Научная статья на тему 'КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО'

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ / УСПЕХ / НЕУСПЕХ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕДИНОБОРЦЫ / ТРЕНЕР / ТХЭКВОНДО / ТРЕНИРОВКА / СОРЕВНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аликин Марк Игоревич

Проблема и цель. В статье определяется значение каузальной атрибуции как когнитивного аспекта мотивации и важнейшей детерминанты направленности мировосприятия, описываются характеристики оптимистического и пессимистического стиля атрибуции. Мало исследованной до настоящего времени остаются особенности каузальной атрибуции в ситуациях разделенной ответственности. В процессе социализации они играют важную формирующую роль. Опыт проживания таких ситуаций в школьном возрасте связан не только с учебной деятельностью, но у многих школьников с включением в спортивную деятельность. Цель статьи - проанализировать результаты исследования характеристик каузальной атрибуции успехов и неуспехов в ситуациях тренировки, общения с тренером и соревнования у школьников, занимающихся тхэквондо. Методологию исследования составил анализ проблемы каузальной атрибуции в ситуациях разделенной ответственности на материалах научных источников и результатов эмпирического исследования каузальной атрибуции успешности спортивной деятельности школьников. В исследовании приняли участие занимающиеся тхэквондо школьники (N=44) в возрасте от 9 до 12 лет. Рассматривалось то, как оценивают начинающие спортсмены собственный вклад, вклад тренера в причинные основания положительного или отрицательного результата и вероятность его повторения в будущем. В качестве метода получения эмпирических данных использовалась анкета с оценочными шкалами. Математическая обработка включила описательную статистику и корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена. Результаты исследования показали, что начинающие спортсмены оценивают как существенный свой вклад в успешность тренировочного процесса и выступления на соревновании, в меньшей степени считая себя ответственными за продуктивность общения с тренером. Девочки оценивают свою ответственность за исход различных ситуаций выше, чем мальчики. Как существенный оценивается респондентами вклад тренера в успех на соревновании и формирование взаимопонимания «тренер - спортсмен». Результаты корреляционного анализа позволили сделать вывод, что в структуре взаимосвязи характеристик каузальной атрибуции системообразующей является оценка своего влияния и влияния тренера на взаимопонимание в общении. Заключение. Каузальная атрибуция ситуаций спортивной деятельности у начинающих единоборцев в общей направленности носит оптимистический характер, при этом уверенность юного спортсмена в собственных возможностях влиять на соревновательную успешность связана с тем, насколько высоко он оценивает собственный вклад и вклад тренера в качество их взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аликин Марк Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSAL ATTRIBUTION OF SUCCESS IN SPORTS ACTIVITIES AMONG SCHOOL CHILDREN INVOLVED IN TAEKWONDO

Statement of the problem. The article defines the value of causal attribution as a cognitive aspect of motivation and the most important determinant of the orientation of the world perception. The article describes the characteristics of the optimistic and pessimistic style of attribution. The features of causal attribution in situations of shared responsibility remain little explored to date. In the process of socialization, they play an important formative role. The experience of such situations at school age is associated not only with educational activities, but with inclusion in sports activities for many schoolchildren. The purpose of the article is to analyze the results of a study of the characteristics of causal attribution of successes and failures in situations of training, communication with a coach and competition among schoolchildren involved in taekwondo. The research methodology was the analysis of the problem of causal attribution in situations of shared responsibility on the basis of scientific sources and the results of an empirical study of the causal attribution of the success in sports activity among schoolchildren. The study involved schoolchildren engaged in taekwondo (N = 44) aged from 9 to 12. We looked at how novice athletes evaluate their own contribution, the coach’s contribution to the causal bases of a positive or negative result, and the likelihood of their recurrence in the future. A questionnaire with rating scales was used as a method for obtaining empirical data. Mathematical processing included descriptive statistics and correlation analysis using Spearman’s coefficient. The research results showed that novice athletes estimate their contribution to the success of the training process and performance at the competition as a significant contribution, to a lesser extent considering themselves responsible for the productivity of communication with the coach. Girls value their responsibility for the outcome of various situations higher than boys. The respondents assessed the contribution of the coach to the success in the competition and the formation of mutual “coach-athlete” understanding as significant. The results of the correlation analysis made it possible to conclude that in the structure of the interconnection of the characteristics of causal attribution, the assessment of the influence of both contributions (one’s own and that of a coach) on mutual understanding in communication is systemic. Conclusion. Causal attribution of situations in sports activity among novice combatants is optimistic in general, while the confidence of a young athlete in his own abilities to influence competitive success is related to how highly he or she evaluates his/her own contribution and the contribution of a coach to the quality of their mutual understanding.

Текст научной работы на тему «КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-323

УДК 159.9

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО

М.И. Аликин (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье определяется значение каузальной атрибуции как когнитивного аспекта мотивации и важнейшей детерминанты направленности мировосприятия, описываются характеристики оптимистического и пессимистического стиля атрибуции. Мало исследованной до настоящего времени остаются особенности каузальной атрибуции в ситуациях разделенной ответственности. В процессе социализации они играют важную формирующую роль. Опыт проживания таких ситуаций в школьном возрасте связан не только с учебной деятельностью, но у многих школьников с включением в спортивную деятельность. Цель статьи - проанализировать результаты исследования характеристик каузальной атрибуции успехов и неуспехов в ситуациях тренировки, общения с тренером и соревнования у школьников, занимающихся тхэквондо.

Методологию исследования составил анализ проблемы каузальной атрибуции в ситуациях разделенной ответственности на материалах научных источников и результатов эмпирического исследования каузальной атрибуции успешности спортивной деятельности школьников. В исследовании приняли участие занимающиеся тхэквондо школьники (N=44) в возрасте от 9 до 12 лет. Рассматривалось то, как оценивают начинающие спортсмены собственный вклад, вклад тренера в причинные основания положительного или отрицательного результата и вероятность его повторения в будущем. В качестве метода получения эмпирических данных использовалась анкета с оценочными шкалами. Математическая обработка включила описательную статистику и корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена.

Результаты исследования показали, что начинающие спортсмены оценивают как существенный свой вклад в успешность тренировочного процесса и выступления на соревновании, в меньшей степени считая себя ответственными за продуктивность общения с тренером. Девочки оценивают свою ответственность за исход различных ситуаций выше, чем мальчики. Как существенный оценивается респондентами вклад тренера в успех на соревновании и формирование взаимопонимания «тренер - спортсмен». Результаты корреляционного анализа позволили сделать вывод, что в структуре взаимосвязи характеристик каузальной атрибуции системообразующей является оценка своего влияния и влияния тренера на взаимопонимание в общении.

Заключение. Каузальная атрибуция ситуаций спортивной деятельности у начинающих единоборцев в общей направленности носит оптимистический характер, при этом уверенность юного спортсмена в собственных возможностях влиять на соревновательную успешность связана с тем, насколько высоко он оценивает собственный вклад и вклад тренера в качество их взаимопонимания.

Ключевые слова: каузальная атрибуция, успех, неуспех, спортивная деятельность, единоборцы, тренер, тхэквондо, тренировка, соревнование.

Аликин Марк Игоревич - аспирант кафедры специальной психологии института социально-гуманитарных технологий, КГПУ им. В.П. Астафьева; Scopus Author ID: 57218956484; ORCID ID: 0000-0003-0737-4454; e-mail: pm2486@mail.ru

Постановка проблемы. Развитие лично- является отношение к успеху и неуспеху, во мно-

сти в детском возрасте предполагает про- гом определяющее мотивацию и стратегии до-

живание различных жизненных ситуаций стижений в последующей жизни [Гордеева, Осин,

и формирование на этом опыте внутренней си- Шевяхова, 2007; Лукьянченко, 2013; Лукьянчен-

стемы координат, основы регуляции активности ко, Довыденко, Аликин, 2019; Hechausen, 1980]

[Батурин, 1999; Глассер, 1991]. Особенно важным формируемое опытом проживания ситуаций

успеха и неуспеха. Это отношение играет роль своего рода фильтра, оптимистического или пессимистического, через который преломляется для личности информация о происходящем и собственных возможностях действовать. Доказательством являются кажущиеся невероятными примеры того, как в самых неблагоприятных внешних обстоятельствах люди не прекращали целенаправленную деятельность, проявляя инициативу и блокируя ощущение беспомощности [Федунина, 2016; McClelland, 1987].

Согласно М. Селигману, предиктором направленности интерпретации (пессимистической или оптимистической) является каузальная атрибуция (КА), или причинное приписывание [Се-лигман, 2018]. Каузальная атрибуция заключается в определении причин того, что человек воспринимает для себя как значимые факты действительности. И поскольку причинность - практически безграничное пространство, это определение имеет весьма субъективный характер, хотя и создает у человека ощущение некоторой закономерной понятности происходящего [Gilovich, Griffin, Kahneman, 2002; White, 2002]. Самым важным с психологической точки зрения является то, что этот субъективный процесс, являясь когнитивным аспектом мотивации, в значительной мере определяет энергию и векторную направленность активности человека [Жедь, 2017; Лукьян-ченко, 2014; Catina, Iso-Ahola, 2004; Weiner, 1979].

Операционализируя в целях изучения феномен каузальной атрибуции, исследователи выделили в качестве ее ключевых характеристик локус (внешний или внутренний) и стабильность (вероятность действия) причины [Conroy, Poczwardowski, Henschen, 2001; Weiner, 1979]. Комбинации этих характеристик оформляют стили атрибуции [Conroy, Poczwardowski, Henschen, 2001; Weiner, 1979]. Оптимистический стиль, способствующий активации мотива достижения, заключается в том, что успешному результату приписываются внутренние стабильные причины, а неуспешному результату - внешние нестабильные причины. При пессимистическом стиле каузальной атрибуции внутренние стабильные причины приписываются неуспешным исходам

ситуаций [Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009; Рудина, 2002; Селигман, 2018; Hechausen, 1980].

Каузальная атрибуция имеет более сложную структуру, когда в анализируемой ситуации осуществляется совместная деятельность. В таком случае разделенная ответственность определяет результат через совместные усилия и результат в глазах субъекта атрибуции может зависеть не только от него или обстоятельств [Лукьянченко, 2014; Green, Mitchell, 1979].

Для многих детей школьного возраста важные аспекты социализации реализуются в условиях спортивной деятельности, результативность которой достигается совместными усилиями юного спортсмена и тренера [Светлова, 2014; Спортивная психология ..., 2002; Хвацкая, 2017] и во многом зависит от способности к поддержанию высокого уровня мотивации [Веракса, Иголкина, 2011; Довжик, Бочавер, 2016; Сагова, Донцов, 2017; Conroy, Poczwardowski, Henschen, 2001].

Методическое обеспечение и база исследования. Вышесказанное определяет актуальность исследования причинного анализа юными спортсменами успешных и неуспешных исходов ситуаций, характеризующих их спортивную деятельность. Такое исследование было проведено на базе «Детско-юношеской спортивной школы по видам единоборств» города Красноярска.

В качестве методического обеспечения исследования использовалась шкальная анкета каузальной атрибуции [Рудина, 2002]. Респондентам предлагалось оценить причины успешных и неуспешных исходов их участия в ситуациях тренировки, общения с тренером и соревнования. Оценивались степень зависимости причины от самого респондента (шкала от «полностью не зависит» до «полностью зависит»), от тренера (формулировка аналогична) и стабильность как вероятная повторяемость ее проявления в будущем (от «никогда» до «всегда»). Диапазон шкальных значений от -3 до 3.

Математическая обработка данных включала описательную статистику (определение средних значений) и корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена. В исследовании приняли участие 44 занимающихся

< И

я

а

4

tí PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и fc с £tí

и

о

[-4

0

ё

и

Ян

1

>>

0

1

и

W tr

s

ь

l-ч <

э

G

« S

к

H

и

w

PQ

тхэквондо респондента от 9 до 12 лет. Из них 27 мальчиков и 17 девочек.

Результаты исследования. На рис. 1, 2, 3 представлены средние значения оценок респондентами причин успешных и неуспешных

результатов тренировки, общения с тренером и соревнования. Рассматриваются зависимость причины от самого респондента (ФЯ-фактор Я), от тренера (ФТ-фактор тренера) и стабильность ее проявления (Ст).

Рис. 1. Средние значения оценок причин успешных и неуспешных результатов тренировки Fig. 1. Average assessments of the reasons for successful and unsuccessful training results

Респонденты высоко оценивают свою ответственность и при успехе, и при неуспехе (несколько ниже) на тренировке. Тренерский вклад в результативность тренировки, по их мнению,

менее значим. Стабильность успеха представляется юным спортсменам большей, чем стабильность неуспеха. И девочки оценивают стабильность неуспешности еще ниже, чем мальчики.

Общение с тренером

ФЯ успех ФТуспех Стуспех ФЯ неуспех ФТнеуспех Стнеуспех

■ Мальчики ■ Девочки

Рис. 2. Средние значения оценок причин высокого и низкого взаимопонимания в общении с тренером Fig. 2. Average assessments of the reasons for high and low mutual understanding in communication with the coach

Успешность общения в представлении ре- ность причин успешного общения в их видении

спондентов зависит от усилий как собствен- выше, чем неуспешного. Девочки по сравне-

ных, так и со стороны тренера. Ответствен- нию с мальчиками выше оценивают свой вклад

ность за неуспешное общение спортсмены в в успешность и вклад тренера в неуспешность

большей мере приписывают себе. Стабиль- общения.

Рис. 3. Средние значения оценок причин успешных и неуспешных результатов соревнования Fig. 3. Average assessments of the reasons for successful and unsuccessful results of the competition

Респонденты свою ответственность за исход соревнования оценивают выше, чем ответственность тренера. В случае неуспеха ответственность тренера даже отрицается. У девочек каузальная атрибуция соревновательной ситуации еще более оптимистична, чем у мальчиков: они выше оценивают свой вклад в успех и полагают его высоковероятным в будущем.

Для определения внутренней структуры каузальной атрибуции юных единоборцев был проведен корреляционный анализ. Ниже описаны его результаты, объединенные в блоки в зависимости от того, связи каких показателей рассматриваются. Представлены только значимые связи и их характеристики: знак(«+» - прямая связь, «-» - обратная связь) и уровень значимости (* - 95 %, ** - 99 %).

В блоке «Связи показателей каузальной атрибуции тренировки с показателями каузальной атрибуции тренировки» значимые связи отсутствуют.

В блоке «Связи показателей каузальной атрибуции соревнования с показателями каузальной атрибуции соревнования» показатель собственного влияния в ситуации успеха связан с аналогичным показателем в ситуации неуспеха (+**) и с показателем стабильности успеха (+*). Иными словами, респонденты, полагающие, что победа в соревновании зависит от них самих, столь же высоко оценивают свою ответ-

ственность за поражение и верят в стабильные перспективы успешных выступлений в будущем.

В блоке «Связи показателей каузальной атрибуции тренировки с показателями каузальной атрибуции соревнования» значимыми оказались следующие. Стабильность успеха на тренировке положительно связана со стабильностью успеха на соревновании (+**) и с ощущением личного вклада в победу на соревновании (+*). Оценка влияния тренера в ситуации успешного тренировочного процесса связана с оценками его влияния как в случае успеха (+**), так и в случае неуспеха (+*) единоборца в соревновании. Стабильность неуспеха на тренировке связана со стабильностью неуспеха на соревновании (+*). Оценка влияния тренера на успешность тренировочного процесса связана с оценками его вклада как в успех (+**), так и в неуспех на соревновании (+*). А более высокие оценки ответственности тренера в неуспешности тренировочного процесса связаны с более высокими оценками его ответственности за неуспех на соревновании (+**) и сниженной оценкой своего влияния на соревновательную успешность (-*). Как видим, оценка меры своего влияния на результат соревнования связана у респондентов не с оценкой роли их собственных усилий на тренировке, а с тем, насколько стабильным видится им успех в тренировке, и с тем, насколько тренер, по их мнению, не испортил тренировочный процесс.

С И

а

ч

с

PQ

О t О 4

а й

и ^

д и к

(-Н Ь

8 и

W

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« н

и с «

S

к

н

U

w

В блоке корреляций «Связи показателей каузальной атрибуции общения с показателями каузальной атрибуции общения» оценки собственного влияния на продуктивность общения положительно связаны с оценками своей ответственности за коммуникативную неуспешность (+**) и оценками влияния на продуктивность коммуникации тренера (+*), то есть те респонденты, которые видят свою роль в обеспечении положительного качества общения, в тренере также видят влиятельного коммуникативного партнера и при этом способны брать на себя ответственность за недостаток взаимопонимания. Оценки тренерского вклада в успешность коммуникации также положительно связаны с оценками его ответственности за негативные аспекты общения (+*).

В блоке корреляций «Связи показателей атрибуции общения с показателями атрибуции тренировки» определилась интересная структура. Оценка вклада тренера в успешность коммуникации связана с оценками его вклада в успешность тренировочного процесса (+*) и вклада в соревновательную успешность респондента (+**) и одновременно с показателями вклада тренера в неуспешность общения (+*). Важно, что показатель оценки вклада тренера в продуктивность общения положительно связан с оценкой респондентом собственного вклада в успех тренировки (+*) и общения (+*), то есть респонденты, которые полагают, что тренер вносит значительный вклад во взаимопонимание, высоко оценивают его роль и в собственно спортивных аспектах их жизнедеятельности, а также высоко оценивают свою личную ответственность за продуктивность тренировочного процесса.

В блоке корреляций «Связь показателей каузальной атрибуции общения с показателями каузальной атрибуции соревнования» показатель собственного влияния на продуктивность общения положительно связан с показателями собственной ответственности как в успехе (+**), так и в неуспехе (+*) в соревновательных поединках, а также с показателем влияния тренера на соревновательный успех (+*). Показатель вклада тренера в дефицитарный аспект общения

связан с оценкой своей ответственности за неуспех в соревновании (+*), а также ответственности тренера как за успех (+*), так и за неуспех (+*). Показатель своей ответственности в недостаточном взаимопонимании связан с оценками ответственности за неуспешность в тренировочном процессе (+*), за успешность (+**) и неуспешность в соревновании (+**).

Показатели стабильности в общей тенденции связаны между собой, что свидетельствует о наличии индивидуальных склонностей респондентов видеть либо большую стабильность, либо большую вариативность происходящего.

Заключение. Обобщение результатов исследования позволяет определить следующие характеристики причинного анализа занимающимися тхэквондо школьниками ситуаций их спортивной деятельности.

Начинающие единоборцы высоко оценивают свой вклад в успешность тренировочного процесса и выступления на соревновании, в меньшей степени считая себя ответственными за продуктивность общения с тренером. Собственная ответственность за неуспешность оценивается высоко для ситуаций соревнования и несколько ниже для ситуаций тренировки. Собственная ответственность за недостаточное взаимопонимание в общении с тренером признается, но оценивается не очень высоко. Девочки в общей тенденции оценивают свою ответственность за исход различных ситуаций выше, чем мальчики. Существенный вклад тренера усматривается респондентами в успешных исходах соревнований и установлении взаимопонимания «тренер - спортсмен». Влияние тренера в других ситуациях оценивается как невысокое или даже отсутствующее в случае неуспеха на соревновании.

В структуре взаимосвязи характеристик причинного анализа системообрзующей является оценка своего влияния, а также влияния тренера на взаимопонимание в общении. Можно говорить о том, что атрибутирование ответственности за продуктивность общения тренер - спортсмен его участникам является предиктором внутреннего локуса ответственности единоборца в ситуации соревнования.

Библиографический список

1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 100 с.

2. Веракса А.Н., Иголкина А.Е. Модели использования образов в спортивной психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2011/n1/39953.shtml (дата обращения: 12.11.2021).

3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 184 с.

4. Гордеева Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 32-65.

5. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.

6. Довжик Л.М., Бочавер К.А. Эффективное совладающее поведение в спорте: что выводит из равновесия и как его снова обрести // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 1-22. DOI: 10.17759/cpse.2016050201

7. Жедь А.В. Взаимосвязь личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультура-ционных ожиданий учащихся старших классов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 2. С. 96-106. DOI: 10.17759/psyedu.2017090209

8. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как предиктор мотивации достижения успеха у школьников // Личность в изменяющихся условиях: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск,

6-8 ноября 2013 г. / Е.В. Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Аста- <; фьева. Красноярск, 2013. С. 419-426. g

9. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 4. о С. 74-90.

10. Лукьянченко Н.В., Довыденко Л.В., Аликин И.А. Ценности успеха в представлении студенче- W ской молодежи поколения Z // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 82-94. О к DOI: 10.17759/sps.2019100207 S

!-н щ

М Ц

11. Рудина Л.М. Тест на оптимизм, метод определения атрибутивных стилей. М.: Наука, 2002. 24 с. и ^

12. Сагова З.А., Донцов Д.А. Постановка и достижение целей как факторы спортивной эффективно- н ^

- й

сти // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14, № 2. С. 111-116. URL: https:// % S

psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Sago_Dontsov.shtml (дата обращения: 12.11.2021). ®

О ^

13. Светлова А.А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной о О

1-4 ti

деятельности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6, № 3. С. 181-187. о § DOI: 10.17759/psyedu.2014060318 9 ^

Г)

14. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Альпина Паблишер, 2018. 544 с. ръ S

ьч 1—1

15. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. И.П. Волкова. СПб.: Питер, О О 2002. 384 с. ^ ¡^

16. Федунина Н.Ю. Эволюция понятия «ментальная прочность» в зарубежной спортивной психо- д логии // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 77-83. DOI: 10.17759/ jmfp.2017060408

17. Хвацкая Е.Е. Взаимодействие в системе «психолог - тренер» при реализации психологического сопровождения спортивного резерва // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: матер. XV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2016 г., посвященной 80-летию университета, Минск, ^Н 30 марта - 17 мая 2017 г.: в 4 ч. Минск: БГУФК, 2017. Ч. 3. С. 249-252.

18. Catina P.D., Iso-Ahola S.E. Positive illusion and athletic success // International Sports Journal. 2004. No. 8. P. 80-93.

« S

к

и

W PQ

19. Conroy D.E., Poczwardowski A., Henschen K.P. Evaluative criteria and consequences associated with failure and success for elite athletes and performing artists // Journal of Applied Sport Psychology. 2001. Is. 3. P. 300-322.

20. Gilovich T., Griffin D.W., Kahneman D. (Eds.) Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. N.Y.: Cambridge University Press, 2002. 882 p.

21. Green S., Mitchell T. Attributional processes of leaders in leader - member interactions // Organizational behavior and human performance. 1979. Vol. 23, is. 3. P. 429-458.

22. Hechausen H. Motivation und Handeln. Berlin; Heidelberg; New York: Springer Verlag, 1980. 677 p.

23. McClelland D.C. Human Motivation. New York; New Rochelle; Melborne; Sidney: Cambridge University Press, 1987. 663 p.

24. Weiner B. A theory of motivation for same classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1979. Vol. 71, No. 1. P. 3-25.

25. White P.A. Causal attribution from covariation information: the evidential evaluation model // European Journal of Social Psychology. 2002. Vol. 32.

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-323

CAUSAL ATTRIBUTION OF SUCCESS

IN SPORTS ACTIVITIES AMONG SCHOOL CHILDREN

INVOLVED IN TAEKWONDO

M.I. Alikin (Krasnoyarsk, Russia) Abstract

Statement of the problem. The article defines the value of causal attribution as a cognitive aspect of motivation and the most important determinant of the orientation of the world perception. The article describes the characteristics of the optimistic and pessimistic style of attribution. The features of causal attribution in situations of shared responsibility remain little explored to date. In the process of socialization, they play an important formative role. The experience of such situations at school age is associated not only with educational activities, but with inclusion in sports activities for many schoolchildren.

The purpose of the article is to analyze the results of a study of the characteristics of causal attribution of successes and failures in situations of training, communication with a coach and competition among schoolchildren involved in taekwondo.

The research methodology was the analysis of the problem of causal attribution in situations of shared responsibility on the basis of scientific sources and the results of an empirical study of the causal attribution of the success in sports activity among schoolchildren. The study involved schoolchildren engaged in taekwondo (N = 44) aged from 9 to 12. We looked at how novice athletes evaluate their own contribution, the coach's contribution to the causal bases of a positive or negative result, and the likelihood of their recurrence in the future. A questionnaire with rating ^ scales was used as a method for obtaining empirical data. Mathematical processing included descriptive statistics ^ and correlation analysis using Spearman's coefficient. H

The research results showed that novice athletes estimate their contribution to the success of the training process and performance at the competition as a significant contribution, to a lesser extent considering themselves C responsible for the productivity of communication with the coach. Girls value their responsibility for the outcome of various situations higher than boys. The respondents assessed the contribution of the coach to the success in the O ® competition and the formation of mutual "coach-athlete" understanding as significant. The results of the correlation Q ^ analysis made it possible to conclude that in the structure of the interconnection of the characteristics of causal attribution, the assessment of the influence of both contributions (one's own and that of a coach) on mutual under- § S standing in communication is systemic. ^ P^

Conclusion. Causal attribution of situations in sports activity among novice combatants is optimistic in general, ^ PQ while the confidence of a young athlete in his own abilities to influence competitive success is related to how highly he R w or she evaluates his/her own contribution and the contribution of a coach to the quality of their mutual understanding. o

Keywords: causal attribution, success, failure, sports activity, combatants, coach, taekwondo, training, com- 2 2 petition. P 8

_ b y

Alikin Mark I. - PhD Candidate, Department of Psychology for Special Needs, Institute of Social and Humanitarian ^ g

Technologies, KSPU named after V.P. Astafyev; Scopus Author ID: 57218956484; ORCID ID: 0000-0003-0737-4454; g £

e-mail: pm2486@mail.ru ffi h

_ u &

References ^

1. Baturin N.A. The psychology of success and failure. Chelyabinsk: SUSU, 1999.100 p. MM

2. Veraksa A.N., Igolkina A.E. Models of using images in sports psychology // Psikhologicheskaya nau-ka i obrazovanie psyedu.ru (Psychological Science and Education psyedu.ru). 2011. Vol. 3, No. 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39953.shtml (access date: 12.12.2021).

3. Glasser W. Schools without losers. Moscow: Progress. 184 p.

4. Gordeyeva T.O. Optimism as a component of the personality potential // Psikhologicheskaya diagnos-tika (Psychological Diagnostics). 2007. No. 1. P. 32-65.

5. Gordeyeva T.O., Osin E.N., Shevyakhova V.Yu. Diagnostics of the optimism as a style of explaining of successes and failures. Moscow: Smysl, 2009. 152 p.

S К

H

и

w

PQ

6. Dovzhik L.M., Bochaver K.A. Efficient coping behavior in sport: What disturbs our equanimity and how to gain it back // Klinicheskaya i spetsialnaya psikhologiya (Clinical Psychology and Special Education). 2016. Vol. 5, No. 2. P. 1-22. DOI: 10.17759/cpse.2016050201

7. Zhed A.V. Relationship between attributional style, attitude towards migrants and acculturation expectations in high school students // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya (Psychological and Educational Studies). 2017. Vol. 9, No. 2. P. 96-106. DOI: 10.17759/psyedu.2017090209

8. Lukyanchenko N.V. Causal attribution as a predictor of motivation for achieving success in schoolchildren. In: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference "Personality in changing conditions". Krasnoyarsk, November 6-8, 2013 / Ed. by E.V. Gordienko; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. Krasnoyarsk, 2013. P. 419-426.

9. Lukyanchenko N.V. Causal attribution in a lead teacher as a predictor of pedagogical management style // Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo (Social Psychology and Society). 2014. Vol. 5, No. 4. P. 74-90.

10. Lukyanchenko N.V., Dovydenko L.V., Alikin I.A. Values of success in introducing the generation Z student youth // Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo (Social Psychology and Society). 2019. Vol. 10, No. 2. P. 82-94. DOI: 10.17759/sps.2019100207

11. Rudina L.M. Optimism test, a method for determining attributive styles. Moscow: Nauka, 2002. 24 p.

12. Sagova Z.A., Dontsov D.A. Setting and achieving goals as factors of sports efficiency // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya (Bulletin of Practical Psychology of Education). 2017. Vol. 14, No. 2. P. 111-116. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Sago_Dontsov.shtml (access date: 12.11.2021).

13. Svetlova A.A. Athlete and coach relationship as a factor of the success in sports activities // Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru (Psychological Science and Education psyedu.ru). 2014. Vol. 6, No. 3. P. 181-187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060318

14. Seligman M. How to learn to be optimistic. Moscow: Alpina Publisher, 2018. 544 p.

15. Sports psychology in the works of Russian specialists / Compiled by I.P. Volkova. Saint Petersburg: Piter, 2002. 384 p.

16. Fedunina N.Y. Evolution of the "mental strength" concept in foreign sport psychology // Sovremen-naya zarubezhnaya psikhologiya (Journal of Modern Foreign Psychology). 2017. Vol. 6, No. 4. P. 77-84. DOI: 10.17759/jmfp.2017060408

17. Khvatskaya E.E. Interaction in the "psychologist-coach" system in the implementation of psychological support of the sports reserve. In: Proceedings of the XV International Scientific session on the results of research for 2016, dedicated to the 80th anniversary of the University "Scientific substantiation of physical education, sports training and training in physical culture, sports and tourism". Minsk, March 30 - May 17, 2017. Minsk: BGUFK, 2017. P. 3. P. 249-252.

18. Catina P.D., Iso-Ahola S.E. Positive illusion and athletic success // International Sports Journal. 2004. No. 8. P. 80-93.

19. Conroy D.E., Poczwardowski A., Henschen K.P. Evaluative criteria and consequences associated with failure and success for elite athletes and performing artists // Journal of Applied Sport Psychology. 2001. Is. 3. P. 300-322.

20. Gilovich T., Griffin D.W., Kahneman D. (Eds.) Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. N.Y.: Cambridge University Press, 2002. 882 p.

21. Green S., Mitchell T. Attributional processes of leaders in leader - member interactions // Organizational behavior and human performance. 1979. Vol. 23, is. 3. P. 429-458.

22. Hechausen H. Motivation und Handeln. Berlin, Heidelberg, New York: Springer Verlag, 1980. 677 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. McClelland D.C. Human Motivation. New York, New Rochelle, Melborne, Sidney: Cambridge University Press, 1987. 663 p.

24. Weiner B. A theory of motivation for same classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1979. Vol. 71, No. 1. P. 3-25.

25. White P.A. Causal attribution from covariation information: the evidential evaluation model // European Journal of Social Psychology. 2002. Vol. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.