Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ / СПОРТИВНАЯ ТРАВМА / СПОРТСМЕНЫ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бучкова А.И., Каргаполова Е.В., Андрющенко Л.Б., Шутова Т.Н.

Цель исследования - выявление факторов психологического травматизма у студентов, занимающихся спортом, на основе экспертного опроса тренеров. Методика и организация исследования. Эмпирическое исследование было проведено в январе-феврале 2022 г. в форме экспертного опроса 32 тренеров, работающих со студентами-спортсменами в 16 видах спорта, преимущественно со сборными командами вузов в семи регионах России; по гендерному признаку - практически в равных долях со специалистами, работающими с женскими и мужскими командами; профессиональный стаж экспертов - от 5 до 43 лет, средний стаж составил 16,4 года. Результаты исследования и выводы. Результаты не выявили существенной разницы в распространенности психологического травматизма среди студентов-спортсменов по сравнению с остальными спортсменами. При этом были обнаружены различия в основных факторах риска и подходах к предотвращению и снижению случаев травмирования среди обозначенных категорий. У занимающихся спортом студентов среди стрессогенных факторов на первый план выходят трудности в учебной деятельности, недостаток времени и необходимость совмещать спорт и образование, не всегда адекватная оценка уровня своей подготовленности и возможностей. Знание и учет выявленных особенностей играет важную роль в профилактике и преодолении психологического травматизма студентов-спортсменов, и, как следствие, - их физического травматизма в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бучкова А.И., Каргаполова Е.В., Андрющенко Л.Б., Шутова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL INJURIES OF STUDENTS-ATHLETES IN THE CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Objective of the study was to identify the factors of psychological trauma among students involved in sports, based on an expert survey of coaches. Methods and structure of the study. An empirical study was conducted in January-February 2022 in the form of an expert survey of 32 coaches working with student athletes in 16 sports, mainly with national teams of universities in seven regions of Russia; by gender - almost in equal proportions with specialists working with women's and men's teams; professional experience of experts - from 5 to 43 years, the average experience was 16.4 years. Results and conclusions. The results did not reveal a significant difference in the prevalence of psychological trauma among student-athletes compared with other athletes. At the same time, differences were found in the main risk factors and approaches to the prevention and reduction of injuries among the indicated categories. For students involved in sports, among the stress factors, difficulties in educational activities, lack of time and the need to combine sports and education, not always an adequate assessment of their level of preparedness and capabilities come to the fore. Knowing and taking into account the identified features plays an important role in the prevention and overcoming of the psychological traumatism of student athletes, and, as a result, their physical injuries in sports.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТРАВМАТИЗМ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

УДК/UDC 316.6

Поступила в редакцию 24.06.2022 г.

Информация для связи с автором: Butchkova.AI@rea.ru

Кандидат социологических наук А.И. Бучкова1 Доктор социологических наук, доцент Е.В. Каргаполова1 Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

PSYCHOLOGICAL INJURIES OF STUDENTS-ATHLETES IN THE CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

PhD A.I. Buchkova1

Dr. Sc. Soc., Associate Professor E.V. Kargapolova1 Dr. Hab., Professor L.B. Andryushchenko1

PhD, Associate Professor T.N. Shutova1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявление факторов психологического травматизма у студентов, занимающихся спортом, на основе экспертного опроса тренеров. Методика и организация исследования. Эмпирическое исследование было проведено в январе-феврале 2022 г. в форме экспертного опроса 32 тренеров, работающих со студентами-спортсменами в 16 видах спорта, преимущественно со сборными командами вузов в семи регионах России; по гендерному признаку - практически в равных долях со специалистами, работающими с женскими и мужскими командами; профессиональный стаж экспертов - от 5 до 43 лет, средний стаж составил 16,4 года. Результаты исследования и выводы. Результаты не выявили существенной разницы в распространенности психологического травматизма среди студентов-спортсменов по сравнению с остальными спортсменами. При этом были обнаружены различия в основных факторах риска и подходах к предотвращению и снижению случаев травмирования среди обозначенных категорий. У занимающихся спортом студентов среди стрессогенных факторов на первый план выходят трудности в учебной деятельности, недостаток времени и необходимость совмещать спорт и образование, не всегда адекватная оценка уровня своей подготовленности и возможностей. Знание и учет выявленных особенностей играет важную роль в профилактике и преодолении психологического травматизма студентов-спортсменов, и, как следствие, - их физического травматизма в спорте.

Ключевые слова: психологический травматизм, спортивная травма, спортсмены, студенты-спортсмены, восстановление, профилактика.

Abstract

Objective of the study was to identify the factors of psychological trauma among students involved in sports, based on an expert survey of coaches. Methods and structure of the study. An empirical study was conducted in January-February 2022 in the form of an expert survey of 32 coaches working with student athletes in 16 sports, mainly with national teams of universities in seven regions of Russia; by gender - almost in equal proportions with specialists working with women's and men's teams; professional experience of experts - from 5 to 43 years, the average experience was 16.4 years.

Results and conclusions. The results did not reveal a significant difference in the prevalence of psychological trauma among student-athletes compared with other athletes. At the same time, differences were found in the main risk factors and approaches to the prevention and reduction of injuries among the indicated categories. For students involved in sports, among the stress factors, difficulties in educational activities, lack of time and the need to combine sports and education, not always an adequate assessment of their level of preparedness and capabilities come to the fore. Knowing and taking into account the identified features plays an important role in the prevention and overcoming of the psychological traumatism of student athletes, and, as a result, their physical injuries in sports.

Keywords: psychological traumatism, sports injury, athletes, student athletes, recovery, prevention.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Проблема психологического травматизма в спорте во многом обусловлена тем, что, наряду со значительными физическими нагрузками, спортивная деятельность на всех ее этапах связана с высоким уровнем психического напряжения. Особенно часто экстремальные ситуации и стрессовые состояния возникают в ходе выступления на соревнованиях, а также нередко на ответственных этапах тренировочного процесса. На международном уровне напряжение значительно возрастает, поскольку на спортивную деятельность влияют общественно-политические процессы в мире. Дополнительную психологическую нагрузку испытывают на себе спортсмены, которые совмещают спортивную и образовательную деятельность.

Под психологическим травматизмом будем понимать воздействие на человека значимого внешнего или внутреннего фактора, нарушающего нормальное течение физиологических и психических процессов и способного нанести вред психическому, а, как следствие, и физическому здоровью человека [4]. Проблемы психологического травматизма в спорте рассматриваются в работах Е. Н. Баскаковой, С. А. Ольшанской К. А. [1], К. А. Бочавера, Л. М. Довжик [2, 3, 6], А. Н. Вераксы [5], З. А. Саговой, Д. А. Донцова [9] и др.

Во многом сила разрушительного воздействия психологической травмы будет зависеть от индивидуальной чувствительности человека к тому или иному психологическому событию, уровня его стрессоустойчивости и саморе-

110

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

гуляции, личного опыта и специфики ближайшего окружения спортсмена. То есть значение субъективного фактора восприятия ситуации, оценки своих возможностей в психологическом травматизме нередко является определяющим. Исследователи отмечают наличие прямой связи между стрессом, неблагоприятными жизненными обстоятельствами и возникновением спортивной травмы [7]. Квалифицированные спортсмены переживают более значительное воздействие стрессоров, в отличие от других профессиональных сфер, так как жесткие условия соревнований и высокоинтенсивный тренировочный процесс формируют высокий стрессовый фон. В связи с чем спортсмены чаще остальных испытывают перетренированность, личностные кризисы, неврозы [10, 11].

К факторам риска возникновения психологического травматизма можно также отнести значимость соревнования, чрезмерные физические и моральные нагрузки на спортсмена, давление со стороны тренера, предвзятое отношение с его стороны к травмированному спортсмену, личностные характеристики спортсмена - прежде всего высокий уровень тревожности и низкая самооценка, наличие страхов. Эти факторы в сочетании с депрессивными настроениями, потерей уверенности в себе, беспокойством по поводу повторного травмирования уже после получения травмы могут приводить к тому, что даже физические готовые к возвращению к активной деятельности спортсмены не всегда готовы к этому психологически.

Особенно ярко данная тенденция проявляется у студентов-спортсменов. Если рассматривать посттравматические стрессовые расстройства студентов-спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, то показатели уровня выраженности психопатологической симптоматики у спортсменов выше [8].

Таким образом, в результате проведенного обзорно-аналитического исследования можно выделить основные предпосылки психологической травмы в спорте, которыми являются сочетание низкого уровня стрессоустойчивости, высокой личностной тревожности и низкой самооценки. При этом открытым остается вопрос: действуют ли обозначенные тенденции в отношении студентов-спортсменов, которые испытывают дополнительные нагрузки в связи с образовательной деятельностью, или существуют специфические отличия.

Цель исследования - выявление факторов психологического травматизма у студентов, занимающихся спортом на основе экспертного опроса тренеров.

Методика и организация исследования. Эмпирическое исследование было проведено январе-феврале 2022 г. в форме экспертного опроса 32 тренеров, работающих со студентами-спортсменами в 16 видах спорта, преимущественно со сборными командами вузов в семи регионах России; по гендерному признаку - практически в равных долях со специалистами, работающими с женскими и мужскими командами; профессиональный стаж экспертов -от 5 до 43 лет, средний стаж составил 16,4 года.

Результаты исследования и их обсуждение. По мнению экспертов, предрасположенность к психологическому травматизму не зависит от возраста и социального статуса спортсменов (40 %). При этом четверть опрошенных тренеров (28 %) указали, что периодом наибольшего психологического травматизма в спорте можно считать подростковый и юношеский возраст.

Эксперты отметили следующие специфические проблемы студентов-спортсменов в отличие от остальных спортсменов, которые чаще провоцируют психологические травмы: 1) трудности в учебной деятельности и особенно во время

сессий (71,9 0%), при этом нередко проблемы в этой области проецируются на спортивную деятельность; 2) недостаток времени и необходимость совмещать образовательную, тренировочную, социальную деятельность и сферу личной жизни (46,9 %); 3) не всегда адекватная оценка уровня своей подготовленности и возможностей (37,5 00), что во многом обусловлено недостатком опыта и возрастными особенностями.

В перечне факторов, которые в наибольшей степени влияют на психику студентов-спортсменов, вызывая высокое психическое напряжение, эксперты на первое место ставят проблемы с образовательной деятельностью. Также выделяют неурядицы в семье и в личной жизни, финансовые трудности и недостаточно развитые навыки тайм-менеджмента. Интересен тот факт, что у остальных спортсменов в числе факторов, вызывающих наибольшее психическое напряжение, но не связанных со спортом, также доминируют проблемы в семье и отношениях, финансовые трудности. При этом вариативность проблем и неурядиц значительно больше, чем у студентов-спортсменов.

Что касается факторов, непосредственно связанных со спортивной деятельностью, то никаких существенных отличий между этими группами спортсменов не наблюдается. Эксперты выделили неудачные выступления и неудовлетворенность результатом; напряженный график тренировочного процесса и соревнований; спортивные травмы и их последствия. При этом у студентов-спортсменов в качестве факторов также отмечены различного рода страхи, фобии и неуверенность в себе, а у остальных спортсменов - общее состояние здоровья и предрасположенность к болезням.

К основным преимуществам, которыми обладают студенты-спортсмены по сравнению с остальными спортсменами, эксперты отнесли:

1) поддержку и спонсорство со стороны образовательной организации, в которой учится спортсмен, в том числе преимущества в обучении, спортивные стипендии, общежитие, медицинское сопровождение, оплата спортивного инвентаря, транспортных и прочих расходов;

2) дисциплинированность студентов-спортсменов;

3) специфику студенческого спорта, который позволяет заниматься спортом в удовольствие, с меньшими физическими и психологическими нагрузками, а также обеспечивает относительную свободу от спортивных обязательств, в том числе по достигаемым результатам;

4) коммуникабельность студентов-спортсменов, которая позволяет быстрее находить контакт с окружающими.

В качестве важных факторов предотвращения и снижения психологического травматизма эксперты выделяют грамотно выстроенный тренировочный процесс и восстановление, общение с тренером с учетом индивидуальных особенностей студента-спортсмена, привлечение к работе спортивного психолога. По их мнению, в качестве профилактики спортивного травматизма также отлично работают совместное проведение досуга со спортсменами, создание благоприятного климата внутри спортивного коллектива и команды, моральная поддержка спортсмена со стороны тренера и близких людей, аутотренинг.

Выводы. Как показало исследование, студенты-спортсмены подвержены такому же риску психологического травматизма, что и остальные спортсмены. При этом спортсмены, совмещающие образовательную деятельность со спортивной, подвержены психологическому травматизму под влиянием прежде всего чрезмерных нагрузок в обеих сферах. В числе дополнительных факторов, провоцирующих психологическую травматизацию студентов-спортсменов, также выделяют недостаток опыта и переоценку своих воз-

№10 • 2022 Октябрь | ОсЬЬег

http://www.teoriya.ru

можностей у более молодых спортсменов, различного рода страхи, фобии и неуверенность в себе.

Для снижения доли психологического травматизма среди студентов-спортсменов в приоритете привлечение образовательной организации к данной работе, совместная работа тренеров и преподавателей, работа со спортивным психологом, снижение риска от чрезмерных физических и психологических нагрузок посредством учета в тренировочном процессе достаточного времени на восстановление, снижение интенсивности спортивной деятельности во время сессии, моральная поддержка спортсмена со стороны тренера и близких людей. Дисциплинированность и мотивация студентов-спортсменов при грамотном подходе будут содействовать успешному применению ими приемов аутотренинга с целью снижения тревожности и страхов, а также повышения уверенности в себе.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что проблема психологического травматизма требует всестороннего детального рассмотрения с целью предотвращения и успешного преодоления спортивного травматизма в целом. В дальнейшем мы планируем подробнее остановиться на анализе влияния личностных характеристик студентов-спортсменов, прежде всего уровня стрессоустойчивости, тревожности и самооценки, на психологический травматизм.

Литература

1. Баскакова Е.Н. Особенности реакций на неудачи во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля у спортсменов подросткового возраста / Е.Н. Баскакова, С.А. Ольшанская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - Т. 3. - С. 60-65.

2. Бочавер К.А. Преодоление профессиональными спортсменами стресса, связанного с травмой / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 3 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиен-ко. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - С. 554-557.

3. Бочавер К.А. Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик // Клиническая и специальная психология. - 2016. - Т. 5. -№ 1. - С. 1-18.

4. Бучкова А.И. Психологический травматизм в спорте / А.И. Бучко-ва // Сборник научных работ аспирантов и молодых ученых (по итогам исследовательской работы за 2006 год). - Тирасполь, 2007. - С. 96-99.

5. Веракса А.Н. Особенности применения мысленных образов юными спортсменами, занимающимися разноплановыми видами спорта / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 1. - С. 5-18.

6. Довжик Л.М. Уйти или остаться? Трудности переходного периода между юношеским и взрослым спортом / Л.М. Довжик // Актуальные проблемы психологического знания. - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 40-55.

7. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / Р.М. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт. - 1979. - 224 с.

8. Пястолова Н.Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у спортсменов / Н.Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 115-120.

9. Сагова З.А. Постановка и достижение целей как факторы спортивной эффективности / З.А. Сагова, Д.А. Донцов // Вестник практической психологии образования. - 2017. - Т. 51. - № 2. -С. 111-117.

10. Тудупова Т.Ц. Особенности проявления акцентуированных черт характера у спортсменов разной спортивной специализации / Т.Ц. Тудупова, Смолянкин В.В. // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. -2019. - № 2. - С. 85-91.

References

1. Baskakova E.N., Olshanskaya S.A. Osobennosti reaktsiy na neudachi vo vzaimosvyazi s urovnem subyektivnogo kontrolya u sportsmenov podrostkovogo vozrasta [Peculiarities of reactions to failures in connection with the level of subjective control in adolescent athletes]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2013. Vol. 3. Pp. 60-65.

2. Bochaver K.A., Dovzhik L.M. Preodoleniye professionalnymi sports-menami stressa, svyazannogo s travmoy [Overcoming trauma-related stress by professional athletes]. Chelovek, subyekt, lichnost v sovremennoy psikhologii [Man, subject, personality in modern psychology]. Proceedings international conference dedicated to the 80th anniversary of A.V. Brushlinsky. Vol. 3. Moscow: Institut psikhologii RAN publ., 2013. Pp. 554-557.

3. Bochaver K.A., Dovzhik L.M. Sovladayushcheye povedeniye v profes-sionalnom sporte: fenomenologiya i diagnostika [Coping behavior in professional sports: phenomenology and diagnostics]. Klinicheskaya i spetsialnaya psikhologiya 2016. Vol. 5. No. 1. Pp. 1-18.

4. Buchkova A.I. Psikhologicheskiy travmatizm v sporte [Psychological traumatism in sports]. Collection of scientific papers of graduate students and young scientists (based on the results of research work for 2006). Tiraspol, 2007. Pp. 96-99.

5. Veraksa A.N., Gorovaya A.E. Osobennosti primeneniya myslennykh obrazov yunymi sportsmenami, zanimayushchimisya raznoplanovymi vidami sporta [Features of the use of mental images by young athletes involved in diverse sports]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly eko-nomiki. 2012. Vol. 9. No. 1. Pp. 5-18.

6. Dovzhik L.M. Uyti ili ostatsya? Trudnosti perekhodnogo perioda mezhdu yunosheskim i vzroslym sportom [Leave or stay? Difficulties of the transitional period between youthful and adult sports]. Aktu-alnyye problemy psikhologicheskogo znaniya. 2017. Vol. 1. No. 1. Pp. 40-55.

7. Naydiffer R.M. Psikhologiya sorevnuyushchegosya sportsmena [Psychology of a competing athlete]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1979. 224 p.

8. Pyastolova N.B. Posttravmaticheskoye stressovoye rasstroistvo u sportsmenov [Post-traumatic stress disorder in athletes]. Fiziches-kaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 2020. Vol. 5. No. 2. Pp. 115-120.

9. Sagova Z.A., Dontsov D.A. Postanovka i dostizheniye tseley kak fak-tory sportivnoy effektivnosti [Setting and achieving goals as factors of sports efficiency]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 2017. Vol. 51. No. 2. Pp. 111-117.

10. Tudupova T.Ts., Smolyankin V.V. Osobennosti proyavleniya aktsentu-irovannykh chert kharaktera u sportsmenov raznoy sportivnoy spetsi-alizatsii [Features of the manifestation of accentuated character traits in athletes of different sports specialization]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovaniye. Lichnost. Obshchest-vo. 2019. No. 2. Pp. 85-91.

11. International society of sport psychology position stand: Athletes' mental health, performance, and development [Electronic resource]. R.J. Schinkea [et al.]. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2017. Available at: https://www.issponline.org / images/is-spdata/position stands/International Society of Sport - Psychology Position Stand.pdf. (date of access: 21.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.