного кантовскому императиву, совершенно не случайно» [9, с. 8].
Рис. 1. Н. Н. Моисеев
Никита Николаевич Моисеев (1917-2000) академик РАН, специалист в области общей механики и прикладной математики (рис. 1). Много лет возглавлял аэродинамический факультет МФТИ; многие годы работал заместителем директора ИВЦ АН СССР, занимался проблемами взаимодействия биосферы и общества. Один из авторов, открывших феномен «ядерной зимы». Возглавлял комиссию АН СССР по выработке научных рекомендаций по ликвидации последствий ядерной аварии на Чернобыльской АЭС; в 1992-1993 гг. возглавлял экспертный совет при Правительстве РФ по оценке кризисных ситуаций, консультировал председателя Правительства РФ перед российско-американскими переговорами по СНВ-2. Президент Российского Зеленого Креста, президент ЮНЕПКОМа — комиссии содействия деятельности ЮНЕП в России, один из основателей и президент Международного независимого экологополитологического университета (МНЭПУ), основатель и главный редактор журнала «Экология и жизнь», основатель и научный редактор аналитического ежегодника «Россия в окружающем мире», главный редактор журнала «Экологическое образование в России».
Основные работы последних лет его жизни: «Восхождение к разуму» (1993), «Система „УЧИТЕЛЬ" и современная экологическая обстановка» (1994), «Современный рационализм» (1995), «Историческое развитие и экологическое образование» (1995), «Время определять национальные цели» (1997), «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «Размышления о современной политологии»(1999), «Универсум. Информация. Общество» (2001).
Рис. 2. Экологический императив Н. Н. Моисеева в видении свободного художника. Коллаж проф. А. М. Тарко
Таким образом, экологический императив как «система ограничений человеческой деятельности, система запретов, выполнение которых необходимо для продолжения процесса развития общества» [7, с. 245], является базовой категорией, фундаментом нового историкоэволюционного направления философии экологии и базовым методологическим принципом экологического образования. Экологический императив неизбежно «требует создания,
причем в достаточно короткие сроки, нового нравственного императива, т. е. нового характера взаимоотношения людей между собой и природой» [9, с. 12].
На основе этих методологических положений Н. Н. Моисеева учеными МНЭПУ, Институтом глобализации и устойчивого развития МНЭПУ разработана функциональная схема устойчивого развития, позволяющая последовательно структурировать постановку, устанавливать оценку сложности и определять решение вопросов устойчивого развития с учетом международных индикаторов и реальности разрешения проблем на местном и региональном уровнях [15, с. 18].
Данная функциональная схема устойчивого развития (рис. 3), сложившиеся в России формы экологического образования для формирования экологической культуры и мировоззрения, обобщение в этой области теоретикометодологических работ Н. Н. Моисеева и других ученых позволили научным сотрудникам МНЭПУ разработать принципиальную модель (стратегическую формулу) экологического образования для устойчивого развития [14, с. 15]. В ней выделены основные принципиальные положения и пошаговые действия, определяющие «развитую личность, способную решать проблемы устойчивого развития» (рис. 4).
JOURh
Pedag
Социальные проблемы
• развитие личности
• справедливость
• здоровье
• образование
• культурное многообразие
• жилище
• безопасность
Экологические проблемы
• атмосфера
• земля
• океаны, моря, побережья
• пресная вода
• биоразнообразие
Экономически* проблемы
• структура потребления и производства
• равномерное развитие регионов, городов
• рациональное природопользование
Институциональные проблемы
• институциональные ограничения
Рис. 1. Стратегическая формула между), соглашен.) 1 1 ■
в интересах устойчивого
экологи
развити
ческог
л
CL
о
$
S
4 X
5
о обра
зовани
LU
S
X
ш
3
ш
CL
Рис. 1. Стратегическая формула экологического в интересах ¡устойчивого развития
ГЪоблемы устой- DosaHHbie I I Экологоооиенти-
ования
ш
X
2
я
<
CL
LQ
о
ш
§
а
=г
Проблемы устойчивого развития Экологоориенти- рованные мировоззрение, сознание, ценности, традиции Экологоориенти- рованная деятельность
\ -
+
Знания, представле- ния Экологическая культура Экологическая компетентность
ж
и:
го
х
ю
о
8
а
о
Ф
с;
ю
о
о.
|-8 X
т
с; t к го
го
3
Ф
Q.
ГО
Q_
Рис. 5. Здание МНЭПУ
МНЭПУ, созданный под научным руководством Н. Н. Моисеева в 1992 г. рядом общественных экологических организаций, как негосударственное образовательное учреждение, является не только первым в России научно-образовательным учреждением социальноэкологического профиля, получившим поддержку Правительства России (специальные постановления 1993, 1995, 1996 гг.), но и международным научно-теоретическим центром в области экологического образования для устойчивого развития. В МНЭПУ (рис. 5) ежегодно проводятся моисеевский методологический семинар «Универсальный эволюционизм и цивилизационные разломы», международные конференции по проблемам экологического образования для устойчивого развития; издаются аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика» (аналог американского издания «State of the World»), ежеквартальный «Вестник экологического образования в России», научная и учебная литература эколого-политологического, юридического, экономического, лингвистического, психолого-педагогического направлений.
Высшая школа должна учить тому,
Образование сегодня необходимо ориентировать на ознакомление всех обучающихся, специалистов и руководящих работников с материалами и разработками по устойчивому развитию, показателями экологичности отечественной экономики. В высшей профессиональной школе следует систематически знакомить студентов вузов и слушателей курсов после-
5 Работая в начале 1950-х гг. на кафедре теории взрыва, которую возглавлял академик М. А. Лаврентьев, Н. Н. Моисеев обратился к своему учителю за советом о том, чему, прежде всего, следует учить студентов. Ответ был примерно такой: «Лет через 20 в технике произойдут такие изменения, о которых мы сегодня и догадываться не можем. И, тем более сказать, что придется знать нашим питомцам. Да и сами мы этого не знаем. Поэтому надо учить классике. Это и есть база: надо учить тому, как человек должен учиться новому» [8].
По инициативе и при активном участии ученых и сотрудников МНЭПУ в Государственной Думе ФС РФ в 2006 г. были проведены парламентские слушания «О реализации Российской Федерацией Стратегии Европейской экономической Комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». Также исследователи МНЭПУ совместно с учеными МГУ им. М. В. Ломоносова и других московских вузов инициировали разработку предложений в рабочую группу и на парламентских слушаниях «О проекте Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации—>в части дополнения данного документа положениями системного характера по развитию экологического образования и акцентированию формирования экологической культуры как неотъемлемой части реализации концепции устойчивого развития в условиях России.
Новые реалии глобального мира и быстро изменяющиеся условия проживания людей на земле, необходимость смены парадигмы безоглядного потребительства (и ориентированного на нее экономического роста) на всеобщий экономический принцип «зеленой» экономики требуют постоянного обновления образовательного законодательства, нормативной базы и, конечно, уточнения применения и разработки новых педагогических методов.
как человек должен учиться новому5
дипломного образования с международными документами по проблемам устойчивого развития и «зеленой» экономики, рамочными индикаторами устойчивого развития, комплексными международными индексами, кодексами поведения в деловом сообществе, сравнительными международными и отечественными статистическими данными индикаторов устойчивого развития. Важно вырабатывать у студентов критическое мышление, непредвзятое осмысление действительности как искусство разбирать, сравнивать, исследовать и проверять научную достоверность или подлинность замыслов, явлений. И здесь, как нельзя, кстати, девиз экологов: «Думай глобально, действуй локально!».
Например, проводимая в настоящее время достаточно агрессивная реклама на телеви-
дении отечественной компании-монополиста «Газпрома», ведущей в мире газодобывающей компании, вызывает критическую и негативную реакцию у 40 % населения страны, не имеющего доступ к отечественному газу. В 2011 г. «Газпром» увеличил поставки газа в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ на 5,7 и 16,4 % соответственно, в то время как на внутреннем рынке — только на 1,2 % [5]. Нетрудно подсчитать, сколько еще десятилетий будут ждать российские граждане полного удовлетворения газом в самой великой газодобывающей стране мира.
Показатели отчета Росавтодора о строительстве в стране в 2011 г. рекордного количества дорог федерального значения — 233 км (при наличии 5 тыс. и потребности в 10 тыс. дорог этого профиля) вызывают горечь и недоумение у 10 млн жителей десятков тысяч деревень, сел и малых городов страны, которые в период весенней и осенней распутицы оказываются оторванными от всей страны только из-за отсутствия дорог с твердым покрытием [11].
И, наконец, самого критического осмысления достойно решение о расширении столицы и отвлечении огромных бюджетных средств и внимания руководства страны на строительство офисных комплексов для размещения огромного количества чиновников при наличии в стране проблемы ветхого жилья, в котором проживают миллионы людей, при отсутствии современной автодорожной инфраструктуры, сдерживающей и развитие регионов, и поступлений отечественных и зарубежных инвестиций для этого развития, и низкого качества жизни российских граждан.
Все эти вопросы модернизации страны, «зеленой» экономики национальная система образования должны чутко улавливать, постоянно дополнять содержание образовательных программ, государственные стандарты и требования, обеспечивая тем самым опережающую подготовку специалистов разного профиля. Экологическое образование для устойчивого развития должно ориентироваться на показатели и инструментарий реализации концепции «зеленой» экономики как составной части концепции устойчивого развития.
Основные показатели «зеленой» экономики (энергосберегающие технологии, энергоэф-
фективность, производство и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), использование наилучших доступных технологий (НДТ), вторичное использование ресурсов, снижение природоемкости производимых продуктов и услуг, уменьшение накопленного экологического ущерба, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и др.) должны войти в программный материал всех дисциплин естественнонаучного, социальногуманитарного, общепрофессионального и профессионального блоков учебных планов среднего специального и высшего профессионального образования.
Преподавателям и учебно-методическим объединениям образовательных учреждений необходимо активно использовать принцип экологизации и междисциплинарный подход в разъяснении обучающимся (студентам, слушателям) особенностей реализации концепции «зеленой» экономики в условиях модернизации современной России.
Целесообразно разработать и реализовать федеральную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров и работников экологического просвещения по проблемам реализации концепции «зеленой» экономики как составной части модернизации современной России. Учреждениям Минприроды и экологии России совместно с Минобрнауки России следует ввести практику регулярной совместной разработки и утверждения федеральных государственных требований к структуре основных образовательных программ и государственным образовательным стандартам по подготовке экологов, других специальностей инженернотехнических направлений, предусматривающих проблемы «зеленой» экономики и модернизации страны. Это же касается и естественнонаучной, и социально-гуманитарной подготовки по всем направлениям бакалавриата и магистратур.
Наконец, необходимо привести в соответствие и согласование «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.» и государственную политику в области образования и науки, ориентируя их на реализацию принципов «зеленой» экономики и задач модернизации страны.
Библиографический список 1. Бобылев С. Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение: пособие по регион. экол. политике. — М.: Акрополь, ЦЭПР,
2007.
2. Бобылев С. Н. Индикаторы устойчивого разви-
тия: вызовы кризиса: докл. от 26 окт. 2010 г.
3. Вайцзеккер Э. Фактор четыре. Затрат — поло-
вина, отдача — двойная: нов. докл. Римскому клубу / Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ло-винс; пер. А. П. Заварницына, В. Д. Новикова; под ред. акад. Г. А. Месяца. — М.: Academia, 2000.
4. Глобалистика: междунар. междисциплинарный
энцикл. слов. / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. — М.; СПб.: ЕЛИМА, Питер, 2006.
5. Куликов С. Экспорт «Газпрома» растет за чу-
жой счет // Независимая газ. — 2 ноября 2011 г. — URL: http:www.Lenta.ru (дата обращения: 21.06.2012).
6. Медведев Д. А. Официальная речь руководи-
теля делегации РФ на саммите РИ0 + 20 [Электронный ресурс] // Портал Правительства РФ. — URL: http: www.special/docs/ 19427 (дата обращения: 15.09.2012).
7. Моисеев Н. Н. О необходимых чертах цивили-
зации будущего: филос. заметки // Время
определять национальные цели / Н. Н. Моисеев. — М.: МНЭПУ, 1997.
8. Моисеев Н. Н. Размышления о современной
политологии. — М.: МНЭПУ, 1999.
9. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и
цивилизационные разломы: экол.-политол. анализ. — М.: МНЭПУ, 1994.
10. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации: путь ра-
зума. — М.: МНЭПУ, 1998.
11. Парламентская газ. — 2012. — 20 апр. — С. 18.
12. Перелет Р. А. Направления стратегии «зеле-
ного роста» // Россия в окружающем мире: 2011: аналит. ежегодн. / отв. ред. Н. Н. Мар-фенин; под общ. ред. Н. Н. Марфенина,
С. А. Степанова. — М.: МНЭПУ, 2011.
13. Снакин В. В. Экология и природопользование
в России: энцикл. слов. — М.: Academia, 2008.
14. Степанов С. А. Концептуальные основы эко-
логического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н. Н. Моисеева: попытка систематизации и структуризации. — М.: МНЭПУ, 2011.
15. Степанов С. А. Основные методологические
и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: моногр. — М.: МНЭПУ, 2010.