Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ К СПОРТИВНОМУ ПСИХОЛОГУ'

РЕТРОСПЕКТИВНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ К СПОРТИВНОМУ ПСИХОЛОГУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА / ФАКТОР (УСЛОВИЕ) ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хвацкая Е.Е., Коршунова О.В., Фациевич-Слинченко А.В., Брынцева Е.В., Юзова О.И.

Цель исследования - выявить отношение тренеров к деятельности спортивного психолога в контексте психологического сопровождения спортивного резерва, а также актуальный «запрос» тренеров к повышению психологической компетентности. Методика и организация исследования. Проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие тренеры по различным видам спорта Северо-Запада России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Мурманск, г. Архангельск, г. Вологда): ретроспективно в 2016 году - 222 (130 мужчин и 92 женщины, средний возраст - 37 лет, средний стаж - 16, 5 лет), актуально в 2022 году - 143 (75 мужчин и 68 женщин, средний возраст - 41 год, средний стаж - 18 лет). В оценке предпочтений тем для повышения психологической компетентности приняло участие 64 тренера (2022, 2023 года). Для оценки достоверности различий применен критерий Фишера. Результаты исследования и выводы. Сохраняется тенденция неоднозначного отношения тренеров к деятельности спортивного психолога. Более трети тренеров (2022 год) готовы обратиться к психологу самостоятельно для работы со спортсменом (командой) и практически все готовы порекомендовать родителям и спортсменам в случае необходимости обратиться к данному специалисту. Ретроспективно и актуально положительное отношение тренеров к спортивному психологу связано с конструктивным опытом взаимодействия, в том числе через повышение психологической компетентности с помощью данного специалиста, а также с действенной помощью спортсменам (команде) через обращение родителей к психологу с согласия (по рекомендации) тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хвацкая Е.Е., Коршунова О.В., Фациевич-Слинченко А.В., Брынцева Е.В., Юзова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE AND CURRENT ATTITUDE OF COACHES TO A SPORTS PSYCHOLOGIST

Objective of the study was to identify the attitude of coaches to the activities of a sports psychologist in the context of the psychological support of a sports reserve, as well as the actual "request" of coaches to improve psychological competence. Methods and structure of the study. A survey was conducted in the form of a questionnaire, in which coaches in various sports of the North-West of Russia took part (St. Petersburg, Leningrad Region, Murmansk, Arkhangelsk, Vologda): retrospectively in 2016 - 222 (130 men and 92 women, average age - 37 years, average experience - 16.5 years), actual in 2022 - 143 (75 men and 68 women, average age - 41 years, average experience - 18 years). 64 trainers took part in the assessment of preferences for topics to improve psychological competence (2022, 2023). Fisher's test was used to assess the significance of differences. Results and conclusions. The trend of ambiguous attitude of coaches to the activities of a sports psychologist persists. More than a third of coaches (2022) are ready to turn to a psychologist on their own to work with an athlete (team) and almost all are ready to recommend parents to athletes, if necessary, contact this specialist. Retrospectively and currently, the positive attitude of coaches towards a sports psychologist is associated with a constructive experience of interaction, including through increasing psychological competence with the help of this specialist, as well as with effective help to athletes (team) through parents' appeal to a psychologist with the consent (on the recommendation) of the coach.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ К СПОРТИВНОМУ ПСИХОЛОГУ»

РЕТРОСПЕКТИВНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ К СПОРТИВНОМУ ПСИХОЛОГУ

УДК/UDC 159.9

Информация для связи с автором: e.hvackaya@lesgaft.spb.ru

Поступила в редакцию 18.06.2023 г.

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1 Кандидат психологических наук О.В. Коршунова1 А.В. Фациевич-Слинченко1 Е.В. Брынцева1 О.И. Юзова1

1Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

RETROSPECTIVE AND CURRENT ATTITUDE OF COACHES TO A SPORTS PSYCHOLOGIST

PhD, Associate Professor E.E. Khvatskaya1 PhD O.V. Korshunova1 A.V. Fatsievich-Slinchenko1 E.V. Bryntseva1 O.I. Yuzova1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить отношение тренеров к деятельности спортивного психолога в контексте психологического сопровождения спортивного резерва, а также актуальный «запрос» тренеров к повышению психологической компетентности.

Методика и организация исследования. Проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие тренеры по различным видам спорта Северо-Запада России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Мурманск, г. Архангельск, г. Вологда): ретроспективно в 2016 году - 222 (130 мужчин и 92 женщины, средний возраст - 37 лет, средний стаж - 16, 5 лет), актуально в 2022 году - 143 (75 мужчин и 68 женщин, средний возраст - 41 год, средний стаж - 18 лет). В оценке предпочтений тем для повышения психологической компетентности приняло участие 64 тренера (2022, 2023 года). Для оценки достоверности различий применен критерий Фишера. Результаты исследования и выводы. Сохраняется тенденция неоднозначного отношения тренеров к деятельности спортивного психолога. Более трети тренеров (2022 год) готовы обратиться к психологу самостоятельно для работы со спортсменом (командой) и практически все готовы порекомендовать родителям и спортсменам в случае необходимости обратиться к данному специалисту. Ретроспективно и актуально положительное отношение тренеров к спортивному психологу связано с конструктивным опытом взаимодействия, в том числе через повышение психологической компетентности с помощью данного специалиста, а также с действенной помощью спортсменам (команде) через обращение родителей к психологу с согласия (по рекомендации) тренера.

Ключевые слова: отношение тренеров к деятельности психолога, фактор (условие) психологического сопровождения спортивного резерва, психологическая компетентность тренера.

Abstract

Objective of the study was to identify the attitude of coaches to the activities of a sports psychologist in the context of the psychological support of a sports reserve, as well as the actual "request" of coaches to improve psychological competence.

Methods and structure of the study. A survey was conducted in the form of a questionnaire, in which coaches in various sports of the North-West of Russia took part (St. Petersburg, Leningrad Region, Murmansk, Arkhangelsk, Vologda): retrospectively in 2016 - 222 (130 men and 92 women, average age - 37 years, average experience - 16.5 years), actual in 2022 - 143 (75 men and 68 women, average age - 41 years, average experience - 18 years). 64 trainers took part in the assessment of preferences for topics to improve psychological competence (2022, 2023). Fisher's test was used to assess the significance of differences. Results and conclusions. The trend of ambiguous attitude of coaches to the activities of a sports psychologist persists. More than a third of coaches (2022) are ready to turn to a psychologist on their own to work with an athlete (team) and almost all are ready to recommend parents to athletes, if necessary, contact this specialist. Retrospectively and currently, the positive attitude of coaches towards a sports psychologist is associated with a constructive experience of interaction, including through increasing psychological competence with the help of this specialist, as well as with effective help to athletes (team) through parents' appeal to a psychologist with the consent (on the recommendation) of the coach.

Keywords: attitude of coaches to the activities of a psychologist, factor (condition) of psychological support of a sports reserve, psychological competence of a coach.

Введение. Объединение усилий значимых взрослых для создания здоровой среды при построении, прежде всего, детьми и подростками долгосрочной спортивной карьеры однозначно фокусирует внимание на взаимодействии между ними.

Формирование благоприятных условий для своевременного решения детьми и подростками комплекса задач спортивной подготовки в соответствии с этапами обучения и возрастных задач развития, создание внутренних и внешних ресурсов для построения «двойной» карьеры спортсменам как цель психологического сопровождения конкретизирована в ком-

плексе задач, направленных на оказание психологической помощи в преодолении трудностей в адаптации к требованиям спортивной деятельности вообще и конкретного вида спорта и этапа спортивной подготовки, в частности, к долгосрочным источникам психического напряжения [2]. Отношение тренера к деятельности спортивного психолога является фактором психологического сопровождения [1], поэтому его повторные исследования для повышения действенности данного процесса в структуре спортивной подготовки (спортивной карьеры) представляются обоснованными.

32

http://www.teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

Таблица 1. Результаты опроса тренеров в отношении деятельности спортивного психолога (2016 - п=222,2022 - п=143), %

Целесообразна ли деятельности психолога в спортивной школе?

Да Нет Сложно ответить

2016 2022 2016 2022 2016 2022

42,8 44,05 25,7 23,8 31,5 32,2

Таблица 2. Результаты выбора тренеров субъекта деятельности психолога (2016 - п=95,2022 - п=63), %

С кем психологу следует работать прежде всего?

Со спортсменами/ командой С родителями спортсменов С тренерским составом С администрацией

2016 2022 2016 2022 2016 2022 2016 2022

36,8 39,68 45,3 49,2 3,2 7,9 14,7 3,2

Таблица 3. «Готовность» тренеров к обращению к спортивному психологу (только 2022 - п=143), %

Да Нет Затрудняюсь ответить

Были бы Вы заинтересованы в обращении к спортивному психологу?

38,1 44,4 17,5

Порекомендовали бы Вы родителям в случае необходимости обратиться к спортивному психологу?

95,2 4,7 -

Цель исследования - выявить отношение тренеров к деятельности спортивного психолога в контексте психологического сопровождения спортивного резерва, а также актуальный «запрос» тренеров к повышению психологической компетентности.

Методика и организация исследования. Проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие тренеры по различным видам спорта Северо-Запада России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Мурманск, г. Архангельск, г. Вологда): ретроспективно в 2016 году - 222 (130 мужчин и 92 женщины, средний возраст - 37 лет, средний стаж - 16, 5 лет), актуально в 2022 году - 143 (75 мужчин и 68 женщин, средний возраст - 41 год, средний стаж - 18 лет). В оценке предпочтений тем для повышения психологической компетентности приняло участие 64 тренера (2022, 2023 года). Для оценки достоверности различий применен критерий Фишера.

Результаты исследования и их обсуждение. Более 40% тренеров считают деятельность психолога в спортивной школе целесообразной по данным ретроспективного и актуального исследований (табл. 1).

Позитивно настроенные тренеры считают, что в первую очередь психологу следует работать с родителями (45,3% и 49,2%), затем со спортсменами/командой (36,8% и 39,68%), руководством/администрацией спортивной школы (14,7% и 3,2%), а тренерский состав не должен быть в фокусе его внимания (3,2% и 7,9%) (табл. 2).

Примерно каждый четвертый отметил нецелесообразность работы спортивного психолога по следующим причинам: «вмешивается в тренировочный процесс»; «отвлекает спортсмена»; «не разбирается в спорте»; «не знаю, что конкретно он делает со спортсменом (командой)»; «тренер - сам психолог».

Опыт работы с психологом в собственной спортивной карьере и в профессиональной деятельности в 2022 году отметило меньшее количество тренеров: 40,6 и 33,3%; 34,4 и 28,6% соответственно (различия на уровне тенденции по критерию Ф*- угловое преобразование Фишера), чаще - негативный независимо от года исследования.

По нашему мнению, отсутствие взаимодействия с психологом в собственной спортивной деятельности может приводить и к незаинтересованности (невостребованности) в сотрудничестве с ним и в качестве тренера (стереотипная установка «у меня не было психолога, значит, и вам он зачем»).

Треть респондентов (31,5% и 32,2%) не определилась с позицией по этому вопросу, что позволяет рассматривать их как потенциальных сторонников деятельности психолога в спортивной школе при условии налаживания успешного взаимодействия со спортсменами и тренерами и позитивного опыта совместной работы.

Дополнительно в рамках актуального исследования тренерам были заданы вопросы по поведенческому компоненту отношения к спортивному психологу (табл. 3).

Более трети тренеров было бы заинтересовано обратиться к психологу самостоятельно, и практически единогласно участники исследования сориентируют родителей своих спортсменов на привлечение спортивного психолога.

Другими словами, напрямую им мешает обратиться к специалисту общеизвестный стереотип «тренер сам психолог», а опосредованно, через родителей, они готовы к участию психолога в профессиональной деятельности.

Достижение положительного опыта совместной работы либо через разрешение конкретной ситуации со спортсменом (командой) родителями, психологом, либо через решение тренером конкретной ситуации со спортсменом (командой), родителями с помощью рекомендованных ему психологических знаний и приемов. Второй подход представляется более выигрышным, т.к. тренер осознает их полезность, фиксирует объективный результат и готов принять психологические знания от иного источника, что способствует повышению его психологической компетентности.

Тренеры Высшей школы тренеров по баскетболу и участники программы повышения квалификации «Психологические аспекты спортивной подготовки» (в рамках проекта «Спорт - норма жизни», НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) (п=64, по выбору не более трех ответов) в 2022/2023 учебном году определили следующие темы в качестве наиболее востребованных: «психологические приемы в деятельности тренера (приемы регуляции неблагоприятных состояний спортсменов, психической саморегуляции, формирования и поддержания мотивации спортсменов и команды и др.) (28,9%), «конструктивное общение с родителями спортсменов» (25,6%), «профилактика и коррекция межличностных конфликтов в группе/команде» (20%) и «управление спортивной командой» (14,4%).

Выводы. Общим в результатах ретроспективного и актуального исследований является сохранение соотношения положительного, негативного и неопределенного отношения тренеров к деятельности спортивного психолога. На уровне тенденции укрепилось мнение тренеров в предпочтении работы психолога с родителями спортсменов. Формирование положительного отношения тренера к психологу связано с успешным опытом взаимодействия, а также с помощью спортсменам через обращение родителей к нему с согласия (по рекомендации) тренера. Определение востребованности тем для повышения психологической компетентности можно

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

рассматривать как ориентир при разработке программ повышения квалификации для тренеров, при этом увеличение выборки и дифференциация с учетом вида спорта целесообразна для их более адресной разработки.

Статья подготовлена в рамках выполнения темы НИР «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (2021-2023) (Приказ Минспорта России от 22.122020)

Литература

1. Сальников В. А. Психологические факторы успешности в спортивной деятельности: монография / В. А. Сальников, Г. Д. Бабушкин, И. Ф. Андрущишин и др. - Омск: СибАДИ, 2020. - С. 261-324.

2. Хвацкая Е.Е. Психологическое сопровождение спортивного резерва / Е.Е. Хвацкая, В.С. Полканова, Л.К. Серова, В.Г. Федоров // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 6. - С. 48 - 50.

References

1. Salnikov V. A., Babushkin G. D., Andrushchishin I. F. et al. Psikho-logicheskiye faktory uspeshnosti v sportivnoy deyatelnosti [Psychological factors of success in sports activities]. Omsk: SibADI publ., 2020. pp. 261-324.

2. Khvatskaya E.E., Polkanova V.S., Serova L.K., Fedorov V.G. Psik-hologicheskoye soprovozhdeniye sportivnogo rezerva [Psychological support of the sports reserve]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 6. pp. 48-50.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СТУДЕНЧЕСКИМ СПОРТ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Б.С. Салмаев1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

STUDENT SPORTS AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MOVEMENT STUDENTS

B.S. Salmaev1

1The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 06.07.2023 г.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Ключевые слова: студенческий спорт, физкультурно-спортивное движение, студенческая молодежь, тенденции.

Введение. Важная роль в системе российской политики по развитию физической культуры и спорта отводится студенческому спорту, который рассматривается как часть образовательного и воспитательного процесса, направленного на духовное и физическое развитие студентов в рамках учебных заведений различного уровня посредством организации и проведения физкультурно-спортивной работы: организованных и самостоятельных форм занятий, спортивных соревнований, физкультурно-массовых мероприятий и акций [1, 2]. Проблеме совершенствования организации и содержания студенческого физкультурно-спортивного движения посвящены работы таких ученых и практиков, как В. У. Агеевец (1996), Л. И. Лубышева (2022), В. Н. Платонов (2004), А. Г. Пасмуров (2011), С. Г. Сейранов (2023) и др.

Цель исследования - на основе теоретического анализа выявить особенности и тенденции развития студенческого спорта как основного фактора развития физкультурно-спортивного движения студенческой молодежи.

Результаты исследования и их обсуждение. В Российской Федерации активное развитие студенческого спорта начинается с образования в 1993 году общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз», основной целью которой является содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области.

В 1996 году был проведен первый Фестиваль студентов вузов физической культуры на базе Московской государственной академии физической культуры и Российской государственной академии физической культуры в рамках празднования 100-летия Олимпийских игр современности.

С 2007 года начали проводиться всероссийские спортивные соревнования среди студентов и создаваться студенческие спортивные лиги.

Важным фактором, повлиявшим на развитие студенческого спорта, является проведение в 2008 году Всероссийских летних и зимних Универсиад по видам спорта, Всероссийско-

го фестиваля студенческого спорта, Фестиваля студенческого спорта федеральных университетов [1].

В 2013 году создается Ассоциация студенческих спортивных клубов России, деятельность которой направлена преимущественно на развитие массового студенческого спорта.

С 2014 года по настоящее время реализуются всероссийские проекты и мероприятия, направленные на развитие студенческого спорта: «Кадровый резерв студенческого спорта», «Студенты ГТО», «От студзачета к знаку отличия ГТО», «АССК.рго», «Чемпионат АССК России», празднование Международного дня студенческого спорта, ежегодный Бал «Звезды студенческого спорта», «Спорт-норма жизни».

Выводы. Теоретический анализ и обобщение данных позволили выявить тенденции развития студенческого спорта и приоритетные показатели. Основными стратегическими показателями, которые необходимо выполнить к 2024 году, являются: создание студенческих спортивных клубов во всех высших учебных заведениях и среднего профессионального образования, увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 86%, увеличение количества студенческих спортивных лиг до 30%, увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в студенческих спортивных клубах образовательной организации высшего образования, до 25%, увеличение доли студентов Российской Федерации, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Тенденция развития студенческого спорта в Российской Федераций имеет положительную динамику на основании ежегодного прироста количественных и качественных показателей и носит интегративный подход как в реализации масштабных проектов, так и в достижении поставленных целей.

Литература

1. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 39-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Пасмуров А.Г. Историко-культурное значение наследия универсиад студенческого спорта: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Пасмуров. - Набережные Челны, 2011. - 23 с.

Информация для связи с автором: Salmaev.bamba@ya.ru

34

http://www.teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.